Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.
• Человек и экономика • ±= Н ! I E НАЙТИ , наверное, человека, который не умел бы считать Деньги. По вседневно этим занимаем ся. И хорошо, плохо ли, но даже при минимальной зар плате исхитряемся не толь ко все необходимые потреб ности удовлетворить, не только «протянуть» От зар платы до аванса, но и что-то прииасти. Миллионы рублей, осевшие в сберегательных кассах, «- свидетельство на шей с вами хозяйской смет ки. Ну, бывает, иной месяц в связи с какими-то непред виденными 'тратами выйдем в нерентабельные, перехва тим у соседей десятку-дру- гуго. Расплачиваемся С дол- Ра с че т хозяйский гами и вновь обретаем эко номическую независимость. Хозяйский расчет, следо вательно, присущ каждому йз нас. На семейном уровне. И хозяйничать на том же уровне испокон веков умели, А вот хозяйствовать... И небольшая будто бы разни ца в написании однокорен ных слов, но принципиаль ная. Хозяйничаем дома, хо зяйствуем на производстве. И, несмотря на все зажига тельные глаголы, преодо леть дистанцию огромного размера между хозяйничань ем и хозяйствованием не мо жем. Определенные успехи есть. Их можно проследить на примере, скажем, Мурман ского морского рыбного пор та. К концу девятой пятилет ки все докеры добровольно объединились в бригады. В 1976 году по примеру кол лектива Ильичевского мор ского порта стали создавать ся укрупненные комплексные бригады. Увеличился зара боток, выросла производи тельность труда, более уме ло научились пользоваться техникой. В десятой пяти летке значительно сократи лись простои судов и ваго нов. Советы бригад, работа на единый наряд, распреде ление премии и приработка по коэффициенту трудового участия — все это были ша ги на пути к большей само стоятельности низовых кол лективов. Но шаги, скажем так, неуверенные, робкие. Как у стреноженного коня. То руководящие документы были путами, то работники соответствующих служб не смели, да и не очень хоте ли ускорить поступь бригад на пути к истинному хозрас чету. Благо, объективные причины всегда были под ру кой в неограниченном коли честве. Домашний хозяин, сво бодно распоряжающийся сво ей зарплатой и личным иму ществом,. по-прежнему был недосягаем. В морском торговом пор ту решились сначала дове- ' рнть укрупненной комплекс ной бригаде № 28 прича лы, перегрузочное обору дование, складские площа ди, грузозахватные приспо собления. Потом возложи ли на нее техническое об служивание и мелкий ремонт 19 портальных кранов. З а тем на причалах, закреплен ных за бригадой, был создан перегрузочный комплекс. Так она перешла на хозяй ственный расчет. В ее рас поряжении стали более по лусотни портальных кранов, авто- и электропогрузчики, тягачи. Это экономически 12 декабря 1986 года и хозяйственный самостоятельный производ ственный коллектив, насчи тывающий 250 человек. Опыту — более пяти лет, опыт — рядом, изучай, сравнивай, применяй. В рыб ном порту, отгородившись щитом специфики, решили пойти своим путем. Хотя ре зоннее было бы поискать то, что объединяет порты, а не то, что их разъединяет. Каж дому свое, твердили наши отраслевые портовики. Свое так свое. Только в таком случае, создавая для скоро стной обработки судов опе ративные сквозные укруп ненные комплексные брига ды и применяя аккордно премиальную систему опла ты труда, не надо называть сие бригадным подрядом. Нужно быть честными. Нет в порту подряда. Нет хоз расчета. Элементы есть. И рапортовать есть основания: методом бригадного подряда обработано энное количест во судов. Сэкономлено столь ко-то судо-часов. Траулер, кстати, после ударной вы грузки без топлива может простоять у причала не сколько суток. Но это порта не касается: простой вне его ответственности. Хотя как судить, третий грузовой район (нефтебаза) — одно из подразделений предприя тия. Но мы чуть ушли в сто рону. Вернемся к тому, что бригаде одной рукой будто бы даруют самостоятель ность, а другой крепко дер жат за узду. С одной сторо ны, в первом грузовом райо не в две бригады включили стивидоров: Разгонова и Шафиева. С другой — и эти бригады, невзирая на их полное экономическое бла гополучие, дальше распре деления КТУ не допустили. И вот на этом этапе спе циалисты ЦНОТУПРХ (Се верного филиала центра по научной организации труда и управления производством в рыбном хозяйстве) пред ложили портовикам интерес ную, фундаментально, вы полненную разработку: соз дание хозрасчетной бригады- смены во втором грузовом районе. Четыре укрупненные комплексные бригады вли ваются в смену на правах звеньев. Возглавить будущую бри гаду-смену сумел бы стар ший стивидор Владимир Ефимович Фищук, который, по отзывам знающих людей, может расставить людей и транспорт лучше любого компьютера. В бригаду включаются и стивидоры смены. Хозрасчетному коллек тиву, по мнению специали стов центра, должны утверж даться на год такие показа тели, как объем грузопере- работки, рост производитель ности труда, фонд заработ ной платы, премиальный фонд стивидора, экономия (перерасход) электроэнергии, наличие аварий, поломок пе регрузочного оборудования по вине бригады, поврежде ние груза по вине бригады, несоблюдение нормативных сроков службы грузозахват ных приспособлений. Выделим два показателя, о которых хотелось бы р а с сказать подробнее. Фонд заработной платы (Ф ЗП ). Он устанавливается из расчета потребности пор товых рабочих и Ф ЗП по о с новным расценкам грузового района. Деньги отдали в распоряжение коллектива, приблизили к «бригадному карману». Теперь уже до пустима аналогия с хозяй ничаньем на семейном уров не. Бригада сама распоряжа ется средствами. Если счи тает, что справится с делом меньшими силами, — пожа луйста. Меньше людей — фонд зарплаты тот же. При думали усовершенствование, обновили технологию, облег чили труд — фонд остается стабильным. Премиальный фонд сти видора. Есть распространен ное мнение, что «итээров- ца», включенного в состав бригады, нужно «обрабаты вать». «Подкармливать». Что рн чуть ли не нахлеб ник. Что черпает из бригад ного котла. Перегруженные тонны легко посчитать, а ка ким прибором измерить умст венную энергию, затрачен ную на получение конечного результата? Упал в послед ние годы престиж инженер ного труда и никак не может встать на ноги... В данном случае старший стивидор приходит в брига ду, как говорится, со своей «кубышкой», в которой зве нят пять процентов от пла нового тарифного фонда зар платы. Расходуется он еже месячно для поощрения луч ших. Не израсходовал — в другом месяце наверстаешь. Кстати, положение о преми альном фонде стивидора разработано впервые, анало гов в стране нет. Все другое, что предлага ется, — не новое в обойме совершенствования хозяй ственного механизма. Это — как бы «сборная солянка» из щекинского опыта, йз эксперимента новосибирцев, из начинаний по стимулиро ванию труда при включении в бригаду ИТР и т. д. Но со лянка аппетитная. Для пор та внедрение такого опыта было бы. доказательством его зрелости. Потому что здесь такого еще не видели, (И не очень стремились ви деть). Можно соглашаться или не соглашаться с теми или иными трактовками, но то, что предложенная работа за служивает самого присталь ного внимания и внедрения, не вызывает сомнения, Чего, па мой дилетантский взгляд, не хватает в предло- жениях специалистов? Возможно, лучше было бы для чистоты эксперимента проводить его не в лучшей первой смене района, а в худшей. По решению коллектива целесообразно, пожалуй, КТУ распространять на все виды заработка, включая и основной. Тогда нерадивый работник получал бы «голый тариф», а то и «прожиточ ный минимум». Все в силах коллектива. Некоторая недосказан ность есть в положении о договоре на подряд между бригадой и администрацией. Если первая в случаях пере расхода электроэнергии, Ф ЗП , повреждения груза и т. д. несет конкретный убы ток — от возмещения пол ной стоимости поврежденно го до лишения премий, то механизм материальной от ветственности администра ции не ясен. Да, бригада име ет право предъявить к ней претензию. А далее? Как компенсируются бригадные потери из-за нераспоряди тельности администрации? Получается, что никак. ...На рекомендациях о со здании хозрасчетной смены- бригады стоят внушительные подписи ответственных лиц: «Не возражаю». С того времени много во ды утекло. Вода текла, а дело не двигалось. Сложно встроить хозрасчет в уже действующий производствен, ный организм. Новое есть новое. Бригады второго гру зового района пока отторга ют его очень активно. Про цесс вполне закономерный: в свое время и электропо грузчики с боем пробивали дорогу к сердцам докеров. Кто против них сегодня? Портовые рабочие пра вильно говорят: «Давайте хоть один-единый раз з а р а нее обсудим, поговорим, ruv смотрим, какие дыры за крыть, прежде чем за хоз расчет приниматься». Они правы,- Вот еще небезынтересные точки зрения: — Нам нужна гарантия работы. А сейчас мы гада ем: то ли будет, то ли нет. То ли передачу «Ш ире круг» досматривать, то ли на причалы идти. — Вы предлагаете рас ширение по горизонтали, а перспективнее — по верти кали. Не бригада-смена, а сквозная бригада. Вот как у Жолтова: Иван на рычаг на- жал, Петр при пересменке довел его до упора. Ни ми нуты не теряется. — А где рыбы набрать на эту «хитрую» смену? М я и сейчас с метелками хо дим. Второй месяц баклу ши бьем. — В смеие 120 человек. Мы решаем: справятся 50 человек. А куда остальные? — Знаем этот КТУ. Улыб, нулся бригадиру — плюс ноль. Не улыбнулся 1— ми нус ноль. — А какая разница, как дурака валять: вдесятером или впятером? Тариф идет, надбавки накручиваются... Вдесятером даже веселее. — Мы понимаем, что ну жно лучше работать, совер шенствовать организацию труда. Но не надо лезть на пролом. Необходимо посчи тать и сравнить. Вот такие разные разго воры. А после нового года» есть намерение начать экй^т перимент. Самое время и по говорить буквально с каж дым докером, разъяснить условия работы, показать преимущества хозрасчета. Нужно формировать союзни ков. Но не в тоне и духе приказа. Даже не сейчас — рань ше бы начать проводить эту работу. Но раньше активно взялись за нее лишь энту зиасты этого дела, специали сты ЦНОТУПРХ . А в порту что. В порту «не возража ют». И то прогресс. Хозрасчетная бригада- смена — лишь первое звено в цепи совершенствований хозяйственного механизма. В дальнейшем, при успеш ном ходе эксперимента, рам ки его значительно расши рятся: можно будет вести разговор о коллективном подряде всего грузового рай она. Многолетний опыт, на копленный новосибирцами и одобренный Государствен ным комитетом С С С Р по труду, убедительно свиде тельствует в его пользу. Вот лишь некоторые цифры. Почти пятнадцать лет дей ствует коллективный под ряд на заводе «Электросиг нал» в Новосибирске. За первые десять лет работы по-новому производитель ность труда только на штам повочном участке выросла в 2,5 раза, объем производства — в 4 раза, заработная плат та увеличилась на 80 про центов. С 42 до 8 процен тов снизилась текучесть ка дров. Неплохие ориентиры для докеров. Нужно быть сме лыми. В. МИЛЮТИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz