Рыбный Мурман. 1986 г. Июль.

• Люди рыбацкого Севера • В АПРЕЛЕ 1986 ГОДА на флоте Северного бассейна подводились итоги месячника безопасности морепла­ вания. Звание «Лу.чшая штурманская служба флота», По­ четная грамота и премия присуждены судоводителя»! тран­ спортного рефрижератора «Эрнст Тельман» управления «Севрыбхолодфлот». Руководит коллективом-победитёлем. капитан-директор Василий Тихонович Марков. П ОЧТИ 30 лет тому назад у курсантов чет­ вертого курса Мурманского высшего мореходного учили­ ща была нлавательская практика. Ребята шли в мо­ ре, как положено, матроса­ ми. И лишь пятнадцати от­ личникам было предоставле­ но право работать на долж­ ности помощника кагштаиа,- Гарантийное письмо руко­ водства тралового флота по­ зволило Василию Тихонови­ чу стать третьим помощни­ ком капитана РТ «Анатолий Бредов». - Капитан траулера Влади­ мир Павлович Журавлев сразу же дал понять нович­ ку, что послаблений не бу­ дет: — Вы направлены вместо штурмана, который иозво- лил себе быть на судне не­ трезвым. Прошу это учесть. В те времена списывать моряка за такую «мелочь» было не принято, потому капитана считали чрезмерно строгим, чуть ли не жесто­ ким. Но для Маркова жест­ кая требовательность пер­ вого наставника во многом определила будущий харак­ тер капитана - директора, где главное — самодисцип­ лина и организованность. А первый экзамен моло­ дой судоводитель «сдавал» на промысле, где на неболь­ шом «пятачке» собралось довольно много судов: ры­ ба. как говорят моряки, «стояла узко». — Будь осторожен, — предупредил капитан, поки­ дая мостик, — если, обста^ новка обострится, лучше с косяка уйди, но пе рискуй. Учись хладнокровию. А в крайнем случае действуй ре­ шительно, Однако честолюбивое же­ лание поймать рыбы не меньше, чем другие, подве­ ло неопытного штурмана. Он задержался с маневром укло­ нения от трех встречных судов, а когда спохватился, было поздно: хоть следуй прежним курсом, хоть отво­ рачивай — будет сцепле­ ние тралами. А застопорить ход просто не догадался: (^казалось нервное напряже­ ние из-за неожиданной ост­ рой навигационной ситуации. Василий Тихонович выз­ вал на мостик капитана. Ко­ гда траулеры благополучно разошлись, Владимир Пав­ лович взял лист бумаги и карандаш. — Смотри, как- надо было действовать. Он быстро начертил схе­ му расположения судов, ука­ зал дистанцию и время от­ ворота, которые прозевал вахтенный помощник. Прошло много лет. Давно Василий Тихонович считает­ ся одним из самых опытных капитанов, самых лучших наставников, ...Третий помощник сидел на занятии, но -капитан ви­ дел: мысли молодого спе­ циалиста уже на берегу. А занятие посвящалось прак­ тическим вопросам -обеспе­ чения безопасной стоянки в порту. Василий Тихонович сделал вид, что не заметил рассеянности судоводителя. Через несколько дней, ко­ гда транспортный рефриже­ ратор стоял на рейде, Мар­ ков поднялся на мостик, где нес вахту третий помощник. Капитан подошел к локато­ ру, определил место судна п сверил его с обсервовашгой точкой на карте. — Ну что ж, Николай Николаевич, сейчас дрейфа ■ нет, а, допустим, усилится ветер — и якорь не сдер­ жит. Ваши действия? — Вызову на мостик ка­ питана. — Пока будете вы зывать,. транспорт сдрейфует на мель или навалится на др у -. гое судно, — усложняет за­ дачу Марков, — Дам малый ход, — не сдается третий помощник, — При сильном ветре ма­ лый ход неэффективен, суд­ но продолжит дрейф. Ответа не последовало. В затянувшейся паузе штур­ ман чувствовал себя неуют­ но. Василий Тихонович при­ шел ему на помощь: — Необходимо передо- 1 Г Щ Ш Ш НОШ жить руль в сторону, проти­ воположную дрейфу, увели­ чить ход до среднего и удер­ живать судно на месте до прихода капитана. Теперь можно было не сомневаться: урок усвоен на «отлично» н на занятиях штурман будет предельно внимательным. Особенно тщательно про­ веряет Василий Тихонович, как судоводитель готовит судно к рейсу. А «наукой» послужил давний случай. На ТР «Отто Гротеволь» заболел капитан, и Маркова срочно отозвали из отпуска. — Отход судна через два дня, — предупредили в уп­ равлении флота. Занятия с экипажем, оформление документов, ин­ структажи... Проверить го­ товность штурманской части не было возможности. Поэ­ тому Василий Тихонович по­ просил морского инспекто­ ра быть особенно вниматель­ ным. II вдруг выяснилось: не сделана корректура навига­ ционных пособий. Хорошо еще, что рейс планировался короткий, и, пока капитан портнадзора занимался про­ веркой судовой документа­ ции, все судоводители ис­ правляли оплошность само­ го молодого — четвертого помощника. Марков вызвал штурмана в каюту. И хотя в талоне молодого специалиста поя­ вился прокол, судоводитель не обиделся на капитана. Во- первых, наказание по «за­ слугам», во-вторых, тон, ка­ ким говорил Василий Тихо­ нович, был отечески мягок. Даже теперь, встречаясь с Марковым на берегу или в море, тот штурман искренне радуется встрече, сердечно приветствует первого на­ ставника, И он — не исключение. Судоводители, попав в доб­ рые руки Маркова, списы­ ваются с судна только при крайней необходимости. Так, от четвертого помощника до старпома" прошли должност­ ной рост на ТР «Эрнст Тель­ ман» И. А. Бензин, В. Н. Ляльченко, В. II. Шулепов. Да и сам Василий Тихоно­ вич — пример привержен­ ности одному судну. Более двадцати лет тому назад он стал капитаном, 15 нз них — бессменный руководитель ТР «Эрнст Тельман». Наверное, поэтому и в других службах транспорта наблюдается завидное по­ стоянство моряков. Доста­ точно сказать, что за пол­ тора десятилетия сменились только три главных механи­ ка (два предшественника нынешнего «деда» пошли па повышение). Более десяти лет судно не было в капи­ тальном ремонте, но пре­ тензий к его техническому состоянию до енх пор не возникало. В постоянстве же судово­ дителей капитан заинтересо­ ван еще и потому, что за долгое время глубже можно изучить сильные и, главное,' слабые стороны их подго­ товки. ...Капитан из окна каюты наблюдал за действиями третьего помощника капи­ тана Н. Н. Карпова. Мар­ ков знал, что судоводитель уверенно справляется с уп­ равлением транспортом в группе судов. Казалось, можно вполне доверять ему. На этот раз Карпов должен был осуществить расхожде­ ние транспорта с другим судном. Василий Тихонович уви­ дел, что ситуация осложня­ ется. Он быстро поднялся на мостик. Оказалось, штур­ ман ушел в штурманскую рубку и перестал наблюдать за обстановкой. И только опыт капитана Маркова спас судно от аварии. Хотя, надо сказать, такая неоправ­ данная беспечность случает­ ся и у опытных судоводц- телей. И вот тому пример. ТР «Эрнст Тельман» ле­ жал в дрейфе. Василий Ти­ хонович находился на мо­ стике, ожидая возможности окончательно оговорить ус­ ловия предстоящей швартов­ ки с капитаном ППР «Бус­ соль». Вдруг неожиданно трау­ лер оказался совсем близко от транспорта, причем ме­ тил ударить его под пря­ мым углом в левый борт. Реакция Маркова была мгно­ венной: — Полный вперед! Руль лево на борт! Па «Буссоль» передать: работать полным назад! Гася инерцию переднего хода, траулер навалил фор­ штевнем на кормовой под­ весной кранец транспорта. Позднее, когда разобрались, оказалось, что капитана «Буссоли» подвело чувство дистанции. Хотя этого чело­ века знали все как опытно­ го и осторожного судоводи­ теля. Знал н Василин Тихо­ нович, и вдруг такое... Вообще Марков всегда следует правилу: заранее обговаривать с капитанами все детали предстоящей швартовки, а их бывает по­ рой до тридцати за рейс. «По швартовке я могу су­ дить о характере капитана», — шутит Василий Тихоно­ вич, но никогда не упустит возможности уточнить курс, скорость и т. д. Особенно в последнее время, когда все чаще приходится слышать незнакомые фамилии моло­ дых капитанов, дабы огра­ дить их от возможных не­ приятностей. Заметит, что при значительном волнении моря траулер слишком близ­ ко подходит к транспорту, осадит: «Держать по тра­ верзу дистанцию 100 мет­ ров!» Потом уже подкоррек­ тирует курсы для безопас­ ного сближения судов, под­ скажет момент уравнивания скоростей. Кроме организационных, очень важны меры техниче­ ские. Например, на ТР «Эрнст Тельман» при рабо­ те в океане вывешивают не четыре, а пять четырехбал- лоиных кранцев, чтобы на­ дежней защитить борта ош­ вартованных судов при гру­ зовых операциях в крупную зыбь. И проверяют кранце- вую защиту не только, как положено, перед приходом в район промысла или снятии оттуда, но и в каждый шторм, когда поднимают на борт плавпричал. И все-таки главное для судоводителя, считает Васи­ лий Тихонович, — знания. Примером того, насколько это важно, может служить недавний переход ТР «Эрнст Тельман» из Атлантики в Мурманск, Транспорт попал в зону циклона. «Рекомендуем сле­ довать проливом Ла-Манш», — гласила радиограмма с дежурного судна погоды. В пользу этой рекомендации свидетельствовали и тради­ ционные для этого района смещения циклонов па се­ веро-восток. Однако, внима­ тельно присмотревшись к факсимильной карте пого­ ды, Василий Тихонович за­ сомневался: на карте в юж­ ной части Норвенккого мо­ ря была четко видна анти- циклоническая область. — Обойдем Англию с се­ вера, — определил капитан генеральный курс для сво­ их помощников. Суда, где без сомнений приняли ошибочную реко­ мендацию, на подходе к Ла- Маншу встретила десятимет- ровая волна и крепко потре­ пала. Судоводителям же ТР «Эрнст Тельман» анализ об­ становки не только обеспе­ чил безопасное плавание но н, как следствие, способство­ вал улучшению экономиче­ ских "показателей. Вот потому-то всегда эки­ паж ТР «Эрнст Тельман» в числе лидеров на флоте, что капитан - директор его — талантливый судоводитель и умелый руководитель. До­ статочно сказать, что кол­ лектив судна первым в «Сев- рыбхолодфлоте» еще в ап­ реле прошлого года рапор­ товал о выполнении заданий пятилетки. Успешно закон­ чено н первое полугодие 1986 года. Василий Тихонович — кавалер ордена «Знак Поче­ та», награжден знаком «За безаварийную работу». Не­ давно Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему присвоено звание «За­ служенный работник рыбной промышленности РСФСР». В. миколюк, наш внешт. корр. РЫБНЫЙ мурман 11 им 1988 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz