Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.
• Решения XXV II съезда КПСС~ё жизнь!» НЙПРОИЗВОДСТВЕХОЗЯИН-ТЫ! заочное рабочее собрание | | | | | | | | | | | | | С ОБРАНИЯ заканчиваются по-разному. Бы вает, не успеет председатель сказать заключительную речь, как народ начинает расходиться. Бывает и по-другому. Вроде бы повестка дня исчерпана, ан нет, не спениат уйти люди, обсуждают наболевпиее. Так и у нас. Как и было обещано, спустя четыре месяца мы закрываем заочное рабо чее собрание на страницах еженедельника. Но письма продолжают идти. Письма взволно ванные, горькие, неспокойные. И это понят но. Тема «На производстве хозяин — ты!» неисчерпаема. И, как никогда, нужна она именно сейчас. Напомним, что начали разговор на эту те му делегаты XXVII съезда КПСС капитан-ди ректор БАТ «Маршал Еременко» Н. И. Гуц- калов и трубопроводчик объединения «М ур манская судоверфь» Ю. Г. Баскаков. На при мерах из жизни родного судна и предприя тия они показали, как много зависит от эле ментарной исполнительности человека. Чест но делать свое дело. И все. «Только от нас самих зависит, как мы будем жить дальше», — сказал тогда Н. И. Гуцкалов. Сегодня, прежде чем поставить послед нюю точку, давайте вернемся к некоторым выступлениям, проанализируем проблемы, поднятые в них, а главное — возможность их решения. то переделать, что-то изме нить, короче — почувствовать себя хозяином. ЦЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Особого разговора заслу живает анализ тех предложе ний, которые были высказа ны с трибуны еженедельника. Начнем с самого, на наш взгляд, ценного. Н. Кошкин, персональный пенсионер, по делился идеей, которую он «вынашивает» вот уже не сколько лет. Она не нова: ис пользовать рыбаков, находя щихся в резерве, на строи тельстве соцкультбыта. Н. Кош кина, в частности, волнует тур база тралового флота «Лес ной причал». Вполне конкрет но и четко он дает програм му. Дел на турбазе много. В б е седе с автором п редседа тель рыбкоопа тралфлота И. Е. Самойленко заверил, что СПРОСИТЬ С СЕБЯ Итак, разговор делегатов заставил многих взглянуть на себя как бы со стороны. Электрик плавмастерской «Компас» Ю. Малахов призна вал: «Много у нас нерешен ных проблем. Но ведь не век ж е ссылаться на них. Сегодня многое мы м ож ем сделать сами». И рассказывал, за счет чего коллектив в прошлом го ду сэкономил флоту почти пять тысяч нормо-часов. Матрос плавбазы «Полярная звезда» В. Вергуляцкий зам е тил: «Можно пнуть ногой ис пользованную коробку, а мож но, выровняв измятый крае шек, уложить в нее продук цию. Наклониться за упавшей рыбиной или выкинуть е е в отходы. Главное в этих и ты сячах других случаев понимать, что копейка рубль бережет...» Отрадно, что все выступив шие на страницах газеты по нимают и принимают эту на родную мудрость. Но раз у них появилась потребность повторить е е — значит, не до всех она дошла. Поясним мысль. Разве вы не замечали у себя на работе такого пара докса: на собраниях все гово рят об общ ем деле, о том, что надо хорошо трудиться, а назавтра опаздывают на р а боту, в пятницу стараются улизнуть раньше, до двух ча сов затягивают перекуры? По этому поводу вспомина ется негативная реакция ра ботников коптильного завода № 1 в ответ на публикацию в нашей газете статьи «Чаепи тие под феном». Сколько бы ло обид вместо того, чтобы задуматься: а действительно, чаи в отделах, косметические упражнения — может, все это мешает работе? Говорить на собрании в о б щих словах легко. Спросить с себя — труднее. Но надо. Актуальность этой проблемы доказывает ещ е одно выступ ление. Матрос транспортного р еф риж ератора «Демьян Ко- ротченко» А. Федосеев с болью и гневом рассказывал о том, что по вине «Севрыб- сбыта» его судно не разгру жается почти полтора месяца. Здесь кроется типичнейшая ошибка рыбаков. Да, план надо выполнять. Но по новым условиям хозяйствования, прежде всего — по постав кам. Моряки же «Севрыбхо- лодфлота» недопоставили в четвертом квартале прошлого года более двух тысяч тонн донных пород рыб, хотя дру гих пород обработали больше. Перепоставка (по новым усло виям) так же наказуема, как недопоставка. Обилие сельди на рынке страны объясняется не причудами Нептуна, а нео перативностью управления ф л о том, а также промысловиков. «Все зависит от нас» (Более подробно об этом рас сказывается в корреспонден ции «Почему замерзает «Арк тика?», опубликованной в этом номере). В нашем случае налицо тот пример, когда ры баки (и матросы, и руководи тели) не хотят видеть своих огрехов и промахов. Не научи лись еще. Вот почему снова и снова мы предоставляем газетную площадь выступлениям, где го ворится о переломе созна ния, о новом, качественно но вом мышлении современного рабочего. «КОМПЛЕКС НАНЯТОСТИ ОЧЕНЬ ОПАСЕН...» Слова Ю. Баскакова из его диалога с Н. Гуцкаловым ста ли заголовком главы не слу чайно. Напомним читателям суть: когда человек ничего не в силах изменить на произ водстве, у него возникает так называемый комплекс «наня- тости». То есть кроме своего станка и зарплаты его ничего не интересует, он как бы про дает свои руки, он — испол нитель. Не хозяин. Преобладающий характер писем, пришедших в редак цию, касается именно этого вопроса — невозможности р е шить ту или иную проблему у себя на рабочем месте. Вот что говорил в прениях по поводу выступления масте ра управления «Севрыбсбыт» И. Алексеева начальник рыб ного порта В. Кусков: «Сейчас в порту 62 процента батарей однотонных погрузчи ков настолько изношены, что последние могут работать не более двух часов. Годовая потребность в них — 70 штук. Мы получаем — 30. Это именно тот случай, ког да внутренние резервы изы скать практически невозмож но». Письмо, конечно, безрадост ное, и все же... Давайте вспомним порт. Ухабы и рыт вины вдоль причалов в первом грузовом районе. Эстакады хо лодильников б ез перекидных щитов. Случаи падения элек тропогрузчиков. Да что там! Весной, когда ещ е не стаял снег, работники редакции са молично наблюдали за ситуа цией, сложившейся во втором грузовом районе. Один элек тропогрузчик застрял в сугро бе, водитель второй машины под гиканье зрителей разго нялся и корпусом погрузчика подталкивал неудачника. Было несколько попыток, пока не вызволили застрявший погруз чик. Нет, резервы все-таки есть. В бережном отношении к тех нике. В личной материальной заинтересованности водителей. Не общей, бригадной, как это практикуется в порту, а в лич ной. Несколько иным с этой точ ки зрения кажется выступле ние старейшего плотника су доверфи И. Титова. Он счи тает, что корень нашей расто чительности — в отсутствии материальной заинтересован ности. Он рассказал, что на судоверфи премия за сэконом ленные материалы не выпла чивается. Оплата за сэкономленное — вопрос больной. А на судо верфи его не могут решить в течение нескольких лет. Бух галтерия оперирует массой указаний и инструкций, и ско р е е всего она права. Но ведь можно ж е из фонда начальни ка или мастера цеха поощрить бригаду. Разумеется, это ча стичное решение проблемы, но и быть равнодушным к лю дям нельзя. В унисон с И. Титовым мне ние котельного машиниста плавбазы «Рыбный Мурман» А. Безуглова. Рассказывая о том, как на плавбазах сжига ют тонны картонной тары, он предлагает: «Прежде всего не обходимы экономические м е ры. Скажем, половину суммы, сэкономленной на таре, вы плачивать тем, кто с ней р а ботает». Рабочие видят в материаль ной заинтересованности залог успеха науки бережливости. Что ж, это резонно. Еще В. И. Ленин говорил, что на голом энтузиазме социализм не по строишь. В Основных направ лениях развития народного хо зяйства сказано: «Существен но усилить роль экономиче ских рычагов в проведении р е жима экономии...» И нам кажется, если на су доверфи, а также в «Севрыб- холодфлоте» не найдут в обо зримом будущем выход из положения, то это будет след ствием их хозяйственной не дальновидности. Взглянем на ту ж е пробле му несколько иначе. Судоре монтники, как мы видели, не заинтересованы в экономии материалов. Что из этого по лучается, видно из выступле ния капитана-директора БМРТ «Персей-3» Г. Лейбова: «Сни мают трубопроводчики метал лическую облицовку иллюми наторов. Срывают обрамле ние ломиком. Умудрились во многих помещениях привести пластик в негодность». Налицо все признаки той са мой болезни «нанятости», ког да «после меня хоть потоп». А эта болезнь, напомним, по является тогда, когда челове ку не дают возможности что- проблемы получения продук тов для резерва, работающе го на базе, не будет. Если вернуться к нашим пу бликациям годовой давности, то вспомним, что этот вопрос уже поднимался. Правда, речь тогда шла о строительстве больницы. Но ни тогда, ни сей час (после выступления Н. Кош кина) никто из руководителей флота не откликнулся. Еще одно предложение вы ступающего заслуживает при стального внимания. Котель ный машинист плавбазы «Рыб ный Мурман» А. Безуглов рас сказал о том, как сжигаются в печах тонны картонных ящи ков. Он предлагает (как один из. вариантов борьбы за эко номию) провести конференцию на тему: паспортизация отхо дов на судах, разработка мер по их вторичному использова нию. Авторы многих других пи сем обеспокоены тем же. Ра диомонтажник тралфлота Н. Островой рассказал, как ост родефицитный материал — кабель — приходится искать на свалках. Кабель «определи ли» туда... сами специалисты флота. Ю. Баскаков, трубопро водчик судоверфи, досадовал, что куски металла, еще хоро шего и пригодного для рабо ты, уплывают на металлолом только потому, что их негде хранить. Аналогичная ситуа ция — с пиломатериалами в ремонтно - строительном це хе верфи, о чем рассказал плотник И. Титов. Мы связались с управлением «Мурманскглавснаб», и началь ник отдела вторичных ресур сов О. П. Гофман пояснила: — По всем правилам пас портизация отходов на пред приятии должна проводиться ежегодно. И на каждый вид отходов необходимо заводить паспорт. Однако, насколько мне известно, этого на судах нет. Более того, когда несколь ко лет назад там проводилась такая паспортизация, то фл о ты подошли к ней форм аль но. В худшем случае отходов якобы не было. В лучшем — учитывалась всего лишь капро новая лебедка. Что хочется сказать? Дело это серьезное, проводят его службы снабжения флотов под руководством управления ма териального снабжения ВРПО «Севрыба», как видим, не так, как надо бы. Редакция напра вит предложения рабочих в совет научно - технических об ществ пищевой промышленно сти и надеется, что при со ставлении плана на 1987 год там их учтут. И примут все меры, чтобы паспортизация прошла на должном уровне. Нельзя не заострить внима ния читателей на выступлении механика - наладчика В. Кор- дюкова, приславшего нам предложение, касающееся ан кетирования руководителей подразделений и служб. «Ан кета состоит, — пишет автор, — из ряда вопросов, характе ризующих человека как руко водителя. Раздать ее следует всем членам коллектива. З а полнение как анонимное, так и открытое, по желанию». Автор надеется, что опрос позволит отличить дельного руководителя от безынициа тивного хозяйственника. На наш взгляд, предложение это ценно тем, что здесь под нята проблема управления. Конечно, предложенный метод анкетирования не может дать всесторонней оценки лицу, призванному руководить, но помочь социологам он вполне может. г Г 28 МАРТА по 24 июля, почти четыре месяца, длилось за- очное рабочее собрание. В нем приняло участие около сорока человек. На многие выступления уже получены ответы. После заметки бригадира СМУ-1 треста «Мурманскпром- строй» В. Алексейкова сдвинулось наконец-то с мертвой точ ки строительство канализационно-насосной станции очистных сооружений рыбного порта. Несчастный кабель, о котором пи сал радиомонтажник тралфлота Н. Островой, обследован, от- маркирован, взят на учет и выдан на суда. После выступления старшего механика плавбазы «Рыбным Мурман» Э. Алешина о бездействующих автоматах управлени ем «Севрыбхолодфлот» оказывается техническая помощь в настройке закаточного станка, а также разрабатывается докумен тация на дооборудование линий по производству мелких пр есер вов. Все это существенно, важно. Но главное, что откровенный раз говор всколыхнул многих рядовых тружеников рыбной отрасли, заставил их задуматься о личной причастности ко всему, что де лается вокруг. Отрадно заметить, что большинство руководителей флотов и береговых предприятий ВРПО «Севрыба» оперативно и по-де ловому откликались на их выступления. Но было и иначе. Плот ник такелажной службы порта В. Хлопотов рассказал о том, как напрасно были потрачены деньги на изготовление некоторых грузозахватных приспособлений. Начальник технического отде ла ВРПО «Севрыба» А. Ф . Бушмин прислал отписку. Свое отно шение к этому мы выразили в комментарии редакции («РМ», 4.07.86 г.). Некоторые из выступлений, такие, как бригадира В. Алексей кова, матроса А. Федосеева, послужили темами для аналити ческих публикаций. Мы рассказали, почему стали возможны факты, о которых шла речь в выступлениях. И, наконец, ряд предложений, прозвучавших на рабочем со брании, еще ждет своего решения. В заключение выражаем всем участникам собрания нашу при знательность и благодарность. За то, что откликнулись. Что не смогли остаться равнодушными. Собрание закончено. Теперь — за дело. Отдел промышленного рыболовства и отдел береговых предприятий еженедельника «Рыбный Мурман -ь 25 июля тшплиииУДИД
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz