Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.
Дневник начальника промрайона О СЕНЬЮ ПРОШЛОГО ГОДА промыслом в Баренцевом море руководил опытный капитан Иван Егорович ДЕГТЯРЕВ. По просьбе «Рыбного Мурмана» он вел дневни ковые записи. День за днем начальник пром района наблюдал, как трудно моря кам переносить последствия неувя зок в работе смежников, промахи в руководстве промыслом администра ции флотов и ВРПО, как тяжело экс плуатировать старые суда. Часто в записях И. Е. Дегтярева звучат горь кие нотки бессилия перед потоком грозных «ценных указаний», ничем не помогающих морякам. Публикуя дневник И. Е. Дегтяре ва, редакция рассчитывает на то, что администрация и службы флотов и ВРПО сделают правильные выводы. Вспомним, что говорилось на июнь ском Пленуме ЦК КПСС: «Некото рые руководители щедры на декла рации о гласности, правильно говорят о роли коллектива, о развитии демо кратических начал в жизни, но беда в том, что этим все и кончается. Так и создается иллюзия перестройки: на словах все ладно, а реальных изме нений нет. Из-за этого перестройка сбивается на холостые обороты». Именно для того, чтобы не было холостых оборотов, а Северный бас сейн работал с наибольшей эффек тивностью, мы и публикуем эти за метки. ★ * * 23 октября. Принял руководство в Баренцевом море. ТР «Валентин Серов» подошел к плавбазе «Полярная звезда». Ожида ние швартовых — 5 часов. Не ошвар товавшись, вместе с плавбазой дела ем переход к промысловому судну. Всего потеряно 10 часов, а из порта гнали ТР, не дали добрать 60 тонн бункера. Причина простоя у плавбазы? Ре шение капитана-директора Петровско го: «Так выгодней». И еще минус полтора часа: плавбаза не готова к грузовым операциям. В принципе это — схема работы «Севрыбхолрд- флота» вообще, когда ТР «завязаны» с плавбазами. Хотя и не всегда: у А , П. Болычева («Севрыба»), Ю. М. Лебедева («Маточкпи Шар») плани рование работ «плавбаза — транс порт» очень четкое, и, как правило, ТР от базы отходят досрочно. Инте ресно, почему это не анализируется? 24 октября. Совместными усилия ми в штабе проработан ряд вариан тов обработки судов. Цель — избе жать длительных простоев добываю щего флота. Штабу поставлена задача: оказать всемерную практическую помощь эки пажам. Проверка и контроль — это одно. У нас и так- чрезвычайно много «контролирующих», но, к сожалению, нет ни одной службы помогающей. А она-то как раз более необходима. Ведь когда помогают, нет упущений, следовательно, и контролировать не чего, лишь всемерно содействовать, ибо все мы сидим на «хвосте золо той рыбки». У нас, как правило: проконтроли ровал — сделал замечания, затем следует наказание, порой без долж- ного разбирательства. Просто: есть причина — должно быть следствие. В результате теряем талантливых промысловиков. 25 октября. Даю радиограмму: «Во избежание длительных простоев пром- судов в ожидании выгрузок, которые завязываются в цепочку, из всех воз можных рассмотренных вариантов лучшим является направление части судов в порт. БМРТ «Кандалакша», «Быково», «Прогресс» выгрузить плавбазе «Сергей Василисин», БМРТ «Торос» — «Комиссар Полухип», БМРТ «Торжок», «Планета» под- выгрузить ТР «Валентин Серов». К этому времени подойдет ТР «Там бов». И пошла писать губерния! «Зеле ные» превращаются в «синие» (стоят в порту до «посинения») и т. д., и т. д. Так, спрашивается, почему? Ведь ру ководители всех флотов, порта, же лезной дороги, сбыта на месте. Где же тогда пробуксовка? До сих пор лозунг «Берег — промыслу, промы сел — берегу» действует односторон не. Странно? Конечно. И самое при мечательное то, что никто не несет за это ответственность. К примеру, почему не взять под обработку в порт БМРТ «Кандалак ша»? Этот траулер меняет район промысла, «взять» его в порт — значит, закрыть рейс. И тогда «Мур- манрыбпрому» достанется больше ем костей в Баренцевом море, следова тельно, избежат простоя одно, а то и два промысловых судпа. И вообще неурядицы берега очень, очень отрицательно влияют на, мо рально-психологическое состояние экипажей. А ведь оно в немалой сте пени влияет на производство. 26 октября. ТР «Валентин Серов» .начал работу. Первым под выгрузку встал БМРТ «Кандалакша», на оче реди — «Торжок», «Планета» — за крутилось колесо. С нашим предло жением не согласились. Теперь под считывай потерн. А они будут, и не малые. вием: выполни поставленную задачу, причем качественно. Нет ли ошибки в такой постановке вопроса? Нет. Ка питан-директор — это личность мыс лящая. порой так, что дай бог каж дому. Учить его с берега — делать непоправимую ошибку. К сожалению, так поступают часто, за шесть лет работы начальником промрайона я не раз убеждался в этом. Капитана — затуркали, застращали. Не знает он в море нормального сна, и на бе регу покой ему лишь снится. Чем же завершаем мы сегодняшний день? БМРТ «Плутоний», набрав груз, следует в порт. БМРТ «Быко во», простояв более четырех' суток, пошел на подвыгрузку к «Тамбову». Лихо? Конечно. Простой плюс недо лов — где-то более 76 тысяч рублей. А ведь предлагалось все наоборот. Что ж, государство богатое... 2 ноября. К чему же привели нас простои в ожидании выгрузки? Из 27 октября. Приятно видеть сла женную работу моряков. Конечно, на пряжение физических и моральных сил передать невозможно, это надо осознать, ощутить. Но, увы, все на ши и промысловиков старания недо статочны, чтобы устранить потери. БМРТ «Петрозаводск» и еще два судна 24 часа ждали бункеровки, два траулера стояли в ожидании выгруз ки. Итого 360 потерянных тонн сырья за сутки,- Кто в ответе? Промыслови ки, их капитаны и технологи! Руко водители флотов ответственности по чему-то не несут. На подходе ТР «Тамбов», потери возрастут. А осу ществись наш план, этого бы не случилось. Качество. Где-то 15 лет назад при знавалась нормальной температура продукции — минус 12 градусов. До сих пор в рефрижераторных вагонах — минус 9 градусов. Так зачем же мы гоним минус 18? 28 октября. Шторм. Из-за него за держалось на переходе очередное судно. Ну что ж, и команде ТР надо отдохнуть: в трюмах механизации нет, каждый ящик (32 кг) приходит ся брать на «пупок-» и забрасывать практически половину количества вы ше плеч. Моряки, правда, не жалу ются. Хороший народ! Только вме сто поддержки нм — одно пустосло вие с берега. Почему так получается? Промысловые корабли лежат в дрейфе, ожидая очереди на подвы грузку, с тем чтобы потом еще поте рять 2—3 суток на выгрузке. 29 октября. Промысел идет пол ным ходом. Есть успехи, по радости мало: оперативное задание выполня ется на 101 процент. Могло быть вы ше. По-прежнему в ожидании выгруз ки стоят три траулера, по 24 часа каждый. Но судовладельцы упорно не пускают их в порт. Приступил к работе ТР «Тамбов». Чтобы снять снабжение, доставлен ное им, надо совершить 23 судопод- хода на подвыгрузку. Так спланиро вали на флотах. Мы садимся высчи тывать, пересчитывать, чтобы хоть что-то было похоже на комплексную обработку. Удалось сократить число судоподходов ДО 16. Итог — плюс 320 тонн продукции. Значит, стоит работать! 30 октября. Происходит передис локация части флота. Капитанам да на свободная практика с одним усло 21 судна па промысле ловом занима ются сегодня 14! Остальные «в бе гах», в основном меняют район про мысла. Можно ли было сократить число «бегущих»? Да. конечно. А тут еще «подарок»: па архангель ском БМРТ-437 вышли из строя обе РЛС. Теперь работать в группе он не может: частые спезкные заряды — может произойти столкновение. От править в порт? Там станут капиталь но делать... «бумаги» и как-нибудь ремонт. Суток 10. как минимум. Мо жет, ремонт здесь, у борта «Тамбо ва»? А что, моряки выходили побе дителями и из более серьезных си туаций. 3 ноября. Выточили шестерню и установили, пока траулер цодвыгру- жался. И без оформления бумаг! И бесплатно! Сэкономлено 10 суток, то есть 270 тысяч рублей. 6 ноября. Флот наращивает произ водительность. Приятно работать в спокойной обстановке. Есть формула общего успеха: она складывается из результатов трудовой деятельности, личного отдыха и времени на то, чтобы молчать и думать. К сожале нию, очень часто нашим капитанам не дают двух последних составляю щих. И вот пример. Радиограмма заме стителя начальника отдела добычи тралфлота тов. Беляева: «Всем ка- питанам-директорам... За невыполне ние оперативного задания к капита нам будут приняты меры вплоть до крайних...» После подобных РДО, как правило, работа идет значительно хуже. Капитан думает уже не о про изводстве, а рисует себе яркие карти ны «крайних мер». 7 ноября. Вот и долгожданный праздник. На всех судах проходят митинги: флот в море, но мы — до ма! Сегодня отлично потрудились эки пажи БМРТ «Владимир Гаврилов», «Прионежье», «Железногорск», ар хангельские рыбаки. Честь вам и хвала, труженики моря! Транспорт наш работал не в пол ную силу, но все-таки удалось пере крыть норму. 8 ноября. Флот продолжает наби рать груз. «Берег» обещает рефем- кость в крайнем случае до 14 нояб ря. Тогда получится комплексная, без простоев, обработка. Идет выгрузка БМРТ «Спутник», причем «ударными» темпами: за сут ки 390 тонн! Началось с того, что выяснилось: 48 ящиков лебедки не берут, 36 не берут, 28 — ура, поеха ли! Через шесть часов обе лебедки вышли из строя. Экипаж пытается,. что-то сделать. Сделали. Поехали! Четыре часа работы — приехали: сломалась лебедка. Ремонт. Еще три часа потерь. Все, родимые, начали... Стоп, оцять поломка. Да за что такое наказание экипажу? Ведь у него РМУ не работает, план вылова не выполняется. А ведь все отразится на моряках... 12 ноября. Началась передислока ция судов из района в район. Прохо дит благополучно, без потерь. 13 ноября. С завтрашнего дня по требуется выгрузка. Однако проведен ная нами ранее работа летит к черту: нет обещанного транспортного рефри жератора. Срывается «комплексная, без простоев». БМРТ «Прионежье» набирает груз. Идти в порт? Потеря на переходах, ведь в порту будет он 16 ноября. В этот же день предполагается не*,-, становка па рейд ТР «Василий СуV j ~ риков». ТР «Отто Гротеволь» должен был выйтн в море 14 ноября. Задержива ется из-за плохого качества воды. Интересно, а почему это выяснилось на отходе судпа? Ведь ТР выгружали больше недели! По-моему, это халат ность служб флота и судовой адми нистраций. Как планировать в дальнейшем? Я теряюсь в догадках. «По зеленой»? Суда стоят в порту — пет вагонов. Кто же виновен? Порт? Железная дорога?.. 14 ноября. Транспорта нет. Вме сто комплексной обработки комплекс ные потери. Танкер «Даршща» работает отлич но. Если бы пришел ТР, слить на не го бункер для выгружающихся су дов проблемы бы не составило. Во обще весь танкерный флот «Севрыб- холодфлота» работает отменно и у пользуется заслуженной славой у промысловиков. Транспорты бы так работали! Хотя, например, ТР «Роза Люксембург» в любом районе славит ся высокими показателями, правда, капитан - директор В. Б. Бородин ра ботает на износ. 15 ноября. День начался с ульти мативной радиограммы: «...Напомина ем: обеспечить комплексную обработ ку». Что это? Насмешка? Как обе спечить, когда у судов лишь аварий ный запас топлива, нм необходима бункеровка, а транспорт обещают 17 ноября? Конечно, мы сделаем все возможное, чтобы потерн были как можно меньше. Флот работает успешно. Кто луч ше? Перечислять можно всех. На промысле недостает восемь судов. Где они? В порту «по зеленой», ко торая превратилась в «красную». Когда же сберег» будет работать в полном смысле этого слова? Возьми те добытую продукцию с кораблей, дайте возможность трудиться без простоев! 16 ноября. Штормит. Северо-во сточный ветер достигает 25 метров в секунду. Я — на ППР «Глетчер». Ночью сплю в каюте четвертого ме ханика, вдруг чувствую: кто-то по ливает водой. Что за шутки, думаю. Встаю. По всем пазам и щелям под волока не капает, а льется вода. По стель, все на столе, диван мокрые. Отдохнул! 17 ноября. Сегодня экипаж ППР «Глетчер» выполнил годовой план, обещает до конца года выпустить продукции на 450 тысяч рублей. На подходе ТР «Пролив Дианы». Красивое название, но у судна нет кранцевой защиты, а идет он из--,, порта. Кранцы надо искать в море. Ну мы же всегда говорим; промысло вик все может! В порту ведь толь ко склады, ремонтные базы, руково дители всех рангов! Поэтому решать вопросы ремонта, обеспечения флота нет возможности. Гони корабли в мо ре, там разберутся! (Продолжение следует). 18 июля 1886 года миияиимМДД 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz