Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.

•Вечером в пятницу ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Оморе и городе-порте В РАМКАХ II Всесоюз­ ного фестиваля народ­ ного творчества в областной научной библиотеке открыта традиционная ежегодная вы­ ставка работ самодеятельных художников и мастеров де­ коративно - прикладного ис­ кусства нашего края. Она подводит итоги сделанного любителями в нынешнем го­ ду, когда все мы торжест­ венно отметили 70-летне Мурманска. Поэтому многие представленные произведе­ ния посвящены родному го­ роду и главной профессии его жителей — рыбацкой. Особенно широко эта тема воплощена в полотнах мат­ роса О. Столярова: суда-бо­ гатыри, временно отдыхаю­ щие у причала; Мурманский порт, не затихающий даже ночью; трудовой ритм Тери- берских мастерских. И, ко­ нечно же, главный дом моря­ ков — областной центр, не­ прерывно растущий и хоро­ шеющий. Некоторые другие авторы обращаются к прошлому на­ шего края. Рыбинспектор С. Локко изобразил становище Титовку, каким оно было в 1915 году, показал труд на прежней рыбацкой факто­ рии в Тюва-губе. В глубину веков переносится зритель, знакомясь с деревянным рез­ ным триптихом «Поморский быт» П. Шадрина. Зарю па­ русного флота видим мы на картине «Тихая бухта» плот­ ника И. Артемова. МНЕНИЕ 1 Не мелочь, а В печати уже сказаны доб­ рые слова о первом томе сборника документов и мате­ риалов «Развитие рыбной промышленности Мурманской области 1920—1985», выпущен­ ном недавно областным книж­ ным издательством. Значение сборника, его актуальность справедливо оценены и не требуют дополнительных ком­ ментариев. Но хочу отметить другое. Хотя книгу готовили профес­ сионалы, можно предъявить им и некоторые упреки. Ос­ новная претензия — отсут­ ствие указателя кораблей. Не­ обходимость такого указателя диктуется самим содержани­ ем, где говорится — ни мно­ го ни мало! — о 180 судах, преимущественно траулерах. Чтобы найти сведения или упоминания об одном из них, нужно внимательно перечитать всю книгу. И перечитывать ее надо будет каждый раз, ког­ да возникнет желание продол­ жить поиск сведений о дру­ гих судах. Указатель требуется еще и из-за специфики обозначений РТ, ибо рыболовные трауле­ ры кроме порядковых номе­ ров имели и названия. На­ пример, РТ-1 «Акула», РТ-2 «Ерш», РТ-3 «Красноармеец», РТ-4 «Навага» и так далее, кон­ чая трехзначными цифрами. В материалах сборника в ос­ новном указывается или но­ мер судна, или его название. Непосвященному человеку, не имеющему перед глазами по­ именный список кораблей тра­ лового флота, трудно разо­ браться, что к чему. А если учесть, что в годы войны траулеры, переданные Север- В основном же работы самодеятельных художников отражают сегодняшний день тружеников моря. Кстати, многие авторы и сами из их числа:-В. Зубаиров, М. Дрей- манис, И. Андержанов, Ш . Магдеев и другие. Участвуют в областной вы­ ставке и военные моряки. Напряженным будням Крас­ нознаменного Северного фло­ та посвящены графические листы офицера И. Мошкина. Суровая красота вод Барен­ цева моря при разных «на- строениях» погоды запечат­ лена в серии пастелей офи­ цера А. Гришанцева. Пред­ ставлено творчество и дру­ гих художнпков-северомор- цев. В экспозиции фойе библи­ отеки преобладают яшвопис- ные работы. На третьем эта­ же — продолжение выстав­ ки, где есть и графика, и скульптура малых форм, и произведения декоративно­ прикладного творчества. Все­ го на выставке экспонирует­ ся около 180 любительских работ, самых различных по содержанию и технике ис­ полнения. В. М И Р Н О В . необходимость ному флоту, стали тральщика­ ми да сторожевиками и полу­ чили новые цифровые обо­ значения и названия (например, РТ-64 «Северный полюс» стал СКР-25 «Бриз», РТ-102 «В. Чка­ лов» — СКР-22 «Пассат», РТ-10 «Лебедка» — СКР-12 «Туман»), то понять «кто есть кто» без трудоемкого поиска невоз­ можно. К слову сказать, отсутствие такого документа, как поимен­ ный список кораблей Север­ ного флота (тральщики, СКР) из числа бывших рыболовных траулеров, весьма обедняет военный раздел. А тот список, что опубликован на страницах 212—213, не содержит воен­ ные обозначения кораблей, и неизвестно, какие функции они выполняли в годы Великой Отечественной войны. Указатели — признак высо­ кой культуры издания. Они, как поводыри, ведут читателя в дебрях фактов и событий. К великому сожалению, авто­ ры и издатели пока нас не балуют ими. Вероятно, редак­ торы не требуют, а авторам жаль печатной площади. В итоге снижается научная цен­ ность книги, Об этом, кстати, в свое время велась дискус­ сия в «Литературной газете». Этот пробел в книге «Раз­ витие рыбной промышленно­ сти Мурманской области 1920 — 1985» еще можно воспол­ нить. На мой взгляд, следует поместить общий указатель судов на оба тома во втором, который еще не выпущен. Уверен, ветераны флота, крае­ веды и все читатели, интере­ сующиеся прошлым нашего Севера, будут благодарны за это. Вл. С О Р О К А Ж Е Р Д Ь Е В , член С о ю за писателей С С С Р. СНИМАЕТСЯ «НОВОГОДНЯЯ ночь» . М о с кв а. М узы кал ь ная р е д а кц и я Ц ен тр ал ь ­ н о го тел еви д ени я готовит к н о в о го д н е м у п р а зд н и ку тр а д и ц и о н н ую , ставш ую п о п у л яр ­ н ой п е р е д а ч у «Н о в о го д н я я ночь». В ней п р и ­ м у т участие известны е советские и спол ните­ ли, а т а к ж е талантливая арти стическая м о л о ­ д е ж ь . Н А С Н И М К Е : по ет Г. Б еседина. Ф о то В. С О З И Н О В А . Ф о то х р о н и ка ТА С С . ДЕТСКАЯ ЧИТАЛКА1 Э К С К У Р С И Я П О З О О П А Р К У Вот ти гр. П о д в и д : К Р О В О Ж А Д Н Ы Й . Вот слон. П од ви д : Т Р А В О Ж А Д Н Ы Й . А вот это, С о сет конф еты , Н е д елясь с д р у зь я м и п р и этом Н и и р и ско й , ни ш о ко л а д ко й , —< Б ориска. П од ви д : П Р О С Т О Ж А Д Н Ы Й . К А К М Ы З А М Е Д О М Х О Д И Л И С начала нас было тр о е: Я и В италик с сестрою . Н о с ко р о та вышла из строя, У к у ш е н н а я наповал. И нас оставалось д в о е: В италик кр утил гол ов ою , С м е ш н о и отчаянно воя... И хоть при кры в ал е го я, — У п ал он и б о л ь ш е не встал. С пасаясь от гр о зн о го р о я , П ч е л о у б е ж и щ е р о я П о счету сто двадцать в то р о е, П о с л е д н и м выш ел из строя Я... П о ку п ай те м е д в м а га зи н е, д р у зь я ! В В И Д Е И С К Л Ю Ч Е Н И Я — О бы чн о к ответу в сегд а я готов, — З авери л учителя В овка П етров . — С е го д н я , увы, и склю чен ие, И я не готов, к со ж а л е н и ю . — О бы чн о-то ставлю я «пять» за ответ, — Учи тел ь про м ол ви л П е тр о в у ' я ответ. — С е го д н я , увы, и скл ю чен и е! И ставлю я «два», к со ж а л е н и ю .., И . Ш Е В Ч УК. КРОССВОРД1 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 4. Пресно­ водная рыба. 6. Приспособле­ ние для нанизывания пойман­ ной рыбы рыбаком-любителем. 8. Строительная конструкция. 10. Город в Псковской обла­ сти. 11. Действующее лицо в комедии А. Грибоедова «Горе от ума». 12. Предприятие по ремонту железнодорожного по­ движного состава. 13. Город в ФРГ. 15. Административный центр в Италии. 16. Искусство пения 18. Известный совет­ ский музыкант. 20 Сплетение из цветов. 22. Положение це­ пи при выборе якоря. 24. Сплав ртути с металлом. 25. Персонаж из оперы Д. Россини «Севильский цирюльник». 27. Драгоценный камень. 28. Пред­ приятие кооперативной тор­ говли. 29. Электроизолятор. 30. Водоотводная канава. 32. Ве­ ликий древнегреческий поэт. 34 Скульптура Микеланджело Буонарроти. 36. Степень род­ ства. 38. Летчик-космонавт СССР. 39. Подпольная кличка профессионального рееолюцио- нера-ленинца Тер-Петросяна. 40. Площадка для цирновых выступлений. 41. Роман П. Лук- ницкого. 42. Московский те­ атр. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Столовое блюдо 2. Женское имя. 3. Не­ большое музыкальное произве­ дение виртуозного характера. 4. Персонаж из оперы А. Ру­ бинштейна «Демон». 5. Военно. служащий армии Монгольской Народной Республики. 6. От­ кидная крышка, прикрываю­ щая верхнюю часть двигателя у различных механизмов. 7. Советский писатель, автор сце­ нария художественного фильма «Большая жизнь». 8. Област­ ной центр на Украине. 9. Масть парашюта. 14. Художник- историограф руссиого флота, автор картин «Чесменское ср а ­ жение», «Наваринское сраж е­ ние». 17. Р ассказ А. М. Горько­ го. 18. Артист — любимец публики., 19. Система пистоле­ та. 20. Атлантическая промыс­ ловая рыба. 21. Болотная пти­ ца. 22. Нагорье в Средней Азии. 23. Прием штангиста. 26. Художник или скульптор, изображающий в своих произ­ ведениях животных. 30. Одна из оконечностей судна. 31. По­ рода собак. 32. Персонаж да* романа В. Гюго «93-й год», й. Озеро в Чили. 34. Портовый р а ­ бочий. 35. Поэма М. Ю. Лер­ монтова. 37. Американский пи­ сатель. 39. Порт на Белом мо. ре. С оставил А . П А Н О В . О т в е т ы н а к р о с с в 'д р д , о п у б л и к о в а н н ы й в п р е д ы д у щ е м н о м е р е , с м о т р и т е н а 12-й с т р . . '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz