Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.
•Решения XXVII съезда КПСС -в жизнь! • С / съезда профсоюза рыбаков ' Время требует ответственности Товарищи! Давнее желание рыбаков иметь свой профес сиональный союз стало реаль ностью, и я испытываю чувство удовлетворения и гордости, что являюсь делегатом его первого съезда. Профсоюз ра. ботников рыбного хозяйства, наш сегодняшний деловой съезд помогут еще успешнее решать задачи, стоящие пе ред рыбной отраслью, страны. Рыбаки Мурманского трало вого флота, как и все совет ские люди, единодушно под держивают ленинский внеш неполитический курс КПСС и Советского государства, на правленный на обуздание гон ки ядерных вооружений, обе спечение безопасности наро дов, горячо одобряют мир ные инициативы, выдвинутые М. С. Горбачевым в Рейкьяви ке. Эта поддержка выражает ся в горячем стремлении трал- флотовцев своим трудом кре пить могущество Родины, • массовых антивоенных акциях. Только в этом году мы пере числили, например, в Фонд мира 70 тысяч рублей. Вся наша страна сегодня обновляется, сбрасывает от» жившее, обветшалое. В тра ловом флоте также заметны перемены. Стала выше трудо вая активность людей, креп нет дисциплина, весомее становится наш вклад в реше ние экономических и соци альных проблем флота. С на чала года флот выполняет планы и обязательства прак тически по всем показателям, в том числе по прибыли. А наш экипаж БАТ «Алексей Ге нералов» стал инициатором общефлотского соревнования нынешней пятилетки. Как де путат Мурманского областно го Совета народных депута тов, я встречаюсь с экипажа ми промысловых судов дру гих флотов Северного бас сейна и вижу, что перемены происходят и там: люди зна ют, что от них требуется, и трудятся с вдохновением. Бо лее строго относятся рыбаки к результатам своего труда, стремятся выпускать больше высококачественной продук ции меньшим числом работа ющих. Однако не все можно сделать сознательностью да энтузиазмом. Поступают на флоты новей шие рыбодобывающие су да океанического лова. Подни маешься на такое судно — душа радуется. А заглянешь • производственный цех — руки опускаются. Обрабатывать с трудом пойманную в море рыбу нечем. Механизация ры- бофабрик такова, что остав ляет в неприкосновенности наш древний инструмент — шкерочный нож. Диву даешь ся: электронная аппаратура на мостике — и шкерочный нож в руках матроса - рыбо обработчика. Прекрасные хо довые качества судна, совре менные тралы, а чтобы разде лать поднятый улов, на под- вахту становятся после свое го 12-часового трудового дня штурманы и электромеханики. Остается еще, правда, надеж да на судовых умельцев, ко торые что-то сами внедряют и рационализируют. Мне кажется, что наше Министерство рыбного хозяй ства, заказывая новые суда, где-то серьезно недорабаты вает. Неужели там не пони мают, что без современной рыборазделочной техники, только за счет высокой орга низации производства и дис циплины труда желаемого эф- Выступление на съезде ма стера по обработке рыбы БАТ «Алексей Генералов» Мурманского тралового флота Б. Г. ТАРАНА фекта на судах не достичь, резервы там почти выбраны. Дошло до того, что на послед них выставках «Инрыбпром» отечественной рыборазделоч ной техники для судов почти не было. Перед рыбаками поставлена задача увеличивать выпуск продукции улучшенных ассор тиментов, то есть разделан ной рыбы. Это одновременно и реальный путь увеличения производства рыбной кормо вой муки и рыбьего жира. Но опять же на нынешних рыбо- фабриках добиться этого поч ти невозможно. Только наш экипаж за шесть месяцев не додал 100 тонн муки. Над конструированием рыбо разделочной техники, линий и автоматов работает коллектив «Севтехрыбпрома». Но у не го нет предприятия, которое изготовляло бы машины, со зданные нонструкторами. Такой завод намечалось строить в Мурманске в нынешней пяти летке. Однако Минрыбхоз, вме сто того чтобы ускорить его сооружение, перенес строите льство на XIII пятилетку. Это ошибочное решение, и его на до исправить. Промысловые рейсы весьма продолжительны, длятся 120— 167 суток. Далеко не каждый выдержит такое испытание. Редко встретишь рыбака с 20- летним стажем работы в мо ре. При таких условиях наше го труда хотелось бы, чтобы мы не ощущали дефицита внимания к себе. А с чем мы сталкиваемся? Сапоги тяже лые, и их не час-два, а 12 ча сов в сутки носишь. Хлопчато* бумажный костюм висит меш ком и выдается на год, хотя в соленой вод* не держится и шести месяце*. Моряки вы нуждены сами покупать в ма газинах костюмы, сапоги. Н* хватает даже перчаток. Нор мы их расходования не пере сматривались уже 30 лет. Возьмем культурное обслу живание в море. Не хочу быть несправедливым, а ближайших районах промысла немало де лается. А вот в дальних не увидишь никого: ни культра ботников, ни артистов, ни поэ тов, ни писателей. Рыбак надеется хорошо от дохнуть после изнурительного рейса, вместе с семьей пое хать на юг. Но в дом отдыха мы получим на экипаж в сто человек не более четырех пу тевок. Промысловиков всего Мурмана обслуживает един ственный пансионат «Рыбак Заполярья», малоблагоустроен ный и изрядно обветшавший за сорок лет своего сущест вования. В 1987 году объединение «Мурманрыбпром» приступает к реконструкции пансионата, будет вести работы хозяйст венным способом. Министер ству рыбного хозяйства, ЦК профсоюза надо сделать все возможное, чтобы расширить количество мест в «Рыбаке Заполярья» хотя бы до 1000. В то же время в ВЦСПС надо рассмотреть вопрос!"'о пере распределении путевок, боль ше выделять их рыбакам в других местах. Я понимаю, что сегодня не просто перейти с одного дня отдыха плавсостава в неделю к двум. Но и этот вопрос надо решать. Разве справед ливо, что в Мурманском мор ском пароходстве и у мор ских нефтяников по два вы ходных в неделю, а у нас, в старейшей отрасли экономики страны, все еще один? И пен сионный возраст плавсостава надо приравнять к шахтерско му. Острейшей проблемой у нас остается жилье. Не от хоро шей жизни рыбаки сами стро ят себе индивидуальные до ма на севере. Только в нашем тралфлоте в очереди на жилье 5 тысяч человек из 15 тысяч работающих. А получаем в Год 40 государственных квар тир да столько же коопера тивных. При таких темпах жи лищную проблему к 2000 го ду нам не решить. Даже мно гие люди с 20-летним стажем на флоте не имеют отдель ных благоустроенных квартир. Проработав 15 лет и более, многие с семьями покидают Мурманск из-за неудовлетво рительных жилищных условий. Министерству рыбного хозяй ства СССР, ВЦСПС, ЦК проф союза работников рыбного хозяйства надо сделать все возможное, чтобы для рыба ков Мурмана уже в ближай шие годы строилось значи тельно больше жилья, а пока следует увеличить хотя бы ко оперативное строительство. Говоря о жилье, я не мо гу принять доводы первого заместителя министра рыбно го хозяйства СССР Н. П. Куд рявцева, приведенные вчера на встреч* с нами: будто • Мурманске не осваиваются выделенные средства на стро ительство жилья. Дело в дру гом — средств этих выделя ется мало. Чтобы решить жи лищные проблемы рыбаков, объемы строительства надо увеличить в несколько раз. Нашему съезду предстоит утвердить Устав профсоюза работников рыбного хозяйства. В его проект* учтены многие предложения, высказанные на отчетно-выборных собраниях. Мы поддерживаем положение о расширении полномочий су довых профкомитетов. Это еще больше поднимет обще ственную активность моряков. В целом проект Устава отра жает все основные задачи и направлен на повышение ро ли профсоюза в ускорении социально-экономического раз вития отрасли. Хочется верить, что подня тые мною по просьбе рыба ков Мурмана вопросы отзо вутся эхом не только в этом зале. Я уверен в благоприят ном их решении, потому что наше время требует делови тости и ответственности, един ства слова и дела. Членам нового ЦК профсо юза хочу пожелать почаще встречаться с судовыми экипа жами. А что касается нас, ры баков, то мы приложим все силы для выполнения реше ний XXVII съезда КПСС. Проблемы ускорения 1 / ОЛЛЕКТИВ Беломорской базы гослова является составной “ частью объединения «Карелрыбпром», которое •входит во Всесоюзное рыбопромышленное объединение «Севрыба». Бе- ломорцы из года в год успешно справляются с государствен ным планом и социалистическими обязательствами. И нынеш ний год не стал исключением! задание завершено еще 24 но ября. Наш корреспондент И. Березюк попросила начальника Бело морской базы гослова Александра Степановича НОСНИЦИж'А рассказать о том, чем живет коллектив, какие планы намечает, с какими трудностями борется. Между двух огней — Александр Степанович, вряд ли найдем еще такое предприятие в «Севрыбе», где была бы столь сложная систе ма управления: Министерство, ВРПО, «Карелрыбпром», база В Беломорске, оперативная груп па в Мурманске. Может, сле довало бы упростить ее? — Нет, она экономически оправдана. Другой вопрос -* дальнейшее развитие мощно стей в Беломорске. В частно сти, углубление канала, чтобы ТСМ могли швартоваться в том порту, и реконструкция там рыбообрабатывающих пред приятий. Уже в будущем году приступаем к этим мероприя тиям. — Так, может быть, туда же, в Беломорск, переехать Мурманской базе? — Беломорский порт замер, зает, все наши суда, зимой приходят в Мурманск. — Здесь же и ремонтируют» ся? — Да. Когда-то мы начинали с крошечного участка причаль ной линии. Со временем пост роили две причальные пло щади со складами, котельной, создали базу технического об служивания, приобрели дзе болгарские плавмастерские. — Но ведь новые суда на сыщены автоматикой. Где их ремонтировать? — Главная наша задача ка будущий год — переход на сервисное обслуживание тра улеров типа «Орленок» (кста ти, суда такие не только у нас). Для этого необходимо построить цех, где будут ре* монтировать автоматику, элек трооборудование и механиче скую часть ТСМ. Уже есть до говоренность с генеральным директором ьерфи в Штраль- зуиде в ГДР о том. что к нам приедут их специалисты, что бы помочь ремонтировать эти суда. Сейчас решаются вопро. сы о приобретении финского ангара, переоборудования его под цех, покупки оборудования. Вот тогда будет намного легче эксплуатировать эти суда, тог да они станут рентабельными. — К тому же, наверное, не малые потери у вас связаны с малой грузоподъемностью ТСМ? — Конечно, только в ноябре мы недосчитались около полу миллиона рублей из-за про*, стоя на промысле семи трау леров. Нужно иметь на промы. еле собственное судно-рефри жератор. В первом квартале получаем от Мурманского тра лового флота ППР «Ван Дейн» для этих целей. | \ — Александр Степанович f а как у вас решаются проблемы жилья? — Крайне сложный вопрос. Строим хозспособом в Бело морске, но это — капля в мо ре. Кооперативное жилье дают, но всего 2—3 квартиры в год. Желающих, конечно же, намно го больше. В итоге теряем лю дей, а это сказывается на тех ническом состоянии флота. — А МЖК? — Так ведь если бы не хва тало рабочих рук! Лимитов нет. А деньги и рабочих мы нашли бы. — Изменится что-либо в этом плане в 1987 году? — Очень надеемся. Ускорить решение жилищной проблемы — значит, облегчить решение многих производственных воп росов. Ибо одна сф ера неотде лима от другой. Поэтому ждем от ВРПО практической помо щи. Пока же получается так: в Мурманске нас считают ка- рельцами, в Карелии — мур манчанами! Что-то вроде па сынков. Правда, при планиро вании заданий нам «нарезают» очень крупный «кусок», qf4 * Ъ > 1 Хозяйствовать ЧТО ТАИ, 1. КОМБИНАТУ НУЖНО СЫРЬЕ В 1982 году вошел в строй Архангельский опытно-водо рослевый комбинат. По-доб рому бы, к моменту ввода и решить проблемы с обеспе чением нового предприятия сырьем, в первую очередь — для производства маннита. Решены они были далеко не полностью, а потому ком бинат долгое время сидел, что называется, на голодном пайке. Недостаточно были изучены районы расположе ния водорослевых полей, их биомасса в Белом и Барен цевом морях, не было и спе циализированных судов для добычи и транспортировки водорослей. Сказывалась инерция мы шления: рыба заслоняла все остальное, нетрадиционные объекты промысла ютились на задворках деятельности Северного бассейна. В пос леднее время, однако, сдела ны довольно уверенные ша ги в нужную сторону. В те чение трех лет специалисты ПИНРО детально обследова ли запасы водорослей. Уста новлено, что они позволяют обеспечить мощности нового предприятия сырьем для про изводства маннита и альги- ната натрия. Сырьевые же запасы анфельции ограни ченны, а потому и производ ство агара может быть дове дено только до 40— 42 тонн в год. Специалисты «Севтехрыб прома» разработали кон струкцию сушильных уст ройств, не имеющих анало гов в стране. Нынче такими механизмами (Н-29-ИЛЦ) были оснащены три спслша- лизированных участка. Като дом искусственной сушки за готовлено около 120 тонн ла минарии. По-прежнему острой остает ся проблема механизированной заготовки сырья. Специалисты Гипрорыбфлота предложили, было, конструкцию судна «Ман- нит» для добычи ламинарии. Она оказалась неудачной, до ведение «до ума» не удалось, очередные испытания поназа- ли, что дальнейшее усовер шенствование установленного на судне добывающего устрой ства режущего типа нецелесо образно Поэтому было приня то решение о переоснащении «Маннита» драгой норвежского типа. Испытания этих драг В нынешнем году дали обнаде живающие результаты. 36 судов, оснащенных дра гами, вели нынче заготовку водорослей. Промысел про ходил на 51 участке. В нем были заняты 650 человек. Принимаемые меры позво лили увеличить загоз$вкУ ламинарии в этом году по сравнению с 1981 г. в 2 ,о раза, анфельции — в 1,4 ра за. Таким образом, начиная ь прошлого года, мощности во дорослевого комбината для производства агара и альги- 26 декабря 1386 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz