Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.
• Люди рыбацкого Севера • В АПРЕЛЕ 1986 ГОДА на флоте Северного бассейна подводились итоги месячника безопасности морепла вания. Звание «Лу.чшая штурманская служба флота», По четная грамота и премия присуждены судоводителя»! тран спортного рефрижератора «Эрнст Тельман» управления «Севрыбхолодфлот». Руководит коллективом-победитёлем. капитан-директор Василий Тихонович Марков. П ОЧТИ 30 лет тому назад у курсантов чет вертого курса Мурманского высшего мореходного учили ща была нлавательская практика. Ребята шли в мо ре, как положено, матроса ми. И лишь пятнадцати от личникам было предоставле но право работать на долж ности помощника кагштаиа,- Гарантийное письмо руко водства тралового флота по зволило Василию Тихонови чу стать третьим помощни ком капитана РТ «Анатолий Бредов». - Капитан траулера Влади мир Павлович Журавлев сразу же дал понять нович ку, что послаблений не бу дет: — Вы направлены вместо штурмана, который иозво- лил себе быть на судне не трезвым. Прошу это учесть. В те времена списывать моряка за такую «мелочь» было не принято, потому капитана считали чрезмерно строгим, чуть ли не жесто ким. Но для Маркова жест кая требовательность пер вого наставника во многом определила будущий харак тер капитана - директора, где главное — самодисцип лина и организованность. А первый экзамен моло дой судоводитель «сдавал» на промысле, где на неболь шом «пятачке» собралось довольно много судов: ры ба. как говорят моряки, «стояла узко». — Будь осторожен, — предупредил капитан, поки дая мостик, — если, обста^ новка обострится, лучше с косяка уйди, но пе рискуй. Учись хладнокровию. А в крайнем случае действуй ре шительно, Однако честолюбивое же лание поймать рыбы не меньше, чем другие, подве ло неопытного штурмана. Он задержался с маневром укло нения от трех встречных судов, а когда спохватился, было поздно: хоть следуй прежним курсом, хоть отво рачивай — будет сцепле ние тралами. А застопорить ход просто не догадался: (^казалось нервное напряже ние из-за неожиданной ост рой навигационной ситуации. Василий Тихонович выз вал на мостик капитана. Ко гда траулеры благополучно разошлись, Владимир Пав лович взял лист бумаги и карандаш. — Смотри, как- надо было действовать. Он быстро начертил схе му расположения судов, ука зал дистанцию и время от ворота, которые прозевал вахтенный помощник. Прошло много лет. Давно Василий Тихонович считает ся одним из самых опытных капитанов, самых лучших наставников, ...Третий помощник сидел на занятии, но -капитан ви дел: мысли молодого спе циалиста уже на берегу. А занятие посвящалось прак тическим вопросам -обеспе чения безопасной стоянки в порту. Василий Тихонович сделал вид, что не заметил рассеянности судоводителя. Через несколько дней, ко гда транспортный рефриже ратор стоял на рейде, Мар ков поднялся на мостик, где нес вахту третий помощник. Капитан подошел к локато ру, определил место судна п сверил его с обсервовашгой точкой на карте. — Ну что ж, Николай Николаевич, сейчас дрейфа ■ нет, а, допустим, усилится ветер — и якорь не сдер жит. Ваши действия? — Вызову на мостик ка питана. — Пока будете вы зывать,. транспорт сдрейфует на мель или навалится на др у -. гое судно, — усложняет за дачу Марков, — Дам малый ход, — не сдается третий помощник, — При сильном ветре ма лый ход неэффективен, суд но продолжит дрейф. Ответа не последовало. В затянувшейся паузе штур ман чувствовал себя неуют но. Василий Тихонович при шел ему на помощь: — Необходимо передо- 1 Г Щ Ш Ш НОШ жить руль в сторону, проти воположную дрейфу, увели чить ход до среднего и удер живать судно на месте до прихода капитана. Теперь можно было не сомневаться: урок усвоен на «отлично» н на занятиях штурман будет предельно внимательным. Особенно тщательно про веряет Василий Тихонович, как судоводитель готовит судно к рейсу. А «наукой» послужил давний случай. На ТР «Отто Гротеволь» заболел капитан, и Маркова срочно отозвали из отпуска. — Отход судна через два дня, — предупредили в уп равлении флота. Занятия с экипажем, оформление документов, ин структажи... Проверить го товность штурманской части не было возможности. Поэ тому Василий Тихонович по просил морского инспекто ра быть особенно вниматель ным. II вдруг выяснилось: не сделана корректура навига ционных пособий. Хорошо еще, что рейс планировался короткий, и, пока капитан портнадзора занимался про веркой судовой документа ции, все судоводители ис правляли оплошность само го молодого — четвертого помощника. Марков вызвал штурмана в каюту. И хотя в талоне молодого специалиста поя вился прокол, судоводитель не обиделся на капитана. Во- первых, наказание по «за слугам», во-вторых, тон, ка ким говорил Василий Тихо нович, был отечески мягок. Даже теперь, встречаясь с Марковым на берегу или в море, тот штурман искренне радуется встрече, сердечно приветствует первого на ставника, И он — не исключение. Судоводители, попав в доб рые руки Маркова, списы ваются с судна только при крайней необходимости. Так, от четвертого помощника до старпома" прошли должност ной рост на ТР «Эрнст Тель ман» И. А. Бензин, В. Н. Ляльченко, В. II. Шулепов. Да и сам Василий Тихоно вич — пример привержен ности одному судну. Более двадцати лет тому назад он стал капитаном, 15 нз них — бессменный руководитель ТР «Эрнст Тельман». Наверное, поэтому и в других службах транспорта наблюдается завидное по стоянство моряков. Доста точно сказать, что за пол тора десятилетия сменились только три главных механи ка (два предшественника нынешнего «деда» пошли па повышение). Более десяти лет судно не было в капи тальном ремонте, но пре тензий к его техническому состоянию до енх пор не возникало. В постоянстве же судово дителей капитан заинтересо ван еще и потому, что за долгое время глубже можно изучить сильные и, главное,' слабые стороны их подго товки. ...Капитан из окна каюты наблюдал за действиями третьего помощника капи тана Н. Н. Карпова. Мар ков знал, что судоводитель уверенно справляется с уп равлением транспортом в группе судов. Казалось, можно вполне доверять ему. На этот раз Карпов должен был осуществить расхожде ние транспорта с другим судном. Василий Тихонович уви дел, что ситуация осложня ется. Он быстро поднялся на мостик. Оказалось, штур ман ушел в штурманскую рубку и перестал наблюдать за обстановкой. И только опыт капитана Маркова спас судно от аварии. Хотя, надо сказать, такая неоправ данная беспечность случает ся и у опытных судоводц- телей. И вот тому пример. ТР «Эрнст Тельман» ле жал в дрейфе. Василий Ти хонович находился на мо стике, ожидая возможности окончательно оговорить ус ловия предстоящей швартов ки с капитаном ППР «Бус соль». Вдруг неожиданно трау лер оказался совсем близко от транспорта, причем ме тил ударить его под пря мым углом в левый борт. Реакция Маркова была мгно венной: — Полный вперед! Руль лево на борт! Па «Буссоль» передать: работать полным назад! Гася инерцию переднего хода, траулер навалил фор штевнем на кормовой под весной кранец транспорта. Позднее, когда разобрались, оказалось, что капитана «Буссоли» подвело чувство дистанции. Хотя этого чело века знали все как опытно го и осторожного судоводи теля. Знал н Василин Тихо нович, и вдруг такое... Вообще Марков всегда следует правилу: заранее обговаривать с капитанами все детали предстоящей швартовки, а их бывает по рой до тридцати за рейс. «По швартовке я могу су дить о характере капитана», — шутит Василий Тихоно вич, но никогда не упустит возможности уточнить курс, скорость и т. д. Особенно в последнее время, когда все чаще приходится слышать незнакомые фамилии моло дых капитанов, дабы огра дить их от возможных не приятностей. Заметит, что при значительном волнении моря траулер слишком близ ко подходит к транспорту, осадит: «Держать по тра верзу дистанцию 100 мет ров!» Потом уже подкоррек тирует курсы для безопас ного сближения судов, под скажет момент уравнивания скоростей. Кроме организационных, очень важны меры техниче ские. Например, на ТР «Эрнст Тельман» при рабо те в океане вывешивают не четыре, а пять четырехбал- лоиных кранцев, чтобы на дежней защитить борта ош вартованных судов при гру зовых операциях в крупную зыбь. И проверяют кранце- вую защиту не только, как положено, перед приходом в район промысла или снятии оттуда, но и в каждый шторм, когда поднимают на борт плавпричал. И все-таки главное для судоводителя, считает Васи лий Тихонович, — знания. Примером того, насколько это важно, может служить недавний переход ТР «Эрнст Тельман» из Атлантики в Мурманск, Транспорт попал в зону циклона. «Рекомендуем сле довать проливом Ла-Манш», — гласила радиограмма с дежурного судна погоды. В пользу этой рекомендации свидетельствовали и тради ционные для этого района смещения циклонов па се веро-восток. Однако, внима тельно присмотревшись к факсимильной карте пого ды, Василий Тихонович за сомневался: на карте в юж ной части Норвенккого мо ря была четко видна анти- циклоническая область. — Обойдем Англию с се вера, — определил капитан генеральный курс для сво их помощников. Суда, где без сомнений приняли ошибочную реко мендацию, на подходе к Ла- Маншу встретила десятимет- ровая волна и крепко потре пала. Судоводителям же ТР «Эрнст Тельман» анализ об становки не только обеспе чил безопасное плавание но н, как следствие, способство вал улучшению экономиче ских "показателей. Вот потому-то всегда эки паж ТР «Эрнст Тельман» в числе лидеров на флоте, что капитан - директор его — талантливый судоводитель и умелый руководитель. До статочно сказать, что кол лектив судна первым в «Сев- рыбхолодфлоте» еще в ап реле прошлого года рапор товал о выполнении заданий пятилетки. Успешно закон чено н первое полугодие 1986 года. Василий Тихонович — кавалер ордена «Знак Поче та», награжден знаком «За безаварийную работу». Не давно Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему присвоено звание «За служенный работник рыбной промышленности РСФСР». В. миколюк, наш внешт. корр. РЫБНЫЙ мурман 11 им 1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz