Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.
За безопасность мореплавания /ОБРАЗЦОВОЙ РАБОТОЙ в объедине- v нии «Мурманрыбпром» славятся многие судоводители. Немало капита нов, которые десятилетиями водят траулеры по морям и океанам, не зная слова «авария». Назовем только неко торых из них. Знаком «За безаварийную работу в течение 20 лет» награждены Сергей Михайлович Полянский (СТР «Богучар») и Борис Михайлович Кобычев (БМРТ «Харовск»). 15 лет безупречно трудятся =ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ = ОБРАЗЦОВАЯ РАБОТА капитаны Евгений Федорович Д урнов (БМРТ «Град»), Алексей Павлович Бара банов (БМРТ «Павел Стрельцов»), Сер гей Кузьмич Прохоров (СТР «Славяно- горек»), Владимир Павлович Царев (СТР «Солигалич»), Юрий Иванович Екимов (СТР «Сосногорск»), Михаил Яковлевич Толпыго (PC «Доломит»). Знак «За без аварийную работу в течение 10 лет» у Павла Марковича Пашина (БМРТ «Вла димир Бродюк»), Нила Калюковича М у стафина (БМРТ «Цимлянск»), Николая Ивановича Быстрова (БМРТ «Петроза водск»), Велла Иоханесовнча Мятаса (БМРТ «Новокуйбышевск»), Валерия Сергеевича Руденко (БМРТ «Павел Стрельцов»), Андрея Николаевича Лиш- невского (БМРТ «Семен Лапшенкоз»), Рудольфа Ивановича Монина (БМРТ «Владимир Бродюк»), Среди тех, кто безаварийно трудится пять пет, — Ста нислав Иосифович Геллер (СТР «Славя- носербск»), Владимир Владимирович Кокев (БМРТ «Леонид Иванов), Иван Григорьевич Конюхов (СТР «Солигорск»), Владимир Иванович А кш укоа (БМРТ «Иван Зимаков»), СТАНОВЛЕНИЕ ий мостике ж ий фйвриш Г)ПЕРВЫЕ НЛ СЕВЕРНОМ БАССЕЙНЕ проводится эксперимент. Суть его ■*3 заключается в следующем. Выпускники высших и средних морских училищ, а также курсанты, не набравшие (по разным причинам) необходимого плавценза для получения рабочего диплома штурмана малого плавания, обычно идут в море матросами. А у нас, в Мурманском траловом флоте, решили направить таких ре бят стажерами судоводителей. Н а в е р н о е , нет необходимости доказывать, насколько полез ней для курсантов, проходящих штур манскую практику, работа на мости ке, а не на рыбофабрике. Выполняя под наблюдением опытных штурманов все необходимые операции, они при обретают практический опыт ведения промысла в новых условиях между народного рыболовства, работы в группе судов. Им предоставляется возможность изучить систему управ ления судном, использовать всю аппа ратуру в рубке, потренироваться (не ради треннровки, конечно) в ведении счисления и контроля за орудиями лова. В число первых стажеров вошли 25 выпускников Одесского и Херсон ского мореходных училищ и несколь ко — из мурманских морских учи лищ. Например, на ВАТ «Маршал Еременко» работали выпускник М ВИМ У Алексей Голубев и диплом ник ММУ Юрий Челомбитько. На ППР «Навигатор» — курсанты из Херсона Игорь Долголенко, Алек сандр Халус, Юрий Горовой. Каж дый из стажеров был закреплен за наставником, но молодые специалисты практиковались на вахтах всех по мощников капитана. Причем онц ве ли собственные' черновые судовые и промысловые журналы, участвовали в совещаниях комсостава и командир ской учебе. За рейс стажеры освоили <премуд рости» подготовки документации к отходу и приходу судна в порт, изу чили особенности несения вахтенной штурманской службы на промысле, на переходах и в порту. То есть ра ботали в той среде, в которой нм тру диться на штатных должностях. Теперь стажерам будет проще адап тироваться в судовом коллективе, лег че ориентироваться в оперативной обстановке, принимать решения, нахо днть общий язык с подчиненными, приобретать командирские навыки. По окончании тренировки флот по лучает специалистов с такими харак теристиками от капитанов судов, как соответствие стажера должности третьего помощника капитана ПСТ или четвертого — БМРТ. Г. КАЙГОРОДОВ, заместитель начальника М урм анско го тралового флота. :СТИХИЯ и люди - Н у Ч Т 0 ' ЧАИ ГОНЯТЬ БУ ДЕМ? — по голосу электро механика Валерия Афанасьевича Пан ковского чувствовалось, что спать он не собирается. — Нет, я — пас, устал очень, — ответил в трубку первый помощник капитана Валерий Анатольевич Бес смертный и, быстренько раздевшись, нырнул под одеяло. Сон обволок мгно венно. Вдруг что-то с огромной силой уда рило его, и тут же вал ледяной воды накрыл все в каюте. «Пробоина? Но эго же надстройка, не трюм... Тонем?!» Валерий Анатольевич как был — в плавках — выскочил из каюты. По коридору поток воды нес об ломки пластика, какие-то железки. Из пустого проема бывшей двери пытался выйти капитан. Лицо его было залито кровью. — Внлор Иванович, что с вами? — кинулся к нему первый помощник. — Скорей! Бегите на мостик. Там штурман молодой... Как машина?.. Первый помощник побежал в руб ку... Второй помощник /апитана Виктор Иванович Ней заступил на вахту в полночь. За стеклами иллюминаторов бесновался шторм. Штурман стал сверять показания приборов. Телефонный звонок ото рвал его от этого занятия. — Виктор Иванович, капитан го ворит. Смотри в оба. Во что бы то ни стало держи судно носом на вол ну. Следи. Я скоро вернусь. Штурман положил трубку и подо шел к локатору. Он не успел под нять глаза, как чудовищной силы удар остановил траулер. Послышался страшный грохот, звон стекла. Хлы нула вода, целое море воды. — Держи руль!!! — что было силы крикнул штурман матросу-рулевому... * * * У матроса Игоря Васильевича Пав лова вахта закончилась. Но, спуска ясь в половине двенадцатого в каюту, капитан попросил: — Игорь, ты у нас самый опытный моряк. Постой еще, если можешь, пару часов. Очень уж силен ураган... Прошло 15 минут пополуночи. Игорь видел, как перед форштев нем выросла гигантская волна. Осве щенная прожекторами, она казалась черно-зеленой, и лишь где-то выше надстройки судна кипел белый гре бень. • «Метров пятнадцать, наверное», — зачем-то «замерил» матрос высоту волны. И в тот же миг он увидел, как от куда-то справа летит вода. Игорь ма шинально присел. Волна прокати лать по нему. «Сейчас судно лагом развернет... Ударит еще — и конец...» Игорь вскочил, крепко сжал в ру ках руль. Но «рулевка» не работала. «Вода попала?» Но вот руль послушно двинулся в руках матроса... * * * Что т е произошло с траулером «Освея», вышедшим на первый в «жизни» промысел (судно только что построено на верфи ГДР)? 26 декабря ураганной силы ветер дул с северо-запада. На следующий день он сменился на северо-восточ ный. Усилилась зыбь. Приходилось постоянно менять ход, удерживая траулер носом на волну. Первую неприятность — сорвало на баке вьюшку — устранили быстро. Волна, которую первыми увидели на мостике, не такой уж редкий гость даже в наших северных широтах. Х о тя чаще встречают ее у южной око нечности Африки. Имя ей дали «вол на-убийца». Это — «аномальная не симметричная волна с гребнем боль шой высоты (15— 20 метров) и кру тизны, перед которым наолюдается более длинная и глубокая по сравне нию с обычными ветровыми волнами подошва. Иногда такая волна появля ется при относительно спокойном мо ре, причем всегда внезапно. Поэтому заранее принять какие-либо меры предосторожности практически невоз можно. Это делает ее чрезвычайно опасной» (журнал «Морской флот», 1985, № 12). По мнению моряков «Освеи», вол на, настигшая судно в ночь с 27 на 28 декабря, была именно «волной- убийцей». Доказательством этому слу жат и разрушения, которые она при чинила. Напомню: траулер только что построен, причем создатели его тщательно продумали надежность каждой заклепки, не говоря уж об оснащенности автоматикой. В рубке судна чувствуешь себя словно в цент ре управления космическими полета ми: кругом пульты с разноцветными кнопочками, множество разных при боров. И какова же была сила этой вол ны, вырвавшая с «корнем» иллюми наторы и на мостике, и в каюте капи тана, и в салоне! Водяным валом искорежило в каюте дверь в санузел, а входную дверь вынесло вместе с обшивкой. Столбом воды, вломившим ся в проем иллюминатора, разрушило переборку в соседнюю каюту (там спал первый помощник капитана), а потом и переборку следующей каюты, электромеханика (он тогда ходил по камбузу в поисках чая, поэтому не был у себя). В салоне стихия, выбив иллюми наторы, сорвала обшивку подволока метра четыре длиной и такого же примерно размера обшивку перебор ки, смела светильники на соседней переборке, и по ней зазмеилась боль шая трещина. На мостике волна залила станцию пожарной сигнализации, комплекс поисковых приборов — все вышло из строя. * * * ...Позвонив вахтенному штурману, Внлор Иванович Першии чуть скло нился над столом, чтобы положить трубку на телефонный аппарат. Удар был мгновенным, оглушаю щим. Вода с грохотом заполнила каюту. Вилор Иванович согнулся от страшной болц в виске. Лицо залила кровь. Еще ничего не поняв, капитан рва нулся к выходу. Н о невыносимая боль остановила. Ничего не видя, он услы шал голос первого помощника. Заста вил его подняться на мостик. Вскоре тот вернулся, помог Вило- ру Ивановичу дойти до рубки. Зазвенел сигнал общесудовой тре воги. В рубке Игорь Павлов, мокрый, замерзший, крепко сжимал руль. Сквозь рубашку просачивалась кровь: волна, накрывшая пригнувшегося матроса, несла множество исколков стекла. Общими усилиями все, кто был в рубке, попытались помочь капитану, связавшись по радио с врачом медсан части и получив консультации, смогли остановить' кровотечение. ★ * * ...Спустившись с мостика, Валерий Анатольевич быстро переоделся, вы шел из каюты. Навстречу — радист в спасательном жилете. — Снимай скорей жилет, пока ни кто не видел, да бегом на связь, — сказал ему первый помощник. Уже вовсю работали люди. Стар пом Виталий Павлович Крыков с боцманом Николаем Захаровичем Ми ниным осмотрели судно изнутри. Уви дели большую деформацию в над стройке. Боцман с моряками взялись за самое срочное: заделку выбитых иллюминаторов. Виталий Павлович с другой груп пой отправился на палубу. Трещина по сварному шву надстройки, глубо кая, обширная вмятина на лобовой ее части — вот что увидели моряки при внешнем осмотре. * * * К 10 часам утра шторм стал сти хать. На «Освее» все шло своим че редом. По мере сил заделали отвер стия, убрали воду, осколки и обломки. Выстояли моряки. Хотя смертель ная опасность была совсем рядом. Известный на Мурмапе капитан А. И. Анохин, описывая ураганы и, в частности, огромные волны, в кни ге «Преодоление морских опасностей», говорил об огро.м;юй их силе: «Тысяча киловатт — примерно такая энергия заключается в каждом их метре. На один квадратный метр поверхности корпуса судна нередко приходится удар до 20 тонн». Что противопоставить этой силе? А. И. Анохин отвечает: «Чтобы бо роться с морской стихией и победить ее, у человека должна быть одна ве ра — вера в свои силы и силы това рищей, одна святая обязанность — от лично знать свое дело, выполнять его безупречно». Никто не гарантирован от встречи с неожиданной опасностью в море. Да же такое суперсовременное судно, как «Освея», было бы беспомощным, случись там паника, сделай неверный шаг штурман или матрос. Единствен но правильное решение, «выданное» за доли секунды, безупречное его вы полнение — вот что спасло экипаж. И. БЕРЕЗЮК. Рис. Е. КОБЗЕВОЙ. sT д ш и 7 февраля 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz