Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.

• В гостях у муз • > ВСТРЕЧА С РЫБАКАМИ I О жизни, о литературе QTOT СНИМОК возвра­ щает нас к недавно за­ кончившемуся в области фе­ стивалю искусств Белорус­ ской ССР. Много встреч с читателя­ ми - северянами состоялось в эти дни у белорусских пи­ сателей Виктора Козько и Владимира Некляева. Они оеседовали с рыбаками и во­ енными моряками, с курсан­ тами мореходного училища и студентами пединститута, выступали в обществе кни­ голюбов, областной научной библиотеке и других аудито­ риях. Виктор Козько — видный прозаик, лауреат Государст­ венной премии БС С Р и пре­ мии Ленинского комсомола, секретарь Союза писателей Белоруссии. Он автор рома­ на «Колесом дорога», изве­ стных повестей, таких, как «Високосный год», «Здрав­ ствуй и прощай», «Судный день» (по последней, кста­ ти, был поставлен и недавно показан по Центральному телевидению художествен­ ный телефильм «Свидетель», вызвавший большой интерес зрителей). Владимир Некля- ев — поэт, широко издаю­ щийся в центральных изда­ тельствах, многие его стихо­ творения стали популярными песнями. З а книгу стихов «Местное время» он был удостоен премии Ленинского комсомола. С большим интересом встречали известных гостей рыбаки. На снимке вы види- В СВЕТЕ р а м п ы : те беседу с писателями, ко­ торая состоялась на борту БАТ «Маршал Еременко» тралового флота. О жизни, о литературе шел заинтересо­ ванный разговор. О том, как жизнь вторгается в литера­ туру и как литература вли­ яет на жизнь. И, надо по­ лагать, надолго останется эта встреча в памяти. Фото В. КОРЕЦКОГО. ОАВТРА в сорок восьмой раз областной драмати­ ческий театр распахнет свои двери перед зрителями... На­ до сказать, год назад эта де­ журная фраза была бы не­ уместной. Да, театральный се­ зон состоялся, были новые работы, но перед большей частью посетителей театр рас­ пахивал чужие двери — Двор­ ца культуры и техники имени С. М. Кирова или межсоюз­ ного Дворца культуры. Шли, конечно, представления и в родных стенах — на малой сцене, однако этот зал вме­ щает в десять с лишним раз меньше зрителей, чем зал рыбацкого Дворца. Полтора года длился в здании обла­ стного драматического капи­ тальный ремонт. И вот нако­ нец он окончен. Завтрашний спектакль с полным правом можно назвать возвращением к родным пенатам, возвраще­ нием театра к нормальным ус­ ловиям творческой работы. Но не только о предстоящем сезоне попросили мы расска­ зать в нынешнем интервью главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств РСФСР Г. Г. Михайлова. — Григорий Георгиевич, се­ зон еще не начался, а ваш коллектив уже успел осенью довольно основательно потру­ диться. Состоялась большая гастрольная поездка по обла­ сти, шли репетиции новых спектаклей, а в ноябре театр показал несколько своих по­ становок, как взрослых, так и детских, ленинградским зрите, лям. — Да, именно ленинград­ ским. Ведь приезжие, тури­ сты стремятся, разумеется, по­ пасть прежде всего в ведущие театры этого города. А на спектакли гастролирующих кол­ лективов ходят обычно сами ленинградцы, зритель весьма требовательный и опытный. Поблажек у него ждать не приходится. __ И как прошли выступле­ ния? театр : сезон эксперииента — Чтоб не показаться не­ скромным, скажу, что прини­ мали нас тепло. Зал, во вся­ ком случае, не пустовал. Осо­ бый интерес у зрителей выз­ вал спектакль «Вдовий паро­ ход». Все главные газеты го­ рода откликнулись подробны­ ми рецензиями. Были в них, конечно, и замечания, но в целом пресса оценила вы­ ступления коллектива хорошо. Так что творческий экзамен, мы считаем, выдержан. — Григорий Георгиевич, ны­ нешний и следующий за ним сезоны будут для областного драматического очень важны­ ми, принципиальными. В стра­ не начинается двухлетний те­ атральный эксперимент, в ко­ тором участвуют семьдесят коллективов. Работу по пере­ стройке театрального дела возглавил Союз театральных обществ СССР, на учреди­ тельном съезде которого вы были избраны членом прав­ ления. Надо полагать, право участвовать в предстоящем эк­ сперименте, а оно предостав­ лено примерно лишь каждому девятому коллективу страны, — это знак серьезного дове­ рия к творческому потенциа­ лу мурманчан. Но в то же вре­ мя — большая ответствен­ ность. Что вы ждете от эк­ сперимента? — Во-первых, большей са­ мостоятельности. В прошлом не раз бывали случаи, когда наш репертуар формировался не самим театром, а работни­ ками Министерства культуры республики. Например, года два назад возникла ■ театре идея поставить пьесу Бориса Васильева «Завтра была вой­ на», которую он написал по собственному роману. А ■ ми­ нистерстве нам говорят: «Нет, вам это не нужно» — «Как так? Нам лучше знать, что нужно северянам!» — «Нет, вам это совсем-совсем не нужно!» И — крест красным карандашом... Или другой слу­ чай. Утверждается репертуар в тех же стенах. Не помню уже, о какой пьесе шел спор, только насчет нее сказали: «Утвердим, если вы возьмете для постановки пьесу Сергея Михалкова «Что написано пе­ ром...» — «Но нам она неин­ тересна. У театра другие пла­ ны!» — «Не хотите — как угодно. Тогда не утвердим то, что вы просите». Что подела­ ешь, пришлось под давлени­ ем согласиться, пойти на ком­ промисс. А вот зритель на компромисс не пошел! Хотя приглашенный режиссер Чер­ нышев постарался обогатить спектакль своей фантазией и опытнейший Ефим Яковлевич Иоффе, исполнявший главную роль, пытался вытянуть по­ становку. Но зритель ее не принял. Потому что в основе была старомодная, малоинте­ ресная драматургия: не уда­ лась пьеса Михалкову... Ко­ нечно, это поражение прежде всего на моей совести. Но те­ перь подобные ситуации ис­ ключены. Теперь репертуар театра — это полностью дело его руководства и художест­ венного совета. — При обсуждении усло­ вий эксперимента, кстати, мно. го говорилось о повышении роли худсовета, коллективного органа управления. — Это очень важно. Пре­ жде мы недостаточно исполь. зовали худсовет, эту демокра­ тическую форму решения про­ блем коллектива. Теперь изме­ нена структура, избран новый состав, четко распределены роли. А главное — художест­ венный совет сейчас имеет право решающего голоса во многих важнейших вопросах нашей жизни, от творческой аттестации актеров до контро­ ля за качеством текущего ре­ пертуара и материальным по­ ощрением артистов. Причем, если администрация примет решение поперек мнению со­ вета, то вопрос будет выне­ сен на общее собрание кол­ лектива. — А вас, положа руку на сердце, не удручает необхо­ димость делиться властью? — Я бы слукавил, если бы сказал, что предвижу безоб­ лачную жизнь. Некоторые члены худсовета были избра­ ны, на мой взгляд, без учета их общественной активности. Может быть, ошибаюсь — время покажет. Но если мы, творческий коллектив, действи­ тельно живем тем, чем жи­ вет страна, то нужно учиться и искусству демократического управления. Во всяком случае, с помощью совета у нас дой­ дут руки до многих проблем, которыми раньше просто не­ кому было заниматься. — Кроме творческих по ус­ ловиям эксперимента театрам даны и некоторые экономи­ ческие права... — Которые так же неотде­ лимы от ответственности. Мы теперь можем свободнее рас­ поряжаться постановочными средствами, проще решать ■опросы развития материаль­ но . технической базы театра, улучшения условий жизни и труда коллектива. Но все это зависит от качества нашей работы. Признает зритель спектакли достойными внима­ ния, пойдет ■ театр — будет на что Поощрить лучших ра­ ботников, можно будет вы­ делить деньги и на долевое участие в строительстве жилья. Нет — придется пенять на се­ бя... В этом суть эксперимен­ та: большие права и большая Ответственность. А цель всего — повышение художественно­ го уровня театральных кол­ лективов, улучшение качества спектаклей. — Итак, какие же новые спектакли увидим мы в насту­ пающем году? — Во-первых, назову пьесу литовского драматурга Фрид- бергаса «Арена». Ее премьера состоялась в Ленинграде, и мурманчане познакомятся со спектаклем в самом скором времени. Затем — драма хо­ рошо известного северянам по двум нашим постановкам писателя Арро «Колея», в ко­ торой поднимаются нравст­ венно - этические проблемы семейной жизни.. В наших пла­ нах также современный воде­ виль Кленова «Сватовство май­ ора», созданный по мотивам живописи русского художни­ ка Федотова, и остропроблем­ ная пьеса Якименко для. под­ ростков «Подъезд». Давно уже вынашивается замысел поставить шекспировского «Макбета», который мы хо­ тим осуществить в нынешнем году. А к семидесятилетию Великой Октябрьской социа­ листической революции мы по­ ставим пьесу, о которой я уже говорил, — «Завтра бы­ ла война». Увидят новые по­ становки и ребятишки. — А начнется завтра сезон со спектакля, который давно уже обещан мурманчанам... — Да, спектакль «Кола» по известному роману Борис* Полякова был готов еще пол­ тора года назад. Но из-за ре­ монта мы не могли его пока­ зать достойно, без потерь: сцена Дворца культуры про­ сто не вместила бы действие этой народной драмы, в кото­ рой занята почти вся труппе. Мы отложили премьеру до той поры, пока не вернемся К родные стены. Так что теперь могу пригласить читателей «Рыбного Мурмана» на новый спектакль. Интервью взял В. БЕЛЯЕВ. МАГНИТОФОННАЯ КЛАВИША Б о л е е д в у х м е с я ц е в длил­ ся этот своеобразный пе­ сенный марафон — «Атланты- 86». Он проходил в три тура, причем два последних прово­ дились в минувшие субботу и воснресенье на сценах мур­ манских Домов и Дворцов нультуры. Сегодня трудно назвать точ­ ное число самодеятельных во­ кально-инструментальных ан­ самблей, участвовавших в смотре-конкурсе, но в заклю­ чительном концерте, длившем­ ся четыре часа, их осталось всего семнадцать. Итак, почти три месяца и всего четыре ча­ са соревновании, во время ко­ торых нужно было не толь­ ко просто исполнить несколь­ ко песен, но и суметь донести, выразить свое отношение к происходящему в нашей жиз­ ни, убедить в этом зрителеи Не стал откровением и жюри. Удалось это далено не всем даже на заключительном концерте. Кто же они, заслу­ жившие симпатии мурманчан? Лауреатом традиционного смотра - конкурса «Атланты- 86» на этот раз стал вокально- инструментальный ансамбль мурманского Дворца культуры и техники имени С. М. Киро­ ва «Красны девицы». Дипло­ мом второй степени награжден ВИА Дворца культуры имени XXIII съезда КПСС города А па­ титы, третье место присужде­ но ВИА «М орская душа» се­ вероморского Дома офицеров флота. Кроме того, дипломы и памятные подарки вручены коллективам Дворца культуры «Горняк» (Кировсн), «Мечта» (ДКиТ им. С. М. Кирова), Дома культуры села Лувеньга, Пер­ вомайского Дома пионеров (Мурманск). Однако смотр-конкурс пока­ зал, что в деле пропаганды современной советской эстрад­ ной песни в нашей области да­ леко не все благополучно. Два года не проводились «Атлан­ ты», и, естественно, зрители вправе были ожидать от орга­ низаторов смотра-конкурса ка­ чественно нового подхода Ка­ залось, ожидаемое сбудется. По крайней мере, на протяже­ нии двух туров можно было видеть оригинальные ансамбли, выступление которых было пусть спорным, но интерес­ ным. Да и в увлечении зрите­ лей современной эстрадой поя­ вились новые традиции, новые симпатии. Это выявили жаркие дискуссии, возникавшие во время концертов. Все говори­ ло о том, что заключительное выступление самодеятельных артистов станет самым настоя­ щим праздником. Но этого не произошло. В большинстве своем музы­ кальные коллективы, высту­ пившие в воскресенье в меж­ союзном Дворце нультуры, бы­ ли не очень интересны. Да и песни, исполняемые ими, не стали тем откровени­ ем, которого ждали зрители. Программа концерта получи­ лась выхолощенной, без той «изюминки», свойственной лю­ бому, а тем более такому мас­ штабному фестивалю. Сказа* лась и крайне низкая техни­ ческая подготовка: неполадки с аппаратурой тянулись на про­ тяжении всего концерта. Одним словом, смотр-кон­ курс показал, что сегодня уже нельзя со старыми мерками подходить к подобным меро­ приятиям, тем более если это делается для привлечения к эстрадной советской песне мо­ лодежи, воспитания у нее пат­ риотических и гражданских чувств, хорош его вкуса. Ю. СМОЛЕВ. ЬямнпииимИИ 26 декабря 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz