Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.

4 • X X V I I съезду КПСС -достойную встречу! • Проблемы управления ' Как дела, коллеги? Игра в одни ворота В О ВТОРОЙ части новой редакции Программы КПСС записано: «...Развивая централизованные начала а уп­ равлении и планировании, в решении стратегических задач, партия будет активно осуще­ ствлять меры по повышению роли основного производст­ венного звена — объединений и предприятий (выделено мной — В. С.), последователь­ но проводить линию на рас­ ширение их прав в хозяйст­ венной самостоятельности, усиление ответственности и заинтересованности в дости­ жении высоких конечных ре­ зультатов. Центр тяжести всей оперативно - хозяйствен н о й работы должен находиться на местах — в трудовых коллек­ тивах». У меня же создается впечатление, что вышестоя­ щие хозяйственные органы обратили больше внимания только на одну часть данно­ го положения, а именно: «Центр тяжести всей опера­ тивно - хозяйственной рабо­ ты должен находиться на местах — в трудовых коллек­ тивах». Приведу факты. В конце декабря 1985 года от руководства флота в ад­ рес судов поступила радио­ грамма следующего содержа­ ния: «В связи с разъяснением Министерства рыбного хозяй­ ства СССР и ВРПО «Севры- ба» простои судов в ожида­ нии топлива из промыслового времени не исключаются, рей­ совое задание не корректиру­ ется...» Другими словами: про­ мысловиков ждут перебои с топливом, а вся ответствен­ ность за производственно-фи­ нансовую деятельность ляжет на плечи трудового коллек­ тива. Я не буду объяснять права и обязанности цехового хоз­ расчетного предприятия. Мы, промысловики, от гвоздя до нитки в своей производствен­ ной деятельности полностью зависим от оперативной ра­ боты снабженческих отделов флота и ВРПО «Севрыба». В настоящее время трудо­ вые коллективы, в том числе и наш экипаж, стремятся вне­ сти свою лепту в копилку тру­ довых достижений советского народа по достойной встрече партийного форума и успеш­ ному завершению первого года 12-й пятилетки. Экипажу планируется в течение рейса сэкономить 48,5 тонны дизель­ ного топлива, 13 тонн котель­ ного, 430 килограммов сма­ зочных материалов и орудий лова на 6,8 тысячи рублей. Чтобы это задание выполнить, надо хорошенько, творчески поработать. Коллектив судна пришел к выводу, что можно добиться большего и в социалистиче­ ском обязательстве указал: отработать в 1986 году не ме­ нее трех дней на сэкономлен­ ных горюче-смазочных мате­ риалах и промвооружении. И первый свой трудовой пода­ рок коллектив готовит пар­ тийному съезду: отработать 25 февраля на сэкономлен­ ных материальных ресурсах. Кроме того, экипаж обязуется выполнить план двух месяцев по всем показателям к дню открытия XXVII съезда пар­ тии. И свое слово подкреп­ ляем работой. По итогам ра­ боты за январь коллектив — а числе лидеров среди одно­ типных судов флота. Этот ус­ пех надо закреплять, чтобы успешно выполнить свое обя­ зательство. Но не всегда вс* складывается так, как хо­ чется. Вот тому пример. Получили мы указание идти на вы груз­ ку к ТР «Вильгельм Пик». На переход затратили минимум времени. Но в ожидании вы­ грузки простояли более су­ ток, так как у его борта вы­ гружались другие суда. И что особенно странно: рядом стоял ТР «50 лет СССР» и 18 часов ждал подхода крупно- тоннажного судна своего бас­ сейна. Вот и получается, что и у БАТа, и у транспортного рефрижератора, стоящих чуть ли не бок о бок, одновремен­ но тянутся часы простоя только потому, что у них раз­ ные хозяеза. А ведь потери промыслово­ го времени в ожидании вы­ грузки и в перспективе поте­ ри времени в ожидании топ­ лива не снимают ответствен­ ности коллектива перед пар­ тией и советским народом за выполнение планов и социа­ листических обязательств. Вышестоящие хозяйствен­ ные органы несут моральную и административную ответ­ ственность за работу вверен­ ных им коллективов. Но воп­ рос, как улучшить механизм планирования, обеспечить эки­ пажи всем необходимым, со­ здать условия для более эф­ фективной их работы, оста­ ется открытым. Переклады­ вание ответственности с од­ них плеч на другие — это не выход из положения. В. СЕЧИН, первый помощник капита­ на БАТ «Иван Сивко», член КПСС с 1961 года. УКРАИНСКАЯ ССР. М остом дружбы и братства называют моряки крупнейшую в мире международную паромную пере, праву Ильичевск—Варна, накрепко связавшую берега СССР и НРБ. | Постоянно совершенствуя технологию обработки судов и железнодорожных вагонов, коллектив паромной переправы if честь предстоящих XXV II съезда КПСС и X III съезда БКП досрочно завершил план и социалистические обязательства 1985 года. Сверх задания перевезена 321 тысяча тонн грузов. Обра­ ботка каждого судна-парома сокращена на 12 минут против нормативов. План грузооборота двух месяцев этого года намече­ но выполнить к дню открытия XXV II съезда КПСС. На снимках: капитан советского судна-парома «Герои Шипки» Q. Трегуба (слева) и капитан болгарского судна-парома *Герои Севастополя» II. Стоилов. На паром идет погрузка железнодорожного состава. Фотохроника ТАСС. в новых условиях ПРОБЛЕЙ планирования работы флотов изжила себя, поэтому с 1 ян­ варя 1986 года Министерст­ во рыбного хозяйства С С С Р перешло на новые условия хозяйствования. Основные принципы этого перехода широко обсуждаются в печа­ ти. Главным вопросом всегда будет тот, насколько реален (план. И дело не только в 1ехнических возможностях Ьлота, а й в той роли, кото­ рую должен играть покупа­ тельский спрос. В настоящее время сбытовые организации Служат только своеобразной перевалочной базой продук­ ции на ее пути от флотов (рыбокомбината) до потреби­ теля. Этого недостаточно. Они должны выступать в качестве представителя по­ ставщика и активно влиять на покупательский спрос. С о ­ гласованные цифры спроса и технические возможности фло­ тов могут служить контроль­ ными цифрами плана. При этом флот будет ловить то, Зто необходимо покупателю. 6 настоящее же время эки­ пажи промысловых судов $ачастую добывают некото­ рые породы не потому, что |та рыба нужна, а чтобы коть что-то ловить для про­ изводственных показателей флота. Важную роль в новых ус­ ловиях играют такие пока­ затели, как производитель­ ность труда, прибыль. При этом от производительности труда во многом зависит рост поощрительных фондов предприятий. В настоящее время самым узким местом для флота яв­ ляется рыбообработка. Пр официальным данным в рыб­ ной промышленности только треть всего персонала выпол­ няет работу механизирован­ ным и автоматизированным способом, а удельный вес ручного труда снижается до 0 ,4— 0,5 процента в год. Та­ кие темпы просто нетерпи­ мы. В проекте «Основных на­ правлений социального и экономического развития СС С Р » цифры роста произ­ водительности труда в рыб­ ной промышленности выгля­ дят более чем скромно —* 10— 12 процентов. А ведь 9 1981 — 1984 гг. рост со­ ставил 18 процентов. Нужно ли планировать снижение темпов роста важнейшего показателя, от которого бу­ дет зависеть размер поощри­ тельных фондов предприя­ тия? Но каким путем повышать производительность труда? Конечно, проще всего ждать, когда будут заменены старые суда. Но этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Есть и другой путь; ка­ питальный ремонт судов должен обязательно вклю­ чать полную модернизацию (ведь в переводе это — об­ новление) технологического рыбообрабатывающего обо­ рудования. Поэтому уже сей­ час проектные организации должны начать подготовку расчетов и документов для этого. Если модернизацию вписать в СНТО, подготовить документацию и своевременно сделать «привязку» нового оборудования к типу судна, то срок капитального ремон­ та не увеличится. Новые принципы хозяйствования со­ здают все условия для такой организации дела. А пока на наших трауле­ рах главным «механизмом» остается его величество шке- рочный нож. Недаром моря­ ки горько шутят: «Наш глав­ ный резерв — научиться то­ чить его с трех сторон!» Понятно и то, почему при обсуждении материалов ок­ тябрьского (1985 г.) Плену­ ма ЦК КПСС почти во всех экипажах остро ставится во­ прос о механизации разделки рыбы в море, а 68 экипажей просят внести дополнение в проект «Основных направ­ лений» по этому вопросу. Однако дело не только в том, какие показатели будут характеризовать работу того или иного предприятия или объединения. Многое будет зависеть и от того, как эти показатели повлияют на ра­ боту смежников. Нынешнее положение свидетельствует не столько о их совместной деятельности, сколько о на­ личии разногласий из-за ог­ ромной разницы интересов. Трудно объяснить, почему суда годами ожидают ремон­ та. а потом годами ремонти­ руются. Почему судоремонт­ ники ходят в передовиках, но ни одно судно не было отремонтировано на 100 про­ центов, не говоря уже о ка­ честве ремонта?.. Требуют пересмотра и от­ ношения с ВРПО . Новые принципы хозяйствования эффективны только при ус­ ловии расширения самостоя­ тельности предприятий, лик­ видации мелочной опеки со стороны руководящих звень­ ев, особенно в вопросах эк­ сплуатации флота. Особо стоит поговорить о роли трудовых коллективов. Сейчас уже не найдешь лю­ дей, которые возражали бы против коллективных форм организации труда. На фло­ те она действовала всегда. Весь вопрос в том, все ли наши экипажи — это кол­ лективы? Для того чтобы это произошло, необходимо постоянство, а его-то и нет. О каком постоянстве может идти речь, если за пять лет на многих траулерах смени­ лось по три— четыре капита­ на, столько же первых по­ мощников, а после каждого рейса меняется от 30 до 70 процентов экипажа? Никто сейчас не скажет, какие ма­ териальные и моральные по­ тери приносит такое непо­ стоянство. Даже за выполнение годо­ вого плана спросить порой не с кого, а что уж говорить о пятилетке? Вот и выполня­ ют коллективы обязатель­ ства, неизвестно кем приня­ тые и неизвестно на что рас­ считанные. Этот перечень вопросов и проблем можно продолжать еще долго. Но для чего? Они стары, как и суда, экипажи которых бьются в этих про­ блемах, кай рыба в трале. Важно другое — где выход? Его надо искать всем вместе. Для этого смежники промы­ словых флотов должны стре­ миться к единой цели — обе­ спечению доставки на народ­ ный стол вкусной, полезной и такой необходимой рыбы. Образец решения таких про­ блем хорошо виден на при­ мере «Агропрома», где .каж­ дый из участников сельско­ хозяйственного производства экономически заинтересован в максимальном выпуске ко­ нечной продукции, в сниже­ нии затрат, Д. МЕЛЬНИКОВ, инженер отдела организа­ ции труда и заработной платы М урм анского трало­ вого флота. РЫБНЫЙМУРМАН 5 14 февраля 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz