Рыбный Мурман. 1986 г. Август.

• Служу Советскому Союзу! • «Мой самыйлучшийсын» «Дорогой Саша, сынок. Вы­ пала нам удача поговорить с тобой. Непривычно мне так, не вижу я твоего лица, вол­ нуюсь... Сегодня. 22 июля, твой день рождения. Поздравляем, сы­ нок...» Слова матери записа­ ны на магнитную ленту. Слушает теперь ее Вера Ивановна, а глаза влажнеют. Отворачивается, смахивает украдкой слезу, улыбается смущенно. Мать... Думала ли, что поздравлять сына придет­ ся вот так, с помощью маг­ нитофона, ведь свое девятнад­ цатилетие сын — солдат А лек­ сандр Гуськов — встретил под жарким афганским солн­ цем. Саша пишет скуповато, точ­ ными, короткими фразами: ча­ сы отдыха не так часты. Во всех письмах — неизмен­ ное: «...у меня, как всегда, все нормально». Спешит успоко­ ить мать. Сестру не забывает похвалить: «Ты, Надюшка, — молодец! Учишься хорошо...» Рассказывает о службе, не­ много о стране. «У нас вчера «афганец» дул, ветер такой. Температура выше 41Г...» «Оформлял Ленинскую комна­ ту. Нашли во мне художест- I венное дарование...» (До ар­ мии Саша рисовал, сейчас каждое свое письмо рисунком сопровождает). «Работаю немного сварщи­ ком...» (Перед службой закон­ чил ПТУ, выучился на газо- электросаарщика). «Были в рейсе...» (Он и шо­ фером стал, в Д О С А А Ф е за­ нимался). И ни слова о трудностях, разве только о жаре... Прослушиваю ленту «говоря­ щего» письма, смотрю на фо­ тографию Саши — это он при­ сягу принимает — и предстаз- ляю себе, как в далеком тр е­ вожном Афганистане соберут­ ся вокруг магнитофона наши воины — вчерашние юноши и услышат слова своих матерей, такие одинаковые по любви и доброте: «...Сашенька, желаю тебе, твоим друзьям и командирам стойкости, мужества. Над на­ шей страной мирное небо, за­ щищайте его, выполняйте свой долг честно... Мы гордимся вами, сыновья!» Вера Ивановна слушает свои слова: не забыла ли чего ска­ зать? Вспоминает сына. Каким он был до армии? — Никогда у меня не было неприятностей с ним. 11о до­ му помогал, с сестрой нянчил­ ся... Когда получил первую зарплату, домой с тортом пришел, конфеты принес... К армии готовился. Мечтал о на­ стоящей мужской службе. Спортом занимался. Перед армией зачастил в один клуб, все какие-то кон­ струкции помогал сзаризать. Говорила ему — отдохни хоть... А он: «Вот сделаэм спортивную площадку — от­ дохну. В армию уйду, а ребя­ та пусть занимаются...» Рисовал, фотографировал, никогда без дела не сидел, не скучал. Какой он сейчас? По письмам вижу — взрослеет. «Здесь, мама, узнал, что для нас — Родина». О друзьях пишет: «...настоящий парень, на него можно положиться...» В каждом письме — сестре наказ: «Слушай маму, помо­ гай, учись хорошо...» Волнует­ ся за нас, скучает. Ну а мы — за него... В. МИХАИЛОВ. В ДЕТСТВЕ, как и боль­ шинство мурманских мальчишек, Костя мечтал о море. О другом не думал, да и не представлял, как это он, сын моряка, внук знаме­ нитого капитана Буркова, останется вдруг на оерегу. Но судьба распорядилась по-иному. В мореходку не поступил, зрение подвело. Начались поиски «своего» места в жизни. С товарищем, по той же причине не попавшим! в мо­ ряки, уехали в Петрозаводск поступать в лесотехнический техникум. Поступили, но..? друг остался, а Костя ушел. Почему поступал именно ту­ да, почему потом Оросил? Сейчас однозначно не отве­ тить. Тогда думал, что тех­ никум — это его место: лю­ бил лес, зверей, природу; чуть позже понял' — ошио- ся. Не его это место, чужое, Хорошо, что вовремя понял,- А друг стал лесником, за­ брался теперь куда-то в ка- реЛьскую тайгу, жизни сеое без леса не представляет, счастлив... Пошел Костя работать, заодно учился в вечерней школе. Выбрал профессию электромонтажника, до ар­ мии получил третий разряд. Постепенно стал понимать, что дело, любое дело, не терпит пренебрежительного отношения к себе. И работу твою за тебя никто не вы­ полнит. Службу Константин Бур­ ков проходил в составе огра­ ниченного контингента совет­ ских войск в Афганистане. Армия — дело нелегкое, служба в Афганистане — в особенности. Чужая страна, чужие обычаи, нравы, чужие . люди. Со многим повстречал­ ся молодой воин. Видел тех, кто за деньги пришел уби­ Жить по совести вать. кто был переполнен злобой к новому строю. Видел и других людей, других афганцев, открытых и- честных. Принимал их улыбки и благодарность, ког­ да приходилось помогать. Служба в армии стала для Константина школой ответст­ венного отношения к своему делу, школой коллективиз­ ма, именно там он понял, что фраза «Один в поле не воин» — не пустые слова. Вот лишь эпизод. Подразделение, в которое входил Константин, выпол­ няло боевое задание в одной из отдаленных провинций. Результат операции — за­ хват каравана с оружием. ■ Оно не попало в руки наем­ ных убийц, не оправдались надежды душманов и их за- -• граничных хозяев. Смерто­ носный груз вовремя ооез- вредили. З а эту операцию младший сержант Константин Бурков был представлен к награде. Когда узнал, искренне уди­ вился: «За что? Ведь ничего особенного не произошло. Просто работали, выполняли свой долг. И все время зна­ ли. что рядом друзья.» С друзьями Константину повезло. В армии встретил сержанта Сергея Полякова. «Редкого дара человек, — рассказывает Костя, — му­ зыкант, гимнаст, отличный военный специалист, как-то у него получалось, если ра­ ботает, то лучше всех, на гитаре играет — лучше всех, на спортивных снаря­ дах — первый. Многому ме­ ня научил. А Володя Бриль из Владивостока! А другие ребята... Афганнстан — хо­ рошая школа. И солдатская и жизненная». Награду в части Костя получить не успел, медаль «З а боевые заслуги» нашла его уже дома, в заполярном Мурманске. На мой вопрос, что бы он мог пожелать парням, Ко­ торым еще предстоит слу­ жить в Вооруженных Силах, Константин сказал: -«во-лер- вых, к армии надо готовить­ ся, и готовиться серьезно. И не только физически. Б ар­ мии нужны знания, там «двойку» не исправишь... А во-вторых, нужно воспиты­ вать -себя .коллективистом. Армия — ■дело общее, там нет одиночек. Так что учи­ тесь дружить, помогать друг другу.» После армии Константин Бурков вернулся в тот же коллектив, откуда и призы­ вался, — в ремонтно-строи­ тельное управление «мур- маноблремстройбыт». Служба в Афганистане воспитала в Константине но­ вые качества, определила новые ценности в жизни. Жалко стало тратить вре­ мя на пустяки. Он не может понять людей, убивающих свои свободные часы и дни на погоню за сверхмодными тряпками и побрякушками. Не может понять тех, кто ра­ ботает не по совести, а ради «длинного» рубля; тех, кто может со спокойной душой отвернуться от человека, по­ павшего в беду. Не может всего этого понять, да и не хочет. в. ШАПКА. D КЛУБЕ Мурманской судо- * * верфи к торжеству под­ готовились загодя. И убранст­ во зала было соответствую­ щим, и самодеятельные арти­ сты волновались за кулисами, и гостей — почетных, желан­ ных — было немало. Пришли представители военкомата, ок­ тябрята из подшефной школы, ветеран войны, защитник Ры­ бачьего Ефим Иванович Фи- личев готовился проводить в солдатский путь молодых ра­ бочих. Словом, продумано и под­ готовлено все было просто отлично. Однако праздник не удался. Причина? Те, ради ко­ го эти торжественные проводы были задуманы, просто-напро­ сто не пришли. Из нескольких десятков призывников — мо­ лодых рабочих объединения — на сцену поднялись лишь четверо, и оттого неуютно большим выглядело пустынное ее пространство. Конечно, даже для них, че­ тверых, все прошл0 по сцена­ рию. И речи были, и напутст­ вия, и подарки, и концерт, и пожелания возвратиться в родной коллектив, но все при­ сутствующие — и гости тор­ жества, и его участники — чувствовали себя не очень хо­ рошо. Почему я вспомнил об этом случае? А может, спросить нужно иначе: почему я вспом­ нил именно об этом случае, а не о каком-то ином? К со­ жалению. и «иные» тоже есть. Вот это как раз и беспокоит нас, работников военных ко­ миссариатов. Вы замечали, что мальчиш­ ки, малолетки, малыши, все сплошь хотят быть солдатами. Танкистами л+i, ракетчиками ли или еще кем, но солдатами — непременно. А к призывно­ му возрасту это желание осла­ бевает. Почему? Да, наверное, потому, что детски-наизное представление о геройской службе солдат сменяется ин­ формацией о тяготах воинской службы. А ведь мысль о том, что все тяготы и трудности мужчина обязан вынести на благо Родины, что он — за­ щитник Отечества и что ° т не­ го, лично от него, зависят покой и мир на Земле, под­ росткам надо прививать. Ьже- дневно, планомерно. настой­ чиво. К сожалению, приходится констатировать, что военно- патриотическое воспитание допризызников, начальная во­ енная подготовка не везде у нас на высоком уровне. И это особенно заметно на фоне возросшей технической осна­ щенности армии и флота и серьезных изменений в ны­ нешнем характере воинского труда. Комсомольские организации, комитеты Д О С А А Ф рыбной отрасли еще недостаточно глубоко анализируют процес­ сы, происходящие в моло­ дежной среде. Да и сама подготовка к службе а армии редко рассматривается во взаимосвязи с вопросами во­ спитания юношей в семье, их поведения на работе или в школе, участия в обществен­ ной жизни. Вот курс начальной военной подготовки в школе. Каза­ лось бы, где, как не здесь, прививать парням практиче­ ские навыки несения службы, военной дисциплины. Именно на этих уроках можно и нуж­ но воспитывать у юношей пси­ хологическую , физическую и нравственную готовность к службе в Вооруженных Силах, нацеливать их на преодоление трудностей предстоящей ар­ мейской жизни. Мы побывали в ряде школ и профтехучи­ лищ, в том числе морских — № 6 и № 12, познакомились с организацией этой работы. Выяснилось, что они не име­ ю т полный комплекс учебно­ материальной базы начальной военной подготовки. Разве это порядок? Успешной работе по воспи­ танию подростков не способ­ ствует и большая текучесть кадров военных руководите­ лей. Ежегодно в учебных за­ ведениях сменяется каждый шестой военрук. Солдат должен быть силь­ ным и вынослизым. Иначе го­ воря, физически подготовлен­ ным. Но комитеты ВЛКСМ , Д О С А А Ф , по физкультуре и спорту, райвоенкоматы не кон­ тролируют занятия призывни­ ков. Ничего хорошего из это­ го, естественно, не получается. На контрольных проверках в школах и ПТУ не все юноши подтверждают нормативы ком­ плекса ГТО. Некоторые не умеют плавать и стрелять. А Мурманский горисполком не может найти помещения для детско - юношеской спортив­ но-технической школы. Поэто­ му и получается, что единст­ венный свой 50-метровый тир обком Д О С А А Ф вынужден ис­ пользовать как учебный класс школы, где уж тут обучать мо­ лодежь стрелковому делу. Готовить ребят к службе в армии и на флоте нужно прак­ тически. Практически, подчер­ киваю. А мы, и райвоенкоматы то­ же, увлекаемся военно-патрио­ тическими мероприятиями & масштабах города или района, упуская из поля зрения повсе­ дневную , индивидуальную ра­ боту с призывниками. Нередко бывает: проводят парня в ар­ мию ■— торжественно, пышно — и забудут о нем. А нет бы поддерживать с ним связь, со­ общать, как живет его брига­ да, цех. А потом так же тор­ жественно, как проводили, встретить, да чтоб он отчи­ тался перед коллегами о рат­ ном своем труде. Вот это бу­ дет пример для будущ его при­ зывника. Пока же это практи­ куется редко, и опыт армей­ ской службы парней, уволен­ ных из рядов ВС, использу­ ется слабо. По-моему, это большой просчет комитетов ВЛКСМ . Что может помочь в корен­ ном улучшении всей военно- патриотической работы с до­ призывной молодежью? Прежде всего, на мой взгляд, нужно внимательнее и глубже изучать процессы, про­ исходящие в молодежной сре­ де. Не зная потребностей и способностей будущих солдат, невозможно правильно постро­ ить свою работу. Надо полнее и рациональнее использовать возможности школ и ПТУ; улучшить учебно- материальную базу начальной подготовки, укрепить кадры Солдатами не рождаются военруков. А для того чтобы повысить их квалификацию, неплохо было бы, уже начи­ ная с 1987 года, ввести атте­ стацию для этих преподавате­ лей. Да и в целом педагоги­ ческим коллективам следует больше внимания уделять вос­ питанию у учащихся любви к советским Вооруженным Си­ лам, ответственности за вы­ полнение конституционного долга перед Родиной. На особый контроль долж­ на быть взята физическая под­ готовка молодежи к службе в армии. Ибо только регуляр­ ные занятия физкультурой и спортом способны развить у молодежи силу, выносли­ вость. ловкость и смелость. Большую роль в этом должен сыграть комплекс ГТО, но, по­ вторяюсь, здесь нужны реаль­ ные результаты. Хорошим подспорьем мог­ ли бы стать оборонно-спортив­ ные оздоровительные лаге­ ря от исполкомов Советов- народных депутатов, где во время каникул можно было бы проводить учебно-полевые сборы юношей, проходящих начальную военную подго­ товку. Возможностей много. И сил у нас тоже хватает. Важно лишь сконцентрировать их в одном направлении, всем вме­ сте делать оДно, безусловно важное дело. Солдатами не рождаются, защитников Роди­ ны растят, воспитывают, гото­ вят. Дело это наше, общее В. АРТЕ начальник политотдела оол- военкомата. 1 августа 1986 года; РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz