Рыбный Мурман. 1986 г. Август.

Дневник начальника промрайона (Окончание. Начало в Л° 29, 30). 6 декабря. У нас па ГН1Р «Глет­ чер» траловая лебедка но-прежнему ревет, словно на судно пикируют полдюжины самолетов, и просит: «Выключи меня, а то наживешь не­ приятностей».' Так и случилось в конце дня при подвировашш мешка для выливки улова — всего 8 тонн! — выбило прокладку, выпустили масло из гидросистемы-. Л пошло!.. А для нормальной работы судна всего и надо было: два гидронасоса (заказывали их в октябре — по сея день нет), подшипники (дали не того диаметра с выкрошившимся баббитом но краям) и угловой клапан для па­ рового котла (дали не того диамет­ ра). Трубы дали, а они лопаются, так не лучше ли было забрать траулер па 10 суток в порт и отладить все как следует! А какой расход топлива! Ведь здесь тратится на добычу де­ сяти тонн столько, как и па 8U тонн,- Выгодно? Убыточно! А как наши судоремонтные пред­ приятия? У них тоже план. Еще нн один промысловый траулер после ре­ монта не работал успешно; как пра­ вило, 1,5— 2 месяца, а то и весь рей с— доводка. А почему, собственно, ремонт два года и некачественно, когда его вы­ полняют за... 3— 4 месяца? Осталь­ ное время судно (миллионы руолей) стоит у стенки завода, ржавеет. За два года механизмы, которым не пла­ нировался ремонт, часто приходят в негодность. И можно снова два го­ да ремонтировать. Мы не должны, не в праве пере­ носить систему управления старого стиля в 12-ю пятилетку. 7 декабря. Морозно. Флот работа­ ет. А на берегу... замерзли. T1J «50 лет С СС Р » где-то застрял, а нам он крайне необходим для подвыгрузки плавбазы «Григорий Лысенко» и трех БМРТ. Отсутствие транспорта при­ ведет it простою их но 2— 3 суток. Подали предложение: в связи с хо­ рошей промобстановкой на треске за­ держать плавбазу «Сергей Васили­ син» в этом районе. Ответ: сейчас важнее сельдь. ПСТ. у которых Нет соли, брать свежье и везти в порт. Направили в порт ИСТ, и они там... застряли. Вот так- решение вопроса! 8 декабря. Поразмышляем еще раз о техническом состоянии судов. Былая слава ППР прошла, перво­ причиной послужила сиюминутная выгода, в рейсах эти суда эксплуати­ ровались нещадно. И вот капиталь­ ные ремонты, па которые, как пра­ вило, направляют не тех, кто раоо- тал и будет на них работать, а сл у ­ чайных людей. Пример — ремонт П11Р «Грумант» в Югославии в те­ чение 9 месяцев. А сколько времени потом корабль не мог работать? Другой пример. Капитан a . if . Барабанов принял БМРТ «Павел Стрельцов» из новостроя. Два рейса работал отлично, а потом передали судно подменному экипажу, где ка­ питаном - директором В. А. Лисов­ ский. Он «выжал» из корабля все. Вернулся основной экипаж и не уз­ нал родное судно. «Подешцшш» приходят зараоотать, причем — сейчас. Панацея — за­ крепление экипажа за судном, ведь стоимость его 10 и более миллионов. Напомню: ледокол «Ермак» служил 65 лег! При разной эксплуатации разные и затраты на ремонт, причем разница в сотни тысяч рублей: За примерами далеко ходить не надо. Так что, дорогие руководители флотов, не гоните в море количество «промыслового металлолома», нее резервы повышения эффективности работы флота — только внутри фло­ та. Не видеть их смешно. 9 декабря. Промысел мойвы пре­ кратился. Группа расформировалась. Необходимо задержать 11ПР «Глет­ чер» на 5 суток всего, чтобы «вытя­ нуть» его на 100 процентов выпол­ нения плана. Обратились в порт, за- йросили «добро» задержаться, в от­ вет — полный отлуп, как говорил дед Щукарь. Оказывается, сельдь не пользуется спросом на рынке (а рынки пустые!). А «Глетчер» будет работать на треске (без ваеров. ко­ торые подвезут через те самые 5 су­ ток) и выдавать все виды продукции (которые он давать, конечно же, не будет). А что Hte сам ППР «Глет­ чер»? В 4 утра остановили главный двигатель на 20 минут для профи­ лактики, а включили через... 2 U ча­ сов. 10 декабря. На «Глетчере» опять ремонт главного двигателя. Сегодня он занял «только» девять часов. Не лучше положение на некогда знаменитом ППР «Навигатор», суд ­ ну всего 15 лет, а оно выглядит ме­ таллоломом. Вот так добывалась слава! 13 Декабря. «Исключая паралле­ лизм» — интересная статья в газе­ те «Рыбный Мурман». Автор — и. о.- директора нашего ПИНРО по на­ учной работе, кандидат биологиче­ ских наук Л. Чумаков. Он отстаива­ ет неподведомственность института ВРПО, дабы сохранить индивидуа­ лизм. Коношенко и его заместителя Ji. С, Курило. Это результат несвоевре­ менного ремонта и «досрочного» вы­ хода из него. Ну а как же с аварий­ ным состоянием главного двигателя на «Глетчере»? Была ли авария/ к о­ нечно, нет. Двигатель остановили для профилактического осмотра. Но если все нрофосмотры и свя­ занные с ними работы относить к авариям, как' этого требует товарищ Курило, то у пас по каждому флоту и каждый день будет их по две— три. 15 декабря. День начался и за­ кончился ремонтом траловой лебед­ ки. Но зато у нас праздник: приняли от танкера «Кекур» 100 тонн воды, будет чем помыться. Пришла радиограмма из отдела прпемотраиспортпого флота и портов ВРПО , требующая суда типа СВТ-м, СТМ выгружать с производительно­ стью 20 тони в час. Абсурд! При бла- За шесть ле1- работы в должности начальника промрайона я пн разу, не получил от ПИНРО рекомендации, прогнозов, хотя просил неоднократ­ но. А прогнозы ПИНРО. которые публиковались в печати, как прави­ ло, не соответствовали положению дел па промысле. Почему? Да пото­ му, что научные работники чаще ра­ ботают в море... над своими диссер­ тациями, а не на пользу промышлен­ ности. «Промразведка» значительно по­ высила результаты своей работы за последние годы. 14 Декабря. Почитаем и проком­ ментируем радиограмму зам.. началь­ ника ВРПО. «Непонятно, почему один из важ­ нейших вопросов работы штаба —- производительность выгрузки рыбо­ продукции каждым промысловым суд­ ном на транспорт — вы совершенно не контролируете...; Учитывая слож­ ное положение с топливом, штаб промрайона должен вопросы бунке­ ровки. промысловых судов решать, исходя из задач, чтобы топливо по­ падало прежде всего на суда, кото­ рые могут н умеют ловить рыоу, а не ремонтируют механизмы, настраи­ вают орудия лова, обучают личный состав и тому подобное». Считаю, это — преступно, в таком случае не надо выпускать суда в мо­ ре. «Второе требование —■ выдавать топливо тем судам, которые его рас­ ходуют экономно, обеспечивают мак­ симальный вылов на тонну топли­ ва...» Ну и так далее в том лее духе, с о ­ вершенно ' бестактная радиограмма по всем позициям, вопросы поставлены безграмотно. А вот радиограмма из Мурманско­ го тралового флота от товарища к. С. Курило. Смысл ее таков: дать по всей форме во все инстанции РДО об аварийной обстановке главного дви­ гателя ППР «Глетчер». В противном случае (цитирую): «...будете нести ответственность со всеми вытекающи­ ми последствиями». Зачем эти угрозы? Люди на «Глет­ чере» измотаны до предела ежеднев­ ными поломками траловой лебедки, тем, что лопаются трубы, порой сра­ зу в трех местах. У механиков |ало опыта, но стараются работать по че­ сти, по совести. Вина в том, что ко­ рабли доведены до крайне низкого технического состояния, — в первую очередь главного инженера ю . И. гоприятных условиях возможна вы­ грузка лишь 8— 10 тонн в час. И еще. БМРТ «Вымпел», «Олен- туй» и «Муромск», работая на обло- Ве трески, имеют хороший вылов, а они в списке тех, кому нельзя давать бункер! Пришлось нам писать этому отделу разъяснение... 16 декабря. Сегодня экипаж ТШ Р «Глетчер» выполнил иятнлетний план. Поздравили моряков, на к ни страпио, сегодня еще ничего не по­ ломалось, все крутится, вертится. Может, и пойдет? Пришел из порта БМРТ «Поволжье». И началось: то выйдут из строя морозильные линии левого борта, то правого, то нужна замена лабиринтовых уплотнешш, то необходимо устранение вытяжки це­ пей с полной заменой смазки и т. д. А стоило в таком виде выпускать траулер из порта? Не проще ли оы- ло «прокрутить» все механизмы, уст­ ранить все неисправности и лишь" по­ том — «добро» на выход? А теперь его «потолок» — 55 тонн, вместо 110, да к тому же он ежедневно сжигает 15 тонн топлива. Сколько неоправданного перерасхода! Или такой пример: на БМРТ «Не­ вьянск» такие кадры, -что не могут вооружить пелагический трал, пере­ садили туда специалиста с БМРТ «Торос», он настроил орудия лова. Как же так — нет специалистов па берегу? А потому, что уходят моря­ ки, и причины того известны. 17 декабря. Очень резко сорван график подхода промсудов к тР. БАТ «Адмирал Колышкии» и Ш1Р «Ковдор» шли на выгрузку к ТР «Р оза Люксембург». Вдруг весьма срочно их отправили в порт, говорят, поступили вагоны. «Гибкое планиро­ вание»? А разве хотя бы за сутки не знали о подходе вагонов? Или они появились по мановению волшеовой палочки? Сообщи нам заранее, мы бы иначе планировали работу, соблю­ дался бы режим выгрузки, не иерв- ничалй люди. . Что ж, назначили новую очеред­ ность подхода промсудов к транспор­ там. Дали предложения, кого напра­ вить в порт до 25 декабря. БМРТ «Владимир Гаврилов» под- выгрузился на ТР «50 лет СС С Р », а за парафинированной бумагой от­ правился в Кулонгу. Хотя приходил ТХС «Бестужев». Почему он не до­ ставил бумагу? На наш запрос о подходе транспор­ тов и танкеров на вторую половину декабря ответа нет, Сейчас выясня­ 4 августа 1986 года ется, что ждать нечего,- приказ ВРПО от 4 ноября об изменении ко­ личества аварийного запаса топлива на судах нам своевременно не сооб- щили. В результате значительная часть топлива, как аварийный запас, «ушла» в порт. А этого бункера хва­ тило бы для того, чтобы не преры­ вать рейсы судам. К сожалению, берем план количе­ ством судов в море. На «Глетчере» с утра вышел из строя вспомогательный двигатель, трал поднять не могут. Подняли. Да­ ли средний ход. Через час лопнула анкерная связь главного двигателя. Замена — 6 часов. Не могут завести. Выясняют причину. 20 декабря. Выяснили причину. Обгорел пусковой клапан. Чистят, скоблят нагар. Запустили, дали ход,- Поиск. Вот так; более суток отраоо- тали одни механики. А на Оерегу уже забыли о восстановлении третье­ го валогенератора. Прислали утнле- вые подшипники, и дело кануло в лету. Ушел в порт БМРТ «Новокупбы- шевск» (капитан-директор Велло Ио- ханссовнч Мятас). Отлично потруди­ лись: вылов — 150 процентов, «мо­ розна» — 141, пищевая — 154, сто­ имость пищевой — .195 процентов. Впечатляюще! Может, здесь есть и частичка нашего труда... 21 декабря. ПСТ «Ленек» нужны выгрузка 60 тонн соленой продукции и выдача тысячи 50-лнтровых бочек.; Это поисковое судно делает большое дело: обеспечивает группу и выяв­ ляет обстановку промысла на оуду- щее. Но решение — половинчатое: 30 тонн соленой и 300 бочек тары. Почему? С одной стороны, «уважи­ ли», с другой — сделали так', что вся старая продукция осталась на борту. И почему решение вопросов оора- ботки плавбаз, выгрузки и т. д. не передать в ведение штаба? Все воп­ росы деятельности судов в море должны решаться без вмешательства берега, он должен регулировать оо- щее направление решения задачи, то есть предметно ставить планово-эко­ номические цели. Так поставлено де­ ло в «Запрыбе». А у пас пока согла­ совываешь, утрясаешь, ждешь отве­ та, время улетело. И начинается не­ разбериха. Например, как объяснять людям, почему трижды оставались «Оез ра­ боты» два ТР: «Р оза Люксембург» и «50 лет ССС Р ». Ведь флот находит­ ся от места выгрузки на расстоянии 1— 2-суточного перехода. И если от борта ТР судно снимается в порт, сразу заменить его невозможно. 1 января. Новый год. Новые на­ дежды. Пожелания отсутствия всяких проблем. А для упрочения экономики необ­ ходим интенсивный путь развития. Поэтому мышление по-старому не по­ дойдет. 5 января. ППР «Глетчер» полу­ чил «добро» следовать в порт, гото­ вится к порту и штаб. Последние советы. Флот остается на рыбе. Всем — успехов, рыоацкой удачи! И. ДЕГТЯРЕВ. * * * От редакции. Мы закончили публикацию дневника И . . Е. Дегтя­ рева. Наверное, не во всем можно согла­ ситься с автором, с категоричностью его оценок и. выводов. Но в основ­ ном Ивану Егоровичу удалось высве­ тить наиболее острые проблемы Се­ верного бассейна: — несогласованность в работе «мо­ ря» я «берега»; — нехватка транспортных рефри­ жераторов; — недостаток холодильных емко­ стей в порту; — низкое качество судоремонта; — перебои со снабясеннем' флотов в море. Хотелось бы узнать мнение раоот- ников флотов и береговых предприя­ тий ВРПО «Севрыба» о публикации' и о мерах, которые . намерено принять руководство с тем, чтооы не повторились просчеты промысла про­ шлого года.; РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz