Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.

К 70'Летию Мурманска 4 октября 1916 года. Торжественная церемония закладки города манов-на-Мурмане. Отмечались два события. Одно — заверш ени е строительства Мурманской железной д ороги — дей­ ствительно имело большое значение для развития края. В т ор о е — закладка храма во имя Н ик ол ая Мирликийского — никак не отразилось на судьбе города. Не молитвами покровителю мореплавате­ лей вырос город у Кольского залива. Основанный и октябре 1916 года, он по сути дела был рожден Великим Октябрем 1917 года. И все последующее развитие Мурманска связано с историей становле­ ния, роста и могущества первой в мире Страны Со­ ветов. щего рейса? Прежде всего экипажу пред­ стоит испытать экспериментальный трал, длина которого по периметру 864 мет­ ра. Ну как после этого не вспомнить слова' старейшего капитана тралфлота Федора Михайловича Михова: «Техника лова была не сложна. Трал выбирали на палубу руками. Для этого вся вахта во главе с капитаном или штурманом становилась вдоль борта и, приноравли­ ваясь к волне,., тащила сети». Под напев «Дубинушки» наш трал не поднимешь на палубу. Да и улов, естест­ венно, будет не тот. Не две тонны пик­ ши, которые удачно подняли в первом ЭСТВАЩ РЕКОРДОВ Летом 1921 1 на- чало еоветско! •слу. Удачнее всех! ита- ном на этом 1 Ко- пытов, тралмЛ ама- луев. Когда знако\ 11ЯМИ с та ры х npoMbiq о»,. ,ТОч 'ь не- соизмеримость масштаоов тех лет и се­ годняшнего дня. Несоизмеримость, если говорить об уловах, технических данных судов, условиях труда и быта рыбаков. Неизменным остается одно — люди, ко­ торые наперекор морской стихии дела­ ли и делают свою многотрудную рыбац­ кую работу. И как никогда актуальны слова Степана Дмитриевича Копытова о том, что «удачи» и «неудачи» в про­ мысловом деле зависят от нас самих... Не было и нет «счастливых» и «несчаст­ ливых» траулеров, есть умелые и не­ умелые люди, командующие судами, ра­ ботающие на них». В эти дни большой автономный трау­ лер «Генерал Радзиевский» вышел в свой первый в новом году рейс. Мы не­ плохо «вписались» в минувшую пятилет­ ку, выпустив товарной продукции на 4,5 миллиона рублей сверх плана. Это — одни сэкономленный хороший рейс. Не к полуострову Канину, куда ходили пер­ вые советские тральщики, а в дальние районы Мирового океана, где ныне на­ ше основное рабочее место. В чем же будут особенности предстоя- рейсе на РТ-28, а 30— 40 тонн. Можно и больше, но такая задача не стоит. Глав­ ная забота о качестве рыбы и ее пере­ работке. В этом-то заключается вторая особенность предстоящего рейса, ведь решено весь улов пересортировать и пу­ стить на изготовление ценной пищевой продукции. За годы одиннадцатой пятилетки сложился костяк экипажа. Всех уме­ лых, преданных рыбацкому делу рыба­ ков не перечислишь. Надеюсь, что и в предстоящем рейсе трюмы не будут пустыми. На берегу приложили все силы, чтобы после пла­ нового ремонта выйти в море на два­ дцать суток раньше срока. И вся вылов­ ленная в эти дии рыба будет нашим по­ дарком к открытию X XV II съезда КПСС. В. конюхов, первый помощник капитана БАТ «Гене­ рал Радзиевский» М урманского тра­ лового флота. Аллея славы Мало только на словах любить и гор­ диться своим городом. Тысячи мурман­ чан, жителей области самоотверженной работой на производстве умножают эко­ номическую мощь нашего края. После присвоения областному центру звания «Город-герой» в редакцию про­ должаю т поступать письма, в которых мурманчане высказывают свои мнения по увековечиванию памяти тех, кому мы обя­ заны сегодняшней мирной жизнью , воз­ можностью созидательно трудиться и растить детей. Такой видят в будущем Аллею славы труж еники объединения «Севтехрыбпром» (верхний снимок). Они предлагают зна­ чительно обновить облик лестницы, ве­ дущей к школе № 1. Именно здесь по­ ставить бюсты северян, удостоенных выс­ ших наград Родины. И воздвигнуть сте­ лу в их честь. Отсюда откроется широкая панорама города и порта (нижний снимок). Во всяком случае, инженер-конструктор архитектурно - строительного сектора «Севтехрыбпрома» Э. И. Емельянов убеж ­ ден, что лучшее место для Аллеи славы не найти. А город-герой должен знать имена своих героев. В. ГЕОРГИ. ч, $ Наша анкета Переданы мною в областной краеведче­ ский музей. На моих глазах за 50 лет М урманск стал неузнаваемым. Он был бы еще краше, если бы не война, не налеты фашистских бомбардировщиков. Так что мой город я вижу растущим ввысь и вширь под мир­ ным небом. И. Н. ТИМОФЕЕВ: «Город-герой» — Впервые в М урманск я прибыл в 1938 году. Украшением города были не­ сколько многоэтажных благоустроенных домов для рыбаков и судоремонтников верфи, Дом культуры, ДМО тралово­ го флота — всего не более десяти камен­ ных строений. Кипучая жизнь шла в рыб­ ном и торговом портах, откуда днем и ночью выходили в море и куда возвра­ щались рыболовные траулеры. Все силы городские и областные партий­ ные и советские органы направляли на оказание всемерной помощи траловому флоту, на усиление воспитания и улучше­ ние обслуживания рыбаков, их смежни­ ков — портовиков, судоремонтников, ры­ бообработчиков. Часто вопросы работы отдельных экипажей судов, развития со­ циалистического соревнования, состояния массово-политической работы обсужда­ лись на бюро горкома и обкома партии, о чем широко сообщалось в газетах «По­ лярная правда» и «За высокие уловы». В то время активно действовал женский совет тралового флота, душой и органи­ заторами которого были Скорнякова и Ту* пикова... Сегодня мне хочется вспомнить ветера­ нов партии — посланца Ленинграда, пред­ седателя облисполкома И. А. Глотова, его заместителя П. И. Моторина, многое сде­ лавших для развития экономики, здраво­ охранения и народного образования в Мурманске, обучавших нас, молодых ком ­ мунистов, владеть искусством советской работы. Хотя и редко, но приходилось встре­ чаться с первым секретарем обкома пар­ тии М. И. Старостиным — чутким к лю ­ дям, умелым и принципиальным р у ко ­ водителем. Коротким был предвоенный период становления областного центра. В первые дни войны в городе не было суеты, «о чувствовались тревога и сосредоточен­ ность. В военкомате на улице Шмидта и вблизи него толпились военнообязанные. Сборы были недолгими... М урманск стал городом -героем . Какое возвышенное, гордое звание! Накануне 40-летия Победы в составе делегации го­ рода мне выпала честь доставить в кре­ пость-герой Брест капсулу с кольской землей. Местные жители поздравили нас с высокой наградой Родины. Мы должны воспитывать у своих детей и внуков доб­ рое чувство гордости и любви к нашему городу-герою . К улицам и площадям, ко всему, что создано руками и разумом людей. * * * Редакция благодарит мурманчан, при­ славших ответы на нашу анкету. Они бу­ дут использованы при подготовке новых материалов, посвященных 70-летию Мур- манска. 1921 ГОД 10 марта. В. И. Ленин подпи­ сал декрет о создании Плаву­ чего м орского института для i изучения северных морей (ны­ не ПИНРО). 30 марта. Совет Труда и Обороны под председательст- ( вом В. И. Ленина принял ре­ шение о приобретении для Мурмана орудий лова и про­ мыслового оборудования. Для И этой цели было выделено бо­ лее миллиона золотых руб­ лей. Апрель. Рыбакам Мурмана было послано из центра страны 20 вагонов с продо­ вольственными и промышлен­ ными товарами, в мае — еще 12 вагонов. 14 мая. В. И. Ленин подпи­ сал декрет Совета Народных Комиссаров об охране рыб­ ных и звериных угодий в Се­ верном Ледовитом океане и Белом море. 27 августа. Делегаты перво­ го съезда рыбаков Мурмана заявили: «Мы, рыбаки Крас­ ного Мурмана, перед лицом всего российского пролетариа­ та заявляем, что признаем внешнюю и внутреннюю поли­ тику Советской власти пра­ вильной и единственно способ­ ной вывести наше народное хозяйство из той разрухи, в которой оно очутилось в ре­ зультате долголетней войны...» В 1921 году, по существу за три летних месяца, суда трало­ вого флота, сделав 40 рейсов, ; добыли 126,6 тысячи пудов рыбы. 1922 ГОД 11 марта. Вторая М урман- - ская губернская партконфе­ ренция обсудила проблемы развития рыбных промыслов. Апрель. Образовано само- \ стоятельное управление М ур- • областьрыба. 7 ноября. Вошло в строй : научно-исследовательское суд­ но Плавморнина «Персей». 1923 ГОД 15-17 марта. Четвертая М ур* манская губернская парткон­ ференция обратила внимание на необходимость развития тралового лова. 1924 ГОД 1 марта. На базе Архангель­ ского и М урманского област­ ных управлений рыбной про­ мышленности создан Северный государственный рыбный трест (СГРТ). Район деятельности .Севгосрыбтреста простирал­ ся от Вайда-губы до Печоры. В Мурманске открылась кон­ тора СГРТ. Апрель. В связи с созданием Севгосрыбтреста партийная ячейка М уроблгосрыбпрома, созданная в апреле 1923 года, преобразована в ячейку М ур­ манской промысловой конто­ ры треста. В ней насчитыва­ лось 14 коммунистов. Ноябрь. Первый зимний про­ мысел в Баренцевом море РТ «Щука» (капитан Я. А. Богда­ нов). 1925 ГОД Февраль. Траулер «Форель» с полным грузом свежей ры­ бы совершил первый торго­ вый рейс в Англию . За 1925 год суда тралфлота добыли свыше 120 тысяч цент­ неров рыбы. Траулеры сдела­ ли 138 рейсов со средней продолжительностью 17-19 дней. За это время команда добывала и доставляла в порт в среднем 5-6 тысяч пудов ры­ бы. 1926 ГОД Лето. У Варничного мысг$ началось строительство трал^ базы. кпщнтжтЧИЦ 21 февраля1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz