Рыбный Мурман. 1986 г. Август.
Безопасность мореплавания Не повторять чужих ошибок Судоводитель Имя на борту фймшя т т У каждой аварии есть имя, отчество и фамилия — так говорят специалисты. Конечно, морская стихия ко варна, опасна. Но ведь для того и учатся люди в тече ние долгих лет, чтобы уметь противостоять опасностям, а суда оснащаются самыми со вершенными навигационны ми приборами, дабы судово дители могли в любой си туации быть во всеоружии. Все так, а безаварийной ра боты не можем добиться. Что же мешает? Да тот са мый человеческий фактор, у которого тоже в каждом слу чае есть имя, отчество и фамилия. 1 ...Столкновение двух БМРТ произошло утром 9 апреля 1986 года на вахте старших помощников капи танов. На БМРТ «Прогресс» Мурманского тралового срло- ' ‘ та вахтенным был Юрий Ва сильевич Куликов, па БМРТ «Большевик» объединения <Мурманрыбпром>> — Алек сей Николаевич Ростроста: Оба траулера оснащены хо рошей навигационной техни кой, на обоих судах — пол ный штат команды, опытные судоводители. Правда, видимость была ограниченной из-за снежных зарядов. Поэтому Ю. В. Ку ликов мог «просмотреть» судно по причине засветки радиолокатора. Возможно, что ие переключил он шка лу радиолокационной стан ций на нужный обзор. Но на случай подобных J просчетов штурмана специально преду смотрена подстраховка: надо вызвать подвахтенного судо водителя, выставить вперед смотрящего, особенно внима тельно контролировать уп равление судном рулевым, предупредить капитана, уси лить наблюдение. Однако Юрий Васильевич пренебрег этими рекоменда циями. Более того, он раз решил рулевому покинуть мостик, а через пять минут произошло столкновение. Управление траулером кули ков доверил четвертому по мощнику капитана и . А. Долголенко. И это все'в тот утренний час, перед сменой вахт, когда бдительность, внимательность вахтеяной службы притуплена уста лостью! Идущий пересекающимся курсом БМРТ «Большевик» Куликов обнаружил лишь когда тот был в 150 метрах от «Прогресса». Бремени для того, чтобы уклониться от столкновения, не остава лось, поскольку скорость судна — 8 узлов — далеко не соответствовала безопас ной, учитывая снежный за ряд и работающую рядом группу судов. Вахте”иная служба успела лишь переве сти машину па задний ход и отвернуть от опасности на 30 градусов. БМРТ <■ Большевик» шел с тралом со скоростью око ло четырех узлов. Старший помощник капитана а . Н. Ростроста хотя и вел радио локационное наблюдение, но не оценил вовремя ситуа цию опасного сближения с «Прогрессом», не остановил свой траулер, не изменил курс, ие выполнил предпи санный правилами маневр последнего момента, да, он знал, что судну, идущему с тралом, должны уступать дорогу. Но ведь эта привиле гия действует до определён ного момента. А тут было очевидно, что тралсрлотов- ский траулер неуправляем в том смысле, что ие видит опасности, Иными словами, в столк новении повинны старпомы обоих судов. К^к могло слу читься такое? Все в более сложных си туациях оказываются промы словые суда в Мировом океа не. Но мобилизация техниче ских возможностей, разум и воля человека побеждают стихию. И профессиональный долг всех экипажей — ис ключить тяжелые аварийные случаи. Человеческий фак тор — основной резерв, за .счет которого навигационную аварийность необходимо све сти к минимуму. Г. КАИГОРОДОВ, заместитель начальника Мурманского тралфлот». Знакомьтесь: Илья Андрее, вич Баландин, старший по. мощник капитана И С Г «Гре- мячинск» управления «Севрыб. промразведка», кандидат на выдвижение в капитаны. ,у не го уже диплом капитана оаль. него плавания, завоеван авто, ритет грамотного судоводите ля, умелого руководителя эки пажа. За восемь лет раооты после мореходного училища в трудовой книжке Ьаландина .записано 22 поощрении, уоар- ник коммунистического труоа, Илья Андреевич возглавляет на судне общество трезвости, объединяющее почти полови, ну экипажа. На снимке: И. А. БАЛАНДИН. Фото В. КОРЕЦКОГО. Сверяя курс Четверть века несет свою службу морской спасатель ный буксир рыбного порта «Капитан Нохрии». Свое па- звание он поЛучнл в честь известного в Заполярье ка питана Арсения Сергеевича Нохрина, участника револю ционных событий на Мур- мане. После длительного ремон та спасатель выполнил репс по буксировке БМРТ в Ис панию. С заданием экипаж справился успешно и но итогам социалистического соревнования за второй квар тал завоевал первое место. Отлично поработали в рейсе коммунист старший матрос И. Е. Токарев, а также стар ший помощник капитана А. С. Омельченко, секретарь Новинка --------------- ---- Штурману поможет компьютер Немалую экономию времени и ресурсов даст автомати зированная система расчета оптимальных курсов судов (АСРОК), разработанная учеными и специалистами Дальне восточного политехнического и Дальневосточного гидроме теорологического научно-исследовательского институтов. Прокладывая океанские маршруты, ЭВМ рассматривает множество вариантов и выбирает оптимальный. Причем Рекомендации выдаются сразу на весь рейс. В этом — суть новинки. Ведь раньше в море получали информацию об из менении гидрометеорологической обстановки на сравнитель но короткий период. Новая система особенно эффективна для дальних рейсов. Газета «Рыбак Камчатки ». точки зрения науки Грозные дочери океана В статье «Волна-убийца» («РМ», № 6 от 7 ф е в р а ля) бы ла описана встреча тр аулер а «О свея» с огромной ю л к о й , которая причинила судн у зна чительны е п овреж дения. н о правильно ли бы ло названо это проявление стихии, сл е д у е т ли каж дую волну исключи тельны х разм еров именовать «убийцей»? Э то т термин чаще всего бы- ту е т * ср ед е моряков, г так ж е ■ популярной п рессе. О бы чно так назы ваю т волны, появление которы х практиче ски невозм ож но п р едсказать и встреча с которыми Ъывает неож иданной. Например, в 1970 году огром ные волны высотой более 15 метров атаковали пооережье S Индии и Бан гладеш , ии одна к з служ б погоды не могла I п редсказать это бедствие. в значительной степени именно из-за этого сти хи я унесла по одним данным 300, а по дру гим даже более 500 ты сяч ж из ней. Причиной же трагедии стало то, что ветровые волны налож ились на сильным ш тор мовой нагон. В результате этого образовавшиеся ги га н т ские водяные валы проникли в глубь суш и на большое рас стояние. С полным основанием к «волнам-убийцам» можно от нести цунами. Если источник такой волны (землетрясение, вулкан, обвал в каньоне) на ходится на дне океана, то очень сложно зафиксировать ее рождение. Тем Ьолее рас считать направление переме щения. В открытом море цу нами, как правило, не опасно, но при подходе к берегу вол на резко растет в вы со ту.' й 1960 году во время землетря сения на чилийское побережье обрушился ряд мощных цуна ми. В некоторых пунктах их высота достигала 12-15 метров. При извержении вулкана Кра катау в 1683 году образова лась гигантская волна в е т ч и ной с десятиэтажный дом, ко торая со скоростью курьер ского поезда пересекла Ин дийский океан и обрушилась не побережье Африки. Е с ть «волны -убийцы », кото ры е, в отличие от цунами, очень опасны как раз на гл у бокой воде. В 1367 году из Персидского залива в ьвропу шел танкер «Уорлд глори» во доизмещением 60 ты сяч тонн, тогда — тр етье судно в мире по величине. При подходе и Южной Аф рике танкер попал в ш торм, но такой махине он, наэалось, был не стр аш ен, од нако вскоре судно подало си г нал бедствия, а затем исчезло. Благодаря решительным дей ст виям сп асательны х служ о уда лось спасти часть экипаж а и примерно воссоздать кар ти н у трагедии. Ее причинои о каза лась «волна на течении», или «кейп роллер». При определен ны х, не до конца объясненны х си туац и ях в этом районе океа на происходит импульсивное закупоривание проходящего здесь течения и ооразую тся волны большой вы соты , идна из 'н и х, возникнув под центром судна, приподняла его. нос и норма оназалнсь в воздухе, корпус стал прогибаться от собственной тяж ести , и когда очередная волна высоно задра ла нос, танкер переломился по полам. Откроем справочник «Ьетер и волны в океанах и морях», который имеется на всех су дах. О районе, где находился траулер «Освея» в момент происшествия, говорится: «И данмом районе вполне вероят на встреча с аномально боль шой волной, которая по высо те будет в 2—3 раза больше средней». Так можно ли считать эту встречу совершенно неожидан ной? Редкой — разумеется. Но неожиданной? Думается все ж е, что штурманы и вахтен ные матросы должны были знать: в этом районе такая встреча вовсе не исключена. Тем более что был шторм. Столкновения судов с ги гантскими волнами не раз при водили к авариям. Поэтому судоводителям необходимо подробнее знакомиться с вол новыми условиями наиболее опасных районов. О необходи мости этого говорит хотя бы то, что в ноябре научно-иссле довательское судно «Профес сор Молчанов» встретило на востоке Норвежского моря волну высотой 11 метров. А всего через месяц «Освея» столкнулся с 15-метровой. Спрогнозировать такую волну крайне трудно, поэтому ученыл* важно знать гидроме теоусловия, при которых она образуется и которые ей со путствуют. Здесь можно вы сказать пожелание штурман скому составу вести эти на блюдения как можно тщатель нее,- А. КОСОЛАПОВ, научный сотрудник м ур манского филиала инсткту- та Арктики и Антарктики. комсомольской организации, третий помощник капитана К. В. Казаков, -—моторист А. В. Алексеенко и многие другие моряки, Сейчас спасатель вновь в море, у берегов далекой Ка нады. В салоне судна висит стенд с названием «Имя па борту», где помещены порт рет А. С. Нохрина, его слав ная трудовая биография. Мо лодое поколение сверяет свои дела, поступки, свой курс с жизнью революционе ров, иередовиков-стаханов- цев, ярким представителем которых был А. С Нохрин. В. в и ш н я к о в , первый помощник капита на СМЬ «Капитан Нохрин» рыбного порта. Атлантический океан. ЦИФРЫ И ФАКТЫ В 1985 году в отрасли были задержаны выходы из порта 374 судов. Причины — недостаточная подготов ка |их к плаванию. За годы одиннадцатой пя тилетки временно лишены дипломов на морское звание 2332 специалиста командно го состава, из них 122U — за пьянство на судах. •А К 7f В минувшем году аварии навигационного характера со ставили 48 процентов от об щего их числа, аварии тех нического характера — 51 . --- Нужен совет Фигаро здесь, Фигаро там... Насколько важно на промыс ле визуальное наблюдение, видимо, объяснять не нужно. Только вести его на судах типа ПСТ довольно сложно. Дело в том, что на этих траулерах не штатное распи сание, а промысловое. Четыре матроса на ПСТ выполняют несколько функций в зависи мости от сиюминутной задачи: рулевого, рыбообработчике, матроса палубной команды. И если капитан решил надлежа щим образом обеспечить на блюдение на мостике, то не кому будет убирать и обра батывать улов. Вернее, еще более напряженной станет ра бота остальных моряков. Обычно производственный процесс стр о и тся тан : один ма трос — на руле, другой 1 при высокой квалиф икац и и) — на лебедке, двое — на палуое. Если рыба ловится хорошо, то не хв а та е т рабочих р ук в трюм е, и на мостиие о стается один матрос, а то и он ухо дит обрабаты вать ры оу. ю г да ш турм ан стан овится к леоедие (естественно, при этом он по ворачивается спиной к носу судна) — и уж е ни о каном должном навигационном наолю- дении речь идти не мож ет, при этом в усло ви ях скученности судов на ограниченной площ а ди опасность столкновения воз растает. Значит, необходимо «вести * штат матроса-рулевого. А кап? Ведь на траулере нет ни од ной свободной койки. Есть выход, н0 он возможен лишь после капитального ре монта cyднв^ перенести пульт управления лебедкой с мости ка на -корму. Можно, конечно, перейти на двухсменную работу, но тогда надо пересмотреть нормы вы работки, сделать их ниже, чем сейчас. Почему-то на судах типа СТМ в штатном расписании есть два матрсса-рулевых. И, помню, на ПСТ раньше бы ло так же. Однако нашлись «рационализаторы», направили рулевых на обработку рыбы. Прошло некоторое время, и вдруг — столкновение ПСТ «Закаменей» с БМРТ «Николай Берзарин». Причина — отсутст вие должного наблюдения. А\ожет, кто-то из капитанов ПСТ, моряков поделится опы том организации работы на мостике? Или предложит, как рациональней решить эту проблему. н. ляпин, капитан ПСТ «Зелеко- кумск». рыбный мурман 1 августа 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz