Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.
4 • X X V I I съезду КПСС -достойную встречу! • Проблемы управления ' Как дела, коллеги? Игра в одни ворота В О ВТОРОЙ части новой редакции Программы КПСС записано: «...Развивая централизованные начала а уп равлении и планировании, в решении стратегических задач, партия будет активно осуще ствлять меры по повышению роли основного производст венного звена — объединений и предприятий (выделено мной — В. С.), последователь но проводить линию на рас ширение их прав в хозяйст венной самостоятельности, усиление ответственности и заинтересованности в дости жении высоких конечных ре зультатов. Центр тяжести всей оперативно - хозяйствен н о й работы должен находиться на местах — в трудовых коллек тивах». У меня же создается впечатление, что вышестоя щие хозяйственные органы обратили больше внимания только на одну часть данно го положения, а именно: «Центр тяжести всей опера тивно - хозяйственной рабо ты должен находиться на местах — в трудовых коллек тивах». Приведу факты. В конце декабря 1985 года от руководства флота в ад рес судов поступила радио грамма следующего содержа ния: «В связи с разъяснением Министерства рыбного хозяй ства СССР и ВРПО «Севры- ба» простои судов в ожида нии топлива из промыслового времени не исключаются, рей совое задание не корректиру ется...» Другими словами: про мысловиков ждут перебои с топливом, а вся ответствен ность за производственно-фи нансовую деятельность ляжет на плечи трудового коллек тива. Я не буду объяснять права и обязанности цехового хоз расчетного предприятия. Мы, промысловики, от гвоздя до нитки в своей производствен ной деятельности полностью зависим от оперативной ра боты снабженческих отделов флота и ВРПО «Севрыба». В настоящее время трудо вые коллективы, в том числе и наш экипаж, стремятся вне сти свою лепту в копилку тру довых достижений советского народа по достойной встрече партийного форума и успеш ному завершению первого года 12-й пятилетки. Экипажу планируется в течение рейса сэкономить 48,5 тонны дизель ного топлива, 13 тонн котель ного, 430 килограммов сма зочных материалов и орудий лова на 6,8 тысячи рублей. Чтобы это задание выполнить, надо хорошенько, творчески поработать. Коллектив судна пришел к выводу, что можно добиться большего и в социалистиче ском обязательстве указал: отработать в 1986 году не ме нее трех дней на сэкономлен ных горюче-смазочных мате риалах и промвооружении. И первый свой трудовой пода рок коллектив готовит пар тийному съезду: отработать 25 февраля на сэкономлен ных материальных ресурсах. Кроме того, экипаж обязуется выполнить план двух месяцев по всем показателям к дню открытия XXVII съезда пар тии. И свое слово подкреп ляем работой. По итогам ра боты за январь коллектив — а числе лидеров среди одно типных судов флота. Этот ус пех надо закреплять, чтобы успешно выполнить свое обя зательство. Но не всегда вс* складывается так, как хо чется. Вот тому пример. Получили мы указание идти на вы груз ку к ТР «Вильгельм Пик». На переход затратили минимум времени. Но в ожидании вы грузки простояли более су ток, так как у его борта вы гружались другие суда. И что особенно странно: рядом стоял ТР «50 лет СССР» и 18 часов ждал подхода крупно- тоннажного судна своего бас сейна. Вот и получается, что и у БАТа, и у транспортного рефрижератора, стоящих чуть ли не бок о бок, одновремен но тянутся часы простоя только потому, что у них раз ные хозяеза. А ведь потери промыслово го времени в ожидании вы грузки и в перспективе поте ри времени в ожидании топ лива не снимают ответствен ности коллектива перед пар тией и советским народом за выполнение планов и социа листических обязательств. Вышестоящие хозяйствен ные органы несут моральную и административную ответ ственность за работу вверен ных им коллективов. Но воп рос, как улучшить механизм планирования, обеспечить эки пажи всем необходимым, со здать условия для более эф фективной их работы, оста ется открытым. Переклады вание ответственности с од них плеч на другие — это не выход из положения. В. СЕЧИН, первый помощник капита на БАТ «Иван Сивко», член КПСС с 1961 года. УКРАИНСКАЯ ССР. М остом дружбы и братства называют моряки крупнейшую в мире международную паромную пере, праву Ильичевск—Варна, накрепко связавшую берега СССР и НРБ. | Постоянно совершенствуя технологию обработки судов и железнодорожных вагонов, коллектив паромной переправы if честь предстоящих XXV II съезда КПСС и X III съезда БКП досрочно завершил план и социалистические обязательства 1985 года. Сверх задания перевезена 321 тысяча тонн грузов. Обра ботка каждого судна-парома сокращена на 12 минут против нормативов. План грузооборота двух месяцев этого года намече но выполнить к дню открытия XXV II съезда КПСС. На снимках: капитан советского судна-парома «Герои Шипки» Q. Трегуба (слева) и капитан болгарского судна-парома *Герои Севастополя» II. Стоилов. На паром идет погрузка железнодорожного состава. Фотохроника ТАСС. в новых условиях ПРОБЛЕЙ планирования работы флотов изжила себя, поэтому с 1 ян варя 1986 года Министерст во рыбного хозяйства С С С Р перешло на новые условия хозяйствования. Основные принципы этого перехода широко обсуждаются в печа ти. Главным вопросом всегда будет тот, насколько реален (план. И дело не только в 1ехнических возможностях Ьлота, а й в той роли, кото рую должен играть покупа тельский спрос. В настоящее время сбытовые организации Служат только своеобразной перевалочной базой продук ции на ее пути от флотов (рыбокомбината) до потреби теля. Этого недостаточно. Они должны выступать в качестве представителя по ставщика и активно влиять на покупательский спрос. С о гласованные цифры спроса и технические возможности фло тов могут служить контроль ными цифрами плана. При этом флот будет ловить то, Зто необходимо покупателю. 6 настоящее же время эки пажи промысловых судов $ачастую добывают некото рые породы не потому, что |та рыба нужна, а чтобы коть что-то ловить для про изводственных показателей флота. Важную роль в новых ус ловиях играют такие пока затели, как производитель ность труда, прибыль. При этом от производительности труда во многом зависит рост поощрительных фондов предприятий. В настоящее время самым узким местом для флота яв ляется рыбообработка. Пр официальным данным в рыб ной промышленности только треть всего персонала выпол няет работу механизирован ным и автоматизированным способом, а удельный вес ручного труда снижается до 0 ,4— 0,5 процента в год. Та кие темпы просто нетерпи мы. В проекте «Основных на правлений социального и экономического развития СС С Р » цифры роста произ водительности труда в рыб ной промышленности выгля дят более чем скромно —* 10— 12 процентов. А ведь 9 1981 — 1984 гг. рост со ставил 18 процентов. Нужно ли планировать снижение темпов роста важнейшего показателя, от которого бу дет зависеть размер поощри тельных фондов предприя тия? Но каким путем повышать производительность труда? Конечно, проще всего ждать, когда будут заменены старые суда. Но этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Есть и другой путь; ка питальный ремонт судов должен обязательно вклю чать полную модернизацию (ведь в переводе это — об новление) технологического рыбообрабатывающего обо рудования. Поэтому уже сей час проектные организации должны начать подготовку расчетов и документов для этого. Если модернизацию вписать в СНТО, подготовить документацию и своевременно сделать «привязку» нового оборудования к типу судна, то срок капитального ремон та не увеличится. Новые принципы хозяйствования со здают все условия для такой организации дела. А пока на наших трауле рах главным «механизмом» остается его величество шке- рочный нож. Недаром моря ки горько шутят: «Наш глав ный резерв — научиться то чить его с трех сторон!» Понятно и то, почему при обсуждении материалов ок тябрьского (1985 г.) Плену ма ЦК КПСС почти во всех экипажах остро ставится во прос о механизации разделки рыбы в море, а 68 экипажей просят внести дополнение в проект «Основных направ лений» по этому вопросу. Однако дело не только в том, какие показатели будут характеризовать работу того или иного предприятия или объединения. Многое будет зависеть и от того, как эти показатели повлияют на ра боту смежников. Нынешнее положение свидетельствует не столько о их совместной деятельности, сколько о на личии разногласий из-за ог ромной разницы интересов. Трудно объяснить, почему суда годами ожидают ремон та. а потом годами ремонти руются. Почему судоремонт ники ходят в передовиках, но ни одно судно не было отремонтировано на 100 про центов, не говоря уже о ка честве ремонта?.. Требуют пересмотра и от ношения с ВРПО . Новые принципы хозяйствования эффективны только при ус ловии расширения самостоя тельности предприятий, лик видации мелочной опеки со стороны руководящих звень ев, особенно в вопросах эк сплуатации флота. Особо стоит поговорить о роли трудовых коллективов. Сейчас уже не найдешь лю дей, которые возражали бы против коллективных форм организации труда. На фло те она действовала всегда. Весь вопрос в том, все ли наши экипажи — это кол лективы? Для того чтобы это произошло, необходимо постоянство, а его-то и нет. О каком постоянстве может идти речь, если за пять лет на многих траулерах смени лось по три— четыре капита на, столько же первых по мощников, а после каждого рейса меняется от 30 до 70 процентов экипажа? Никто сейчас не скажет, какие ма териальные и моральные по тери приносит такое непо стоянство. Даже за выполнение годо вого плана спросить порой не с кого, а что уж говорить о пятилетке? Вот и выполня ют коллективы обязатель ства, неизвестно кем приня тые и неизвестно на что рас считанные. Этот перечень вопросов и проблем можно продолжать еще долго. Но для чего? Они стары, как и суда, экипажи которых бьются в этих про блемах, кай рыба в трале. Важно другое — где выход? Его надо искать всем вместе. Для этого смежники промы словых флотов должны стре миться к единой цели — обе спечению доставки на народ ный стол вкусной, полезной и такой необходимой рыбы. Образец решения таких про блем хорошо виден на при мере «Агропрома», где .каж дый из участников сельско хозяйственного производства экономически заинтересован в максимальном выпуске ко нечной продукции, в сниже нии затрат, Д. МЕЛЬНИКОВ, инженер отдела организа ции труда и заработной платы М урм анского трало вого флота. РЫБНЫЙМУРМАН 5 14 февраля 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz