Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.

i 9 i ? ~ i 9 8 7 : 'дорогой Октября В 1961 году Мурман­ ское книжное издатель­ ство выпустило неболь­ шой сборник «Беседы старых капитанов». Это были выступления пио­ неров тралового дела, стоявших у истоков со­ ветского промышленно­ го рыболовства. Северя­ не вправе гордиться тем, что именно у нас, в З а­ полярье, выросла и окрепла первая крупней- ьиая база советской рыб­ ной промышленности. Строили ее моряки, на­ чинавшие свой трудовой путь еще до Великого Октября. Сборник «Бесед» — это выступления капи­ танов С. Д. Копытова, П. И. Баева, Г. С. Попо­ ва, П. П. Корэхова и Я. Г. Романова на стра­ ницах бассейновой газе­ ты «Рыбный Мурман» — предшественницы еже­ недельника. Сегодня мы возрождаем рубрику «Бе­ седы старых капитанов». Открывается она выступ­ лением ветерана Мурман­ ского тралозого флота А. Г. Михайлова, пред­ ставителя второго поко­ ления промысловиков, которые приняли эста­ фету у «стариков», ра­ ботали вместе с ними, перенимая их бесценный опыт, накапливая свой, чтобы и его передать своим ученикам. Аким Григорьевич из династии рыбаков Ми­ хайловых: его старшие братья Степан, Андриан и Александр десятки лет отдали работе в Мурман­ ском и Архангельском траловых _флотах, про­ шли большую жизнен­ ную школу промыслови­ ков. Труд всё братья по­ знали с 9— 10-летнего возраста — такое это было время. Жажда знаний, упор­ ство в освоении секре­ тов профессии, стремле­ ние добиться лучших результатов в труде по­ зволили Акиму Григорье­ вичу пройти путь от ма­ троса до капитана-флаг» мана. Он удостоен высо­ ких наград Родины — орденов Ленина и Трудо­ вого Красного Знамени. Его сегодняшняя бесе­ да — бесхитростный р а с­ сказ о пережитом, о личном вкладе в трудо­ вые и боевые дела кол­ лектива Мурманского тралового флота. Мы познакомим чита* телей и с выступления­ ми других ветеранов флотов рыбной промыш­ ленности области. РЫБАЦКИХ ВАХТ ЗАКАЛКА ТРАДИЦИИ ЭКИПАЖА «ЛЕБЕДКИ» В Мурманский траловый флот я принят 19 мая 1935 года — это един­ ственная запись такого рода в моей трудовой книжке. Мне, как говорится, крупно повезло — был направлен ма­ тросом на РТ-10 «Лебедка», где кол­ лективом руководил один из опытных и инициативных капитанов — Нико­ лай Ефимович Скорняков. Благодаря его отменным организаторским спо­ собностям экипаж сплотился, был дружным, работоспособным. Матросы уважали командиров, а те, кому был доверен любой руководящий пост, заботились о подчиненных — о их житейском устройстве, о росте про­ фессионального мастерства. Поэтому на «Лебедке», в отличие от многих других траулеров, текучести кадров не было. Сегодня мы часто слышим слова: перестройка, ускорение, человеческий фактор. А ведь понятия эти роди­ лись давно, они плоть от плоти и кровь от крови нашего социалисти­ ческого строя. Об этом красноречиво говорят примеры того нее далекого и знаменитого 1935 года. Рекорд шахте­ р а Алексея Стаханова всколыхнул всю страну, тружеников всех профес­ сий. — Чем мы хуже шахтеров? — го» ворили рыбаки. И прикидывали, что можно сделать, чтобы успешнее вести промысел. Мы понимали, что Стаханов добился высокой производительности труда, рубая уголек обычным отбойным молотком, не только благодаря своей природной смекалке и знанию строения пластов каменного угля, но и с помощью лучшей организации труда в лаве — Отсюда и «плясать» надо, чтобы ус­ корить выполнение, например, спуска и подъема трала — главной операции на промысле рыбы, — так говорили мы. Организация соревнования на трауле­ ре была одной из моих забот, так как уже после двух рейсов меня на общем собрании избрали председателем судово­ го комитета п роф сою за. Помню, как ка­ питан вызвал к себе и говорит: — Получено обращение Алексея Ста­ ханова. Почитай. Увидев, что я ознакомился с текстом, Николай Ефимович продолжал: — Я вот тут сделал кое-накие наброс­ ки. Надо бы их на собрании обсудить. Если экипаж одобрит — пересмотрим обязательства этого года и решим, как 'работать в следующем. Думаю, что име­ ем возможность ко всему флоту об ра­ титься с призывом пересмотреть об яза­ тельства. А партком и базком поддер­ жат. Николай Ефимович говорил уве­ ренно — знал, на что способны лю­ ди, с которыми работает. А «наброс­ ки» его были реальными. О них он доложил на собрании, которое мы провели вечером того же дня. Капи­ тан говорил, что в 1935 году экипаж «Лебедки» выловил 24500 центнеров рыбы, но еще не достиг максимального уровня. Николай Ефимович позна­ комил коллектив со своими расчета­ ми: делать в течение года 10 рейсов по 2 4 суток, вылавливать за рейс не менее 3000 центнеров рыбы (за год — 30 000 центнеров), трал держать в воде не менее 16 часов (план — 12,5 часа в сутки), на всех участках производства — на палубе, в маши­ не, на мостике — работать погстаха- новски, борясь за повышение произ­ водительности труда, за улучшение качества продукции и всей работы;, за максимальное использование тех­ ники. На собрании выступили, поддержав капитана, старший механик Степан Дмитриевич Корчагин, тралмейстер Ф е­ дор Васильевич Чухчин, второй штурман Михаил Петрович Бурмакин, рыбмастер Дмитрий Мылов. Они говорили, что у экипажа есть все возможности работать по-стахановски. Надо каждому не жа* леть сил, экономить а большом и ма­ лом, работать дружно, как и принято н* «Лебедке». На соревнование вызвали моряков РТ-12 «Трал» (капитан А. В. Стрелков). Здесь кстати будет описание наших су ­ дов. Это были однотипные траулеры не­ мецкой постройки второй серии (РТ № 9, 10, 11 и 12) с паровой шестицилиндро­ вой машиной мощностью 600 индикатор­ ных сил Срок плавания по проекту — 24 суток (запас угля). Но рейсы плани­ ровались по 18 суток. Качество угля далеко не всегда было высоким, поэтому можно представить, каких усилий коче­ гаров и механиков стоили наши макси­ мальные по длительности рейсы, какие мы определили принятым обязательст­ вом. П ЕРВЫ Й СТАХАНОВСКИИ Первый рейс, объявленный нами стахановским, начался и проходил в самое сложное время года — в янва­ ре. Первенство в течение всего этого па­ мятного рейса удерживала вахта второго помощника капитана М. П. Бурмакина. На палубе четко работали матросы под руководством помощника тралмейстера Ф Ф. Мошкова. В трюме на укладке улова на этой вахте довелось крепко «попотеть» мне — рыба от рыбоделов шла потоком, успевай поворачиваться. В специальном листке, вывешиваемом в салоне (теперь это — «Экран соревно­ вания»), ежесуточно отмечались показа­ тели всех вахт. Все видели — нормы «летели вверх тормашками!» Наша вахта спуск-подъем трала и дележку улова осуществляла за 32 минуты — на 10 ми­ нут быстрее предусмотренного рейсовым заданием. 18 минут мы экономили при переходе с трала одного борта на трал другого борта, а в воде на хороших грунтах он находился до 18 часов в сут­ ки, вместо 12,5 часа по плану... Это бы­ ло гарантией успешного промысла. И «вот рейс (18-суточный вместе с переходами) завершается. Его итоги внушительны: добыто 3470 центне­ ров рыбы — 400 процентов задания! При входе в Кольский залив нас взял под проводку ледокол — без его помо­ щи в ту студеную пору до порта было не добраться. На родном причале гре мит музыка — так нас встретили из первого стахановского рейса. Состоялся митинг, посвященный успеху экипажа «Лебедки». Победа, добытая нами в трудном зимнем плавании, послужила добрым примером для других рыбаков. В феврале 1936 года в стахановские рейсы ушло 11 траулеров, в марте — 36, а в мае — 51, то есть весь флот встал на стахановскую вахту. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР — Кадры решают все! — этот ло­ зунг тридцатых годов определял на­ ши успехи. Стахановское движение стало тем мощным рычагом социали­ стического соревнования рыбаков, ко­ торый позволил в 1936 году почти вдвое повысить улов по сравнению с предыдущим годом: 1800 тысяч цент­ неров против 985000. А ведь количе­ ство судов (около 70) и техническая оснащенность их оставались прежни­ ми. Значит, все дело было в людях, в их энтузиазме, в их стремлении лучше использовать технику. Но ударный труд и стимулировал- ся — морально и материально. Р ас­ скажу об этом поподробнее. Оплата труда выла пересмотрена, ста­ ла четче премиальная система. Каждый рыбак знал, сколько рублей премии он получит. Например, за экономию време» ни на спуске-подъеме трала ■ течений рейса премия матросам определялась от 100 до 120 рублей. Мастера по добыч* получали премии за исправное состоя­ ние орудий лова, за наибольшее нахож . дение трала в воде, кочегары — за х о ­ рошее держание пара «на марке», что обеспечивало необходимый ход трауле­ ра на лову и переходах и т. д. Заработная плата плавсостава начис­ лялась в зависимости от двух периодов плавания (с 1 октября по 31 марта — зимний период, с 1 апреля по 30 сен­ тября — летний), но нормативы работы с тралом оставались неизменными. Tyt уж асе зависело от мастерства промыс­ ловиков. Передовые экипажи РТ-10 «Ле­ бедка», РТ-29 «Киров», РТ-45 «Дви­ на» перешли на полный хозяйствен­ ный расчет. Капитаны их имели в Госбанке судовые счета. По чековым книжкам велись все расчеты: за сдан, ную рыбопродукцию, за снабжение и т. д. Начали создаваться директорские фон- ды. Они использовались на поощрение передовиков, на строительство и р е­ монт жилья. Мне служили много лет ча­ сы знаменитой «Кировской» мьарки — это была премия за высокое качество продукции, помню и свою отремонтиро­ ванную за счет этого фонда комнату. Это, так сказать, житейские, неболь­ шие, но такие нужные человеку знаки внимания. Были поощрения и государ­ ственного масштаба. Так, в 1937 году капитаны Н. Е. Скорняков, Г. Г. Тислен- ко и другие рыбаки были награждены орденом Ленина. Вскоре Н. Е. Скорня­ ков был выдвинут, как умелый органи­ затор, на должность управляющего объ­ единением «Мурманрыба», избран депу­ татом Верховного Совета РСФСР, а ка­ питан стахановского траулера «Киров» Г. Г. Тисленко назначен начальником Мурманского тралового флота. Было много других примеров забо­ ты о людях, в ответ на которую каж­ дый труженик, вновь и вновь пересмат­ ривая свои возможности, старался ра­ ботать лучше, производительнее. По­ вышал свои знания. ЭСТАФЕТА — НЕТ ЕЙ КОНЦА Учеба позволила многим молодым ры- бакам-практикам стать хорошими спе­ циалистами. По рекомендации капитана «Лебедки» Николая Ефимовича Скорня- кова я я был направлен на курсы рыб- мастеров За два года работы на этом траулере я прошел путь от матроса до мастера по обработке рыбы. Потом — учеба на штурманских курсах, которые успешно закончил 8 апреля 1939 года. И вот направление на РТ-17 «Ким» (впоследствии — «Комсомолец»). Снова мне повезло с капитаном: с первых своих шагов в качестве судо­ водителя я оказался под началом у Степана Дмитриевича Копытова. Вот у кого прошел еще «один курс» заме­ чательной трудовой школы! Работали мы в поисковом режиме. Дело, изве­ стно, ответственное. А основные «приборы», с помощью которых мож­ но было добиться успеха, — трал да опыт капитана. Степан Дмитриевич научил меня работе с тралом, а вско­ ре доверил самостоятельную работу с орудиями лова. Опыт у моего ру ­ ководителя был огромный. А подроб­ ным многолетним записям капитана не было цены! Я понял, что попал к человеку, у которого могу закрепить полученные во время учебы знания. Большой заслугой С. Д. Копытова бы- ло восстановление доброго имени трау­ леров отечественной постройки. Он был наблюдающим при их строительстве на верфи в Ленинграде. Страна пережива­ ла нехватку многих материалов, в ча­ стности меди. «Иностранцы» щеголяли отделкой кают, «медяшкой», а наши тра­ улеры, не уступая им по тактико-тех­ ническим данным, были «одеты» скром ­ нее. Нашлись люди, охаивавшие отече- -с ственные суда, рыбаки шли на них не- Ц охотно. Степан Дмитриевич очень пере­ живал это. Добившись у руководства, чтобы его отпустили с поста наблюдаю­ щего, он принял РТ-82 «Димитров» и в стахановских рейсах выполнил с эки­ пажем план 1936 года за 6 месяцев — доказал на деле, на что способны оте­ чественные траулеры! Кто знаком с биографией С. Д. Ко­ пытова, знает, что он работал в пром­ разведке, один из районов промысла йосит его имя. Как и улица в област­ ном центре. Через год «Комсомолец» принял другой ас промыслового дела — Иван Николаевич Демидов. Таких людей по праву называли тогда золотым фондом флота. Имя этого капитана После войны носил один из трауле­ ров. А «банка Демидова» еще в 1936 году дала флоту четверть годового плана. И у И. Н. Демидова я многому научил­ ся Прошли годы. В эстафете по переда­ че опыта, накопленного рыбаками, при­ нял участие и я. Убедился — нет у этой : эстафеты конца: все лучшее в труде пе­ редается от поколения н поколению. СТРОКА В ИСТОРИИ ФЛОТА Рассназывая сегодня о пережитом, я называл капитанов, которые, как гово­ рится, помогали мне самому стать им, — делились опытом, учили. Но между должностью штурмана и напитана бы­ ла война. Даже две — я участвовал и » боях с белофиннами. Но это — особая тема. И я обещаю читателям рассказать 9 той трудной поре: о промысле вб фронтовом море и службе нашего РТ Ц роли сторожевика, о схватках с вра­ гом почти безоружных рыбаков. Капитаном самостоятельно я пошел впервые в рейс 30 октября 1946 года на РТ-44 «Нева», подменив на вре­ мя отпуска П. А. Задорина. Волно­ вался, конечно, но рейс завершился успешно. Позже закрепили меня иапитаном на РТ-77 «Челюскинец Павлов». Пять лет руководил экипажем этого траулера, техническое состояние которого не на­ звал бы высоким. Но текучести кадров у нас не было и ловили хорош о, по сво- ёй серии судов в течение года занималй 1—3 места. Запомнился траулер «Меркурий» (РТ. J27). Этот экипаж, которым довелось ру ­ ководить, вписал яркую строку в исто­ рию Мурманского тралового флота В 1954 году мы выловили 48074 центнера рыбы (план 36000 центнеров). По при. казу министра рыбного хозяйства СССР коллектив был отмечен премией, а в с а ­ лоне траулера установлена бронзовая доска с указанием данных о добыче, в также фамилий капитана, стармеха и тралмейстера. О возросшем мастерстве промысло­ виков свидетельствует и работа в 1955 году экипажа траулера «Соско­ вец» (план 41500 — вылов 50080 центнеров). Этот успех получил высо­ кую оценку: 10 наших моряков бы­ ли отмечены правительственными на­ градами. в том числе и мне был вру­ чен орден Ленина. Не для красного словца делюсь этими воспоминаниями — каждый молодой че­ ловек, приходящий в траловый или лю­ бой другой флот, должен задаться такой целью — внести свой вклад в общее дело, вписать вместе с кораблем, на ко­ тором будет работать, заметную строку в историю флота. Не хотелось заканчивать эти за­ метки нравоучениями, но все же од­ н о— два замечания выскажу. Для мо­ лодых судоводителей, из среды кото­ рых вырастет немало капитанов. Не думайте, что, получив диплом, ваша учеба кончилась. Наоборот — она только начинается и будет продол­ жаться всю жизнь. Поверьте на сло­ во мне, моряку с более чем сорока­ летним стажем. Работая капитаном-наставником, ка- питаном-флагманом, я подсказывал и руководителям экипажей, уже имевшим опыт, что нельзя рассчитывать на «ве­ зение» в промысловом деле, нельзя де­ лить заботы на главные и второстепен­ ные — в судовой жизни порой «ме­ лочь» может свести на нет усилия це­ лого коллектива. Сейчас траулеры бога­ то оснащены навигационной техникой, точной и надежной. Но вот вам, моло­ дые штурманы, совет: не пренебрегай­ те секстаном — он может пригодиться в трудную минуту. Заканчивая беседу, желаю всем труженикам рыбного Мурмана креп­ кого морского здоровья, успеха па промысле, счастья в личной жизни! Будьте достойны своего порта припи­ ски — города-героя Мурманска! А. МИХАЙЛОВ, ■етеран ордена Октябрьской Рево­ люции Мурманского тралового фло­ та. № 12 декабря 1986 года 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz