Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.

• Дуевник начальника промрайона • (Продолжение. Нан. в № 29). 17 ноября. Пришел ППР «Навига­ тор», почти сутки вытаскивал трал из •воды: лебедка не работает. Сегодня ■всю ночь та ше история. Но моряки стараются отремонтировать все сами.т. Что еще? Хорошо спланированная штабом комплексная обработка с очень хорошим треском провалилась. Мало того, суда опять стоят в ожи­ дании выгрузки: результат «отлич­ ной» работы порта. ТР «Отто Гроте­ воль» пришел на трое суток позже. Девять судов ждали бункеровки од­ новременно с выгрузкой,' теперь бун­ керуются через танкер. Предвари­ тельные подсчеты — потеря почти 106 тысяч рублей. «Благодарим» порт! А ведь на берегу, вероятно, вы­ полняют свои обязательства, кричат «ура», а нам от этого «ура» плакать хочется. 18 ноября. Отправили в порт ра­ диограмму. Обрисовали обстановку, обратили внимание: «Создаются ус­ ловия невыполнения погашения сен­ тябрьского долга. Надеемся на ре­ альное воплощение’ в жизнь лозунга «Берег — промыслу, промысел — берегу». Пока первая часть лозунга -не действует. * И снова проблемы. Сразу пять су­ дов заявили о наборе полного груза. Имеем три «причала»: два — «Отто Гротеволь», один — «Пролив Диа­ ны». Причем нужна полная выгрузка, есть продукция с истекающими сро­ ками хранения. 19 ноября. Получен ответ из пор­ та: <Обращение портовики приняли. Вопросы в принципе поставлены пра­ вильно. Но хорошая работа береговых служб зависит во многом от самих промысловиков, качества выпускаемой ими продукции, надежной, своевре­ менной информации о наборе груза, дате прихода в порт, качественного каргоплана и расположения груза, множества других причин, о которых вы были информированы в порту...» В общем, «стрелочник» остался в море! Качество продукции? Да, по тог­ да отмените оперативное задание, что является и причиной, и следствием снижения качества. II как быть с поставкой емкостей под рыбин жир, цена которого 1700 рублей за тонну, а многие экипажи не выпускают его из-за отсутствия емкостей, которые забиты, а выгру­ жать некуда. Теряем много ценного сырья — раз, недополучаем огром­ ные средства — два. Конечно, при заказе вагонов можно ошибиться, ведь иромобстановка от моряка не зависит — он от нее. А значит, надо_ иметь накопитель па берегу: накопил — заказал вагоны. Еще проблема: запретили переда­ вать оренбургские кранцы с «Отто Гротеволя» па «Цролив Дианы». Сегодня -практически полные сут­ ки шторм. 20 ноября. Шторм. Промсуда ра­ ботают с заходом на ветер. Не хва­ тает поискового обеспечения: отдель­ ные косяки, косячки. Мы предложи­ ли перевести один БМРТ в другой район для выяснения обстановки. С берега запрет. Значит, мы ничего не смыслим в ходе промысла? А скоро, очень скоро спохватимся. Проблема: надо поставить 400 тонн, рыбьего жира. А как? Танкера нет, а если н будет, его it борту ТР «Про­ лив Дианы» не поставишь: нет Край­ невой защиты. Прекратить грузовые операции? Промсуда будут в простое. Перекачка с судна на танк-ер не полу­ чается: шланг на воде, жир застывает и не продавливается. 23 ноября. Проблема слива рыбжи- ра не решается, а всего-то нужны двойные оренбургские кранцы и все. Дело очень быстро сдвинется с мерт­ вой точки. Но «Севрыбхолодфлот» не дает, делает упор на курские четы­ рехбаллонные, а они проблему не решают. ТР «Пролив Дианы» имеет большие бортовые размахи качки (пе­ реворачивает электрокары), и тан­ кер «Дарница» имеет бортовую кач­ ку, и это будут «железные дрова», а то и хуже. Ведь на оренбургских кран­ цах расстояние между судами около четырех метров, а на курских — 1,8 метра. Это опасно! Доколе же мы будем проявлять бесхозяйствен­ ность? Подумалось: ведь даже объектив­ ные причины, силы природы ста­ вятся в вину капитану: почему ты не мог их преодолеть?.. 25 ноября. Промысел угасает, на­ до бы посмотреть «свои» старые квад­ раты, оставленные восемь суток тому назад. Поисковое обеспечение недостаточно. Когда просили уси­ лить разведку па востоке моря, отка­ зали. Сейчас снимаем с оперативного поиска БМРТ «Михаил Вербицкий», направляем па юго-восток. Утром бу­ дем ждать результата. Утро. Можно тихонько крикнуть «ура». Флот начал передислокацию. В 15 часов получаем радиограмму: «...Исполните данное вам указание. Врпрос задержки судна на сутки с приходом в порт с инспекцией согла­ сован». Вот как! Вряд ли кому при­ дет в голову мысль о том, что этой радиограммой управление флота пере­ кладывает вину с себя на плечи ка­ питана. Почему? Да потому, что ТР Да, моряки за все новое, лучшее, делают все от них зависящее. Надо только дать нм возможность проя­ вить творческую инициативу. 28 ноября. Новость: БМРТ «Ми­ хаил Квасников» «Мурманрыбпрома» вышел в море с рыбьим жиром на борту. Вот тут уже совсем не ясно: требуют срочно доставить в порт ры­ бий жир, а в порту его не снимают. В чем дело? Продолжаются муки моряков ППР «Глетчер», то и дело выходит из строя трубопровод масла траловой лебедки. Сегодня за 18 с половиной часов наготовили три тонны продук­ ции. А план идет, хотя судно по тра­ ловому комплексу в технически не­ пригодном состоянии. Все на нервах экипажа! Да не лучше ли перевести ППР в транспортный вариант — и дело с концом! Для флота выигрыш не очень, а для государства огромный. Суда типа СТМ берут всего 300 топи «Отто Гротеволь» уже прошел поло­ вину пути к- порту. Н возвращаться для передачи кранцев — значит те­ рять не сутки, а двое. То есть капи­ тан поставлен под двойной удар. Пришлось объяснить в РДО: на­ помнить всю переписку но этому по­ воду. 26 ноября. Пришла радиограмма: для снятия жира направляют ТР «Пи­ онер Мурмана» и танкер «Кекур». К чему бы это? То невозможно кран­ цы получить, то вдруг целый ТР с двумя причалами... Й это плохо по­ тому, что «Пионер Мурмана» дол­ жен вести грузовые операции с плав­ базами, у которых нет емкостей, а его оторвут па целых трое суток. Вторая радиограмма — в адрес таикрра <Дарница». Требуют от ка­ питана объяснении, почему он отка­ зался принять кранцы от ТР «Отто Гротеволь» для ТР «Пролив Дианы». Странно, нам, штабу, об этом неиз­ вестно. Капитан танкера очень че­ стен, исполнителен, порядочен. Поче­ му его подставляют под «кувалду», делают «козлом отпущения»? Промобстановка сложная. Поиско­ вых судов нет. Среди передовиков — БАТ <Ад­ мирал Колышкин». Капитан-директор Виктор Иванович Шаповалов — опытный промысловик, хороший ор­ ганизатор производства и хороший товарищ. К сожалению, в среде мо­ лодых капитанов становится все .мень­ ше именно товарищей. Больше стре­ мятся проявить «лично Я», а резуль­ тат? К концу суток — опять вопрос с жиром. Надо 200 тонн, это значит, что придется через бухту (укрытие) «прогнать» шесть судов. Переходы, перекачка, настройка тралов. Под­ считали: примерно в 720 тысяч руб­ лей обойдется государству безрассуд­ ное, эгоистичное решение, вернее, ие- решение вопроса. 27 ноября. Обыкновенный трудовой день. Обыкновенный? Если присмот­ реться, то легко увидеть необычность трудового ритма. Хорошо работают моряки, ровно. Эх, если бы помог «берег»... Закончилась сессия Верховного Со­ вета СССР. Моряки с интересом вос­ принимают это событие. Речь М. С. Горбачева проста, доходчива, вселя­ ет уверенность в завтрашнем дне. мороженой и теряют на переходы в порт и выгрузки- 10— 13 суток. А тут бы За сутки-полтора выгруз­ ки па ППР, с переходом его в порт — ну, четверо суток. На «Глетчер» можно перегрузить 1500 тонн, это — 5 судов тина СТМ. В среднем поло­ жили бы в карман государству поряд­ ка 700 тысяч рублей. А мы их те­ ряем. Почему? Да потому, что эко­ номика .У нас такая гибкая, что не перегнуть: «Мое — это мое, твое ме­ ня не интересует». Вот основная формула .многих руководителей, а убытки несет государство. В 24 часа пытаемся поднять трал. Но можем. Снова лопнул трубопро­ вод. Сколько надо нервов! Это ре­ зультат нещадной эксплуатации ме­ ханизмов и того, что на судне не бы­ ло единого хозяина. Интересная радиограмма пришла в адрес БАТ «Маршал Еременко»: «Севрыбхолодфлот» предлагает 250 тонн газотурбинного топлива, свяжи­ тесь с ТР «Отто Гротеволь», узнай­ те, что за топливо, возьмите». Да ведь <Отто Гротеволь» в порту, а «Маршал Еременко» — на промысле! Вот так следят; чем флот занят! 29 ноября. Промысловая обста­ новка слабая. Поисковых усилий не­ достает. Наш ПГ1Р за трое суток выловил всего 13 тонн из-за постоянных поло­ мок траловой лебедки. Кстати, поче­ му бы этот корабль не направить на приборный поиск для обеспечения группы? А мы боимся снизить экс­ плуатационные показатели, боимся вложить рубль там, где теряем сот­ ни, защищаем то, что надо выкорче­ вывать. Промысел не зависит от составлен­ ных планов, и рыбу надо брать тогда, когда она ловится. Море — не шах­ та и не каменный карьер, где каж­ дый день берешь, сколько можешь, и то бывают срывы. Мы еще во мно­ гом зависим от природы и пока вли­ ять на нее не можем. Значит, план должен быть гибким. В некоторые месяцы можно и сокра­ тить до минимума флот в море — зачем нести дополнительные затраты? Важно спокойно выполнить постав­ ленную задачу. А для этого надо иметь резерв технологической и тех­ нической мощностей, а его-то у нас и нет... 4 . ( Л Ь - * / 30 ноября. Шторм. Снег. Темень. Минус 10. Шум волны. И... полней­ шее отсутствие промысловой обста­ новки. Поиском заняты три судна. Но — пусто. Это результат того, что свое­ временно не было нужного количест­ ва поисковиков. А ведь мы убежда­ ли, предупреждали, посылали РДО., Но на берегу виднее! Ведь там ЭВМ,’ ПИНРО, инициативная (или как она там называется) группа ЦПКТБ и т. д. А расхлебывать промысловикам. «Зеленые» должны быть по 5—6 суток, длятся же по 15 суток. Вот и можно судить о готовности порта к приему «большой рыбы». Что толку, что били себя в грудь: «Мы дадим, переработаем...» Вот «зеленые»: «Маршал Еремен­ ко» — 9 суток, НПР «Ковдор» — 10, БМРТ «Владимир Гаврилов» — 9. Сверхнормативный простой — 7 су­ ток. Это по тралфлоту. Плюс 17 су- до-суток по «Мурмаирыбпрому», плюс 20 — по Архангельскому тра­ ловому флоту. Общие потери — 44 судо-суток. Кстати, архангелогородцы понесли самые значительные потери, поскольку, хоть и под эгидой ВРИО работают; все же иногородцы. На ППР «Глетчер» уже не то/ ко не могут поднять трал, но и спу­ стить его. 2 декабря. На «Глетчере» ио-преж- нему ремонт траловой лебедки. Вы­ делили его па приборный поиск обе­ спечения группы судов. Получается хорошо. Хотя и невелики уловы су­ дов. Но и это успех. Далее в том, что другие корабли сожгут меньше топлива. Правда, мы привыкли хва­ лить только за видимые результаты, не принимая во внимание то, какими средствами они достигнуты. Может показаться, что мы здесь видим одни негативные стороны. Од­ нако факт остается фактом. Да и правду надо когда-то и кому-то сла­ зать, а кому же, как не нам. Ведь именно нам лучше, зримо, и ощути­ мо видны все дела. Чем больше бу­ дем видеть упущений и стремиться их предотвратить, лучше станет всем — от «я» до государства. 4 декабря. Флот работает напря­ женно, но успешно. Хорошо, когда есть взаимопонимание между шта­ бом н капитанами судов. Главное — не сдерживать, а поддерживать их инициативу, спокойную, деловую об­ становку, и успех обеспечен. Ведь промысел в этом году как никогда труден и своеобразен. Без собствен­ ной; инициативы капитанам очень трудно, а ведь многие уже отвыкли мыслить, нужен поводырь. Ничего, •очень скоро все научатся мыслить так, как того требует обстановка... ! Интересная РДО с берега от ру­ ководства: сВопрос задержки судов в порту «по зеленой» выясняется. Однако вина во многом — слабая ра­ бота транспортов «Севрыбхолодфло- та». В общем, опять виноваты рыба­ ки. Хотя в море сделано все н даже ^ больше, все резервы подтянуты До минуты. Теперь необходима помощь, а не давление берега. Должны быть четкая и ясная пер­ спектива и условия для творческой деятельности. 5 декабря. Закончена загрузка транспортов. Через двое суток вновь потребуется ТР. Это будет «50 лет СССР». Комплексная обработка вряд ли получится: нет достаточного количества бункеров. Ночь. Опять ЧП на ППР «Глет­ чер»: лебедка еле-еле тянет, трал из воды поднимаем три часа. Третий по­ мер вспомогательного двигателя до сих пор ие введен в строй — и это с начала рейса! Нет подшипников1. Заказывали в порт — прислали ие те. Ищи виновных! А пока при подъ; еме трала отключают рыбофабрику из-за недостатка электроэнергии. Фaб^ рика теряет в сутки 16— 18 топн. К ., тому же не работает правый котел;" нужен всего лишь отсечной клапан, Из порта прислали, но... увы, не для этого котла. Судовые механики и флагманский механик, чтобы хоть как-то наладить работу .механизмов, торчат возле них круглосуточно. И. ДЕГТЯРЕВ. (Продол?*скис следует). 25 июля 1986 года и ш и и д и и й ЦЦ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz