Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.

Флотские комиссары Г | ЕГКОЙ ПОХОДКОЙ навстречу мне шел седой, подтянутый мужчина. Еще издали, увидев его, поняла: С ку­ тельников, Николай Николаевич. Нака­ нуне он позвонил, пообещаз зайти в редакцию , спросил: «Разговор будет долгим? Понимаете, 20 го я с экипажем улетаю. Времени в обрез, впрочем, как и всегда перед рейсом». И вот он пришел, достал старые, за 70-е годы, номера «Рыбного Мурмана», протянул их мне. — Здесь о нашей «Алулке» написано. Не подумайте, что хвастаюсь. Просто решил, что, когда вы прочитаете, рэз- гозор пойдет быстрее. Назавтра с ремонтно-подменной командой Николай Николаевич улетал а Монтевидео. Это был его последний рейс. Скутельников прощался с морем. Но, как всегда, он был спокоен и со­ бран. Наверное, потому, что уже при­ учил, подготовил себя к мысли о рас­ ставании с морем. Когда то должно бы­ ло это произойти. Нет, не врачи здесь сказали последнее слово (здоровьэ у него и сейчас отменное), а он сам. Рас­ судил так: 61 год, надо уступить ме­ сто молодым. И, наконец, доставить долгожданную радость жене — пожить с ней рядом, без длительных разлук и долгих ожиданий. Одним словом, все! Тем более и здесь, на берегу, уже ждет его неплохая работа, в своем же флоте. И что тоже очень важно, рабо­ тать он будет не с бумажками — с людьми. А иного Скутельников, полит­ работник с тридцатилетним стажем, не умеет, да и не хочет. Так уж сложилась его жизнь, и другой, более легкой, он, бывший солдат, никогда и не искал. Фронтовая судьба отнеслась к Ску- тельникову милосердно. Участвовал в освобождении Будапешта, Вены, Пра­ ги. И хоть прошел всю войну, начиная с 42-го, пулеметчиком, ранений не имел. Контужен, правда, был. В марте побед­ ного 45-го, как раз под Веной, вступил з партию. Товарищи избрали его ком ­ соргом батальона, и потому, когда пр и ­ шел солдат с фронта, ему предложили пойти на комсомольскую работу. За­ кончил Одесскую партшколу. Работал помполитом в мореходном училище. И s 56-м приехал в М урманск. Первые дза рейса отходил матросом на «уголь­ щике». — Два рейса — сейчас это как-то звучит. А тогда рейс длился 14 суток, «от бани до бани», — шутили моряки. Назначили меня помполитом на тот же РТ-78 «Грозный». Так я на «эртэшках» и остался, долго им не изменял. Конечно, и условия там не те, что на больших судах, и качало охо-хо. Призычка, од­ нако, дело наживное. Да и в те годы люди как-то крепче держапись за свое судно, свой экипаж, чем сейчас. Про «Алупку» из молодых мало кто сейчас 1 нэет. А тогда, в 70-е, она гремела! Я перебираю пожелтевшие страницы «Рыбного Мурмана». Ф ЕВРАЛЬ 1975 ГОДА. Вот строки из доклада бывшего начальника глав­ ного управления «Севрыба» А. И. Ф и ­ липпова: «Пример того, как надо д ер­ жать слово, данное Родине, показали моряки РТ «Алупка» (капитан т. Незго- воров, секретарь партийной органи­ зации т. Скутельников). Они выловили 50 тысяч центнеров рыбы и изготозили из нее свыше 30 тысяч центнеров п о ­ луфабриката. Это самый высокий ре­ зультат за все послевоенные годы в Сезерном бассейне среди судов бор­ тового траления». В июле того же года «Рыбный М ур- ман» в двух номерах опубликозал мате­ риал секретаря парторганизации п р о ­ славленного траулера-пятидесятитысяч- ника Н. Н. Скутельникова. Под заголов­ ком «Коммунисты во главе экипажа» — большой, подробный рассказ об опы- тч ударной работы команды в тех по­ бедных, этапных не только для трало­ вого флота, но и всего Северного бас­ сейна, рейсах. М ожет, именно тогда ощутил Н ико­ лай Николаевич всю тяжесть ответствен­ ности помполита за дела экипажа, все возможности, которые таит в себе эта должность, и все те подзодные рифы авторитета и славы, пройдя которые достойно, как бы заново обретаешь спокойную уверенность в себе, люби­ мом деле, которые держат тебя в этой жизни. Коммунистов на «Алупке» было все­ го пятеро. И тогда Скутельников с товарищами обратились в партком трал- флота с просьбой укрепить парторга­ низацию. В ответ на судно прислали еще двух коммунистов. Семь человек на РТ уже, что ни говори, сила, с ко ­ торой можно идти и на 50 тысяч цент­ неров. Когда на открытом партийном собра­ нии выступил капитан Л. И. Незговоров и произнес эту самую цифру «50», в салоне наступила тишина. Люди не по­ верили в ее реальность. «Фантастика какая-то!» Кто-то философски заметил: «Н-да, ребята, рыба дело такое...» Д р у ­ гой осторожно протянул: «Что ж , за тывали по 18—21 рыбине. Развернулось соревнование за звание «Лучший ш кер- щик». Рыба шла рекой, некогда было пере­ дохнуть. «Партийная организация р е ­ шила центр воспитательной работы пе­ ренести непосредственно на рабочее место». Командиры, коммунисты беседовали с моряками прямо за рыбоделами. С не­ привычки это было нелегко: под рукой ведь ни конспекта, ни плана — загля­ нуть некуда. Все зависело от подго­ товленности к разговору, информиро­ ванности. А для этого приходилось время отрывать от сна. Учились на хо­ ду: выступать, убеждать. Коммунисты и партийный секретарь понимали: тяжелая работа притупляет чувства, желания, может превратить людей в роботов, а значит, и недалеко до срывов, раздражений, скандалов. На­ до что-то придумать. АО СВИДАНИЯ ПОМПОЛИТ! нами не станет, будет рыба — уберем». Но что-то сдвинулось а рыбацких душах. Перебивая друг друга, моряки стали подавать предложения одно ин­ тереснее другого. И началась работа. Коммунисты понимали: одного энту­ зиазма мало, нужно организовать лю ­ дей, объяснить всем, и прежде всего командирам, что начинать надо с себя, со своей личной дисциплины, созна­ тельности, культуры. Предстояла нелег­ кая, ежедневная борьба за каждого человека (интересен такой факт: за все эти ударные рейсы с судна ушел толь­ ко один). Н. Н. Скутельников тогда писал: «Эки­ паж «Алупки» качественно рос из рей­ са в рейс». Что это значило? — Мы продумали все до мелочей: как расставить людей, кого ввести в суд­ ком, кому какое поручение дать. Во время обильных уловов рыбу обраба­ тывали вахтой, подвахтой и подсобной силой на двух рыбоделах. Первый помощник капитана, секре­ тарь партийной организации Скутельни- коз стоял у рыбодела наравне с матро­ сами. Его рабочий день начинался на рассвете и заканчивался далеко за пол­ ночь. «С мостика каждые 30 минут пере­ давали о производительности на каж ­ дом рыбоделе. Это стимулировало ра­ боту моряков. В конце вахты в «мол­ нии» сообщалось, кто добился наиболь­ шего успеха». Считали каждую минуту, каждую ры­ бину. Лучшие моряки в минуту обраба­ Постарались каж дом у м оряку найти дело: выпуск «молний», стенгазет, позд­ равлений. Три-четыре раза в месяц вы­ ходила радиогазета, по необходимости и внеочередные выпуски: новости с промысла, анализ обстановки, информа­ ция о соревновании. Старались по воз­ можности даже выполнить музыкальные заявки. Д о заветного рубежа оставалось со­ всем немного, а тут, как назло, конец рейса. Собрались вместе, и все, едино­ гласно решили: сократить до минимума время сто я н ки -в порту, чтобы к Дню рыбака добиться победы. Все, у кого планировались отпу_ска, перенесли их «на потом». И моряки «Алупки» своего добились. Экипажу было присвоено высокое зва­ ние коллектива коммунистического тру­ да. Он занял первое место в соревно­ вании среди экипажей однотипных судов за год. 18 моряков были названы «Луч­ шими по профессии», 17 — награжде­ ны знаками победителей социалистиче­ ского соревнования за 1974 год. У каждого из нас в жизни бывают такие яркие моменты, когда мы, что называется, «на коне»: нашим делам, поискам сопутствует удача. П ом ножен­ ная на труд, она часто и определяет дальнейшую судьбу, приносит уваже­ ние к себе и делу, которое делаешь страстно, наполняет уверенностью и опытом, чтобы потом мы могли опи­ раться на него и раздавать другим. Вот таким счастливым моментом в ж и з­ ни Скутельникова и многих его това­ рищей стала «Алупка» — маленький, неказистый бортовичок. РЫБНЫЙ мурман ГГ ОСЛЕ «АЛУПКИ» были другие рей» “ сы, после многих из них экипажи обретали славу — ПСТ «Кижи», «Киро» вакан», «Кинешма»... И в успехе их — немалая доля труда помполита С ку­ тельникова. Про него сейчас в промраз­ ведке говорят: «Он практик каких поискать!» И добавляют: «Наставник и воспитатель. Одним словом — комис­ сар». — Мне довелось видеть, как коман­ диры «воспитывали» людей цитатами из газет, — говорит Николай Николае­ вич. — Но эти, в общем-то, правильные, но обкатанные, гладкие фразы, пре­ поднесенные в форме назидания, ни­ когда еще ни до кого не доходили и никому не помогали. С людьми нель­ зя говорить языком цитат, назиданий. Их надо всегда скачала попытаться по­ нять: попотеть с ними рядом за ры бо- делом, поговорить по душам, вглядеть­ ся в лица, когда приходит почта... Зна­ ете, как в море читаются письма? По­ лучит м оряк долгожданную весточку, залезет в койку и читает-перечитызает дорогие строчки по сто раз. Тут уж к нему не лезь, не трогай человека. Дай сердцем отойти, к дому прикоснув­ шись. Главное для помполита — всегда быть с людьми. Иначе коллектива не будет и авторитета тоже не жди. Но не ме­ нее важно и то, насколько ты прин 1 {И- пиален, последователен. Если видят м о­ ряки, как а беседах помполит им вдал­ бливает общеизвестные истины: не пей, жену уважай, детям пример показывай, а сам закрывается в каюте с капи­ таном и коньячком балуется, да и де­ ти его, как отца, в грош не ставят... Разве такой первый помощник им ав­ торитет? Всегда приятно иметь дело с чело­ веком увлеченным, счастливым тем, что нашел он себя в этой жизни, не­ легкой, стремительной и переменчивой. Вот, казалось бы, сейчас, когда перехо­ дит Николай Николаевич на берег, чт» ему волноваться о своих коллегах, тре­ вожиться о их проблемах. Ан-нет! Д о б ­ рую половину наших бесед с ним как раз и заняли эти самые помполитские будни, вопросы. | | ТАК, проблема номер один. *1 — Бумаги. После рейса мы не домой спешим, а пишем справки, отче­ ты, характеристики, причем на каж ­ дого члена экипажа. Как-то подсчитал, что вынужден всякий раз отпечатать листов 150 текста. Проблема номер два. — Учеба. Который год первые по­ м ощ ники всех флотов в один голос тре­ буют привести к двум основным фор­ мам политическую и экономическую учебу на судах: для командного и ря­ дового составов. С нас же, даже на ПСТ, требуют представить 4-х пропаган­ дистов, 3—4-х политинформаторов, 5— 6 агитаторов. Где их взять? Проблема номер три. — XXVII съезд повысил спрос с ком ­ мунистов. Необходимо закреплять их за судами. Иначе что же получается? Избирают партбюро, составляют план одни коммунисты, исполняют намечен­ ное другие. Отсюда трудности и с прохождением кандидатского срока. Не всегда кандидат а члены КПСС м о­ жет отработать год в одном экипаже. Проблема номер четыре. — Стабильность экипажей. Не успе­ вает человек обжиться в одном эки­ паже, как его перекидывают в другой. Хорошего здесь мало. Пришло судно в порт. И начался не отдых, а очеред­ ная запарка: вахту неси, отчеты все­ возможные составь, к нозому рейсу подготовься. Вот и получается, что мо­ ряк за семь суток стоянки дома дваж ­ ды ночевал, с детьми поговорить на успел, жене толком не помог. Дело ли это? Видно, надо закреплять за двумя судами по три экипажа. Пришли с рей­ са, все вместе — на отгулы или в от­ пуск, а на смену им, в рейс — другую команду. Вот на этой, четвертой проблеме и пришлось нам с Николаем Николаеви­ чем прервать разговор. До отъезда, до последнего в его жизни рейса, остава­ лись считанные часы. А дел впереди — великое множество. — Д о свидания, помполит! Л. ШЕБЕКО. 28Февраля 1886 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz