Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.

Пропагандист • ПЕРЕСТРОЙКА - НЕ «НОЖНИЦЫ» Весть о том, что я назна­ чен пропагандистом механико­ судовой службы управления тралового флота, застала ме- Щ -гня врасплох. Как говорят в народе, «без меня меня же­ нили». Обидным было то, что ■ парткоме флота даже не •удосужились поинтересовать­ ся моим мнением на этот счет. Поставленный перед фактом, рассудив, что так или иначе, но партийное по­ ручение выполнять надо, стал готовиться к первому знакомству с группой... С тех пор минуло семь лет. Для пропагандиста стаж со­ лидный. Накоплен опыт, вы­ работалась своя система за­ нятий, определились взаимо­ отношения с людьми. Три плюсовых параметра: неорди­ нарность характеров большин­ ства слушателей, их искреннее стремление познать как мож­ но больше, моя личная увле­ ченность ' пропагандистской работой — выделили группу в разряд одной из лучших. (Есть с чем сравнивать — стараюсь почаще посещать за­ нятия коллег с целью об­ мена опытом). Но разговор не о том, что, мол, смотрите, какие мы хо­ рошие, умные всезнайки... На Всесоюзном совещании заведующих кафедрами об­ щественных наук в речи М. С. Горбачева были и такие сло­ ва: «Мы на опыте знаем, что если оскудевает духовное, нравственное начало в чело­ веке и обществе, неизбежно усиливаются потребительские настроения, вещизм. Закон П РОШЛО более трех ме­ сяцев после опубликова- ния постановления ЦК КПСС j об организации учебы в 1986 — 1987 году. Первые шаги в направлении перестройки уже сделаны, но это лишь самое начало сложного и длитель­ ного процесса. Существовав­ шая ранее система марксист­ ско-ленинского образования на флоте была очень громоздка, в нее входили партийная уче­ ба, комсомольское политпро­ свещение, экономическое об­ разование. Количество школ, например, на плавбазах дохо­ дило до 8—10. Такое нагромождение школ и курсов затрудняло учебу пропагандистов, контроль за их деятельностью в условиях I длительного плавания, инфор­ мационное обеспечение. Судо­ вые пропагандисты давно вы­ ходили с предложением о со­ здании двух форм учебы: по­ литической — для команди­ ров, экономической — для рядового состава, Постановление этого года как раз и дало возможность партийным организациям са­ мим определить, какую фор­ му им выбрать. Это позволи­ ло не разбивать формально экипаж на коммунистов, ком­ сомольцев, беспартийных, не собирать на занятия слушате­ лей из разных служб, смен. Первые радиограммы, посту­ пившие с ТР «Демьян Корот- ченко», «Александр Иванов», «Леонид Леонидов» и других, убеждают, что моряков новая структура учебы устраивает. Сложнее обстоит дело на плавбазах, где из-за много­ численности комсомольских организаций (до 100 человек) были созданы комсомольские политшколы. Однако после первых же занятий помполи- ты В. В. Смоляков, В. И. Скус, В, С. Цоколов предложили, чтобы весь рядовой состаз занимался по одной програм­ ме. Ведь комсомольцы и бес- возвышения потребностей не действует однозначно и авто­ матически». Все верно. Но от­ нюдь не собираюсь критико­ вать потребности людей (осо­ бенно молодых) в их стрем­ лении к жизненным благам. Но всякое благо должно быть во благо! Где предел? Стали лучше жить, лучше есть, луч­ ше одеваться. (А стали ли лучше трудиться?) Юрий Га­ гарин полетел в космос — ахали, радовались несколько лет кряду. Появились краси­ вые, добротные вещи на при­ лавках — радовались. Въез­ жали в новые квартиры — стимул на всю жизнь! Теперь же несколько газетных строк о космосе — не то что бег­ ло, иной раз вовсе не читаем. Привыкли. Нет импорта в ма­ газинах — ропщем, что пло­ хо живем. Нет автомобиля — «зубы на полку», в отпуск не ездим, полторы ставки тя­ нем, собственных детей не ви- партийные решают одни и те же задачи, и при переходе с одного судна на другое бу­ дет легче сохранить преемст­ венность в занятиях. Перестройка учебы — это прежде всего повышение ка­ чества занятий. А оно в мор­ ских условиях зависит от то­ го, насколько своевременно пропагандисты будут обеспе­ чены программами, учебными и наглядными пособиями, ме­ тодическими разработками, информационным материалом. Поэтому изучаемые курсы должны быть известны зара­ нее, не позднее августа, а не так, как получилось в этом го­ ду. Суда ушли в длительные рейсы в сентябре, не имея программ. Вот и приходится сейчас всю необходимую ин­ формацию передавать в ра­ диограммах. А много ли в них напишешь? Мы, конечно, пытаемся ис­ пользовать и другие пути: ин­ формируем пропагандистов через заочный семинар: по­ сылаем в море литературу, наглядные материалы, записи на магнитных лентах. Сейчас, дим (а значит, и не воспиты­ ваем), но наскребем на «ав­ то», чтоб не хуже других. Давным-давно нами же про­ возглашенный лозунг «все для блага советского челове­ ка» превратил многих в пот­ ребителей (теперь головы ло­ маем, как таких перевоспи­ тать). Стало нормой получать пре­ мию за хорошую работу. Но за хорошую, то есть обяза­ тельно качественную трудо­ вую деятельность, мы полу­ чаем зарплату. Премия — это сверхусилия! Добросовестное отношение к труду, неприми­ римость к рвачеству, обкрады­ ванию государственного кар­ мана — вот что должно стать нормой. Прописные истины, которые не грех повторить. Как я собираюсь перестра­ ивать политучебу? Никак, по­ тому что у нас такой пробле­ мы нет. Мне приходится иметь дело с активными, заинтере- например, кабинет политпро­ свещения записывает на плен­ ку беседы, выступления руко­ водителей флота о работе и задачах коллектива с тем, что­ бы пропагандисты могли ис­ пользовать все это на заня­ тиях. Делается немало. В кабине­ те политпросвещения регу­ лярно оформляются выставки, ведется картотека, в справоч­ но-методическом центре на­ капливается материал о ра­ боте флота. Но часто мы стал­ киваемся с тем, что первые помощники, пропагандисты не умеют самостоятельно рабо­ тать с книгой, искать нужную информацию. Моряки часто жалуются на то, что учебные программы чересчур усложнены, оторва­ ны от жизни. И они во мно­ гом правы. Необходимо про­ граммы приблизить к пробле­ мам сегодняшнего дня, что­ бы они затрагивали вопросы, волнующие людей: техниче­ ское перевооружение, борьба с пьянством и нетрудовыми доходами и т. п. Вот тогда у слушателей появится интерес сованными людьми, далеко не безразличными ко всему, что происходит сейчас в на­ шей стране. Проблемы, связанные с уве­ личением заработной платы и предполагаемым сокращени­ ем штатов во всех подразде­ лениях тралового флота, вол­ нуют механико-судовую служ­ бу не меньше других. Послед­ нее занятие было посвящено именно этой теме. В частно­ сти, речь шла о ВАТ «Маршал Якубовский», который ушел в очередной рейс с сокращен­ ной численностью экипажа. По мнению слушателей, данное решение чересчур поспешно, так как каждая сокращаемая должность на судне требует всестороннего обсуждения. Виктор Николаевич Басса- мыкин, механик-наставник, ру­ ководитель комплексной груп­ пы БАТов, Анатолий Викторо­ вич Евдокимчик, группозой механик по холодильному к учебе. Надо, чтобы в типо­ вые программы были внесены конкретные задачи, стоящие перед рыбной отраслью. Успех учебы зависит и от ее практической направленно­ сти. Сошлюсь на пример плав­ базы «Григорий Лысенко». Здесь всю учебу возглавили командиры судна — капитан Н. Н. Старченко и первый по­ мощник А. Н. Никитин. На за­ нятиях у Старченко стало правилом наряду с теорети­ ческими вопросами разбирать конкретные производственные задачи, обсуждать предложе­ ния по улучшению экономи­ ческих показателей. Слушате­ ли видят живой интерес капи­ тана к тем мыслям, которые они высказывают. При необ­ ходимости он сам помогает моряку обосновать рацпред­ ложение. Поэтому-то на суд­ не царит атмосфера творчест­ ва. Не одно рацпредложение на счету сменного механика И. Пивоварова, матроса И. Абубекироза, второго механи­ ка технологического оборудо­ вания Ю. Шаповалова и дру­ гих. оборудованию, Юрий Ф едо­ рович Саухин, групповой ме­ ханик по автоматике, — авто­ ритетные специалисты с нема­ лым жизненным опытом, по» жалуй, самые беспокойны* мои слушатели, кому, как « • им знать всю «подноготную» механики и автоматики судна. Их тревожит, как сама служ­ ба будет перестраиваться? Не увеличится ли аварийность в связи с сокращением штатов? Каковы дальнейшие перспек­ тивы развития тралового фло­ та? Ведь известно, что в летний период работали спе­ циально созданные две твор­ ческие комплексные группы, но результаты исследований до сих пор не обнародованы. Где они? Раньше на политзанятия приходили и беспартийные ра­ ботники службы. Сами, по собственной инициативе. Но кому-то «свыше» эта инициа­ тива показалась ненормаль­ ным явлением. Последовало официальное указание — де­ скать, политучеба только для членов партии (правда, спохва­ тились, что «перегнули палку»). Вот вам и идеологическое воспитание масс! Не согласен с теми, кто расценивает перестройку как ажиотаж вокруг новой идеи. Это не идея, а жизненно не­ обходимая потребность пере­ смотреть свое личное отно­ шение к делу, к долгу, к соб­ ственной совести. Порядок наводить надо. Всем вместе. Живем-то в одном государ­ стве. Ю. ФОЙКО, начальник КБ тралового флота, пропагандист школы научного комму­ низма. Сегодня перед парткомом, флота стоит задача — не ос­ тавить без внимания ни одно­ го предложения, пожелания, высказанного моряками на занятиях. Возможно, и совету по экономическому образова­ нию следует провести кон­ курс на лучшее предложение года. Здесь есть о чем поду­ мать. Например, о мораль­ ном и материальном поощре­ нии слушателей, внесших наи­ более эффективные предло­ жения. Важнейшей частью пере­ стройки является и совершен­ ствование форм и методов проведения занятий. Чтение по бумажке или заслушивание переписанных из журналов статей сегодня просто не вос­ принимаются. Моряков волну­ ют не отвлеченные темы, а злободневные проблемы: со­ вершенствование зарплаты, экономия и механизация руч­ ного труда, вопросы полити­ ки, досуга и культуры. И они хотят не просто слушать про­ пагандиста, а спорить, сравни­ вать, думать. Поэтому самые приемлемые формы занятий сегодня — дискуссии, деловые игры, разбор конкретных про­ изводственных ситуаций. А на­ ша задача — научить пропа­ гандистов этой методике, пе­ редать им опыт таких руково­ дителей учебы, как Л. М. Кры­ лов, В. К. Новиков, В. В. Лебе­ дев, и других. Хотелось, чтобы на помощь нам здесь пришли и отрас­ левые журналы, которые мог­ ли бы шире и ярче освещать опыт лучших пропагандистов. Т. КЛИМОВА, заз. кабинетом политпро­ свещения управления «Сев- рыбхолодфлот». д ш н ш ш д 3 19 декабря 1988 года И д е т п о с л е д н и й э к з а м е н . С л у ш а т е л и з а о ч н о ­ г о о т д е л е н и я Л е н и н г р а д с к о й в ы с ш е й п а р т и й ­ н о й ш к о л ы с д а ю т э к з а м е н < с П л а н и р о в а н и е н а р о д н о г о х о з я й с т в а С С С Р » . П о з а д и п я т ь л е т у ч е б ы з д е с ь , в М у р м а н с к о м у ч е б н о - к о н с у л ь т а ­ ц и о н н о м п у н к т е . В п е р е д и г о с э к з а п е н ы в Л е ­ н и н г р а д е . А п о т о м — с л о ж н а я , м н о г о г р а н н а я , н и н а ч а с н е п р е к р а щ а ю щ а я с я р а б о т а с л ю д ь ­ м и . Н ы н е о н а п р е д ъ я в л я е т к п е р в ы м п о м о щ ­ н и к а м к а п и т а н о в ( а о н и с о с т а в л я ю т б о л ь ш и н ­ с т в о с р е д и с л у ш а т е л е й з а о ч н о г о о т д е л е н и я В П Ш ) о с о б ы е т р е б о в а н и я . Н А С Н И М К Е : п е р в ы е п о м о щ н и к и к а п и т а н о в И г о р ь Н и к о л а е в и ч К о п ы л о в , В л а д и м и р М и х а й ­ л о в и ч У ш а к о в ( о б а и з М у р м а н с к о г о т р а л о в о ­ г о ф л о т а ) и П е т р В л а д и м и р о в и ч Ж а б и н о к и з « С е в р ы б х о л о д ф л о т а >. Фото В. КОРЩКОГО . ЭТОТ ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ ПЕРЕХОД

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz