Рыбный Мурман. 1986 г. Декабрь.
Решения XXVII съезда КПСС -в жизнь! Иск бесхозяйственности Один в море не воин 1— А мне все равн<? не ве< рят, — вздохнул Анатолий Иванович Денисов, помощник капитана по науке. Молодой, энергичный, способный... Еще можно добавить тысячу поло жительных эпитетов к харак теристике этого человека, только от них легче не будет ни самому помощнику, ни рыбакам промыслового райо на в Атлантике. Почему так? Да потому, что (где же это видано?) есть помощник капи тана, но... нет капитана. Вот уже четыре месяца А. И. Де нисов в единственном числе представляет науку Северного бассейна в этом районе. Здесь нет научно-поискового судна, соответственно нет и капита- О вот и приходится сотруд* нику «Севрыбпромразведки», каковым является Денисов, пересаживаться с судна на судно, искать, анализировать, Сравнивать, советовать промыс ловикам, где и как ловить. Но, разумеется, количество информации, собираемой им, недостаточно для рыбаков. Bot и приходится им больше на деяться на свое чутье, не на Опыт. Ибо в основном здесь работают экипажи, делающие свои первые рейсы в этих ква дратах. Однако надо огово- риться: речь идет о труже никах моря ВРПО «Севрыба». Этот район намного раньше освоили моряки «Запрыбы» и «Азчеррыбы». И обосновались тут крепко: десятки БМРТ, *Ат- лантиков», супертраулеров. Флот же «Севрыбы» представ лен намного скуднее, чем, ск а жем, «Запрыбы». Эффективность их работы определяется не только коли чеством, но и начеством орга низации труда — и в первую очередь здесь надо сказать э »от о чем: «Запрыба» и «Аз Q -«еррыба» имеют, соответствен но, ТР и два научно-поиско вых судна, которые наводят £воих земляков на рыбные ко* сяки, естественно, и уловы на ших коллег выше. — Если бы здесь был поис-* ковик, — утверждает капитан* директор БМРТ «Град» объе динения «Мурманрыбпром» Валентин Николаевич Попов, *— то процентов на 20 мы мо гли бы работать лучше. Такого же мнения придер живаются все капитаны судов тралового флота, «Мурман- рыбпрома», с кем приходи лось беседовать. — По сообщениям поиско вика «Запрыбы», на северном участке резко понизилась тем пература воды. Их флот ушел на юг, где азчеррыбовские суда вылавливают в час 15 тонн, замораживают 130 тонн в сутки, — говорит на вечер нем совете А. И. Денисов, Слышат ли его голос промыс ловики? «Нет показаний», — докла дывают на том же вечернем совете капитаны СТМ «06- лучье» ББГЛ, «Озерница», «Петр Петров» тралового фло та. Они — все еще на север ном участке промрайона. Го лос одинокого научного сотру дника никем не слышим... «Освоена новая технология» Завтра участок будет дер жать экзамен. И очень жаль, что обстоятельства складыва ются таким образом, что мне не придется присутствовать при этом событии. Но уверен, что перед пуском собе рутся все свободные от вахт на рыбофабрике: капитан-ди ректор Леонид Егорович Но сов, первый помощник Нико лай Борисович Рогулин, глав ный механик Геннадий Павло вич Перегородин, старший ме ханик технологического обо» рудования Александр Филип» пович Янченко, второй меха ник ТО Вячеслав Афанасьевич Щеголев, слесари Михаил Ни колаевич Беляев, Александр Васильевич Криволапое, Вале рий Александрович Холин, сварщик Владимир Валентино вич Винокуров... Все — члены экипажа плавбазы «Маточкин Шар», кто, прямо или косвен но, собирал, зачищал, свари вал, отлаживал, доводил до ума линию консервного уча стка для производства в бан ках № 19 «Сардины бланши рованной в масле». Хожу по цеху то боком, то низко согнувшись; разумно, рационально использован каж дый метр полезной площади. Сверкает новизной еще не уставший металл, стынет свар ка на стыковочных узлах. Вхо лостую линия уже прокруче на, остается одно — ждать завтра. И потом выполнять сверхважное задание — из готавливать ежесуточно 42 ты сячи банок. Нелегко представить состоя, ние людей через 24 часа, и все-таки... Наверняка будут радость, хорошее цастроение, усталость. А еще обида. Оби да за то, что всю тяжесть ре конструкции пришлось выне сти на своих плечах, помощь никто не оказал. Если не счи тать легкомысленную радио грамму от заместителя началь ника отдела технологического оборудования флота В. И, То каря, который порекомендо вал: «Всю доводку оборудо вания можно закончить за трое суток». А экипам^ трудил ся в поте лица месяц, не смотря на штормы, хрониче ский дефицит листового мате риала, электродов, смазки... Короче, контора пишет. «Если можете за трое су ток, вышлите нам линию», —■ ответили с плавбазы. Больше ценных указаний Токарь не дазал. Не так, совсем не так дума ли моряки перестраивать цех, И, оставив банку № 3, кото рая перестала пользоваться спросом, переходить на про изводство банки № 19, Вери ли в обещания главного кон структора проекта Мурман ского отделения института «Гипрорыбфлот» Е. Г. Ляхова, руководителей «Севрыбхолод- флота», завода-изготовителя «Севреммаш», что за два дня до рейса вся линия бу дет установлена и испытана, На деле же получилось так. Ночью 30 октября, буквально перед отходом в море, по грузили какие-то детали и... Практически ни одна кон струкция с ходу в работу не пошла. Изготовлено все было впопыхах, абы как, с надеж дой: куда, мол, экипаж денет ся. все равно выкрутится. Энтузиазм — это хорошо. Но если он — порождение чьих-то упущений, халатно сти? В данном, конкретном случае воздадим «кесарю ке сарево»: то, что свершил экипаж, — трудовой подвиг. То, что совершили В. И. То карь и ему подобные, — без ответственность. «Освоена новая технология» — так будет фигурировать ■ отчетах. Новая? Едва ли. Древ няя, как мир, ибо требует большого привлечения ручно го труда. ...Все дальше и дальше от ходят от транспортного реф рижератора «Космонавт Га гарин» огни плавбазы «Маточ кин Шар». Завтра экипаж нам нет в полную мощь работать в консервном варианте здесь, в море, где нет места раскач ке и успокоению. В отличие от берега, где еще очень жи вучи бюрократические вариан ты. А. ВИЛОВ, наш спецкор. ускорения КТУ К тому же на судах «Мур- манрыбпрома» нет советов служб, только совет экипа жа. Ясное дело, что оценки вызывают недоверие моря ков. Почему-то нет у моря ков единого мнения о целе сообразности создания сове- "овч^мужб. Опасаются, что ••'ТУ у '•вызовет лишнее бумаго творчество и множество за седаний. Желая достичь большей объективности. на БМРТ «Новокуйбьнцевск» довели численность СЭ до 17 чело век: ввели в его состав еще двух матросов - рыбообра ботчиков (по одному из каж дой смены). А еще там придумали та кой компромиссный вариант. На заседании СЭ решили выделить па долю матросов- рыбообработчикОв четыре пая (в объединении разреше но использовать зарплату недостающих по штату мат росов для повышения КТУ). Эти пан разделили по 2 каж дой смене и предложили мо рякам самим распределить И Х ., Затем прошли собрания в сменах. Решения свои мат росы представили помощни ку капитана по производст ву. Снижений КТУ не было. Большинству выделили доп латы, но не поровну, а с учетом индивидуальной про изводительности, взаимовы ручки, тяжести труда, отно шения к работе. Удивитель но, что коллективные оцен ки моряков почти полностью совпали с мнением руково дителей производственной службы. Впоследствии доп латы в виде Сотых долей па ев были переведены в КТУ и представлены на утверж дение СЭ. Обиженных не было. Этот опыт заслуживает внимания. Может, и не обя зательно его полностью ко пировать, но давать оценку вклада каждого исполнителя на собраний службы или смены стоило бы. А в слу чае разногласий в оценках между начальником и кол лективом службы оба вари анта можно вынести на СЭ. У меня есть еще такие предложения. Во-первых, проводить заседания СЭ дважды в один и тот же день, чтобы на них смогли побывать все члены совета. И если кого-либо нет, от ложить рассмотрение вкла да этой смены или вахты до следующего заседания. Во-вторых, приглашать на СЭ тех, кому снижают КТУ, и выслушивать их возраже ния. В-третьих, ставить на голосование предложение лю бого члена СЭ независимо от должности. Стандартом предусмотре но снижение КТУ начальни ку службы за необъектив ную оценку трудового вкла да подчиненного. Кроме то го, здесь же записаио, что каждый моряк, несоглас ный с решением СЭ, может сказать об этом на общем собрании, которое и выносит окончательное решение. Но, хотя недовольных много, этим правом пользуются ред ко. Моряки просто не верят в то, что капитан по требо ванию матроса будет созы вать общее собрание коман ды. Много нареканий вызыва ет процедура выборов в СЭ. Ведь многие опасаются от крыто голосовать против не угодных кандидатур, пред ложенных администрацией, боятся гонений или отрица тельных характеристик. Поэ тому предлагается: после пер вого периода производить перевыборы тайным голосо ванием. Есть и такой психологиче ский фактор: реакция моря ка на снижение КТУ. Ког да это происходит за нару шения, то воспринимается как должное, хотя и болез ненно. Но если понижают КТУ за низкую производи тельность труда у малоопыт ного и физически несильно го моряка, то он видит в этом наказание, у него воз никает комплекс неполно ценности. Причем негатив ная реакция проявляется на сам факт снижения КТУ, а не на его размер. Поэтому, видимо, следу ет за базовую величину взять не 1.0, а 0,75, сохранив верхний предел — 1,25. Н а рушителям тогда — 0,75, всем остальным г- повыше ние в зависимости от вклада. Но учесть, что все это — в пределах суммы паевых ко эффициентов, установлен ных по штатному расписа нию. Каждый моряк должен поверить в справедливость устанавливаемого ему КТУ, воспринимая его как оценку коллективом личного вклада в общее дело. ОТ РЕДАКЦИИ . «Рыбный Мурман» не раз обращался к теме бригадной формы организации и оплаты труда. Писа ли и разъясняли, что КТУ — это не форма организации и оплаты труда, а лишь инструмент, с помощью которого можно не только улучшать работу, но и воспитывать лю дей. И каждый раз подчеркивали: только подлинно демо кратическая, экономически грамотно внедренная бригадная форма организации труда помогает экипажу. Иначе, как сказал один из моряков, КТУ становится дубинкой в руках руководителя. Н о на флотах решили по-своему. И то, от че го предостерегал «Рыбный Мурман», случилось. Введя в совет экипажа командиров, предоставив руководство им ка питану, не создав советов служб, они лишили СЭ главного, ради чего и затевалось все, — демократии. Именно о том и писалось всегда: когда каждый моряк будет участвовать в управлении производством, экипаж добьется высоких ре зультатов. Приводили примеры: ТР «Иркутск», Б АТ «Капи тан Телов». Жизнь все расставляет по местам. Доказательством тому служат заметки Ф . А. Стрезева. Предложения его скорей похожи на залечивание ран, чем на радикальную операцию. Пришли ответы «Вал против здравого смысла» — так называлась статья И. Березюк о проблемах увели чения выпуска разделанной рыбопродукции в- море («РМ», 1986, № 42). Министерство рыбного хо зяйства СССР в ответе на пу бликацию подчеркнуло ее ак туальность. Однако в дальней шем документ слишком не конкретен: «Принимаются ме ры по максимальной раздел ке», «расширяется сеть уни версамов», «планируется рост производства продукции в мелкой расфасовке», «вопро су качества уделяется много внимания» — так откликается начальник управления произ водства рыбной продукции и новой технологии министер ства Ю. Е. Гомолицкий на столь больной для моряков вопрос. Отает из ВРПО «Севрыба» конструктивен. Его и предла гаем вашему вниманию. «В статье абсолютно верно указывается, что в настоящее время производство разделан ной рыбы (по сравнению с ан а логичной неразделанной про дукцией) более выгодно как для экипажей судов, так и для флота в целом. При увеличении производ ства разделанной рыбы растет сдельный фонд заработной платы, увеличивается размер премий из фонда заработной платы, возрастает стоимость товарной продукции, экономят ся затраты на тару и достав ку рыбопродукции, увеличива ется производство муки и жи ра из отходов и так далее. Однако причины производ ства неразделанной продукции, а также вывод, что «для уве личения производства разде ланной мороженой рыбопро дукции необходимо уменьшить плановые цифры выпуска пи щевой продукции для флота», по нашему мнению, являются необоснованными. План по производству пище вой рыбной продукции уста навливается не вообще, а в ассортименте, на основе запла нированного объема сырьевых ресурсов, видового состава до бываемого сырья, его разм ер ного ряда, уровня развития техники и технологии, т. е. он взаимоувязан со всеми о с тальными разделами плана. При действующем хозяйст венном механизме невыгодно увеличение производства р а з деланной мороженой рыбы не вообще, а сверх плана, так как именно в этом случае ее производство при ограничен ных сырьевых ресурсах приве дет к снижению объема про изводства пищевой рыбопро дукции. Поэтому и проблема состоит именно в стимулиро вании производства сверхпла новой разделанной продукции. Проблема эта отраслевая. Минрыбхоз СССР вышел с предложением в Госплан СССР о пересчете сверхпланового выпуска разделанной продук ции в неразделанную, т. е. речь идет о распространении эксперимента, действующего в «Запрыбе», на отрасль. Новая система хозяйствова ния прямо и косвенно направ лена на увеличение объема р аз деланной рыбы. И не случай но по итогам работы рыбной промышленности бассейна за 10 месяцев ее производство по сравнению с планом увеличе но в 1,5 раза. Естественно, что флоту при прочих равных условиях лег че выполнить план по произ водству общего объема пище вой, уменьшив удельный вес пищевого сырья, направляемо го на разделку. В отдельных случаях в ущерб экономиче ским показателям флота дают указания экипажам увеличи вать выпуск неразделанной ры бы. Но это не результат за вышенных планов, а стремле ние руководителей предприя тий выполнить план по про изводству пищевой продукции любой ценой. Предложения о пересчете сверхпланового выпуска р а з деланной рыбы в неразделан ную направлены в Министер ство рыбного хозяйства СССР. В. МОЛЧАНОВ, начальник планово-экономи- ческого отдела ВРПО «Сев- рыба». рыбный мурман 12 декабря 198 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz