Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.
Мы — за мир! Опасная авантюра — Мир стоит на грани но вой, ядерной войны, — сказал fjs беседе с корреспондентом АПН Александром Лазаревым сопредседатель Японской кон федерации организаций жертв атомных и водородных бомб («Нихон хиданкио»), президент Токийской ассоциации жертв ядерных бомбардировок, про ф ессор университета «Амана- си», доктор экономических на ук Такеси Ито. — Только бе зумец может рассчитывать, что с помощью «первого уда ра» по противнику его можно поставить на колени, а сам о му отсидеться в безопасном далеке. — Каковы цели и задачи «Нихон хиданкио»? —- Первая — добиться за прещения испытаний ядерно- го оружия, уничтожения всех ядерных боеприпасов на Зем ле. Вторая — обеспечить всем жертвам ядерных взрывов не обходимую помощь — меди цинскую, финансовую и дру гую. — Как руководство «Нихон Хиданкио» оценивает совет ский мораторий на испытания J ядерного оружия? — Предложения Михаила Горбачева о запрещении ис пытаний ядерного оружия, по ложенные на стол переговоров в Рейкьявике, — это не толь ко слово Москвы. Это и голос 390 тысяч японских «хибаку- ся». Ядерное оружие должно быть запрещено, как самое чу довищное изобретение в исто рии человечества. — А нак вы относитесь к решению японского правитель ства принять участие в про грамме СОИ? — Вместо того чтобы при слушаться к требованию на рода объявить Японию зоной, свободной от ядерного ору жия, наши правящие круги готовы вслед за Вашингтоном пуститься в опасную авантю ру. Позиция советского руко водства, отказывающегося от этого опасного компромисса, объективна и оправданна. Мы не должны ставить на нарту будущее наших детей. || Е РУ ОТНОСИТСЯ к числу стран, куда часто заходят советские суда. Основным портом захода является Кальяо, который расположен в одной из лучших бухт ти хоокеанского побережья Южной Америки, в 12 километрах от столицы — Лимы. П О Р Т КАЛЬЯО основан в * * 1537 году и считался са мым важным портом испан ской короны в Латинской Аме рике. Сегодня форт Реаль-Филип- пе — исторический музей, а современный Кальяо — ин дустриальный город с насе лением 340 тысяч человек и крупнейший порт Перу. Че рез него проходит 75 про центов импорта и 25 процен тов экспорта всех товаров, го довой грузооборот составляет около 4 млн. тонн; в основ ном экспортируются руда и рыбная мука. Недостаток пор тового оборудования и низ кая организация труда приво дят к длительным простоям судов. В порту есть региональ ный комитет коммунистиче ской партии Перу. А с 1977 года в Кальяо начал дей ствовать филиал перуано-со- ветской ассоциации культур ных связей. Здесь часто уст раиваются недели советского кино, встречи с представи телями советской общест венности. Особенностью порта явля ется то, что Кальяо еще и во- енно - морская база. На рей де и у причалов много воен ных кораблей. В связи с этим в порту строгий пропускной режим, запрещаются фотогра фирование, киносъемка и ис пользование своих плав средств. За нарушение тамо- жекно-правовых правил уста новлен штраф до 2 тысяч дол ларов. Город-порт поражает свои ми социальными контрастами. Современные здания банков и контор, броская реклама, а на каждом шагу нищие, бро дяги, мелкие торговцы. Тем, где бывают наши моряки Э А Глазные достопримечатель ности Кальяо — военно-исто рический музей, Националь ный технический университет, муниципальная публичная биб лиотека и, конечно, город ской рынок Мэркадо. Любой путеводитель по Лиме — Кальяо предупреждает: «Во ры-карманники есть повсюду, они предприимчивы в любом возрасте. Не надевайте юве лирных изделий, выходя на улицу, не носите с собой пас порт, билеты и другие доку менты. Если у вас на руке ча сы, то лучше прикрыть их рукавом рубашки. Сумки на ремне, футляры фотоаппара тов разрезаются снизу или сзади. Отдыхая, держите сум ки и портфели на коленях, а не на стуле или на полу око ло себя». В городе много воровских шаек, проституток и наркома нов. В последнее время уча стились случаи группового на падения, как правило, со сто роны подростков, на моряков, уволенных в город. Полиция в подобных случаях никаких мер не принимает, хотя суще ствует специальная служба, которая наблюдает за моря ками. П ЕРУАНЦЫ горько шутят: «У страны проблем — как колючек у кактуса, и все такие же острые...» И действи тельно, Перу вступило в пе риод тяжелейшего социально- экономического кризиса. Внеш ний долг страны достиг 14 млрд. долларов (за 5 лет вы рос в 2 раза). Катастрофиче ская инфляция значительно обесценила перуанскую де нежную единицу соль. Пол ная или частичная безработи ца охватывает сейчас 57 про центов трудоспособного насе ления. А население Перу име ет очень молодую возраст ную структуру. Дети и под ростки до 14 лет составляют 40 процентов перуанцев. Это значит, что на работающее на селение приходится большее число иждивенцев, чем в раз витых странах. В Перу активизировались ле вацкие и профашистские экст ремистские группировки, орга низации террористов, которые пытаются с помощью запуги вания дестабилизировать об становку в стране. Ультралевые террористы свои акции при крывают социалистическими лозунгами, а на месте пре ступлений оставляют советскую символику (серп и молот, красные флаги). За последние пять лет в результате терро ристических действий погибло почти восемь тысяч человек, около одной тысячи «пропа ло без вести». Правительство было вынуж дено ввести комендантский час. На улицах и площадях появились вооруженные патру ли. Обстановка в стране на калена до предела. 30 августа с. г. неизвест ные лица совершили терро ристическую акцию, жертва ми которой стали советские рыбаки. В одном из магази нов Кальяо была взорвана бомба. Несколько советских граждан получили серьез ные ранения. Ни одна из террористических группиро вок не взяла на себя ответ ственность за совершенное преступление. Перуанские власти ведут расследование. Выступления террористов успешно использует империа листическая пропаганда для разжигания антикоммунизма и антисоветизма. Местная про грессивная печать сообщает, что, по мнению многих перу анцев, существует заговор ультралевых и ультраправых группировок, располагающих поддержкой внутренней и внешней реакции, недоволь ных прогрессивной политикой нового президента Алана Гар сиа, который решительно вы ступил против всевластия транснациональных корпора ций и американского империа лизма. Цель этого заговора очевидна: подорвать демокра тический процесс в Перу. С призывом дать решительный отпор реакции выступила про грессивная коалиция — един ство левых сил, которую под держали все демократические силы страны. Поэтому, как ни когда, сейчас призыв к бди тельности и отпору реакции находит отклик в сердцах и умах простых перуанцев. С. ГРИГОРЯН, ст. инженер В сесою зн ого института повышения ква лификации работников рыб кой промышленности. центральном рынке, который находится на Рамблас, вы не увидите залежалого това ра. Овощи и фрукты — как на картинке: вид — свежий, качество — первоклассное. А иначе не стоит становить- сд»в торговый ряд. К день- f®* барселонцы относятся бережно. Сегодня они есть, завтра — нет. Вот, к примеру, у этих мо лодых людей, с утра расчер чивающих бульвар Рамблас на прямоугольники и круги. Это уличные художники. В бук вальном смысле слова улич ные. Их полотно — шершавая поверхность асфальта. Их па литра — коробка с цветными мелками. Белым очерчивают они контур полотна, рядом ста вят пустую нартонную норо- бочку и белым же мелком пи шут: «GRACfAS»' — «Спасибо». Затем на подготовленное таким способом полотно наносится координатная сетка. После этого в ход идут цветные мел ки, и на асфальте постепенно проявляется копия с открыт ки, которая, в свою очередь,— копия с Гойи, Веласкеса или Эль Греко. И пусть это копия, но ведь она сделана мелом и потому поражает сходством с оригиналом, передавая с доста точной долей точности все от т е к и знаменитой нартины. “■«гта идет почти весь день, и>-н концу ее в коробке для Денег лежит десяток монет, которые составляют сумму в 200—300 песет, то есть полто ра — два рубля. Если худож ник пойдет с этими деньгами на центральный рынок, то мо жет устроить себе сладкую жизнь — купить ананас сред- кнх размеров. Ну а если при смотреть что-нибудь посущест веннее, мясо, например, то вполне хватит на нусок в 300 граммов. Недорого ценят талант на Рамблас. Впрочем, и сами художники относятся к ре зультату своего труда со странным равнодушием. После нескольких часов бес прерывной работы на коле нях или на корточках они поднимаются, окидывают усталым взглядом свое про изведение, не считая, ссыпа ют мелочь в карман и тут же уходят, ни разу не огля нувшись. Некоторое время прохожие еще будут обхо дить рисунок, иногда оста навливаясь и разглядывая его. Надпись под рисунком скажет им: «Спасибо». Но нет уже коробочки для мо нет, как нет и автора этого уличного шедевра. Сколь же горд он в своей нищете! Он берет деньги лишь за показ труда, но не за его резуль тат, ибо результат этот вто ричен. И вот уже взлетает радужная пыльца над ас фальтом — десятки подошв стирают очертания рисунка, и вскоре остается только раз ноцветное пятно. Но и его к утру смоет дворник. А чуть позже вновь придет сюда уличный живописец и начертит на чистом асфаль те прямоугольник или круг и под ним напишет «Спаси бо». Чудный город — Барсело на. Рисующий, поющий, тан цующий. Нет, ничего похо жего на латиноамериканские карнавалы здесь видеть не пришлось. Поздним вечером все на той же Рамблас пе ли и танцевали десятки соб ратьев тех, кто утром рисо вал на асфальте. Плотно сбилась толпа во круг четырех парней, дурно играющих плохонький рок времен Элвиса Пресли. Но, играя, они вытворяли такое, что увидишь, пожалуй, лишь в обезьяньем цирке. А цирк — это всегда интересно. В сотне метров от квар тета одиноко стояла интел лигентного вида высокая седая женщина. Прижав к груди. миниатюрную гитару, она искусно аккомпанирова ла себе, но голос, вопреки веселой мелодии, звучал как прерывистый стон, более уместный под сводами церк вей и соборов Барселоны, чем в эйфории Цветочной улицы. Е/ ОГДА мы приехали к ** собору. Святого семей ства Саграда Фамилия, на деревянной ограде, окру жающей его, висел транспа рант с крупно выведенными цифрами: 1882 — 1982. Ока зывается, недавно здесь от метили столетие со дня на чала строительства. Но и сегодня конца ему не вид но. Причин называют две. Первая тривиальна — не хва тает денег. И хотя сам папа римский бросил всепланетный нлич о пожертвованиях на строительство собора, католи ки не спешат раскошеливать ся — сбор средств идет весь ма туго. Вторая причина но сит творчесний харантер. Со бор начал строить маэстро бар селонской архитентуры Анто нио Гауди. Кстати, энциклопе дический словарь дает неточ ную дату начала строитель ства — 18S4 год. К тому же здесь приводится и срок его окончания — 1926 г. В тот год архитектор умер, но собор остался недостроенным. Не осталось и партитуры, то бишь строительных чертежей. Их просто ниногда не было. Стиль творчества Гауди сродни тому, каким прославился Создатель. Помните? «И сказал бог...» Так и Гауди: проснулся, мате риализовал за завтраком эфе мерные ночные видения, при ехал на стройплощадку и ска зал... Вот о том, что сказал бы Гауди строителям Саграда Фамилия, и спорят барселон ские архитекторы со дня его смерти, желая сохранить его стиль. Ему даже дали назва ние: «Либерти» — свободный. Творения Гауди действительно пораж ают оригинальностью. Профан в архитектуре и тот непременно отличит его дом от всех остальных. А построил он много. Строил дома бога тые и для богатых. И все они нак бы опоясаны . Пояс этот — второй этаж, привлекающий взор причудливостью архитек турных ф орм и керамичесной мозаикой Это этаж для гос под. Нигде больше не прихо дилось мне видеть богатство, ничащеесп даже сеоими стека ми. Обычно оно дает себе волю за ними. До конца не воплощенной осталась и другая мечта Гау ди — парк для власть иму щих Гвель. Здесь он всту пил в спор с самой приро дой, задумав стереть грань между искусственным и есте ственным. Кроны каменных пальм здесь венчают паль мы живые. У самой границы парка богатая вилла. У ворот три флагштока с флагами. Два флага — испанский и ката лонский — уже привычны. Ну а третий? ' — Здесь живет Нуньес Наварро — крупный строи тельный магнат и футболь ный меценат, — сказала Ну рия, наш гид. — У него свой флаг? — По сути дела — да. Это флаг футбольного клу ба «Барселона». Наварро — президент этого клуба. До гражданской войны Наварро был строительным рабочим, — рассказывает Нурия. — При Франко, когда расцве ла спекуляция, он показал чудеса изворотливости, вско ре захватил в свои руки строительное дело в Барсе лоне и начал постепенное разрушение города, строя на месте памятников зодчества дешевые, невзрачные дома. Вот и сейчас идет борьба за один из домов, построенных в стиле «Либерти». На взгляд Нурии, мало что изменилось со времен Франко. Не будучи знако- (Окончанис на 8-й стр.) Е З И н я т д й Ш 7 5 декабря 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz