Рыбный Мурман. 1986 г. Июнь.

•Флотские комиссары (продолжаем разговор) • \\ аСледует создать на новой основе единую государственную систему переподготовки и профессионального роста кадров. Необходимо перейти от сложившегося в стране порядка пе­ риодического (а на практике эпизодического) повышения их квалификации к системе непрерывного, оперативного попол­ нения и обновления их знаний». (Из V III раздела проекта ЦК КПСС «Основные на­ правления перестройки высшего и среднего специального образования в стране») ДОЛЖНОСТЬ Статья Виктора Яковлевича Шашкова, кандидата историче­ ских наук, преподавателя МВИМУ, «Был приказом он, песней, советом...» («РМ», № 17 за 25 апреля) и последовавшее за этим (см. № 22 за 30 мая) ее обсуждение привлекли внимание читателей постановкой острых вопросов о роли и повышении авторитета первых помощников капитана на флоте, необходи- <*мости срочной перестройки их подготовки (кстати, о важности подготовки и переподготовки специалистов говорит и обсуж­ даемый нами проект ЦК КПСС о высшей школе). В этом в первую очередь убеждают письма, поступающие в редакцию. Так, на днях зашли к нам слушатели подготовительных курсов при МВИМУ, первый помощник капитана Беломорской базы гослова С. С. Хлюпин и его коллега — первый помощник ка­ питана Архангельского тралового флота Н. А. Леонов, — по­ делиться мыслями по наболевшим проблемам. 1 0 шшш На наш взгляд, статья В. Я. Шашкова очень актуальна, каждая ое строчка несет в себе проблему. Согласны с автором в том, что должность первого помощника капитана — это должность по призза- нию. Мы же удивляемся то­ му, что на курсах подготовки первых помощников капитанов обучаются порой люди слу­ чайные. Флоты нередко по­ сылают на учебу тех, кто по­ пался кадровикам «под руку» и кто никогда помполитом ра­ ботать не будет. Вот и летят на ветер государственные де­ нежки, причем немалые. А отдача — минимальная. Необходимо закрепить а Уставе флота положение о том, что помполит — в пер­ вую очередь партийный ра­ ботник, а не просто админи­ стратор, помощник капитана, отвечающий буквально за все: от качества рыбы до эконо­ мии ГСМ. Считаем, что выдвигать на должность «комиссара» дол­ жен коллектив, в котором он не один год проработал, а утверждает его партийный ко­ митет. Автор статьи прав: форма подготовки первых помощни­ ков требует немедленной пе­ рестройки. Да, помполит, не повышающий свой общеобра­ зовательный, политический уровень, теряет квалифика­ цию. Но, чтобы быть в посто­ янной форме, ему достаточ­ но учебы на 4—5-месячных курсах раз в 3—5 лет. А но­ вичкам и тем первым помощ­ никам, которые когда-то за­ канчивали средние мореход­ ные училища и многое подза­ были, необходимы 2-годичные курсы. Возможно, что не по­ мешает такая учеба и старпо­ мам, им в скором времени быть капитанами, работать с людьми. А эта наука не каж­ дому легко дается. Очень хотелось бы, чтобы проблемы, которые поднял В. Я. Шашков в своей статье, решались побыстрее. Уж слиш­ ком медленно мы перестраи­ ваемся, особенно в вопросах обучения кадров, работы с людьми. Н. ЛЕОНОВ, С. ХЛЮПИН, первые помощники капита­ на. П ОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН, что первый помощник ка­ питана — «это должность по призванию» и далеко не каж­ дый специалист по своим мо­ рально-политическим, дело­ вым качествам успешно спра­ вится с возложенными на на­ го обязанностями. Существующий приказ Ми­ нистерства рыбного хозяйст­ ва, гласящий, что на долж­ ность первого помощника мо­ гут быть приняты лица, имею­ щие высшее морское или от­ раслевое образование и пар­ тийный стаж не менее 3-х лет, не совсем соответствует тре­ бованиям сегодняшнего дня. Если следовать по такому пути, что перед назначением на должность капитана-дирек- тора, старшего механика вы­ движенцы из числа старпомов и вторых механиков должны пройти при МВИМУ 9-месяч- ные курсы обучения и пора­ ботать не менее года помпо­ литом, как это делается в ВРПО «Дальрыба», то тем са­ мым обесценится сама долж­ ность политработника на су­ дах флота. Выходит, что пом­ политом может быть практиче­ ски любой специалист, имею­ щий высшее морское образо­ вание и необходимый партий­ ный стаж. Если кто и думает, что это так, то глубоко за­ блуждается. Неудачное выдвижение спе­ циалиста на должность перво­ го помощника наносит незос- полнимый ущерб всей полити­ ко-воспитательной работе на флоте. ПОД КАНОНЫ МИНИСТЕРСКОГО ПРИКАЗА Можно привести множестзо примеров первых помощников, не имеющих отраслевого об­ разования, но честно и добро­ совестно выполняющих пар­ тийный долг, пользующихся заслуженным авторитетом на флоте. Мне приходилось встречаться с такими помпо- литами, работать вместе с ни­ ми на промысле. Всегда с особым чувством вспоминаю совместную работу на БМРТ <Л1ассат-2» с комиссаром Ни­ колаем Григорьезичем Пан­ ченко. Вот уж кто умеет сплотить коллектив, создать здоровый психологический цлимат, мобилизовать людей на выполнение любых задач и при этом быть чутким вос­ питателем и наставником для молодых. В то же время имеются и другие примеры. Так, был выдвинут на должность пер­ вого помощника В. И. Личман, ранее работавший старшим механиком, окончивший МВИМУ и 9-месячные курсы, имеющий 10-летний партийный стаж. Однако после первого же рейса на БМРТ «Николай Закоркин» пришлось оезобо- дить его от должности. Нет сомнения, что Владимир Ива­ нович — грамотный специа­ лист, моряк, а вот комиссар­ ская ноша оказалась для не­ го непосильной. При оформлении на рабо­ ту мы не в полной мере ис­ пользуем выпускников выс­ ших партийных школ, специ­ ально подготовленных для этой деятельности людей. Так, только в этом году в партийный комитет поступило 11 писем из разных уголкоз страны от райкомовских и горкомовских работников, не знающих специфики рыбной отрасли, о трудоустройстве первыми помощниками. Всем дан отрицательный ответ. В то же время их можно было обучить на специальных 2-ме­ сячных курсах, и были бы го­ товые специалисты для фло­ та. Конечно, лучше получить готового политработника, под­ ходящего под все каноны ми­ нистерского приказа, но если мы их пока не готозим в высших учебных заведениях, то, на наш взгляд, приемлемы и варианты подготовки первых помощников, изложенные в статье. А. КУХТИН, секретарь парткома объ­ единения «Мурманрыб- пром». «Не трогайте меня!» Я, конечно, понимаю, что вопрос подготовки и перепод­ готовки первых помощников очень важный. Не мне ре­ шать, сколько их надо учить, — полгода или пять лет. Проб­ лема, мне кажется, здесь больше упирается в качество учебы, а значит, продуман­ ность программы, самого учеб­ но-воспитательного процесса. С большим уважением отно­ шусь к нашей высшей школе (проект перестройки которой сейчас обсуждается), в частно­ сти к МВИМУ, его преподава­ тельскому состазу. Но меня удивляет, неужели уважаемые преподаватели на­ ших морских училищ, других вузов не видят, каких специа­ листов они выпускают? Троеч­ ники в учебе, они и работать будут на «три», а может быть, и на «даа». Почему так говорю? В море я хожу уже восемь лет и на­ смотрелся на всяких первых помощников. У одних все есть: отраслевое и высшее политическое образование, партийный стаж, а ведут они себя как угодно, но только не как помполиты, комиссары. В поисках хорошего рейса «пры­ гают» с одного судна на дру­ гое. Экипаж не знают, да и знать не хотят. Политинформа­ ции и беседы, которые им приходится проводить, скуч­ ны, неинтересны, а порой и просто малограмотны. На ря­ довой плавсостав смотрят свы­ сока. От таких воспитателей люди бегут, чтобы только им на глаза не попадаться и не портить себе настроение. Ка­ кой уж тут микроклимат в коллективе? Какой досуг? Бывают и другие: исполни­ тельные, вежливые, но такие равнодушные и смирные! У них на лицах будто написано: «Не трогайте меня!» А настоящих комиссаров я видел не так уж много. К сожалению. Помполит — это действительно должность по призванию. А людей, ее недо­ стойных, надо с флота уби­ рать. Слишком это важный участок работы, чтобы терпеть здесь равнодушных. Настоящую мою фамилию прошу в газете не указывать. Не очень то я верю в объ­ ективность тех флотских това­ рищей, которые письмо мое прочтут. С одним моим зна­ комым такая ситуация уже была. Выступил в газете, по­ критиковал начальство, а ему вежливо объяснили: «Не прав ты, надо было сначала на партсобрании «вопрос под­ нять» или в партком обратить­ ся, а потом уже обществен­ ное мнение создавать». Надо сказать, что он долго потом из резерва выбраться не мог. И всякий раз были у кадрови­ ков «объективные причины». Ю. М., матрос. В СТАТЬЕ «Был приказом он, песней, советом...» правильно ставятся вопросы о роли первых помощников ка­ питанов в жизни трудозых коллективов, партийных орга­ низаций, о недостатках в их подборе, необходимости по­ вышения их теоретического и практического уровня. Мне, как председателю партийной комиссии при парткоме управ­ ления «Севрыбхолодфлот» (в прошлом судоводителю, ра­ ботнику парткома, первому помощнику капитана), практи­ чески с начала моей трудозой деятельности, с 1971 года, приходится сталкиваться с их работой. Наглядно видны ус­ пехи и недостатки. К сожалению, сегодня мог бы рассказать о положитель­ ном опыте не так уж и многих первых помощников. Причины, на мой взгляд, разные, но есть одно общее. Если взять любого специалиста судна, то мы увидим, что прежде чем он станет судоводителем, ме- А РАБОТАТЬ НЕ УЧИМ хаником, технологом, электро­ механиком, радистом и т. д., ему нужно закончить специ­ альное учебное заведение и пройти необходимую плаза- тельскую практику под руко­ водством опытных наставников. И только после этого он по­ лучит диплом для работы по специальности в условиях мо­ ря. А как мы готовим к работе первых помощников капитана? А никак. Для этого сегодня необходимо иметь высшее от­ раслевое образование, пар­ тийный стаж и желание рабо­ тать в данной должности. Хо­ чу заметить, что сейчас управ­ ления флотов без разрешения Министерства рыбного хозяй­ ства СССР взять на работу первого помощника капитана не могут. По этой причине флоты поставлены в жесткие условия при подборе первых помощников капитана. Прак­ тически мы человека знаем только по анкетным данным, и в этом, видимо, наша глав­ ная ошибка в работе с кад­ рами. Мы не учитываем чело­ веческие качества помполита, его честность, правдивость, и не уверены поэтому, что он дейстзительно может быть для моряков «и приказом, и пес­ ней, и советом». Надо сказать, что такими качествами обла­ дают многие специалисты, за­ кончившие гуманитарные вузы, высшие партшколы. Мы не учим, как надо рабо­ тать. Мне могут возразить, что на флотах проводятся се­ минары для первых помощни­ ков капитанов и секретарей парторганизаций, организова­ ны курсы подготозки и т. д. Все это верно, но, выйдя в море, помполит остается нае­ дине с самим собой, ему не у кого спросить совета или помощи. И поэтому учится он больше на собственных ошиб­ ках. Я неоднократно ставил эти вопросы на разных уровнях. Говорил, например, что в мо­ ре должны быть флагманские первые помощники капитана, которым вменялось бы в обя­ занность оказывать помощь всем политработникам судов Северного бассейна. В любом районе промысла сегодня на­ ходятся руководители пром- районов ВРПО «Севрыба» и каждого флота в отдельности, с ними — до десятка различ­ ных специалистов. А вы по­ пробуйте найти среди них политработника. В управлении «Севрыбхолодфлот» прежде чем назначить капитаном, че­ ловека отправляют ■ море дублером капитана на рейс и только после этого назначают на должность. А почему не делать так с первыми помощ­ никами? Дать им возможность раньше поучиться у опытного помполита. В статье ставится вопрос о двухгодичной системе подго­ товки кадров политработни­ ков. На мой взгляд, надо при одном из вузов Министерства рыбного хозяйства СССР от­ крыть факультет политработ­ ников с ускоренным сроком обучения из числа специали­ стов флота, если они имеют стаж работы на судах не ме­ нее двух лет. Ф . ЩАНКИН, председатель партийной комиссии при парткоме уп­ равления «Севрыбхолод­ флот». шиииаш 13 июня 198S года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz