Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.
I Беседа с увлеченным человеком' В ДОМЕ, ОБЫЧНОМ МУРМАНСКОМ ДОМЕ, блочном, стандартно-сером, цвел множеством слепящих купо лов древний монастырь. Густая поросль колючего ельника окружала церкви и церквушки, колокольни и часовенки. Р ез ной игрушкой притаился за запертыми наглухо монастыр скими вратами богатый дом настоятеля. Лебедь плавал в дремотном пруду... Казалось, монастырь спал в светлом ма реве летней полярной ночи. Просто спал, живой, дышащий. А чуть левее этого сонного прекрасного царства, вознес шись на солнечную, яркую высоту, парило розовое — золо тое «Ласточкино гнездо». Невидимые перламутровые волны ласково терлись о мокрые, замшелые скалы. Моря не было видно, но оно присутствовало тут, незримое, живое, — в каждой впадине древней этой скалы, в сухих водорослях, случайно зацепившихся за острый каменный выступ... Надеясь на влажную прохладу, я осторожно погладила скалу. Она оказалась теплой. И шершавой. Хозяин засмеялся. — Думали, мокрая? Да она же- из пенопласта. И это то же, — рука Владимира Николаевича описывает полукруг над спящим монастырем. — Не верится? Да мне самому, когда закончу, тоже вроде как не очень верится. Мой собеседник — Владимир Николаевич Рыжиков, сле сарь тралфлотовской плавмастерской, творец и создатель и этого удивительного ^монастырского городка, и «Ласточки на гнезда», и многого-многого другого, что радует душу и глаза. Впрочем, как раз об этом наша с ним беседа. Нет, все-таки никак не могу отделаться от ощущения, что скала мокрая. — Владимир Николаевич, как же это у вас получается? — Очень просто. Сначала режу, потом свечкой жгу. И в с е/Б о л ьш е не скажу. Сек рет производства. — А почему вы все это делаете из пенопласта? Обычно уж если режут, то по дереву. А пенопласт... Проще, может? — Почему проще? Я и по дереву резал, и по металлу. Нет, не проще пенопласт. Привык. Да и в море ведь кроме как из пенопласта ре- зать-то не из чего. — Вы в море ходили? — А как же! Я 28 лет в тралфлоте. И 20 из них — в море. Списали меня в один час, в стоянку. Так, знаете, до сих пор про море снится. И с годами все чаще. То будто я на отходе, то уже из залива пошли. А дальше — г провал. Само море не вижу. Что за напасть такая? Мо жет, от волнения просыпа юсь...У меня ведь и подел ки все так или иначе с мо рем связаны. Все-таки 20 лет отплавал, красоты раз ной вдоволь насмотрелся, хо телось все это изобразить. Да и делал-то я что? В ос новном маяки. Стоят обыч но они на пустынных бере гах или островах диких, ска листых. Каждому моряку, поверьте, свой маяк помнит ся. Вот я их и делал. — Покажите! — Так нечего показать. Не осталось ни одного. Сде лаю — подарю на память. Не копить же. Да если б я ' свои поделки не раздаривал, нам бы с женой жить негде было. Несколько лет назад меня пригласили по телеви дению выступить и поделки свои показать. А я. как на грех, перед этим все до ме лочи раздарил. Что делать? Пришлось по домам ходить, собирать для передачи раз даренное. Потом обратно вернул, конечно. — Вот в чем дело? А то я тоже удивилась: думаю, неужели за всю жизнь толь ко этот монастырь да «Ла сточкино гнездо»? — Не только. Для 101-го нашего тралфлотовского са дика делали мы с женой сказочные острова царя Сал- тана и князя Гвидона. По ляну сказок детишкам пода рили. Там и избушка на курьих ножках была, и ба ба-яга в ступе, и голова-ве- ликан, и разбойники, мно гие пушкинские сказочные герои. Только дуба с котом недоставало. А так все было. — Почему «было»? А сейчас все это где? — Не спрашивайте луч ше. Я когда эти макеты в садик отнес, заведующую попросил: если что сломает ся, позвоните, приду почи ню. Не позвали ни разу. А макеты ребятишки по частям разобрали. Жалко, конечно. Ведь по островам* тем можно было все сказки Пушкина представить, скольких бы между картиной и комсо мольским уголком разница есть... — Никакой! Мне одинако во интересно делать и ска зочный город, и стенды для флота. Дело ведь не в том, что делаешь. Дело в дру гом: сколько души в свою работу вкладываешь, как чувствуешь необходимость ее для людей. Вот перед этой первомайской демон страцией я макет траулера делал. Этот макет, как сим вол флота, впереди нашей колонны несли. Две ночи, пока резал его, не спал. На мучился! Фотография не большая, а соврать нельзя. Зато потом, когда впереди колонны его увидел, уста лость как рукой сняло. — Вы что-то про фото графию сказали, я не ослы шалась? Макет — без чер тежа? — Все правильно. Я во обще по чертежам не рабо таю. Мне это кажется про стым и скучным. Я же не стремлюсь сделать абсолют но точную копию. Зачем? Мне важнее передать ощу щения, красоту. «Ласточки но гнездо» по памяти делал. Все-таки 20 лет каждый год отдыхаем в Крыму... А вы Владимир Рыжиков: «ЛЮДЕЙ ДОЛЖНА ОКРУЖАТЬ КРАСОТА» еще детишек порадовали! А так... Все-таки полтора года я над ними сидел. Все вече ра, все выходные. — Судя по всему, работа по вечерам и в выходные для вас — обычное дело? — Конечно. А когда же еще заниматься? Я утром на работу бегу, как на празд ник, потому что я не только по профессии, я и душой — слесарь, а вечером так же домой лечу, потому что знаю — и дома меня праздник ждет, дело мое любимое. Ну а уж выходные — те до минутки мои. — А вот сегодня вечером чем вы собирались занимать ся? А завтра, в субботу? — Видите заготовки? Ком сомольский уголок на плав мастерской оформляю. У меня партийное поручение — комсомольцы, вот и ре шил сделать Нм такой пода рок. Хочу, чтоб красиво бы ло. Как я сам себе мыслю, тут должна быть и слава комсомола — его ордена, и герб страны нашей, и Кон ституция. Короче, хочется мне показать прошлое ком сомола, традиции его, сегод няшний день. Сейчас как раз делаю макет ордена Трудового Красного Знаме ни. Сложно! Вчера за вечер только и успел, что заготов ку разметить. Теперь надо вот этот пенопластовый круг ляш на тонкие диски рас пилить. Намучаюсь, конеч но. Все ведь вручную при ходится делать. Ну раз уж взялся... — А чего ж вы один? Уголок комсомольский, пусть комсомольцы и помогают. — Они и будут помогать. Когда срок придет. II рам ку делать станут, и стены для стендов долбить, и все другое, что понадобится. Я же не нянька. Это сейчас они мне не помощники, да и никто не помощник. Ху дожник же не зовет учени ков свою картину дописы вать... — Мне кажется, все-таки ^ооратили внимание, что у меня этот замок немножко иной, чем в жизни? Вот тут, помните, он упирается в ска лу, а я сделал террасу. Правда, лучше? Простора больше, воздуха, света... Мо настырь резал на основе знаменитого Загорского. Но только на основе. Вот эту церквушку я сюда перенес из Ипатьевского монастыря, а дом настоятеля сочинил сам, только крыльцо «спи сал». Точно такого монасты ря в природе не существует, хотя вполне мог бы быть. Понимаете, я и от основных принципов не отхожу, и, од новременно, не копирую. Во обще, конечно, своевольни чаю здорово. Заметили, у меня на куполах крестов нет. Сам понимаю, что с креста ми мой монастырь лучше бы смотрелся, стрюйней, изящней, а рука их делать не подымается. Не хочу и все. А вообще, макеты под старину резать люблю. Хо тя для этого нужны выдерж ка и упрямство. Сложно все- таки. Но я ж сам из Ярос лавля, а там церкви и мо настыри — со всех сторон. — Так вы с Волги? В Мурманске, наверное, слу чайно оказались? — Почему это случайно? Я с детства знал, что буду работать моряком и жить у моря. Знал, что служить на флот пойду. — Что значит «знал», а если б не взяли? — Меня бы не взяли? Как это? — По состоянию здоровья, скажем. — Ха! Вы меня не знае те! Раз я хотел, не мог не попасть! И попал. Вот меня когда в стоянку списали (го ворил уже, помните?), то врачи приговорили: тяжелая форма диабета, море закры то навсегда. Но я сказал: море — жизнь моя. До бьюсь. что выпустят. И до бился. Так себя настроил, так себе внушил, что здо ров... Врач меня обследовал две недели. Себе не верил. Но вынужден был дать за ключение: здоров, к морю годен. В жизни надо дер жать себя в руках. Больше заниматься делом, общест венной работой, чтоб о бо лячках и вспомнить неког да было. И надо, чтоб для души песня была, как у ме ня вот эти мои поделки. — Владимир Николаевич, сейчас, наверное, мечты о море уже несбыточны. А другие какие-то есть? — Есть. Вот смотрите. Я вам покажу. Узнаете? Ко нечно, пока его трудно уз нать. Это будет флигель Петродворца. Его по телеви зору часто показывают, да все как-то мельком, не раз глядеть. По открыткам изу чаю. До чего ж красив! Ох, как мне охота его сделать! Вы кстати, не знаете, поче му он называется «флигель»? Нет? Жалко. Стоит отдель но. а — «флигель». Поче му? Ищу в книгах, но не найду пока. И еще у меня мечта есть... Вот это хочу сделать... — Это... это же храм Ва силия Блаженного, одно из самых сложных архитектур ных сооружений России... — Ну и что? Зато и кра сота какая! Это же сделать — как песню спеть. А человека в жизни долж на окружать красота. Сам я с детства неравнодушен к книгам, музыке, архитекту ре. Иначе говоря — к кра соте. И не терплю пренебре жительного отношения к этим вещам. Если человек постоянно общается с кра сотой, видит ее вокруг себя на улицах, дома, сам пробу ет ее создавать, то он обя зательно становится мудрее, добрее, терпимее к людям. Таной человек, мне кажется, и душой кривить не может, и шелуха всякая наносная не пристанет. Красота — она ведь очищает. И, поверь те, совсем не важно, чем именно человек занимается: режет ли, как я, макеты, или играет на каком-либо . музыкальном инструменте, или рисует, или строит мо дели кораблей, или... Да что я перечисляю? У каждого должно быть свое, заветное. А как это называться будет — хобби или еще как — безразлично. Мне-то самому слово «хобби» не нравится. Не наше, не русское это слово... Нет, а храм этот я обяза тельно сделаю. Вот прихо дите через годик в гости — увидите. Флигель закончу, другие работы до ума дове ду и уж тогда этот храм на чну. — По-моему, у вас на очереди не только флигель и храм. Одна карта Кольско го полуострова сколько вре мени отнимет! — Странно говорите «от нимет»! Временем своим мы сами распоряжаемся. Эту карту, когда сделаю, на флот подарю. Пусть моря ки место, где живут, получ ше разглядят и узнают. Еще бы я хотел для своего фло та важное пособие сделать: большой точный макет Коль ского залива со всеми нави гационными знаками. Опре делить бы его в штурмай- ский класс — лучшего учеб ника для судоводителей не придумаешь. Знаете, я бы хоть сейчас начал делать — негде. Дома — не развер нуться: макет должен быть большим, а мастерской у меня пет... Буду начальство просить, чтоб место нашли. И еще у меня задумка есть. Флот-то' свои. родной, как для него не постараться... — Планы у вас просто грандиозные... На все, по жалуй, одной жизни не хва тит. — Почему одной? У ме ня внук, тоже тралфлото- вец, в первый рейс ушел... Правнук подрастает, тоже тралфлотовцем будет. Я не успею — они закончат. Так что оснований для беспокой ства у меня нет. Беседу вела Н. НЕЧАЕБА. « ш и ш 1 мюля Ш6 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz