Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.
Пропагандист • ПЕРЕСТРОЙКА - НЕ «НОЖНИЦЫ» Весть о том, что я назна чен пропагандистом механико судовой службы управления тралового флота, застала ме- Щ -гня врасплох. Как говорят в народе, «без меня меня же нили». Обидным было то, что ■ парткоме флота даже не •удосужились поинтересовать ся моим мнением на этот счет. Поставленный перед фактом, рассудив, что так или иначе, но партийное по ручение выполнять надо, стал готовиться к первому знакомству с группой... С тех пор минуло семь лет. Для пропагандиста стаж со лидный. Накоплен опыт, вы работалась своя система за нятий, определились взаимо отношения с людьми. Три плюсовых параметра: неорди нарность характеров большин ства слушателей, их искреннее стремление познать как мож но больше, моя личная увле ченность ' пропагандистской работой — выделили группу в разряд одной из лучших. (Есть с чем сравнивать — стараюсь почаще посещать за нятия коллег с целью об мена опытом). Но разговор не о том, что, мол, смотрите, какие мы хо рошие, умные всезнайки... На Всесоюзном совещании заведующих кафедрами об щественных наук в речи М. С. Горбачева были и такие сло ва: «Мы на опыте знаем, что если оскудевает духовное, нравственное начало в чело веке и обществе, неизбежно усиливаются потребительские настроения, вещизм. Закон П РОШЛО более трех ме сяцев после опубликова- ния постановления ЦК КПСС j об организации учебы в 1986 — 1987 году. Первые шаги в направлении перестройки уже сделаны, но это лишь самое начало сложного и длитель ного процесса. Существовав шая ранее система марксист ско-ленинского образования на флоте была очень громоздка, в нее входили партийная уче ба, комсомольское политпро свещение, экономическое об разование. Количество школ, например, на плавбазах дохо дило до 8—10. Такое нагромождение школ и курсов затрудняло учебу пропагандистов, контроль за их деятельностью в условиях I длительного плавания, инфор мационное обеспечение. Судо вые пропагандисты давно вы ходили с предложением о со здании двух форм учебы: по литической — для команди ров, экономической — для рядового состава, Постановление этого года как раз и дало возможность партийным организациям са мим определить, какую фор му им выбрать. Это позволи ло не разбивать формально экипаж на коммунистов, ком сомольцев, беспартийных, не собирать на занятия слушате лей из разных служб, смен. Первые радиограммы, посту пившие с ТР «Демьян Корот- ченко», «Александр Иванов», «Леонид Леонидов» и других, убеждают, что моряков новая структура учебы устраивает. Сложнее обстоит дело на плавбазах, где из-за много численности комсомольских организаций (до 100 человек) были созданы комсомольские политшколы. Однако после первых же занятий помполи- ты В. В. Смоляков, В. И. Скус, В, С. Цоколов предложили, чтобы весь рядовой состаз занимался по одной програм ме. Ведь комсомольцы и бес- возвышения потребностей не действует однозначно и авто матически». Все верно. Но от нюдь не собираюсь критико вать потребности людей (осо бенно молодых) в их стрем лении к жизненным благам. Но всякое благо должно быть во благо! Где предел? Стали лучше жить, лучше есть, луч ше одеваться. (А стали ли лучше трудиться?) Юрий Га гарин полетел в космос — ахали, радовались несколько лет кряду. Появились краси вые, добротные вещи на при лавках — радовались. Въез жали в новые квартиры — стимул на всю жизнь! Теперь же несколько газетных строк о космосе — не то что бег ло, иной раз вовсе не читаем. Привыкли. Нет импорта в ма газинах — ропщем, что пло хо живем. Нет автомобиля — «зубы на полку», в отпуск не ездим, полторы ставки тя нем, собственных детей не ви- партийные решают одни и те же задачи, и при переходе с одного судна на другое бу дет легче сохранить преемст венность в занятиях. Перестройка учебы — это прежде всего повышение ка чества занятий. А оно в мор ских условиях зависит от то го, насколько своевременно пропагандисты будут обеспе чены программами, учебными и наглядными пособиями, ме тодическими разработками, информационным материалом. Поэтому изучаемые курсы должны быть известны зара нее, не позднее августа, а не так, как получилось в этом го ду. Суда ушли в длительные рейсы в сентябре, не имея программ. Вот и приходится сейчас всю необходимую ин формацию передавать в ра диограммах. А много ли в них напишешь? Мы, конечно, пытаемся ис пользовать и другие пути: ин формируем пропагандистов через заочный семинар: по сылаем в море литературу, наглядные материалы, записи на магнитных лентах. Сейчас, дим (а значит, и не воспиты ваем), но наскребем на «ав то», чтоб не хуже других. Давным-давно нами же про возглашенный лозунг «все для блага советского челове ка» превратил многих в пот ребителей (теперь головы ло маем, как таких перевоспи тать). Стало нормой получать пре мию за хорошую работу. Но за хорошую, то есть обяза тельно качественную трудо вую деятельность, мы полу чаем зарплату. Премия — это сверхусилия! Добросовестное отношение к труду, неприми римость к рвачеству, обкрады ванию государственного кар мана — вот что должно стать нормой. Прописные истины, которые не грех повторить. Как я собираюсь перестра ивать политучебу? Никак, по тому что у нас такой пробле мы нет. Мне приходится иметь дело с активными, заинтере- например, кабинет политпро свещения записывает на плен ку беседы, выступления руко водителей флота о работе и задачах коллектива с тем, что бы пропагандисты могли ис пользовать все это на заня тиях. Делается немало. В кабине те политпросвещения регу лярно оформляются выставки, ведется картотека, в справоч но-методическом центре на капливается материал о ра боте флота. Но часто мы стал киваемся с тем, что первые помощники, пропагандисты не умеют самостоятельно рабо тать с книгой, искать нужную информацию. Моряки часто жалуются на то, что учебные программы чересчур усложнены, оторва ны от жизни. И они во мно гом правы. Необходимо про граммы приблизить к пробле мам сегодняшнего дня, что бы они затрагивали вопросы, волнующие людей: техниче ское перевооружение, борьба с пьянством и нетрудовыми доходами и т. п. Вот тогда у слушателей появится интерес сованными людьми, далеко не безразличными ко всему, что происходит сейчас в на шей стране. Проблемы, связанные с уве личением заработной платы и предполагаемым сокращени ем штатов во всех подразде лениях тралового флота, вол нуют механико-судовую служ бу не меньше других. Послед нее занятие было посвящено именно этой теме. В частно сти, речь шла о ВАТ «Маршал Якубовский», который ушел в очередной рейс с сокращен ной численностью экипажа. По мнению слушателей, данное решение чересчур поспешно, так как каждая сокращаемая должность на судне требует всестороннего обсуждения. Виктор Николаевич Басса- мыкин, механик-наставник, ру ководитель комплексной груп пы БАТов, Анатолий Викторо вич Евдокимчик, группозой механик по холодильному к учебе. Надо, чтобы в типо вые программы были внесены конкретные задачи, стоящие перед рыбной отраслью. Успех учебы зависит и от ее практической направленно сти. Сошлюсь на пример плав базы «Григорий Лысенко». Здесь всю учебу возглавили командиры судна — капитан Н. Н. Старченко и первый по мощник А. Н. Никитин. На за нятиях у Старченко стало правилом наряду с теорети ческими вопросами разбирать конкретные производственные задачи, обсуждать предложе ния по улучшению экономи ческих показателей. Слушате ли видят живой интерес капи тана к тем мыслям, которые они высказывают. При необ ходимости он сам помогает моряку обосновать рацпред ложение. Поэтому-то на суд не царит атмосфера творчест ва. Не одно рацпредложение на счету сменного механика И. Пивоварова, матроса И. Абубекироза, второго механи ка технологического оборудо вания Ю. Шаповалова и дру гих. оборудованию, Юрий Ф едо рович Саухин, групповой ме ханик по автоматике, — авто ритетные специалисты с нема лым жизненным опытом, по» жалуй, самые беспокойны* мои слушатели, кому, как « • им знать всю «подноготную» механики и автоматики судна. Их тревожит, как сама служ ба будет перестраиваться? Не увеличится ли аварийность в связи с сокращением штатов? Каковы дальнейшие перспек тивы развития тралового фло та? Ведь известно, что в летний период работали спе циально созданные две твор ческие комплексные группы, но результаты исследований до сих пор не обнародованы. Где они? Раньше на политзанятия приходили и беспартийные ра ботники службы. Сами, по собственной инициативе. Но кому-то «свыше» эта инициа тива показалась ненормаль ным явлением. Последовало официальное указание — де скать, политучеба только для членов партии (правда, спохва тились, что «перегнули палку»). Вот вам и идеологическое воспитание масс! Не согласен с теми, кто расценивает перестройку как ажиотаж вокруг новой идеи. Это не идея, а жизненно не обходимая потребность пере смотреть свое личное отно шение к делу, к долгу, к соб ственной совести. Порядок наводить надо. Всем вместе. Живем-то в одном государ стве. Ю. ФОЙКО, начальник КБ тралового флота, пропагандист школы научного комму низма. Сегодня перед парткомом, флота стоит задача — не ос тавить без внимания ни одно го предложения, пожелания, высказанного моряками на занятиях. Возможно, и совету по экономическому образова нию следует провести кон курс на лучшее предложение года. Здесь есть о чем поду мать. Например, о мораль ном и материальном поощре нии слушателей, внесших наи более эффективные предло жения. Важнейшей частью пере стройки является и совершен ствование форм и методов проведения занятий. Чтение по бумажке или заслушивание переписанных из журналов статей сегодня просто не вос принимаются. Моряков волну ют не отвлеченные темы, а злободневные проблемы: со вершенствование зарплаты, экономия и механизация руч ного труда, вопросы полити ки, досуга и культуры. И они хотят не просто слушать про пагандиста, а спорить, сравни вать, думать. Поэтому самые приемлемые формы занятий сегодня — дискуссии, деловые игры, разбор конкретных про изводственных ситуаций. А на ша задача — научить пропа гандистов этой методике, пе редать им опыт таких руково дителей учебы, как Л. М. Кры лов, В. К. Новиков, В. В. Лебе дев, и других. Хотелось, чтобы на помощь нам здесь пришли и отрас левые журналы, которые мог ли бы шире и ярче освещать опыт лучших пропагандистов. Т. КЛИМОВА, заз. кабинетом политпро свещения управления «Сев- рыбхолодфлот». д ш н ш ш д 3 19 декабря 1988 года И д е т п о с л е д н и й э к з а м е н . С л у ш а т е л и з а о ч н о г о о т д е л е н и я Л е н и н г р а д с к о й в ы с ш е й п а р т и й н о й ш к о л ы с д а ю т э к з а м е н < с П л а н и р о в а н и е н а р о д н о г о х о з я й с т в а С С С Р » . П о з а д и п я т ь л е т у ч е б ы з д е с ь , в М у р м а н с к о м у ч е б н о - к о н с у л ь т а ц и о н н о м п у н к т е . В п е р е д и г о с э к з а п е н ы в Л е н и н г р а д е . А п о т о м — с л о ж н а я , м н о г о г р а н н а я , н и н а ч а с н е п р е к р а щ а ю щ а я с я р а б о т а с л ю д ь м и . Н ы н е о н а п р е д ъ я в л я е т к п е р в ы м п о м о щ н и к а м к а п и т а н о в ( а о н и с о с т а в л я ю т б о л ь ш и н с т в о с р е д и с л у ш а т е л е й з а о ч н о г о о т д е л е н и я В П Ш ) о с о б ы е т р е б о в а н и я . Н А С Н И М К Е : п е р в ы е п о м о щ н и к и к а п и т а н о в И г о р ь Н и к о л а е в и ч К о п ы л о в , В л а д и м и р М и х а й л о в и ч У ш а к о в ( о б а и з М у р м а н с к о г о т р а л о в о г о ф л о т а ) и П е т р В л а д и м и р о в и ч Ж а б и н о к и з « С е в р ы б х о л о д ф л о т а >. Фото В. КОРЩКОГО . ЭТОТ ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ ПЕРЕХОД
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz