Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.
• Публицистические заметки • I I I I I I I I I I Л ИТР НЕФТЕПРОДУКТОВ способен загрязнить около сорока квадрат ных метров водной поверхности. Тонна нефти, пролитая в море, — дать за грязнение площадью двенадцать квад ратных километров.. Северный Ледовитый океан — при родный аккумулятор нефти. Если в тро пиках нефть окисляется не более чем за две недели, то при отрицательных температурах этот процесс порой длит ся столетиями. К тому ж е льды погло щают до четверти разлившейся нефти. Если накопление нефти и неф тепродук тов в Северном Ледовитом океане бу дет значительным, это грозит уничто жить там все живое. Убедительные факты приводятся в книге А. С. Монина и В. И. Войтова «Черные приливы». Группа норвежских биологов проводило эксперимент. От ловили несколько белых медведей и на их ш куру нанесли полоски нефти. М е ченых животных выпустили. Все они вскоре погибли. После нефтяного разлива при ава рии танкера «Эрроу» у берегов Новой Шотландии в километре от берега бы ли обнаружены ослепшие морские тю лени, которые не могли найти д орогу к океану. Нефть залепила им глаза и ноздри. Известны случаи сильного раз дражения глаз у морских котиков Аляс кинского побережья. Во время разлива нефти в проливе Санта-Барбара поло сы нефти приблизились к островкам, где находились колонии морских львов. В результате этой блокады многие де теныши погибли, вероятно, наглотав шись нефти. Возможно отравление нефтью и ки тов. Они могут заглатывать ее вместе с пищей. На берегу находили погиб ших дельфинов с закупоренными нефтью дыхалами. Личинки некоторых рыб делают гло ток воздуха, чтобы в первый раз на полнить им плавательный пузырь. Те, что не смогли этого сделать, часто по гибают. Препятствием может стать неф тяная пленка. Известны случаи массо вой гибели рыб в результате разливов нефти. Жертвами становятся морские птицы. Каждый год их потери только в Север ном море и Северной Атлантике вслед- ствии нефтяного загрязнения составля ют сотни тысяч. Нефть впитывается в оперенье. Птица не может летать, ско вываются плавательные движения. Нефть заполняет пространство между перьями, где обычно находится воз дух. Нарушается теплоизоляция, и птица гибнет от переохлаждения. кин, Михаил Алексеевич Нагорный. — При круглосуточной работе, — объяс няют они, — по тревоге один из НМС сразу же следует в район раз лива. Д ругие в это время готовят при емные устройства. За один раз можно принять пятнадцать тонн нефтесодер жащих вод, но этого может оказаться недостаточно. Когда нефтемусоросбор- щик, прибывший к месту происшествия первым, пойдет сливать собранную во донефтяную смесь, другие не дадут пленке захватить новую площадь. П о этому иметь в порту только один де журный НМС рискованно. Проблема загрязнения окружающей среды чрезвычайно остра. Организа ция ж е нашей работы сегодня оставля ет желать лучшего. Создается впечат ление, что служба наша вообще не очень нужна — так, на всякий пожар ный, которого может еще и не случить ся. А потому, стало быть, можно сокра тить число дежурных судов. Считаем, Т. Зорина Если клубы дыма засоряют воздух, если сточные воды загрязняют реки, то страдает не только природа — болеет и страдает человек. Вот почему то, что мы на. зываем охраной природы, в конечном счете — охрана че. ловека... Ира СЕМКО, 7-й класс. г. Кировек. (Б. Смирнов, «Живое вокруг нас».) и облакопыли. .. КАПЛЯ НЕФТИ Раны, которые наносит морю чело век, залечить трудно, подчас невозм ож но. Природа нашего края особенно ранима. Суровый температурный ре жим, другие микроорганизмы — само очищение водоемов идет намного мед леннее... Пролилась в море капля неф ти. Смешалась с илом, остатками водо рослей, песком, превратилась в смоли стый комочек. Пролежав на дне не сколько лет, комочек распался. Нефть снова попала в воду. «Вторичное загряз нение водоема», — говорят гидрологи. Гидрохимлаборатория Беломорского бассейнового территориального управ ления по регулированию использования и охране вод. Рассказывает начальник отдела охраны моря Виктор Тимофе евич ИЛЬЮХИН: — Для того чтобы предотвратить загрязнение моря, мы контролируем хозяйственную деятельность флота и береговых предприятий. Следим за сбросом сточных вод, за исправной ра ботой очистных сооружений, оборотных систем водоснабжения. Выясняем источ ники загрязнения. В этом году зареги стрированы случаи нарушения правил по предотвращению загрязнения мор ских вод. Во время заправки топливом БМРТ «Муромск» (Архангельский траловый флот) допущен разлив технического масла. Произошел выброс нескольких килограммов дизельного топлива через воздушную трубу топливного танка СРТ «Войково», принадлежащего М ур манскому рыбакколхозсоюзу. Имел ме сто разлив нефтепродуктов во время аварии СРТ «Печорец» М урманского рыбакколхозсоюза. ...Десять лет действует на нефтеба зе береговая станция по очистке неф- тесодеожащих вод. За 1985 год с су дов принято и переработано 314830 кубических метров загрязненных сто ков. Плюс «добавки» нефтебазы. Все го 459798 кубометров. Извлечены ты сячи тонн нефтепродуктов. Это топливо реализовано в центральной котельной и на судах рыбного порта. Проектом предусматривалось, что сбрасываемые в залив воды будут со держать не более 15— 20 миллиграммов нефтепродуктов на литр. А станция обеспечивает их содержание — 8— 15 миллиграммов. Казалось бы, чего луч ше. Но чтобы загрязненность Кольско го залива уменьшалась, надо создать условия, при которых возможно его самоочищение. Для этого предприятия области должны обеспечить содержание не более одного миллиграмма нефте продуктов на литр. Чтобы станция см ог ла обеспечить такую степень, нужна ее реконструкция. Значительная доля вины за загряз нение залива лежит на М урманском рыбообрабатывающем комбинате. В залив сбрасываются жиры. Более чем в полмиллиона обошлось строительство очистных сооружений рыбного порта. Они-то и должны были взять на себя львиную долю переработки стоков ком бината. Но для юлноценной их рабо ты надо задействовать две насосные станции. Одну — для подачи содержи мого, другую (которой нет и сегодня) — канализационно-насосную — для перекачки очищенных вод в городской коллектор. Вот уже семь лет как объ является насосная № 2 пусковым объ ектом. Строительство приостанавлива лось. Сегодня СМУ-1 «Мурманскпром- строя» возобновило работы. Но пока вторая насосная не введена, сооруже ния рыбного порта остаются памятни ком бесхозяйственности. А через очи стные рыбокомбината недостаточно об работанные производственные воды сбрасываются в залив. Жиры всплыва ют на поверхность, впитывают грязь. И покачивает волна грязно-желтую пену — граксу, которую потом собирают нефтемусоросборщики. Несколько вопросов начальнику от дела охраны поверхностных вод гидро- химлаборатории Валентине Павловне НАЙМУ ШИН ОЙ: — Как работают сооружения рыбо обрабатывающего комбината? — Достаточной степени . очистки ком бинат не обеспечивает. Нужна рекон струкция локальных сооружений. — В процессе улавливания загряз няющих веществ из сточных промыш ленных вод рыбокомбината извлекает ся белково-жироЕая масса. Находит ли она применение? — При соответствующей обработке эта масса могла бы стать источником ценных белковых веществ. Но, к со жалению, сотни килограммов ее выво зятся на свалку. Проблемой утилизации белково-жировой массы, а также по иском путей улучшения обработки сточ ных вод рыбокомбината занимаются на кафедре М урманского высшего инже нерного м орского училища. Оба иссле дования — в стадии опытных работ на производстве. ВНИМАНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ! Представим такое. На борт д еж ур ного судна принят тревожный сигнал: «Аварийный разлив!» Несколько минут — и нефтемусоросборщик (НМС) спе шит туда, где по поверхности воды рас ползается зловещее маслянистое пятно. Площадь, захваченная нефтяной плен кой, увеличивается на глазах. Недобрую услугу оказывает течение. ...Случись это ночью, в рыбном пор ту дежурит только один нефтемусоро сборщик. Таков режим работы, введен ный на осенне-зимний период. — При значительном разливе нефте продуктов это все равно что ничего, — считают капитаны Владимир Павлович Тимощенко, Владимир Алексеевич Изан- что необходимо вернуть нас на преж ний, круглосуточный режим работы, — говорят капитаны. Д ругой больной вопрос — ремонт нефтемусоросборщиков. По нормати вам на него отводится два месяца. Но плавмасгерская «Кольская» ухитряется растянуть его и на два года. Так было с НМС-4. Десять месяцев продержали девятнадцатый. По году потребовалось для ремонта НМС-5 и НМС-7. С сере дины апреля прошлого года ремонти рую т 23-й... Подходит очередь 22-го. Простимся с ним надолго. Ссылаются на нехватку рабочих, недостаток запча стей, электродов, кислйрода... Сроки затягиваются, происходит накладка: этим летом из семи нефтемусоросбор- щиков в ремонте одновременно были четыре. * * * ...Оттого, что давно ничего не горе ло, кому-нибудь придет в голову уво лить часть пожарных? Сократят число машин «скорой помощи», если меньше стало вызовов? Считают, что в осенне-зимний, менее напряженный (?!) период, в круглосу точной работе нефтемусоросборщиков нет необходимости. Вряд ли можно делить на более или менее напряжен ные периоды работы службы, основное назначение которой — оказание экстрен ной помощи. ЧП планировать невоз можно. А цена просчета высока. Сегодня служба очистки акватории залива находится на положении пасын ка. Раньше контроль за режимом ра боты нефтемусоросборщиков был д е лом диспетчерской службы. Теперь это возложили на цех обслуживания, основ ная задача которого — эксплуатация НМС. И приходится старшему инжене ру участка обеспечения судовых вспо могательных работ (а его рабочее ме сто находится в цехе обслуживания, на четвертом причале) ежедневно делать обход северного района порта, чтобы определить объем работ для нефтему соросборщиков, которые базируются на двадцать третьем причале. Такая оторванность работе не помогает. Разобщена служба очистки акватории залива. Восемь нефтемусоросборщиков — в рыбном порту, четыре — в то р говом, один — в «Арктикморнеф тегаз- разведке». Не целесообразнее ли объ единить эти суда в единый отряд, об щими силами наладить их техническое обслуживание, ремонт, снабжение за пасными частями, оптимальный режим работы? Далеки нефтемусоросборщики и от современных требований техники (по стройки 70-х годов). Суда не приспо соблены к работе в условиях Севера. Все гидразличеекме приводы располо жены на палубе. Зимой масло застыва ет, работа механизмов затрудняется. Приходится делать длительную про качку системы (это нерентабельная ра бота двигателя, дополнительный расход моторесурсов и топлива). На судне практически нет отопления. Двигатели у НМС слабые, с трудом преодолева ют течение. Шесть лет назад предложили рабо тающим на НМС высказать свои мыс ли по усовершенствованию судов этого типа. Подали около двадцати рацпред ложений. Прошло четыре года. Полу чили новый НМС... как две капли воды похожий на те, что есть. Появилось, правда, одно новшество. У старых су дов нос «обрублен», это позволяет им работать в стесненных условиях, захо дить между судами. У нового же нос обычной формы, но имеет открываю щиеся щиты. Площадь захвата пленки и мелкого мусора увеличивается. Зато действовать в условиях скученности сложнее: не всегда можно подойти к судну. Усовершенствование имело бы эффект, если бы щиты могли склады ваться вдоль борта. ...Отходит от базы нефтемусоросбор щик. Контрольный рейс по заливу. Ка питан очищает замерзшие стекла в р уб ке, прокачивает масло в системе. С трудом вращаются настывшие вентили. На обледеневшей палубе хлопочут два матроса. У борта одного из судов — гракса. Чудом забирается нефтемусоро сборщик в щели между великанами. Раскачивается над приемной ванной ковш, и черпалка, как большое сито, улавливает мусор. Продолжается каждо дневная, «непрестижная» работа. Очи щают Кольский залив. Справка: за 1985 год нефтемусоро сборщики сняли с поверхности залива 825 тонн плавающего мусора и 674 тон ны нефтяной пленки. ОБЛАЧКО НАД ГОРОДОМ Они бросаются в уже прохладное море вопреки предостерегающим циф рам на температурном табло. Они д о верчиво наполняют сумки твердокамен ными грушами и огромными кабачками, они радостно тащат домой дорогой недозрелый виноград и берут с собой в дорогу помидоры, которыми смогут через пару часов разве что борщ за правлять. Северяне блаженствуют. На юге — солнце, на юге — море и ла сковый песок, и деже грязь там целеб ная. Почему же так хочется иногда о го рошить самодовольного южанина: — А знаете, у нас в М урманске воз дух самый чистый... Не пытайтесь спо рить: средний уровень загрязненности воздушного бассейна Мурманска ниже, чем в среднем по стране, — говорят данные Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю при родной среды. Чтобы увидеть Мурманск, подними тесь в солнечный день на сопку в се верной части города. Краны упираются в широкие плечи причалов, прочерчи вают стрелами невидимые геометриче ские линии. Над сопками опрокинулась голубизна. Но что за облачко, белесое пятно в панораме города? Почему с таким постоянством зависает оно над портом? Идет погрузка апатитового ко н центрата. КАК ЭТО ДЕЛАЮТ СЕГОДНЯ! Вагон, покрытый слоем серозатой пыли, подается в галерею, накатывает ся на разгрузочное устройство и при поднимается. Днище его открывается, концентрат пересыпается в силосные ямы. Отсюда ленточный транспортер по галерее доставляет его к судну. Погрузочная машина ссыпает апатито вый концентрат в трюм с высоты пят надцати—двадцати метров. Если учесть к тому же, что пропускная способность транспортера 1200— 1500 кубометров в час, ясно, что это и есть участок макси мального пыления. Из акта Государственной региональ ной инспекции по охране атмосферного Еоэдуха Госкомгидромета СССР: «Существенная часть пыли в воздуш ный бассейн города Еыбрасызается при погрузочно-разгрузочных работах с апатитовым концентратом. Кроме за грязнения атмосферы выбросами апа титовой пыли, это и колоссальные поте ри ценного химического сырья. Институтом «Ленморниипроект» спро ектирована экспериментальная пневмо- транспортная установка, сокращающая пыление апатитового концентрата в несколько раз. (Окончание на -12-й стр.) 28 февраля1S88 ropi S
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz