Рыбный Мурман. 1986 г. Август.

Безопасность мореплавания (страница-плакат) СТЕПЕНЬ Ш Е Р И И если где-то что-то не ладится, пытаются коллеги­ ально решить вопрос. Не по­ лучается у самих — спра­ шивают по радио, отправ­ ляются на катере за опы­ том иа другой траулер. иу. Тем пе менее на БАТ «Адмирал Колышкин» стре­ мятся сохранить коллектив судоводителей неизменным. Для этого заранее плани­ руют время отпусков, рас­ считывают так-, чтобы учесть В смотре-конкурсе на лучшую организацию работы штурманской службы, который проводился на судах ВРГ10 «Севрыба», первое место по Мурманскому тра­ ловому флоту присуждено коллективу судоводителей БАТ «Адмирал Колышкин». СТЕПЕНЬ ОТЛЙЧН П о звездам — Вся навигационная ап­ паратура отключена на сут­ ки. Для профилактики, — таким сообщением «обрадо­ вал» штурманов капитан-ди­ ректор Виктор Иванович Шаповалов, Шли в открытом море. На вооружении судоводителей остались лишь секстан да древнейшие навигационные «приборы» солнце и звезды. Прошли сутки, вторые, третьи. Лишь через пять дней, когда траулер стал приближаться к узкости, Виктор Иванович разрешил включить всю аппаратуру. Проверили но приборам рас­ четы, убедились — отклоне­ ний нет. Зачем нужен был этот эк­ замен? А для того, чтобы даже в экстремальных усло­ виях судоводители чувство­ вали себя уверенно. Ведь и суперсовременная спутнико­ вая аппаратура может выйти из строя, да и другие прибо­ ры не застрахованы от поло­ мок.. Туттто и пригодятся «дедовские» методы навига­ ции. Более того, Шаповалов практикует такую учебу, когда штурманы сами вы­ ключают те или иные кноп­ ки приборов и предлагают на обсуждение коллег и ка­ питана собственные решения ситуации. А, как известно, теория без практики мертва, знания, полученные в учи­ лище, со временем подзабы­ ваются, и лишь навек вреза­ ются в память эпизоды, ког­ да сам, своим умом нашел единственно верный выход,- Это и есть тот самый опыт, без которого не состоится ни один специалист. ЗА ОДИННАДЦАТУЮ ПЯ­ ТИЛЕТКУ ЭКИПАЖ БАТ «АДМИРАЛ КОЛЫШКИН» Д АЛ ФЛО ТУ И ГО С У Д А Р ­ СТВУ 4 МИЛЛИОНА 182 I ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ ПРИБЫЛИ. Принцип доброты приятней, чем в форме вы­ говора. Вообще, на этом трауле­ ре принято говорить друг с другом мягко и доброжела­ тельно. Ведь все прекрасно понимают, насколько сложна и ответственна работа судо­ водителей, н по мере сил стремятся сохранить спокой­ ную, творческую атмосферу. К новичкам приглядыва­ ются, выявляют слабые и сильные стороны характера, добиваются главного в по­ ведении: честности. Это зна­ чит: не перекладывать соб­ ственные ошибки па преды­ дущую вахту, не бояться посоветоваться с более опыт­ ными коллегами, позвонить капитану. Поскольку малей­ шая ошибка или утаивание ее, очень дорого оплачивают­ ся... Скажем, ошибся штур­ ман в расчетах, но скрыл это от капитана, а когда про­ счет выявился, судно уплы­ ло уже за десятки миль от нужного района. Бывает, что у молодого специалиста самолюбие, как: говорится, родилось раньше его самого. Он хочет все ре-: шать и делать сам, ни с кем не советуясь. Хорошо еще довериться такому судоводи­ телю в открытом море, но работа в группе судов .под таким руководством может вполне создать предаварий- ную ситуацию. А «в руках» вахтенного штурмана траулер стоимостью свыше семи миллионов рубле]) и сто человеческих жизней! Иванович, что вахтенный штурман выглядит усталым, немедленно отправит его спать. На траулере судоводите­ ли не ходят па подвахту на рыбофабрнку, лишь на мо­ стик. Причем выход на под­ вахту обязателен вне зави­ симости от того, есть рыба на борту или нет. ПЛАН РЕЙСА ПО ВЫ­ ПУСКУ ПРОДУКЦИИ УЛ УЧ ­ Ш ЕННОГО АССОРТИМ ЕН­ ТА — РЫБЫ СПЕЦРАЗДЕЛ- КИ — ВЫПОЛНЕН НА 153,9 ПРОЦЕНТА, ПО ВЫПУСКУ РЫБНОЙ МУКИ ЗАДАНИ Е ПЕРЕКРЫТО ВДВОЕ. Этим обеспечивается вы­ сокая степень визуального, наблюдения, безопасного дви­ жения судна, непрерывного. владения информацией . .о промысле, что, в свою оче­ редь, способствует успешно-" му поиску рыбы. В самом деле, те несколько сотен ки­ лограммов продукции улуч­ шенного ассортимента, кото­ рые бы выпустил штурман па нодвахтс на рыбофабрнке, не стоят вероятных проло- вов затем во время его вах­ ты па мостике. Так было в минувшем рей­ се. Выпускали спинку путас­ су. Но пе удовлетворяли тех­ нологов ни количество выпу­ скаемой продукции, нп ее качество. И тогда группа специалистов поехала на РТМС «Грачев» ВРП О «Заи- рыба». Посмотрели, как там налажено оборудование, уди­ вились, что в «Запрыбе» не­ сколько иные требования к технологии обработки путас­ су. Вернувшись, долго об­ суждали увиденное, кое-что дополнили собственными до- думками, в частности сдела­ ли специальный лоток, где рыба направлялась струей воды и потому шла ровно. - Через некоторое время уже иа БАТ «Адмирал Ко- лышкии» поехали специали­ сты с однотипных судов за опытом. Поучиться было че­ му: более чем вдвое пере­ крывали здесь суточную нор­ му выработки, а рейсовое за­ дание но выпуску спинки путассу было выполнено па 153,9 процента, Видимо, нет надобности доказывать, что успешное выполнение рейсового за­ дания по всем показателям самым непосредственным об­ разом зависит от четкой ра­ боты судоводителей. Прямая ТОЛЬКО ЗА МИНУВШИЙ РЕЙС МОРЯКИ ТРАУЛЕРА ВЫЛОВИЛИ СВЕРХ З А ­ ДАНИЯ 3681 ТОННУ РЫБЫ. ПОЧТИ НА ЧЕТВЕРТЬ СНИ­ Ж ЕНА СЕБЕСТОИМОСТЬ ТОННЫ РЫБОПРОДУКЦИИ. ПРОИЗВОДИТЕЛЬ Н О С Т Ь ТРУДА — НА 35 ПРО­ ЦЕНТОВ ВЫШЕ ПЛАНОВОЙ. Проведение таких «уче­ ний» — не единственный ме­ тод подготовки судоводите­ лей высокого класса на БАТ «Адмирал Колышкин». Например, практикуются непринужденные, откровен­ ные беседы па мостике, ког­ да любой штурман может полушутя, полусерьезно вы­ сказать претензии коллеге и даже капитану-директору.' Разумеется, речь идет о су­ довождении, когда до 'тонко­ стей анализируется та или иная навигационная ситуа­ ция. Бывает, что штурманы по­ сле беседы расходятся по­ смеиваясь, дескать, погово­ рили — и что? Но даже в этом случае польза Hecowt ненна: в” другой обстановке человек и ие выскажет столь откровенно то, что на­ кипело, да и услышать уп­ рек в свой адрес в форме доброго подшучивания куда иамншшш Берегите штурманов! Поэтому, как считает ка­ питан-директор, судоводите­ лю необходим полноценный отдых. Чуть заметит Виктор зависимость Известная истина о значе­ нии «головы», с которой на­ чинается все, положена в основу требования капитана: па .утренний чай обязаны яв­ ляться все командиры, не­ зависимо от того, насколько они были заняты ночью. Утро — начало рабочего дня. Каждый командир, будь то помощник капитана по' производству, старший механик или механйк-палад- чик, должен сам организо­ вать работу коллектива, убе­ диться, что нет нерешенных проблем, что оборудование и механизмы . «крутятся» нормально, есть запас сырья, все моряки здоровы и т. д. Иными словами, необходима уверенность, что на всех ра­ бочих местах не предвидит­ ся сбоев. ТОЛЬКО СВЕРХПЛАНО ­ ВАЯ ПРИБЫЛЬ ЭКИПАЖА ЗА РЕЙС СОСТАВИЛА 655 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. и личные планы человека, и то, чтобы, отдохнув, он не­ пременно вернулся на это судно. А главное — растят соб­ ственные кадры. И вот тому примеры. Выпускник МВИМУ Евгений Викторо­ вич Зарипов пришел на трау­ лер четвертым помощником капитана, робким, неуверен­ ным в своих действиях штур­ маном. Теперь он — отлич­ но знающий свое дело спе­ циалист, третий помощник капитана. Анатолий Иванович Ма- лежпк па БАТ «Адмирал Колышкин» был старпомом. Короткое время — и он ка­ питан-директор сначала БАТ «Константин Душенов», за­ тем БАТ «Маршал Еремен­ ко». Самых добрых слов за­ служивают старший помощ­ ник капитана Николай Фе­ дорович Альховпк, второй помощник Анатолий Влади­ мирович Бригинец. А руко­ водит штурманской службой траулера опытный и мудрый капнтан-директор Виктор Иванович Шаповалов. Сей­ час на судне растят молодо­ го специалиста — четверто­ го помощника Виктора Ни­ колаевича Пузырева, и нет сомнений, что в этом кол­ лективе он станет прекрас­ ным судоводителем. Специалисты решают всё Штурманская служба. Как организовать труд ее, чтобы судно не знало аварий, что­ бы всегда оно было «иа ры­ бе», чтобы мощная техника работала безотказно? Безусловно, главное — стабильность кадров. Эта проблема, конечно, весьма сложная, известно, что -в каждом рейсе экипаж обнов­ ляется более чем наполови- ПО ИТОГАМ МИНУВ­ ШЕЙ ПЯТИЛЕТКИ ВЫСОКИХ НА ГРАД РОДИНЫ У Д О ­ СТОЕНЫ ВОСЕМЬ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА БАТ «АДМИРАЛ КОЛЫШКИН». ОРДЕНОМ ЛЕНИНА НА ГРАЖ Д ЕН СТАРШИЙ М ЕХАНИК АН А ­ ТОЛИЙ ЕГОРОВИЧ СМИР­ НОВ. ОРДЕНА «ЗНАК ПО ­ ЧЕТА» УДО С ТО ЕНЫ КАПИ ­ ТАН - ДИРЕКТОР ВИКТОР ИВАНОВИЧ Ш АПОВАЛОВ И ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК К А ­ ПИТАНА ВИКТОР ГРИГОРЬ­ ЕВИЧ СЕЧИН. ОРДЕНОМ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ III С ТЕ­ ПЕНИ НА ГРАЖ Д ЕН МОТО ­ РИСТ ВЛАДИМИР НИКО­ ЛАЕВИЧ ГУРЬЯНОВ. Основной принцип руководства и воспитания штурманов у В. И. Шаповалова — доверие. Он убежден, что от сте­ пени доверия впрямую зависит степень отдачи специалиста. И. БЕРЕЗЮ К. Фотокорреспондент В. Корец, кий сфотографировал судово­ дителей и капитана Б А Т «Ад­ мирал Колышкин» перед вы­ летом в очередной рейс. В этот день им была вручена Почет­ ная грамота ВРПО «Севрыба» за победу в соревновании за звание «Лучшая штурманская служба». НА С Н И М К Е (слева напра­ во): первый ряд — (старший помощник капитана Николай Федорович Альховчк, капитан- директор Виктор Иванович Шаповалов, третий помощник капитана Евгений Викторович Зарипов; второй ряд —■ чет­ вертый помощник капитана Виктор Николаевич Пузырев и второй помощник капитана Анатолий Владимирович Бри­ гинец. Сейчас у них начался новый рейс со всеми его трудностями. 22 августа 1986 гор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz