Рыбный Мурман. 1986 г. Август.

• Страница репортера Судно-музей Н икто не забыт, ничто не забыто Комната трудовой славы будет создана -на траулере «Самшит» «Мурманрыбпрома». Такое постановление принял партийный комитет объедине­ ния. Через три года «Мурман­ рыбпром» отметит свое 40-ле­ тие. Краткая история коллек­ тива насыщена героическими делами, которые вызывают чувство гордости и призна­ тельности, любви и уважения к тем, кто, невзирая на тр уд­ ности послевоенных лет, не щ адя сил, организовывал и закалял рыбацкие традиции* Вся история создания и развития флота — от «Мур- мансельди» до настоящего времени, показанная а экспо­ натах, станет мощным сред­ ством воспитания подрастаю­ щего поколения. Мы ждем от ветеранов помощи — в актив­ ном сборе документов, фото­ графий, других экспонатов для музея. В. КОПАЧ, заместитель секретаря парт­ кома объединения «Мур­ манрыбпром». И с т о р и я э т а началась года три назад, когда газета ' Красная звезда» опу­ бликовала статью о создании музея ВВС Краснознаменно­ го Северного флота, о поис­ ках в тундре н восстановле­ нии боевых самолетов вре­ мен войны, о судьбах экипа­ жей, летавших на этих ма­ шинах. Стали поступать письма читателей о новых местах гибели самолетов. «Красная звезда» переправи­ ла мне письмо летчика- фронтовика А. М. Чечулина. Он писал, что в . октябре 3944 года в районе Кирке- неса его экипаж Ил-2 был Сбит н произвел посадку па озере. Как считает ветеран, это озеро находится па тер­ ритории Норвегии. Была организована экспе­ диция по поиску самолета, которой руководил офицер- североморец А. Я. Орлов, по безрезультатно. Я думал, что на этом все и закончится, однако случай помог нам в поисках. Летом прошлого года в адрес музея ВВС КСФ при­ шло письмо из Мурманского горисполкома. В нем сооб­ щалось. что норвежская де­ легация, посетившая облает- Норвегия помнит ной центр, сооощила о подъ­ еме со диа озера, располо­ женного. близ Кпркенсса, са­ молета Ил-2. Норвежцам уда­ лось не только поднять бое­ вую машину, по и очистить, перебрать двигатель самоле­ та и даже его запустить. Вот какую технику строили в то тяжелое время! Местные жители решили реставрировать самолет и установить его па постамен­ те как памятник советским летчикам, принимавшим уча­ стие в освобождении Север­ ной Норвегии. Сообщая об этом, они просили рассказать о судьбах членов экипажа. Мы изучили немало 'ар­ хивных документов, но не смогли найти данных об этом Ил-2. Однако несколь­ ко недель назад я получил справку нз архива Министер­ ства обороны СССР: «.'..в результате исследования имеющихся документов сое­ динений и частей штурмовой авиации, принимавших 'уч а­ стие в Петсамо-Кнркснес- ской наступательной опера­ ции, установлено, что стар­ ший лейтенант, командир звена 21.4-го штурмового авиаполка коммунист Алек­ сандр Максимович Чечулин был сбит над! цслыо зенит­ ной артиллерией противника. Летчик вернулся в часть не­ вредимым. Самолет утонул в озере». И что самое главное — совпали номера самолета и его мотора с данными, кото­ рые сообщили нам норвеж­ цы. Также установлено, что в самолете находился воздуш­ ный стрелок, старший сер­ жант Николай Степанович Максименко, который с бое­ вого задания не вернулся. По-видимому, он погиб. Так удалось установить истину. Теперь жители и го­ рода - героя Мурманска, и Северной Норвегии будут знать поименно защитников Заполярья в годы войны. В. БОНДАРЕНКО , полковник запаса, ветеран Краснознаменного С евер­ ного флота. .г Ростов-на-Дону. Физкульт-привет! Uti ИСПУГАЛ дождик мурманчан, не 11 испортил приподнятого настроения тем. кто собирался принять в минувшую субботу участие л праздновании Дня физкультурника; Около трех тысяч го­ рожан разных возрастов стартовали в массовом легкоатлетическом пробеге. Одним из « гвоздеН * по традиции был марафонский пробег. В нем победил кандидат в мастера спорта инженер Сергей Верховцев. И этот раз спортсмен повторил своп успех. На площадках и в помещениях Центрального стадиона раз­ вернулись жаркие баталии городошни­ ков, теннисистов, гиревиков. Блиц-тур­ нир волейболистов завершился победой команды Октябрьского района. А вен­ чал праздник футбольный матч на ку­ бок области между оленегорским «Гор­ няком» и кандалакшским «Металлистом». В трудной борьбе со счетом - : 1 победу одержали оленегорцы. На с н и м к е : старт массового легкоатле­ тического пробега по улицам Мурманска. Автоответчик Реконструируется кафе «Юность» Кафе «Юность», что находит­ ся в центре Мурманска, ого­ рожено сейчас строительными щитами, внутри идет какая-то работа. Что это, очередной ремонт? Как долго он продлит- Мурманск. В. Кузнецов. На вопрос отвечает дирек­ тор М урманского городского треста ресторанов и кафе С. А. ШТЕЙМАН: — Принято решение закрыть это кафе и реконструировать помещение. 8 последние го­ ды поблизости у нас откры­ лись вместительные рестора­ ны «Арктика» и «Меридиан». И стало очевидным, что недо­ стает такого предприятия об­ щественного питания, куда можно было бы забежать пе­ рекусить, не растягивая посе­ щение надолго. Поэтому в од­ ной части бывшего кафе «Юность» откроется так назы­ ваемое кафе-экспресс, пред­ приятие быстрого обслужива­ ния. Здесь будут буфетная стойка и гриль-аппарат. Все­ го помещение рассчитано при­ мерно на сорок посетителей. В другой части бывшего ка­ фе, той, что выходит на про­ спект Ленина, откроется фир­ менный кондитерский мага­ зин от ресторана «Арктика». Здесь под наблюдением и по рецептам специалистов высо­ кого класса будут изготовлять­ с я , и сразу поступать на при­ лавок фирменные торты , пи­ рожные, другие сладости. Пе­ рестройка внутри предстоит большая, поэтому откроются оба специализированные пред­ приятия не раньше лета сле­ дующ его года. К 70-летию Мурманска О О К Р У Г полуразрушенных ” останков небольшого судн-а, лежащих на отмели Кольского залива неподалеку от поселка Минькино, закипе­ ла работа. Появился плавкран, который освобождает дере­ вянный скелет от тяжести ме­ талла — от топливных танков, труб и прочего. Появились лю­ ди, которые трудятся, не огля­ дываясь на «зарплатные часы», трудятся допоздна. Минькин- ские мальчишки, удивляясь, что кому-то может понадо­ биться эта груда дерева и ж е­ леза, подходят, любопытству­ ют. Пацанам объясняют: нет, это не груда, а корпус судна. Оно много и хорошо порабо­ тало на своем веку. Судно по­ чинят, сделают из него памят­ ник, даже устроят внутри му­ зей, чтобы мальчишки из Минькино и Мурманска, Дро­ вяного и Колы лучше знали историю своего края. Букв, конечно, на корпусе уже никаких не видно, а рань­ ше они были и слагались в та­ кое название — «Николай Кни- пович». Еще при жизни знаме­ нитого советского исследова­ теля северных морей, органи­ затора научно-промыслового дела, его имя поязилось на борту. Страна торопилась про­ славить своих тружеников и героев, надолго закрепить па­ мять о них. Было это в конце двадцатых. Купленную в Нор­ вегии зверобойную шхуну со 120-сильным мотором и проч­ ным корпусом правительство передало Плавморнину — пла­ вучему морскому научно-ис­ следовательскому институту, организованному по ленинско­ ИМЕНИ СВОЕГО НЕ РОНЯЛ му декрету. И «Николай Кни- пович» стал работать вместе с «Персеем» — первой, а пото­ му и более знаменитой мор­ ской лабораторией. Около тридцати лет «Нико­ лай Книпович» выполнял гид­ рологические, гидрографиче­ ские и прочие, исследования с приставкой «гидро». То есть выполняли их, разумеется, лю­ ди, но и судно назвать про­ сто помощником было бы не­ справедливо. Разве это по­ мощник — без кого и дело станет? Самый настоящий участник. И люди делили с ним тяготы и победы, воду и медные трубы — поровну. Воды, ясное Дело, всегда было вдосталь. Но и про мед- . ные трубы — не для красно­ го словца. Тридцать второй был объявлен М еждународ­ ным полярным годом. И в этот год «Николай Книпович» совершил рейс, который во­ шел в историю. Он обогнул с севера Землю Франца-Иоси­ фа, и экспедиция под началом создателя советской океано­ графии инженера, контр-адми­ рала Н. Н. Зубова установила советский флаг на острове Виктория, обозначив западную границу советского сектора Арктики. Деревянное, по сущ е­ ству, суденышко сделало то, что под силу лишь ледоко­ лам. Это может оценить толь­ ко моряк, который знает, с каким звуком тычется в борт подкравшаяся льдина. В тридцать восьмом, в но­ ябре, когда навигация уже кончилась, «Николай Книпович» спас потерпевших бедствие шестерых зимовщиков. Много к других славных страниц в его биографии. Одна из них опалена огнем Великой Отече­ ственной, огнем, который суд ­ но также делило с людьми, став сторожевиком Северного флота. После военной службы вернулось к мирной работе: отданное гидрометеослужбе, доставляло на дальние поляр­ ные станции необходимые гру­ зы. И в любом труде не ро­ няло славного своего имени. Ф лаг на «Николае Книпови- че» в прощальный раз был спущен е 1959 г. Прошло 27 лет. И корпус начал интенсивно разрушаться. Тут много от случая. То, что руководитель лаборатории М урманского филиала Аркти­ ческого и Антарктического НИИ В. Т. Жевноватый узнал в ле­ жащей груде очертания суд­ на, на котором в пятидесятых ходил старпомом. То, что и за семь лет, прошедших со дня, когда была опубликована в газете статья о судьбе «Ни­ колая Книповича», не дотерза- ли волны и ветер усталое д е­ рево до конца. Но есть и закономерность. Те же самые организации, которые семь лет назад от­ молчались в ответ на призыв энтузиастов, нынче рьяно взя­ лись за дело, причем вопро­ сами спасения судна часто за­ нимаются сами руководители. Закономерность здесь — сдвиг в общественном сознании, яс­ но ощутимый в последнее вре­ мя всеобщий интерес к исто­ рии, нашему прошлому. Многие предприятия и ор­ ганизации всерьез озаботились судьбой «Николая Книповича». Горисполком образовал орг­ комитет по подъему и восста­ новлению судна. Список его состава длинен, а заседания коротки, энергичны, потому что каждый знает свой уча­ сток, свой маневр, готов за них отвечать. Работы предсто­ ят большие, сложные. Доста­ точно сказать, что по п о е о д у строительных чертежей за­ прос послан даже в Норве­ гию. По плану все должно быть закончено к концу во­ семьдесят восьмого, когда на судне откроется филиал обла­ стного краеведческого музея. ...Встанет «Николай Книпо­ вич» где-нибудь е центре Го ­ рода на последнюю стоянку. Будут заходить в его каюты мальчишки из Минькино и Мурманска, Дровяного и Ко­ лы, да мало ли откуда, будут смотреть, трогать, спрашивать. И, быть может, станут выра­ стать людьми хоть немного бо­ лее чуткими, бережными к прошлому своего края. В. БЕЛЯЕВ. 11 15 августа1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz