Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.

• Решения XXV II съезда КПСС~ё жизнь!» НЙПРОИЗВОДСТВЕХОЗЯИН-ТЫ! заочное рабочее собрание | | | | | | | | | | | | | С ОБРАНИЯ заканчиваются по-разному. Бы­ вает, не успеет председатель сказать заключительную речь, как народ начинает расходиться. Бывает и по-другому. Вроде бы повестка дня исчерпана, ан нет, не спениат уйти люди, обсуждают наболевпиее. Так и у нас. Как и было обещано, спустя четыре месяца мы закрываем заочное рабо­ чее собрание на страницах еженедельника. Но письма продолжают идти. Письма взволно­ ванные, горькие, неспокойные. И это понят­ но. Тема «На производстве хозяин — ты!» неисчерпаема. И, как никогда, нужна она именно сейчас. Напомним, что начали разговор на эту те­ му делегаты XXVII съезда КПСС капитан-ди­ ректор БАТ «Маршал Еременко» Н. И. Гуц- калов и трубопроводчик объединения «М ур­ манская судоверфь» Ю. Г. Баскаков. На при­ мерах из жизни родного судна и предприя­ тия они показали, как много зависит от эле­ ментарной исполнительности человека. Чест­ но делать свое дело. И все. «Только от нас самих зависит, как мы будем жить дальше», — сказал тогда Н. И. Гуцкалов. Сегодня, прежде чем поставить послед­ нюю точку, давайте вернемся к некоторым выступлениям, проанализируем проблемы, поднятые в них, а главное — возможность их решения. то переделать, что-то изме­ нить, короче — почувствовать себя хозяином. ЦЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Особого разговора заслу­ живает анализ тех предложе­ ний, которые были высказа­ ны с трибуны еженедельника. Начнем с самого, на наш взгляд, ценного. Н. Кошкин, персональный пенсионер, по­ делился идеей, которую он «вынашивает» вот уже не­ сколько лет. Она не нова: ис­ пользовать рыбаков, находя­ щихся в резерве, на строи­ тельстве соцкультбыта. Н. Кош­ кина, в частности, волнует тур­ база тралового флота «Лес­ ной причал». Вполне конкрет­ но и четко он дает програм­ му. Дел на турбазе много. В б е седе с автором п редседа­ тель рыбкоопа тралфлота И. Е. Самойленко заверил, что СПРОСИТЬ С СЕБЯ Итак, разговор делегатов заставил многих взглянуть на себя как бы со стороны. Электрик плавмастерской «Компас» Ю. Малахов призна­ вал: «Много у нас нерешен­ ных проблем. Но ведь не век ж е ссылаться на них. Сегодня многое мы м ож ем сделать сами». И рассказывал, за счет чего коллектив в прошлом го­ ду сэкономил флоту почти пять тысяч нормо-часов. Матрос плавбазы «Полярная звезда» В. Вергуляцкий зам е­ тил: «Можно пнуть ногой ис­ пользованную коробку, а мож ­ но, выровняв измятый крае­ шек, уложить в нее продук­ цию. Наклониться за упавшей рыбиной или выкинуть е е в отходы. Главное в этих и ты­ сячах других случаев понимать, что копейка рубль бережет...» Отрадно, что все выступив­ шие на страницах газеты по­ нимают и принимают эту на­ родную мудрость. Но раз у них появилась потребность повторить е е — значит, не до всех она дошла. Поясним мысль. Разве вы не замечали у себя на работе такого пара­ докса: на собраниях все гово­ рят об общ ем деле, о том, что надо хорошо трудиться, а назавтра опаздывают на р а ­ боту, в пятницу стараются улизнуть раньше, до двух ча­ сов затягивают перекуры? По этому поводу вспомина­ ется негативная реакция ра­ ботников коптильного завода № 1 в ответ на публикацию в нашей газете статьи «Чаепи­ тие под феном». Сколько бы­ ло обид вместо того, чтобы задуматься: а действительно, чаи в отделах, косметические упражнения — может, все это мешает работе? Говорить на собрании в о б ­ щих словах легко. Спросить с себя — труднее. Но надо. Актуальность этой проблемы доказывает ещ е одно выступ­ ление. Матрос транспортного р еф риж ератора «Демьян Ко- ротченко» А. Федосеев с болью и гневом рассказывал о том, что по вине «Севрыб- сбыта» его судно не разгру­ жается почти полтора месяца. Здесь кроется типичнейшая ошибка рыбаков. Да, план надо выполнять. Но по новым условиям хозяйствования, прежде всего — по постав­ кам. Моряки же «Севрыбхо- лодфлота» недопоставили в четвертом квартале прошлого года более двух тысяч тонн донных пород рыб, хотя дру­ гих пород обработали больше. Перепоставка (по новым усло­ виям) так же наказуема, как недопоставка. Обилие сельди на рынке страны объясняется не причудами Нептуна, а нео­ перативностью управления ф л о ­ том, а также промысловиков. «Все зависит от нас» (Более подробно об этом рас­ сказывается в корреспонден­ ции «Почему замерзает «Арк­ тика?», опубликованной в этом номере). В нашем случае налицо тот пример, когда ры ­ баки (и матросы, и руководи­ тели) не хотят видеть своих огрехов и промахов. Не научи­ лись еще. Вот почему снова и снова мы предоставляем газетную площадь выступлениям, где го­ ворится о переломе созна­ ния, о новом, качественно но­ вом мышлении современного рабочего. «КОМПЛЕКС НАНЯТОСТИ ОЧЕНЬ ОПАСЕН...» Слова Ю. Баскакова из его диалога с Н. Гуцкаловым ста­ ли заголовком главы не слу­ чайно. Напомним читателям суть: когда человек ничего не в силах изменить на произ­ водстве, у него возникает так называемый комплекс «наня- тости». То есть кроме своего станка и зарплаты его ничего не интересует, он как бы про­ дает свои руки, он — испол­ нитель. Не хозяин. Преобладающий характер писем, пришедших в редак­ цию, касается именно этого вопроса — невозможности р е ­ шить ту или иную проблему у себя на рабочем месте. Вот что говорил в прениях по поводу выступления масте­ ра управления «Севрыбсбыт» И. Алексеева начальник рыб­ ного порта В. Кусков: «Сейчас в порту 62 процента батарей однотонных погрузчи­ ков настолько изношены, что последние могут работать не более двух часов. Годовая потребность в них — 70 штук. Мы получаем — 30. Это именно тот случай, ког­ да внутренние резервы изы­ скать практически невозмож­ но». Письмо, конечно, безрадост­ ное, и все же... Давайте вспомним порт. Ухабы и рыт­ вины вдоль причалов в первом грузовом районе. Эстакады хо­ лодильников б ез перекидных щитов. Случаи падения элек­ тропогрузчиков. Да что там! Весной, когда ещ е не стаял снег, работники редакции са­ молично наблюдали за ситуа­ цией, сложившейся во втором грузовом районе. Один элек­ тропогрузчик застрял в сугро­ бе, водитель второй машины под гиканье зрителей разго­ нялся и корпусом погрузчика подталкивал неудачника. Было несколько попыток, пока не вызволили застрявший погруз­ чик. Нет, резервы все-таки есть. В бережном отношении к тех­ нике. В личной материальной заинтересованности водителей. Не общей, бригадной, как это практикуется в порту, а в лич­ ной. Несколько иным с этой точ­ ки зрения кажется выступле­ ние старейшего плотника су­ доверфи И. Титова. Он счи­ тает, что корень нашей расто­ чительности — в отсутствии материальной заинтересован­ ности. Он рассказал, что на судоверфи премия за сэконом­ ленные материалы не выпла­ чивается. Оплата за сэкономленное — вопрос больной. А на судо­ верфи его не могут решить в течение нескольких лет. Бух­ галтерия оперирует массой указаний и инструкций, и ско­ р е е всего она права. Но ведь можно ж е из фонда начальни­ ка или мастера цеха поощрить бригаду. Разумеется, это ча­ стичное решение проблемы, но и быть равнодушным к лю ­ дям нельзя. В унисон с И. Титовым мне­ ние котельного машиниста плавбазы «Рыбный Мурман» А. Безуглова. Рассказывая о том, как на плавбазах сжига­ ют тонны картонной тары, он предлагает: «Прежде всего не­ обходимы экономические м е­ ры. Скажем, половину суммы, сэкономленной на таре, вы­ плачивать тем, кто с ней р а ­ ботает». Рабочие видят в материаль­ ной заинтересованности залог успеха науки бережливости. Что ж, это резонно. Еще В. И. Ленин говорил, что на голом энтузиазме социализм не по­ строишь. В Основных направ­ лениях развития народного хо­ зяйства сказано: «Существен­ но усилить роль экономиче­ ских рычагов в проведении р е ­ жима экономии...» И нам кажется, если на су­ доверфи, а также в «Севрыб- холодфлоте» не найдут в обо­ зримом будущем выход из положения, то это будет след­ ствием их хозяйственной не­ дальновидности. Взглянем на ту ж е пробле­ му несколько иначе. Судоре­ монтники, как мы видели, не заинтересованы в экономии материалов. Что из этого по­ лучается, видно из выступле­ ния капитана-директора БМРТ «Персей-3» Г. Лейбова: «Сни­ мают трубопроводчики метал­ лическую облицовку иллюми­ наторов. Срывают обрамле­ ние ломиком. Умудрились во многих помещениях привести пластик в негодность». Налицо все признаки той са­ мой болезни «нанятости», ког­ да «после меня хоть потоп». А эта болезнь, напомним, по­ является тогда, когда челове­ ку не дают возможности что- проблемы получения продук­ тов для резерва, работающе­ го на базе, не будет. Если вернуться к нашим пу­ бликациям годовой давности, то вспомним, что этот вопрос уже поднимался. Правда, речь тогда шла о строительстве больницы. Но ни тогда, ни сей­ час (после выступления Н. Кош­ кина) никто из руководителей флота не откликнулся. Еще одно предложение вы­ ступающего заслуживает при­ стального внимания. Котель­ ный машинист плавбазы «Рыб­ ный Мурман» А. Безуглов рас­ сказал о том, как сжигаются в печах тонны картонных ящи­ ков. Он предлагает (как один из. вариантов борьбы за эко­ номию) провести конференцию на тему: паспортизация отхо­ дов на судах, разработка мер по их вторичному использова­ нию. Авторы многих других пи­ сем обеспокоены тем же. Ра­ диомонтажник тралфлота Н. Островой рассказал, как ост­ родефицитный материал — кабель — приходится искать на свалках. Кабель «определи­ ли» туда... сами специалисты флота. Ю. Баскаков, трубопро­ водчик судоверфи, досадовал, что куски металла, еще хоро­ шего и пригодного для рабо­ ты, уплывают на металлолом только потому, что их негде хранить. Аналогичная ситуа­ ция — с пиломатериалами в ремонтно - строительном це­ хе верфи, о чем рассказал плотник И. Титов. Мы связались с управлением «Мурманскглавснаб», и началь­ ник отдела вторичных ресур­ сов О. П. Гофман пояснила: — По всем правилам пас­ портизация отходов на пред­ приятии должна проводиться ежегодно. И на каждый вид отходов необходимо заводить паспорт. Однако, насколько мне известно, этого на судах нет. Более того, когда несколь­ ко лет назад там проводилась такая паспортизация, то фл о ­ ты подошли к ней форм аль­ но. В худшем случае отходов якобы не было. В лучшем — учитывалась всего лишь капро­ новая лебедка. Что хочется сказать? Дело это серьезное, проводят его службы снабжения флотов под руководством управления ма­ териального снабжения ВРПО «Севрыба», как видим, не так, как надо бы. Редакция напра­ вит предложения рабочих в совет научно - технических об­ ществ пищевой промышленно­ сти и надеется, что при со­ ставлении плана на 1987 год там их учтут. И примут все меры, чтобы паспортизация прошла на должном уровне. Нельзя не заострить внима­ ния читателей на выступлении механика - наладчика В. Кор- дюкова, приславшего нам предложение, касающееся ан­ кетирования руководителей подразделений и служб. «Ан­ кета состоит, — пишет автор, — из ряда вопросов, характе­ ризующих человека как руко­ водителя. Раздать ее следует всем членам коллектива. З а ­ полнение как анонимное, так и открытое, по желанию». Автор надеется, что опрос позволит отличить дельного руководителя от безынициа­ тивного хозяйственника. На наш взгляд, предложение это ценно тем, что здесь под­ нята проблема управления. Конечно, предложенный метод анкетирования не может дать всесторонней оценки лицу, призванному руководить, но помочь социологам он вполне может. г Г 28 МАРТА по 24 июля, почти четыре месяца, длилось за- очное рабочее собрание. В нем приняло участие около сорока человек. На многие выступления уже получены ответы. После заметки бригадира СМУ-1 треста «Мурманскпром- строй» В. Алексейкова сдвинулось наконец-то с мертвой точ­ ки строительство канализационно-насосной станции очистных сооружений рыбного порта. Несчастный кабель, о котором пи­ сал радиомонтажник тралфлота Н. Островой, обследован, от- маркирован, взят на учет и выдан на суда. После выступления старшего механика плавбазы «Рыбным Мурман» Э. Алешина о бездействующих автоматах управлени­ ем «Севрыбхолодфлот» оказывается техническая помощь в настройке закаточного станка, а также разрабатывается докумен­ тация на дооборудование линий по производству мелких пр есер ­ вов. Все это существенно, важно. Но главное, что откровенный раз­ говор всколыхнул многих рядовых тружеников рыбной отрасли, заставил их задуматься о личной причастности ко всему, что де­ лается вокруг. Отрадно заметить, что большинство руководителей флотов и береговых предприятий ВРПО «Севрыба» оперативно и по-де­ ловому откликались на их выступления. Но было и иначе. Плот­ ник такелажной службы порта В. Хлопотов рассказал о том, как напрасно были потрачены деньги на изготовление некоторых грузозахватных приспособлений. Начальник технического отде­ ла ВРПО «Севрыба» А. Ф . Бушмин прислал отписку. Свое отно­ шение к этому мы выразили в комментарии редакции («РМ», 4.07.86 г.). Некоторые из выступлений, такие, как бригадира В. Алексей­ кова, матроса А. Федосеева, послужили темами для аналити­ ческих публикаций. Мы рассказали, почему стали возможны факты, о которых шла речь в выступлениях. И, наконец, ряд предложений, прозвучавших на рабочем со­ брании, еще ждет своего решения. В заключение выражаем всем участникам собрания нашу при­ знательность и благодарность. За то, что откликнулись. Что не смогли остаться равнодушными. Собрание закончено. Теперь — за дело. Отдел промышленного рыболовства и отдел береговых предприятий еженедельника «Рыбный Мурман -ь 25 июля тшплиииУДИД

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz