Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.

• Память С е г о д н я ш н е й публи­ кацией нельзя ставить точку в дальнейшей поиско­ вой работе. Во-первых, есть некоторые разногласия в воспоминаниях ветеранов и архивных данных. Так, в сво­ ем письме М. И. Шамаев и автор книги «Выполняя Ро­ дины наказ» (Мурманское книжное издательство, 1985 год) В. С. Бойко пишут о том, что в составе экипажа находился капитан Г. А. Сте­ рпи, а в личном деле Г. А,- Стерина записано; «Исклю­ чен из списка личного соста­ ва ВМФ, как погибший в бо­ ях с германским фашизмом (погиб 5 мая 1943 года при налете вражеской авиации на г. Цасыга)». То есть за три дня до трагического пе­ релета. Кроме того, в указанной книге и воспоминаниях вете­ ранов говорится, что летчи­ ком погибшего самолета был мл. лейтенант П. В. Новиков, а по архивным данным — старшина Новиков Иван Ни­ кифорович. Искажена в кни­ ге и фамилия техника-лейте- нанта Ц. П. Брайтмана. Ду­ мается, что в ходе дальней­ ших поисков удастся устано­ вить истину. К сожалению, пока что скупы данные о двух чле­ нах экипажа — И. Н. Но­ викове и Ц. П. Брайтмане. И еще. В июне этого го­ да на сельском кладбище в Варзуге было произведено захоронение останков лёт­ чиков, погибших на Мель­ ничном ручье. Без указания фамилий им поставлен скром­ ный обелиск. Сейчас, когда в основном установлены име­ на погибших авиаторов, от­ правлены письма в военкома­ ты их призыва, идет поиск родственников погибших., бу­ дет правильным произвести перезахоронение останков летчиков на территории од­ ного из авиаподразделений Краснознаменного Северно­ го флота. С воинскими по­ честями, пригласив ветера­ нов 95-го авиаполка, родст­ венников погибших, всех, кто в течение последних че­ тырех лет вел поисковую работу. Среди них особенно хочется поблагодарить офи- церов-североморцев В. А. Бондаренко и В. Й. Сос- ненко. Поиск продолжается. По боевому пути 95-го истре­ бительного авиаполка на­ правили свой поиск комсо­ мольцы одного из авиацион­ ных подразделений Красно­ знаменного Северного флота,- В. ГЕОРГИ. МУРМАН ИСКЛЮЧЕН из списков П частей Военно-Воз­ душных Сил Северного фло­ та. как пропавший без ве­ сти... 8 мая 1943 года». Эта запись стоит в личных делах авиаторов, погибших на Мельничном ручье под Вар- зугой (это уже можно ска­ зать с уверенностью) в тот туманный, дождливый день, когда до Победы оставалось еще два долгих года. «Рыбный Мурман» (№ 38 от 20 сентября 1985 года) сообщал о ходе поисковой работы по установлению имен членов погибшего на нашей Кольской земле эки­ пажа самолета ПЕ-3. Это были долгие и нелегкие по­ иски, которые потребовали как новых экспедиций к ме­ стам предполагаемой гибе­ ли самолета, так и обшир­ ной переписки с ветерана­ ми войны и различными архивами страны. Благодаря им и появился сегодняшний материал. Вот как описал в письме перелет, во время которого погиб экипаж самолета, счи­ тавшийся без вести пропав­ шим, полковник запаса М. И. Шамаев: «8 мая 1943 года мы по­ лучили команду на перелет пятью самолетами с основно­ го аэродрома на запасной с целью прикрытия кораблей в районе Архангельска. Я был штурманом одного из экипа­ жей. В кабинах самолетов нического состава и зам. ко­ мандира нашей эскадрильи по политчасти капитан Сте- рин Г. А. (мы его обычно любезно называли Гришей). При подлете к Бабозеру встретили сплошную стену облачности. Самолеты оказа­ лись в сильнейшей болтанке. С трудом удалось выйти из облаков. Для этого при­ шлось снизиться до 50 мет­ ров. К сожалению, на аэро­ дром вылета вернулись лишь три боевые машины». Погибший экипаж одного из пропавших без вести са­ молетов удалось найти в 1959 году. С гражданскими и воинскими почестями останки авиаторов захороне­ ны в Краснощелье. Где и как погиб второй самолет (на борту его нахо­ дились М. Д. Соколов, Ц. П. Брайтман. И. М. Дробный, И. Н. Новиков и. возможно, Г. А. Стерин). не было изве­ стно до последнего времени. Сегодня мы имеем воз­ можность с достоверностью сказать, что второй пропав­ ший самолет разбился на Мельничном ручье у села Варзуга Терского района Мурманской области (см. фото) н назвать фамилии погибших авиаторов. А вот как могла произой­ ти эта трагедия (рассказыва­ ет офицер Северного флота В. А. Бондаренко): «Сейчас трудно наверняка утверждать, что случилось на этом месте в те далекие годы. Война есть война. На ней бывало такое, что не­ возможно даже представить. Я думаю, что из-за неисправ­ ности приборов и низкой об­ лачности экипаж потерял ориентировку. Самолет стал цепляться за верхушки де­ ревьев. Когда пилоты пыта­ лись совершить вынужден­ ную посадку, машину уже разламывало на части. Мото­ ры работали — об этом сви­ детельствуют сильно погну­ тые лопасти винтов. На бо­ лоте произошел взрыв. Вряд ли кто-то мог остаться в живых». Михаил Дмитриевич СОКОЛОВ Младший лейтенант, воздуш­ ный стрелок-бомбардир 95-го авиаполка Северного флота. Родился 21 июня 1917 года на станции Железнодорожная |пос. Обираловка) Реутовского района М осковской области. Русский. В 1936 году окончил семь классов школы № 30 Бауманского района Москвы. Учился на рабфаке при М ос­ ковском плановом институте. Член ВЛКСМ с октября 1937 года. В Красную Арм ию вступил по комсомольскому набору в апреле 1938 года. Был красно­ флотцем Балтийского флот­ ского экипажа. Мурманского стрелкового полка. В 1938 го ­ ду окончил школу механиков- водителей бронемашин в г. Петергофе, в 1941-м — воен­ но-морское авиационное учили­ ще им. Леваневского по кур ­ су стрелков-бомбардиров в г. Николаеве. Из наградного листа стрелка- бомбардира М. Д. Соколова о представлении его к орде­ ну Красного Знамени (14 ию ­ ня 1942 г.): «Боевой штурман, отличный разведчик... В бою показал себя храбрым, ини­ циативным воздушным бой­ цом. Успешными боевыми вылета­ ми... уничтожил склад с 15 ты­ сячами пар лыж, батарею че­ тырехорудийного состава в районе Западной Лицы, раз­ рушил дом с личным соста­ вом противника, в котором на­ ходилось 11 офицеров. На переднем крае обороны про­ тивника подавил четыре огне­ вые точки и до роты личного состава, разрушил два прича­ ла в порту Варде». Григорий Абрамович СТЕРИН Капитан, заместитель коман­ дира по политчасти 2-й авиа­ эскадрильи 95-го авиаполка Северного флота. Родился в январе 1915 го­ да в г. Рудня Смоленской об­ ласти. Еврей. Трудовую жизнь начал с 16 лет. В 1939 году с отличием окончил историче­ ский факультет 1-го М осков­ ского государственного педа­ гогического института им. Ле­ нина. 8 июля 1939 года по спец- набору ЦК ВКП(б) доброволь­ но пошел в Красную Армию на политработу. Работал в Чу­ гуевском авиационном учи­ лище, в Харьковском военно­ медицинском и Смоленском военно - политическом учили­ щах. Член ВКП(б) с марта 1941 года. Из аттестационного листа на присвоение воинского звания старшего политрука Г. А. Сте­ рина (6 декабря 1942 года): «Тов. Стерин настолько поли­ тически развит и ведет боль­ шую агитационно - пропаган­ дистскую работу, что его лек­ ции и доклады всегда пре­ красно продуманы и привле­ кают внимание слушателей. Ведет большую пропагандист­ скую работу. Военного обра­ зования не имеет. Стреляет удовлетворительно. Пользуется заслуженным ав­ торитетом у подчиненных и командования. Тов. Стерин, будучи ком ис­ саром эскадрильи, все свои силы и знания отдавал на вос­ питание личного состава в духе беззаветной преданно­ сти своей Родине». 25 июля 1986 года НЕ ПРОПАЛИ Иван Никифорович НОВИКОЗ Старшина, пилот 95-го авиа­ полка Северного флота. Родился в 1923 году в Куй­ бышевской области. Призван на военную службу Куйбы­ шевским РВК. Отец, Нови­ ков Никифор Иванович, про­ живал по адресу: г. Куйбы­ шев, ул. Красноармейская, 4. Цезарь Петрович БРАЙТМАН Старший техник-лейтенант 95-го авиаполка Северного флота. Родился в 1915 году в Ки­ евской области. Призван на военную службу Жажковским РВК. Отец, Брайтман Петр Цилевич, проживал по адресу: Жажково, ул. Пролетарская, 15. Иван Михайлович ДРОБНЫЙ Старший техник-лейтенант 95- го авиаполка Северного фло­ та. Родился 18 июня 1918 года в с. Креничка Днепродзер­ жинского района Днепропет­ ровской области. Украинец. Окончил 8 классов сельской школы, учился в ФЗУ завода им. Д зержинского г. Д непро­ дзержинска. Член ВЛКСМ с 1937 года. В этом же году по спецнабору был взят в военную школу авиатехников Днепропетров­ ским РВК. Принимал участие в борьбе с финской белогвар- дейщиной. Из характеристики на воен­ техника 2-го ранга И. М. Д р о б ­ ного (начало 1942 года): «Тре­ бовательный и дисциплиниро­ ванный. (Единственный техник в эскадрилье, в рекордное вре­ мя освоивший новую матчасть. Смел и настойчив. Это его са­ молет в напряженные боевые дни делал по 3—4 боевых вы­ лета. Это на его самолете лет­ чики Недрыгайлов, Горкушен- ко, Осокин уничтожали живую силу, самолеты, батареи, мо­ сты и переправы противника на М урманском направлении. Много летчиков, летавших на самолете т. Дробного, награж­ дены орденами Советского Союза. Самолет Д робного сделал за время войны с не­ мецкими оккупантами 75 бое­ вых вылетов без единого лет­ ного происшествия по вине механика. Его самолет не имел слу­ чаев поломок, тем более от­ казов или невыходов в бое­ вой полет. Тов. Дробный в рекордное время произвел средний ремонт самолета ПЕ-2».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz