Рыбный Мурман. 1986 г. Февраль.

X X V I I съезду КПСС -достойную встречу! Экономическое обозрение Дефицит ответственности ППР «Навигатор» вышел из ремонта и... снова встал в ремонт — отказало гребное устройство... Печень трески в основном перерабатывается на техниче­ ский жир... Притчу во языцех — консервы «Завтрак туриста» — упорно продолжает производить рыбокомбинат, работая на «вал», а не на интересы покупателей... Меньше половины выловленной ставриды идет на раз­ делку... Не организована третья смена на рыбокомбинате по об­ работке ПСТ... Можно подумать, что все эти факты мало связаны между собой. Тем не менее у них есть общее — у людей, так или иначе ответственных за указанные недостатки, имеется де­ фицит ответственности за порученное дело. Перемены, о которых много говорим, в основном обозначе­ ны лишь на бумагах, которые утверждают, что рыбная от­ расль Северного бассейна с 1986 года перешла на новые условия хозяйствования. Кстати, суть реформы пока не доведена до трудовых коллективов, и мало кто из рядовых рыбаков, судоремонтников, портовиков, рыбообработчиков знает, на что же надо теперь ориентировать свой труд? В новых условиях записано, что прежде всего — на прибыль, выполнение плана поставок, качество. Руководители, конечно, в курсе требований дня. Однако с первого месяца не сумели (или не захотели) перестроиться. Иначе чем же можно объяснить неудовлетворительную работу ВРИО «Севрыба» в январе? Не выполнено большин­ ство оценочных и утверждаемых показателей, задания по производству отдельных видов профильной номенклатуры. Недоловлено до плана 25 тысяч тонн рыбы и морепродук­ тов. С программой по добыче не справились почти все ры­ бопромысловые предприятия бассейна, кроме <Карелрыбпро- ма». Основная причина — нехватка топлива в порту и мо­ ре, его неритмичная поставка. Именно поэтому ежедневно простаивало 28 промысловых судов, что привело к не­ долову более 20 тысяч тонн рыбы, других даров моря, недовыпуску 12 тысяч тонн пищевой продукции. Это — предлог объективный. Но не «сработал» во мно­ гих случаях и фактор субъективный. Так, вот уже два ме­ сяца экипаж БМРТ «Анатолий Бредов» тралового флота работает хуже однотипных судов, хотя и район один и тот же, и техническое состояние судна отличное. Весь январь «промучился» коллектив траулера «Ловозеро» «Мурман- рыбпрома», замораживая продукцию одним бортом: моро­ зильные установки на другом бездействовали. Повторимся: напряженное положение с топливом не может служить щитом бездеятельности. В то же время январь был характерен и довольно благо­ приятной обстановкой на промысле сельди. Значит, следова­ ло максимально направлять ее на выпуск пресервов, не гнать­ ся за количеством добычи, а уделять взимание качественным показателям. Но привычка взяла свое. Что же в результате оказалось? Задания по производству пресервов и консервов траловый флот «выдюжил» лишь на 43 процента. Не луч­ шее положение и у «Севрыбхолодфлота». Ведь была же на плавбазах этого управления нежнрная мороженая сельдь и следовало перерабатывать ее на соленую продукцию в пе­ риоды ограниченной приемки сырья от судов-ловцов. Чего же ждали? Указаний? А где же личная инициатива, хозяй­ ский расчет? В конечном счете забота о покупателях, кото­ рые ждут не абы какую продукцию (к примеру, в десяти­ килограммовых брикетах мойву), а вкусный потребительский рыбный товар. Часто ли мы видим в магазинах консервированную печень трески? Довольно редко. Слышим оправдание: трески мало. Однако и в прошлом году ее было достаточно, и в этом. Тем не менее в 1985 году в Мурманском рыбакколхозсоюзе не использовано на пищевые цели 118 тонн тресковой печени. Из этого количества можно было изготовить более 270 ты­ сяч банок консервов. Можно... Но не сделали. И в январе не произошло крутых перемен. Большая часть печени трески на судах РКС направлялась на заморозку, в результате траулеры типа СРТМ выработали свыше 50 тонн... мороже­ ной печени. Подобная история и на рыбокомбинате. «В общем и це­ лом» здесь перекрыли задания по выпуску консервов на 100 тысяч условных банок, однако их стоимость не достигла за­ планированной величины, а средняя цена на одну тубу сни­ жена более чем на 90 рублей. Такая экономическая по­ литика, когда «Завтрак туриста» пылится на прилавках, « план по консервам «Мойва копченая в масле» не выполня­ ется, когда уделяют мало внимания рентабельности, прибыли, — тянет назад, и таким принципам управления не должно быть места. Итоги января четко обозначили: в производственных объ­ единениях, на предприятиях медленно происходит перестрой­ ка. Не ведется оперативный экономический анализ, контроль за выполнением основных оценочных показателей товарной продукции с учетом обязательств по поставкам, прибыли, заданий по внедрению новой техники, качеству... И в результате «Севрыбой» не выполнены плановые задания: по объему товарной (валовой) продукции, производительности труда, объему товарной рыбопродукции с учетом обязательств по поставкам, объему реализации продукции на 15 миллионов рублей. Осталось меньше двух недель до начала работы X XV II съезда КПСС. Труженики флотов и береговых подразделе­ ний должны приложить все усилия к тому, чтобы с честью справиться с государственными планами и обязательствами в честь партийного форума. Никак нельзя допустить то, что­ бы в громких словах о правильности намечаемых шагов утонули реальные практические дела. А. ВИЛОВ, заведующий отделом промрыболозства. Курсом технического прогресса Первые в отрасли Коллективу Кандалакшского опытного машиностроительного завода выпала честь первым в отрасли внедрить у се­ бя робототехнику. К сегодняшнему дню в кузнечном цехе завода уже смонти. рован роботизированный комплекс, разработанный таганрогским институ. том «Кузробот». Сейчас начальник за. водского конструкторского бюро ин­ струмента и приспособлений А. И. Фи­ липпов и инженер Е. А. Костин заняты разработкой наиболее оптимальной тех­ нологии работы манипуляторов. Первое задание, которое намечено поручить роботам, — штамповка штырей промыс­ лового вооружения рыболовецких су­ дов. Со своими обязанностями комп­ лекс должен справляться неплохо: в этом году он даст сокращение трудо­ затрат на 2,5 тысячи нормо-часов, а когда выйдет на проектную мощность, — на 5 тысяч. Кроме того, в первом квартале этого года намечено пустить в действие авто­ матизированную систему сварки трало­ вых досок. Во всех начинаниях многое зависит от людей, и в первую очередь — ком­ мунистов коллектива. Таких, как Васи­ лий Иванович Михин (на снимке). Он отличный специалист, депутат городско­ го Совета. С. МАЛИНИН. Ф ото В. ШПРИНГЕРА. t. Кандалакша. За строкой обязательств1 Слово сдержали Не основании предсъездов­ ских обязательств бригад кол­ лектив фабрики орудий лова принял решение: к открытию X X V il съезда КПСС изгото­ вить дополнительно к плану товарной продукции на 50 тысяч рублей. К 5 февраля рабочие перевыполнили наме­ ченное втрое. Выпущено сверх плана тралов, сетей, не­ водов и других орудий пром- вооружения не 150 тысяч руб­ лей. В эти дни сетевязы не сни­ жают высоких темпов работы. Б. МЕЛЕНТЬЕВ, начальник отдела труда и заработной платы фабрики орудий лова. Хороший старт Успешно завершил январь первого года пятилетки кол­ лектив м орского рыбного порта. Среди тех, кто идет в числе лидеров социалисти­ ческого соревнования за до­ стойную встречу XXVII съез­ да КПСС, ■ порту называют рабочих первого и второго грузовых районов. Большой ■клад в общий успех внес коллектив и третьего грузо­ вого района. В январе он обе­ спечил топливом свыше 190 судов. Портовики перегрузи­ ли за месяц более 264 тысяч тонн груза. Из них рыбопро­ дукции — свыше 127 тысяч тонн. С. и нж е не р планового отдела М урманского рыбного пор* та. Работа ПЫ БНАЯ ОТРАСЛЬ — одна из ведущих в про- ■ мышленности нашей области — стоит на пороге больших перемен. Естественно, что все с глубокой заинтересованностью обсуждают и перспективы на XII пятилетку, как ближайшие, и в то же время думают о перспективе дальней, сами документы октябрьского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС нацеливают нас на это. НА СТЫКЕ К СОЖ АЛЕНИЮ , ска­ зать, что мы смотрим вперед с надеждой и уверен­ ностью нельзя, скорее наобо­ рот: с тревогой и опасением. Для того чтобы понять эту тревогу, надо ясно предста­ вить себе нынешнее положе­ ние в отрасли. Начнем с основного — с судов. Да, мы имеем самый боль­ шой рыбодобывающий флот в мире. Самые крупные, са­ мые мощные, самые благо­ устроенные (в смысле усло­ вий для жизни моряков) трау­ леры и, надо прямо сказать, самые низкопроизводитель­ ные. Более того, по некото­ рым позициям сегодняшние траулеры уступают вчераш­ ним. Сравните БАТ построй­ ки 1984 года и любой, те­ перь уже списанный, БМРТ типа «Пушкин». Энерговоору­ женность увеличилась более чем вдвое, на 15 человек стал многочисленней экипаж, а морозильные мощности возросли лишь на 20 тонн. Но и это еще не все. С момента постройки суда ти­ па «Пушкин» имели две фи- летировочные линии произ­ водительностью 10— 12 тонн. А траулеры типа БАТ по­ стройки 1975 — 1984 годов создавались с учетом выра­ ботки филе и разделанной рыбы тресковых пород. Но в связи с переориентацией на облов массовых пород рыб им понадобилась рыборазде­ лочная техника. А промыш­ ленность оказалась не в со­ стоянии оснастить ею суда. И траулеры выходили с но- востроя практически с пу­ стой рыбофабрикой. Силами же флотов задачу полной механизации не решить. Вылов 120— 150 тонн для БАТов — не проблема. Но что делать с этим уловом? Значит, или уменьшай, ка­ питан, вылов, или морозь больше рыбы, но ведь тогда она потеряет в качестве. По­ следствия и в одном и в дру­ гом случае весьма плачевны. Причиной тому — явное качественное отставание на­ шей судостроительной про­ мышленности (речь идет о рыболовных судах). И в пер­ вую очередь это надо сказать о машинах и механизмах для переработки рыбы. За последние 20 лет на флот не поступило ни одной филетировочной линии, луч­ шей по производительности тех, которые выпускались в 50— 60 гг. На выставке «Инрыбпром- 85» демонстрировались суда примерно той же мощности, что и БАТы, но производи­ тельность их морозильной установки в 3 — 4 раза вы­ ше, хотя экипаж более чем вдвое меньше, чем на БАТе. А флоту предлагают в 1986 году СТМы, которые могут морозить те же 30 тонн (вспомним «Пушнин») без какой-либо обработки. Поне- >| воле напрашивается вопрос: знают ли наши проектиров­ щики рыболовных судов, ка­ кие именно траулеры нужны промышленникам? Так долго продолжаться не может. Новые условия хозяйствования потребуют от судостроения именно те траулеры, которые необхо­ димы промысловикам. Но су­ да X III пятилетки должны строиться уже в X II! Ина­ че через 10 лет это будет позавчерашний день. Если добавить, что 70 процентов траулеров наше­ го бассейна устарели мораль­ но и физически, то вопрос об эффективности новых су­ дов приобретает еще боль­ шую актуальность. Теперь обратимся к вопро­ сам экономики и планирова­ ния. Для всех давно уже яс­ но, что нынешняя система 14 февраля1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz