Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.
• Решения XXV II съезда КПСС-в жизнь!* Лидеры 'Договор 14-ти: сбои на стыках Признаны лучшими Президиум обкома проф со ю за работников рыбного хо зяйства подвел итоги Всесоюз- ' ного социалистического со ревнования рыболовецких кол хозов и экипажей колхозных судов во втором квартале 1986 года. Победителями при знаны экипаж СРТ-р «Верх- неуральск» колхоза имени XXI съезда КПСС (капитан Ю. Г. Романченко, председа тель профсоюзного комитета В. М. Губкин) и бригада при брежного лова «Валдай-Кру- тая» колхоза «Беломорский рыбак» (бригадир А. П. Стрел ков). Победу в социалистическом соревнозании тружеников ры боловецких колхозов за уве личение продукции животно водства и повышение продук тивности скота в первом по лугодии одержал коллектив колхоза «Ударник». Ему вру чено переходящее Красное знамя обкома профсоюза и облисполкома. На втором м е сте — колхоз «Энергия». ' Правофланговые Василий Васильевич Панасюк, которого вы видите на сним ке, — третий механик ПСТ «Смоленск» управления «Севрыб - промразведка», член комсомольского бюро. Фотография передо вика на судовой Лоске почета. Фото В. КОРЕЦКОГО. XКачество — гарантировать 1 Вредная инициатива Полгода пробыл я в одном из отдаленных районов п р о мысла и пришел к такому вы воду: здесь стремятся взять план любой ценой, не забо тясь о качестве. Не однажды нами устанав ливались факты серьезных отклонений от ГОСТов при изготовлении мороженой р ы бопродукции, однако руково дители некоторых судов про- ^ д о л ж а ю т гнаться только за количеством, только за объ емом, конечный продукт их интересует меньше всего. Кажется, совсем недавно вышел в свой первый рейс БАТ «Командарм Щербаков» тралового флота, но на трау лере «умельцы» оперативно сделали все, чтобы как можно больше взять даров моря. Что именно? Сняли установленный заводом-изготовителем глазу- ровочный аппарат орошающе го типа. Его — в сторону, за то внедрили свои аппараты. Почему? Ларчик открывается просто: заводские аппараты не пропускают через себя брике ты рыбы с повышенной тем пературой заморозки, а «са модеятельные», флотские, по зволяют выпускать столько, сколько нужно для отменных рапортов, значительного п ере выполнения заданий по замо- ' розке. Но ведь нарушаются государственные стандарты! Видимо, по-своему, наобо рот, поняли слово «ускорение» в тралфлоте, где, недолго ду мая, на всех БАТах заменили * заводские аппараты «а аппа раты собственной конструкции. Конечно, инициатива — дело хорошее, но если она идет во вред интересам государства, то называть ее надо иначе. Не только на рыбофабриках, но и на палубах многие капи таны на первое место стазят вал, а не качество. Поднима ют чрезмерно наполненные тралы, что приводит к меха ническим повреждениям и ослаблению консистенции мя са рыбы. Так, капитан-дирек- тор БМРТ «Дмитрий Покрамо- вич» объединения «Мурман- рыбпром» В. А. Лисовский производил траление до 8 ча сов вместо 2,5. Подъемы со ставляли до 60 тонн, а долж ны — не более 15. Естествен но, при таком рвачестве ка чество рыбы значительно сни жалось и на пищевые цели шло меньше сырья, чем дол жно бы. Недавно ЦК КПСС, Совет Министров СССР приняли по становление «О мерах по ко ренному повышению качества продукции». Думается, что на флотах в скором времени произойдут существенные пе ремены, недобросовестная р а бота должна строго наказы ваться. «Систематический вы пуск продукции с отступления ми от стандартов и техниче ских условий будет рассмат риваться как свидетельство профессиональной неподготов ленности этих руководителей к выполнению своих обязанно стей и их несоответствия за нимаемой должности» — го ворится в постановлении. Правильные слова! Л. СИМАГИН, главный инспектор Север ной инспекции по качеству рыбной продукции. С ОВСЕМ НЕМНОГО оста лось времени до того, когда «Арктика» уйдет в оче редной многомесячный рейс. Однако плавбаза уходит, а проблемы остаются. Не сек рет, что трудности с подго товкой к очередному плава нию начинаются еще в море. А на берегу, за время стоян ки, они чаще всего так и не решаются. «Арктика» пришла в Мур манск 3 июня, а 4 июля, то есть месяц спустя, в трюмах оставались неразгруженными 485 тонн сельди. — Когда мы выйдем в мо ре, неизвестно, — говорит Исмаил Алимович Беглов, по мощник капитана по произ водству. — «Севрыбсбыт» от казывается забирать рыбу, мотивируя это тем, что нет покупателей. И время стоян ки под разгрузкой превраща- Почему ется в простои, поэтому за планированный выход в море отодвигается на неопределен ный срок. А сутки простоя «Арктики» стоят 8 тысяч р у б лей. Сколько тысяч государ ственных средств безвозвратно потеряны, и каждый день простоя увеличивает эту сум му. — Может быть, у «Севрыб- сбыта» есть объективные при чины? — Считаю, что это неопе ративность его работников. У меня такое впечатление, что они просто перекладывают свои функции на экипаж. Д о ходит до того, что мы даем телеграммы своим отпускни кам, чтобы они прозонди ровали почву у местных тор говых организаций для сбы та сельди. Мы согласны даж е на то, что за принятый вагон этой рыбы давали бы в придачу вагон ещ е более ценной, например, трески. Но ведь тогда получается, что мы будем частным образом заниматься продажей народно го добра. Абсурд! И еще о д на сложность. Нет хорошей бочкотары. Чаще всего ис пользуются старые бочки, л о маные, битые, а новые — их, увы, тарный комбинат по ставлять не успевает. Очень нужны нам банки 27-к. И вот почему: таких пустых банок в ящик вмещается 90 штук, 27-6 — только 8. То есть в первом случае более рацио нально используется тарная емкость. Техническое оборудование, — продолжает Исмаил Али мович, — готово практически на 100 процентов. Вперзые установлен на базе станок ИРФ-101 для разделки рыбы. Это позволит в предстоящем рейсе ускорить ее обработку, да и качество продукции бу дет выше. — И моряки смогут выпу скать... — Практически все, а это — соленая и пряная рыба, туш ка, филе, пресервы, рыбная мука и жир. Немало сложно стей и внутри судна. Тут свои проблемы. Вот одна и3 них: за вахту морозится около 25 тонн рыбы. Это примерно 810 ящиков. За одну минуту по конвейеру проходит три ящи ка, которые необходимо о б вязать проволокой. Моряку очень непросто успевать за конвейером, поэтому нужен специальный аппарат для об вязки ящиков. Ко всему прочему, по мне нию старшего механика Анато лия Петровича Корша, все- таки самая большая пробле ма — это установка ПЗМ, системы для очистки загряз ненных вод. К сожалению, воз никли трудности с е е уста новкой, а это тоже сказыва ется на сроках выхода «Арк тики» в море. — Вот еще одна проблема,— вступает в разговор капитан- директор «Арктики» Владимир Хадырович Надхов, — только что принято решение выгру жать нашу сельдь. А куда? Неизвестно. Боюсь, что из-за долгой стоянки она уже пер вым сортом не пойдет. Конеч но, продукция не пропадет, ее можно переработать в рыб ную муку. Но что и говорить, селедка покупателям нужнее. — Вернемся к отказу на сельдь из-за отсутствия сбы та, — продолжает Анатолий Петрович. — Если бы отказ касался только селедки. У «Севрыбсбыта» бывают ана логичные отказы на мойву и треску. Флоты говорят промыслови кам: нужна рыба. Они лозят, а когда приходят в Мурманск с продукцией, начинаются «хождения по мукам». замерзает захотел прервать вылов сель ди и переключиться на д обы чу путассу. О чем это гово рит? О том, что моряки по боялись «упустить» удачу из сетей. В данном случае сра ботал принцип — план любой ценой. Были забыты договоры с поставщиками, красивые слова о покупателях, ждущих продукцию. Его величество Вал закрыл морякам глаза. Но и не толь ко он. А заработки, премия за перевыполнение — все, увы, д о сих пор живущие спут ники валовой экономики. И здесь нам, думается, не столько надо винить ры баков, сколько экономические службы ВРПО «Севрыба», флотов, которые еще не п ере строились. Несмотря на то, что отрасль работает в новых условиях хозяйствования с 1 января 1986 года. По-видимо- му, перестройка произошла только на бумаге. На деле получается — мо ряков ориентируют не на спрос, не на качество, а на количество. Как в данном слу чае с сельдью. Взять хотя бы для примера работу ведомственного арби тража. Ежеквартально управ ление «Севрыбсбыт» предъяв ляет штрафные санкции ф ло ту за пере- и недопоставку продукции. Причем штрафы немалые. Юридическая служ ба ВРПО «Севрыба» удовлет- воряет их на треть, а то и Да, моряки в поте лица до- того меньше- бывают хлеб свой — рыбу. Да, они работают в тяжелых — и физически и морально — условиях. Да, они выполня ют Продовольственную про грамму. Впрочем, давайте оста новимся! И обратимся в о р ганизацию, по роду своей деятельности занимающуюся сбытом продукции, — управ ление «Севрыбсбыт». Начальник управления О. Л. Соколова показывает одну за другой телеграммы-отказы. Из Витебска, Курска, Волго града, Томска... И везде — сельдь не нуж на. Ни одна республика, ни одна область Советского Сою за не оказалась «обойденной» предложениями от «Севрыб сбыта». И ни одна не дала своего согласия. — Причина? — и снова Оль га Лаврентьевна достает пап ки с документами. — Вот 180 телеграфных извещений о низком качестве сельди. Окис ление, лопанец, ослабевшая консистенция. Страшно ска зать: недавно мы получили телеграмму из Куйбышева, там нашу сельдь продают на корм скоту по цене 15 копеек за килограмм. Но тем не менее нам удалось отгрузить без плана 5844 тонны. Надо сказать, что в январе, марте, мае и июне сельдь по всем позициям прошла у «Севрыбсбыта» сверхплановой. Так, морож еной было отгру ж ено вне плана в количестве 3700 тонн, соленой при пла не 31100 тонн — 35000 тонн. Поэтому рынок за короткий срок оказался перенасыщен ным этой продукцией. И в то ж е время покупатели недопо лучили тысячи тонн других пород рыб. Можно возразить: рыба — это, мол, дело водяное. Се годня она есть, а завтра уже ее нет. Но так бывает не всегда. И в данном случае с сельдью руководители ф л о тов допустили тактическую ошибку. Судите сами. В то время как большой отряд судов различных ф л о тов добывал селедку, недале ко обнаружилось большое скопление путассу. Однако ни один экипаж судна не «Арктика»? Так, из более чем одного миллиона рублей (так оцени ли в «Севрыбсбыте» убытки, принесенные «Севрыбхолод- флотом» за четвертый квар тал прошлого года) арбитраж ВРПО присудил к выплате око ло... 83 тысяч рублей. Конеч но, сам факт, что флот упла тил штраф, говорит о многом. И все же думается, если б ВРПО меньше ссылалось на объективные причины, то управление флота было бы более требовательно к себе. Это относится и к любому другому флоту. «Севрыбхо- лодфлот» взят постольку, по скольку мы «оттолкнулись» от разговора с моряками «Арктики». Заодно приведем цифры и по этой плавбазе. За первый квартал перепо ставка мороженой сельди со ставила 126 тысяч тонн. Это не что иное, как погоня за «легким» (специально пишу в кавычках) рубем. Что касается качества про дукции, то, думается, есть смысл вспомнить предложение начальника Северной инспек ции по качеству П. С. Реута об изменении порядка опла ты труда рыбаков: «Произво дить полный расчет и выпла ту премий только тогда, ког да продукция будет принята сбытовыми организациями. А д о того — выплачивать аванс» («Рыбный Мурман» от 7.03. 1986 г.). Вот, собственно, и все. Про блемы — не новы. Можно даж е сказать — традиционны. К сожалению, и подход к ним со стороны флотов, ВРПО, Министерства рыбного хозяйства тоже традиционен. Не в духе времени. Вот и получается, чт© п® месяцу и бол ее стоят суда у причалоз. И. АККУРАТОВ. РЫБНЫЙМУРМАН 5 25 мюля 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz