Рыбный Мурман. 1986 г. Август.

•К 70'Летию Мурманска ( i 9 5 6 ' i 9 6 6 годы) • 1956 ГОД ЭТОТ ГОД был первым годом р коренном, революционном повороте развития рыбной промышленности страны. И сделали его по праву мурманские рыбаки, подавшие идею создания больших морозильных траулеров кормового траления, практически доказав- шие их высокую эффективность: в 1956 году экипаж БМРТ «Некрасов» (капитан-ди­ ректор Н. К. Елфимов) добыл и обработал 98 тысяч центнеров рыбы, моряки БМРТ «Добролюбов» (капитан-директор А. Г. Едем- сний) — около 90 тысяч центнеров. Так бы­ ло положено начало соревнованию «стоты- сячнинов» — его подхватили коллективы всех траулеров нового типа, число которых к концу года выросло до 22. В НОВОМ ПРОМЫСЛОВОМ ФЛОТЕ — «Мурмансельди» в 1956 году ренордного улова — 10 | тысяч центнеров — добился экипаж СРТ «Орочей». НА РЫБОКОМБИНАТЕ в 1956 году в сту­ пили в строй холодильный завод № 2, ме­ ханические линии по |уборке сельди в це­ хах № 20 и 21. 1957 ГОД 1 МАРТА. Вышел первый послевоенный номер газеты «Комсомолец Заполярья», журналисты и авторский Ьктив которой немало внимания стали уделять вопросам воспитания молодежи промысловых фло­ тов и береговых предприятий Северного бассейна* 3 НОЯБРЯ. Торжественное открытие в областном центре памятника В. И. Ленину. ^ .. V » ч „ЖЪ*. ГШ ... Т . 6 НОЯБРЯ. Начао передачи Мурманский телецентр. В 1957 ГОДУ экипажи не только БМРТ, но и бортовых паровых РТ освоили hpo- мысел сельди в Северной Атлантике. 1958 ГОД ЯНВАРЬ. Создано Мурманское книжное издательство. 9 МАЯ. На проспекте В. И. (Ленина от- нрыт памятник Герою Советского Союза Анатолию Бредову, бывшему рабочему су­ доверфи, совершившему подвиг осенью 1944 года в боях по разгрому фашистских захватчиков на Севере. 25 НОЯБРЯ. Бюро обкома КПСС одобри­ ло инициативу тружеников судоверфи, СРТ-436 «Комсомолец» и других коллекти­ вов по развертыванию соревнования за коммунистическое отношение к труду. * Парткому тралового флота предостав­ лены права райкома. В 1958 ГОДУ моряки Мурманского трало­ вого флота начали на БМРТ промысел в Центрально-Восточной Атлантике. 1959 ГОД НАЧАЛО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СЕМИЛЕТНЕ­ ГО ПЛАНА развития народного хозяйства ознаменовалось досрочным выполнением январсного задания коллективом тралового флота. Инициаторами соревнования стали экипажи БМРТ ^Ярославль» и РТ «Шексна». Флот понончил с отставанием, продолжав­ шимся три года. 6 НОЯБРЯ. Открыт памятник 6-й герои­ ческой комсомольской батарее. 31 Д ЕКАБРЯ. Опубликован рапорт рыба­ ков области ЦК КПСС и Совету Министров СССР о выполнении обязательств, принятых в обращении ко всем труженикам рыбной отрасли страны. В 1959 ГОДУ на рыбокомбинате вступили в строй: цех литографии, магистральные линии по приемке рыбы с траулеров на причалах № 2, 3, 4, 5, 6 и других. Разрабо­ таны новые виды продукции, <в частности, консервы «Палтус натуральный». 1960 ГОД 6 МАЯ. В порт приписки Мурманск пришел первый атомный ледонол «Ленин». 29 мая начался его первый рейс г Аркти­ ку. 18 НОЯБРЯ. (Мурманский обком КПСС и облисполком поздравили промысловиков Мурмана с досрочным выполнением плана второго года семилетки. 31 Д ЕКАБРЯ. Тружеников рыбной отрас­ ли области с перевыполнением плана и обязательств поздравили ЦК КПСС и Совет Министров СССР. 1961 ГОД Траловый флот продолжал пополняться новыми судами — в течение года он полу­ чил пять БМРТ. 6 МАЯ. Бюро обнома КПСС одобрило ини­ циативу моряков РТ «Ленин», «Новгород», «Касатна» и «Джанкой» — в честь XXII съезда КПСС досрочно справиться с годо­ выми планами. 23 СЕН ТЯБРЯ. Бюро обкома КПСС рас­ смотрело вопрос о работе парторганизации Мурманского рыбокомбината по улучшению качества и расширению ассортимента про­ дукции, выпускаемой предприятием. ГОРОД, го&шш D 50-е годы ежеквартально возра- " стали уловы рыбы. Траулеры швар­ товались в порту с полным грузом, од­ на треть судов ожидала очереди на рейде. Не хватало причалов. Рассчиты­ вать, как в прежние годы, на «тачку» и увеличение численности рабочей си­ лы не приходилось. Обстановка требо­ вала иного подхода к делу. И на по­ мощь пришла творческая инициатива изобретателей, рационализаторов, пре­ одолевших инертность, косность взгля­ дов отдельных хозяйственников «а про­ изводственный процесс. Надо было ме­ ханизировать переработку рыбы на пу­ ти от трюма траулера до железнодо­ рожных вагонов. В этой цепочке успешно работали технические средства на уровне изобре­ тений — автомат грузовой каретки у трехстрельного перегружателя, контей­ нера, гидрокупор, гидравлическая ма­ шина для мойки рыбы, механизирован­ на угольной базе порта. В новой техно­ логии вариант расстановки механизмов был таким: портальный или гусеничный кран загружал бункер-питатель, а из него уголь переходил на магистральные транспортные линии, смонтированные под складом угля. Далее поток угля поступал на причальные выдвижные транспортеры для правого и левого бортов траулера. Вся система имела дистанционное управление. Данная ме­ ханизация дала возможность бункеро­ вать траулеры в четыре-пять раз быст­ рее прежнего. К 1962 году начался перевод судов на жидкое топливо, что позволило уве­ личить продолжительность рейса с 18 до 35 суток. Стала практиковаться пе­ редача улова на плавбазы. В эти годы проводилась интенсивная модернизация траулеров новыми про­ мысловыми приборами, орудиями лова и другой промысловой техникой. ЭНТУЗИАЗМ И СМЕШКА ная линия с автоматическим взвешива­ нием для уборки свежей рыбы, вакуум­ ная установка для выгрузки и перевоз­ ки рыбной муки. Комплекс этих установок был своеоб­ разным прообразом современной меха­ низации. А всего в то время каждые сутки из порта по железной дороге от­ правлялось до 2,5 тысячи тонн в основ­ ном свежеохлажденной рыбопродукции. После ознакомления с работой порта Председателем Совмина ССС Р А. Н. Косыгиным в 1955 году довольно опе­ ративно стала внедряться комплексная механизация, связывающая цехи заво­ дов рыбокомбината маневренными кон­ вейерными магистральными линиями с основными причалами. Стало возмож­ ным направлять рыбопоток независи­ мо от того, с какого причала разгружа­ ется траулер и в каком цехе рыбозаво­ да будет обрабатываться рыба для о т­ грузки потребителю. Тогда как раньше причал и рыбоприемный цех были по технологии связаны между собой. Это был начальный период активной замены средствами механизации тяж е­ лого физического труда «каталей» с их тачками. Значительно увеличилось коли­ чество автопогрузчиков. Были введены поддонно-пакетная перегрузка ящиков с рыбопродукцией с помощью специ­ альных ленточных стропзахватов, бочко- подъемники и бочкотаски для загрузки рыбы в железнодорожные вагоны. Технико-экономическая эффектив­ ность подобных мероприятий освободи­ ла около тысячи рабочих, которых пе­ ревели на новый мукомольный завод и другие объекты. Для скоростной бункеровки трауле­ ров углем внедрялась оригинальная схе­ ма комплексных средств механизации Начал осуществляться проект Лен- гипрорыбпрома по механизации прича­ лов кранами. От портовиков в данном случае потребовалась техническая сме­ калка, так как многотонные металлокон­ струкции устанавливались на деревян­ ные причалы. Новыми моделями судов пополнялся рыбопромысловый флот. Для его об­ служивания и менялся облик М урман­ ского рыбного порта, Мурманского рыбокомбината, тарного комбината, су­ доремонтных предприятий. Среди бригад докеров продолжалось мощное движение за скоростную обра­ ботку промысловых судов. И тут пер­ венство одерживали женский коллектив под руководством В. Черномор, брига­ ды Е. Е. Ордина и П. В. Сучкова. С р е­ ди крановщиков лучшими были Г. М. Любченко, В. Н. Серов. Мои воспоминания будут не полны­ ми, если не назвать энтузиастов техни­ ческого прогресса 50-х и 60-х годов. Это в первую очередь А . Ю . Хранов- ский, Ю . В. Россолов, С. В. Крутов, М. М. Щ еряев, Ю . М. Цвылев, В. В. Шачнев, С. В. Киреев, Б. С. Ихильчик, A. М. Челобитчиков, В. А . Соколов, С. В. Красноперое, А . Б. Серов, Б. М. Мешалкин, И. А . Евсеев, В. Н. Шилов, B. К. Левчук, В. В. Константинов, Н. Д. Абанькин, Е- А . Гирич, Г. А . Ляпин, В. И. Зимин, Ф . И. Лялин, С. И. Дегте- рев, И. А . Сулякаев, Н. И. Бутусов, П. И. Тимофеев. Всего в реконструкции порта участвовали ежегодно более по­ лутора тысяч рационализаторов раз­ личных профессий. А. ХРАПОВИЦКИЙ, начальник конструкторского бюро Мурманского рыбного порта в 50-е и 60-е годы. Стотысячник Борьба за вылов 100 тысяч центне­ ров рыбы началась в середине 50-х го­ дов, вскоре после появления в М урман­ ском траловом флоте больших моро­ зильных рефрижераторных траулеров, судов принципиально нового типа, при­ меняющих кормовое траление. Первое такое судно, БМРТ «Пушкин», пришло в Мурманск летом 1955 года. Вслед за ним рыбаки получили реф ри­ жераторные траулеры «Гоголь», «Не­ красов», «Добролюбов», «Н. О стров­ ский», «Достоевский» и д р уги е. Рефрижераторные траулеры откры­ вали большие возможности повышения уловов и ознаменовали новый этап s развитии тралового флота. > До появления БМРТ тралфлотовцй установили мировой рекорд добычи рыбы на одно судно — в 1955 году РТ «Сталинград» выловил 86379 центнеров рыбы. В конце 1955 года, готовя д о ­ стойную встречу XX съезду КПСС, эки­ паж БМРТ «Некрасов», руководимый ка­ питаном Н. К. Елфимовым, принял не­ слыханное по тем временам социали­ стическое обязательство — выловить и обработать в 1956 году 100 тысяч цент­ неров рыбы. Некрасовцы сделали все возможное для достижения заветной цели, подо­ шли к ней вплотную, выловив 98 ты­ сяч центнеров рыбы, но «стотысячни- ками» в том году не стали. Впервые стотысячный рубеж был преодолен почти десятилетие спустя, в 1965 году. Первыми «стотысячниками» стали рыбаки БМРТ «Добролюбов», ка­ питаном которого был П. П. Решетов. Вместе с добролюбовцами в октябре 1965 года отмечали этот успех рыбаки всего тралового флота. А до конца го­ да «Добролюбов» сумел добыть 110 тысяч центнеров рыбы. Наивысшего вылова достигли моряки БМРТ «Гоголь», на котором капитаном ходил А . Е. Глушков. В завершающем году семилетки они первыми в С евер­ ном бассейне довели вылов до 120 ты­ сяч центнеров рыбы, выработав из нее 78728 центнеров свежемороженой про­ дукции, и установили всесоюзный ре­ корд по производству пищевой рыб­ ной продукции. В 1965 году рыбаками Мурманской области было добыто около 8 миллио­ нов центнеров .рыбы , из них свыше 6 миллионов — судами тралового флота. Эта трудовая победа явилась итогом боевого социалистического соревнова­ ния, в котором ведущую роль сыграло движение «стотысячников». // Е. Ф ЕДО РО ВА^ археограф госархива Мурман­ ской области. Наша анкета 1. Чем был и остается в вашей судь­ бе Мурманск — город, рожденный Октябрем! 2. Какой период вашей жизни наибо­ лее тесно связан с историей развития столицы Советского Заполярья! 3. Кого из своих друзей, товарищей по работе вы хотели бы вспомнить в год 70-летия Мурманска! 4. Каким вы видите будущее города- героя Мурманска! Город моего возмужания Ответственный секретарь Мурман­ ской секции Советского комитета вете­ ранов войны Сергей Иванович ПОЛО ­ ЗО В . 1. В Заполярье я приехал в 30-х го­ дах, и уже полвека моя жизнь связана с Мурманском — городом моего воз­ мужания и становления как граждани­ на. С 1938 года работаю в рыбной промышленности. В памяти навсегда остались как дни и ночи войны — я был командиром отделения на полу­ острове Рыбачий, так и мирный труд, послевоенное строительство. 2. 50-е годы, когда с появлением в тралфлоте больших морозильных трау­ леров типа «Пушкин» учебно-курсовой комбинат был преобразован в Ш УКС и мы стали готовить штурманов даль­ него плавания и квалифицированных механиков. Работа была сложная, так как флот нуждался в умелых и знаю­ щих специалистах. '■t 3. Журналистов областного рацио А . А . Алексеева, И. Н. Кудрявцева и Н- П. Осипова, поэтов К. Бельхина и А . Подстаницкого — все они пали в боях за Родину, А. Ф . Соколова преподавателя, а затем директора УКК- Ш УК С , с которым я работал 15 лет. 4. М урманск должен стать городом высокой коммунистической культуры- 29 августа IS86 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz