Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.
• Дуевник начальника промрайона • (Продолжение. Нан. в № 29). 17 ноября. Пришел ППР «Навига тор», почти сутки вытаскивал трал из •воды: лебедка не работает. Сегодня ■всю ночь та ше история. Но моряки стараются отремонтировать все сами.т. Что еще? Хорошо спланированная штабом комплексная обработка с очень хорошим треском провалилась. Мало того, суда опять стоят в ожи дании выгрузки: результат «отлич ной» работы порта. ТР «Отто Гроте воль» пришел на трое суток позже. Девять судов ждали бункеровки од новременно с выгрузкой,' теперь бун керуются через танкер. Предвари тельные подсчеты — потеря почти 106 тысяч рублей. «Благодарим» порт! А ведь на берегу, вероятно, вы полняют свои обязательства, кричат «ура», а нам от этого «ура» плакать хочется. 18 ноября. Отправили в порт ра диограмму. Обрисовали обстановку, обратили внимание: «Создаются ус ловия невыполнения погашения сен тябрьского долга. Надеемся на ре альное воплощение’ в жизнь лозунга «Берег — промыслу, промысел — берегу». Пока первая часть лозунга -не действует. * И снова проблемы. Сразу пять су дов заявили о наборе полного груза. Имеем три «причала»: два — «Отто Гротеволь», один — «Пролив Диа ны». Причем нужна полная выгрузка, есть продукция с истекающими сро ками хранения. 19 ноября. Получен ответ из пор та: <Обращение портовики приняли. Вопросы в принципе поставлены пра вильно. Но хорошая работа береговых служб зависит во многом от самих промысловиков, качества выпускаемой ими продукции, надежной, своевре менной информации о наборе груза, дате прихода в порт, качественного каргоплана и расположения груза, множества других причин, о которых вы были информированы в порту...» В общем, «стрелочник» остался в море! Качество продукции? Да, по тог да отмените оперативное задание, что является и причиной, и следствием снижения качества. II как быть с поставкой емкостей под рыбин жир, цена которого 1700 рублей за тонну, а многие экипажи не выпускают его из-за отсутствия емкостей, которые забиты, а выгру жать некуда. Теряем много ценного сырья — раз, недополучаем огром ные средства — два. Конечно, при заказе вагонов можно ошибиться, ведь иромобстановка от моряка не зависит — он от нее. А значит, надо_ иметь накопитель па берегу: накопил — заказал вагоны. Еще проблема: запретили переда вать оренбургские кранцы с «Отто Гротеволя» па «Цролив Дианы». Сегодня -практически полные сут ки шторм. 20 ноября. Шторм. Промсуда ра ботают с заходом на ветер. Не хва тает поискового обеспечения: отдель ные косяки, косячки. Мы предложи ли перевести один БМРТ в другой район для выяснения обстановки. С берега запрет. Значит, мы ничего не смыслим в ходе промысла? А скоро, очень скоро спохватимся. Проблема: надо поставить 400 тонн, рыбьего жира. А как? Танкера нет, а если н будет, его it борту ТР «Про лив Дианы» не поставишь: нет Край невой защиты. Прекратить грузовые операции? Промсуда будут в простое. Перекачка с судна на танк-ер не полу чается: шланг на воде, жир застывает и не продавливается. 23 ноября. Проблема слива рыбжи- ра не решается, а всего-то нужны двойные оренбургские кранцы и все. Дело очень быстро сдвинется с мерт вой точки. Но «Севрыбхолодфлот» не дает, делает упор на курские четы рехбаллонные, а они проблему не решают. ТР «Пролив Дианы» имеет большие бортовые размахи качки (пе реворачивает электрокары), и тан кер «Дарница» имеет бортовую кач ку, и это будут «железные дрова», а то и хуже. Ведь на оренбургских кран цах расстояние между судами около четырех метров, а на курских — 1,8 метра. Это опасно! Доколе же мы будем проявлять бесхозяйствен ность? Подумалось: ведь даже объектив ные причины, силы природы ста вятся в вину капитану: почему ты не мог их преодолеть?.. 25 ноября. Промысел угасает, на до бы посмотреть «свои» старые квад раты, оставленные восемь суток тому назад. Поисковое обеспечение недостаточно. Когда просили уси лить разведку па востоке моря, отка зали. Сейчас снимаем с оперативного поиска БМРТ «Михаил Вербицкий», направляем па юго-восток. Утром бу дем ждать результата. Утро. Можно тихонько крикнуть «ура». Флот начал передислокацию. В 15 часов получаем радиограмму: «...Исполните данное вам указание. Врпрос задержки судна на сутки с приходом в порт с инспекцией согла сован». Вот как! Вряд ли кому при дет в голову мысль о том, что этой радиограммой управление флота пере кладывает вину с себя на плечи ка питана. Почему? Да потому, что ТР Да, моряки за все новое, лучшее, делают все от них зависящее. Надо только дать нм возможность проя вить творческую инициативу. 28 ноября. Новость: БМРТ «Ми хаил Квасников» «Мурманрыбпрома» вышел в море с рыбьим жиром на борту. Вот тут уже совсем не ясно: требуют срочно доставить в порт ры бий жир, а в порту его не снимают. В чем дело? Продолжаются муки моряков ППР «Глетчер», то и дело выходит из строя трубопровод масла траловой лебедки. Сегодня за 18 с половиной часов наготовили три тонны продук ции. А план идет, хотя судно по тра ловому комплексу в технически не пригодном состоянии. Все на нервах экипажа! Да не лучше ли перевести ППР в транспортный вариант — и дело с концом! Для флота выигрыш не очень, а для государства огромный. Суда типа СТМ берут всего 300 топи «Отто Гротеволь» уже прошел поло вину пути к- порту. Н возвращаться для передачи кранцев — значит те рять не сутки, а двое. То есть капи тан поставлен под двойной удар. Пришлось объяснить в РДО: на помнить всю переписку но этому по воду. 26 ноября. Пришла радиограмма: для снятия жира направляют ТР «Пи онер Мурмана» и танкер «Кекур». К чему бы это? То невозможно кран цы получить, то вдруг целый ТР с двумя причалами... Й это плохо по тому, что «Пионер Мурмана» дол жен вести грузовые операции с плав базами, у которых нет емкостей, а его оторвут па целых трое суток. Вторая радиограмма — в адрес таикрра <Дарница». Требуют от ка питана объяснении, почему он отка зался принять кранцы от ТР «Отто Гротеволь» для ТР «Пролив Дианы». Странно, нам, штабу, об этом неиз вестно. Капитан танкера очень че стен, исполнителен, порядочен. Поче му его подставляют под «кувалду», делают «козлом отпущения»? Промобстановка сложная. Поиско вых судов нет. Среди передовиков — БАТ <Ад мирал Колышкин». Капитан-директор Виктор Иванович Шаповалов — опытный промысловик, хороший ор ганизатор производства и хороший товарищ. К сожалению, в среде мо лодых капитанов становится все .мень ше именно товарищей. Больше стре мятся проявить «лично Я», а резуль тат? К концу суток — опять вопрос с жиром. Надо 200 тонн, это значит, что придется через бухту (укрытие) «прогнать» шесть судов. Переходы, перекачка, настройка тралов. Под считали: примерно в 720 тысяч руб лей обойдется государству безрассуд ное, эгоистичное решение, вернее, ие- решение вопроса. 27 ноября. Обыкновенный трудовой день. Обыкновенный? Если присмот реться, то легко увидеть необычность трудового ритма. Хорошо работают моряки, ровно. Эх, если бы помог «берег»... Закончилась сессия Верховного Со вета СССР. Моряки с интересом вос принимают это событие. Речь М. С. Горбачева проста, доходчива, вселя ет уверенность в завтрашнем дне. мороженой и теряют на переходы в порт и выгрузки- 10— 13 суток. А тут бы За сутки-полтора выгруз ки па ППР, с переходом его в порт — ну, четверо суток. На «Глетчер» можно перегрузить 1500 тонн, это — 5 судов тина СТМ. В среднем поло жили бы в карман государству поряд ка 700 тысяч рублей. А мы их те ряем. Почему? Да потому, что эко номика .У нас такая гибкая, что не перегнуть: «Мое — это мое, твое ме ня не интересует». Вот основная формула .многих руководителей, а убытки несет государство. В 24 часа пытаемся поднять трал. Но можем. Снова лопнул трубопро вод. Сколько надо нервов! Это ре зультат нещадной эксплуатации ме ханизмов и того, что на судне не бы ло единого хозяина. Интересная радиограмма пришла в адрес БАТ «Маршал Еременко»: «Севрыбхолодфлот» предлагает 250 тонн газотурбинного топлива, свяжи тесь с ТР «Отто Гротеволь», узнай те, что за топливо, возьмите». Да ведь <Отто Гротеволь» в порту, а «Маршал Еременко» — на промысле! Вот так следят; чем флот занят! 29 ноября. Промысловая обста новка слабая. Поисковых усилий не достает. Наш ПГ1Р за трое суток выловил всего 13 тонн из-за постоянных поло мок траловой лебедки. Кстати, поче му бы этот корабль не направить на приборный поиск для обеспечения группы? А мы боимся снизить экс плуатационные показатели, боимся вложить рубль там, где теряем сот ни, защищаем то, что надо выкорче вывать. Промысел не зависит от составлен ных планов, и рыбу надо брать тогда, когда она ловится. Море — не шах та и не каменный карьер, где каж дый день берешь, сколько можешь, и то бывают срывы. Мы еще во мно гом зависим от природы и пока вли ять на нее не можем. Значит, план должен быть гибким. В некоторые месяцы можно и сокра тить до минимума флот в море — зачем нести дополнительные затраты? Важно спокойно выполнить постав ленную задачу. А для этого надо иметь резерв технологической и тех нической мощностей, а его-то у нас и нет... 4 . ( Л Ь - * / 30 ноября. Шторм. Снег. Темень. Минус 10. Шум волны. И... полней шее отсутствие промысловой обста новки. Поиском заняты три судна. Но — пусто. Это результат того, что свое временно не было нужного количест ва поисковиков. А ведь мы убежда ли, предупреждали, посылали РДО., Но на берегу виднее! Ведь там ЭВМ,’ ПИНРО, инициативная (или как она там называется) группа ЦПКТБ и т. д. А расхлебывать промысловикам. «Зеленые» должны быть по 5—6 суток, длятся же по 15 суток. Вот и можно судить о готовности порта к приему «большой рыбы». Что толку, что били себя в грудь: «Мы дадим, переработаем...» Вот «зеленые»: «Маршал Еремен ко» — 9 суток, НПР «Ковдор» — 10, БМРТ «Владимир Гаврилов» — 9. Сверхнормативный простой — 7 су ток. Это по тралфлоту. Плюс 17 су- до-суток по «Мурмаирыбпрому», плюс 20 — по Архангельскому тра ловому флоту. Общие потери — 44 судо-суток. Кстати, архангелогородцы понесли самые значительные потери, поскольку, хоть и под эгидой ВРИО работают; все же иногородцы. На ППР «Глетчер» уже не то/ ко не могут поднять трал, но и спу стить его. 2 декабря. На «Глетчере» ио-преж- нему ремонт траловой лебедки. Вы делили его па приборный поиск обе спечения группы судов. Получается хорошо. Хотя и невелики уловы су дов. Но и это успех. Далее в том, что другие корабли сожгут меньше топлива. Правда, мы привыкли хва лить только за видимые результаты, не принимая во внимание то, какими средствами они достигнуты. Может показаться, что мы здесь видим одни негативные стороны. Од нако факт остается фактом. Да и правду надо когда-то и кому-то сла зать, а кому же, как не нам. Ведь именно нам лучше, зримо, и ощути мо видны все дела. Чем больше бу дем видеть упущений и стремиться их предотвратить, лучше станет всем — от «я» до государства. 4 декабря. Флот работает напря женно, но успешно. Хорошо, когда есть взаимопонимание между шта бом н капитанами судов. Главное — не сдерживать, а поддерживать их инициативу, спокойную, деловую об становку, и успех обеспечен. Ведь промысел в этом году как никогда труден и своеобразен. Без собствен ной; инициативы капитанам очень трудно, а ведь многие уже отвыкли мыслить, нужен поводырь. Ничего, •очень скоро все научатся мыслить так, как того требует обстановка... ! Интересная РДО с берега от ру ководства: сВопрос задержки судов в порту «по зеленой» выясняется. Однако вина во многом — слабая ра бота транспортов «Севрыбхолодфло- та». В общем, опять виноваты рыба ки. Хотя в море сделано все н даже ^ больше, все резервы подтянуты До минуты. Теперь необходима помощь, а не давление берега. Должны быть четкая и ясная пер спектива и условия для творческой деятельности. 5 декабря. Закончена загрузка транспортов. Через двое суток вновь потребуется ТР. Это будет «50 лет СССР». Комплексная обработка вряд ли получится: нет достаточного количества бункеров. Ночь. Опять ЧП на ППР «Глет чер»: лебедка еле-еле тянет, трал из воды поднимаем три часа. Третий по мер вспомогательного двигателя до сих пор ие введен в строй — и это с начала рейса! Нет подшипников1. Заказывали в порт — прислали ие те. Ищи виновных! А пока при подъ; еме трала отключают рыбофабрику из-за недостатка электроэнергии. Фaб^ рика теряет в сутки 16— 18 топн. К ., тому же не работает правый котел;" нужен всего лишь отсечной клапан, Из порта прислали, но... увы, не для этого котла. Судовые механики и флагманский механик, чтобы хоть как-то наладить работу .механизмов, торчат возле них круглосуточно. И. ДЕГТЯРЕВ. (Продол?*скис следует). 25 июля 1986 года и ш и и д и и й ЦЦ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz