Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.
Флотские комиссары Г | ЕГКОЙ ПОХОДКОЙ навстречу мне шел седой, подтянутый мужчина. Еще издали, увидев его, поняла: С ку тельников, Николай Николаевич. Нака нуне он позвонил, пообещаз зайти в редакцию , спросил: «Разговор будет долгим? Понимаете, 20 го я с экипажем улетаю. Времени в обрез, впрочем, как и всегда перед рейсом». И вот он пришел, достал старые, за 70-е годы, номера «Рыбного Мурмана», протянул их мне. — Здесь о нашей «Алулке» написано. Не подумайте, что хвастаюсь. Просто решил, что, когда вы прочитаете, рэз- гозор пойдет быстрее. Назавтра с ремонтно-подменной командой Николай Николаевич улетал а Монтевидео. Это был его последний рейс. Скутельников прощался с морем. Но, как всегда, он был спокоен и со бран. Наверное, потому, что уже при учил, подготовил себя к мысли о рас ставании с морем. Когда то должно бы ло это произойти. Нет, не врачи здесь сказали последнее слово (здоровьэ у него и сейчас отменное), а он сам. Рас судил так: 61 год, надо уступить ме сто молодым. И, наконец, доставить долгожданную радость жене — пожить с ней рядом, без длительных разлук и долгих ожиданий. Одним словом, все! Тем более и здесь, на берегу, уже ждет его неплохая работа, в своем же флоте. И что тоже очень важно, рабо тать он будет не с бумажками — с людьми. А иного Скутельников, полит работник с тридцатилетним стажем, не умеет, да и не хочет. Так уж сложилась его жизнь, и другой, более легкой, он, бывший солдат, никогда и не искал. Фронтовая судьба отнеслась к Ску- тельникову милосердно. Участвовал в освобождении Будапешта, Вены, Пра ги. И хоть прошел всю войну, начиная с 42-го, пулеметчиком, ранений не имел. Контужен, правда, был. В марте побед ного 45-го, как раз под Веной, вступил з партию. Товарищи избрали его ком соргом батальона, и потому, когда пр и шел солдат с фронта, ему предложили пойти на комсомольскую работу. За кончил Одесскую партшколу. Работал помполитом в мореходном училище. И s 56-м приехал в М урманск. Первые дза рейса отходил матросом на «уголь щике». — Два рейса — сейчас это как-то звучит. А тогда рейс длился 14 суток, «от бани до бани», — шутили моряки. Назначили меня помполитом на тот же РТ-78 «Грозный». Так я на «эртэшках» и остался, долго им не изменял. Конечно, и условия там не те, что на больших судах, и качало охо-хо. Призычка, од нако, дело наживное. Да и в те годы люди как-то крепче держапись за свое судно, свой экипаж, чем сейчас. Про «Алупку» из молодых мало кто сейчас 1 нэет. А тогда, в 70-е, она гремела! Я перебираю пожелтевшие страницы «Рыбного Мурмана». Ф ЕВРАЛЬ 1975 ГОДА. Вот строки из доклада бывшего начальника глав ного управления «Севрыба» А. И. Ф и липпова: «Пример того, как надо д ер жать слово, данное Родине, показали моряки РТ «Алупка» (капитан т. Незго- воров, секретарь партийной органи зации т. Скутельников). Они выловили 50 тысяч центнеров рыбы и изготозили из нее свыше 30 тысяч центнеров п о луфабриката. Это самый высокий ре зультат за все послевоенные годы в Сезерном бассейне среди судов бор тового траления». В июле того же года «Рыбный М ур- ман» в двух номерах опубликозал мате риал секретаря парторганизации п р о славленного траулера-пятидесятитысяч- ника Н. Н. Скутельникова. Под заголов ком «Коммунисты во главе экипажа» — большой, подробный рассказ об опы- тч ударной работы команды в тех по бедных, этапных не только для трало вого флота, но и всего Северного бас сейна, рейсах. М ожет, именно тогда ощутил Н ико лай Николаевич всю тяжесть ответствен ности помполита за дела экипажа, все возможности, которые таит в себе эта должность, и все те подзодные рифы авторитета и славы, пройдя которые достойно, как бы заново обретаешь спокойную уверенность в себе, люби мом деле, которые держат тебя в этой жизни. Коммунистов на «Алупке» было все го пятеро. И тогда Скутельников с товарищами обратились в партком трал- флота с просьбой укрепить парторга низацию. В ответ на судно прислали еще двух коммунистов. Семь человек на РТ уже, что ни говори, сила, с ко торой можно идти и на 50 тысяч цент неров. Когда на открытом партийном собра нии выступил капитан Л. И. Незговоров и произнес эту самую цифру «50», в салоне наступила тишина. Люди не по верили в ее реальность. «Фантастика какая-то!» Кто-то философски заметил: «Н-да, ребята, рыба дело такое...» Д р у гой осторожно протянул: «Что ж , за тывали по 18—21 рыбине. Развернулось соревнование за звание «Лучший ш кер- щик». Рыба шла рекой, некогда было пере дохнуть. «Партийная организация р е шила центр воспитательной работы пе ренести непосредственно на рабочее место». Командиры, коммунисты беседовали с моряками прямо за рыбоделами. С не привычки это было нелегко: под рукой ведь ни конспекта, ни плана — загля нуть некуда. Все зависело от подго товленности к разговору, информиро ванности. А для этого приходилось время отрывать от сна. Учились на хо ду: выступать, убеждать. Коммунисты и партийный секретарь понимали: тяжелая работа притупляет чувства, желания, может превратить людей в роботов, а значит, и недалеко до срывов, раздражений, скандалов. На до что-то придумать. АО СВИДАНИЯ ПОМПОЛИТ! нами не станет, будет рыба — уберем». Но что-то сдвинулось а рыбацких душах. Перебивая друг друга, моряки стали подавать предложения одно ин тереснее другого. И началась работа. Коммунисты понимали: одного энту зиазма мало, нужно организовать лю дей, объяснить всем, и прежде всего командирам, что начинать надо с себя, со своей личной дисциплины, созна тельности, культуры. Предстояла нелег кая, ежедневная борьба за каждого человека (интересен такой факт: за все эти ударные рейсы с судна ушел толь ко один). Н. Н. Скутельников тогда писал: «Эки паж «Алупки» качественно рос из рей са в рейс». Что это значило? — Мы продумали все до мелочей: как расставить людей, кого ввести в суд ком, кому какое поручение дать. Во время обильных уловов рыбу обраба тывали вахтой, подвахтой и подсобной силой на двух рыбоделах. Первый помощник капитана, секре тарь партийной организации Скутельни- коз стоял у рыбодела наравне с матро сами. Его рабочий день начинался на рассвете и заканчивался далеко за пол ночь. «С мостика каждые 30 минут пере давали о производительности на каж дом рыбоделе. Это стимулировало ра боту моряков. В конце вахты в «мол нии» сообщалось, кто добился наиболь шего успеха». Считали каждую минуту, каждую ры бину. Лучшие моряки в минуту обраба Постарались каж дом у м оряку найти дело: выпуск «молний», стенгазет, позд равлений. Три-четыре раза в месяц вы ходила радиогазета, по необходимости и внеочередные выпуски: новости с промысла, анализ обстановки, информа ция о соревновании. Старались по воз можности даже выполнить музыкальные заявки. Д о заветного рубежа оставалось со всем немного, а тут, как назло, конец рейса. Собрались вместе, и все, едино гласно решили: сократить до минимума время сто я н ки -в порту, чтобы к Дню рыбака добиться победы. Все, у кого планировались отпу_ска, перенесли их «на потом». И моряки «Алупки» своего добились. Экипажу было присвоено высокое зва ние коллектива коммунистического тру да. Он занял первое место в соревно вании среди экипажей однотипных судов за год. 18 моряков были названы «Луч шими по профессии», 17 — награжде ны знаками победителей социалистиче ского соревнования за 1974 год. У каждого из нас в жизни бывают такие яркие моменты, когда мы, что называется, «на коне»: нашим делам, поискам сопутствует удача. П ом ножен ная на труд, она часто и определяет дальнейшую судьбу, приносит уваже ние к себе и делу, которое делаешь страстно, наполняет уверенностью и опытом, чтобы потом мы могли опи раться на него и раздавать другим. Вот таким счастливым моментом в ж и з ни Скутельникова и многих его това рищей стала «Алупка» — маленький, неказистый бортовичок. РЫБНЫЙ мурман ГГ ОСЛЕ «АЛУПКИ» были другие рей» “ сы, после многих из них экипажи обретали славу — ПСТ «Кижи», «Киро» вакан», «Кинешма»... И в успехе их — немалая доля труда помполита С ку тельникова. Про него сейчас в промраз ведке говорят: «Он практик каких поискать!» И добавляют: «Наставник и воспитатель. Одним словом — комис сар». — Мне довелось видеть, как коман диры «воспитывали» людей цитатами из газет, — говорит Николай Николае вич. — Но эти, в общем-то, правильные, но обкатанные, гладкие фразы, пре поднесенные в форме назидания, ни когда еще ни до кого не доходили и никому не помогали. С людьми нель зя говорить языком цитат, назиданий. Их надо всегда скачала попытаться по нять: попотеть с ними рядом за ры бо- делом, поговорить по душам, вглядеть ся в лица, когда приходит почта... Зна ете, как в море читаются письма? По лучит м оряк долгожданную весточку, залезет в койку и читает-перечитызает дорогие строчки по сто раз. Тут уж к нему не лезь, не трогай человека. Дай сердцем отойти, к дому прикоснув шись. Главное для помполита — всегда быть с людьми. Иначе коллектива не будет и авторитета тоже не жди. Но не ме нее важно и то, насколько ты прин 1 {И- пиален, последователен. Если видят м о ряки, как а беседах помполит им вдал бливает общеизвестные истины: не пей, жену уважай, детям пример показывай, а сам закрывается в каюте с капи таном и коньячком балуется, да и де ти его, как отца, в грош не ставят... Разве такой первый помощник им ав торитет? Всегда приятно иметь дело с чело веком увлеченным, счастливым тем, что нашел он себя в этой жизни, не легкой, стремительной и переменчивой. Вот, казалось бы, сейчас, когда перехо дит Николай Николаевич на берег, чт» ему волноваться о своих коллегах, тре вожиться о их проблемах. Ан-нет! Д о б рую половину наших бесед с ним как раз и заняли эти самые помполитские будни, вопросы. | | ТАК, проблема номер один. *1 — Бумаги. После рейса мы не домой спешим, а пишем справки, отче ты, характеристики, причем на каж дого члена экипажа. Как-то подсчитал, что вынужден всякий раз отпечатать листов 150 текста. Проблема номер два. — Учеба. Который год первые по м ощ ники всех флотов в один голос тре буют привести к двум основным фор мам политическую и экономическую учебу на судах: для командного и ря дового составов. С нас же, даже на ПСТ, требуют представить 4-х пропаган дистов, 3—4-х политинформаторов, 5— 6 агитаторов. Где их взять? Проблема номер три. — XXVII съезд повысил спрос с ком мунистов. Необходимо закреплять их за судами. Иначе что же получается? Избирают партбюро, составляют план одни коммунисты, исполняют намечен ное другие. Отсюда трудности и с прохождением кандидатского срока. Не всегда кандидат а члены КПСС м о жет отработать год в одном экипаже. Проблема номер четыре. — Стабильность экипажей. Не успе вает человек обжиться в одном эки паже, как его перекидывают в другой. Хорошего здесь мало. Пришло судно в порт. И начался не отдых, а очеред ная запарка: вахту неси, отчеты все возможные составь, к нозому рейсу подготовься. Вот и получается, что мо ряк за семь суток стоянки дома дваж ды ночевал, с детьми поговорить на успел, жене толком не помог. Дело ли это? Видно, надо закреплять за двумя судами по три экипажа. Пришли с рей са, все вместе — на отгулы или в от пуск, а на смену им, в рейс — другую команду. Вот на этой, четвертой проблеме и пришлось нам с Николаем Николаеви чем прервать разговор. До отъезда, до последнего в его жизни рейса, остава лись считанные часы. А дел впереди — великое множество. — Д о свидания, помполит! Л. ШЕБЕКО. 28Февраля 1886 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz