Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.
•Решения XXVI I съезда КПСС- S жизнь!» Экономическое обозрение Повторение пройденного Труженики рыбного Мурмана перешагнули экватор первого года новой пятилетки. Результаты рлботы за полугодие гово рят о том, что застоя, в сущности, не было: произведено 30 миллионов сверхплановой валовой продукции, 14 миллионов товарной, на 3,2 процента превышено задание по производи тельности труда. Это в активе. А что в пассиве? Не выполнен один из основных оценочных показателей — производство товарной продукции с учетом обязательств по поставкам. Прилавки магазинов недосчитались рыбных изде лий на 4,4 миллиона рублей, среди которых копченая, су шено-вяленая продукция, балычные изделия, консервы рыб ные, из морепродуктов... • Объясним причины. Их несколько. Произошел сдвиг видово го состава. Отклонения тут значительные. Скажем, недоловле- но до плана немалое количество сардины, скумбрии, окуня, мойвы, кальмара. Флот был расставлен так, что он никак не учитывал запрограммированный ассортимент. А если называть вещи своими именами, то добытчики рыбы гнались прежде всего за валом, забывая, что на народный стол нужен конкрет ный, натуральный продукт. Скорее, это не «забывчивость», а четко выработанная стра тегия, направленная на удовлетворение собственных интере сов, не больше. Возьмем траловый флот. Свою работу полно стью построил на криле, что дало ему более 10 миллионов рублей прибыли, существенно улучшило финансовые показа тели, но планы по пищевой, товарной с учетом поставок были сорваны. Более того, моряки вставили палки в колеса рыбоком бинату, у которого отставание за полугодие составило 20 мил лионов рублей из-за отсутствия жиросодержащ его сырья и полуфабриката. Казалось бы, есть немало постановлений, указаний, прика зов, которые должны были сдержать напор вала и выдвинуть на первое место качество и еще раз качество. Увы... Как иллю страция: в решении совета директоров ВРПО от 7 мая указа но, что флоты обязаны согласовывать выпуск сверхплановой продукции, пользующейся ограниченным спросом, с «Севрыб- сбытом». Однако строгий перст совета повис в воздухе: моря ки ловят, изготавливают то, что им выгодно. Вот поэтому и возникли проблемы с реализацией мороженой и соленой сель ди, криля. Притом не всегда и не везде рационально использовалось сырье для производства пищевой продунции. В февральском эконом ическом обозрении («Дефицит ответственности», «РМ» № 7), подытоживая результаты января и прошлого года, мы от мечали, что за последнее время печень трески в неоправданно малом количестве идет на вы п уск нонсервов. Наказы вались р у ководители, разрабатывались мероприятия, однако крутого пе релома не произош ло: на консервы шло всего-навсего 52 процен та тресковой печени. ... Нечто похожее мы видим и на рыбокомбинате. Из месяца в ме сяц, из года в год здесь сры ваю т задания по производству к у линарны х изделий, хотя имею тся все возможности для насы щения ры нка ухой, пельменями. И в этом случае мы имеем один и тот ж е клю ч к разгадке — погоня за валом, ведь за по лугодие ком бинат отрапортовал за выполнение плана по пищ е вой. Привычка работать старыми методами и добиваться преж них целей, осужденных в различных документах партии, види мо, накрепко «въелась» в стиль управления. Мы говорим: «ускорение». Но ведь это нисколько не означает простого по вышения темпов роста экономики. Речь идет о новом качест венном росте, переходе на интенсивные рельсы развития. К сожалению, на большинстве предприятий рыбной отрасли Северного бассейна рост объемов производства достигался в основном за счет экстенсивных факторов — сверхплановой чис ленности промышленно-производственного персонала, дополни тельных материальных ресурсов, то есть одна из основных за дач пятилетки — интенсификация процессов производства — не достигается. Превышена плановая численность персонала в тралфлоте, «Мурманрыбпроме». И потому, чтобы выполнить задание по производительности труда, тралфлот жертвовал вы пуском пищевой продукции, зато наращивал вал. В свою оче редь, «Мурманрыбпром» перекрыл объем валовой на 6 миллио нов рублей, но плановой производительности не достиг. И не мудрено: сверх положенного это объединение содержит 360 человек. Словом, куда ни посмотри, за что ни возьмись, требуется перестройка. И тут, пожалуй, никак не обойтись без помощи научных, инженерных сил. В бассейновых институтах, проектно конструкторских и других подобных организациях рыбно го 'Мурмана числится порядка 6 тысяч человек. Огромная ар мия! Только вот перелома в их деятельности, интеграции с про изводством пока не произошло. Год назад в статье «Умножение сил» («РМ», № 34, 23 августа) говорилось о необходимости ор ганизационных перемен в их деятельности, смыкания некото рых друг с другом или создания научно-производственных объ единений. Перемены назрели. Давно. Впрочем, не только в науке. Новые условия хозяйствования, в которых работают сейчас предприятия, дают широкий про стор творческой инициативе, самостоятельности, должны спо собствовать улучшению работы. Однако этого не произошло. На недавнем заседании коллегии Министерства рыбного хозяй ства СССР отмечалось, что на Северном бгссейне по сравне нию с прошлым годом ухудшилось положение дел с выполне нием заданий по товарной продукции с учетом договоров. Не сокращено количество убыточных видов продукции. Основная прибыль получается на рыбообрабатывающих предприятиях, а добывающие флоты малорентабельны или убыточны. Всего полмесяца прошло нового, третьего квартала. В тече ние этих дней работа на предприятиях, флотах Северного бас сейна шла в целом успешно, перекрывается большинство по казателей. Реальность выполнения государственных заданий налицо. Думается, что июль, наконец-то, станет переломным месяцем в работе тружеников рыбной промышленности. Ведь времени н * раскачку у нас нет. А. ВИЛОВ, заведующий отделом промыш ленного рыболовства «РМ». П рения ' № ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Котельный машинист плавбазы «Рыбный Мурман» А. Безуг лов в номере от 23 мая 1986 года в материале «Гори оно огнем!» рассказал о том, что на судах сжигаются тонны исполь зованной картонной тары. В редакцию поступили два официальных ответа, в которых с различных точек зрения рассматриваются данные факты бес хозяйственности. ИЛ ПРОИЗВОДСТВЕ ХОЗЯИН-ТЫ! заочное рабочее собрание К РИТИКА признана спра ведливой. Факты по терь макулатуры в 1985 го ду действительно имели ме сто. Для наведения должно го порядка в вопросах, ка сающихся сбора, доставки и сдачи вторичного сырья, раз работан ряд организационно- технических мероприятий, выполнение которых позво лит до минимума сократить потери вторичного сырья. Каждому судну флота установлено задание на сда чу макулатуры на год, опре делен четкий порядок учета и отчетности за сбор маку латуры. Для контроля за хо дом выполнения намеченного этот вопрос включен в план работы общефлотской комис сии по экономии и рацио нальному использованию ма териальных ресурсов. В. КОВАЛЕВ, заместитель начальника управления «Севрыбхолод- флот». А ВТОР статьи А. Безуг лов обращает внима ние на факты бесхозяй ственности, которые встреча ются на его судне, его ра бочем месте. А. Безуглову, как члену группы народного контроля плавбазы «Рыбный Мурман», по долгу службы и совести следовало бы в первую очередь самому по пытаться навести порядок в использовании картонной та ры. Требование бережливости особо актуально сейчас, по этому каждый советский че ловек, заметивший непоря док, бесхозяйственность или нарушение законности, дол жен в первую очередь спро сить себя: «А все ли я сде лал, чтобы предотвратить или устранить это негатив ное явление?» В статье же А. Безуглова ничего не сказано о мерах, принятых им лично и судо вой администрацией плавба зы «Рыбный Мурман». Приведем следующие от четные данные: на плавбазе «Рыбный Мурман» в рейсе с 27.01.85 по 20.05.85 ис пользовано на промперера- ботку 1106 тонн рыбы, после чего образовалось 36,9 тонны картонной тары, всего за 1985 г. плавбазой «Рыбный Мурман» сдано 30 тонн ма кулатуры. В. ФИЛИППОВ, заместитель начальника уп равления материально-тех нического снабжения ВРПО «Севрыба». Радиограммы с промысла Задание- досрочно Э нипаж ПСТ «Рыбак Запо лярья» досрочно выполнил Ч‘ Ь рейсовое задание по всем по- казателям, причем план по вылову рыбы — на 116 про центов, по вы п уску пищевого полуф абриката — на 115 про центов. На народный стол по ставлено дополнительно 112 тонн вы сококачественной рыб ной прод укции. В день про фессионального праздника э ки паж работал на сэкономленны х энергоресурсах. М оряки траулера полны ре шимости не сбавлять набран ны х темпов, работать подудар ному. По поручению экипажа ка питан - директор ДЫМОВ. Плюс три тысячи Комсомольско - молодежный эки п а ж БМРТ «Высоковск», выполняя решения XXVII съез да КПСС, досрочно выполнил рейсовое задание по всем по казателям и социалистические обязательства, приняты е к профессиональному пр азд н и ку^ес, Более половины продукции вы- пущ ено в разделанном виде. Сверх плана изготовлено свы ше трех ты сяч центнеров пи щевых ры бны х товаров. Успех д остигнут благодаря слажен ной, самоотверженной работе всего эки па ж а . Особенно боль шой вклад в общее дело внес ли матросы Н. В. Ч улин, С. В. Стебляк, В. И. Щербанов, В. И. И люш кин, А. Н. Старцев, В. В. Р упека, моторист И. В. Тере хов, второй м еханик А . Г. Бо ковой и многие другие моря ки. По поручению экипажа ка питан-директор ФЕДОРОВ. Пример ветерана Отлично поработали в рейсе моряки траулера «Медвежий» управления «Севрыбпромраз- ведка». Высокие обязательст ва перевы полнены. Среди лучш их труж ен и ко в — ветеран старш ий мастер добычи рыбы Н. В. Чупров, а такж е мастер добычи М. Н. Гомонов, матро сы П. Н. Стариков и В. С. Ва- ^ леев, третий м еханик М, В. Кочергин. По поручению экипажа ка питан - директор КУКУШ КИН. ' Анатомия бесхозяйственности С ТРОП плавно проплыл над вагоном и мягко опу стился на поддон. Водитель электрокара ловко подцепил половину груза и метнулся в глубь вагона. Почти мгновен но вернулся за оставшейся продукцией, и поддон оказал ся пустым. Хотя нет, у края остались сиротливо лежать тринадцать ящиков с рыбой. Новый строп опустился рядом с ними, опе рация повторилась, но короб ки никто не замечал. Лишь солнце ярко светило, да ве тер ласково обдувал их, и они теряли форму, оседали, тем нели от влаги картонные бо ка... Что это за брошенная про дукция? Кто и почему выбро сил почти 400 килограммов рыбы? На часах — без деся ти три. — Давно лежат тут эти ко робки? — спрашиваю рубщика с ТР «Вильгельм Пик». — С девяти утра, — зло бросает он и отворачивается, видимо, заранее уверенный в бесполезности разговора. Потом показывает мне: — Вон идет бригадир до керов, его спросите. Представившись, задаю тот ж е вопрос. Красивый, черно глазый бригадир говорит: — Это у моряков спросите, я ничего не знаю . — А как ваша фамилия? — А зачем вам? — и уже на ходу, через плечо: — Ко му надо, тот узнает. Мне было надо, и я узнала. Красивого бригадира зовут Вячеслав Яковлевич Разгонов, это человек, бригада которого (№ 43) умеет неизменно чи слиться в передовиках. Ну что ж, спросим у моря ков, что случилось, откуда такая бесхозяйственность? Узнав, что корреспондент на борту, в кабинете первого помощника капитана ТР «Виль гельм Пик» Геннадия Анатоль евича Васильева собрались матросы, старшие смен Влади м ир Николаевич Черный, Александр Николаевич Д о ку чаев, Виктор Александрович Прохоров, Владимир Алексан дрович Холодков. Вот что они рассказали: — Главная беда — в разных интересах: это — ваше, это — наше. Иначе говоря, это — не наше, а следовательно, какое нам дело... Мы в рейсе тщательно счи таем, сепарируем продукцию по датам изготовления, по ви дам рыбы, по вагонным пар тиям. Весь груз пакетирован ный. Казалось бы, чего про ще, бери да выгружай. Ан нет, начинается морока с предъявления груза на серти фицирование: с трех-четырех трюмов по 10 ящиков. И это на каждой вахте. А результат? Надо отдать д о лж ное, практически все ящики возвращаются, хотя бывает, что и пропадают. Но в ка.ком виде они возвращаются! Рас таяла продукция, размокли коробки. Причем «их» партия давно в вагоне. Куда ж е д е вать теперь сотни килогрг^'в. мов бывшей первосортной p*V- бы? Да, кстати, о сортности: ящики и3 разных партий, так что мы в растерянности см от рим и мучительно размышля ем, куда пристроить три к о робки трески, две — окуня, три — палтуса и т. д. Запла тить за них из собственного кармана? Кому это надо? Да и не по карману нам. А самое главное, что вес этих ящиков входит в тоннаж доставленной нами продук ции. Теперь получается недо стача, премии лишается весь экипаж, Да-да, тот самый, ко торый, виртуозно балансируя на скользкой палубе, работал на три-четыре точки, не счи тая своего времени, экономил промысловикам десятки суток. Вчера пришли докеры вы гружать консервы. Налетй^и, как саранча, хватают все пОД^ ряд. Мы им: «Не трогайте эту партию, это — сельдь в мас ле, вот партия сардины». А они: «Какая разница — кон сервы и консервы». Стали мы возражать, так нас чуть не съели! А как небрежно работают 18 шля Ш года шш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz