Рыбный Мурман. 1986 г. Август.
• Служу Советскому Союзу! • «Мой самыйлучшийсын» «Дорогой Саша, сынок. Вы пала нам удача поговорить с тобой. Непривычно мне так, не вижу я твоего лица, вол нуюсь... Сегодня. 22 июля, твой день рождения. Поздравляем, сы нок...» Слова матери записа ны на магнитную ленту. Слушает теперь ее Вера Ивановна, а глаза влажнеют. Отворачивается, смахивает украдкой слезу, улыбается смущенно. Мать... Думала ли, что поздравлять сына придет ся вот так, с помощью маг нитофона, ведь свое девятнад цатилетие сын — солдат А лек сандр Гуськов — встретил под жарким афганским солн цем. Саша пишет скуповато, точ ными, короткими фразами: ча сы отдыха не так часты. Во всех письмах — неизмен ное: «...у меня, как всегда, все нормально». Спешит успоко ить мать. Сестру не забывает похвалить: «Ты, Надюшка, — молодец! Учишься хорошо...» Рассказывает о службе, не много о стране. «У нас вчера «афганец» дул, ветер такой. Температура выше 41Г...» «Оформлял Ленинскую комна ту. Нашли во мне художест- I венное дарование...» (До ар мии Саша рисовал, сейчас каждое свое письмо рисунком сопровождает). «Работаю немного сварщи ком...» (Перед службой закон чил ПТУ, выучился на газо- электросаарщика). «Были в рейсе...» (Он и шо фером стал, в Д О С А А Ф е за нимался). И ни слова о трудностях, разве только о жаре... Прослушиваю ленту «говоря щего» письма, смотрю на фо тографию Саши — это он при сягу принимает — и предстаз- ляю себе, как в далеком тр е вожном Афганистане соберут ся вокруг магнитофона наши воины — вчерашние юноши и услышат слова своих матерей, такие одинаковые по любви и доброте: «...Сашенька, желаю тебе, твоим друзьям и командирам стойкости, мужества. Над на шей страной мирное небо, за щищайте его, выполняйте свой долг честно... Мы гордимся вами, сыновья!» Вера Ивановна слушает свои слова: не забыла ли чего ска зать? Вспоминает сына. Каким он был до армии? — Никогда у меня не было неприятностей с ним. 11о до му помогал, с сестрой нянчил ся... Когда получил первую зарплату, домой с тортом пришел, конфеты принес... К армии готовился. Мечтал о на стоящей мужской службе. Спортом занимался. Перед армией зачастил в один клуб, все какие-то кон струкции помогал сзаризать. Говорила ему — отдохни хоть... А он: «Вот сделаэм спортивную площадку — от дохну. В армию уйду, а ребя та пусть занимаются...» Рисовал, фотографировал, никогда без дела не сидел, не скучал. Какой он сейчас? По письмам вижу — взрослеет. «Здесь, мама, узнал, что для нас — Родина». О друзьях пишет: «...настоящий парень, на него можно положиться...» В каждом письме — сестре наказ: «Слушай маму, помо гай, учись хорошо...» Волнует ся за нас, скучает. Ну а мы — за него... В. МИХАИЛОВ. В ДЕТСТВЕ, как и боль шинство мурманских мальчишек, Костя мечтал о море. О другом не думал, да и не представлял, как это он, сын моряка, внук знаме нитого капитана Буркова, останется вдруг на оерегу. Но судьба распорядилась по-иному. В мореходку не поступил, зрение подвело. Начались поиски «своего» места в жизни. С товарищем, по той же причине не попавшим! в мо ряки, уехали в Петрозаводск поступать в лесотехнический техникум. Поступили, но..? друг остался, а Костя ушел. Почему поступал именно ту да, почему потом Оросил? Сейчас однозначно не отве тить. Тогда думал, что тех никум — это его место: лю бил лес, зверей, природу; чуть позже понял' — ошио- ся. Не его это место, чужое, Хорошо, что вовремя понял,- А друг стал лесником, за брался теперь куда-то в ка- реЛьскую тайгу, жизни сеое без леса не представляет, счастлив... Пошел Костя работать, заодно учился в вечерней школе. Выбрал профессию электромонтажника, до ар мии получил третий разряд. Постепенно стал понимать, что дело, любое дело, не терпит пренебрежительного отношения к себе. И работу твою за тебя никто не вы полнит. Службу Константин Бур ков проходил в составе огра ниченного контингента совет ских войск в Афганистане. Армия — дело нелегкое, служба в Афганистане — в особенности. Чужая страна, чужие обычаи, нравы, чужие . люди. Со многим повстречал ся молодой воин. Видел тех, кто за деньги пришел уби Жить по совести вать. кто был переполнен злобой к новому строю. Видел и других людей, других афганцев, открытых и- честных. Принимал их улыбки и благодарность, ког да приходилось помогать. Служба в армии стала для Константина школой ответст венного отношения к своему делу, школой коллективиз ма, именно там он понял, что фраза «Один в поле не воин» — не пустые слова. Вот лишь эпизод. Подразделение, в которое входил Константин, выпол няло боевое задание в одной из отдаленных провинций. Результат операции — за хват каравана с оружием. ■ Оно не попало в руки наем ных убийц, не оправдались надежды душманов и их за- -• граничных хозяев. Смерто носный груз вовремя ооез- вредили. З а эту операцию младший сержант Константин Бурков был представлен к награде. Когда узнал, искренне уди вился: «За что? Ведь ничего особенного не произошло. Просто работали, выполняли свой долг. И все время зна ли. что рядом друзья.» С друзьями Константину повезло. В армии встретил сержанта Сергея Полякова. «Редкого дара человек, — рассказывает Костя, — му зыкант, гимнаст, отличный военный специалист, как-то у него получалось, если ра ботает, то лучше всех, на гитаре играет — лучше всех, на спортивных снаря дах — первый. Многому ме ня научил. А Володя Бриль из Владивостока! А другие ребята... Афганнстан — хо рошая школа. И солдатская и жизненная». Награду в части Костя получить не успел, медаль «З а боевые заслуги» нашла его уже дома, в заполярном Мурманске. На мой вопрос, что бы он мог пожелать парням, Ко торым еще предстоит слу жить в Вооруженных Силах, Константин сказал: -«во-лер- вых, к армии надо готовить ся, и готовиться серьезно. И не только физически. Б ар мии нужны знания, там «двойку» не исправишь... А во-вторых, нужно воспиты вать -себя .коллективистом. Армия — ■дело общее, там нет одиночек. Так что учи тесь дружить, помогать друг другу.» После армии Константин Бурков вернулся в тот же коллектив, откуда и призы вался, — в ремонтно-строи тельное управление «мур- маноблремстройбыт». Служба в Афганистане воспитала в Константине но вые качества, определила новые ценности в жизни. Жалко стало тратить вре мя на пустяки. Он не может понять людей, убивающих свои свободные часы и дни на погоню за сверхмодными тряпками и побрякушками. Не может понять тех, кто ра ботает не по совести, а ради «длинного» рубля; тех, кто может со спокойной душой отвернуться от человека, по павшего в беду. Не может всего этого понять, да и не хочет. в. ШАПКА. D КЛУБЕ Мурманской судо- * * верфи к торжеству под готовились загодя. И убранст во зала было соответствую щим, и самодеятельные арти сты волновались за кулисами, и гостей — почетных, желан ных — было немало. Пришли представители военкомата, ок тябрята из подшефной школы, ветеран войны, защитник Ры бачьего Ефим Иванович Фи- личев готовился проводить в солдатский путь молодых ра бочих. Словом, продумано и под готовлено все было просто отлично. Однако праздник не удался. Причина? Те, ради ко го эти торжественные проводы были задуманы, просто-напро сто не пришли. Из нескольких десятков призывников — мо лодых рабочих объединения — на сцену поднялись лишь четверо, и оттого неуютно большим выглядело пустынное ее пространство. Конечно, даже для них, че тверых, все прошл0 по сцена рию. И речи были, и напутст вия, и подарки, и концерт, и пожелания возвратиться в родной коллектив, но все при сутствующие — и гости тор жества, и его участники — чувствовали себя не очень хо рошо. Почему я вспомнил об этом случае? А может, спросить нужно иначе: почему я вспом нил именно об этом случае, а не о каком-то ином? К со жалению. и «иные» тоже есть. Вот это как раз и беспокоит нас, работников военных ко миссариатов. Вы замечали, что мальчиш ки, малолетки, малыши, все сплошь хотят быть солдатами. Танкистами л+i, ракетчиками ли или еще кем, но солдатами — непременно. А к призывно му возрасту это желание осла бевает. Почему? Да, наверное, потому, что детски-наизное представление о геройской службе солдат сменяется ин формацией о тяготах воинской службы. А ведь мысль о том, что все тяготы и трудности мужчина обязан вынести на благо Родины, что он — за щитник Отечества и что ° т не го, лично от него, зависят покой и мир на Земле, под росткам надо прививать. Ьже- дневно, планомерно. настой чиво. К сожалению, приходится констатировать, что военно- патриотическое воспитание допризызников, начальная во енная подготовка не везде у нас на высоком уровне. И это особенно заметно на фоне возросшей технической осна щенности армии и флота и серьезных изменений в ны нешнем характере воинского труда. Комсомольские организации, комитеты Д О С А А Ф рыбной отрасли еще недостаточно глубоко анализируют процес сы, происходящие в моло дежной среде. Да и сама подготовка к службе а армии редко рассматривается во взаимосвязи с вопросами во спитания юношей в семье, их поведения на работе или в школе, участия в обществен ной жизни. Вот курс начальной военной подготовки в школе. Каза лось бы, где, как не здесь, прививать парням практиче ские навыки несения службы, военной дисциплины. Именно на этих уроках можно и нуж но воспитывать у юношей пси хологическую , физическую и нравственную готовность к службе в Вооруженных Силах, нацеливать их на преодоление трудностей предстоящей ар мейской жизни. Мы побывали в ряде школ и профтехучи лищ, в том числе морских — № 6 и № 12, познакомились с организацией этой работы. Выяснилось, что они не име ю т полный комплекс учебно материальной базы начальной военной подготовки. Разве это порядок? Успешной работе по воспи танию подростков не способ ствует и большая текучесть кадров военных руководите лей. Ежегодно в учебных за ведениях сменяется каждый шестой военрук. Солдат должен быть силь ным и вынослизым. Иначе го воря, физически подготовлен ным. Но комитеты ВЛКСМ , Д О С А А Ф , по физкультуре и спорту, райвоенкоматы не кон тролируют занятия призывни ков. Ничего хорошего из это го, естественно, не получается. На контрольных проверках в школах и ПТУ не все юноши подтверждают нормативы ком плекса ГТО. Некоторые не умеют плавать и стрелять. А Мурманский горисполком не может найти помещения для детско - юношеской спортив но-технической школы. Поэто му и получается, что единст венный свой 50-метровый тир обком Д О С А А Ф вынужден ис пользовать как учебный класс школы, где уж тут обучать мо лодежь стрелковому делу. Готовить ребят к службе в армии и на флоте нужно прак тически. Практически, подчер киваю. А мы, и райвоенкоматы то же, увлекаемся военно-патрио тическими мероприятиями & масштабах города или района, упуская из поля зрения повсе дневную , индивидуальную ра боту с призывниками. Нередко бывает: проводят парня в ар мию ■— торжественно, пышно — и забудут о нем. А нет бы поддерживать с ним связь, со общать, как живет его брига да, цех. А потом так же тор жественно, как проводили, встретить, да чтоб он отчи тался перед коллегами о рат ном своем труде. Вот это бу дет пример для будущ его при зывника. Пока же это практи куется редко, и опыт армей ской службы парней, уволен ных из рядов ВС, использу ется слабо. По-моему, это большой просчет комитетов ВЛКСМ . Что может помочь в корен ном улучшении всей военно- патриотической работы с до призывной молодежью? Прежде всего, на мой взгляд, нужно внимательнее и глубже изучать процессы, про исходящие в молодежной сре де. Не зная потребностей и способностей будущих солдат, невозможно правильно постро ить свою работу. Надо полнее и рациональнее использовать возможности школ и ПТУ; улучшить учебно- материальную базу начальной подготовки, укрепить кадры Солдатами не рождаются военруков. А для того чтобы повысить их квалификацию, неплохо было бы, уже начи ная с 1987 года, ввести атте стацию для этих преподавате лей. Да и в целом педагоги ческим коллективам следует больше внимания уделять вос питанию у учащихся любви к советским Вооруженным Си лам, ответственности за вы полнение конституционного долга перед Родиной. На особый контроль долж на быть взята физическая под готовка молодежи к службе в армии. Ибо только регуляр ные занятия физкультурой и спортом способны развить у молодежи силу, выносли вость. ловкость и смелость. Большую роль в этом должен сыграть комплекс ГТО, но, по вторяюсь, здесь нужны реаль ные результаты. Хорошим подспорьем мог ли бы стать оборонно-спортив ные оздоровительные лаге ря от исполкомов Советов- народных депутатов, где во время каникул можно было бы проводить учебно-полевые сборы юношей, проходящих начальную военную подго товку. Возможностей много. И сил у нас тоже хватает. Важно лишь сконцентрировать их в одном направлении, всем вме сте делать оДно, безусловно важное дело. Солдатами не рождаются, защитников Роди ны растят, воспитывают, гото вят. Дело это наше, общее В. АРТЕ начальник политотдела оол- военкомата. 1 августа 1986 года; РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz