Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.

■Передает наш спецкор Анатолий Вилов Коралловые рифы проблем Идет вечерний совет мо­ ряков кошельковых судов Северного бассейна в про­ мысловом районе Централь­ но-Восточной Атлантики. Ка­ питаны докладывают: обста­ новка скисла, свежий ветер разогнал стаи рыб. Удача со­ путствует немногим, успеш­ но заметали лишь экипажи трех судов. А за прошлые сутки группа выполнила су- точное задание на 54 про­ цента. — Может, ночью непого­ да утихнет, — без надежды в голосе говорит начальник промрайона А. И. Игнахин. — Но что-то непохоже, закап­ ризничало море. В прош­ лом году здесь в начале зимы было намного тише. Однако и в этих сложных условиях некоторые умеют найти стайки, полянки рыб, заме­ тать невод и сдать улов. В их числе экипажи трау­ леров «Новомосковск» и «Калевала», где капитанами В. И. Бобошин и Ю. Г. Ро- манченко, колхозов «Север­ ная звезда» и «Энергия» Мурманского рыбакколхоз- союза. Почему они выделя­ ются на общем, не всегда радужном фоне? Выручают опыт, умение приспосабли­ ваться к сложным условиям ЦВА. А что мешает отстающим? Кошельковисты, привыкшие на мойве брать большие уло­ вы, здесь, как правило, ос­ таются без рыбы: у них ло­ паются ваера, выходят из строя лебедки, о коралловые рифы рвутся неводы. Подоб­ ное случилось с СРТ-р «Во- лодарск» (капитан Н. К. Ту- масов) колхоза «Ударник». Если иметь в виду, что в промрайоне ощущается ост­ рый дефицит делей, то эти потери трудно восполни­ мы. Вовсе плохо идут дела у кошельковистов объединения «Мурмаирыбпром». Из не­ малой группы экипажей этих судов лишь мизерное коли­ чество справляется с суточ­ ными выловами. Причина, по мнению А. И. Игнахина, в неумении капитанов психоло­ гически перестроиться, из­ бавиться от груза прошлого, то есть позабыть, как вели промысел в Баренцевом мо­ ре, в нежелании переучивать­ ся. Все сказанное плюс орга­ низационные неурядицы дер­ жат на голодном пайке плав­ базы «Маточкин Ш ар» и «Рига» управления «Севрыб­ холодфлот». — Мы вышли в рейс с большим желанием рабо­ тать, — делится капитан-ди­ ректор «Риги» Николай Пав­ лович Кравчук. — Но как только пришли на промы­ сел, сразу же простояли чет­ веро суток. С выработкой жира справляемся, но на тысячу с лишним тонн от­ стаем по производству муки. Для того чтобы нам выпол­ нить рейсовое задание, нуж­ но теперь каждые сутки при­ нимать не менее 500 тонн сырца. При нестабильной промобстановке, когда ос­ новной крен делается на пи­ щевую продукцию, это будет довольно сложно. Выходит, "что наш экипаж здесь — как созерцатель на чужом пиру. Да к тому же сюда идет плавбаза «Северодвинск». Если мы' сейчас что-то име­ ем, то через неделю эти кро- хи будем делить на двоих. Я понимаю так: если базу послали на промысел, то сле­ дует полностью обеспечить ее работой. Это — не праздный воп­ рос. Известно, что в этой пятилетке ВРПО «Севрыба» должно значительно увели­ чить выпуск рыбной муки. А потому руководству объ­ единения необходимо при­ нять все меры, чтобы ее производство не преврати­ лось в муку. Стандарты и тактика промысла Ну, поворачивай, плавба­ за, оглобли: на рейсовом за­ дании поставлен жирный крест. С берега дана уста­ новка уходить из одного рай­ она Атлантики в другой. Се­ годня — одно, завтра — другое, как будто приказы даются капризной женщиной, а не серьезными мужчина­ ми из управления. Но хо­ чешь не хочешь, а выпол­ нять их надо. Ко всему про­ чему плавбазе «Арктика» велено передать другому рыбзаводу — «Виктор Кин гисепп» — бочки и соль Мол, будете только замора живать сардину и вырабаты вать из нее пресервы. Откро венно говоря, пожадничали кое-какой запас для себя приберегли, несмотря на угрозы своих коллег. И не пожалели о содеянном, це­ лую неделю работали на ос­ татках. А потом... Потом они ис­ сякли, а ставрида продолжа­ ла ловиться по потребности. «Арктика» же простаивала, ждала бочки и соль с сере­ дины сентября до середины октября. Наконец, их доста­ вил ТР «Тамбов». Но, види­ мо, надоело ждать ставриде. Она -перестала попадаться в кошельки и тралы. Зато ко­ сяками пошла сардинелла. Однако ее размерный ряд не укладывался в прокрусто­ во ложе ГОСТа, который требовал ее замораживать длиной не менее 25 см. Ах, ГОСТы, ГОСТы, кандала­ ми висящие двадцать, трид­ цать лет. Найдется ли смелый че­ ловек в пашей «Севрыбе», который сделает стандарты гибкими, отвечающими духу времени? Кстати, зарубеж­ ные рыбаки утверждают, что у них нет ни первых, ни вто­ рых сортов, тем более не­ стандартной рыбы. Есть только два вида: пищевая и идущая на технические це­ ли. Впрочем, зачем далеко ходить за примерами. Здесь, в одном с нами районе ус­ пешно работают суда «Зап- рыбы», такие, как плавбазы «Роберт Эйхе» и «В. Капсу- кас». Они в хорошую про­ мысловую обстановку изго­ тавливают до 200 тонн пи­ щевой продукции, делают пресервы, морозят, солят с головой почти все виды рыб, заливая в бочки крутой туз­ лук, и отправляют их на бе­ реговые комбинаты. Естест­ венно, выше у них и показа­ тель вылова. А морякам Северного бас­ сейна почему-то нельзя со­ лить с головой сардинеллу, ставриду. Больше того, они не принимают рыбу с меха­ ническими повреждениями. Нет и не надо. И идут про­ мысловики к плавбазам З а ­ падного бассейна, которые ее охотно берут. Одно мини­ стерство, одно ведомство, одни и те же условия тру­ да, а вот результаты разные. Точнее, подход к делу неоди­ наков. Отчего же мы имеем такие непробиваемые ГОСТы? — Из-за сбыта, так как на некоторые виды рыб он отсутствует, — пробует нас убедить «Севрыбсбыт». Но ведь запрыбовцы снабжают своей продукцией тысячи и тысячи людей в прибалтий­ ских и других республиках нашей страны, и ГОСТы не мешают им это делать. Может быть, есть в природе, то бишь в министерстве и «Севрыбе», какие-то свои, узкоместнйче- ские интересы? Возможно. Но ни при какой погоде здесь, в ЦВА, северяне их не понимают. Сделаем пред­ положение: возможно, отсут­ ствует не сбыт, а делови­ тость. Ведь кроме ГОСТов в «Запрыбе» успешно применя­ ют ОСТы — отраслевые стан­ дарты и МРТУ — межрес­ публиканские технические условия. На «Арктике» все же ре­ шили попробовать раздви­ нуть рамки ГОСТа на замо­ роженную сардинеллу. За- бомбили телеграммами заме­ стителя начальника управле­ ния «Севрыбхолодфлот» И. Д. Сквирского и даже замести­ теля начальника ВРПО «Севрыба» В. И. Тимофеева. Ответ был один: «Не моги, ибо есть его величество стан­ дарт, который не позволяет морозить сардинеллу менее 25 см». Только первый за­ меститель начальника ВРПО Э. К. Наумов дал «добро». ...Если смотреть правде в глаза, то при наличии пром- обстановки, отсутствии не­ понятных запретов плавбаза может ежесуточно морозить 100 тонн, столько же отправ­ лять на посол, такое же ко­ личество — на муку, 18— 20 тонн — на пресервы. Сейчас же она работает на 50 про­ центов ниже своих возмож­ ностей. ПИШЕТ КНИГУ КАПИТАН Одна из бухт Северо-Восточной Атлантики. Она буквально на­ пичкана советскими и иностранными судами. Между ними туда- сюда снуют разноцветные малыши-катера. А великаны ждут милости от природы —■ затишья ветра, когда рыбаки смогут на своих суденышках выйти в море. Рисковать опасно: попы та'^ ся какой-то смельчак да сел на мель. Впрочем, кто-то ждет, а кто-то и работает. Оживление ца­ рит на рыбофабрике плавбазы «Виктор Кингисепп» управления «Севрыбхолодфлот»: моряки солят кусочки сельди в бочках. Всего год назад такое сырье, имеющее небольшие поврежде­ ния, шло на муку, теперь — на пищевые цели, хотя стоимость такой продукции ниже целых соленых рыбин. Но не в цене суть, а в перестройке процесса производства, новом экономи­ ческом мышлении. На судне идет обычная морская работа. Разве что капитан- директор Николай Александрович Гаврилов вроде бы занят не своим делом — пишет книгу. Хотя как сказать: этот кропотли­ вый труд — плод многих десятилетий. Знания, которыми автор хочет поделиться с людьми, дают зримый экономический эф ­ фект и принесут еще большую пользу, если будут размноже­ ны тысячами экземпляров. Что же это за произведение? Практическое пособие по анг­ лийскому языку. «Вот невидаль! — скажут. — Да их хоть пруд пруди». Отнюдь. — Учебники, особенно по контактам наших рыбаков, моряков с зарубежными коллегами, отстали от жизни, — утверждает Николай Александрович. — Они дезориентируют людей. А чт<\ мы получаем в итоге? Аварии, столкновения судов. П рим ер ь^ более чем достаточно. Знает, что говорит капитан, тысячи миль проложил по водной глади, посетил многие страны и убедился: без навыков англий­ ского штурманам лучше не ходить в дальние плавания. Работая с зарубежными судами, наша плавбаза получает от них сырье, успешно перерабатывает его. В конечном итоге коллектив всегда заслуживает благодарность фирмы и советских представителей. И везде — быстрое решение всех проблем, оперативность обработки кораблей, быстрое нахождение общих интересов. Так что знание иностранного языка — категория эко­ номическая. Конечно, наивно утверждать, что только в этом секрет успе­ ха «Виктора Кингисеппа». И тем не менее вкупе с современны­ ми методами руководства, заботой о людях, языковые позна­ ния играют одну из важных ролей в перестройке. — ...«Кингисепп», «Кингисепп»,.. — раздался голос диспетчера инофирмы по УКВ-связи. Гаврилов быстро подошел к аппара­ ту. Короткий, деловой разговор. ВОПРЕКИ НОВОЛУНИЮ Для Центрально-Восточной Атлантики характерная примета та­ кая: во время новолуния начинает штормить, и рыба непонятно** нуда исчезает. Три-четыре дня суда лежат в дрейфе, ждут, поиа1 луна не помолодеет. Но вдруг, вопреки примете, рыба заловилась. Добрый замет сделал энипаж СТР «Солнечногорск» объединения «Мурманрыб- пром», возглавляемый капитаном Геллером. Около сейнера ошвартовалась плавбаза «Арктика». Идет сдача богатого улова. Нептун преподнес неожиданный подарок: появился теплый ше­ стимильный фронт воды, чем не замедлили воспользоваться мур­ манчане. Правда, не все смогли включиться в работу сразу... Четвертого ноября пришел на промысел СТР «Климовка» «Мур- манрыбпрома». Занялся необычным делом — испытанием ново­ го крайнесливного кошелькового невода. По словам капитана В. Д. Дудки, не ловили, а мучились. Быстро выбирать невод не­ льзя, мелкоячеистая дель слабая, она рвалась, расползалась. Но беда даже не в этом: того морепродукта, за которым сюда при­ шли за тысячи миль, попросту... не оказалось. По утверж­ дению опытных промысловиков, он появится здесь лишь в конце января, начале февраля. И через две недели напрасных мытарств с берега поступила команда: прекратить испытания. Разработанный в ЦПКТБ «Севрыбы» экспериментальный невод убрали в трюм до лучших времен. Вот поэтому, когда другие кошельковисты во время полнолу­ ния делали заметы, экипаж «Климовки» только доставал из трю­ ма другой невод — обыкновенный, годами проверенный... ПРОМЫСЛОВЫЕ БУДНИ. Фото В. СЕМАКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz