Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.
X X V I I съезду КПСС -достойную встречу! Экономическое обозрение Дефицит ответственности ППР «Навигатор» вышел из ремонта и... снова встал в ремонт — отказало гребное устройство... Печень трески в основном перерабатывается на техниче ский жир... Притчу во языцех — консервы «Завтрак туриста» — упорно продолжает производить рыбокомбинат, работая на «вал», а не на интересы покупателей... Меньше половины выловленной ставриды идет на раз делку... Не организована третья смена на рыбокомбинате по об работке ПСТ... Можно подумать, что все эти факты мало связаны между собой. Тем не менее у них есть общее — у людей, так или иначе ответственных за указанные недостатки, имеется де фицит ответственности за порученное дело. Перемены, о которых много говорим, в основном обозначе ны лишь на бумагах, которые утверждают, что рыбная от расль Северного бассейна с 1986 года перешла на новые условия хозяйствования. Кстати, суть реформы пока не доведена до трудовых коллективов, и мало кто из рядовых рыбаков, судоремонтников, портовиков, рыбообработчиков знает, на что же надо теперь ориентировать свой труд? В новых условиях записано, что прежде всего — на прибыль, выполнение плана поставок, качество. Руководители, конечно, в курсе требований дня. Однако с первого месяца не сумели (или не захотели) перестроиться. Иначе чем же можно объяснить неудовлетворительную работу ВРИО «Севрыба» в январе? Не выполнено большин ство оценочных и утверждаемых показателей, задания по производству отдельных видов профильной номенклатуры. Недоловлено до плана 25 тысяч тонн рыбы и морепродук тов. С программой по добыче не справились почти все ры бопромысловые предприятия бассейна, кроме <Карелрыбпро- ма». Основная причина — нехватка топлива в порту и мо ре, его неритмичная поставка. Именно поэтому ежедневно простаивало 28 промысловых судов, что привело к не долову более 20 тысяч тонн рыбы, других даров моря, недовыпуску 12 тысяч тонн пищевой продукции. Это — предлог объективный. Но не «сработал» во мно гих случаях и фактор субъективный. Так, вот уже два ме сяца экипаж БМРТ «Анатолий Бредов» тралового флота работает хуже однотипных судов, хотя и район один и тот же, и техническое состояние судна отличное. Весь январь «промучился» коллектив траулера «Ловозеро» «Мурман- рыбпрома», замораживая продукцию одним бортом: моро зильные установки на другом бездействовали. Повторимся: напряженное положение с топливом не может служить щитом бездеятельности. В то же время январь был характерен и довольно благо приятной обстановкой на промысле сельди. Значит, следова ло максимально направлять ее на выпуск пресервов, не гнать ся за количеством добычи, а уделять взимание качественным показателям. Но привычка взяла свое. Что же в результате оказалось? Задания по производству пресервов и консервов траловый флот «выдюжил» лишь на 43 процента. Не луч шее положение и у «Севрыбхолодфлота». Ведь была же на плавбазах этого управления нежнрная мороженая сельдь и следовало перерабатывать ее на соленую продукцию в пе риоды ограниченной приемки сырья от судов-ловцов. Чего же ждали? Указаний? А где же личная инициатива, хозяй ский расчет? В конечном счете забота о покупателях, кото рые ждут не абы какую продукцию (к примеру, в десяти килограммовых брикетах мойву), а вкусный потребительский рыбный товар. Часто ли мы видим в магазинах консервированную печень трески? Довольно редко. Слышим оправдание: трески мало. Однако и в прошлом году ее было достаточно, и в этом. Тем не менее в 1985 году в Мурманском рыбакколхозсоюзе не использовано на пищевые цели 118 тонн тресковой печени. Из этого количества можно было изготовить более 270 ты сяч банок консервов. Можно... Но не сделали. И в январе не произошло крутых перемен. Большая часть печени трески на судах РКС направлялась на заморозку, в результате траулеры типа СРТМ выработали свыше 50 тонн... мороже ной печени. Подобная история и на рыбокомбинате. «В общем и це лом» здесь перекрыли задания по выпуску консервов на 100 тысяч условных банок, однако их стоимость не достигла за планированной величины, а средняя цена на одну тубу сни жена более чем на 90 рублей. Такая экономическая по литика, когда «Завтрак туриста» пылится на прилавках, « план по консервам «Мойва копченая в масле» не выполня ется, когда уделяют мало внимания рентабельности, прибыли, — тянет назад, и таким принципам управления не должно быть места. Итоги января четко обозначили: в производственных объ единениях, на предприятиях медленно происходит перестрой ка. Не ведется оперативный экономический анализ, контроль за выполнением основных оценочных показателей товарной продукции с учетом обязательств по поставкам, прибыли, заданий по внедрению новой техники, качеству... И в результате «Севрыбой» не выполнены плановые задания: по объему товарной (валовой) продукции, производительности труда, объему товарной рыбопродукции с учетом обязательств по поставкам, объему реализации продукции на 15 миллионов рублей. Осталось меньше двух недель до начала работы X XV II съезда КПСС. Труженики флотов и береговых подразделе ний должны приложить все усилия к тому, чтобы с честью справиться с государственными планами и обязательствами в честь партийного форума. Никак нельзя допустить то, что бы в громких словах о правильности намечаемых шагов утонули реальные практические дела. А. ВИЛОВ, заведующий отделом промрыболозства. Курсом технического прогресса Первые в отрасли Коллективу Кандалакшского опытного машиностроительного завода выпала честь первым в отрасли внедрить у се бя робототехнику. К сегодняшнему дню в кузнечном цехе завода уже смонти. рован роботизированный комплекс, разработанный таганрогским институ. том «Кузробот». Сейчас начальник за. водского конструкторского бюро ин струмента и приспособлений А. И. Фи липпов и инженер Е. А. Костин заняты разработкой наиболее оптимальной тех нологии работы манипуляторов. Первое задание, которое намечено поручить роботам, — штамповка штырей промыс лового вооружения рыболовецких су дов. Со своими обязанностями комп лекс должен справляться неплохо: в этом году он даст сокращение трудо затрат на 2,5 тысячи нормо-часов, а когда выйдет на проектную мощность, — на 5 тысяч. Кроме того, в первом квартале этого года намечено пустить в действие авто матизированную систему сварки трало вых досок. Во всех начинаниях многое зависит от людей, и в первую очередь — ком мунистов коллектива. Таких, как Васи лий Иванович Михин (на снимке). Он отличный специалист, депутат городско го Совета. С. МАЛИНИН. Ф ото В. ШПРИНГЕРА. t. Кандалакша. За строкой обязательств1 Слово сдержали Не основании предсъездов ских обязательств бригад кол лектив фабрики орудий лова принял решение: к открытию X X V il съезда КПСС изгото вить дополнительно к плану товарной продукции на 50 тысяч рублей. К 5 февраля рабочие перевыполнили наме ченное втрое. Выпущено сверх плана тралов, сетей, не водов и других орудий пром- вооружения не 150 тысяч руб лей. В эти дни сетевязы не сни жают высоких темпов работы. Б. МЕЛЕНТЬЕВ, начальник отдела труда и заработной платы фабрики орудий лова. Хороший старт Успешно завершил январь первого года пятилетки кол лектив м орского рыбного порта. Среди тех, кто идет в числе лидеров социалисти ческого соревнования за до стойную встречу XXVII съез да КПСС, ■ порту называют рабочих первого и второго грузовых районов. Большой ■клад в общий успех внес коллектив и третьего грузо вого района. В январе он обе спечил топливом свыше 190 судов. Портовики перегрузи ли за месяц более 264 тысяч тонн груза. Из них рыбопро дукции — свыше 127 тысяч тонн. С. и нж е не р планового отдела М урманского рыбного пор* та. Работа ПЫ БНАЯ ОТРАСЛЬ — одна из ведущих в про- ■ мышленности нашей области — стоит на пороге больших перемен. Естественно, что все с глубокой заинтересованностью обсуждают и перспективы на XII пятилетку, как ближайшие, и в то же время думают о перспективе дальней, сами документы октябрьского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС нацеливают нас на это. НА СТЫКЕ К СОЖ АЛЕНИЮ , ска зать, что мы смотрим вперед с надеждой и уверен ностью нельзя, скорее наобо рот: с тревогой и опасением. Для того чтобы понять эту тревогу, надо ясно предста вить себе нынешнее положе ние в отрасли. Начнем с основного — с судов. Да, мы имеем самый боль шой рыбодобывающий флот в мире. Самые крупные, са мые мощные, самые благо устроенные (в смысле усло вий для жизни моряков) трау леры и, надо прямо сказать, самые низкопроизводитель ные. Более того, по некото рым позициям сегодняшние траулеры уступают вчераш ним. Сравните БАТ построй ки 1984 года и любой, те перь уже списанный, БМРТ типа «Пушкин». Энерговоору женность увеличилась более чем вдвое, на 15 человек стал многочисленней экипаж, а морозильные мощности возросли лишь на 20 тонн. Но и это еще не все. С момента постройки суда ти па «Пушкин» имели две фи- летировочные линии произ водительностью 10— 12 тонн. А траулеры типа БАТ по стройки 1975 — 1984 годов создавались с учетом выра ботки филе и разделанной рыбы тресковых пород. Но в связи с переориентацией на облов массовых пород рыб им понадобилась рыборазде лочная техника. А промыш ленность оказалась не в со стоянии оснастить ею суда. И траулеры выходили с но- востроя практически с пу стой рыбофабрикой. Силами же флотов задачу полной механизации не решить. Вылов 120— 150 тонн для БАТов — не проблема. Но что делать с этим уловом? Значит, или уменьшай, ка питан, вылов, или морозь больше рыбы, но ведь тогда она потеряет в качестве. По следствия и в одном и в дру гом случае весьма плачевны. Причиной тому — явное качественное отставание на шей судостроительной про мышленности (речь идет о рыболовных судах). И в пер вую очередь это надо сказать о машинах и механизмах для переработки рыбы. За последние 20 лет на флот не поступило ни одной филетировочной линии, луч шей по производительности тех, которые выпускались в 50— 60 гг. На выставке «Инрыбпром- 85» демонстрировались суда примерно той же мощности, что и БАТы, но производи тельность их морозильной установки в 3 — 4 раза вы ше, хотя экипаж более чем вдвое меньше, чем на БАТе. А флоту предлагают в 1986 году СТМы, которые могут морозить те же 30 тонн (вспомним «Пушнин») без какой-либо обработки. Поне- >| воле напрашивается вопрос: знают ли наши проектиров щики рыболовных судов, ка кие именно траулеры нужны промышленникам? Так долго продолжаться не может. Новые условия хозяйствования потребуют от судостроения именно те траулеры, которые необхо димы промысловикам. Но су да X III пятилетки должны строиться уже в X II! Ина че через 10 лет это будет позавчерашний день. Если добавить, что 70 процентов траулеров наше го бассейна устарели мораль но и физически, то вопрос об эффективности новых су дов приобретает еще боль шую актуальность. Теперь обратимся к вопро сам экономики и планирова ния. Для всех давно уже яс но, что нынешняя система 14 февраля1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz