Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.

♦ Рыбацкие делегаты '.К ЭКИПАЖЕМ» пил 9 строй БАТ «Маршал Еременко». Судно принял Николай Иванович. Трижды за эти годы экипаж занимал первое место щ общефлотском соревновании, дважды его имя за­ писывалось в областную Книгу почета, дважды моря­ кам присуждались приз имени Ф. Е. Шамалуева, приз «Рыбацкая доблесть», Почетные грамоты ЦК ВЛКСМ, Министерства и ЦК отраслевого профсоюза. За три года коллектив справился с заданием пяти­ летки по добыче рыбы, за 4 года — по всем пока­ зателям, Сверх пятилетнего плана реализовано про< дукции на 2,3 миллиона рублей. Указом Президиума Верховного Совета СССР боль­ шая группа моряков траулера была удостоена наград Родины. Орден Октябрьской Революции вручен Нико­ лаю Ивановичу Гуцкалову. КАК «ДЕЛАЕТСЯ» ПЛАН Какова же роль Гуцкалова в столь высоких успехах экипажа? Может, та самая жесткость, о которой рассказыва­ ли некоторые моряки, заставляла людей работать больше положенного, вынуждала их к этому? * Может, действительно поставил капитан перед со­ бой единственную цель — собственную карьеру —- и подчинил ей всех? Может, план здесь выполняется любой, ценой, мол, победителей не судят? Но факты говорят о другом. Гуцкалову в разное время предлагали должности начальника службы добычи, начальника промрайона, главного капитана. Отказался. Я знала об этом, но не утерпела, спросила: — Как вы относитесь к собственной славе? Карьера вас интересует? — Не дай бог, — улыбнулся Николай Иванович. — М не и так хорошо. А насчет славы? Нравится, как сказал о ней Буденный: «Я всегда боялся славы, луч­ ше чувствую себя, когда ругают. Значит, работаю и не фальшиво». Усвоена с курсантских лет истина: производство начинается с порядка, порядок — с дисциплины. Она — основа «внутренней политики» Гуцкалова. Лечь з три, а в пять встать — сплошь и рядом. Первым делом — на мостик: там закладывается успех выполнения суточного плана. С полуслова, да­ же по выражению лиц штурманоз капитан мгновенно оценивает обстановку. Главное же правило для всех —• на врать. Только правда об информации, о показани­ ях приборов, о состоянии всех дел. Тогда опыт, ана­ литический (далекий от авантюр) склад ума Гуцкало­ ва, непрерываемое ни на миг владение обстановкой позволяют сделать самый точный вывод. Отсюда —■ решение. С мостика — на фабрику, в РМУ, рефотделение. «Люблю появляться, где совсем не ждут, — смеет­ ся Николай Иванович. — Далее — в машину. А по­ том... на мачту: как там «огни поживают». Нет, нет, я с цепью, как положено, чтобы никто не говорил, что, мол, шустрый капитан: технику безопасности наруша­ ет». И все это не от недоверия к специалистам, а для того, чтобы уж наверняка, самому увидеть, что везде порядок. А раз в 15 дней — комплексный обход «со свитой»: старшие командиры, секретарь парторгани­ зации, предсудкома, врач. Тут уж все до мельчай­ шей мелочи будет замечено, а потом устранено. П ри­ чем (так уж заведено на траулере) любой промах доводится до сведения каждого моряка («им же са­ мим устранять-то»), И вообще, как считает Николай Иванович, любое дело, решение каждой задачи должно проходить че­ рез сознание человека, автоматизм движений в пр о ­ изводственном процессе, не прошедший через душу моряка, ничего хорошего не даст. Поэтому избегает капитан официальных встреч с командой, предпочитая «случайные» разговоры на фабрике, на палубе, за шахматами. И при этом, рассказывали моряки, умеет так сострить, что человек поначалу смеется шутке, лишь потом осознавая, что капитан в такой форме сделал ему замечание. Немаловажна, по мнению Гуцкалова, синхронность в работе всех звеньев производства. Если, скажем, намечается профилактика главного двигателя, а, следо­ вательно, в это время надо прекратить лов рыбы, значит, продумывается организация работы не только в машине, но и на каждом участке судна. То есть в эти часы на промысловой палубе будут проверять надежность орудий лова, а на фабрике произведут оттайку морозильных камер. Машинной команде по­ требуются дополнительные силы, значит, надо приду­ мать, откуда их взять. Бывало не раз, что сам Николай Иванович стано­ вился на тот участок, где не хватало рабочих рук. Так, например, вместе с моряками перетаскивал мешки из рыбомучного трюма в третий трюм, чтобы спасти продукцию от жары. СПРАВЕДЛИВОСТЬ Человеческий фактор. Какую роль на судне отво­ ЖИЗНЕННЫЙ МАРАФОН» лед, он изо всей силы рванулся из седла вверх. «Лы­ жам — конец» — последнее, что пришло в голову. Очнулся на асфальте. Инстинктивно сел, почему-то притянул левую ногу к груди. Потом понял почему: стопы не было видно. Нагнулся, посмотрел: она бол­ талась на сухожилии. Затошнило. ...Кости вправить не удалось. Разрыв межберцового сочленения — дело серьезное. Под общим наркозом закрепили поломанйые части болтом. Обыкновенным, с шайбочкой. Врачи сказали: — Ну что ж , походишь с палочкой годика два... Через год в дневнике Баскакова появилась такая запись: «1 сентября 1968 года. Сопки, кросс. Бежал 10 кило­ метров. Сильно болела нога. 3 сентября. Сопки, кросс. 15 километров. Нога бо­ лела не долго, четыре дня. 15 сентября. Первый снег!!! Сопки, кросс. 18 кил о­ метров. Купание в озере. Настроение и самочувствие фтличное. 26 октября. Первая тренировка на лыжах. Все но р ­ мально». Не забывайте, что тренировался он после смены. Думаю , что и сам себе не объяснит, во имя чего двадцать лет подряд аккуратно ведет свои спортив­ ные дневники, тренируется на лыжной базе, постоян­ но участвует во всевозможных лыжных кроссах, в ма­ рафоне... Марафон на Празднике Севера — это та точка, с которой начинается отсчет в следующий год. Та вершина, к которой он устремлен. По-разному люди планируют свою жизнь. От одно­ го повышения по служебной лестнице до другого, от кандидатской диссертации до докторской, от кварти­ ры до машины, от отпуска до отпуска... Юра живет от марафона до марафона. Шестьдесят километров бега — это триста шестьдесят пять дней волнений, надежд, дум, забот, подготовки. Он не стремится выиграть. Из-за травм ему это не по силам. Он стре­ мится пройти марафон до конца и не быть последним. У него неплохие результаты — финиш в третьей сотне, во второй (участников до тысячи человек). А зачем это ему... Все-таки, думаю, Юра даже сам себе не ответит. Баюканье несбывшейся мечты? Скучно жить без увлечения? Не jo . Это не увлечение. Да! Разгад­ ка, наверное, здесь. Это способ существования. Когда бежишь долгую дистанцию, начинаешь правильно рас­ пределять силы, выдерживать темп, учишься побеж ­ д а т ь боль и усталость. Из года а год готовя себя к марафону, вырабатываешь бойцовский характер. И вот эти спортивные качества потом переходят в чело­ веческие и помогают преодолевать другой марафон, настоящий. Марафон, имя которому — жизнь. И по­ является стремление исправить недостатки, добиться справедливости, преодолеть косность. М ож н о даже научиться заново ходить, если надо. Все можно... ПЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ, 8 августа 1977 г., Баскакова * вновь сбила машина. Тяжелейший перелом. П е­ реходил улицу на зеленый свет. Только теперь — правой ноги. Впрочем, лаконичные строчки из дневника сами расскажут о двух годах преодоления боли: «8 августа 1977 года. Наложен гипс. 29 декабря. Сняли гипс. Х ож у с палочкой. 1 февраля 1978 года. Отказывает нога. 28 июля. Поставлен аппарат Илизарова. 5 декабря. Снят аппарат. Наложен лангет. 27 декабря. Сняли лангет. Наложили гипс. 5 февраля 1979 года. Разрешили ходить на косты ­ лях. 19 июля. Ходил в сопки. Пробовал бежать с уско р е ­ нием. 10 секунд на подъеме. Плохо получается». В конце января 1980 года Ю ра Баскаков выступил в соревнованиях на празднике «Здравствуй, солнце!» V ЮРЫ добрый, открытый, проствй взгляд. На вид J ему не больше тридцати. Хотя через два года стукнет сорок. Но вы об этом не догадаетесь. М о ­ лодое лицо. Юношеская фигура. — Катнемся? — говорит он и, не дожидаясь ответа, увлекает меня вниз, с горки, по ледяной дорож ке. — Может, еще? Ну как хочешь. Мы идем на пионерский слет подшефной школы- интерната. — Слушай, — говорит Юра. — Как ты думаешь, что мне рассказать ребятам? ...А знаешь, я им про нашу бригаду расскажу. — А что? Думаешь, им не интересно будет узнать, что тр у ­ бопроводчики на всех эстафетных лыжных соревно­ ваниях верфи первые места берут? Как всегда, разговор переключается на лыжи. А на тренировку он опять сегодня не успеет. П о­ сле пионерского сбора у Ю ры запланирована еще встреча... Вечером, совсем поздно, он подойдет к о кош ку и прислонится лбом к холодному стеклу. Увидит лы ж ­ ников, которые будут беспрерывно и размеренно скользить по лыжне... С. САВИНА. дит ему Гуцкалов? Сам Николай Иванович на этот воп» рос ответил так: — Самое главное, чтобы каждый м оряк отдавал всего себя выполнению комплекса наших задач. Если этого нет, нет и гармоничного экипажа. Те, кто работают рядом с Гуцкаловым (а беседо­ вать мне довелось со многими), отмечают две глаз­ ные черты его характера: справедливость и требова­ тельность. Многие добавляли: «Терпеть не м ож ет л о­ дырей и пьяниц». Рассказывали и другое: как капи­ тан умеет постоять за каждого «своего» моряка. Так было, когда один из командиров (сейчас нет надоб­ ности называть его фамилию) нарушил дисциплину и по всем «статьям» выходило ему увольнение с флота. Но Гуцкалов знал цену этому человеку, понимал, что происшедшее — случайность и ур о к на всю жизнь. И партийная организация была за то, чтобы оставить- парня в коллективе. Долго и трудно пришлось тогда Гуцкалову в разных инстанциях доказывать свою точ­ ку зрения. Но добился: остался специалист на судне. Аналогичный случай был и с матросом А. В. Однако, когда в одном из рейсов старший механик с начальником радиостанции устроили пьянку, Гуцка­ лов был неумолим: оба были серьезно наказаны. Честность и справедливость во всем — такоз прин* цип руководства Гуцкалоза, того же требует он от каждого. Видимо, этого достаточно, чтобы экипаж был единым целым. Остальное же, как говорится, дело техники: опыт, умение найти подход к любому, глубо­ чайшие знания в своем деле... Первый помощник капитана Алексей Алексеевич Синяк (они с Гуцкаловым неразлучны с новостроя траулера) рассказывал, что за 15 лет работы на флота не встречал капитана, подобного Николаю Ивановичу: «Он видит обстановку на сотни миль вокруг и пред­ видит, планирует работу коллектива на недели и ме­ сяцы вперед. Причем всегда у него есть несколько запасных вариантов». ★ * * Сегодня Николай Иванович Гуцкалов готовится к отъезду в М оскву на XXVII съезд КПСС. Делегатом съезда избрали его на областной партийной конфе­ ренции. О чем думается ему сейчас? О высоком доверии коммунистов? О достигнутом его экипажем? О том, что и как предстоит сделать после возвращения? На­ верное, обо всем этом и многом другом. Например, о том, что впереди ремонт БАТ «Маршал Еременко», каждом у капитану хочется покончить с этим делом как мож но быстрей. Ведь время ремонта судна п р и ­ дется наверстывать потом в море. Не в отстающих ж е ходить! «Где БАТ «Маршал Еременко» — там победа!» И не иначе! И. ЬЕРЕЗЮК, РЫБНЫЙ мурман 5 21 Февраля 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz