Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.
• Память С е г о д н я ш н е й публи кацией нельзя ставить точку в дальнейшей поиско вой работе. Во-первых, есть некоторые разногласия в воспоминаниях ветеранов и архивных данных. Так, в сво ем письме М. И. Шамаев и автор книги «Выполняя Ро дины наказ» (Мурманское книжное издательство, 1985 год) В. С. Бойко пишут о том, что в составе экипажа находился капитан Г. А. Сте рпи, а в личном деле Г. А,- Стерина записано; «Исклю чен из списка личного соста ва ВМФ, как погибший в бо ях с германским фашизмом (погиб 5 мая 1943 года при налете вражеской авиации на г. Цасыга)». То есть за три дня до трагического пе релета. Кроме того, в указанной книге и воспоминаниях вете ранов говорится, что летчи ком погибшего самолета был мл. лейтенант П. В. Новиков, а по архивным данным — старшина Новиков Иван Ни кифорович. Искажена в кни ге и фамилия техника-лейте- нанта Ц. П. Брайтмана. Ду мается, что в ходе дальней ших поисков удастся устано вить истину. К сожалению, пока что скупы данные о двух чле нах экипажа — И. Н. Но викове и Ц. П. Брайтмане. И еще. В июне этого го да на сельском кладбище в Варзуге было произведено захоронение останков лёт чиков, погибших на Мель ничном ручье. Без указания фамилий им поставлен скром ный обелиск. Сейчас, когда в основном установлены име на погибших авиаторов, от правлены письма в военкома ты их призыва, идет поиск родственников погибших., бу дет правильным произвести перезахоронение останков летчиков на территории од ного из авиаподразделений Краснознаменного Северно го флота. С воинскими по честями, пригласив ветера нов 95-го авиаполка, родст венников погибших, всех, кто в течение последних че тырех лет вел поисковую работу. Среди них особенно хочется поблагодарить офи- церов-североморцев В. А. Бондаренко и В. Й. Сос- ненко. Поиск продолжается. По боевому пути 95-го истре бительного авиаполка на правили свой поиск комсо мольцы одного из авиацион ных подразделений Красно знаменного Северного флота,- В. ГЕОРГИ. МУРМАН ИСКЛЮЧЕН из списков П частей Военно-Воз душных Сил Северного фло та. как пропавший без ве сти... 8 мая 1943 года». Эта запись стоит в личных делах авиаторов, погибших на Мельничном ручье под Вар- зугой (это уже можно ска зать с уверенностью) в тот туманный, дождливый день, когда до Победы оставалось еще два долгих года. «Рыбный Мурман» (№ 38 от 20 сентября 1985 года) сообщал о ходе поисковой работы по установлению имен членов погибшего на нашей Кольской земле эки пажа самолета ПЕ-3. Это были долгие и нелегкие по иски, которые потребовали как новых экспедиций к ме стам предполагаемой гибе ли самолета, так и обшир ной переписки с ветерана ми войны и различными архивами страны. Благодаря им и появился сегодняшний материал. Вот как описал в письме перелет, во время которого погиб экипаж самолета, счи тавшийся без вести пропав шим, полковник запаса М. И. Шамаев: «8 мая 1943 года мы по лучили команду на перелет пятью самолетами с основно го аэродрома на запасной с целью прикрытия кораблей в районе Архангельска. Я был штурманом одного из экипа жей. В кабинах самолетов нического состава и зам. ко мандира нашей эскадрильи по политчасти капитан Сте- рин Г. А. (мы его обычно любезно называли Гришей). При подлете к Бабозеру встретили сплошную стену облачности. Самолеты оказа лись в сильнейшей болтанке. С трудом удалось выйти из облаков. Для этого при шлось снизиться до 50 мет ров. К сожалению, на аэро дром вылета вернулись лишь три боевые машины». Погибший экипаж одного из пропавших без вести са молетов удалось найти в 1959 году. С гражданскими и воинскими почестями останки авиаторов захороне ны в Краснощелье. Где и как погиб второй самолет (на борту его нахо дились М. Д. Соколов, Ц. П. Брайтман. И. М. Дробный, И. Н. Новиков и. возможно, Г. А. Стерин). не было изве стно до последнего времени. Сегодня мы имеем воз можность с достоверностью сказать, что второй пропав ший самолет разбился на Мельничном ручье у села Варзуга Терского района Мурманской области (см. фото) н назвать фамилии погибших авиаторов. А вот как могла произой ти эта трагедия (рассказыва ет офицер Северного флота В. А. Бондаренко): «Сейчас трудно наверняка утверждать, что случилось на этом месте в те далекие годы. Война есть война. На ней бывало такое, что не возможно даже представить. Я думаю, что из-за неисправ ности приборов и низкой об лачности экипаж потерял ориентировку. Самолет стал цепляться за верхушки де ревьев. Когда пилоты пыта лись совершить вынужден ную посадку, машину уже разламывало на части. Мото ры работали — об этом сви детельствуют сильно погну тые лопасти винтов. На бо лоте произошел взрыв. Вряд ли кто-то мог остаться в живых». Михаил Дмитриевич СОКОЛОВ Младший лейтенант, воздуш ный стрелок-бомбардир 95-го авиаполка Северного флота. Родился 21 июня 1917 года на станции Железнодорожная |пос. Обираловка) Реутовского района М осковской области. Русский. В 1936 году окончил семь классов школы № 30 Бауманского района Москвы. Учился на рабфаке при М ос ковском плановом институте. Член ВЛКСМ с октября 1937 года. В Красную Арм ию вступил по комсомольскому набору в апреле 1938 года. Был красно флотцем Балтийского флот ского экипажа. Мурманского стрелкового полка. В 1938 го ду окончил школу механиков- водителей бронемашин в г. Петергофе, в 1941-м — воен но-морское авиационное учили ще им. Леваневского по кур су стрелков-бомбардиров в г. Николаеве. Из наградного листа стрелка- бомбардира М. Д. Соколова о представлении его к орде ну Красного Знамени (14 ию ня 1942 г.): «Боевой штурман, отличный разведчик... В бою показал себя храбрым, ини циативным воздушным бой цом. Успешными боевыми вылета ми... уничтожил склад с 15 ты сячами пар лыж, батарею че тырехорудийного состава в районе Западной Лицы, раз рушил дом с личным соста вом противника, в котором на ходилось 11 офицеров. На переднем крае обороны про тивника подавил четыре огне вые точки и до роты личного состава, разрушил два прича ла в порту Варде». Григорий Абрамович СТЕРИН Капитан, заместитель коман дира по политчасти 2-й авиа эскадрильи 95-го авиаполка Северного флота. Родился в январе 1915 го да в г. Рудня Смоленской об ласти. Еврей. Трудовую жизнь начал с 16 лет. В 1939 году с отличием окончил историче ский факультет 1-го М осков ского государственного педа гогического института им. Ле нина. 8 июля 1939 года по спец- набору ЦК ВКП(б) доброволь но пошел в Красную Армию на политработу. Работал в Чу гуевском авиационном учи лище, в Харьковском военно медицинском и Смоленском военно - политическом учили щах. Член ВКП(б) с марта 1941 года. Из аттестационного листа на присвоение воинского звания старшего политрука Г. А. Сте рина (6 декабря 1942 года): «Тов. Стерин настолько поли тически развит и ведет боль шую агитационно - пропаган дистскую работу, что его лек ции и доклады всегда пре красно продуманы и привле кают внимание слушателей. Ведет большую пропагандист скую работу. Военного обра зования не имеет. Стреляет удовлетворительно. Пользуется заслуженным ав торитетом у подчиненных и командования. Тов. Стерин, будучи ком ис саром эскадрильи, все свои силы и знания отдавал на вос питание личного состава в духе беззаветной преданно сти своей Родине». 25 июля 1986 года НЕ ПРОПАЛИ Иван Никифорович НОВИКОЗ Старшина, пилот 95-го авиа полка Северного флота. Родился в 1923 году в Куй бышевской области. Призван на военную службу Куйбы шевским РВК. Отец, Нови ков Никифор Иванович, про живал по адресу: г. Куйбы шев, ул. Красноармейская, 4. Цезарь Петрович БРАЙТМАН Старший техник-лейтенант 95-го авиаполка Северного флота. Родился в 1915 году в Ки евской области. Призван на военную службу Жажковским РВК. Отец, Брайтман Петр Цилевич, проживал по адресу: Жажково, ул. Пролетарская, 15. Иван Михайлович ДРОБНЫЙ Старший техник-лейтенант 95- го авиаполка Северного фло та. Родился 18 июня 1918 года в с. Креничка Днепродзер жинского района Днепропет ровской области. Украинец. Окончил 8 классов сельской школы, учился в ФЗУ завода им. Д зержинского г. Д непро дзержинска. Член ВЛКСМ с 1937 года. В этом же году по спецнабору был взят в военную школу авиатехников Днепропетров ским РВК. Принимал участие в борьбе с финской белогвар- дейщиной. Из характеристики на воен техника 2-го ранга И. М. Д р о б ного (начало 1942 года): «Тре бовательный и дисциплиниро ванный. (Единственный техник в эскадрилье, в рекордное вре мя освоивший новую матчасть. Смел и настойчив. Это его са молет в напряженные боевые дни делал по 3—4 боевых вы лета. Это на его самолете лет чики Недрыгайлов, Горкушен- ко, Осокин уничтожали живую силу, самолеты, батареи, мо сты и переправы противника на М урманском направлении. Много летчиков, летавших на самолете т. Дробного, награж дены орденами Советского Союза. Самолет Д робного сделал за время войны с не мецкими оккупантами 75 бое вых вылетов без единого лет ного происшествия по вине механика. Его самолет не имел слу чаев поломок, тем более от казов или невыходов в бое вой полет. Тов. Дробный в рекордное время произвел средний ремонт самолета ПЕ-2».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz