Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.

За безопасность мореплавания /ОБРАЗЦОВОЙ РАБОТОЙ в объедине- v нии «Мурманрыбпром» славятся многие судоводители. Немало капита­ нов, которые десятилетиями водят траулеры по морям и океанам, не зная слова «авария». Назовем только неко­ торых из них. Знаком «За безаварийную работу в течение 20 лет» награждены Сергей Михайлович Полянский (СТР «Богучар») и Борис Михайлович Кобычев (БМРТ «Харовск»). 15 лет безупречно трудятся =ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ = ОБРАЗЦОВАЯ РАБОТА капитаны Евгений Федорович Д урнов (БМРТ «Град»), Алексей Павлович Бара­ банов (БМРТ «Павел Стрельцов»), Сер­ гей Кузьмич Прохоров (СТР «Славяно- горек»), Владимир Павлович Царев (СТР «Солигалич»), Юрий Иванович Екимов (СТР «Сосногорск»), Михаил Яковлевич Толпыго (PC «Доломит»). Знак «За без­ аварийную работу в течение 10 лет» у Павла Марковича Пашина (БМРТ «Вла­ димир Бродюк»), Нила Калюковича М у ­ стафина (БМРТ «Цимлянск»), Николая Ивановича Быстрова (БМРТ «Петроза­ водск»), Велла Иоханесовнча Мятаса (БМРТ «Новокуйбышевск»), Валерия Сергеевича Руденко (БМРТ «Павел Стрельцов»), Андрея Николаевича Лиш- невского (БМРТ «Семен Лапшенкоз»), Рудольфа Ивановича Монина (БМРТ «Владимир Бродюк»), Среди тех, кто безаварийно трудится пять пет, — Ста­ нислав Иосифович Геллер (СТР «Славя- носербск»), Владимир Владимирович Кокев (БМРТ «Леонид Иванов), Иван Григорьевич Конюхов (СТР «Солигорск»), Владимир Иванович А кш укоа (БМРТ «Иван Зимаков»), СТАНОВЛЕНИЕ ий мостике ж ий фйвриш Г)ПЕРВЫЕ НЛ СЕВЕРНОМ БАССЕЙНЕ проводится эксперимент. Суть его ■*3 заключается в следующем. Выпускники высших и средних морских училищ, а также курсанты, не набравшие (по разным причинам) необходимого плавценза для получения рабочего диплома штурмана малого плавания, обычно идут в море матросами. А у нас, в Мурманском траловом флоте, решили направить таких ре­ бят стажерами судоводителей. Н а в е р н о е , нет необходимости доказывать, насколько полез­ ней для курсантов, проходящих штур­ манскую практику, работа на мости­ ке, а не на рыбофабрике. Выполняя под наблюдением опытных штурманов все необходимые операции, они при­ обретают практический опыт ведения промысла в новых условиях между­ народного рыболовства, работы в группе судов. Им предоставляется возможность изучить систему управ­ ления судном, использовать всю аппа­ ратуру в рубке, потренироваться (не ради треннровки, конечно) в ведении счисления и контроля за орудиями лова. В число первых стажеров вошли 25 выпускников Одесского и Херсон­ ского мореходных училищ и несколь­ ко — из мурманских морских учи­ лищ. Например, на ВАТ «Маршал Еременко» работали выпускник М ВИМ У Алексей Голубев и диплом­ ник ММУ Юрий Челомбитько. На ППР «Навигатор» — курсанты из Херсона Игорь Долголенко, Алек­ сандр Халус, Юрий Горовой. Каж­ дый из стажеров был закреплен за наставником, но молодые специалисты практиковались на вахтах всех по­ мощников капитана. Причем онц ве­ ли собственные' черновые судовые и промысловые журналы, участвовали в совещаниях комсостава и командир­ ской учебе. За рейс стажеры освоили <премуд­ рости» подготовки документации к отходу и приходу судна в порт, изу­ чили особенности несения вахтенной штурманской службы на промысле, на переходах и в порту. То есть ра­ ботали в той среде, в которой нм тру­ диться на штатных должностях. Теперь стажерам будет проще адап­ тироваться в судовом коллективе, лег­ че ориентироваться в оперативной обстановке, принимать решения, нахо днть общий язык с подчиненными, приобретать командирские навыки. По окончании тренировки флот по­ лучает специалистов с такими харак­ теристиками от капитанов судов, как соответствие стажера должности третьего помощника капитана ПСТ или четвертого — БМРТ. Г. КАЙГОРОДОВ, заместитель начальника М урм анско­ го тралового флота. :СТИХИЯ и люди - Н у Ч Т 0 ' ЧАИ ГОНЯТЬ БУ ­ ДЕМ? — по голосу электро­ механика Валерия Афанасьевича Пан­ ковского чувствовалось, что спать он не собирается. — Нет, я — пас, устал очень, — ответил в трубку первый помощник капитана Валерий Анатольевич Бес­ смертный и, быстренько раздевшись, нырнул под одеяло. Сон обволок мгно­ венно. Вдруг что-то с огромной силой уда­ рило его, и тут же вал ледяной воды накрыл все в каюте. «Пробоина? Но эго же надстройка, не трюм... Тонем?!» Валерий Анатольевич как был — в плавках — выскочил из каюты. По коридору поток воды нес об­ ломки пластика, какие-то железки. Из пустого проема бывшей двери пытался выйти капитан. Лицо его было залито кровью. — Внлор Иванович, что с вами? — кинулся к нему первый помощник. — Скорей! Бегите на мостик. Там штурман молодой... Как машина?.. Первый помощник побежал в руб­ ку... Второй помощник /апитана Виктор Иванович Ней заступил на вахту в полночь. За стеклами иллюминаторов бесновался шторм. Штурман стал сверять показания приборов. Телефонный звонок ото­ рвал его от этого занятия. — Виктор Иванович, капитан го­ ворит. Смотри в оба. Во что бы то ни стало держи судно носом на вол­ ну. Следи. Я скоро вернусь. Штурман положил трубку и подо­ шел к локатору. Он не успел под­ нять глаза, как чудовищной силы удар остановил траулер. Послышался страшный грохот, звон стекла. Хлы­ нула вода, целое море воды. — Держи руль!!! — что было силы крикнул штурман матросу-рулевому... * * * У матроса Игоря Васильевича Пав­ лова вахта закончилась. Но, спуска­ ясь в половине двенадцатого в каюту, капитан попросил: — Игорь, ты у нас самый опытный моряк. Постой еще, если можешь, пару часов. Очень уж силен ураган... Прошло 15 минут пополуночи. Игорь видел, как перед форштев­ нем выросла гигантская волна. Осве­ щенная прожекторами, она казалась черно-зеленой, и лишь где-то выше надстройки судна кипел белый гре­ бень. • «Метров пятнадцать, наверное», — зачем-то «замерил» матрос высоту волны. И в тот же миг он увидел, как от­ куда-то справа летит вода. Игорь ма­ шинально присел. Волна прокати­ лать по нему. «Сейчас судно лагом развернет... Ударит еще — и конец...» Игорь вскочил, крепко сжал в ру­ ках руль. Но «рулевка» не работала. «Вода попала?» Но вот руль послушно двинулся в руках матроса... * * * Что т е произошло с траулером «Освея», вышедшим на первый в «жизни» промысел (судно только что построено на верфи ГДР)? 26 декабря ураганной силы ветер дул с северо-запада. На следующий день он сменился на северо-восточ­ ный. Усилилась зыбь. Приходилось постоянно менять ход, удерживая траулер носом на волну. Первую неприятность — сорвало на баке вьюшку — устранили быстро. Волна, которую первыми увидели на мостике, не такой уж редкий гость даже в наших северных широтах. Х о­ тя чаще встречают ее у южной око­ нечности Африки. Имя ей дали «вол­ на-убийца». Это — «аномальная не­ симметричная волна с гребнем боль­ шой высоты (15— 20 метров) и кру­ тизны, перед которым наолюдается более длинная и глубокая по сравне­ нию с обычными ветровыми волнами подошва. Иногда такая волна появля­ ется при относительно спокойном мо­ ре, причем всегда внезапно. Поэтому заранее принять какие-либо меры предосторожности практически невоз­ можно. Это делает ее чрезвычайно опасной» (журнал «Морской флот», 1985, № 12). По мнению моряков «Освеи», вол­ на, настигшая судно в ночь с 27 на 28 декабря, была именно «волной- убийцей». Доказательством этому слу­ жат и разрушения, которые она при­ чинила. Напомню: траулер только что построен, причем создатели его тщательно продумали надежность каждой заклепки, не говоря уж об оснащенности автоматикой. В рубке судна чувствуешь себя словно в цент­ ре управления космическими полета­ ми: кругом пульты с разноцветными кнопочками, множество разных при­ боров. И какова же была сила этой вол­ ны, вырвавшая с «корнем» иллюми­ наторы и на мостике, и в каюте капи­ тана, и в салоне! Водяным валом искорежило в каюте дверь в санузел, а входную дверь вынесло вместе с обшивкой. Столбом воды, вломившим­ ся в проем иллюминатора, разрушило переборку в соседнюю каюту (там спал первый помощник капитана), а потом и переборку следующей каюты, электромеханика (он тогда ходил по камбузу в поисках чая, поэтому не был у себя). В салоне стихия, выбив иллюми­ наторы, сорвала обшивку подволока метра четыре длиной и такого же примерно размера обшивку перебор­ ки, смела светильники на соседней переборке, и по ней зазмеилась боль­ шая трещина. На мостике волна залила станцию пожарной сигнализации, комплекс поисковых приборов — все вышло из строя. * * * ...Позвонив вахтенному штурману, Внлор Иванович Першии чуть скло­ нился над столом, чтобы положить трубку на телефонный аппарат. Удар был мгновенным, оглушаю­ щим. Вода с грохотом заполнила каюту. Вилор Иванович согнулся от страшной болц в виске. Лицо залила кровь. Еще ничего не поняв, капитан рва­ нулся к выходу. Н о невыносимая боль остановила. Ничего не видя, он услы­ шал голос первого помощника. Заста­ вил его подняться на мостик. Вскоре тот вернулся, помог Вило- ру Ивановичу дойти до рубки. Зазвенел сигнал общесудовой тре­ воги. В рубке Игорь Павлов, мокрый, замерзший, крепко сжимал руль. Сквозь рубашку просачивалась кровь: волна, накрывшая пригнувшегося матроса, несла множество исколков стекла. Общими усилиями все, кто был в рубке, попытались помочь капитану, связавшись по радио с врачом медсан­ части и получив консультации, смогли остановить' кровотечение. ★ * * ...Спустившись с мостика, Валерий Анатольевич быстро переоделся, вы­ шел из каюты. Навстречу — радист в спасательном жилете. — Снимай скорей жилет, пока ни­ кто не видел, да бегом на связь, — сказал ему первый помощник. Уже вовсю работали люди. Стар­ пом Виталий Павлович Крыков с боцманом Николаем Захаровичем Ми­ ниным осмотрели судно изнутри. Уви­ дели большую деформацию в над­ стройке. Боцман с моряками взялись за самое срочное: заделку выбитых иллюминаторов. Виталий Павлович с другой груп­ пой отправился на палубу. Трещина по сварному шву надстройки, глубо­ кая, обширная вмятина на лобовой ее части — вот что увидели моряки при внешнем осмотре. * * * К 10 часам утра шторм стал сти­ хать. На «Освее» все шло своим че­ редом. По мере сил заделали отвер­ стия, убрали воду, осколки и обломки. Выстояли моряки. Хотя смертель­ ная опасность была совсем рядом. Известный на Мурмапе капитан А. И. Анохин, описывая ураганы и, в частности, огромные волны, в кни­ ге «Преодоление морских опасностей», говорил об огро.м;юй их силе: «Тысяча киловатт — примерно такая энергия заключается в каждом их метре. На один квадратный метр поверхности корпуса судна нередко приходится удар до 20 тонн». Что противопоставить этой силе? А. И. Анохин отвечает: «Чтобы бо­ роться с морской стихией и победить ее, у человека должна быть одна ве­ ра — вера в свои силы и силы това­ рищей, одна святая обязанность — от­ лично знать свое дело, выполнять его безупречно». Никто не гарантирован от встречи с неожиданной опасностью в море. Да­ же такое суперсовременное судно, как «Освея», было бы беспомощным, случись там паника, сделай неверный шаг штурман или матрос. Единствен­ но правильное решение, «выданное» за доли секунды, безупречное его вы­ полнение — вот что спасло экипаж. И. БЕРЕЗЮК. Рис. Е. КОБЗЕВОЙ. sT д ш и 7 февраля 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz