Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.
• В гостях у муз • > ВСТРЕЧА С РЫБАКАМИ I О жизни, о литературе QTOT СНИМОК возвра щает нас к недавно за кончившемуся в области фе стивалю искусств Белорус ской ССР. Много встреч с читателя ми - северянами состоялось в эти дни у белорусских пи сателей Виктора Козько и Владимира Некляева. Они оеседовали с рыбаками и во енными моряками, с курсан тами мореходного училища и студентами пединститута, выступали в обществе кни голюбов, областной научной библиотеке и других аудито риях. Виктор Козько — видный прозаик, лауреат Государст венной премии БС С Р и пре мии Ленинского комсомола, секретарь Союза писателей Белоруссии. Он автор рома на «Колесом дорога», изве стных повестей, таких, как «Високосный год», «Здрав ствуй и прощай», «Судный день» (по последней, кста ти, был поставлен и недавно показан по Центральному телевидению художествен ный телефильм «Свидетель», вызвавший большой интерес зрителей). Владимир Некля- ев — поэт, широко издаю щийся в центральных изда тельствах, многие его стихо творения стали популярными песнями. З а книгу стихов «Местное время» он был удостоен премии Ленинского комсомола. С большим интересом встречали известных гостей рыбаки. На снимке вы види- В СВЕТЕ р а м п ы : те беседу с писателями, ко торая состоялась на борту БАТ «Маршал Еременко» тралового флота. О жизни, о литературе шел заинтересо ванный разговор. О том, как жизнь вторгается в литера туру и как литература вли яет на жизнь. И, надо по лагать, надолго останется эта встреча в памяти. Фото В. КОРЕЦКОГО. ОАВТРА в сорок восьмой раз областной драмати ческий театр распахнет свои двери перед зрителями... На до сказать, год назад эта де журная фраза была бы не уместной. Да, театральный се зон состоялся, были новые работы, но перед большей частью посетителей театр рас пахивал чужие двери — Двор ца культуры и техники имени С. М. Кирова или межсоюз ного Дворца культуры. Шли, конечно, представления и в родных стенах — на малой сцене, однако этот зал вме щает в десять с лишним раз меньше зрителей, чем зал рыбацкого Дворца. Полтора года длился в здании обла стного драматического капи тальный ремонт. И вот нако нец он окончен. Завтрашний спектакль с полным правом можно назвать возвращением к родным пенатам, возвраще нием театра к нормальным ус ловиям творческой работы. Но не только о предстоящем сезоне попросили мы расска зать в нынешнем интервью главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств РСФСР Г. Г. Михайлова. — Григорий Георгиевич, се зон еще не начался, а ваш коллектив уже успел осенью довольно основательно потру диться. Состоялась большая гастрольная поездка по обла сти, шли репетиции новых спектаклей, а в ноябре театр показал несколько своих по становок, как взрослых, так и детских, ленинградским зрите, лям. — Да, именно ленинград ским. Ведь приезжие, тури сты стремятся, разумеется, по пасть прежде всего в ведущие театры этого города. А на спектакли гастролирующих кол лективов ходят обычно сами ленинградцы, зритель весьма требовательный и опытный. Поблажек у него ждать не приходится. __ И как прошли выступле ния? театр : сезон эксперииента — Чтоб не показаться не скромным, скажу, что прини мали нас тепло. Зал, во вся ком случае, не пустовал. Осо бый интерес у зрителей выз вал спектакль «Вдовий паро ход». Все главные газеты го рода откликнулись подробны ми рецензиями. Были в них, конечно, и замечания, но в целом пресса оценила вы ступления коллектива хорошо. Так что творческий экзамен, мы считаем, выдержан. — Григорий Георгиевич, ны нешний и следующий за ним сезоны будут для областного драматического очень важны ми, принципиальными. В стра не начинается двухлетний те атральный эксперимент, в ко тором участвуют семьдесят коллективов. Работу по пере стройке театрального дела возглавил Союз театральных обществ СССР, на учреди тельном съезде которого вы были избраны членом прав ления. Надо полагать, право участвовать в предстоящем эк сперименте, а оно предостав лено примерно лишь каждому девятому коллективу страны, — это знак серьезного дове рия к творческому потенциа лу мурманчан. Но в то же вре мя — большая ответствен ность. Что вы ждете от эк сперимента? — Во-первых, большей са мостоятельности. В прошлом не раз бывали случаи, когда наш репертуар формировался не самим театром, а работни ками Министерства культуры республики. Например, года два назад возникла ■ театре идея поставить пьесу Бориса Васильева «Завтра была вой на», которую он написал по собственному роману. А ■ ми нистерстве нам говорят: «Нет, вам это не нужно» — «Как так? Нам лучше знать, что нужно северянам!» — «Нет, вам это совсем-совсем не нужно!» И — крест красным карандашом... Или другой слу чай. Утверждается репертуар в тех же стенах. Не помню уже, о какой пьесе шел спор, только насчет нее сказали: «Утвердим, если вы возьмете для постановки пьесу Сергея Михалкова «Что написано пе ром...» — «Но нам она неин тересна. У театра другие пла ны!» — «Не хотите — как угодно. Тогда не утвердим то, что вы просите». Что подела ешь, пришлось под давлени ем согласиться, пойти на ком промисс. А вот зритель на компромисс не пошел! Хотя приглашенный режиссер Чер нышев постарался обогатить спектакль своей фантазией и опытнейший Ефим Яковлевич Иоффе, исполнявший главную роль, пытался вытянуть по становку. Но зритель ее не принял. Потому что в основе была старомодная, малоинте ресная драматургия: не уда лась пьеса Михалкову... Ко нечно, это поражение прежде всего на моей совести. Но те перь подобные ситуации ис ключены. Теперь репертуар театра — это полностью дело его руководства и художест венного совета. — При обсуждении усло вий эксперимента, кстати, мно. го говорилось о повышении роли худсовета, коллективного органа управления. — Это очень важно. Пре жде мы недостаточно исполь. зовали худсовет, эту демокра тическую форму решения про блем коллектива. Теперь изме нена структура, избран новый состав, четко распределены роли. А главное — художест венный совет сейчас имеет право решающего голоса во многих важнейших вопросах нашей жизни, от творческой аттестации актеров до контро ля за качеством текущего ре пертуара и материальным по ощрением артистов. Причем, если администрация примет решение поперек мнению со вета, то вопрос будет выне сен на общее собрание кол лектива. — А вас, положа руку на сердце, не удручает необхо димость делиться властью? — Я бы слукавил, если бы сказал, что предвижу безоб лачную жизнь. Некоторые члены худсовета были избра ны, на мой взгляд, без учета их общественной активности. Может быть, ошибаюсь — время покажет. Но если мы, творческий коллектив, действи тельно живем тем, чем жи вет страна, то нужно учиться и искусству демократического управления. Во всяком случае, с помощью совета у нас дой дут руки до многих проблем, которыми раньше просто не кому было заниматься. — Кроме творческих по ус ловиям эксперимента театрам даны и некоторые экономи ческие права... — Которые так же неотде лимы от ответственности. Мы теперь можем свободнее рас поряжаться постановочными средствами, проще решать ■опросы развития материаль но . технической базы театра, улучшения условий жизни и труда коллектива. Но все это зависит от качества нашей работы. Признает зритель спектакли достойными внима ния, пойдет ■ театр — будет на что Поощрить лучших ра ботников, можно будет вы делить деньги и на долевое участие в строительстве жилья. Нет — придется пенять на се бя... В этом суть эксперимен та: большие права и большая Ответственность. А цель всего — повышение художественно го уровня театральных кол лективов, улучшение качества спектаклей. — Итак, какие же новые спектакли увидим мы в насту пающем году? — Во-первых, назову пьесу литовского драматурга Фрид- бергаса «Арена». Ее премьера состоялась в Ленинграде, и мурманчане познакомятся со спектаклем в самом скором времени. Затем — драма хо рошо известного северянам по двум нашим постановкам писателя Арро «Колея», в ко торой поднимаются нравст венно - этические проблемы семейной жизни.. В наших пла нах также современный воде виль Кленова «Сватовство май ора», созданный по мотивам живописи русского художни ка Федотова, и остропроблем ная пьеса Якименко для. под ростков «Подъезд». Давно уже вынашивается замысел поставить шекспировского «Макбета», который мы хо тим осуществить в нынешнем году. А к семидесятилетию Великой Октябрьской социа листической революции мы по ставим пьесу, о которой я уже говорил, — «Завтра бы ла война». Увидят новые по становки и ребятишки. — А начнется завтра сезон со спектакля, который давно уже обещан мурманчанам... — Да, спектакль «Кола» по известному роману Борис* Полякова был готов еще пол тора года назад. Но из-за ре монта мы не могли его пока зать достойно, без потерь: сцена Дворца культуры про сто не вместила бы действие этой народной драмы, в кото рой занята почти вся труппе. Мы отложили премьеру до той поры, пока не вернемся К родные стены. Так что теперь могу пригласить читателей «Рыбного Мурмана» на новый спектакль. Интервью взял В. БЕЛЯЕВ. МАГНИТОФОННАЯ КЛАВИША Б о л е е д в у х м е с я ц е в длил ся этот своеобразный пе сенный марафон — «Атланты- 86». Он проходил в три тура, причем два последних прово дились в минувшие субботу и воснресенье на сценах мур манских Домов и Дворцов нультуры. Сегодня трудно назвать точ ное число самодеятельных во кально-инструментальных ан самблей, участвовавших в смотре-конкурсе, но в заклю чительном концерте, длившем ся четыре часа, их осталось всего семнадцать. Итак, почти три месяца и всего четыре ча са соревновании, во время ко торых нужно было не толь ко просто исполнить несколь ко песен, но и суметь донести, выразить свое отношение к происходящему в нашей жиз ни, убедить в этом зрителеи Не стал откровением и жюри. Удалось это далено не всем даже на заключительном концерте. Кто же они, заслу жившие симпатии мурманчан? Лауреатом традиционного смотра - конкурса «Атланты- 86» на этот раз стал вокально- инструментальный ансамбль мурманского Дворца культуры и техники имени С. М. Киро ва «Красны девицы». Дипло мом второй степени награжден ВИА Дворца культуры имени XXIII съезда КПСС города А па титы, третье место присужде но ВИА «М орская душа» се вероморского Дома офицеров флота. Кроме того, дипломы и памятные подарки вручены коллективам Дворца культуры «Горняк» (Кировсн), «Мечта» (ДКиТ им. С. М. Кирова), Дома культуры села Лувеньга, Пер вомайского Дома пионеров (Мурманск). Однако смотр-конкурс пока зал, что в деле пропаганды современной советской эстрад ной песни в нашей области да леко не все благополучно. Два года не проводились «Атлан ты», и, естественно, зрители вправе были ожидать от орга низаторов смотра-конкурса ка чественно нового подхода Ка залось, ожидаемое сбудется. По крайней мере, на протяже нии двух туров можно было видеть оригинальные ансамбли, выступление которых было пусть спорным, но интерес ным. Да и в увлечении зрите лей современной эстрадой поя вились новые традиции, новые симпатии. Это выявили жаркие дискуссии, возникавшие во время концертов. Все говори ло о том, что заключительное выступление самодеятельных артистов станет самым настоя щим праздником. Но этого не произошло. В большинстве своем музы кальные коллективы, высту пившие в воскресенье в меж союзном Дворце нультуры, бы ли не очень интересны. Да и песни, исполняемые ими, не стали тем откровени ем, которого ждали зрители. Программа концерта получи лась выхолощенной, без той «изюминки», свойственной лю бому, а тем более такому мас штабному фестивалю. Сказа* лась и крайне низкая техни ческая подготовка: неполадки с аппаратурой тянулись на про тяжении всего концерта. Одним словом, смотр-кон курс показал, что сегодня уже нельзя со старыми мерками подходить к подобным меро приятиям, тем более если это делается для привлечения к эстрадной советской песне мо лодежи, воспитания у нее пат риотических и гражданских чувств, хорош его вкуса. Ю. СМОЛЕВ. ЬямнпииимИИ 26 декабря 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz