Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.
К 70'Летию Мурманска 4 октября 1916 года. Торжественная церемония закладки города манов-на-Мурмане. Отмечались два события. Одно — заверш ени е строительства Мурманской железной д ороги — дей ствительно имело большое значение для развития края. В т ор о е — закладка храма во имя Н ик ол ая Мирликийского — никак не отразилось на судьбе города. Не молитвами покровителю мореплавате лей вырос город у Кольского залива. Основанный и октябре 1916 года, он по сути дела был рожден Великим Октябрем 1917 года. И все последующее развитие Мурманска связано с историей становле ния, роста и могущества первой в мире Страны Со ветов. щего рейса? Прежде всего экипажу пред стоит испытать экспериментальный трал, длина которого по периметру 864 мет ра. Ну как после этого не вспомнить слова' старейшего капитана тралфлота Федора Михайловича Михова: «Техника лова была не сложна. Трал выбирали на палубу руками. Для этого вся вахта во главе с капитаном или штурманом становилась вдоль борта и, приноравли ваясь к волне,., тащила сети». Под напев «Дубинушки» наш трал не поднимешь на палубу. Да и улов, естест венно, будет не тот. Не две тонны пик ши, которые удачно подняли в первом ЭСТВАЩ РЕКОРДОВ Летом 1921 1 на- чало еоветско! •слу. Удачнее всех! ита- ном на этом 1 Ко- пытов, тралмЛ ама- луев. Когда знако\ 11ЯМИ с та ры х npoMbiq о»,. ,ТОч 'ь не- соизмеримость масштаоов тех лет и се годняшнего дня. Несоизмеримость, если говорить об уловах, технических данных судов, условиях труда и быта рыбаков. Неизменным остается одно — люди, ко торые наперекор морской стихии дела ли и делают свою многотрудную рыбац кую работу. И как никогда актуальны слова Степана Дмитриевича Копытова о том, что «удачи» и «неудачи» в про мысловом деле зависят от нас самих... Не было и нет «счастливых» и «несчаст ливых» траулеров, есть умелые и не умелые люди, командующие судами, ра ботающие на них». В эти дни большой автономный трау лер «Генерал Радзиевский» вышел в свой первый в новом году рейс. Мы не плохо «вписались» в минувшую пятилет ку, выпустив товарной продукции на 4,5 миллиона рублей сверх плана. Это — одни сэкономленный хороший рейс. Не к полуострову Канину, куда ходили пер вые советские тральщики, а в дальние районы Мирового океана, где ныне на ше основное рабочее место. В чем же будут особенности предстоя- рейсе на РТ-28, а 30— 40 тонн. Можно и больше, но такая задача не стоит. Глав ная забота о качестве рыбы и ее пере работке. В этом-то заключается вторая особенность предстоящего рейса, ведь решено весь улов пересортировать и пу стить на изготовление ценной пищевой продукции. За годы одиннадцатой пятилетки сложился костяк экипажа. Всех уме лых, преданных рыбацкому делу рыба ков не перечислишь. Надеюсь, что и в предстоящем рейсе трюмы не будут пустыми. На берегу приложили все силы, чтобы после пла нового ремонта выйти в море на два дцать суток раньше срока. И вся вылов ленная в эти дии рыба будет нашим по дарком к открытию X XV II съезда КПСС. В. конюхов, первый помощник капитана БАТ «Гене рал Радзиевский» М урманского тра лового флота. Аллея славы Мало только на словах любить и гор диться своим городом. Тысячи мурман чан, жителей области самоотверженной работой на производстве умножают эко номическую мощь нашего края. После присвоения областному центру звания «Город-герой» в редакцию про должаю т поступать письма, в которых мурманчане высказывают свои мнения по увековечиванию памяти тех, кому мы обя заны сегодняшней мирной жизнью , воз можностью созидательно трудиться и растить детей. Такой видят в будущем Аллею славы труж еники объединения «Севтехрыбпром» (верхний снимок). Они предлагают зна чительно обновить облик лестницы, ве дущей к школе № 1. Именно здесь по ставить бюсты северян, удостоенных выс ших наград Родины. И воздвигнуть сте лу в их честь. Отсюда откроется широкая панорама города и порта (нижний снимок). Во всяком случае, инженер-конструктор архитектурно - строительного сектора «Севтехрыбпрома» Э. И. Емельянов убеж ден, что лучшее место для Аллеи славы не найти. А город-герой должен знать имена своих героев. В. ГЕОРГИ. ч, $ Наша анкета Переданы мною в областной краеведче ский музей. На моих глазах за 50 лет М урманск стал неузнаваемым. Он был бы еще краше, если бы не война, не налеты фашистских бомбардировщиков. Так что мой город я вижу растущим ввысь и вширь под мир ным небом. И. Н. ТИМОФЕЕВ: «Город-герой» — Впервые в М урманск я прибыл в 1938 году. Украшением города были не сколько многоэтажных благоустроенных домов для рыбаков и судоремонтников верфи, Дом культуры, ДМО тралово го флота — всего не более десяти камен ных строений. Кипучая жизнь шла в рыб ном и торговом портах, откуда днем и ночью выходили в море и куда возвра щались рыболовные траулеры. Все силы городские и областные партий ные и советские органы направляли на оказание всемерной помощи траловому флоту, на усиление воспитания и улучше ние обслуживания рыбаков, их смежни ков — портовиков, судоремонтников, ры бообработчиков. Часто вопросы работы отдельных экипажей судов, развития со циалистического соревнования, состояния массово-политической работы обсужда лись на бюро горкома и обкома партии, о чем широко сообщалось в газетах «По лярная правда» и «За высокие уловы». В то время активно действовал женский совет тралового флота, душой и органи заторами которого были Скорнякова и Ту* пикова... Сегодня мне хочется вспомнить ветера нов партии — посланца Ленинграда, пред седателя облисполкома И. А. Глотова, его заместителя П. И. Моторина, многое сде лавших для развития экономики, здраво охранения и народного образования в Мурманске, обучавших нас, молодых ком мунистов, владеть искусством советской работы. Хотя и редко, но приходилось встре чаться с первым секретарем обкома пар тии М. И. Старостиным — чутким к лю дям, умелым и принципиальным р у ко водителем. Коротким был предвоенный период становления областного центра. В первые дни войны в городе не было суеты, «о чувствовались тревога и сосредоточен ность. В военкомате на улице Шмидта и вблизи него толпились военнообязанные. Сборы были недолгими... М урманск стал городом -героем . Какое возвышенное, гордое звание! Накануне 40-летия Победы в составе делегации го рода мне выпала честь доставить в кре пость-герой Брест капсулу с кольской землей. Местные жители поздравили нас с высокой наградой Родины. Мы должны воспитывать у своих детей и внуков доб рое чувство гордости и любви к нашему городу-герою . К улицам и площадям, ко всему, что создано руками и разумом людей. * * * Редакция благодарит мурманчан, при славших ответы на нашу анкету. Они бу дут использованы при подготовке новых материалов, посвященных 70-летию Мур- манска. 1921 ГОД 10 марта. В. И. Ленин подпи сал декрет о создании Плаву чего м орского института для i изучения северных морей (ны не ПИНРО). 30 марта. Совет Труда и Обороны под председательст- ( вом В. И. Ленина принял ре шение о приобретении для Мурмана орудий лова и про мыслового оборудования. Для И этой цели было выделено бо лее миллиона золотых руб лей. Апрель. Рыбакам Мурмана было послано из центра страны 20 вагонов с продо вольственными и промышлен ными товарами, в мае — еще 12 вагонов. 14 мая. В. И. Ленин подпи сал декрет Совета Народных Комиссаров об охране рыб ных и звериных угодий в Се верном Ледовитом океане и Белом море. 27 августа. Делегаты перво го съезда рыбаков Мурмана заявили: «Мы, рыбаки Крас ного Мурмана, перед лицом всего российского пролетариа та заявляем, что признаем внешнюю и внутреннюю поли тику Советской власти пра вильной и единственно способ ной вывести наше народное хозяйство из той разрухи, в которой оно очутилось в ре зультате долголетней войны...» В 1921 году, по существу за три летних месяца, суда трало вого флота, сделав 40 рейсов, ; добыли 126,6 тысячи пудов рыбы. 1922 ГОД 11 марта. Вторая М урман- - ская губернская партконфе ренция обсудила проблемы развития рыбных промыслов. Апрель. Образовано само- \ стоятельное управление М ур- • областьрыба. 7 ноября. Вошло в строй : научно-исследовательское суд но Плавморнина «Персей». 1923 ГОД 15-17 марта. Четвертая М ур* манская губернская парткон ференция обратила внимание на необходимость развития тралового лова. 1924 ГОД 1 марта. На базе Архангель ского и М урманского област ных управлений рыбной про мышленности создан Северный государственный рыбный трест (СГРТ). Район деятельности .Севгосрыбтреста простирал ся от Вайда-губы до Печоры. В Мурманске открылась кон тора СГРТ. Апрель. В связи с созданием Севгосрыбтреста партийная ячейка М уроблгосрыбпрома, созданная в апреле 1923 года, преобразована в ячейку М ур манской промысловой конто ры треста. В ней насчитыва лось 14 коммунистов. Ноябрь. Первый зимний про мысел в Баренцевом море РТ «Щука» (капитан Я. А. Богда нов). 1925 ГОД Февраль. Траулер «Форель» с полным грузом свежей ры бы совершил первый торго вый рейс в Англию . За 1925 год суда тралфлота добыли свыше 120 тысяч цент неров рыбы. Траулеры сдела ли 138 рейсов со средней продолжительностью 17-19 дней. За это время команда добывала и доставляла в порт в среднем 5-6 тысяч пудов ры бы. 1926 ГОД Лето. У Варничного мысг$ началось строительство трал^ базы. кпщнтжтЧИЦ 21 февраля1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz