Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.
♦ Рыбацкие делегаты '.К ЭКИПАЖЕМ» пил 9 строй БАТ «Маршал Еременко». Судно принял Николай Иванович. Трижды за эти годы экипаж занимал первое место щ общефлотском соревновании, дважды его имя за писывалось в областную Книгу почета, дважды моря кам присуждались приз имени Ф. Е. Шамалуева, приз «Рыбацкая доблесть», Почетные грамоты ЦК ВЛКСМ, Министерства и ЦК отраслевого профсоюза. За три года коллектив справился с заданием пяти летки по добыче рыбы, за 4 года — по всем пока зателям, Сверх пятилетнего плана реализовано про< дукции на 2,3 миллиона рублей. Указом Президиума Верховного Совета СССР боль шая группа моряков траулера была удостоена наград Родины. Орден Октябрьской Революции вручен Нико лаю Ивановичу Гуцкалову. КАК «ДЕЛАЕТСЯ» ПЛАН Какова же роль Гуцкалова в столь высоких успехах экипажа? Может, та самая жесткость, о которой рассказыва ли некоторые моряки, заставляла людей работать больше положенного, вынуждала их к этому? * Может, действительно поставил капитан перед со бой единственную цель — собственную карьеру —- и подчинил ей всех? Может, план здесь выполняется любой, ценой, мол, победителей не судят? Но факты говорят о другом. Гуцкалову в разное время предлагали должности начальника службы добычи, начальника промрайона, главного капитана. Отказался. Я знала об этом, но не утерпела, спросила: — Как вы относитесь к собственной славе? Карьера вас интересует? — Не дай бог, — улыбнулся Николай Иванович. — М не и так хорошо. А насчет славы? Нравится, как сказал о ней Буденный: «Я всегда боялся славы, луч ше чувствую себя, когда ругают. Значит, работаю и не фальшиво». Усвоена с курсантских лет истина: производство начинается с порядка, порядок — с дисциплины. Она — основа «внутренней политики» Гуцкалова. Лечь з три, а в пять встать — сплошь и рядом. Первым делом — на мостик: там закладывается успех выполнения суточного плана. С полуслова, да же по выражению лиц штурманоз капитан мгновенно оценивает обстановку. Главное же правило для всех —• на врать. Только правда об информации, о показани ях приборов, о состоянии всех дел. Тогда опыт, ана литический (далекий от авантюр) склад ума Гуцкало ва, непрерываемое ни на миг владение обстановкой позволяют сделать самый точный вывод. Отсюда —■ решение. С мостика — на фабрику, в РМУ, рефотделение. «Люблю появляться, где совсем не ждут, — смеет ся Николай Иванович. — Далее — в машину. А по том... на мачту: как там «огни поживают». Нет, нет, я с цепью, как положено, чтобы никто не говорил, что, мол, шустрый капитан: технику безопасности наруша ет». И все это не от недоверия к специалистам, а для того, чтобы уж наверняка, самому увидеть, что везде порядок. А раз в 15 дней — комплексный обход «со свитой»: старшие командиры, секретарь парторгани зации, предсудкома, врач. Тут уж все до мельчай шей мелочи будет замечено, а потом устранено. П ри чем (так уж заведено на траулере) любой промах доводится до сведения каждого моряка («им же са мим устранять-то»), И вообще, как считает Николай Иванович, любое дело, решение каждой задачи должно проходить че рез сознание человека, автоматизм движений в пр о изводственном процессе, не прошедший через душу моряка, ничего хорошего не даст. Поэтому избегает капитан официальных встреч с командой, предпочитая «случайные» разговоры на фабрике, на палубе, за шахматами. И при этом, рассказывали моряки, умеет так сострить, что человек поначалу смеется шутке, лишь потом осознавая, что капитан в такой форме сделал ему замечание. Немаловажна, по мнению Гуцкалова, синхронность в работе всех звеньев производства. Если, скажем, намечается профилактика главного двигателя, а, следо вательно, в это время надо прекратить лов рыбы, значит, продумывается организация работы не только в машине, но и на каждом участке судна. То есть в эти часы на промысловой палубе будут проверять надежность орудий лова, а на фабрике произведут оттайку морозильных камер. Машинной команде по требуются дополнительные силы, значит, надо приду мать, откуда их взять. Бывало не раз, что сам Николай Иванович стано вился на тот участок, где не хватало рабочих рук. Так, например, вместе с моряками перетаскивал мешки из рыбомучного трюма в третий трюм, чтобы спасти продукцию от жары. СПРАВЕДЛИВОСТЬ Человеческий фактор. Какую роль на судне отво ЖИЗНЕННЫЙ МАРАФОН» лед, он изо всей силы рванулся из седла вверх. «Лы жам — конец» — последнее, что пришло в голову. Очнулся на асфальте. Инстинктивно сел, почему-то притянул левую ногу к груди. Потом понял почему: стопы не было видно. Нагнулся, посмотрел: она бол талась на сухожилии. Затошнило. ...Кости вправить не удалось. Разрыв межберцового сочленения — дело серьезное. Под общим наркозом закрепили поломанйые части болтом. Обыкновенным, с шайбочкой. Врачи сказали: — Ну что ж , походишь с палочкой годика два... Через год в дневнике Баскакова появилась такая запись: «1 сентября 1968 года. Сопки, кросс. Бежал 10 кило метров. Сильно болела нога. 3 сентября. Сопки, кросс. 15 километров. Нога бо лела не долго, четыре дня. 15 сентября. Первый снег!!! Сопки, кросс. 18 кил о метров. Купание в озере. Настроение и самочувствие фтличное. 26 октября. Первая тренировка на лыжах. Все но р мально». Не забывайте, что тренировался он после смены. Думаю , что и сам себе не объяснит, во имя чего двадцать лет подряд аккуратно ведет свои спортив ные дневники, тренируется на лыжной базе, постоян но участвует во всевозможных лыжных кроссах, в ма рафоне... Марафон на Празднике Севера — это та точка, с которой начинается отсчет в следующий год. Та вершина, к которой он устремлен. По-разному люди планируют свою жизнь. От одно го повышения по служебной лестнице до другого, от кандидатской диссертации до докторской, от кварти ры до машины, от отпуска до отпуска... Юра живет от марафона до марафона. Шестьдесят километров бега — это триста шестьдесят пять дней волнений, надежд, дум, забот, подготовки. Он не стремится выиграть. Из-за травм ему это не по силам. Он стре мится пройти марафон до конца и не быть последним. У него неплохие результаты — финиш в третьей сотне, во второй (участников до тысячи человек). А зачем это ему... Все-таки, думаю, Юра даже сам себе не ответит. Баюканье несбывшейся мечты? Скучно жить без увлечения? Не jo . Это не увлечение. Да! Разгад ка, наверное, здесь. Это способ существования. Когда бежишь долгую дистанцию, начинаешь правильно рас пределять силы, выдерживать темп, учишься побеж д а т ь боль и усталость. Из года а год готовя себя к марафону, вырабатываешь бойцовский характер. И вот эти спортивные качества потом переходят в чело веческие и помогают преодолевать другой марафон, настоящий. Марафон, имя которому — жизнь. И по является стремление исправить недостатки, добиться справедливости, преодолеть косность. М ож н о даже научиться заново ходить, если надо. Все можно... ПЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ, 8 августа 1977 г., Баскакова * вновь сбила машина. Тяжелейший перелом. П е реходил улицу на зеленый свет. Только теперь — правой ноги. Впрочем, лаконичные строчки из дневника сами расскажут о двух годах преодоления боли: «8 августа 1977 года. Наложен гипс. 29 декабря. Сняли гипс. Х ож у с палочкой. 1 февраля 1978 года. Отказывает нога. 28 июля. Поставлен аппарат Илизарова. 5 декабря. Снят аппарат. Наложен лангет. 27 декабря. Сняли лангет. Наложили гипс. 5 февраля 1979 года. Разрешили ходить на косты лях. 19 июля. Ходил в сопки. Пробовал бежать с уско р е нием. 10 секунд на подъеме. Плохо получается». В конце января 1980 года Ю ра Баскаков выступил в соревнованиях на празднике «Здравствуй, солнце!» V ЮРЫ добрый, открытый, проствй взгляд. На вид J ему не больше тридцати. Хотя через два года стукнет сорок. Но вы об этом не догадаетесь. М о лодое лицо. Юношеская фигура. — Катнемся? — говорит он и, не дожидаясь ответа, увлекает меня вниз, с горки, по ледяной дорож ке. — Может, еще? Ну как хочешь. Мы идем на пионерский слет подшефной школы- интерната. — Слушай, — говорит Юра. — Как ты думаешь, что мне рассказать ребятам? ...А знаешь, я им про нашу бригаду расскажу. — А что? Думаешь, им не интересно будет узнать, что тр у бопроводчики на всех эстафетных лыжных соревно ваниях верфи первые места берут? Как всегда, разговор переключается на лыжи. А на тренировку он опять сегодня не успеет. П о сле пионерского сбора у Ю ры запланирована еще встреча... Вечером, совсем поздно, он подойдет к о кош ку и прислонится лбом к холодному стеклу. Увидит лы ж ников, которые будут беспрерывно и размеренно скользить по лыжне... С. САВИНА. дит ему Гуцкалов? Сам Николай Иванович на этот воп» рос ответил так: — Самое главное, чтобы каждый м оряк отдавал всего себя выполнению комплекса наших задач. Если этого нет, нет и гармоничного экипажа. Те, кто работают рядом с Гуцкаловым (а беседо вать мне довелось со многими), отмечают две глаз ные черты его характера: справедливость и требова тельность. Многие добавляли: «Терпеть не м ож ет л о дырей и пьяниц». Рассказывали и другое: как капи тан умеет постоять за каждого «своего» моряка. Так было, когда один из командиров (сейчас нет надоб ности называть его фамилию) нарушил дисциплину и по всем «статьям» выходило ему увольнение с флота. Но Гуцкалов знал цену этому человеку, понимал, что происшедшее — случайность и ур о к на всю жизнь. И партийная организация была за то, чтобы оставить- парня в коллективе. Долго и трудно пришлось тогда Гуцкалову в разных инстанциях доказывать свою точ ку зрения. Но добился: остался специалист на судне. Аналогичный случай был и с матросом А. В. Однако, когда в одном из рейсов старший механик с начальником радиостанции устроили пьянку, Гуцка лов был неумолим: оба были серьезно наказаны. Честность и справедливость во всем — такоз прин* цип руководства Гуцкалоза, того же требует он от каждого. Видимо, этого достаточно, чтобы экипаж был единым целым. Остальное же, как говорится, дело техники: опыт, умение найти подход к любому, глубо чайшие знания в своем деле... Первый помощник капитана Алексей Алексеевич Синяк (они с Гуцкаловым неразлучны с новостроя траулера) рассказывал, что за 15 лет работы на флота не встречал капитана, подобного Николаю Ивановичу: «Он видит обстановку на сотни миль вокруг и пред видит, планирует работу коллектива на недели и ме сяцы вперед. Причем всегда у него есть несколько запасных вариантов». ★ * * Сегодня Николай Иванович Гуцкалов готовится к отъезду в М оскву на XXVII съезд КПСС. Делегатом съезда избрали его на областной партийной конфе ренции. О чем думается ему сейчас? О высоком доверии коммунистов? О достигнутом его экипажем? О том, что и как предстоит сделать после возвращения? На верное, обо всем этом и многом другом. Например, о том, что впереди ремонт БАТ «Маршал Еременко», каждом у капитану хочется покончить с этим делом как мож но быстрей. Ведь время ремонта судна п р и дется наверстывать потом в море. Не в отстающих ж е ходить! «Где БАТ «Маршал Еременко» — там победа!» И не иначе! И. ЬЕРЕЗЮК, РЫБНЫЙ мурман 5 21 Февраля 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz