Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.
i 9 i ? ~ i 9 8 7 : 'дорогой Октября В 1961 году Мурман ское книжное издатель ство выпустило неболь шой сборник «Беседы старых капитанов». Это были выступления пио неров тралового дела, стоявших у истоков со ветского промышленно го рыболовства. Северя не вправе гордиться тем, что именно у нас, в З а полярье, выросла и окрепла первая крупней- ьиая база советской рыб ной промышленности. Строили ее моряки, на чинавшие свой трудовой путь еще до Великого Октября. Сборник «Бесед» — это выступления капи танов С. Д. Копытова, П. И. Баева, Г. С. Попо ва, П. П. Корэхова и Я. Г. Романова на стра ницах бассейновой газе ты «Рыбный Мурман» — предшественницы еже недельника. Сегодня мы возрождаем рубрику «Бе седы старых капитанов». Открывается она выступ лением ветерана Мурман ского тралозого флота А. Г. Михайлова, пред ставителя второго поко ления промысловиков, которые приняли эста фету у «стариков», ра ботали вместе с ними, перенимая их бесценный опыт, накапливая свой, чтобы и его передать своим ученикам. Аким Григорьевич из династии рыбаков Ми хайловых: его старшие братья Степан, Андриан и Александр десятки лет отдали работе в Мурман ском и Архангельском траловых _флотах, про шли большую жизнен ную школу промыслови ков. Труд всё братья по знали с 9— 10-летнего возраста — такое это было время. Жажда знаний, упор ство в освоении секре тов профессии, стремле ние добиться лучших результатов в труде по зволили Акиму Григорье вичу пройти путь от ма троса до капитана-флаг» мана. Он удостоен высо ких наград Родины — орденов Ленина и Трудо вого Красного Знамени. Его сегодняшняя бесе да — бесхитростный р а с сказ о пережитом, о личном вкладе в трудо вые и боевые дела кол лектива Мурманского тралового флота. Мы познакомим чита* телей и с выступления ми других ветеранов флотов рыбной промыш ленности области. РЫБАЦКИХ ВАХТ ЗАКАЛКА ТРАДИЦИИ ЭКИПАЖА «ЛЕБЕДКИ» В Мурманский траловый флот я принят 19 мая 1935 года — это един ственная запись такого рода в моей трудовой книжке. Мне, как говорится, крупно повезло — был направлен ма тросом на РТ-10 «Лебедка», где кол лективом руководил один из опытных и инициативных капитанов — Нико лай Ефимович Скорняков. Благодаря его отменным организаторским спо собностям экипаж сплотился, был дружным, работоспособным. Матросы уважали командиров, а те, кому был доверен любой руководящий пост, заботились о подчиненных — о их житейском устройстве, о росте про фессионального мастерства. Поэтому на «Лебедке», в отличие от многих других траулеров, текучести кадров не было. Сегодня мы часто слышим слова: перестройка, ускорение, человеческий фактор. А ведь понятия эти роди лись давно, они плоть от плоти и кровь от крови нашего социалисти ческого строя. Об этом красноречиво говорят примеры того нее далекого и знаменитого 1935 года. Рекорд шахте р а Алексея Стаханова всколыхнул всю страну, тружеников всех профес сий. — Чем мы хуже шахтеров? — го» ворили рыбаки. И прикидывали, что можно сделать, чтобы успешнее вести промысел. Мы понимали, что Стаханов добился высокой производительности труда, рубая уголек обычным отбойным молотком, не только благодаря своей природной смекалке и знанию строения пластов каменного угля, но и с помощью лучшей организации труда в лаве — Отсюда и «плясать» надо, чтобы ус корить выполнение, например, спуска и подъема трала — главной операции на промысле рыбы, — так говорили мы. Организация соревнования на трауле ре была одной из моих забот, так как уже после двух рейсов меня на общем собрании избрали председателем судово го комитета п роф сою за. Помню, как ка питан вызвал к себе и говорит: — Получено обращение Алексея Ста ханова. Почитай. Увидев, что я ознакомился с текстом, Николай Ефимович продолжал: — Я вот тут сделал кое-накие наброс ки. Надо бы их на собрании обсудить. Если экипаж одобрит — пересмотрим обязательства этого года и решим, как 'работать в следующем. Думаю, что име ем возможность ко всему флоту об ра титься с призывом пересмотреть об яза тельства. А партком и базком поддер жат. Николай Ефимович говорил уве ренно — знал, на что способны лю ди, с которыми работает. А «наброс ки» его были реальными. О них он доложил на собрании, которое мы провели вечером того же дня. Капи тан говорил, что в 1935 году экипаж «Лебедки» выловил 24500 центнеров рыбы, но еще не достиг максимального уровня. Николай Ефимович позна комил коллектив со своими расчета ми: делать в течение года 10 рейсов по 2 4 суток, вылавливать за рейс не менее 3000 центнеров рыбы (за год — 30 000 центнеров), трал держать в воде не менее 16 часов (план — 12,5 часа в сутки), на всех участках производства — на палубе, в маши не, на мостике — работать погстаха- новски, борясь за повышение произ водительности труда, за улучшение качества продукции и всей работы;, за максимальное использование тех ники. На собрании выступили, поддержав капитана, старший механик Степан Дмитриевич Корчагин, тралмейстер Ф е дор Васильевич Чухчин, второй штурман Михаил Петрович Бурмакин, рыбмастер Дмитрий Мылов. Они говорили, что у экипажа есть все возможности работать по-стахановски. Надо каждому не жа* леть сил, экономить а большом и ма лом, работать дружно, как и принято н* «Лебедке». На соревнование вызвали моряков РТ-12 «Трал» (капитан А. В. Стрелков). Здесь кстати будет описание наших су дов. Это были однотипные траулеры не мецкой постройки второй серии (РТ № 9, 10, 11 и 12) с паровой шестицилиндро вой машиной мощностью 600 индикатор ных сил Срок плавания по проекту — 24 суток (запас угля). Но рейсы плани ровались по 18 суток. Качество угля далеко не всегда было высоким, поэтому можно представить, каких усилий коче гаров и механиков стоили наши макси мальные по длительности рейсы, какие мы определили принятым обязательст вом. П ЕРВЫ Й СТАХАНОВСКИИ Первый рейс, объявленный нами стахановским, начался и проходил в самое сложное время года — в янва ре. Первенство в течение всего этого па мятного рейса удерживала вахта второго помощника капитана М. П. Бурмакина. На палубе четко работали матросы под руководством помощника тралмейстера Ф Ф. Мошкова. В трюме на укладке улова на этой вахте довелось крепко «попотеть» мне — рыба от рыбоделов шла потоком, успевай поворачиваться. В специальном листке, вывешиваемом в салоне (теперь это — «Экран соревно вания»), ежесуточно отмечались показа тели всех вахт. Все видели — нормы «летели вверх тормашками!» Наша вахта спуск-подъем трала и дележку улова осуществляла за 32 минуты — на 10 ми нут быстрее предусмотренного рейсовым заданием. 18 минут мы экономили при переходе с трала одного борта на трал другого борта, а в воде на хороших грунтах он находился до 18 часов в сут ки, вместо 12,5 часа по плану... Это бы ло гарантией успешного промысла. И «вот рейс (18-суточный вместе с переходами) завершается. Его итоги внушительны: добыто 3470 центне ров рыбы — 400 процентов задания! При входе в Кольский залив нас взял под проводку ледокол — без его помо щи в ту студеную пору до порта было не добраться. На родном причале гре мит музыка — так нас встретили из первого стахановского рейса. Состоялся митинг, посвященный успеху экипажа «Лебедки». Победа, добытая нами в трудном зимнем плавании, послужила добрым примером для других рыбаков. В феврале 1936 года в стахановские рейсы ушло 11 траулеров, в марте — 36, а в мае — 51, то есть весь флот встал на стахановскую вахту. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР — Кадры решают все! — этот ло зунг тридцатых годов определял на ши успехи. Стахановское движение стало тем мощным рычагом социали стического соревнования рыбаков, ко торый позволил в 1936 году почти вдвое повысить улов по сравнению с предыдущим годом: 1800 тысяч цент неров против 985000. А ведь количе ство судов (около 70) и техническая оснащенность их оставались прежни ми. Значит, все дело было в людях, в их энтузиазме, в их стремлении лучше использовать технику. Но ударный труд и стимулировал- ся — морально и материально. Р ас скажу об этом поподробнее. Оплата труда выла пересмотрена, ста ла четче премиальная система. Каждый рыбак знал, сколько рублей премии он получит. Например, за экономию време» ни на спуске-подъеме трала ■ течений рейса премия матросам определялась от 100 до 120 рублей. Мастера по добыч* получали премии за исправное состоя ние орудий лова, за наибольшее нахож . дение трала в воде, кочегары — за х о рошее держание пара «на марке», что обеспечивало необходимый ход трауле ра на лову и переходах и т. д. Заработная плата плавсостава начис лялась в зависимости от двух периодов плавания (с 1 октября по 31 марта — зимний период, с 1 апреля по 30 сен тября — летний), но нормативы работы с тралом оставались неизменными. Tyt уж асе зависело от мастерства промыс ловиков. Передовые экипажи РТ-10 «Ле бедка», РТ-29 «Киров», РТ-45 «Дви на» перешли на полный хозяйствен ный расчет. Капитаны их имели в Госбанке судовые счета. По чековым книжкам велись все расчеты: за сдан, ную рыбопродукцию, за снабжение и т. д. Начали создаваться директорские фон- ды. Они использовались на поощрение передовиков, на строительство и р е монт жилья. Мне служили много лет ча сы знаменитой «Кировской» мьарки — это была премия за высокое качество продукции, помню и свою отремонтиро ванную за счет этого фонда комнату. Это, так сказать, житейские, неболь шие, но такие нужные человеку знаки внимания. Были поощрения и государ ственного масштаба. Так, в 1937 году капитаны Н. Е. Скорняков, Г. Г. Тислен- ко и другие рыбаки были награждены орденом Ленина. Вскоре Н. Е. Скорня ков был выдвинут, как умелый органи затор, на должность управляющего объ единением «Мурманрыба», избран депу татом Верховного Совета РСФСР, а ка питан стахановского траулера «Киров» Г. Г. Тисленко назначен начальником Мурманского тралового флота. Было много других примеров забо ты о людях, в ответ на которую каж дый труженик, вновь и вновь пересмат ривая свои возможности, старался ра ботать лучше, производительнее. По вышал свои знания. ЭСТАФЕТА — НЕТ ЕЙ КОНЦА Учеба позволила многим молодым ры- бакам-практикам стать хорошими спе циалистами. По рекомендации капитана «Лебедки» Николая Ефимовича Скорня- кова я я был направлен на курсы рыб- мастеров За два года работы на этом траулере я прошел путь от матроса до мастера по обработке рыбы. Потом — учеба на штурманских курсах, которые успешно закончил 8 апреля 1939 года. И вот направление на РТ-17 «Ким» (впоследствии — «Комсомолец»). Снова мне повезло с капитаном: с первых своих шагов в качестве судо водителя я оказался под началом у Степана Дмитриевича Копытова. Вот у кого прошел еще «один курс» заме чательной трудовой школы! Работали мы в поисковом режиме. Дело, изве стно, ответственное. А основные «приборы», с помощью которых мож но было добиться успеха, — трал да опыт капитана. Степан Дмитриевич научил меня работе с тралом, а вско ре доверил самостоятельную работу с орудиями лова. Опыт у моего ру ководителя был огромный. А подроб ным многолетним записям капитана не было цены! Я понял, что попал к человеку, у которого могу закрепить полученные во время учебы знания. Большой заслугой С. Д. Копытова бы- ло восстановление доброго имени трау леров отечественной постройки. Он был наблюдающим при их строительстве на верфи в Ленинграде. Страна пережива ла нехватку многих материалов, в ча стности меди. «Иностранцы» щеголяли отделкой кают, «медяшкой», а наши тра улеры, не уступая им по тактико-тех ническим данным, были «одеты» скром нее. Нашлись люди, охаивавшие отече- -с ственные суда, рыбаки шли на них не- Ц охотно. Степан Дмитриевич очень пере живал это. Добившись у руководства, чтобы его отпустили с поста наблюдаю щего, он принял РТ-82 «Димитров» и в стахановских рейсах выполнил с эки пажем план 1936 года за 6 месяцев — доказал на деле, на что способны оте чественные траулеры! Кто знаком с биографией С. Д. Ко пытова, знает, что он работал в пром разведке, один из районов промысла йосит его имя. Как и улица в област ном центре. Через год «Комсомолец» принял другой ас промыслового дела — Иван Николаевич Демидов. Таких людей по праву называли тогда золотым фондом флота. Имя этого капитана После войны носил один из трауле ров. А «банка Демидова» еще в 1936 году дала флоту четверть годового плана. И у И. Н. Демидова я многому научил ся Прошли годы. В эстафете по переда че опыта, накопленного рыбаками, при нял участие и я. Убедился — нет у этой : эстафеты конца: все лучшее в труде пе редается от поколения н поколению. СТРОКА В ИСТОРИИ ФЛОТА Рассназывая сегодня о пережитом, я называл капитанов, которые, как гово рится, помогали мне самому стать им, — делились опытом, учили. Но между должностью штурмана и напитана бы ла война. Даже две — я участвовал и » боях с белофиннами. Но это — особая тема. И я обещаю читателям рассказать 9 той трудной поре: о промысле вб фронтовом море и службе нашего РТ Ц роли сторожевика, о схватках с вра гом почти безоружных рыбаков. Капитаном самостоятельно я пошел впервые в рейс 30 октября 1946 года на РТ-44 «Нева», подменив на вре мя отпуска П. А. Задорина. Волно вался, конечно, но рейс завершился успешно. Позже закрепили меня иапитаном на РТ-77 «Челюскинец Павлов». Пять лет руководил экипажем этого траулера, техническое состояние которого не на звал бы высоким. Но текучести кадров у нас не было и ловили хорош о, по сво- ёй серии судов в течение года занималй 1—3 места. Запомнился траулер «Меркурий» (РТ. J27). Этот экипаж, которым довелось ру ководить, вписал яркую строку в исто рию Мурманского тралового флота В 1954 году мы выловили 48074 центнера рыбы (план 36000 центнеров). По при. казу министра рыбного хозяйства СССР коллектив был отмечен премией, а в с а лоне траулера установлена бронзовая доска с указанием данных о добыче, в также фамилий капитана, стармеха и тралмейстера. О возросшем мастерстве промысло виков свидетельствует и работа в 1955 году экипажа траулера «Соско вец» (план 41500 — вылов 50080 центнеров). Этот успех получил высо кую оценку: 10 наших моряков бы ли отмечены правительственными на градами. в том числе и мне был вру чен орден Ленина. Не для красного словца делюсь этими воспоминаниями — каждый молодой че ловек, приходящий в траловый или лю бой другой флот, должен задаться такой целью — внести свой вклад в общее дело, вписать вместе с кораблем, на ко тором будет работать, заметную строку в историю флота. Не хотелось заканчивать эти за метки нравоучениями, но все же од н о— два замечания выскажу. Для мо лодых судоводителей, из среды кото рых вырастет немало капитанов. Не думайте, что, получив диплом, ваша учеба кончилась. Наоборот — она только начинается и будет продол жаться всю жизнь. Поверьте на сло во мне, моряку с более чем сорока летним стажем. Работая капитаном-наставником, ка- питаном-флагманом, я подсказывал и руководителям экипажей, уже имевшим опыт, что нельзя рассчитывать на «ве зение» в промысловом деле, нельзя де лить заботы на главные и второстепен ные — в судовой жизни порой «ме лочь» может свести на нет усилия це лого коллектива. Сейчас траулеры бога то оснащены навигационной техникой, точной и надежной. Но вот вам, моло дые штурманы, совет: не пренебрегай те секстаном — он может пригодиться в трудную минуту. Заканчивая беседу, желаю всем труженикам рыбного Мурмана креп кого морского здоровья, успеха па промысле, счастья в личной жизни! Будьте достойны своего порта припи ски — города-героя Мурманска! А. МИХАЙЛОВ, ■етеран ордена Октябрьской Рево люции Мурманского тралового фло та. № 12 декабря 1986 года 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz