Рыбный Мурман. 1986 г. Август.

Безопасность мореплавания Не повторять чужих ошибок Судоводитель Имя на борту фймшя т т У каждой аварии есть имя, отчество и фамилия — так говорят специалисты. Конечно, морская стихия ко­ варна, опасна. Но ведь для того и учатся люди в тече­ ние долгих лет, чтобы уметь противостоять опасностям, а суда оснащаются самыми со­ вершенными навигационны­ ми приборами, дабы судово­ дители могли в любой си­ туации быть во всеоружии. Все так, а безаварийной ра­ боты не можем добиться. Что же мешает? Да тот са­ мый человеческий фактор, у которого тоже в каждом слу­ чае есть имя, отчество и фамилия. 1 ...Столкновение двух БМРТ произошло утром 9 апреля 1986 года на вахте старших помощников капи­ танов. На БМРТ «Прогресс» Мурманского тралового срло- ' ‘ та вахтенным был Юрий Ва­ сильевич Куликов, па БМРТ «Большевик» объединения <Мурманрыбпром>> — Алек­ сей Николаевич Ростроста: Оба траулера оснащены хо­ рошей навигационной техни­ кой, на обоих судах — пол­ ный штат команды, опытные судоводители. Правда, видимость была ограниченной из-за снежных зарядов. Поэтому Ю. В. Ку­ ликов мог «просмотреть» судно по причине засветки радиолокатора. Возможно, что ие переключил он шка­ лу радиолокационной стан­ ций на нужный обзор. Но на случай подобных J просчетов штурмана специально преду­ смотрена подстраховка: надо вызвать подвахтенного судо­ водителя, выставить вперед­ смотрящего, особенно внима­ тельно контролировать уп­ равление судном рулевым, предупредить капитана, уси­ лить наблюдение. Однако Юрий Васильевич пренебрег этими рекоменда­ циями. Более того, он раз­ решил рулевому покинуть мостик, а через пять минут произошло столкновение. Управление траулером кули­ ков доверил четвертому по­ мощнику капитана и . А. Долголенко. И это все'в тот утренний час, перед сменой вахт, когда бдительность, внимательность вахтеяной службы притуплена уста­ лостью! Идущий пересекающимся курсом БМРТ «Большевик» Куликов обнаружил лишь когда тот был в 150 метрах от «Прогресса». Бремени для того, чтобы уклониться от столкновения, не остава­ лось, поскольку скорость судна — 8 узлов — далеко не соответствовала безопас­ ной, учитывая снежный за­ ряд и работающую рядом группу судов. Вахте”иная служба успела лишь переве­ сти машину па задний ход и отвернуть от опасности на 30 градусов. БМРТ <■ Большевик» шел с тралом со скоростью око­ ло четырех узлов. Старший помощник капитана а . Н. Ростроста хотя и вел радио­ локационное наблюдение, но не оценил вовремя ситуа­ цию опасного сближения с «Прогрессом», не остановил свой траулер, не изменил курс, ие выполнил предпи­ санный правилами маневр последнего момента, да, он знал, что судну, идущему с тралом, должны уступать дорогу. Но ведь эта привиле­ гия действует до определён­ ного момента. А тут было очевидно, что тралсрлотов- ский траулер неуправляем в том смысле, что ие видит опасности, Иными словами, в столк­ новении повинны старпомы обоих судов. К^к могло слу­ читься такое? Все в более сложных си­ туациях оказываются промы­ словые суда в Мировом океа­ не. Но мобилизация техниче­ ских возможностей, разум и воля человека побеждают стихию. И профессиональный долг всех экипажей — ис­ ключить тяжелые аварийные случаи. Человеческий фак­ тор — основной резерв, за .счет которого навигационную аварийность необходимо све­ сти к минимуму. Г. КАИГОРОДОВ, заместитель начальника Мурманского тралфлот». Знакомьтесь: Илья Андрее, вич Баландин, старший по. мощник капитана И С Г «Гре- мячинск» управления «Севрыб. промразведка», кандидат на выдвижение в капитаны. ,у не­ го уже диплом капитана оаль. него плавания, завоеван авто, ритет грамотного судоводите­ ля, умелого руководителя эки­ пажа. За восемь лет раооты после мореходного училища в трудовой книжке Ьаландина .записано 22 поощрении, уоар- ник коммунистического труоа, Илья Андреевич возглавляет на судне общество трезвости, объединяющее почти полови, ну экипажа. На снимке: И. А. БАЛАНДИН. Фото В. КОРЕЦКОГО. Сверяя курс Четверть века несет свою службу морской спасатель­ ный буксир рыбного порта «Капитан Нохрии». Свое па- звание он поЛучнл в честь известного в Заполярье ка­ питана Арсения Сергеевича Нохрина, участника револю­ ционных событий на Мур- мане. После длительного ремон­ та спасатель выполнил репс по буксировке БМРТ в Ис­ панию. С заданием экипаж справился успешно и но итогам социалистического соревнования за второй квар­ тал завоевал первое место. Отлично поработали в рейсе коммунист старший матрос И. Е. Токарев, а также стар­ ший помощник капитана А. С. Омельченко, секретарь Новинка --------------- ---- Штурману поможет компьютер Немалую экономию времени и ресурсов даст автомати­ зированная система расчета оптимальных курсов судов (АСРОК), разработанная учеными и специалистами Дальне­ восточного политехнического и Дальневосточного гидроме­ теорологического научно-исследовательского институтов. Прокладывая океанские маршруты, ЭВМ рассматривает множество вариантов и выбирает оптимальный. Причем Рекомендации выдаются сразу на весь рейс. В этом — суть новинки. Ведь раньше в море получали информацию об из­ менении гидрометеорологической обстановки на сравнитель­ но короткий период. Новая система особенно эффективна для дальних рейсов. Газета «Рыбак Камчатки ». точки зрения науки Грозные дочери океана В статье «Волна-убийца» («РМ», № 6 от 7 ф е в р а ля) бы ­ ла описана встреча тр аулер а «О свея» с огромной ю л к о й , которая причинила судн у зна­ чительны е п овреж дения. н о правильно ли бы ло названо это проявление стихии, сл е д у­ е т ли каж дую волну исключи­ тельны х разм еров именовать «убийцей»? Э то т термин чаще всего бы- ту е т * ср ед е моряков, г так­ ж е ■ популярной п рессе. О бы чно так назы ваю т волны, появление которы х практиче­ ски невозм ож но п р едсказать и встреча с которыми Ъывает неож иданной. Например, в 1970 году огром­ ные волны высотой более 15 метров атаковали пооережье S Индии и Бан гладеш , ии одна к з служ б погоды не могла I п редсказать это бедствие. в значительной степени именно из-за этого сти хи я унесла по одним данным 300, а по дру­ гим даже более 500 ты сяч ж из­ ней. Причиной же трагедии стало то, что ветровые волны налож ились на сильным ш тор­ мовой нагон. В результате этого образовавшиеся ги га н т­ ские водяные валы проникли в глубь суш и на большое рас­ стояние. С полным основанием к «волнам-убийцам» можно от­ нести цунами. Если источник такой волны (землетрясение, вулкан, обвал в каньоне) на­ ходится на дне океана, то очень сложно зафиксировать ее рождение. Тем Ьолее рас­ считать направление переме­ щения. В открытом море цу­ нами, как правило, не опасно, но при подходе к берегу вол­ на резко растет в вы со ту.' й 1960 году во время землетря­ сения на чилийское побережье обрушился ряд мощных цуна­ ми. В некоторых пунктах их высота достигала 12-15 метров. При извержении вулкана Кра­ катау в 1683 году образова­ лась гигантская волна в е т ч и ­ ной с десятиэтажный дом, ко­ торая со скоростью курьер­ ского поезда пересекла Ин­ дийский океан и обрушилась не побережье Африки. Е с ть «волны -убийцы », кото­ ры е, в отличие от цунами, очень опасны как раз на гл у ­ бокой воде. В 1367 году из Персидского залива в ьвропу шел танкер «Уорлд глори» во­ доизмещением 60 ты сяч тонн, тогда — тр етье судно в мире по величине. При подходе и Южной Аф рике танкер попал в ш торм, но такой махине он, наэалось, был не стр аш ен, од­ нако вскоре судно подало си г­ нал бедствия, а затем исчезло. Благодаря решительным дей ст­ виям сп асательны х служ о уда­ лось спасти часть экипаж а и примерно воссоздать кар ти н у трагедии. Ее причинои о каза­ лась «волна на течении», или «кейп роллер». При определен­ ны х, не до конца объясненны х си туац и ях в этом районе океа­ на происходит импульсивное закупоривание проходящего здесь течения и ооразую тся волны большой вы соты , идна из 'н и х, возникнув под центром судна, приподняла его. нос и норма оназалнсь в воздухе, корпус стал прогибаться от собственной тяж ести , и когда очередная волна высоно задра­ ла нос, танкер переломился по­ полам. Откроем справочник «Ьетер и волны в океанах и морях», который имеется на всех су­ дах. О районе, где находился траулер «Освея» в момент происшествия, говорится: «И данмом районе вполне вероят­ на встреча с аномально боль­ шой волной, которая по высо­ те будет в 2—3 раза больше средней». Так можно ли считать эту встречу совершенно неожидан­ ной? Редкой — разумеется. Но неожиданной? Думается все ж е, что штурманы и вахтен­ ные матросы должны были знать: в этом районе такая встреча вовсе не исключена. Тем более что был шторм. Столкновения судов с ги­ гантскими волнами не раз при­ водили к авариям. Поэтому судоводителям необходимо подробнее знакомиться с вол­ новыми условиями наиболее опасных районов. О необходи­ мости этого говорит хотя бы то, что в ноябре научно-иссле­ довательское судно «Профес­ сор Молчанов» встретило на востоке Норвежского моря волну высотой 11 метров. А всего через месяц «Освея» столкнулся с 15-метровой. Спрогнозировать такую волну крайне трудно, поэтому ученыл* важно знать гидроме­ теоусловия, при которых она образуется и которые ей со­ путствуют. Здесь можно вы­ сказать пожелание штурман­ скому составу вести эти на­ блюдения как можно тщатель­ нее,- А. КОСОЛАПОВ, научный сотрудник м ур­ манского филиала инсткту- та Арктики и Антарктики. комсомольской организации, третий помощник капитана К. В. Казаков, -—моторист А. В. Алексеенко и многие другие моряки, Сейчас спасатель вновь в море, у берегов далекой Ка­ нады. В салоне судна висит стенд с названием «Имя па борту», где помещены порт­ рет А. С. Нохрина, его слав­ ная трудовая биография. Мо­ лодое поколение сверяет свои дела, поступки, свой курс с жизнью революционе­ ров, иередовиков-стаханов- цев, ярким представителем которых был А. С Нохрин. В. в и ш н я к о в , первый помощник капита­ на СМЬ «Капитан Нохрин» рыбного порта. Атлантический океан. ЦИФРЫ И ФАКТЫ В 1985 году в отрасли были задержаны выходы из порта 374 судов. Причины — недостаточная подготов­ ка |их к плаванию. За годы одиннадцатой пя­ тилетки временно лишены дипломов на морское звание 2332 специалиста командно­ го состава, из них 122U — за пьянство на судах. •А К 7f В минувшем году аварии навигационного характера со­ ставили 48 процентов от об­ щего их числа, аварии тех­ нического характера — 51 . --- Нужен совет Фигаро здесь, Фигаро там... Насколько важно на промыс­ ле визуальное наблюдение, видимо, объяснять не нужно. Только вести его на судах типа ПСТ довольно сложно. Дело в том, что на этих траулерах не штатное распи­ сание, а промысловое. Четыре матроса на ПСТ выполняют несколько функций в зависи­ мости от сиюминутной задачи: рулевого, рыбообработчике, матроса палубной команды. И если капитан решил надлежа­ щим образом обеспечить на­ блюдение на мостике, то не­ кому будет убирать и обра­ батывать улов. Вернее, еще более напряженной станет ра­ бота остальных моряков. Обычно производственный процесс стр о и тся тан : один ма­ трос — на руле, другой 1 при высокой квалиф икац и и) — на лебедке, двое — на палуое. Если рыба ловится хорошо, то не хв а та е т рабочих р ук в трюм е, и на мостиие о стается один матрос, а то и он ухо ­ дит обрабаты вать ры оу. ю г да ш турм ан стан овится к леоедие (естественно, при этом он по­ ворачивается спиной к носу судна) — и уж е ни о каном должном навигационном наолю- дении речь идти не мож ет, при этом в усло ви ях скученности судов на ограниченной площ а­ ди опасность столкновения воз­ растает. Значит, необходимо «вести * штат матроса-рулевого. А кап? Ведь на траулере нет ни од­ ной свободной койки. Есть выход, н0 он возможен лишь после капитального ре­ монта cyднв^ перенести пульт управления лебедкой с мости­ ка на -корму. Можно, конечно, перейти на двухсменную работу, но тогда надо пересмотреть нормы вы­ работки, сделать их ниже, чем сейчас. Почему-то на судах типа СТМ в штатном расписании есть два матрсса-рулевых. И, помню, на ПСТ раньше бы­ ло так же. Однако нашлись «рационализаторы», направили рулевых на обработку рыбы. Прошло некоторое время, и вдруг — столкновение ПСТ «Закаменей» с БМРТ «Николай Берзарин». Причина — отсутст­ вие должного наблюдения. А\ожет, кто-то из капитанов ПСТ, моряков поделится опы­ том организации работы на мостике? Или предложит, как рациональней решить эту проблему. н. ляпин, капитан ПСТ «Зелеко- кумск». рыбный мурман 1 августа 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz