Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.

•Решения XXVII съезда КПСС -в жизнь! • С / съезда профсоюза рыбаков ' Время требует ответственности Товарищи! Давнее желание рыбаков иметь свой профес­ сиональный союз стало реаль­ ностью, и я испытываю чувство удовлетворения и гордости, что являюсь делегатом его первого съезда. Профсоюз ра. ботников рыбного хозяйства, наш сегодняшний деловой съезд помогут еще успешнее решать задачи, стоящие пе­ ред рыбной отраслью, страны. Рыбаки Мурманского трало­ вого флота, как и все совет­ ские люди, единодушно под­ держивают ленинский внеш­ неполитический курс КПСС и Советского государства, на­ правленный на обуздание гон­ ки ядерных вооружений, обе­ спечение безопасности наро­ дов, горячо одобряют мир­ ные инициативы, выдвинутые М. С. Горбачевым в Рейкьяви­ ке. Эта поддержка выражает­ ся в горячем стремлении трал- флотовцев своим трудом кре­ пить могущество Родины, • массовых антивоенных акциях. Только в этом году мы пере­ числили, например, в Фонд мира 70 тысяч рублей. Вся наша страна сегодня обновляется, сбрасывает от» жившее, обветшалое. В тра­ ловом флоте также заметны перемены. Стала выше трудо­ вая активность людей, креп­ нет дисциплина, весомее становится наш вклад в реше­ ние экономических и соци­ альных проблем флота. С на­ чала года флот выполняет планы и обязательства прак­ тически по всем показателям, в том числе по прибыли. А наш экипаж БАТ «Алексей Ге­ нералов» стал инициатором общефлотского соревнования нынешней пятилетки. Как де­ путат Мурманского областно­ го Совета народных депута­ тов, я встречаюсь с экипажа­ ми промысловых судов дру­ гих флотов Северного бас­ сейна и вижу, что перемены происходят и там: люди зна­ ют, что от них требуется, и трудятся с вдохновением. Бо­ лее строго относятся рыбаки к результатам своего труда, стремятся выпускать больше высококачественной продук­ ции меньшим числом работа­ ющих. Однако не все можно сделать сознательностью да энтузиазмом. Поступают на флоты новей­ шие рыбодобывающие су­ да океанического лова. Подни­ маешься на такое судно — душа радуется. А заглянешь • производственный цех — руки опускаются. Обрабатывать с трудом пойманную в море рыбу нечем. Механизация ры- бофабрик такова, что остав­ ляет в неприкосновенности наш древний инструмент — шкерочный нож. Диву даешь­ ся: электронная аппаратура на мостике — и шкерочный нож в руках матроса - рыбо­ обработчика. Прекрасные хо­ довые качества судна, совре­ менные тралы, а чтобы разде­ лать поднятый улов, на под- вахту становятся после свое­ го 12-часового трудового дня штурманы и электромеханики. Остается еще, правда, надеж­ да на судовых умельцев, ко­ торые что-то сами внедряют и рационализируют. Мне кажется, что наше Министерство рыбного хозяй­ ства, заказывая новые суда, где-то серьезно недорабаты­ вает. Неужели там не пони­ мают, что без современной рыборазделочной техники, только за счет высокой орга­ низации производства и дис­ циплины труда желаемого эф- Выступление на съезде ма­ стера по обработке рыбы БАТ «Алексей Генералов» Мурманского тралового флота Б. Г. ТАРАНА фекта на судах не достичь, резервы там почти выбраны. Дошло до того, что на послед­ них выставках «Инрыбпром» отечественной рыборазделоч­ ной техники для судов почти не было. Перед рыбаками поставлена задача увеличивать выпуск продукции улучшенных ассор­ тиментов, то есть разделан­ ной рыбы. Это одновременно и реальный путь увеличения производства рыбной кормо­ вой муки и рыбьего жира. Но опять же на нынешних рыбо- фабриках добиться этого поч­ ти невозможно. Только наш экипаж за шесть месяцев не­ додал 100 тонн муки. Над конструированием рыбо­ разделочной техники, линий и автоматов работает коллектив «Севтехрыбпрома». Но у не­ го нет предприятия, которое изготовляло бы машины, со ­ зданные нонструкторами. Такой завод намечалось строить в Мурманске в нынешней пяти­ летке. Однако Минрыбхоз, вме­ сто того чтобы ускорить его сооружение, перенес строите­ льство на XIII пятилетку. Это ошибочное решение, и его на­ до исправить. Промысловые рейсы весьма продолжительны, длятся 120— 167 суток. Далеко не каждый выдержит такое испытание. Редко встретишь рыбака с 20- летним стажем работы в мо­ ре. При таких условиях наше­ го труда хотелось бы, чтобы мы не ощущали дефицита внимания к себе. А с чем мы сталкиваемся? Сапоги тяже­ лые, и их не час-два, а 12 ча­ сов в сутки носишь. Хлопчато* бумажный костюм висит меш­ ком и выдается на год, хотя в соленой вод* не держится и шести месяце*. Моряки вы­ нуждены сами покупать в ма­ газинах костюмы, сапоги. Н* хватает даже перчаток. Нор­ мы их расходования не пере­ сматривались уже 30 лет. Возьмем культурное обслу­ живание в море. Не хочу быть несправедливым, а ближайших районах промысла немало де­ лается. А вот в дальних не увидишь никого: ни культра­ ботников, ни артистов, ни поэ­ тов, ни писателей. Рыбак надеется хорошо от­ дохнуть после изнурительного рейса, вместе с семьей пое­ хать на юг. Но в дом отдыха мы получим на экипаж в сто человек не более четырех пу­ тевок. Промысловиков всего Мурмана обслуживает един­ ственный пансионат «Рыбак Заполярья», малоблагоустроен­ ный и изрядно обветшавший за сорок лет своего сущест­ вования. В 1987 году объединение «Мурманрыбпром» приступает к реконструкции пансионата, будет вести работы хозяйст­ венным способом. Министер­ ству рыбного хозяйства, ЦК профсоюза надо сделать все возможное, чтобы расширить количество мест в «Рыбаке Заполярья» хотя бы до 1000. В то же время в ВЦСПС надо рассмотреть вопрос!"'о пере­ распределении путевок, боль­ ше выделять их рыбакам в других местах. Я понимаю, что сегодня не просто перейти с одного дня отдыха плавсостава в неделю к двум. Но и этот вопрос надо решать. Разве справед­ ливо, что в Мурманском мор­ ском пароходстве и у мор­ ских нефтяников по два вы­ ходных в неделю, а у нас, в старейшей отрасли экономики страны, все еще один? И пен­ сионный возраст плавсостава надо приравнять к шахтерско­ му. Острейшей проблемой у нас остается жилье. Не от хоро­ шей жизни рыбаки сами стро­ ят себе индивидуальные до­ ма на севере. Только в нашем тралфлоте в очереди на жилье 5 тысяч человек из 15 тысяч работающих. А получаем в Год 40 государственных квар­ тир да столько же коопера­ тивных. При таких темпах жи­ лищную проблему к 2000 го­ ду нам не решить. Даже мно­ гие люди с 20-летним стажем на флоте не имеют отдель­ ных благоустроенных квартир. Проработав 15 лет и более, многие с семьями покидают Мурманск из-за неудовлетво­ рительных жилищных условий. Министерству рыбного хозяй­ ства СССР, ВЦСПС, ЦК проф­ союза работников рыбного хозяйства надо сделать все возможное, чтобы для рыба­ ков Мурмана уже в ближай­ шие годы строилось значи­ тельно больше жилья, а пока следует увеличить хотя бы ко­ оперативное строительство. Говоря о жилье, я не мо­ гу принять доводы первого заместителя министра рыбно­ го хозяйства СССР Н. П. Куд­ рявцева, приведенные вчера на встреч* с нами: будто • Мурманске не осваиваются выделенные средства на стро­ ительство жилья. Дело в дру­ гом — средств этих выделя­ ется мало. Чтобы решить жи­ лищные проблемы рыбаков, объемы строительства надо увеличить в несколько раз. Нашему съезду предстоит утвердить Устав профсоюза работников рыбного хозяйства. В его проект* учтены многие предложения, высказанные на отчетно-выборных собраниях. Мы поддерживаем положение о расширении полномочий су­ довых профкомитетов. Это еще больше поднимет обще­ ственную активность моряков. В целом проект Устава отра­ жает все основные задачи и направлен на повышение ро­ ли профсоюза в ускорении социально-экономического раз­ вития отрасли. Хочется верить, что подня­ тые мною по просьбе рыба­ ков Мурмана вопросы отзо­ вутся эхом не только в этом зале. Я уверен в благоприят­ ном их решении, потому что наше время требует делови­ тости и ответственности, един­ ства слова и дела. Членам нового ЦК профсо­ юза хочу пожелать почаще встречаться с судовыми экипа­ жами. А что касается нас, ры­ баков, то мы приложим все силы для выполнения реше­ ний XXVII съезда КПСС. Проблемы ускорения 1 / ОЛЛЕКТИВ Беломорской базы гослова является составной “ частью объединения «Карелрыбпром», которое •входит во Всесоюзное рыбопромышленное объединение «Севрыба». Бе- ломорцы из года в год успешно справляются с государствен­ ным планом и социалистическими обязательствами. И нынеш­ ний год не стал исключением! задание завершено еще 24 но­ ября. Наш корреспондент И. Березюк попросила начальника Бело­ морской базы гослова Александра Степановича НОСНИЦИж'А рассказать о том, чем живет коллектив, какие планы намечает, с какими трудностями борется. Между двух огней — Александр Степанович, вряд ли найдем еще такое предприятие в «Севрыбе», где была бы столь сложная систе­ ма управления: Министерство, ВРПО, «Карелрыбпром», база В Беломорске, оперативная груп­ па в Мурманске. Может, сле­ довало бы упростить ее? — Нет, она экономически оправдана. Другой вопрос -* дальнейшее развитие мощно­ стей в Беломорске. В частно­ сти, углубление канала, чтобы ТСМ могли швартоваться в том порту, и реконструкция там рыбообрабатывающих пред­ приятий. Уже в будущем году приступаем к этим мероприя­ тиям. — Так, может быть, туда же, в Беломорск, переехать Мурманской базе? — Беломорский порт замер, зает, все наши суда, зимой приходят в Мурманск. — Здесь же и ремонтируют» ся? — Да. Когда-то мы начинали с крошечного участка причаль­ ной линии. Со временем пост­ роили две причальные пло­ щади со складами, котельной, создали базу технического об­ служивания, приобрели дзе болгарские плавмастерские. — Но ведь новые суда на­ сыщены автоматикой. Где их ремонтировать? — Главная наша задача ка будущий год — переход на сервисное обслуживание тра­ улеров типа «Орленок» (кста­ ти, суда такие не только у нас). Для этого необходимо построить цех, где будут ре* монтировать автоматику, элек­ трооборудование и механиче­ скую часть ТСМ. Уже есть до­ говоренность с генеральным директором ьерфи в Штраль- зуиде в ГДР о том. что к нам приедут их специалисты, что­ бы помочь ремонтировать эти суда. Сейчас решаются вопро. сы о приобретении финского ангара, переоборудования его под цех, покупки оборудования. Вот тогда будет намного легче эксплуатировать эти суда, тог­ да они станут рентабельными. — К тому же, наверное, не­ малые потери у вас связаны с малой грузоподъемностью ТСМ? — Конечно, только в ноябре мы недосчитались около полу­ миллиона рублей из-за про*, стоя на промысле семи трау­ леров. Нужно иметь на промы. еле собственное судно-рефри­ жератор. В первом квартале получаем от Мурманского тра­ лового флота ППР «Ван Дейн» для этих целей. | \ — Александр Степанович f а как у вас решаются проблемы жилья? — Крайне сложный вопрос. Строим хозспособом в Бело­ морске, но это — капля в мо­ ре. Кооперативное жилье дают, но всего 2—3 квартиры в год. Желающих, конечно же, намно­ го больше. В итоге теряем лю­ дей, а это сказывается на тех­ ническом состоянии флота. — А МЖК? — Так ведь если бы не хва­ тало рабочих рук! Лимитов нет. А деньги и рабочих мы нашли бы. — Изменится что-либо в этом плане в 1987 году? — Очень надеемся. Ускорить решение жилищной проблемы — значит, облегчить решение многих производственных воп­ росов. Ибо одна сф ера неотде­ лима от другой. Поэтому ждем от ВРПО практической помо­ щи. Пока же получается так: в Мурманске нас считают ка- рельцами, в Карелии — мур­ манчанами! Что-то вроде па­ сынков. Правда, при планиро­ вании заданий нам «нарезают» очень крупный «кусок», qf4 * Ъ > 1 Хозяйствовать ЧТО ТАИ, 1. КОМБИНАТУ НУЖНО СЫРЬЕ В 1982 году вошел в строй Архангельский опытно-водо­ рослевый комбинат. По-доб­ рому бы, к моменту ввода и решить проблемы с обеспе­ чением нового предприятия сырьем, в первую очередь — для производства маннита. Решены они были далеко не полностью, а потому ком­ бинат долгое время сидел, что называется, на голодном пайке. Недостаточно были изучены районы расположе­ ния водорослевых полей, их биомасса в Белом и Барен­ цевом морях, не было и спе­ циализированных судов для добычи и транспортировки водорослей. Сказывалась инерция мы­ шления: рыба заслоняла все остальное, нетрадиционные объекты промысла ютились на задворках деятельности Северного бассейна. В пос­ леднее время, однако, сдела­ ны довольно уверенные ша­ ги в нужную сторону. В те­ чение трех лет специалисты ПИНРО детально обследова­ ли запасы водорослей. Уста­ новлено, что они позволяют обеспечить мощности нового предприятия сырьем для про­ изводства маннита и альги- ната натрия. Сырьевые же запасы анфельции ограни­ ченны, а потому и производ­ ство агара может быть дове­ дено только до 40— 42 тонн в год. Специалисты «Севтехрыб­ прома» разработали кон­ струкцию сушильных уст­ ройств, не имеющих анало­ гов в стране. Нынче такими механизмами (Н-29-ИЛЦ) были оснащены три спслша- лизированных участка. Като­ дом искусственной сушки за­ готовлено около 120 тонн ла­ минарии. По-прежнему острой остает­ ся проблема механизированной заготовки сырья. Специалисты Гипрорыбфлота предложили, было, конструкцию судна «Ман- нит» для добычи ламинарии. Она оказалась неудачной, до­ ведение «до ума» не удалось, очередные испытания поназа- ли, что дальнейшее усовер­ шенствование установленного на судне добывающего устрой­ ства режущего типа нецелесо­ образно Поэтому было приня­ то решение о переоснащении «Маннита» драгой норвежского типа. Испытания этих драг В нынешнем году дали обнаде­ живающие результаты. 36 судов, оснащенных дра­ гами, вели нынче заготовку водорослей. Промысел про­ ходил на 51 участке. В нем были заняты 650 человек. Принимаемые меры позво­ лили увеличить загоз$вкУ ламинарии в этом году по сравнению с 1981 г. в 2 ,о раза, анфельции — в 1,4 ра­ за. Таким образом, начиная ь прошлого года, мощности во­ дорослевого комбината для производства агара и альги- 26 декабря 1386 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz