Рыбный Мурман. 1986 г. Август.
9 Социальная сфера Не хотим быть просителями Д АЙ МИЛЬЕН! Дай миль- ен! — помните сцену из кинофильма «Золотой те ле нок», когда оДи,н из «героез», выдавая себя за слепого, преследовал подпольного мил лионера Корейко на улице такими выкриками? Смешная сцена. Только мы, работники управления тралового флота, вспоминаем ее сейчас без улыбки. Ведь точно в такое же положение ставит нас сейчас планово-экономиче ское управление Минрыбхо- за. Правда, требуем мы по больше, не один, а почти два миллиона рублей. И самое су щественное — эти деньги мы должны были получить без всяких просьб. Мы их обяза ны заработать. А нам гозорят: нет, работать работайте, но все равно не заработаете. Л УЧШ Е будем работать — лучше будем жить. По жалуй, эту ясную, определен ную форм улу можно наззать стержнем новых условий хо зяйствования, на которые флот перешел с начала нынешнего года. Действительно, как те перь образуется фонд на соц- культмероприятия и жилищ ное строительство? Он прямо зависит от роста прибыли, ко торую дает предприятие. За каждый процент прироста прибыли коллектив получает награду — базовый фонд соц культбыта увеличивается на четыре процента. Очень про стая и ощутимая зависимость. И каждый моряк, стоя у штур вала или рыбодела, знает: его самоотверженный, напряжен ный труд обернется не только полновесным заработком. Обернется еще и жильем, местами в детсадах и пионер лагерях для детишек, путев ками в дома отдыха, другими льготами и видами поощре ния. В сознании большинства ру ководителей флота в отноше нии социальных вопросов про Процесс о двух миллионах изошел резкий перелом. Рань ше обсуждали практически только производственные про блемы, мол, глазное дать план, а социальное развитие — уж как получится, куда кривая вывезет. Теперь не то. Большинство совершенно од нозначно поняло, что без р е шения этих вопросов нельзя ждать от коллектива высокой отдачи на рабочих местах. Что рост прибыли и социальные блага не случайно оказались впрямую связанными. Это не просто две графы в отчете, а единый процесс: лучше рабо тать — лучше жить; лучше жить — лучше работать. Исходя из действующего Положения, мы подсчитали, а каков будет фонд соцкульт быта в этом году, какую сум му сможет флот использовать для улучшения жизни коллек тива? Задачи перед нами по ставлены большие, в частно сти «планка» по прибыли под нята очень высоко, она долж на повыситься почти на шесть десят процентов. Но, значит, и отчисления на социальное развитие должны резко возра сти. И это справедливо. Несложные подсчеты, с ко торыми может справиться и ученик начальных классов, по казывают, что при базовом фонде в 1188 тысяч рублей эти отчисления должны соста вить 3982 тысячи, почти четы ре миллиона. Большие день ги. И, конечно, важно суметь ими правильно распорядиться, не прятать, что называется, в кубышку, а предельно рачи тельно и целесообразно ис пользовать на нужды коллек тива. Жилье — вот самая острая, наболевшая проблема для тралового флота да, знаю, и для других рыбацких коллек тивов. И3 тех четырех миллио нов, которые мы должны по лучить на социальное разви тие, полтора миллиона реш е но отдать на строительство хозспособом многоквартирно го дома, которое начнется з следующем году. Резко воз растают отчисления на теку щие культурно-бытовые нуж ды. Если раньше они состав ляли в среднем около мил лиона, то теперь мы намети ли использовать на девятьсот тысяч рублей — почти в два раза — больше. Триста тысяч — на дорогостоящий инвен тарь и оборудозание для ДМО, детсадов, турбазы. С нынешнего года бесплатным стал на 'наших судах показ ки нофильмов — еще триста ты сяч. Двести пятьдесят тысяч — на льготные путевки в до ма отдыха и санатории. Много статей в нашей смете, от при обретения медикаментов для судов до беспроцентных ссуд молодым семьям, и все они направлены на улучшение жиз ни тралфлотовцез. На остаток от четырех мил лионов — а он перейдет на следующий год — у нас так же есть планы. В будущ ем, например, флот собирается построить или арендовать пан сионат. Думаем также над удешевлением проживания рыбаков в Доме междурейсо вого отдыха. Этот вопрос очень волнует наших работ ников. Спору нет, условия там хорошие, но и цены высокие. Полностью платить за номера из флотского кармана, види мо, было бы неверно, так и работники ДМО считают, ведь к даровому отношение всегда менее бережное. А вот опла чивать значительную часть расходов, да не каждому, не тому, во всяком случае, кто «отличился» браком или не дисциплинированностью, — над таким решением мы сей час совместно с профкомом дум аем . А это, конечно, тоже деньги, и немалые. Л ДНА КО ожидаемой сум- мы флот не получил. Ми нистерство утвердило на со циальное развитие предприя тия только 2007 тысяч рублей, почти на два миллиона мень ше. Как могло получиться такое расхождение, откуда взялась новая цифра? Ларчик открывается нехитро: в плано во-экономическом управлении Минрыбхоза при подсчете по ложенного нам фонда взяли и применили так называемую понижающую шкалу. Раньше она использовалась для опре деления фонда материального поощрения, а из него выво дился и фонд соцкультбыта. Да, год назад можно было бы принять такое объяснение. Но разве с той поры прошли только календарные двена дцать месяцев? Разве не пе решагнуло рыбное хозяйство в иную эпоху своего экономи ческого развития, которая на зывается новыми хозяйствен ными условиями? Не вступило в силу Положение о порядке образования и использования фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в X II пятилет ке? А в этом документе, — утвержденном, кстати. Мини стром рыбного хозяйства СССР, — нет ни слова о пре словутой понижающей шкале. Спор тралового флота с пла ново-экономическим управле нием Минрыбхоза, наш про цесс о двух миллионах, длится уже несколько месяцев. За это время состоялся июньский Пленум ЦК КПСС. В речи на нем товарищ М. С . Горбачев как раз говорил о том, как болезненно идет процесс пе рераспределения прав и обя занностей между центральны ми ведомствами и трудовыми коллективами, говорил о р у ководителях, которые стре мятся любыми путями сохра нить за собой командные пра ва. А мы все уговариваем оп понентов руководстзозаться именно тем документом, ко торый утвержден самим Ми нистерством... И единственное, чего добились, — устного обе щания по телефону, что, мол, в будущ ем наш фонд соц культбыта урезаться не будет. Нет, не греют эти посулы, нельзя согласиться с такой по зицией. И роль просителя наш коллектив не устраивает. Это роль из отжившего репертуа ра тех времен, когда все воп росы жизни предприятия за висели от благ, поступающих сверху, а не от усилий самих тружеников. Мурманский тра ловый флот готов выполнить поставленные перед ним за дачи. Что касается прибыли, то нет сомнений: годовой план будет выполнен. Цель — более 25,5 миллиона рублей, а за семь месяцев прибыль составила уже 22 миллиона. Значит, и в социальной сфере рыбаки должны получить все, что причитается по новым у с ловиям, что заработали, — без пресловутой «понижающей шкалы». А. АГЕЕВ, главный бухгалтер Мурман ского тралового флота. Как экипаж остался без ансамбля Как-то после завершения рейса на БМРТ «Плутоний» нужно было сдать в мастер скую отремонтировать два магнитофона «Комета» и уси литель «Электрон». Дело из вестное: машины, конечно, нет, так что лови такси. Но все-таки аппаратура благопо лучно попала в руки ремонт ников. А получать ее при шлось уже не мне, я был срочно направлен на другое судно. Через год, однако, познако мился с результатом починки. Так получилось, что судно, на котором я тогда работал, оста лось без необходимого культ- инвентаря, он тоже перекоче вал ■ мастерскую . «Плутоний» же этот год был в отстое и собирался уходить на ремонт. Вернувшиеся магнитофоны и усилитель все время лежали в запертой каюте первого по мощника, никто их не исполь зовал. Договорились с капи таном, отпер я каюту — и... Нет, все было аккуратно сло жено, каждыу проводок на своем месте. Только вот о д на и3 «Комет», которые я соб ственными руками вручил ре монтникам, наотрез отказалась «подать голос»: не действова ли ни запись, ни воспроизве дение звука. Усилитель тоже был в нерабочем состоянии. То ли некомпетентный чело век получал их в мастерской, то ли нерадивый — поленился проверить — неизвестно. Но факт остается фактом. Впрочем, любой помполит сможет вспомнить не одну историю, связанную с ремон том побывавшей в рейсе ап паратуры. Магнитофоны, те левизоры, музыкальные ин струменты, кино-, радио- и электроаппараты, прочие пред меты, помогающие рыбакам коротать в плазании свобод ные часы, — все в свой срок требует починки. Мне, напри мер, практически после каж дого возвращения в порт при ходится навещать мастерские — то одну, то другую . Ведь те же самые «Кометы» или «Электроны», которых больше всего на судах, очень каприз ны в обращении, качеством изготовления не блещут. Но сдать в ремонт — пол дела. Попробуйте получить обратно! Нужно явиться в ма стерскую , убедиться, что все действительно исправно, взять счет и отнести его в профком флота. Профком производит оплату через банк, эта опера ция занимает обычно около недели. Потом вернувшийся и3 банка счет следует зазе- рить в бухгалтерии мастер ской на улице Челюскинцев, и только тогда можно ехать а саму мастерскую (а она на улице С. Перовской) за аппа ратурой, снова искать такси отвезти имущество на судно. Скоро это только сказыва ется, а дело делается, бумаж ки со стола на стол путешест вуют да очереди движутся медленно. Если стоянка ко роткая, то никак не управить ся. Вот и отправляешься в рейс с пустыми руками. Привыкли уже, притерпе лись к этому, хотя нет-нет да и оглянешься, спросишь себя: отчего столько хлопот и воз ни вокруг каждого перегорев шего транзистора или иной копеечной чепухи? Разумеется, не каждый раз первый помощ ник капитана сам всем этим занимается, бывает, поручишь человеку, в котором уверен, что разберется, не примет халтурную работу. Ну, а его время — разве нельзя ис пользовать разумнее? Не зря ли притерпелись мы к этой беготне? Не пустыми ли зани маемся хлопотами? Давно уже идут разговоры, что необходимо организовать на территории порта если не мастерскую , то хотя бы комп лексный приемный пункт для всего культинвентаря, который имеется на судах флотов. Вы делить ему транспорт по край ней мере на полдня — утром объехать мастерские, сдать и тут же Забрать отремонтиро ванное. Если принимать аппа ратуру будет специалист, то он сможет определить не только, работает или не р а ботает, скажем, магнитофон, а и насколько долго будет работать, хорошо ли он почи нен. Вот вам выигрыш в каче стве возвращающейся на су да аппаратуры. Если к тому ж е флоты откроют в мастер ской счета на оплату посту пающего инвентаря — этот вопрос тоже поднимался года два назад, — то отпадает ш е лестение бумажками по пово ду каждой мелкой поломки. Вот вам выигрыш во времени. А а результате больше их у нас станет, этих усилителей, магнитофонов и прочая, и про чая. При том же количестзе на балансе — фактически бу дет больше. Исправных, гото вых к работе. Может, тогда и придет пора пересмотреть регламент, ко торый так скупо отмеряет ап паратуру для судов. Вот у нас с ним какая штука получи лась. Экипаж отправляется в дальний район промысла на БМРТ «Сергей Макаревич», который уже не один год там находится. Конечно, нужно за ранее подумать о том, как будут люди проводить сво бодное время. Поговорил я перед рейсом с парнями, на шел музыкантов для вокаль но-инструментального ансамб ля. Известно, свой ВИА — первое дело для отдыха эки пажа. Те ж е Автоном Ф е д о тов, Владимир Филатов, С е р гей Фанташов давно уже вы ступают вместе, любят участ вовать в концертах... А потом заглянул в список инвентаря, который имеется на судне. Вот тебе и на, всего-навсего один усилитель «Электрон»! Добро бы «Трембита» или ка кой другой помощнее. А к этому только один инструмент и можно подключить, больше не потянет, сгорит. Началь ник радиостанции, секретарь комсомольской организации Алексей Титов еще и масла в I Музыкальныйинтерес и пустые хлопоты огонь подлил: мол, и этот «Электрон» — неисправен. Запчастей на складе нет, от ремонтировать своими сила ми не удастся. Пошел я а профком, обра тился к заместителю предсе дателя М. М. Кливанскому, объяснил обстановку: горит ансамбль синим пламенем. — Но ведь на судне есть усилитель?’ — Один, маломощный и поломанный. — А больше одного и не положено. Пеняйте на того, кто его в М урманске не при вез ремонтирозать. Так и закончился разговор, хотя были на складе усилите ли, были. Знаю, не от хоро шей жизни скупятся в проф коме, мало на флот поступа ет культинвентаря. И все же трудно согласиться с таким подходом. Канцелярская эта точка зрения. Ведь в безвы ходном ж е положении окаж ут ся музыканты, прибыв на суд но. Конечно, ребята согласят ся играть на акустических ин струментах, но настоящего ВИА, к которому так тянется молодежь, уже не будет. Пло- •-> хо, когда одна строчка ин- струкции мигом перевешива ет все громкие слова о вни мании к человеку, его инте ресам ... И. ИВАНОВ-СМОЛЕНСКИЙ, первый помощник капитана БМРТ («Сергей Макаревич» объединения «Мурманрыб- пром». 2 августа 1986 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz