Рыбный Мурман. 1986 г. Август.
• Страница репортера Судно-музей Н икто не забыт, ничто не забыто Комната трудовой славы будет создана -на траулере «Самшит» «Мурманрыбпрома». Такое постановление принял партийный комитет объедине ния. Через три года «Мурман рыбпром» отметит свое 40-ле тие. Краткая история коллек тива насыщена героическими делами, которые вызывают чувство гордости и призна тельности, любви и уважения к тем, кто, невзирая на тр уд ности послевоенных лет, не щ адя сил, организовывал и закалял рыбацкие традиции* Вся история создания и развития флота — от «Мур- мансельди» до настоящего времени, показанная а экспо натах, станет мощным сред ством воспитания подрастаю щего поколения. Мы ждем от ветеранов помощи — в актив ном сборе документов, фото графий, других экспонатов для музея. В. КОПАЧ, заместитель секретаря парт кома объединения «Мур манрыбпром». И с т о р и я э т а началась года три назад, когда газета ' Красная звезда» опу бликовала статью о создании музея ВВС Краснознаменно го Северного флота, о поис ках в тундре н восстановле нии боевых самолетов вре мен войны, о судьбах экипа жей, летавших на этих ма шинах. Стали поступать письма читателей о новых местах гибели самолетов. «Красная звезда» переправи ла мне письмо летчика- фронтовика А. М. Чечулина. Он писал, что в . октябре 3944 года в районе Кирке- неса его экипаж Ил-2 был Сбит н произвел посадку па озере. Как считает ветеран, это озеро находится па тер ритории Норвегии. Была организована экспе диция по поиску самолета, которой руководил офицер- североморец А. Я. Орлов, по безрезультатно. Я думал, что на этом все и закончится, однако случай помог нам в поисках. Летом прошлого года в адрес музея ВВС КСФ при шло письмо из Мурманского горисполкома. В нем сооб щалось. что норвежская де легация, посетившая облает- Норвегия помнит ной центр, сооощила о подъ еме со диа озера, располо женного. близ Кпркенсса, са молета Ил-2. Норвежцам уда лось не только поднять бое вую машину, по и очистить, перебрать двигатель самоле та и даже его запустить. Вот какую технику строили в то тяжелое время! Местные жители решили реставрировать самолет и установить его па постамен те как памятник советским летчикам, принимавшим уча стие в освобождении Север ной Норвегии. Сообщая об этом, они просили рассказать о судьбах членов экипажа. Мы изучили немало 'ар хивных документов, но не смогли найти данных об этом Ил-2. Однако несколь ко недель назад я получил справку нз архива Министер ства обороны СССР: «.'..в результате исследования имеющихся документов сое динений и частей штурмовой авиации, принимавших 'уч а стие в Петсамо-Кнркснес- ской наступательной опера ции, установлено, что стар ший лейтенант, командир звена 21.4-го штурмового авиаполка коммунист Алек сандр Максимович Чечулин был сбит над! цслыо зенит ной артиллерией противника. Летчик вернулся в часть не вредимым. Самолет утонул в озере». И что самое главное — совпали номера самолета и его мотора с данными, кото рые сообщили нам норвеж цы. Также установлено, что в самолете находился воздуш ный стрелок, старший сер жант Николай Степанович Максименко, который с бое вого задания не вернулся. По-видимому, он погиб. Так удалось установить истину. Теперь жители и го рода - героя Мурманска, и Северной Норвегии будут знать поименно защитников Заполярья в годы войны. В. БОНДАРЕНКО , полковник запаса, ветеран Краснознаменного С евер ного флота. .г Ростов-на-Дону. Физкульт-привет! Uti ИСПУГАЛ дождик мурманчан, не 11 испортил приподнятого настроения тем. кто собирался принять в минувшую субботу участие л праздновании Дня физкультурника; Около трех тысяч го рожан разных возрастов стартовали в массовом легкоатлетическом пробеге. Одним из « гвоздеН * по традиции был марафонский пробег. В нем победил кандидат в мастера спорта инженер Сергей Верховцев. И этот раз спортсмен повторил своп успех. На площадках и в помещениях Центрального стадиона раз вернулись жаркие баталии городошни ков, теннисистов, гиревиков. Блиц-тур нир волейболистов завершился победой команды Октябрьского района. А вен чал праздник футбольный матч на ку бок области между оленегорским «Гор няком» и кандалакшским «Металлистом». В трудной борьбе со счетом - : 1 победу одержали оленегорцы. На с н и м к е : старт массового легкоатле тического пробега по улицам Мурманска. Автоответчик Реконструируется кафе «Юность» Кафе «Юность», что находит ся в центре Мурманска, ого рожено сейчас строительными щитами, внутри идет какая-то работа. Что это, очередной ремонт? Как долго он продлит- Мурманск. В. Кузнецов. На вопрос отвечает дирек тор М урманского городского треста ресторанов и кафе С. А. ШТЕЙМАН: — Принято решение закрыть это кафе и реконструировать помещение. 8 последние го ды поблизости у нас откры лись вместительные рестора ны «Арктика» и «Меридиан». И стало очевидным, что недо стает такого предприятия об щественного питания, куда можно было бы забежать пе рекусить, не растягивая посе щение надолго. Поэтому в од ной части бывшего кафе «Юность» откроется так назы ваемое кафе-экспресс, пред приятие быстрого обслужива ния. Здесь будут буфетная стойка и гриль-аппарат. Все го помещение рассчитано при мерно на сорок посетителей. В другой части бывшего ка фе, той, что выходит на про спект Ленина, откроется фир менный кондитерский мага зин от ресторана «Арктика». Здесь под наблюдением и по рецептам специалистов высо кого класса будут изготовлять с я , и сразу поступать на при лавок фирменные торты , пи рожные, другие сладости. Пе рестройка внутри предстоит большая, поэтому откроются оба специализированные пред приятия не раньше лета сле дующ его года. К 70-летию Мурманска О О К Р У Г полуразрушенных ” останков небольшого судн-а, лежащих на отмели Кольского залива неподалеку от поселка Минькино, закипе ла работа. Появился плавкран, который освобождает дере вянный скелет от тяжести ме талла — от топливных танков, труб и прочего. Появились лю ди, которые трудятся, не огля дываясь на «зарплатные часы», трудятся допоздна. Минькин- ские мальчишки, удивляясь, что кому-то может понадо биться эта груда дерева и ж е леза, подходят, любопытству ют. Пацанам объясняют: нет, это не груда, а корпус судна. Оно много и хорошо порабо тало на своем веку. Судно по чинят, сделают из него памят ник, даже устроят внутри му зей, чтобы мальчишки из Минькино и Мурманска, Дро вяного и Колы лучше знали историю своего края. Букв, конечно, на корпусе уже никаких не видно, а рань ше они были и слагались в та кое название — «Николай Кни- пович». Еще при жизни знаме нитого советского исследова теля северных морей, органи затора научно-промыслового дела, его имя поязилось на борту. Страна торопилась про славить своих тружеников и героев, надолго закрепить па мять о них. Было это в конце двадцатых. Купленную в Нор вегии зверобойную шхуну со 120-сильным мотором и проч ным корпусом правительство передало Плавморнину — пла вучему морскому научно-ис следовательскому институту, организованному по ленинско ИМЕНИ СВОЕГО НЕ РОНЯЛ му декрету. И «Николай Кни- пович» стал работать вместе с «Персеем» — первой, а пото му и более знаменитой мор ской лабораторией. Около тридцати лет «Нико лай Книпович» выполнял гид рологические, гидрографиче ские и прочие, исследования с приставкой «гидро». То есть выполняли их, разумеется, лю ди, но и судно назвать про сто помощником было бы не справедливо. Разве это по мощник — без кого и дело станет? Самый настоящий участник. И люди делили с ним тяготы и победы, воду и медные трубы — поровну. Воды, ясное Дело, всегда было вдосталь. Но и про мед- . ные трубы — не для красно го словца. Тридцать второй был объявлен М еждународ ным полярным годом. И в этот год «Николай Книпович» совершил рейс, который во шел в историю. Он обогнул с севера Землю Франца-Иоси фа, и экспедиция под началом создателя советской океано графии инженера, контр-адми рала Н. Н. Зубова установила советский флаг на острове Виктория, обозначив западную границу советского сектора Арктики. Деревянное, по сущ е ству, суденышко сделало то, что под силу лишь ледоко лам. Это может оценить толь ко моряк, который знает, с каким звуком тычется в борт подкравшаяся льдина. В тридцать восьмом, в но ябре, когда навигация уже кончилась, «Николай Книпович» спас потерпевших бедствие шестерых зимовщиков. Много к других славных страниц в его биографии. Одна из них опалена огнем Великой Отече ственной, огнем, который суд но также делило с людьми, став сторожевиком Северного флота. После военной службы вернулось к мирной работе: отданное гидрометеослужбе, доставляло на дальние поляр ные станции необходимые гру зы. И в любом труде не ро няло славного своего имени. Ф лаг на «Николае Книпови- че» в прощальный раз был спущен е 1959 г. Прошло 27 лет. И корпус начал интенсивно разрушаться. Тут много от случая. То, что руководитель лаборатории М урманского филиала Аркти ческого и Антарктического НИИ В. Т. Жевноватый узнал в ле жащей груде очертания суд на, на котором в пятидесятых ходил старпомом. То, что и за семь лет, прошедших со дня, когда была опубликована в газете статья о судьбе «Ни колая Книповича», не дотерза- ли волны и ветер усталое д е рево до конца. Но есть и закономерность. Те же самые организации, которые семь лет назад от молчались в ответ на призыв энтузиастов, нынче рьяно взя лись за дело, причем вопро сами спасения судна часто за нимаются сами руководители. Закономерность здесь — сдвиг в общественном сознании, яс но ощутимый в последнее вре мя всеобщий интерес к исто рии, нашему прошлому. Многие предприятия и ор ганизации всерьез озаботились судьбой «Николая Книповича». Горисполком образовал орг комитет по подъему и восста новлению судна. Список его состава длинен, а заседания коротки, энергичны, потому что каждый знает свой уча сток, свой маневр, готов за них отвечать. Работы предсто ят большие, сложные. Доста точно сказать, что по п о е о д у строительных чертежей за прос послан даже в Норве гию. По плану все должно быть закончено к концу во семьдесят восьмого, когда на судне откроется филиал обла стного краеведческого музея. ...Встанет «Николай Книпо вич» где-нибудь е центре Го рода на последнюю стоянку. Будут заходить в его каюты мальчишки из Минькино и Мурманска, Дровяного и Ко лы, да мало ли откуда, будут смотреть, трогать, спрашивать. И, быть может, станут выра стать людьми хоть немного бо лее чуткими, бережными к прошлому своего края. В. БЕЛЯЕВ. 11 15 августа1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz