Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.
■Передает наш спецкор Анатолий Вилов Коралловые рифы проблем Идет вечерний совет мо ряков кошельковых судов Северного бассейна в про мысловом районе Централь но-Восточной Атлантики. Ка питаны докладывают: обста новка скисла, свежий ветер разогнал стаи рыб. Удача со путствует немногим, успеш но заметали лишь экипажи трех судов. А за прошлые сутки группа выполнила су- точное задание на 54 про цента. — Может, ночью непого да утихнет, — без надежды в голосе говорит начальник промрайона А. И. Игнахин. — Но что-то непохоже, закап ризничало море. В прош лом году здесь в начале зимы было намного тише. Однако и в этих сложных условиях некоторые умеют найти стайки, полянки рыб, заме тать невод и сдать улов. В их числе экипажи трау леров «Новомосковск» и «Калевала», где капитанами В. И. Бобошин и Ю. Г. Ро- манченко, колхозов «Север ная звезда» и «Энергия» Мурманского рыбакколхоз- союза. Почему они выделя ются на общем, не всегда радужном фоне? Выручают опыт, умение приспосабли ваться к сложным условиям ЦВА. А что мешает отстающим? Кошельковисты, привыкшие на мойве брать большие уло вы, здесь, как правило, ос таются без рыбы: у них ло паются ваера, выходят из строя лебедки, о коралловые рифы рвутся неводы. Подоб ное случилось с СРТ-р «Во- лодарск» (капитан Н. К. Ту- масов) колхоза «Ударник». Если иметь в виду, что в промрайоне ощущается ост рый дефицит делей, то эти потери трудно восполни мы. Вовсе плохо идут дела у кошельковистов объединения «Мурмаирыбпром». Из не малой группы экипажей этих судов лишь мизерное коли чество справляется с суточ ными выловами. Причина, по мнению А. И. Игнахина, в неумении капитанов психоло гически перестроиться, из бавиться от груза прошлого, то есть позабыть, как вели промысел в Баренцевом мо ре, в нежелании переучивать ся. Все сказанное плюс орга низационные неурядицы дер жат на голодном пайке плав базы «Маточкин Ш ар» и «Рига» управления «Севрыб холодфлот». — Мы вышли в рейс с большим желанием рабо тать, — делится капитан-ди ректор «Риги» Николай Пав лович Кравчук. — Но как только пришли на промы сел, сразу же простояли чет веро суток. С выработкой жира справляемся, но на тысячу с лишним тонн от стаем по производству муки. Для того чтобы нам выпол нить рейсовое задание, нуж но теперь каждые сутки при нимать не менее 500 тонн сырца. При нестабильной промобстановке, когда ос новной крен делается на пи щевую продукцию, это будет довольно сложно. Выходит, "что наш экипаж здесь — как созерцатель на чужом пиру. Да к тому же сюда идет плавбаза «Северодвинск». Если мы' сейчас что-то име ем, то через неделю эти кро- хи будем делить на двоих. Я понимаю так: если базу послали на промысел, то сле дует полностью обеспечить ее работой. Это — не праздный воп рос. Известно, что в этой пятилетке ВРПО «Севрыба» должно значительно увели чить выпуск рыбной муки. А потому руководству объ единения необходимо при нять все меры, чтобы ее производство не преврати лось в муку. Стандарты и тактика промысла Ну, поворачивай, плавба за, оглобли: на рейсовом за дании поставлен жирный крест. С берега дана уста новка уходить из одного рай она Атлантики в другой. Се годня — одно, завтра — другое, как будто приказы даются капризной женщиной, а не серьезными мужчина ми из управления. Но хо чешь не хочешь, а выпол нять их надо. Ко всему про чему плавбазе «Арктика» велено передать другому рыбзаводу — «Виктор Кин гисепп» — бочки и соль Мол, будете только замора живать сардину и вырабаты вать из нее пресервы. Откро венно говоря, пожадничали кое-какой запас для себя приберегли, несмотря на угрозы своих коллег. И не пожалели о содеянном, це лую неделю работали на ос татках. А потом... Потом они ис сякли, а ставрида продолжа ла ловиться по потребности. «Арктика» же простаивала, ждала бочки и соль с сере дины сентября до середины октября. Наконец, их доста вил ТР «Тамбов». Но, види мо, надоело ждать ставриде. Она -перестала попадаться в кошельки и тралы. Зато ко сяками пошла сардинелла. Однако ее размерный ряд не укладывался в прокрусто во ложе ГОСТа, который требовал ее замораживать длиной не менее 25 см. Ах, ГОСТы, ГОСТы, кандала ми висящие двадцать, трид цать лет. Найдется ли смелый че ловек в пашей «Севрыбе», который сделает стандарты гибкими, отвечающими духу времени? Кстати, зарубеж ные рыбаки утверждают, что у них нет ни первых, ни вто рых сортов, тем более не стандартной рыбы. Есть только два вида: пищевая и идущая на технические це ли. Впрочем, зачем далеко ходить за примерами. Здесь, в одном с нами районе ус пешно работают суда «Зап- рыбы», такие, как плавбазы «Роберт Эйхе» и «В. Капсу- кас». Они в хорошую про мысловую обстановку изго тавливают до 200 тонн пи щевой продукции, делают пресервы, морозят, солят с головой почти все виды рыб, заливая в бочки крутой туз лук, и отправляют их на бе реговые комбинаты. Естест венно, выше у них и показа тель вылова. А морякам Северного бас сейна почему-то нельзя со лить с головой сардинеллу, ставриду. Больше того, они не принимают рыбу с меха ническими повреждениями. Нет и не надо. И идут про мысловики к плавбазам З а падного бассейна, которые ее охотно берут. Одно мини стерство, одно ведомство, одни и те же условия тру да, а вот результаты разные. Точнее, подход к делу неоди наков. Отчего же мы имеем такие непробиваемые ГОСТы? — Из-за сбыта, так как на некоторые виды рыб он отсутствует, — пробует нас убедить «Севрыбсбыт». Но ведь запрыбовцы снабжают своей продукцией тысячи и тысячи людей в прибалтий ских и других республиках нашей страны, и ГОСТы не мешают им это делать. Может быть, есть в природе, то бишь в министерстве и «Севрыбе», какие-то свои, узкоместнйче- ские интересы? Возможно. Но ни при какой погоде здесь, в ЦВА, северяне их не понимают. Сделаем пред положение: возможно, отсут ствует не сбыт, а делови тость. Ведь кроме ГОСТов в «Запрыбе» успешно применя ют ОСТы — отраслевые стан дарты и МРТУ — межрес публиканские технические условия. На «Арктике» все же ре шили попробовать раздви нуть рамки ГОСТа на замо роженную сардинеллу. За- бомбили телеграммами заме стителя начальника управле ния «Севрыбхолодфлот» И. Д. Сквирского и даже замести теля начальника ВРПО «Севрыба» В. И. Тимофеева. Ответ был один: «Не моги, ибо есть его величество стан дарт, который не позволяет морозить сардинеллу менее 25 см». Только первый за меститель начальника ВРПО Э. К. Наумов дал «добро». ...Если смотреть правде в глаза, то при наличии пром- обстановки, отсутствии не понятных запретов плавбаза может ежесуточно морозить 100 тонн, столько же отправ лять на посол, такое же ко личество — на муку, 18— 20 тонн — на пресервы. Сейчас же она работает на 50 про центов ниже своих возмож ностей. ПИШЕТ КНИГУ КАПИТАН Одна из бухт Северо-Восточной Атлантики. Она буквально на пичкана советскими и иностранными судами. Между ними туда- сюда снуют разноцветные малыши-катера. А великаны ждут милости от природы —■ затишья ветра, когда рыбаки смогут на своих суденышках выйти в море. Рисковать опасно: попы та'^ ся какой-то смельчак да сел на мель. Впрочем, кто-то ждет, а кто-то и работает. Оживление ца рит на рыбофабрике плавбазы «Виктор Кингисепп» управления «Севрыбхолодфлот»: моряки солят кусочки сельди в бочках. Всего год назад такое сырье, имеющее небольшие поврежде ния, шло на муку, теперь — на пищевые цели, хотя стоимость такой продукции ниже целых соленых рыбин. Но не в цене суть, а в перестройке процесса производства, новом экономи ческом мышлении. На судне идет обычная морская работа. Разве что капитан- директор Николай Александрович Гаврилов вроде бы занят не своим делом — пишет книгу. Хотя как сказать: этот кропотли вый труд — плод многих десятилетий. Знания, которыми автор хочет поделиться с людьми, дают зримый экономический эф фект и принесут еще большую пользу, если будут размноже ны тысячами экземпляров. Что же это за произведение? Практическое пособие по анг лийскому языку. «Вот невидаль! — скажут. — Да их хоть пруд пруди». Отнюдь. — Учебники, особенно по контактам наших рыбаков, моряков с зарубежными коллегами, отстали от жизни, — утверждает Николай Александрович. — Они дезориентируют людей. А чт<\ мы получаем в итоге? Аварии, столкновения судов. П рим ер ь^ более чем достаточно. Знает, что говорит капитан, тысячи миль проложил по водной глади, посетил многие страны и убедился: без навыков англий ского штурманам лучше не ходить в дальние плавания. Работая с зарубежными судами, наша плавбаза получает от них сырье, успешно перерабатывает его. В конечном итоге коллектив всегда заслуживает благодарность фирмы и советских представителей. И везде — быстрое решение всех проблем, оперативность обработки кораблей, быстрое нахождение общих интересов. Так что знание иностранного языка — категория эко номическая. Конечно, наивно утверждать, что только в этом секрет успе ха «Виктора Кингисеппа». И тем не менее вкупе с современны ми методами руководства, заботой о людях, языковые позна ния играют одну из важных ролей в перестройке. — ...«Кингисепп», «Кингисепп»,.. — раздался голос диспетчера инофирмы по УКВ-связи. Гаврилов быстро подошел к аппара ту. Короткий, деловой разговор. ВОПРЕКИ НОВОЛУНИЮ Для Центрально-Восточной Атлантики характерная примета та кая: во время новолуния начинает штормить, и рыба непонятно** нуда исчезает. Три-четыре дня суда лежат в дрейфе, ждут, поиа1 луна не помолодеет. Но вдруг, вопреки примете, рыба заловилась. Добрый замет сделал энипаж СТР «Солнечногорск» объединения «Мурманрыб- пром», возглавляемый капитаном Геллером. Около сейнера ошвартовалась плавбаза «Арктика». Идет сдача богатого улова. Нептун преподнес неожиданный подарок: появился теплый ше стимильный фронт воды, чем не замедлили воспользоваться мур манчане. Правда, не все смогли включиться в работу сразу... Четвертого ноября пришел на промысел СТР «Климовка» «Мур- манрыбпрома». Занялся необычным делом — испытанием ново го крайнесливного кошелькового невода. По словам капитана В. Д. Дудки, не ловили, а мучились. Быстро выбирать невод не льзя, мелкоячеистая дель слабая, она рвалась, расползалась. Но беда даже не в этом: того морепродукта, за которым сюда при шли за тысячи миль, попросту... не оказалось. По утверж дению опытных промысловиков, он появится здесь лишь в конце января, начале февраля. И через две недели напрасных мытарств с берега поступила команда: прекратить испытания. Разработанный в ЦПКТБ «Севрыбы» экспериментальный невод убрали в трюм до лучших времен. Вот поэтому, когда другие кошельковисты во время полнолу ния делали заметы, экипаж «Климовки» только доставал из трю ма другой невод — обыкновенный, годами проверенный... ПРОМЫСЛОВЫЕ БУДНИ. Фото В. СЕМАКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz