Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.

• Публицистические заметки • I I I I I I I I I I Л ИТР НЕФТЕПРОДУКТОВ способен загрязнить около сорока квадрат­ ных метров водной поверхности. Тонна нефти, пролитая в море, — дать за­ грязнение площадью двенадцать квад­ ратных километров.. Северный Ледовитый океан — при­ родный аккумулятор нефти. Если в тро­ пиках нефть окисляется не более чем за две недели, то при отрицательных температурах этот процесс порой длит­ ся столетиями. К тому ж е льды погло­ щают до четверти разлившейся нефти. Если накопление нефти и неф тепродук­ тов в Северном Ледовитом океане бу­ дет значительным, это грозит уничто­ жить там все живое. Убедительные факты приводятся в книге А. С. Монина и В. И. Войтова «Черные приливы». Группа норвежских биологов проводило эксперимент. От­ ловили несколько белых медведей и на их ш куру нанесли полоски нефти. М е ­ ченых животных выпустили. Все они вскоре погибли. После нефтяного разлива при ава­ рии танкера «Эрроу» у берегов Новой Шотландии в километре от берега бы­ ли обнаружены ослепшие морские тю ­ лени, которые не могли найти д орогу к океану. Нефть залепила им глаза и ноздри. Известны случаи сильного раз­ дражения глаз у морских котиков Аляс­ кинского побережья. Во время разлива нефти в проливе Санта-Барбара поло­ сы нефти приблизились к островкам, где находились колонии морских львов. В результате этой блокады многие де­ теныши погибли, вероятно, наглотав­ шись нефти. Возможно отравление нефтью и ки ­ тов. Они могут заглатывать ее вместе с пищей. На берегу находили погиб­ ших дельфинов с закупоренными нефтью дыхалами. Личинки некоторых рыб делают гло­ ток воздуха, чтобы в первый раз на­ полнить им плавательный пузырь. Те, что не смогли этого сделать, часто по­ гибают. Препятствием может стать неф­ тяная пленка. Известны случаи массо­ вой гибели рыб в результате разливов нефти. Жертвами становятся морские птицы. Каждый год их потери только в Север­ ном море и Северной Атлантике вслед- ствии нефтяного загрязнения составля­ ют сотни тысяч. Нефть впитывается в оперенье. Птица не может летать, ско­ вываются плавательные движения. Нефть заполняет пространство между перьями, где обычно находится воз­ дух. Нарушается теплоизоляция, и птица гибнет от переохлаждения. кин, Михаил Алексеевич Нагорный. — При круглосуточной работе, — объяс­ няют они, — по тревоге один из НМС сразу же следует в район раз­ лива. Д ругие в это время готовят при­ емные устройства. За один раз можно принять пятнадцать тонн нефтесодер­ жащих вод, но этого может оказаться недостаточно. Когда нефтемусоросбор- щик, прибывший к месту происшествия первым, пойдет сливать собранную во­ донефтяную смесь, другие не дадут пленке захватить новую площадь. П о­ этому иметь в порту только один де­ журный НМС рискованно. Проблема загрязнения окружающей среды чрезвычайно остра. Организа­ ция ж е нашей работы сегодня оставля­ ет желать лучшего. Создается впечат­ ление, что служба наша вообще не очень нужна — так, на всякий пожар­ ный, которого может еще и не случить­ ся. А потому, стало быть, можно сокра­ тить число дежурных судов. Считаем, Т. Зорина Если клубы дыма засоряют воздух, если сточные воды загрязняют реки, то страдает не только природа — болеет и страдает человек. Вот почему то, что мы на. зываем охраной природы, в конечном счете — охрана че. ловека... Ира СЕМКО, 7-й класс. г. Кировек. (Б. Смирнов, «Живое вокруг нас».) и облакопыли. .. КАПЛЯ НЕФТИ Раны, которые наносит морю чело­ век, залечить трудно, подчас невозм ож ­ но. Природа нашего края особенно ранима. Суровый температурный ре­ жим, другие микроорганизмы — само­ очищение водоемов идет намного мед­ леннее... Пролилась в море капля неф­ ти. Смешалась с илом, остатками водо­ рослей, песком, превратилась в смоли­ стый комочек. Пролежав на дне не­ сколько лет, комочек распался. Нефть снова попала в воду. «Вторичное загряз­ нение водоема», — говорят гидрологи. Гидрохимлаборатория Беломорского бассейнового территориального управ­ ления по регулированию использования и охране вод. Рассказывает начальник отдела охраны моря Виктор Тимофе­ евич ИЛЬЮХИН: — Для того чтобы предотвратить загрязнение моря, мы контролируем хозяйственную деятельность флота и береговых предприятий. Следим за сбросом сточных вод, за исправной ра­ ботой очистных сооружений, оборотных систем водоснабжения. Выясняем источ­ ники загрязнения. В этом году зареги­ стрированы случаи нарушения правил по предотвращению загрязнения мор­ ских вод. Во время заправки топливом БМРТ «Муромск» (Архангельский траловый флот) допущен разлив технического масла. Произошел выброс нескольких килограммов дизельного топлива через воздушную трубу топливного танка СРТ «Войково», принадлежащего М ур ­ манскому рыбакколхозсоюзу. Имел ме­ сто разлив нефтепродуктов во время аварии СРТ «Печорец» М урманского рыбакколхозсоюза. ...Десять лет действует на нефтеба­ зе береговая станция по очистке неф- тесодеожащих вод. За 1985 год с су­ дов принято и переработано 314830 кубических метров загрязненных сто­ ков. Плюс «добавки» нефтебазы. Все­ го 459798 кубометров. Извлечены ты ­ сячи тонн нефтепродуктов. Это топливо реализовано в центральной котельной и на судах рыбного порта. Проектом предусматривалось, что сбрасываемые в залив воды будут со­ держать не более 15— 20 миллиграммов нефтепродуктов на литр. А станция обеспечивает их содержание — 8— 15 миллиграммов. Казалось бы, чего луч­ ше. Но чтобы загрязненность Кольско­ го залива уменьшалась, надо создать условия, при которых возможно его самоочищение. Для этого предприятия области должны обеспечить содержание не более одного миллиграмма нефте­ продуктов на литр. Чтобы станция см ог­ ла обеспечить такую степень, нужна ее реконструкция. Значительная доля вины за загряз­ нение залива лежит на М урманском рыбообрабатывающем комбинате. В залив сбрасываются жиры. Более чем в полмиллиона обошлось строительство очистных сооружений рыбного порта. Они-то и должны были взять на себя львиную долю переработки стоков ком ­ бината. Но для юлноценной их рабо­ ты надо задействовать две насосные станции. Одну — для подачи содержи­ мого, другую (которой нет и сегодня) — канализационно-насосную — для перекачки очищенных вод в городской коллектор. Вот уже семь лет как объ­ является насосная № 2 пусковым объ­ ектом. Строительство приостанавлива­ лось. Сегодня СМУ-1 «Мурманскпром- строя» возобновило работы. Но пока вторая насосная не введена, сооруже­ ния рыбного порта остаются памятни­ ком бесхозяйственности. А через очи­ стные рыбокомбината недостаточно об­ работанные производственные воды сбрасываются в залив. Жиры всплыва­ ют на поверхность, впитывают грязь. И покачивает волна грязно-желтую пену — граксу, которую потом собирают нефтемусоросборщики. Несколько вопросов начальнику от­ дела охраны поверхностных вод гидро- химлаборатории Валентине Павловне НАЙМУ ШИН ОЙ: — Как работают сооружения рыбо­ обрабатывающего комбината? — Достаточной степени . очистки ком ­ бинат не обеспечивает. Нужна рекон­ струкция локальных сооружений. — В процессе улавливания загряз­ няющих веществ из сточных промыш ­ ленных вод рыбокомбината извлекает­ ся белково-жироЕая масса. Находит ли она применение? — При соответствующей обработке эта масса могла бы стать источником ценных белковых веществ. Но, к со­ жалению, сотни килограммов ее выво­ зятся на свалку. Проблемой утилизации белково-жировой массы, а также по­ иском путей улучшения обработки сточ­ ных вод рыбокомбината занимаются на кафедре М урманского высшего инже­ нерного м орского училища. Оба иссле­ дования — в стадии опытных работ на производстве. ВНИМАНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ! Представим такое. На борт д еж ур ­ ного судна принят тревожный сигнал: «Аварийный разлив!» Несколько минут — и нефтемусоросборщик (НМС) спе­ шит туда, где по поверхности воды рас­ ползается зловещее маслянистое пятно. Площадь, захваченная нефтяной плен­ кой, увеличивается на глазах. Недобрую услугу оказывает течение. ...Случись это ночью, в рыбном пор­ ту дежурит только один нефтемусоро­ сборщик. Таков режим работы, введен­ ный на осенне-зимний период. — При значительном разливе нефте­ продуктов это все равно что ничего, — считают капитаны Владимир Павлович Тимощенко, Владимир Алексеевич Изан- что необходимо вернуть нас на преж­ ний, круглосуточный режим работы, — говорят капитаны. Д ругой больной вопрос — ремонт нефтемусоросборщиков. По нормати­ вам на него отводится два месяца. Но плавмасгерская «Кольская» ухитряется растянуть его и на два года. Так было с НМС-4. Десять месяцев продержали девятнадцатый. По году потребовалось для ремонта НМС-5 и НМС-7. С сере­ дины апреля прошлого года ремонти­ рую т 23-й... Подходит очередь 22-го. Простимся с ним надолго. Ссылаются на нехватку рабочих, недостаток запча­ стей, электродов, кислйрода... Сроки затягиваются, происходит накладка: этим летом из семи нефтемусоросбор- щиков в ремонте одновременно были четыре. * * * ...Оттого, что давно ничего не горе­ ло, кому-нибудь придет в голову уво­ лить часть пожарных? Сократят число машин «скорой помощи», если меньше стало вызовов? Считают, что в осенне-зимний, менее напряженный (?!) период, в круглосу­ точной работе нефтемусоросборщиков нет необходимости. Вряд ли можно делить на более или менее напряжен­ ные периоды работы службы, основное назначение которой — оказание экстрен­ ной помощи. ЧП планировать невоз­ можно. А цена просчета высока. Сегодня служба очистки акватории залива находится на положении пасын­ ка. Раньше контроль за режимом ра­ боты нефтемусоросборщиков был д е ­ лом диспетчерской службы. Теперь это возложили на цех обслуживания, основ­ ная задача которого — эксплуатация НМС. И приходится старшему инжене­ ру участка обеспечения судовых вспо­ могательных работ (а его рабочее ме­ сто находится в цехе обслуживания, на четвертом причале) ежедневно делать обход северного района порта, чтобы определить объем работ для нефтему­ соросборщиков, которые базируются на двадцать третьем причале. Такая оторванность работе не помогает. Разобщена служба очистки акватории залива. Восемь нефтемусоросборщиков — в рыбном порту, четыре — в то р ­ говом, один — в «Арктикморнеф тегаз- разведке». Не целесообразнее ли объ­ единить эти суда в единый отряд, об­ щими силами наладить их техническое обслуживание, ремонт, снабжение за­ пасными частями, оптимальный режим работы? Далеки нефтемусоросборщики и от современных требований техники (по­ стройки 70-х годов). Суда не приспо­ соблены к работе в условиях Севера. Все гидразличеекме приводы располо­ жены на палубе. Зимой масло застыва­ ет, работа механизмов затрудняется. Приходится делать длительную про­ качку системы (это нерентабельная ра­ бота двигателя, дополнительный расход моторесурсов и топлива). На судне практически нет отопления. Двигатели у НМС слабые, с трудом преодолева­ ют течение. Шесть лет назад предложили рабо­ тающим на НМС высказать свои мыс­ ли по усовершенствованию судов этого типа. Подали около двадцати рацпред­ ложений. Прошло четыре года. Полу­ чили новый НМС... как две капли воды похожий на те, что есть. Появилось, правда, одно новшество. У старых су­ дов нос «обрублен», это позволяет им работать в стесненных условиях, захо­ дить между судами. У нового же нос обычной формы, но имеет открываю ­ щиеся щиты. Площадь захвата пленки и мелкого мусора увеличивается. Зато действовать в условиях скученности сложнее: не всегда можно подойти к судну. Усовершенствование имело бы эффект, если бы щиты могли склады­ ваться вдоль борта. ...Отходит от базы нефтемусоросбор­ щик. Контрольный рейс по заливу. Ка­ питан очищает замерзшие стекла в р уб ­ ке, прокачивает масло в системе. С трудом вращаются настывшие вентили. На обледеневшей палубе хлопочут два матроса. У борта одного из судов — гракса. Чудом забирается нефтемусоро­ сборщик в щели между великанами. Раскачивается над приемной ванной ковш, и черпалка, как большое сито, улавливает мусор. Продолжается каждо­ дневная, «непрестижная» работа. Очи­ щают Кольский залив. Справка: за 1985 год нефтемусоро­ сборщики сняли с поверхности залива 825 тонн плавающего мусора и 674 тон­ ны нефтяной пленки. ОБЛАЧКО НАД ГОРОДОМ Они бросаются в уже прохладное море вопреки предостерегающим циф­ рам на температурном табло. Они д о ­ верчиво наполняют сумки твердокамен­ ными грушами и огромными кабачками, они радостно тащат домой дорогой недозрелый виноград и берут с собой в дорогу помидоры, которыми смогут через пару часов разве что борщ за­ правлять. Северяне блаженствуют. На юге — солнце, на юге — море и ла­ сковый песок, и деже грязь там целеб­ ная. Почему же так хочется иногда о го ­ рошить самодовольного южанина: — А знаете, у нас в М урманске воз­ дух самый чистый... Не пытайтесь спо­ рить: средний уровень загрязненности воздушного бассейна Мурманска ниже, чем в среднем по стране, — говорят данные Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю при­ родной среды. Чтобы увидеть Мурманск, подними­ тесь в солнечный день на сопку в се­ верной части города. Краны упираются в широкие плечи причалов, прочерчи­ вают стрелами невидимые геометриче­ ские линии. Над сопками опрокинулась голубизна. Но что за облачко, белесое пятно в панораме города? Почему с таким постоянством зависает оно над портом? Идет погрузка апатитового ко н ­ центрата. КАК ЭТО ДЕЛАЮТ СЕГОДНЯ! Вагон, покрытый слоем серозатой пыли, подается в галерею, накатывает­ ся на разгрузочное устройство и при­ поднимается. Днище его открывается, концентрат пересыпается в силосные ямы. Отсюда ленточный транспортер по галерее доставляет его к судну. Погрузочная машина ссыпает апатито­ вый концентрат в трюм с высоты пят­ надцати—двадцати метров. Если учесть к тому же, что пропускная способность транспортера 1200— 1500 кубометров в час, ясно, что это и есть участок макси­ мального пыления. Из акта Государственной региональ­ ной инспекции по охране атмосферного Еоэдуха Госкомгидромета СССР: «Существенная часть пыли в воздуш ­ ный бассейн города Еыбрасызается при погрузочно-разгрузочных работах с апатитовым концентратом. Кроме за­ грязнения атмосферы выбросами апа­ титовой пыли, это и колоссальные поте­ ри ценного химического сырья. Институтом «Ленморниипроект» спро­ ектирована экспериментальная пневмо- транспортная установка, сокращающая пыление апатитового концентрата в несколько раз. (Окончание на -12-й стр.) 28 февраля1S88 ropi S

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz