Рыбный Мурман. 1986 г. Август.
•К 70'Летию Мурманска ( i 9 5 6 ' i 9 6 6 годы) • 1956 ГОД ЭТОТ ГОД был первым годом р коренном, революционном повороте развития рыбной промышленности страны. И сделали его по праву мурманские рыбаки, подавшие идею создания больших морозильных траулеров кормового траления, практически доказав- шие их высокую эффективность: в 1956 году экипаж БМРТ «Некрасов» (капитан-ди ректор Н. К. Елфимов) добыл и обработал 98 тысяч центнеров рыбы, моряки БМРТ «Добролюбов» (капитан-директор А. Г. Едем- сний) — около 90 тысяч центнеров. Так бы ло положено начало соревнованию «стоты- сячнинов» — его подхватили коллективы всех траулеров нового типа, число которых к концу года выросло до 22. В НОВОМ ПРОМЫСЛОВОМ ФЛОТЕ — «Мурмансельди» в 1956 году ренордного улова — 10 | тысяч центнеров — добился экипаж СРТ «Орочей». НА РЫБОКОМБИНАТЕ в 1956 году в сту пили в строй холодильный завод № 2, ме ханические линии по |уборке сельди в це хах № 20 и 21. 1957 ГОД 1 МАРТА. Вышел первый послевоенный номер газеты «Комсомолец Заполярья», журналисты и авторский Ьктив которой немало внимания стали уделять вопросам воспитания молодежи промысловых фло тов и береговых предприятий Северного бассейна* 3 НОЯБРЯ. Торжественное открытие в областном центре памятника В. И. Ленину. ^ .. V » ч „ЖЪ*. ГШ ... Т . 6 НОЯБРЯ. Начао передачи Мурманский телецентр. В 1957 ГОДУ экипажи не только БМРТ, но и бортовых паровых РТ освоили hpo- мысел сельди в Северной Атлантике. 1958 ГОД ЯНВАРЬ. Создано Мурманское книжное издательство. 9 МАЯ. На проспекте В. И. (Ленина от- нрыт памятник Герою Советского Союза Анатолию Бредову, бывшему рабочему су доверфи, совершившему подвиг осенью 1944 года в боях по разгрому фашистских захватчиков на Севере. 25 НОЯБРЯ. Бюро обкома КПСС одобри ло инициативу тружеников судоверфи, СРТ-436 «Комсомолец» и других коллекти вов по развертыванию соревнования за коммунистическое отношение к труду. * Парткому тралового флота предостав лены права райкома. В 1958 ГОДУ моряки Мурманского трало вого флота начали на БМРТ промысел в Центрально-Восточной Атлантике. 1959 ГОД НАЧАЛО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СЕМИЛЕТНЕ ГО ПЛАНА развития народного хозяйства ознаменовалось досрочным выполнением январсного задания коллективом тралового флота. Инициаторами соревнования стали экипажи БМРТ ^Ярославль» и РТ «Шексна». Флот понончил с отставанием, продолжав шимся три года. 6 НОЯБРЯ. Открыт памятник 6-й герои ческой комсомольской батарее. 31 Д ЕКАБРЯ. Опубликован рапорт рыба ков области ЦК КПСС и Совету Министров СССР о выполнении обязательств, принятых в обращении ко всем труженикам рыбной отрасли страны. В 1959 ГОДУ на рыбокомбинате вступили в строй: цех литографии, магистральные линии по приемке рыбы с траулеров на причалах № 2, 3, 4, 5, 6 и других. Разрабо таны новые виды продукции, <в частности, консервы «Палтус натуральный». 1960 ГОД 6 МАЯ. В порт приписки Мурманск пришел первый атомный ледонол «Ленин». 29 мая начался его первый рейс г Аркти ку. 18 НОЯБРЯ. (Мурманский обком КПСС и облисполком поздравили промысловиков Мурмана с досрочным выполнением плана второго года семилетки. 31 Д ЕКАБРЯ. Тружеников рыбной отрас ли области с перевыполнением плана и обязательств поздравили ЦК КПСС и Совет Министров СССР. 1961 ГОД Траловый флот продолжал пополняться новыми судами — в течение года он полу чил пять БМРТ. 6 МАЯ. Бюро обнома КПСС одобрило ини циативу моряков РТ «Ленин», «Новгород», «Касатна» и «Джанкой» — в честь XXII съезда КПСС досрочно справиться с годо выми планами. 23 СЕН ТЯБРЯ. Бюро обкома КПСС рас смотрело вопрос о работе парторганизации Мурманского рыбокомбината по улучшению качества и расширению ассортимента про дукции, выпускаемой предприятием. ГОРОД, го&шш D 50-е годы ежеквартально возра- " стали уловы рыбы. Траулеры швар товались в порту с полным грузом, од на треть судов ожидала очереди на рейде. Не хватало причалов. Рассчиты вать, как в прежние годы, на «тачку» и увеличение численности рабочей си лы не приходилось. Обстановка требо вала иного подхода к делу. И на по мощь пришла творческая инициатива изобретателей, рационализаторов, пре одолевших инертность, косность взгля дов отдельных хозяйственников «а про изводственный процесс. Надо было ме ханизировать переработку рыбы на пу ти от трюма траулера до железнодо рожных вагонов. В этой цепочке успешно работали технические средства на уровне изобре тений — автомат грузовой каретки у трехстрельного перегружателя, контей нера, гидрокупор, гидравлическая ма шина для мойки рыбы, механизирован на угольной базе порта. В новой техно логии вариант расстановки механизмов был таким: портальный или гусеничный кран загружал бункер-питатель, а из него уголь переходил на магистральные транспортные линии, смонтированные под складом угля. Далее поток угля поступал на причальные выдвижные транспортеры для правого и левого бортов траулера. Вся система имела дистанционное управление. Данная ме ханизация дала возможность бункеро вать траулеры в четыре-пять раз быст рее прежнего. К 1962 году начался перевод судов на жидкое топливо, что позволило уве личить продолжительность рейса с 18 до 35 суток. Стала практиковаться пе редача улова на плавбазы. В эти годы проводилась интенсивная модернизация траулеров новыми про мысловыми приборами, орудиями лова и другой промысловой техникой. ЭНТУЗИАЗМ И СМЕШКА ная линия с автоматическим взвешива нием для уборки свежей рыбы, вакуум ная установка для выгрузки и перевоз ки рыбной муки. Комплекс этих установок был своеоб разным прообразом современной меха низации. А всего в то время каждые сутки из порта по железной дороге от правлялось до 2,5 тысячи тонн в основ ном свежеохлажденной рыбопродукции. После ознакомления с работой порта Председателем Совмина ССС Р А. Н. Косыгиным в 1955 году довольно опе ративно стала внедряться комплексная механизация, связывающая цехи заво дов рыбокомбината маневренными кон вейерными магистральными линиями с основными причалами. Стало возмож ным направлять рыбопоток независи мо от того, с какого причала разгружа ется траулер и в каком цехе рыбозаво да будет обрабатываться рыба для о т грузки потребителю. Тогда как раньше причал и рыбоприемный цех были по технологии связаны между собой. Это был начальный период активной замены средствами механизации тяж е лого физического труда «каталей» с их тачками. Значительно увеличилось коли чество автопогрузчиков. Были введены поддонно-пакетная перегрузка ящиков с рыбопродукцией с помощью специ альных ленточных стропзахватов, бочко- подъемники и бочкотаски для загрузки рыбы в железнодорожные вагоны. Технико-экономическая эффектив ность подобных мероприятий освободи ла около тысячи рабочих, которых пе ревели на новый мукомольный завод и другие объекты. Для скоростной бункеровки трауле ров углем внедрялась оригинальная схе ма комплексных средств механизации Начал осуществляться проект Лен- гипрорыбпрома по механизации прича лов кранами. От портовиков в данном случае потребовалась техническая сме калка, так как многотонные металлокон струкции устанавливались на деревян ные причалы. Новыми моделями судов пополнялся рыбопромысловый флот. Для его об служивания и менялся облик М урман ского рыбного порта, Мурманского рыбокомбината, тарного комбината, су доремонтных предприятий. Среди бригад докеров продолжалось мощное движение за скоростную обра ботку промысловых судов. И тут пер венство одерживали женский коллектив под руководством В. Черномор, брига ды Е. Е. Ордина и П. В. Сучкова. С р е ди крановщиков лучшими были Г. М. Любченко, В. Н. Серов. Мои воспоминания будут не полны ми, если не назвать энтузиастов техни ческого прогресса 50-х и 60-х годов. Это в первую очередь А . Ю . Хранов- ский, Ю . В. Россолов, С. В. Крутов, М. М. Щ еряев, Ю . М. Цвылев, В. В. Шачнев, С. В. Киреев, Б. С. Ихильчик, A. М. Челобитчиков, В. А . Соколов, С. В. Красноперое, А . Б. Серов, Б. М. Мешалкин, И. А . Евсеев, В. Н. Шилов, B. К. Левчук, В. В. Константинов, Н. Д. Абанькин, Е- А . Гирич, Г. А . Ляпин, В. И. Зимин, Ф . И. Лялин, С. И. Дегте- рев, И. А . Сулякаев, Н. И. Бутусов, П. И. Тимофеев. Всего в реконструкции порта участвовали ежегодно более по лутора тысяч рационализаторов раз личных профессий. А. ХРАПОВИЦКИЙ, начальник конструкторского бюро Мурманского рыбного порта в 50-е и 60-е годы. Стотысячник Борьба за вылов 100 тысяч центне ров рыбы началась в середине 50-х го дов, вскоре после появления в М урман ском траловом флоте больших моро зильных рефрижераторных траулеров, судов принципиально нового типа, при меняющих кормовое траление. Первое такое судно, БМРТ «Пушкин», пришло в Мурманск летом 1955 года. Вслед за ним рыбаки получили реф ри жераторные траулеры «Гоголь», «Не красов», «Добролюбов», «Н. О стров ский», «Достоевский» и д р уги е. Рефрижераторные траулеры откры вали большие возможности повышения уловов и ознаменовали новый этап s развитии тралового флота. > До появления БМРТ тралфлотовцй установили мировой рекорд добычи рыбы на одно судно — в 1955 году РТ «Сталинград» выловил 86379 центнеров рыбы. В конце 1955 года, готовя д о стойную встречу XX съезду КПСС, эки паж БМРТ «Некрасов», руководимый ка питаном Н. К. Елфимовым, принял не слыханное по тем временам социали стическое обязательство — выловить и обработать в 1956 году 100 тысяч цент неров рыбы. Некрасовцы сделали все возможное для достижения заветной цели, подо шли к ней вплотную, выловив 98 ты сяч центнеров рыбы, но «стотысячни- ками» в том году не стали. Впервые стотысячный рубеж был преодолен почти десятилетие спустя, в 1965 году. Первыми «стотысячниками» стали рыбаки БМРТ «Добролюбов», ка питаном которого был П. П. Решетов. Вместе с добролюбовцами в октябре 1965 года отмечали этот успех рыбаки всего тралового флота. А до конца го да «Добролюбов» сумел добыть 110 тысяч центнеров рыбы. Наивысшего вылова достигли моряки БМРТ «Гоголь», на котором капитаном ходил А . Е. Глушков. В завершающем году семилетки они первыми в С евер ном бассейне довели вылов до 120 ты сяч центнеров рыбы, выработав из нее 78728 центнеров свежемороженой про дукции, и установили всесоюзный ре корд по производству пищевой рыб ной продукции. В 1965 году рыбаками Мурманской области было добыто около 8 миллио нов центнеров .рыбы , из них свыше 6 миллионов — судами тралового флота. Эта трудовая победа явилась итогом боевого социалистического соревнова ния, в котором ведущую роль сыграло движение «стотысячников». // Е. Ф ЕДО РО ВА^ археограф госархива Мурман ской области. Наша анкета 1. Чем был и остается в вашей судь бе Мурманск — город, рожденный Октябрем! 2. Какой период вашей жизни наибо лее тесно связан с историей развития столицы Советского Заполярья! 3. Кого из своих друзей, товарищей по работе вы хотели бы вспомнить в год 70-летия Мурманска! 4. Каким вы видите будущее города- героя Мурманска! Город моего возмужания Ответственный секретарь Мурман ской секции Советского комитета вете ранов войны Сергей Иванович ПОЛО ЗО В . 1. В Заполярье я приехал в 30-х го дах, и уже полвека моя жизнь связана с Мурманском — городом моего воз мужания и становления как граждани на. С 1938 года работаю в рыбной промышленности. В памяти навсегда остались как дни и ночи войны — я был командиром отделения на полу острове Рыбачий, так и мирный труд, послевоенное строительство. 2. 50-е годы, когда с появлением в тралфлоте больших морозильных трау леров типа «Пушкин» учебно-курсовой комбинат был преобразован в Ш УКС и мы стали готовить штурманов даль него плавания и квалифицированных механиков. Работа была сложная, так как флот нуждался в умелых и знаю щих специалистах. '■t 3. Журналистов областного рацио А . А . Алексеева, И. Н. Кудрявцева и Н- П. Осипова, поэтов К. Бельхина и А . Подстаницкого — все они пали в боях за Родину, А. Ф . Соколова преподавателя, а затем директора УКК- Ш УК С , с которым я работал 15 лет. 4. М урманск должен стать городом высокой коммунистической культуры- 29 августа IS86 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz