Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.

Вечером 6 пятницу • ФОТОКОНКУРС «ОБЪЕКТИВ 86» ФРАЗЫ •ПОСЛЕ КОНЦЕРТА М Ы Н А Г О Р О Ч К Е К А Т А Л И С Ь . . . Фото Ю. ДЕТКОВА. Не держи камень за пазу­ хой... Это портит фигуру! Что будет с окружающей средой, если каждый начнет выносить сор из избы? Обвешивая покупателей, продавец набрал ' лишний вес. М. УСВЯЦОВ. Ваше дело ие терпит от­ лагательства? Значит, оно еще не знает жизни... Не может ударить палец о палец? Зато как бьет се­ бя в грудь! Обладает широким скла­ дом ума? Провести инвента­ ризацию! Хотите сеять разумное, доброе, вечное? А пахать кто будет? " Встал всем поперек гор­ ла? А вы пытались раску­ сить? Постоянно выходит за рамки? Значит, lie такой уж ограниченный! На всех коршуном глядит? Стреляный воробей... Н. НИКИТИН. Словно твои мысли вслух Выступавший недавно * Мурманске дуэт ленинград­ цев, Татьяна и Александр Ко­ лосовы, пользовался заслу­ женным успехом. Его концер­ ты в новом ДМО, Дворце культуры и техники имени С. М. Кирова, других аудито­ риях вызывали большой инте­ рес. Слушатели после концер­ тов задавали артистам множе­ ство вопросов: настоящее ис­ кусство не оставляет никого равнодушным. Жанр ленинградцев — ав­ торская песня. Они поют про­ изведения непрофессиональ­ ных авторов, отбирая кото­ рые, отмели шелуху модных однодневок, пустышек. В ре­ пертуаре дуэта — песни Лео­ нида Семакова, Леонида Сер­ геева, Юрия Визбора, Алек­ сандра Городницкого. Слуша­ тели знакомятся с малоизвест­ ными, как правило, песнями, а подчас — и неизвестных ав­ торов. В этом также заслуга исполнителей, не ищущих про­ торенных путей, а открываю­ щих новые для слушателя произведения и имена. Голоса исполнителей, музыка гармо­ нично сливаются со словами авторов. Разнообразна тема­ тика песен: о людях трудных профессий, об их тоске по отчему дому, о красотах зем­ ли нашей, о гражданственно­ сти, принципиальности, необ­ ходимости жестких, по отно­ шению к злу, позиций. Появление дуэта очень ра­ достно и своевременно для слушателей, уставших от астро­ номических децибел совре­ менных ансамблей, в чем-то одинаковых, безликих, от пе­ сен, где не различишь слов, что подчас и к лучшему, от музыки, воздействующей лишь своим ритмом. Колосо­ вы как бы стоят по другую сторону от всего этого. Лирич~ ность их песен смягчает дале‘ ко не поролоновые души лю­ дей, живущих за 69-й парал­ лелью, обогащая их, напомнив о том, что всегда в них жило. Е. ЗАВАДСКИЙ, рефрижераторный меха­ ник ТР «Мотовский залив» управления «Севрыбхолод- флот». ЯЗЫКОМ ГРАФИКИ Современный экслибрис КРОССВОРД Это не просто знак при­ надлежности книги опреде­ ленному владельцу. Это ма­ ленькое произведение графи­ ки, в котором авторы стре­ мятся отобразить наклонно­ сти библиофила, черты его характера, профессию или литературные увлечения. Словом, экслибрис — как бы портрет внутреннего ми­ ра владельца книги. Во вся­ ком случае, именно этого стремится добиваться в сво­ их работах офицер-северомо­ рец Виктор Кобзев. Предла­ гая вашему вниманию неко­ торые из них, отметим, что это не первая публикация мо­ лодого автора. С прежними его работами уже знакоми­ лись читатели «Книжного обозрения». КНИЖНАЯ ПОЛКА Мурманск- влюбленными глазами Как-то неуловимо изменяют­ ся предметы, когда их очер­ тания переносятся на цветную фотографию. Становятся чуть более нарядными, празднич­ ными, чем мы воспринимаем их в жизни. Словно бы прихо­ рашиваются перед объекти­ вом — дома, корабли, сопки, памятники — точь-в-точь как это делают люди. Такое ощу­ щение постоянно сопровожда­ ет читателя, когда он перели­ стывает страницы фотоальбо­ ма «Мурманск», выпущенного недавно областным книжным издательством. Речь не о том, что книга сделана в жанре «парадного портрета», хотя этим частень­ ко грешат издания подобного рода. Конечно, автор боль­ шинства снимков, фотокоррес­ пондент ТАСС Семен Майстер- ман, и помогавшие ему мур­ манские фотографы, любите­ ли и профессионалы, поста­ рались запечатлеть наиболее выигрышные лики нашего го­ рода. Но ведь и снимков, рас­ сказывающих о буднях, о тру­ довом ритме города, — осо­ бенно это относится к главе «Залив» — много. Может, дело в том, что сквозь весь альбом проходит, так сказать, исторический кон­ трапункт? И черно-белые сним­ ки, сохранившиеся с давних пор, оттеняют кадры нынеш­ него дня, подчеркивают все, что превозмогли, построили, создали мурманчане за семь­ десят лет? Может быть. Но не только. «Кольский полуостров», «За­ лив», «Город», «Память», «Объ­ яснение в любви» — так назы­ ваются неравные по объему части, на которые разделена книга. Залив... Вот место, на ко­ тором был заложен в пятнад­ цатом году первый геодезиче­ ский знак, с чего началось строительство торгового пор­ та, давшего жизнь городу. Вот портреты знаменитых ка­ питанов — Буркова, Егорова, Копытова, Тарана, чьи жизни были отданы развитию рыбно­ го промысла в Заполярье, чьи славные имена навек вплете­ ны в букет названий мурман­ ских улиц. А вот залив сегод­ няшний — с громадами сов­ ременных БАТов и плавбаз, с ажурными стрелами могучих кранов. Залив, который стал отчим домом для атомного ледокольного флота. Откуда уходят в рейсы и старые мор­ ские волки, и ученые ПИНРО, и вчерашние курсанты мур­ манских мореходок. Многоликим предстает наш город в фотоальбоме. И что бы ни было показано на сним. ках — красивейшие ли его здания или запруженные тол­ пами улицы, памятники или магазины, многотысячный лыж­ ный марафон или тихий скве­ рик, полярная ночь или май­ ский снегопад — все вроде бы нам давно знакомо и при­ вычно. А все же не покидает ощущение, что видишь это по- нозому. И виной тому, назерное, — тональность, которую избра­ ли авторы снимков оформле­ ния и автор текста Татьяна Бойкова (сотрудница цент­ ральной газеты, а в не столь давнем прошлом — журна­ листка «Рыбного Мурмана»), Она подчеркнута названием последней главы — «Объясне­ ние в любви». В. НИКОЛИН. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Мор. ской моллюск. 6. Эстрадное представление. 8. Оптичесное стекло. 9. Плата за провоз гру­ за водным путем. 11, Правый приток Куры. 12. Сольное и х о­ ровое музыкальное произведе­ ние. 13. Промысловая рыба. 16. Документ об окончании учеб­ ного заведения. 17. Устройств во для охлаждения воды в дви­ гателе. 18. Спортивное соору­ жение для прыжков на лы­ жах. 22. Геодезический угло­ мерный инструмент. 25. Часть стены, потолка, обрамленная лепной, заполняемая живопис­ ным или скульптурным изо­ бражением. 26. Единица адми­ нистративно - территориально­ го деления в Монголии. 27. Принадлежность гребца на плавучем средстве. 30. Под­ вижная часть машин. 31. Персо­ наж оперетты И. Ш трауса «Ле­ тучая мышь». 32. Ф ортифика­ ционная постройка позади крепостной стены в старой крепости. 33. Съедобная ягода. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Город в Чернасской области. 2. Живо­ ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 49 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 2. Риф. 5. Пенсне. 6. Еретик. 8. Карп. 10. Цюрих. 11. Марс. 13. Техас. 17. «Казаки». 18. Анация. 20. Бунин. 21. Туапсе. 23. Игарка. 25. Тукан. 29. Скал. 31. Какао. 32. Каир. 33. Валюта. 34. А ф ­ рика. 35. «Н ос». ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Кноп. 2. Резюме. 3. Фемида. 4. Атом. 5. Плазма. 7. Карачи. 12. Пам­ па. 13. Тибет. 14. Ханой, 15. Санин. 16. Канал. 17. Кит. 19, Ява. 22. Ушаков. 24. Куница. 26. Ураган. 27. Ананас. 30. По­ ло. 32. Клин. ПО ДИАГОНАЛЯМ: 9-13. Пат. 11 — 15. Мыс. 25—30. Тип. 28— 32. Нок. писное, графическое или скульптурное украшение, худо­ жественно оформляющее вещь. 3. Костюм космонавта, водо< лаза. 4. Стихотворение А. Пуш­ кина. 5. Совокупность особен­ ностей, своеобразие, окраска. 7. Портовый город Канады на озере Онтарио. 8. Опера Л, Делиба. 10. Порода собак. 14. Манера словесного, письменно­ го выражения. 15. Роман Ф. Достоевского. 19. Установка, в которой осуществляется управ­ ляемая цепная реакция деле­ ния атомных ядер. 20. Военная специальность. 21. Лишенная элентрического заряда элемен­ тарная частица с массой по- ноя, равной нулю. 22. Приня» тый образец, которому следу­ ют слепо, не подвергая его критической оценке и пере­ смотру. 23. Собирательное наз­ вание большого семейства ко­ пытных животных. 24. Опера П. Чайковского. 28. Затишье на море. 29. Часть суши, при­ легающая к воде. Составил А. ПАНОВ. 12 декабря 198S года 1 0 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz