Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.

•Решения XXVI I съезда КПСС- S жизнь!» Экономическое обозрение Повторение пройденного Труженики рыбного Мурмана перешагнули экватор первого года новой пятилетки. Результаты рлботы за полугодие гово­ рят о том, что застоя, в сущности, не было: произведено 30 миллионов сверхплановой валовой продукции, 14 миллионов товарной, на 3,2 процента превышено задание по производи­ тельности труда. Это в активе. А что в пассиве? Не выполнен один из основных оценочных показателей — производство товарной продукции с учетом обязательств по поставкам. Прилавки магазинов недосчитались рыбных изде­ лий на 4,4 миллиона рублей, среди которых копченая, су­ шено-вяленая продукция, балычные изделия, консервы рыб­ ные, из морепродуктов... • Объясним причины. Их несколько. Произошел сдвиг видово­ го состава. Отклонения тут значительные. Скажем, недоловле- но до плана немалое количество сардины, скумбрии, окуня, мойвы, кальмара. Флот был расставлен так, что он никак не учитывал запрограммированный ассортимент. А если называть вещи своими именами, то добытчики рыбы гнались прежде всего за валом, забывая, что на народный стол нужен конкрет­ ный, натуральный продукт. Скорее, это не «забывчивость», а четко выработанная стра­ тегия, направленная на удовлетворение собственных интере­ сов, не больше. Возьмем траловый флот. Свою работу полно­ стью построил на криле, что дало ему более 10 миллионов рублей прибыли, существенно улучшило финансовые показа­ тели, но планы по пищевой, товарной с учетом поставок были сорваны. Более того, моряки вставили палки в колеса рыбоком ­ бинату, у которого отставание за полугодие составило 20 мил­ лионов рублей из-за отсутствия жиросодержащ его сырья и полуфабриката. Казалось бы, есть немало постановлений, указаний, прика­ зов, которые должны были сдержать напор вала и выдвинуть на первое место качество и еще раз качество. Увы... Как иллю­ страция: в решении совета директоров ВРПО от 7 мая указа­ но, что флоты обязаны согласовывать выпуск сверхплановой продукции, пользующейся ограниченным спросом, с «Севрыб- сбытом». Однако строгий перст совета повис в воздухе: моря­ ки ловят, изготавливают то, что им выгодно. Вот поэтому и возникли проблемы с реализацией мороженой и соленой сель­ ди, криля. Притом не всегда и не везде рационально использовалось сырье для производства пищевой продунции. В февральском эконом ическом обозрении («Дефицит ответственности», «РМ» № 7), подытоживая результаты января и прошлого года, мы от­ мечали, что за последнее время печень трески в неоправданно малом количестве идет на вы п уск нонсервов. Наказы вались р у ­ ководители, разрабатывались мероприятия, однако крутого пе­ релома не произош ло: на консервы шло всего-навсего 52 процен­ та тресковой печени. ... Нечто похожее мы видим и на рыбокомбинате. Из месяца в ме­ сяц, из года в год здесь сры ваю т задания по производству к у ­ линарны х изделий, хотя имею тся все возможности для насы­ щения ры нка ухой, пельменями. И в этом случае мы имеем один и тот ж е клю ч к разгадке — погоня за валом, ведь за по­ лугодие ком бинат отрапортовал за выполнение плана по пищ е­ вой. Привычка работать старыми методами и добиваться преж ­ них целей, осужденных в различных документах партии, види­ мо, накрепко «въелась» в стиль управления. Мы говорим: «ускорение». Но ведь это нисколько не означает простого по­ вышения темпов роста экономики. Речь идет о новом качест­ венном росте, переходе на интенсивные рельсы развития. К сожалению, на большинстве предприятий рыбной отрасли Северного бассейна рост объемов производства достигался в основном за счет экстенсивных факторов — сверхплановой чис­ ленности промышленно-производственного персонала, дополни­ тельных материальных ресурсов, то есть одна из основных за­ дач пятилетки — интенсификация процессов производства — не достигается. Превышена плановая численность персонала в тралфлоте, «Мурманрыбпроме». И потому, чтобы выполнить задание по производительности труда, тралфлот жертвовал вы­ пуском пищевой продукции, зато наращивал вал. В свою оче­ редь, «Мурманрыбпром» перекрыл объем валовой на 6 миллио­ нов рублей, но плановой производительности не достиг. И не­ мудрено: сверх положенного это объединение содержит 360 человек. Словом, куда ни посмотри, за что ни возьмись, требуется перестройка. И тут, пожалуй, никак не обойтись без помощи научных, инженерных сил. В бассейновых институтах, проектно­ конструкторских и других подобных организациях рыбно­ го 'Мурмана числится порядка 6 тысяч человек. Огромная ар­ мия! Только вот перелома в их деятельности, интеграции с про­ изводством пока не произошло. Год назад в статье «Умножение сил» («РМ», № 34, 23 августа) говорилось о необходимости ор­ ганизационных перемен в их деятельности, смыкания некото­ рых друг с другом или создания научно-производственных объ­ единений. Перемены назрели. Давно. Впрочем, не только в науке. Новые условия хозяйствования, в которых работают сейчас предприятия, дают широкий про­ стор творческой инициативе, самостоятельности, должны спо­ собствовать улучшению работы. Однако этого не произошло. На недавнем заседании коллегии Министерства рыбного хозяй­ ства СССР отмечалось, что на Северном бгссейне по сравне­ нию с прошлым годом ухудшилось положение дел с выполне­ нием заданий по товарной продукции с учетом договоров. Не сокращено количество убыточных видов продукции. Основная прибыль получается на рыбообрабатывающих предприятиях, а добывающие флоты малорентабельны или убыточны. Всего полмесяца прошло нового, третьего квартала. В тече­ ние этих дней работа на предприятиях, флотах Северного бас­ сейна шла в целом успешно, перекрывается большинство по­ казателей. Реальность выполнения государственных заданий налицо. Думается, что июль, наконец-то, станет переломным месяцем в работе тружеников рыбной промышленности. Ведь времени н * раскачку у нас нет. А. ВИЛОВ, заведующий отделом промыш ­ ленного рыболовства «РМ». П рения ' № ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Котельный машинист плавбазы «Рыбный Мурман» А. Безуг­ лов в номере от 23 мая 1986 года в материале «Гори оно огнем!» рассказал о том, что на судах сжигаются тонны исполь­ зованной картонной тары. В редакцию поступили два официальных ответа, в которых с различных точек зрения рассматриваются данные факты бес­ хозяйственности. ИЛ ПРОИЗВОДСТВЕ ХОЗЯИН-ТЫ! заочное рабочее собрание К РИТИКА признана спра­ ведливой. Факты по­ терь макулатуры в 1985 го­ ду действительно имели ме­ сто. Для наведения должно­ го порядка в вопросах, ка­ сающихся сбора, доставки и сдачи вторичного сырья, раз­ работан ряд организационно- технических мероприятий, выполнение которых позво­ лит до минимума сократить потери вторичного сырья. Каждому судну флота установлено задание на сда­ чу макулатуры на год, опре­ делен четкий порядок учета и отчетности за сбор маку­ латуры. Для контроля за хо­ дом выполнения намеченного этот вопрос включен в план работы общефлотской комис­ сии по экономии и рацио­ нальному использованию ма­ териальных ресурсов. В. КОВАЛЕВ, заместитель начальника управления «Севрыбхолод- флот». А ВТОР статьи А. Безуг­ лов обращает внима­ ние на факты бесхозяй­ ственности, которые встреча­ ются на его судне, его ра­ бочем месте. А. Безуглову, как члену группы народного контроля плавбазы «Рыбный Мурман», по долгу службы и совести следовало бы в первую очередь самому по­ пытаться навести порядок в использовании картонной та­ ры. Требование бережливости особо актуально сейчас, по­ этому каждый советский че­ ловек, заметивший непоря­ док, бесхозяйственность или нарушение законности, дол­ жен в первую очередь спро­ сить себя: «А все ли я сде­ лал, чтобы предотвратить или устранить это негатив­ ное явление?» В статье же А. Безуглова ничего не сказано о мерах, принятых им лично и судо­ вой администрацией плавба­ зы «Рыбный Мурман». Приведем следующие от­ четные данные: на плавбазе «Рыбный Мурман» в рейсе с 27.01.85 по 20.05.85 ис­ пользовано на промперера- ботку 1106 тонн рыбы, после чего образовалось 36,9 тонны картонной тары, всего за 1985 г. плавбазой «Рыбный Мурман» сдано 30 тонн ма­ кулатуры. В. ФИЛИППОВ, заместитель начальника уп­ равления материально-тех­ нического снабжения ВРПО «Севрыба». Радиограммы с промысла Задание- досрочно Э нипаж ПСТ «Рыбак Запо­ лярья» досрочно выполнил Ч‘ Ь рейсовое задание по всем по- казателям, причем план по вылову рыбы — на 116 про­ центов, по вы п уску пищевого полуф абриката — на 115 про­ центов. На народный стол по­ ставлено дополнительно 112 тонн вы сококачественной рыб­ ной прод укции. В день про­ фессионального праздника э ки ­ паж работал на сэкономленны х энергоресурсах. М оряки траулера полны ре­ шимости не сбавлять набран­ ны х темпов, работать подудар­ ному. По поручению экипажа ка­ питан - директор ДЫМОВ. Плюс три тысячи Комсомольско - молодежный эки п а ж БМРТ «Высоковск», выполняя решения XXVII съез­ да КПСС, досрочно выполнил рейсовое задание по всем по­ казателям и социалистические обязательства, приняты е к профессиональному пр азд н и ку^ес, Более половины продукции вы- пущ ено в разделанном виде. Сверх плана изготовлено свы ­ ше трех ты сяч центнеров пи­ щевых ры бны х товаров. Успех д остигнут благодаря слажен­ ной, самоотверженной работе всего эки па ж а . Особенно боль­ шой вклад в общее дело внес­ ли матросы Н. В. Ч улин, С. В. Стебляк, В. И. Щербанов, В. И. И люш кин, А. Н. Старцев, В. В. Р упека, моторист И. В. Тере­ хов, второй м еханик А . Г. Бо­ ковой и многие другие моря­ ки. По поручению экипажа ка­ питан-директор ФЕДОРОВ. Пример ветерана Отлично поработали в рейсе моряки траулера «Медвежий» управления «Севрыбпромраз- ведка». Высокие обязательст­ ва перевы полнены. Среди лучш их труж ен и ко в — ветеран старш ий мастер добычи рыбы Н. В. Чупров, а такж е мастер добычи М. Н. Гомонов, матро­ сы П. Н. Стариков и В. С. Ва- ^ леев, третий м еханик М, В. Кочергин. По поручению экипажа ка­ питан - директор КУКУШ ­ КИН. ' Анатомия бесхозяйственности С ТРОП плавно проплыл над вагоном и мягко опу­ стился на поддон. Водитель электрокара ловко подцепил половину груза и метнулся в глубь вагона. Почти мгновен­ но вернулся за оставшейся продукцией, и поддон оказал­ ся пустым. Хотя нет, у края остались сиротливо лежать тринадцать ящиков с рыбой. Новый строп опустился рядом с ними, опе­ рация повторилась, но короб­ ки никто не замечал. Лишь солнце ярко светило, да ве­ тер ласково обдувал их, и они теряли форму, оседали, тем­ нели от влаги картонные бо­ ка... Что это за брошенная про­ дукция? Кто и почему выбро­ сил почти 400 килограммов рыбы? На часах — без деся­ ти три. — Давно лежат тут эти ко­ робки? — спрашиваю рубщика с ТР «Вильгельм Пик». — С девяти утра, — зло бросает он и отворачивается, видимо, заранее уверенный в бесполезности разговора. Потом показывает мне: — Вон идет бригадир до­ керов, его спросите. Представившись, задаю тот ж е вопрос. Красивый, черно­ глазый бригадир говорит: — Это у моряков спросите, я ничего не знаю . — А как ваша фамилия? — А зачем вам? — и уже на ходу, через плечо: — Ко­ му надо, тот узнает. Мне было надо, и я узнала. Красивого бригадира зовут Вячеслав Яковлевич Разгонов, это человек, бригада которого (№ 43) умеет неизменно чи­ слиться в передовиках. Ну что ж, спросим у моря­ ков, что случилось, откуда такая бесхозяйственность? Узнав, что корреспондент на борту, в кабинете первого помощника капитана ТР «Виль­ гельм Пик» Геннадия Анатоль­ евича Васильева собрались матросы, старшие смен Влади­ м ир Николаевич Черный, Александр Николаевич Д о ку­ чаев, Виктор Александрович Прохоров, Владимир Алексан­ дрович Холодков. Вот что они рассказали: — Главная беда — в разных интересах: это — ваше, это — наше. Иначе говоря, это — не наше, а следовательно, какое нам дело... Мы в рейсе тщательно счи­ таем, сепарируем продукцию по датам изготовления, по ви­ дам рыбы, по вагонным пар­ тиям. Весь груз пакетирован­ ный. Казалось бы, чего про­ ще, бери да выгружай. Ан нет, начинается морока с предъявления груза на серти­ фицирование: с трех-четырех трюмов по 10 ящиков. И это на каждой вахте. А результат? Надо отдать д о лж ­ ное, практически все ящики возвращаются, хотя бывает, что и пропадают. Но в ка.ком виде они возвращаются! Рас­ таяла продукция, размокли коробки. Причем «их» партия давно в вагоне. Куда ж е д е ­ вать теперь сотни килогрг^'в. мов бывшей первосортной p*V- бы? Да, кстати, о сортности: ящики и3 разных партий, так что мы в растерянности см от­ рим и мучительно размышля­ ем, куда пристроить три к о ­ робки трески, две — окуня, три — палтуса и т. д. Запла­ тить за них из собственного кармана? Кому это надо? Да и не по карману нам. А самое главное, что вес этих ящиков входит в тоннаж доставленной нами продук­ ции. Теперь получается недо­ стача, премии лишается весь экипаж, Да-да, тот самый, ко ­ торый, виртуозно балансируя на скользкой палубе, работал на три-четыре точки, не счи­ тая своего времени, экономил промысловикам десятки суток. Вчера пришли докеры вы­ гружать консервы. Налетй^и, как саранча, хватают все пОД^ ряд. Мы им: «Не трогайте эту партию, это — сельдь в мас­ ле, вот партия сардины». А они: «Какая разница — кон­ сервы и консервы». Стали мы возражать, так нас чуть не съели! А как небрежно работают 18 шля Ш года шш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz