Рыбный Мурман. 1986 г. Август.
Память • Ш ЕЛ П ЕРВЫ Й МЕСЯЦ Великой Отечествен ной войны. Пара морских разведчиков «МБР-2» взле тела по тревоге. Ведущим был командир авиаэскад рильи капитан Василий Мак симович Сечкин. За ним сле довал комиссар эскадрильи Николай Бушихин. Горизонт закры вали черные ту ч и , приходилось и скать просветы . Василий Сечкин на чал делать очередной поворот. В это время Буш и хи н увидел на воде белые полосы. Снача ла он не мог понять, что это такое, а потом оторопел. Ч уть левее и впереди полным ходом шли ф аш и стски е эскадренны е , миноносцы, которы х искали североморские летчики — разведчики. Михаил Петровский приль нул к прицелу. Когда в пере кр естке прицела показался нос ф аш и стско го корабля, он плавно наж ал на кнопиу эл е кт росбрасы вателя бомб. Военком развернул самолет вправо с набором вы соты . Было хоро шо видно, как у борта ги тле ровского пирата выросли ог ромные столбы воды. Когда началась война, Ни колай Павлович был уже опытным летчиком. Год службы на Северном флоте прошел для него в напря женной учебе. Суровый кли мат Заполярья закалил ко миссара. Николай Павлович изучил побережье Кольского полуост рова. Хорошо ориентировался в б у х та х и ф иордах. 118-й авиаполк морских разведчиков Северного ф лота стал для не го родным. В детстве он меч тал хотя бы раз полетать на аэроплане. Учи лся в ш коле, затем на рабф аке, работал. Но заветн ая мечта не давала покоя. В ступ ил в Ленинсний комсомол, потом в Коммуни сти ческую партию . Однажды во время душ ев ной беседы с товарищ ами по партии Николай Буш и хи н рас сказал о своем желании ста ть военным летчиком , чтобы за щ ищ ать любимую Родину от врагов. Его поняли, помогли. Вначале он окончил военное училищ е техн и ков, а потом военное училищ е морских ле т чиков в городе Ейске, после окончания которого его напра вили служ и ть на Балтийский ф лот младшим летчиком . О том, что споро он станет военным комиссаром, Бушихин даже и не предпо лагал. В мае 1938 года его срочно вызвали к бригадно му комиссару, предложили должность военкома эскад рильи, присвоили звание старшего политрука и заве рили, что помогут в работе. Известие о перелете его эскадрильи в Заполярье Ни колай Павлович встретил ра достно. Эскадрилья прилете ла в предназначенную ей бухту благополучно. И нача лась здесь нелегкая работа крылатого комиссара. В конце июля сорок пер вого года фашисты вышли к реке Западная Лица. Ч а сти 14-й армии вели тяже лые бон. Комиссар Николай Бушихин и летчик старший лейтенант Владимир Хры- пов часто летали на развед ку переднего края и в тыл врага. Путь' туда и к губе Большая Западная Лица проходил над Кольским и Мотовским заливами. На этом участке полета развед чиков подстерегало много опасностей. В небе рыскали фашистские истребители, с берегов били зенитки и пу леметы. Велась также разведка горла Белого моря. Особое внимание морские разведчи ки уделяли фиордам Норве гии, где базировались кораб ли фашистской Германии. 26 октября сорок первого года Н. П. Бушихин получил приказ уничтожить миномет ные батареи на высоте 314,9. Эта высота господствовала над правым берегом реки Большая Западная Лица. И фашисты основательно на ней укрепились. Наши вой ска пытались штурмом за хватить высоту, но безуспеш но. Видимость в тот день была плохой. Часто налета ли снежные заряды. Само леты эскадрильи взлетели и направились на северо-за пад. Вот под крыльями за петляла дорога Мурманск— Титовка. Полетели вдоль нее. Когда показалась За падная Лица, Николай Бу шихин повернул вправо, на северо-восток. — Вижу высоту, — про изнес он. скочила. Началась тряска. Мо тор работал на средних обо ротах. Но до аэродрома было недалеко. Бушихин перевалил через Кольсний залив и сра зу же пошел на посадку. В полку ему сообщили печаль ную а е с ть .' Возвращаясь из разведывательного полета, при вынужденной посадке между Териберкой и мысом Гаври- ловским погиб военком полка Алексей Иванович Блинов. Это была не первая потеря для летчиков. Личный состав ча сто вспоминал погибших: бес страшного командира 3-й эскадрильи капитана Владими ра Ивановича Бойко и его эни- паж, атакованных шестеркой «мессершмиттов». Н АСТУПИЛ 1942 год. Н о ни полярная ночь, ни частая пурга, ни налеты немецких бомбардировщиков не смогли приостановить по леты морских разведчиков учивался летать на дальнем бомбардировщике. 12 сен тября 1942 года он с удив лением выслушал приказ дивизионного комиссара о новом назначении. Его на значили военным комиссаром 1-го гвардейского минно-тор. педного авиаполка Красно знаменного Балтийского флота. 1ГОМАНДИР ЧАСТИ “ подполковник Николай Васильевич Челноков встре тил нового комиссара радуш но. На груди Челнокова сверкала Золотая Звезда Героя Советского Союза. Не думал Николай Бушихин, что ему придется служить с таким мастером штурмового удара. Из истории авиации КСФ КРЫЛАТЫЙ КОМИССАР 17 августа — День Воздушного флота СССР, Это праздник воинов-авиатороа, твор цов и созидателей авиационной техники, летчиков-спортсменов Д О С А А Ф . Высокие боевые качества советских летчиков ярко проявились в сражениях под Москвой, Ленинградом и Сталинградом, на Кубани и Курской дуге, в Заполярье. За 4 года войны наши летчики совершили около 3125 тыс. боевых самолетовылетов, нанесли противнику большой урон в живой силе и технике. В воздушных боях и на аэродро мах они уничтожили 57 тыс. вражеских самолетов. В эти дни мы отмечаем и 50-летие военно-воздушных сил Краснознаменного С е верного флота. — Да, это она. — ото звался штурман Иван Заха- ренков. На высоте 314,9 три вер шины — этим она отлича лась от других сопок. М ор ские разведчики' легли на боевой курс. Но фашисты обнаружили их. С высоты засверкали вспышки. Огнен ные трассы понеслись к ма шинам летчиков. Гидроса молет «МБР-2» — не пики ровщик и не штурмовик. Поэтому Николай Бушихин мог вести свой разведчик только по прямой, чтобы по пасть в минометную бата рею. Внезапно снаряд уда рил в правую плоскость са молета. Мотор начал рабо тать с перебоями. Стрелка тахометра поползла влево. Гидросамолет стал завали ваться на правое крыло, но Бушихин удержал его на боевом курсе. В ы со та 314,9 появилась пе ред самым носом. Николай Павлович резко потянул руль вы соты на себя. Иван Заха- ренков наж ал на кн оп ку бом босбрасы вателя. М ашина под Северного флота. Комиссар Николай Бушихин по-преж нему много летал. Летать и искать врага над бушующим морем — это стало его дол гом и боевым девизом. На груди его блестел орден Красного Знамени. Заслу женную награду ему вручи ли в ноябре 1941 года. П артийно-политическую ра боту приходилось Н. П. Буши- хи н у проводить в свободное от полетов время. Дело это было трудным и о тветствен ным . Ч асто заним ался с а ги та торами и кандидатам и в члены пар тии . Читал доклады о меж дународном положении и свод* ки Совинформбюро, организо вал акти в из числа ком анди ров. Л етчики, ш турм аны и стрелки делились со своим во енкомом и горестями и радо стям и . Нелегко было Николаю Павловичу р асстав аться с до рогими ему людьми, когда он получил приказ убы ть на Краснознам енный Балти йски й ф лот. В суровом небе Запо лярья он принял первый бой с ф аш и стам и . Здесь он поте рял многих боевых товари щей. Все лето второго военного года Бушихин учился на по литических курсах и пере Н ачались тренировочные по леты на дальнем бомбардиров щ ике. Вначале днем, а потом и в ночное время. Первую по стан о вку м агн и тны х мин в проливе Бьеркезунд Николай Павлович провел успеш но. Ноч ной полет на Хельсинки такж е был удачным . После этого ко мандир полка разреш ил ко миссару «свободную охоту» за иораблями противника. День ото дня росло летное м астер ство кры латого военкома. Л ет чики минно-торпедного полка успеш но выполняли боевые задания командования. 8 января сорок третьего года Бушихин в составе группы дальних бомбарди ровщиков вылетел на пере хват фашистского конвоя. Воздушная разведка донес ла, что конвой движется западнее острова Саарема на север, к берегам Швеции. Видимость была хорошей. Сначала летели на запад, а потом повернули на юго-за пад. Корабли врага появились внезапно. Два транспорта шли под охраной ш ести боевых кораблей. Николай Б уш и хи н повернул свой бомбардиров щ ик на головной тр ансп ор т. Ш турм ан А лександр Глядеев подавал команды. Вражеские эенитни вели сильный огонь, но комиссар полка точно вы держивал боевой курс. Совсем рядом с кабиной разорвался зенитный снаряд. Осколки его ударили по фюзеляжу. После сброса бомб Н. П. Бушихин повернул влево и набрал высоту. Он видел, как на корме головного тран спорта поднялся столб чер ного дыма. С востока неожи данно показались торпедо носцы полка. Удар их был точным: головной транспорт разломился, а концевой стал тонуть. Ф евраль сорок тр етьего го да. Долж ность комиссара в Красной Армии бы ла упраздне на. Б уш и хи н у присвоили зва ние майора и назначили зам е стителем командира полка по политической части. Но летчи- ни по-прежнему назы вали его комиссаром. Однажды ночью он полу чил приказ уничтожить ко рабли врага в порту Либава. Морские разведчики сумели сфотографировать три тран спорта, эскадренный мино носец и корабли охранения. Нужно было спешить. Утром корабли могли покинуть ба зу. До Либавы полета около двух часов. Путь лежал над территорией, занятой гитле ровцами. А сам порт был хорошо укреплен врагом.. Разведчики засекли четы ре зенитные батареи и аэро дром истребителей-перехват чиков. Дальние бомбарди ровщики взяли курс на Ли- баву. Ведущий — майор Ни колай Бушихин. Набрали высоту шесть тысяч метров. При подходе к порту само леты снизились до тысячи метров. Штурман Александр Глядеев точно вывел само лет на цель. Сначала враг не выдавал себя. Но как только бомбар дировщики сбросили освети тельные бомбы, ожили бере- говые зенитные батареи и корабельная артиллерия. В небе шарили вражеские' про жекторы, На рейде торговой гавани выделялись транспор ты. Бушихин направил бом бардировщик на торговую гавань. Ослепительные раз рывы выросли перед само летом. Луч прожектора ос ветил кабину. Из левого мо тора ударило пламя. Николай Павлович выдерж и вал нурс. В хвосте самолета раздался сильны й взры в. К а бину заволокло дымом. На подлете к тр анспор ту А лек сандр Глядеев наж ал на кноп к у бомбосбрасывателя. Майор Буш и хи н сделал разворот ма ш ины в сторону моря. Левый мотор он вы клю чил, но пламя продолжало распр о стр ан яться. Бомбардировщик бы стро терял вы соту. Р ади ст Иван Рудаков и стрелок Виктор А лексеев на запрос не отвечали. Ш турм ан Глядеев тоже молчал. Самым большим желани ем замполита Вушихина в это время было как можно дальше уйти от берега, что бы не попасть в руки нена вистного врага. Он хотел погибнуть в холодных водах седой Балтики. Удар был сильным. Самолет резко взбурлил воду и исчез, ув лекая за собой бесстрашного североморца, крылатого ко миссара Николая Павловича Бушихина и его экипаж. А. КРИВЕН старший научный сотруд ник музея Краснознаменно го Северного флота. НА СНИМ КЕ из фондов м у зея КС Ф — Н. П. Б уш и хи н у своего самолета *3а лен и низм ». Фоторепродукция А. РАУБЕ. 15 августа 1986 года 8 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz