Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.

• Человек и экономика • ±= Н ! I E НАЙТИ , наверное, человека, который не умел бы считать Деньги. По­ вседневно этим занимаем­ ся. И хорошо, плохо ли, но даже при минимальной зар­ плате исхитряемся не толь­ ко все необходимые потреб­ ности удовлетворить, не только «протянуть» От зар­ платы до аванса, но и что-то прииасти. Миллионы рублей, осевшие в сберегательных кассах, «- свидетельство на­ шей с вами хозяйской смет­ ки. Ну, бывает, иной месяц в связи с какими-то непред­ виденными 'тратами выйдем в нерентабельные, перехва­ тим у соседей десятку-дру- гуго. Расплачиваемся С дол- Ра с че т хозяйский гами и вновь обретаем эко­ номическую независимость. Хозяйский расчет, следо­ вательно, присущ каждому йз нас. На семейном уровне. И хозяйничать на том же уровне испокон веков умели, А вот хозяйствовать... И небольшая будто бы разни­ ца в написании однокорен­ ных слов, но принципиаль­ ная. Хозяйничаем дома, хо­ зяйствуем на производстве. И, несмотря на все зажига­ тельные глаголы, преодо­ леть дистанцию огромного размера между хозяйничань­ ем и хозяйствованием не мо­ жем. Определенные успехи есть. Их можно проследить на примере, скажем, Мурман­ ского морского рыбного пор­ та. К концу девятой пятилет­ ки все докеры добровольно объединились в бригады. В 1976 году по примеру кол­ лектива Ильичевского мор­ ского порта стали создавать­ ся укрупненные комплексные бригады. Увеличился зара­ боток, выросла производи­ тельность труда, более уме­ ло научились пользоваться техникой. В десятой пяти­ летке значительно сократи­ лись простои судов и ваго­ нов. Советы бригад, работа на единый наряд, распреде­ ление премии и приработка по коэффициенту трудового участия — все это были ша­ ги на пути к большей само­ стоятельности низовых кол­ лективов. Но шаги, скажем так, неуверенные, робкие. Как у стреноженного коня. То руководящие документы были путами, то работники соответствующих служб не смели, да и не очень хоте­ ли ускорить поступь бригад на пути к истинному хозрас­ чету. Благо, объективные причины всегда были под ру­ кой в неограниченном коли­ честве. Домашний хозяин, сво­ бодно распоряжающийся сво­ ей зарплатой и личным иму­ ществом,. по-прежнему был недосягаем. В морском торговом пор­ ту решились сначала дове- ' рнть укрупненной комплекс­ ной бригаде № 28 прича­ лы, перегрузочное обору­ дование, складские площа­ ди, грузозахватные приспо­ собления. Потом возложи­ ли на нее техническое об­ служивание и мелкий ремонт 19 портальных кранов. З а ­ тем на причалах, закреплен­ ных за бригадой, был создан перегрузочный комплекс. Так она перешла на хозяй­ ственный расчет. В ее рас­ поряжении стали более по­ лусотни портальных кранов, авто- и электропогрузчики, тягачи. Это экономически 12 декабря 1986 года и хозяйственный самостоятельный производ­ ственный коллектив, насчи­ тывающий 250 человек. Опыту — более пяти лет, опыт — рядом, изучай, сравнивай, применяй. В рыб­ ном порту, отгородившись щитом специфики, решили пойти своим путем. Хотя ре­ зоннее было бы поискать то, что объединяет порты, а не то, что их разъединяет. Каж­ дому свое, твердили наши отраслевые портовики. Свое так свое. Только в таком случае, создавая для скоро­ стной обработки судов опе­ ративные сквозные укруп­ ненные комплексные брига­ ды и применяя аккордно­ премиальную систему опла­ ты труда, не надо называть сие бригадным подрядом. Нужно быть честными. Нет в порту подряда. Нет хоз­ расчета. Элементы есть. И рапортовать есть основания: методом бригадного подряда обработано энное количест­ во судов. Сэкономлено столь­ ко-то судо-часов. Траулер, кстати, после ударной вы­ грузки без топлива может простоять у причала не­ сколько суток. Но это порта не касается: простой вне его ответственности. Хотя как судить, третий грузовой район (нефтебаза) — одно из подразделений предприя­ тия. Но мы чуть ушли в сто­ рону. Вернемся к тому, что бригаде одной рукой будто бы даруют самостоятель­ ность, а другой крепко дер­ жат за узду. С одной сторо­ ны, в первом грузовом райо­ не в две бригады включили стивидоров: Разгонова и Шафиева. С другой — и эти бригады, невзирая на их полное экономическое бла­ гополучие, дальше распре­ деления КТУ не допустили. И вот на этом этапе спе­ циалисты ЦНОТУПРХ (Се­ верного филиала центра по научной организации труда и управления производством в рыбном хозяйстве) пред­ ложили портовикам интерес­ ную, фундаментально, вы­ полненную разработку: соз­ дание хозрасчетной бригады- смены во втором грузовом районе. Четыре укрупненные комплексные бригады вли­ ваются в смену на правах звеньев. Возглавить будущую бри­ гаду-смену сумел бы стар­ ший стивидор Владимир Ефимович Фищук, который, по отзывам знающих людей, может расставить людей и транспорт лучше любого компьютера. В бригаду включаются и стивидоры смены. Хозрасчетному коллек­ тиву, по мнению специали­ стов центра, должны утверж­ даться на год такие показа­ тели, как объем грузопере- работки, рост производитель­ ности труда, фонд заработ­ ной платы, премиальный фонд стивидора, экономия (перерасход) электроэнергии, наличие аварий, поломок пе­ регрузочного оборудования по вине бригады, поврежде­ ние груза по вине бригады, несоблюдение нормативных сроков службы грузозахват­ ных приспособлений. Выделим два показателя, о которых хотелось бы р а с­ сказать подробнее. Фонд заработной платы (Ф ЗП ). Он устанавливается из расчета потребности пор­ товых рабочих и Ф ЗП по о с ­ новным расценкам грузового района. Деньги отдали в распоряжение коллектива, приблизили к «бригадному карману». Теперь уже до­ пустима аналогия с хозяй­ ничаньем на семейном уров­ не. Бригада сама распоряжа­ ется средствами. Если счи­ тает, что справится с делом меньшими силами, — пожа­ луйста. Меньше людей — фонд зарплаты тот же. При­ думали усовершенствование, обновили технологию, облег­ чили труд — фонд остается стабильным. Премиальный фонд сти­ видора. Есть распространен­ ное мнение, что «итээров- ца», включенного в состав бригады, нужно «обрабаты­ вать». «Подкармливать». Что рн чуть ли не нахлеб­ ник. Что черпает из бригад­ ного котла. Перегруженные тонны легко посчитать, а ка­ ким прибором измерить умст­ венную энергию, затрачен­ ную на получение конечного результата? Упал в послед­ ние годы престиж инженер­ ного труда и никак не может встать на ноги... В данном случае старший стивидор приходит в брига­ ду, как говорится, со своей «кубышкой», в которой зве­ нят пять процентов от пла­ нового тарифного фонда зар­ платы. Расходуется он еже­ месячно для поощрения луч­ ших. Не израсходовал — в другом месяце наверстаешь. Кстати, положение о преми­ альном фонде стивидора разработано впервые, анало­ гов в стране нет. Все другое, что предлага­ ется, — не новое в обойме совершенствования хозяй­ ственного механизма. Это — как бы «сборная солянка» из щекинского опыта, йз эксперимента новосибирцев, из начинаний по стимулиро­ ванию труда при включении в бригаду ИТР и т. д. Но со­ лянка аппетитная. Для пор­ та внедрение такого опыта было бы. доказательством его зрелости. Потому что здесь такого еще не видели, (И не очень стремились ви­ деть). Можно соглашаться или не соглашаться с теми или иными трактовками, но то, что предложенная работа за­ служивает самого присталь­ ного внимания и внедрения, не вызывает сомнения, Чего, па мой дилетантский взгляд, не хватает в предло- жениях специалистов? Возможно, лучше было бы для чистоты эксперимента проводить его не в лучшей первой смене района, а в худшей. По решению коллектива целесообразно, пожалуй, КТУ распространять на все виды заработка, включая и основной. Тогда нерадивый работник получал бы «голый тариф», а то и «прожиточ­ ный минимум». Все в силах коллектива. Некоторая недосказан­ ность есть в положении о договоре на подряд между бригадой и администрацией. Если первая в случаях пере­ расхода электроэнергии, Ф ЗП , повреждения груза и т. д. несет конкретный убы­ ток — от возмещения пол­ ной стоимости поврежденно­ го до лишения премий, то механизм материальной от­ ветственности администра­ ции не ясен. Да, бригада име­ ет право предъявить к ней претензию. А далее? Как компенсируются бригадные потери из-за нераспоряди­ тельности администрации? Получается, что никак. ...На рекомендациях о со­ здании хозрасчетной смены- бригады стоят внушительные подписи ответственных лиц: «Не возражаю». С того времени много во­ ды утекло. Вода текла, а дело не двигалось. Сложно встроить хозрасчет в уже действующий производствен, ный организм. Новое есть новое. Бригады второго гру­ зового района пока отторга­ ют его очень активно. Про­ цесс вполне закономерный: в свое время и электропо­ грузчики с боем пробивали дорогу к сердцам докеров. Кто против них сегодня? Портовые рабочие пра­ вильно говорят: «Давайте хоть один-единый раз з а р а ­ нее обсудим, поговорим, ruv смотрим, какие дыры за­ крыть, прежде чем за хоз­ расчет приниматься». Они правы,- Вот еще небезынтересные точки зрения: — Нам нужна гарантия работы. А сейчас мы гада­ ем: то ли будет, то ли нет. То ли передачу «Ш ире круг» досматривать, то ли на причалы идти. — Вы предлагаете рас­ ширение по горизонтали, а перспективнее — по верти­ кали. Не бригада-смена, а сквозная бригада. Вот как у Жолтова: Иван на рычаг на- жал, Петр при пересменке довел его до упора. Ни ми­ нуты не теряется. — А где рыбы набрать на эту «хитрую» смену? М я и сейчас с метелками хо­ дим. Второй месяц баклу­ ши бьем. — В смеие 120 человек. Мы решаем: справятся 50 человек. А куда остальные? — Знаем этот КТУ. Улыб, нулся бригадиру — плюс ноль. Не улыбнулся 1— ми­ нус ноль. — А какая разница, как дурака валять: вдесятером или впятером? Тариф идет, надбавки накручиваются... Вдесятером даже веселее. — Мы понимаем, что ну­ жно лучше работать, совер­ шенствовать организацию труда. Но не надо лезть на­ пролом. Необходимо посчи­ тать и сравнить. Вот такие разные разго­ воры. А после нового года» есть намерение начать экй^т перимент. Самое время и по­ говорить буквально с каж­ дым докером, разъяснить условия работы, показать преимущества хозрасчета. Нужно формировать союзни­ ков. Но не в тоне и духе приказа. Даже не сейчас — рань­ ше бы начать проводить эту работу. Но раньше активно взялись за нее лишь энту­ зиасты этого дела, специали­ сты ЦНОТУПРХ . А в порту что. В порту «не возража­ ют». И то прогресс. Хозрасчетная бригада- смена — лишь первое звено в цепи совершенствований хозяйственного механизма. В дальнейшем, при успеш­ ном ходе эксперимента, рам­ ки его значительно расши­ рятся: можно будет вести разговор о коллективном подряде всего грузового рай­ она. Многолетний опыт, на­ копленный новосибирцами и одобренный Государствен­ ным комитетом С С С Р по труду, убедительно свиде­ тельствует в его пользу. Вот лишь некоторые цифры. Почти пятнадцать лет дей­ ствует коллективный под­ ряд на заводе «Электросиг­ нал» в Новосибирске. За первые десять лет работы по-новому производитель­ ность труда только на штам­ повочном участке выросла в 2,5 раза, объем производства — в 4 раза, заработная плат та увеличилась на 80 про­ центов. С 42 до 8 процен­ тов снизилась текучесть ка­ дров. Неплохие ориентиры для докеров. Нужно быть сме­ лыми. В. МИЛЮТИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz