Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.
• Партийная жизнь • =»i ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР " 11 О необходимости повыш ения социологической ку л ь ту р ы х о зяйственны х руководителей и идеологического актива, о пр о блемах изучения человеческого фактора и создания в области единой социологической служ бы начал разговор кон сультан т Дома политпросвещ ения В. Ф. М арарица в статье «Чтобы не действовать вслепую» (см. «РМ», № 21 за 23 мая). Не каждый эффект о ц е н и ш ь р у б л е м С ЕГОДНЯ немногочис ленные социологиче ские силы, имеющиеся в об ласти и даже у нас в отрас ли, разобщены, их действия напоминают в какой-то сте пени деятельность кустарей- одиночек. Объединение, ко ординация работ, на мой взгляд, даст возможность более эффективно анализи ровать конкретную социаль ную ситуацию, выделить ряд первоочередных проблем и задач, на изучение и реше ние которых необходимо ) ^-сконцентрировать основное ( внимание. Неоднократно в партийны х докум ентах указы валось на то, что в решении проблем трудовы х коллективов необхо дим ком плексны й подход, единство хозяйственной, ор ганизаторской и идеологиче ской работы. Это предполага ет и требует анализа, оценни, прогнозирования «социальной» эфф ективности использования производственны х ресурсов, приним аемы х эконом ических реш ений, их влияния на раз витие трудового коллектива и отдельной личности. Одним словом, наряду с те хн и ко -эко ном ическим планированием и управлением необходима си стема социального планирова ния и управления. На практике несогласован ность между организатор ской, хозяйственной н идео логической деятельностью порождает разрыв между словом и делом. Проблема эта актуальна и для пред приятий рыбной отрасли. В этом смысле очень инте ресна одна восточная притча 6 трех слепцах, которы х пр о сили описать слона. Тот, кто потрогал хобот, сказал, что слон длинны й и теплы й. Кто ощ упал кл ы к, утверждал, что слон твердый и остры й. А кто наткнулся на ногу слона, заявил, что слон вы сокий и кр угл ы й , ка к дерево. По сути — все они были правы, н икто из них не лгал. И вместе с тем ка к далека истинная ка р тина от описаний каж д ого из них. Не так ли получается и у нас, когда, говоря о реше нии задач ускорения научно- технического прогресса, о перестройке и совершенство вании системы управления и методов хозяйствования, о повышении роли человече ского фактора, рассматрива ем их как бы в отдельности, в отрыве одна от другой. Методы хозяйственно-эко номического планирования и управления у нас отрабо танны, разнообразны, со вре менем совершенствуются. А вот адекватной системы уп равления социальными про цессами у нас еще не созда но ни на одном уровне. Эти вопросы отражаются в дея тельности многих структур ных подразделений (плано вый отдел, отдел труда и заработной платы, отдел кад ров), общественных органи заций. -Мероприятия социаль ного характера включаются н в планы социального раз вития (если они есть), и в коллективные договора, и даже в технико-экономиче ские планы. Но, чтобы до- : стигнуть желаемого резуль тата, необходимо упорядо чить эту работу. И начинать ее, видимо, следует с самих предприятий. Долгие годы существовал, да, пожалуй, у многих хо зяйственных руководителей и сейчас сохраняется, неко торый «иммунитет» к социо к логическим исследованиям. •Объясняется это, во-первых, «всезнанием» социальных проблем своего трудового коллектива. И, во-вторых, отсутствием так* называемо го экономического эффекта от исследовательских разра боток. Да, действительно, такой эффект не всегда бро сается в глаза, порой его даже невозможно выразить в рублях. И зачастую во имя ложно понимаемой эко номии мы отказываемся изу чать важные социальные вопросы и при этом несем потери, которые впоследст вии могут измеряться тыся чами рублей. Возьмем, к прим еру, та кую проблему, ка к текучесть ка д ров. Больной вопрос для фло тов и береговы х предприятий бассейна. И когда речь об этом заходит, любой руко в о дитель вам скаж ет: «Дайте жилье, детские сады и т. д. и проблема решится». Но, изучив причины текучести кадров на М урманском рыбокомбинате, в рыбном порту, на тарном ко м бинате, в управлении «Мур- манрыбпром», мы обнаруж или самые разнообразные, подчас и неожиданны е причины , устранение которы х вовсе не требует капитальны х затрат. А удовлетворенность трудом между тем повы сится. (Подроб но о результатах этого социо логического исследования мне уж е приходилось рассказы вать на страницах еженедельника). Практика доказывает, и я полностью согласна с ав тором статьи, что эмпиризм в управлении социальными процессами, принятие скоро спелых решений, основан ных только на опыте и ин туиции. приводят к значи тельным социальным, воспи тательным и экономическим издержкам. В этой работе, говоря словами известного советского социолога В. Шубкина, могут быть гром кие, но холостые выстрелы. Отрадно отм етить, что в отрасли все больше появляется руководителей с новым типом мышления, которы е в п р и н я тии управленческих решений стали опираться на результа ты социологических исследо ваний. Например, к нам обра тилось руководство ф абрики орудий лова с просьбой иссле довать и дать рекомендации по адаптации молодежи на это>л предприятии. Казалось бы, данный вопрос для фаб ри ки в настоящее время не актуален. Текучесть кадров минимальная, предприятие ста бильное и по производствен ным показателям . Здесь уж е внедряется бригадны й хозрас чет. Острых социальны х про блем тоже вроде нет. И вместе с тем предварительные данные исследования показа ли, что социальная задача, ко торую поставила адм инистра ция фабрики орудий лова пе ред нами, вовсе не случайна... Это умение прогнозиро вать проблемы и' вовремя влиять на причины, их по рождающие, а не «бить по хвостам» во многом зависит от культуры руководителя. И вооружить его этой куль турой поможет создание со циологической службы в об ласти, которая объединит разобщенные, силы социоло гов, психологов. В заключение хочется вы сказать предложение о про должении разговора на стра ницах еженедельника по су ществу обсуждаемых вопро сов с участием заинтересо ванных организаций. Д. РАСКИНА, зав. сектором Северного филиала ЦНОТУПРХ. Г )П Ы Т СТАРШИХ, СОЕДИНЕННЫЙ С МОЛО ДЫМ ЗАДОРОМ, обычно дает прочный сплав работоспособности, высокой продуктив ности труда всего коллектива. А когда такое сочетание соблюдается в партийной органи зации эки па ж а , успех обеспечен. Не случайно команда БМРТ «Павел Панин» объединения «М урм анрыбпром » всегда была в числе по бедителей соревнования. И по итогам гикнув шей пятилетки заняла второе место на фло те. Правда, в последнем рейсе неудачи пре следовали м оряков: подводило техническое со стояние судна. Но — впереди капитальны й ремонт, затем эки п а ж соберется на борту для новы х ,славных дел, А ком м унисты зададут н уж ны й тон. НА СНИМКЕ (слева направо): ком м унисты ветеран флота начальник радиостанции Олег Васильевич Кузнецов, старш ий матрос Н и ко лай Васильевич Мильшин, член обкома КПСС, председатель ком итета профсоюза судна элентромеханин Н иколай Васильевич Ж аравин, старш ий матрос Борис Х ансикович Кван. ФОТО В. КОРЕЦКОГО, БУДНИ ПЕРВИЧНОЙ Каков дирижер, таков и оркестр Д ВА С ПОЛОВИНОЙ года БАТ «Генерал А н дрю щенко» трудился на нелегких промысловых дорогах и с са мого первого дня спуска на воду ни разу не был в порту приписки. U АЧИНАТЬ ВСЕГДА ТРУД- * * НО. Тем более если речь идет о формировании •нового коллектива. Этому эки пажу повезло. Повезло в том, чт0 сюда пришли работать те, кому далеко не безразличны заботы общие. Командный состав траулера «Генерал Андрющенко» подо брался на редкость удачный, хотя люди здесь самые о бы к новенные, разве что чуточку внимательнее друг к другу, человечнее, что ли. В море, как нигде, прояв ляется характер челозека. Здесь все как на ладони, ни чего не скроешь. Очень вер но сказал Руслан Джемалозич Коколадзе, первый помощник капитана, что в хорошем эки паже остаются самые надеж ные, сильные моряки, которые строят «по кирпичику» ста бильный коллектив. А другие, те, что только пристраивают ся, потом уходят, кто поти хоньку, кто со скандалом, но все равно уходят. «Впервые, за почти десять лет работы в должности первого помощ ника, я полностью удовлетво рен коллективом, — признал ся Руслан Джемалозич. — Большая заслуга в этом пер вого помощника капитана А н д рея Филипповича Сенченко, которого в этом рейсе мне пришлось замещать. Люди у нас прекрасные, работать с ними было очень интересно, а этот, последний рейс перед приходом в родной М урманск еще характерен тем, что у нас не было ни одного случая на рушения «сухого закона». Зна чит, так работать можно!» Передо мной сидит капитан БАТа Николай Егорович Титоз. Моложавый, высокий, подтяну тый, он просто подкупает от кровенностью и доброжела тельностью, и как ж е хорошо, с теплотой говорит он о сво ей команде! В его словах искренность и правдивость, хотя говорим мы не только о хорошем, но и о том, что м е шает работать, с какими пр о блемами рыбаки сталкиваются на промысле. Капитана под держивает и главный механик судна, секретарь партийного бю ро Павел Игоревич Тысько. Специалист с большим стажем, представитель семейной дина стии моряков, человек, остро чувствующий неполадки в своей работе, он с горечью говорит о недостатках, кото рых могло бы и не быть. Взять, к примеру, вопрос о техническом оснащении трау лера. Судно современное, ко м фортабельное, а труд рыбо обработчиков, чрезвычайно тя желый труд, по-прежнему остается ручным. На прием ке суДна несколь ко лиш них суток ждали, когда ж е Привезут разделочные м а ш ины , и потом же приш лось от них отказаться. Потому что многое не продумано, не учте но. А выработка? За сутки с такой i-ехникой фабрика вы дает 35 тонн пр од укции, а вручную , за 10 часов обработ чи ки дают 60 тонн той ж е про д укц и и , причем лучш его ка ч е ства. К ак тут не поломать го лову! По этому вопросу главным м ехаником была написана до кладная записка. Приехали, разобрались, убедились в не состоятельности такой техни- ни. Что ж е касается эконом ии топлива, то и здесь роль глав ного м еханика, к а к производ ственника, к а к ком м униста, ве лика. Велика самоотдача че ловека, знающ его и любящего свою работу, ум еющ его вы явить и поддержать интерес к делу у д ругих. И п этом ему больш ую помощь оказал второй м еханик, тоже ко м м у нист, Михаил Федосьевич Са енко. ...Полгода назад, едва п р и няв дела, Ты сько сразу же принялся за свои механизмы в машине. Надо, не надо, но он дотошно проверял, «подчи щал» те хн и ку, не давая поноя ни себе, ни другим. Уже был печальны й опыт в прежнем рейсе, иогда приш лось пр о стоять вхолостую целых 9 су ток. Повторять подобные «экс перименты» главный м еханик не намеревался. Помогло и то, что ему приш лось некоторое время быть ф лагманским ме хаником , а это означало не маловажный факт: получая инф ормацию со всех промы с ловы х судов о положении дел с топливом, он имел возм ож ность находить оптимальные варианты расходования топли- ва. Борьба за экономию ГСМ стала в этом коллективе не отпи ской , не «галочками» в отчетах, г» большим, настоя щим делом,' где все решается сообща. Об этом говорит и председатель группы народно го ко н тр о л я , заместитель сек ретаря партбюро экипаж а Юрии Петрович Я ким чук, мнение к о торого очень ценят в ко л л е к тиве. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ по чти треть личного со- стаза коммунисты. Четыре че ловека — кандидаты в члены КПСС. И будет не голослоз- ным сказать, что партийная ор- ганиза'ция на траулере пред ставляет собой надежный азан- гард коллектива. Двенадцатая пятилетка д о л ж на стать переломной в деле ускорения нашего развития, а отсюда — необходимость строить всю работу уже по- иному, старые мерки не го дятся. Идет перестройка в психологии людей, их миро воззрении, и моряки БАТ «Генерал Андрющенко» — не исключение, а пример того, как можно добиться слажен ности, стабильности в работе всего экипажа. Юрий Петрович Якимчук, говоря о работе судовой пар тийной организации, подчерк нул один из важных моментов: — Нельзя забывать о том, что люди стали мыслить мас штабнее, чт0 их кругозор рас ширился. Мы не должны рас считывать на среднего м оряч ка, который слушает в пол- уха лекции на политзанятиях. Нет, моряк сегодня стал об разованнее, компетентнее, ак тивнее. Мы месяцами оторва ны от родной страны. Инфор мация о многообразных рит мах жизни нашего народа приходит с опозданиями в си лу специфики -нашей профес сии. Но это вовсе не значит, что мы живем только забота ми о выполнении планов. Труд рыбаков чрезвычайно тяжел, да . и рыбацкое счастье, как говорится, не только в зара ботке. Устают люди, но асе равно находят время для об щественной работы, для увле чения спортом, самообразова ния. Вот вы видели наш музей памяти генерала Андрющ енко, имя которого носит наш трау лер. Видели стенды, фотога зету, уголок здоровья. Все это делают моряки п0 собствен ной инициативе, с любозью и огромным желанием. Отрадно, что партийная ор ганизация «Генерала А нд рю щ енко» умеет определить на правления своих действий, вы делить клю чевы е звенья рабо ты , своевременно поддержать творче скую и ни ци ативу м оря ков, обеспечивая оперативное решение важ нейш их вопросов, от ко то р ы х зависит достиж е ние кон е чн ы х результатов. М ож но без преувеличения с ка зать, что партийное руковод ство эки па ж е м — в надеж ны х рука х. ...Закончился еще один тру- дозой день. Кто спешит к до машнему теплу, кто собирает ся навестить друзей, у кого-то не решены другие дела, а ко- му-то хочется просто п о б р о дить по родному городу, за быться на короткое время, от влечься от нескончаемых про изводственных проблем до следующего дня. М оряки от дыхают. Они это заслужили. Л. ТАРТАКОВСКАЯ, наш вкешт. корр. РЫБНЫЙ МУРМДН 4 июля 1988 гор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz