Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.
•Флотские комиссары (продолжаем разговор) • \\ аСледует создать на новой основе единую государственную систему переподготовки и профессионального роста кадров. Необходимо перейти от сложившегося в стране порядка пе риодического (а на практике эпизодического) повышения их квалификации к системе непрерывного, оперативного попол нения и обновления их знаний». (Из V III раздела проекта ЦК КПСС «Основные на правления перестройки высшего и среднего специального образования в стране») ДОЛЖНОСТЬ Статья Виктора Яковлевича Шашкова, кандидата историче ских наук, преподавателя МВИМУ, «Был приказом он, песней, советом...» («РМ», № 17 за 25 апреля) и последовавшее за этим (см. № 22 за 30 мая) ее обсуждение привлекли внимание читателей постановкой острых вопросов о роли и повышении авторитета первых помощников капитана на флоте, необходи- <*мости срочной перестройки их подготовки (кстати, о важности подготовки и переподготовки специалистов говорит и обсуж даемый нами проект ЦК КПСС о высшей школе). В этом в первую очередь убеждают письма, поступающие в редакцию. Так, на днях зашли к нам слушатели подготовительных курсов при МВИМУ, первый помощник капитана Беломорской базы гослова С. С. Хлюпин и его коллега — первый помощник ка питана Архангельского тралового флота Н. А. Леонов, — по делиться мыслями по наболевшим проблемам. 1 0 шшш На наш взгляд, статья В. Я. Шашкова очень актуальна, каждая ое строчка несет в себе проблему. Согласны с автором в том, что должность первого помощника капитана — это должность по призза- нию. Мы же удивляемся то му, что на курсах подготовки первых помощников капитанов обучаются порой люди слу чайные. Флоты нередко по сылают на учебу тех, кто по пался кадровикам «под руку» и кто никогда помполитом ра ботать не будет. Вот и летят на ветер государственные де нежки, причем немалые. А отдача — минимальная. Необходимо закрепить а Уставе флота положение о том, что помполит — в пер вую очередь партийный ра ботник, а не просто админи стратор, помощник капитана, отвечающий буквально за все: от качества рыбы до эконо мии ГСМ. Считаем, что выдвигать на должность «комиссара» дол жен коллектив, в котором он не один год проработал, а утверждает его партийный ко митет. Автор статьи прав: форма подготовки первых помощни ков требует немедленной пе рестройки. Да, помполит, не повышающий свой общеобра зовательный, политический уровень, теряет квалифика цию. Но, чтобы быть в посто янной форме, ему достаточ но учебы на 4—5-месячных курсах раз в 3—5 лет. А но вичкам и тем первым помощ никам, которые когда-то за канчивали средние мореход ные училища и многое подза были, необходимы 2-годичные курсы. Возможно, что не по мешает такая учеба и старпо мам, им в скором времени быть капитанами, работать с людьми. А эта наука не каж дому легко дается. Очень хотелось бы, чтобы проблемы, которые поднял В. Я. Шашков в своей статье, решались побыстрее. Уж слиш ком медленно мы перестраи ваемся, особенно в вопросах обучения кадров, работы с людьми. Н. ЛЕОНОВ, С. ХЛЮПИН, первые помощники капита на. П ОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН, что первый помощник ка питана — «это должность по призванию» и далеко не каж дый специалист по своим мо рально-политическим, дело вым качествам успешно спра вится с возложенными на на го обязанностями. Существующий приказ Ми нистерства рыбного хозяйст ва, гласящий, что на долж ность первого помощника мо гут быть приняты лица, имею щие высшее морское или от раслевое образование и пар тийный стаж не менее 3-х лет, не совсем соответствует тре бованиям сегодняшнего дня. Если следовать по такому пути, что перед назначением на должность капитана-дирек- тора, старшего механика вы движенцы из числа старпомов и вторых механиков должны пройти при МВИМУ 9-месяч- ные курсы обучения и пора ботать не менее года помпо литом, как это делается в ВРПО «Дальрыба», то тем са мым обесценится сама долж ность политработника на су дах флота. Выходит, что пом политом может быть практиче ски любой специалист, имею щий высшее морское образо вание и необходимый партий ный стаж. Если кто и думает, что это так, то глубоко за блуждается. Неудачное выдвижение спе циалиста на должность перво го помощника наносит незос- полнимый ущерб всей полити ко-воспитательной работе на флоте. ПОД КАНОНЫ МИНИСТЕРСКОГО ПРИКАЗА Можно привести множестзо примеров первых помощников, не имеющих отраслевого об разования, но честно и добро совестно выполняющих пар тийный долг, пользующихся заслуженным авторитетом на флоте. Мне приходилось встречаться с такими помпо- литами, работать вместе с ни ми на промысле. Всегда с особым чувством вспоминаю совместную работу на БМРТ <Л1ассат-2» с комиссаром Ни колаем Григорьезичем Пан ченко. Вот уж кто умеет сплотить коллектив, создать здоровый психологический цлимат, мобилизовать людей на выполнение любых задач и при этом быть чутким вос питателем и наставником для молодых. В то же время имеются и другие примеры. Так, был выдвинут на должность пер вого помощника В. И. Личман, ранее работавший старшим механиком, окончивший МВИМУ и 9-месячные курсы, имеющий 10-летний партийный стаж. Однако после первого же рейса на БМРТ «Николай Закоркин» пришлось оезобо- дить его от должности. Нет сомнения, что Владимир Ива нович — грамотный специа лист, моряк, а вот комиссар ская ноша оказалась для не го непосильной. При оформлении на рабо ту мы не в полной мере ис пользуем выпускников выс ших партийных школ, специ ально подготовленных для этой деятельности людей. Так, только в этом году в партийный комитет поступило 11 писем из разных уголкоз страны от райкомовских и горкомовских работников, не знающих специфики рыбной отрасли, о трудоустройстве первыми помощниками. Всем дан отрицательный ответ. В то же время их можно было обучить на специальных 2-ме сячных курсах, и были бы го товые специалисты для фло та. Конечно, лучше получить готового политработника, под ходящего под все каноны ми нистерского приказа, но если мы их пока не готозим в высших учебных заведениях, то, на наш взгляд, приемлемы и варианты подготовки первых помощников, изложенные в статье. А. КУХТИН, секретарь парткома объ единения «Мурманрыб- пром». «Не трогайте меня!» Я, конечно, понимаю, что вопрос подготовки и перепод готовки первых помощников очень важный. Не мне ре шать, сколько их надо учить, — полгода или пять лет. Проб лема, мне кажется, здесь больше упирается в качество учебы, а значит, продуман ность программы, самого учеб но-воспитательного процесса. С большим уважением отно шусь к нашей высшей школе (проект перестройки которой сейчас обсуждается), в частно сти к МВИМУ, его преподава тельскому состазу. Но меня удивляет, неужели уважаемые преподаватели на ших морских училищ, других вузов не видят, каких специа листов они выпускают? Троеч ники в учебе, они и работать будут на «три», а может быть, и на «даа». Почему так говорю? В море я хожу уже восемь лет и на смотрелся на всяких первых помощников. У одних все есть: отраслевое и высшее политическое образование, партийный стаж, а ведут они себя как угодно, но только не как помполиты, комиссары. В поисках хорошего рейса «пры гают» с одного судна на дру гое. Экипаж не знают, да и знать не хотят. Политинформа ции и беседы, которые им приходится проводить, скуч ны, неинтересны, а порой и просто малограмотны. На ря довой плавсостав смотрят свы сока. От таких воспитателей люди бегут, чтобы только им на глаза не попадаться и не портить себе настроение. Ка кой уж тут микроклимат в коллективе? Какой досуг? Бывают и другие: исполни тельные, вежливые, но такие равнодушные и смирные! У них на лицах будто написано: «Не трогайте меня!» А настоящих комиссаров я видел не так уж много. К сожалению. Помполит — это действительно должность по призванию. А людей, ее недо стойных, надо с флота уби рать. Слишком это важный участок работы, чтобы терпеть здесь равнодушных. Настоящую мою фамилию прошу в газете не указывать. Не очень то я верю в объ ективность тех флотских това рищей, которые письмо мое прочтут. С одним моим зна комым такая ситуация уже была. Выступил в газете, по критиковал начальство, а ему вежливо объяснили: «Не прав ты, надо было сначала на партсобрании «вопрос под нять» или в партком обратить ся, а потом уже обществен ное мнение создавать». Надо сказать, что он долго потом из резерва выбраться не мог. И всякий раз были у кадрови ков «объективные причины». Ю. М., матрос. В СТАТЬЕ «Был приказом он, песней, советом...» правильно ставятся вопросы о роли первых помощников ка питанов в жизни трудозых коллективов, партийных орга низаций, о недостатках в их подборе, необходимости по вышения их теоретического и практического уровня. Мне, как председателю партийной комиссии при парткоме управ ления «Севрыбхолодфлот» (в прошлом судоводителю, ра ботнику парткома, первому помощнику капитана), практи чески с начала моей трудозой деятельности, с 1971 года, приходится сталкиваться с их работой. Наглядно видны ус пехи и недостатки. К сожалению, сегодня мог бы рассказать о положитель ном опыте не так уж и многих первых помощников. Причины, на мой взгляд, разные, но есть одно общее. Если взять любого специалиста судна, то мы увидим, что прежде чем он станет судоводителем, ме- А РАБОТАТЬ НЕ УЧИМ хаником, технологом, электро механиком, радистом и т. д., ему нужно закончить специ альное учебное заведение и пройти необходимую плаза- тельскую практику под руко водством опытных наставников. И только после этого он по лучит диплом для работы по специальности в условиях мо ря. А как мы готовим к работе первых помощников капитана? А никак. Для этого сегодня необходимо иметь высшее от раслевое образование, пар тийный стаж и желание рабо тать в данной должности. Хо чу заметить, что сейчас управ ления флотов без разрешения Министерства рыбного хозяй ства СССР взять на работу первого помощника капитана не могут. По этой причине флоты поставлены в жесткие условия при подборе первых помощников капитана. Прак тически мы человека знаем только по анкетным данным, и в этом, видимо, наша глав ная ошибка в работе с кад рами. Мы не учитываем чело веческие качества помполита, его честность, правдивость, и не уверены поэтому, что он дейстзительно может быть для моряков «и приказом, и пес ней, и советом». Надо сказать, что такими качествами обла дают многие специалисты, за кончившие гуманитарные вузы, высшие партшколы. Мы не учим, как надо рабо тать. Мне могут возразить, что на флотах проводятся се минары для первых помощни ков капитанов и секретарей парторганизаций, организова ны курсы подготозки и т. д. Все это верно, но, выйдя в море, помполит остается нае дине с самим собой, ему не у кого спросить совета или помощи. И поэтому учится он больше на собственных ошиб ках. Я неоднократно ставил эти вопросы на разных уровнях. Говорил, например, что в мо ре должны быть флагманские первые помощники капитана, которым вменялось бы в обя занность оказывать помощь всем политработникам судов Северного бассейна. В любом районе промысла сегодня на ходятся руководители пром- районов ВРПО «Севрыба» и каждого флота в отдельности, с ними — до десятка различ ных специалистов. А вы по пробуйте найти среди них политработника. В управлении «Севрыбхолодфлот» прежде чем назначить капитаном, че ловека отправляют ■ море дублером капитана на рейс и только после этого назначают на должность. А почему не делать так с первыми помощ никами? Дать им возможность раньше поучиться у опытного помполита. В статье ставится вопрос о двухгодичной системе подго товки кадров политработни ков. На мой взгляд, надо при одном из вузов Министерства рыбного хозяйства СССР от крыть факультет политработ ников с ускоренным сроком обучения из числа специали стов флота, если они имеют стаж работы на судах не ме нее двух лет. Ф . ЩАНКИН, председатель партийной комиссии при парткоме уп равления «Севрыбхолод флот». шиииаш 13 июня 198S года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz