Рыбный Мурман. 1986 г. Август.

Память • Ш ЕЛ П ЕРВЫ Й МЕСЯЦ Великой Отечествен­ ной войны. Пара морских разведчиков «МБР-2» взле­ тела по тревоге. Ведущим был командир авиаэскад­ рильи капитан Василий Мак­ симович Сечкин. За ним сле­ довал комиссар эскадрильи Николай Бушихин. Горизонт закры вали черные ту ч и , приходилось и скать просветы . Василий Сечкин на­ чал делать очередной поворот. В это время Буш и хи н увидел на воде белые полосы. Снача­ ла он не мог понять, что это такое, а потом оторопел. Ч уть левее и впереди полным ходом шли ф аш и стски е эскадренны е , миноносцы, которы х искали североморские летчики — разведчики. Михаил Петровский приль­ нул к прицелу. Когда в пере­ кр естке прицела показался нос ф аш и стско го корабля, он плавно наж ал на кнопиу эл е кт­ росбрасы вателя бомб. Военком развернул самолет вправо с набором вы соты . Было хоро­ шо видно, как у борта ги тле ­ ровского пирата выросли ог­ ромные столбы воды. Когда началась война, Ни­ колай Павлович был уже опытным летчиком. Год службы на Северном флоте прошел для него в напря­ женной учебе. Суровый кли­ мат Заполярья закалил ко­ миссара. Николай Павлович изучил побережье Кольского полуост­ рова. Хорошо ориентировался в б у х та х и ф иордах. 118-й авиаполк морских разведчиков Северного ф лота стал для не­ го родным. В детстве он меч­ тал хотя бы раз полетать на аэроплане. Учи лся в ш коле, затем на рабф аке, работал. Но заветн ая мечта не давала покоя. В ступ ил в Ленинсний комсомол, потом в Коммуни­ сти ческую партию . Однажды во время душ ев­ ной беседы с товарищ ами по партии Николай Буш и хи н рас­ сказал о своем желании ста ть военным летчиком , чтобы за­ щ ищ ать любимую Родину от врагов. Его поняли, помогли. Вначале он окончил военное училищ е техн и ков, а потом военное училищ е морских ле т­ чиков в городе Ейске, после окончания которого его напра­ вили служ и ть на Балтийский ф лот младшим летчиком . О том, что споро он станет военным комиссаром, Бушихин даже и не предпо­ лагал. В мае 1938 года его срочно вызвали к бригадно­ му комиссару, предложили должность военкома эскад­ рильи, присвоили звание старшего политрука и заве­ рили, что помогут в работе. Известие о перелете его эскадрильи в Заполярье Ни­ колай Павлович встретил ра­ достно. Эскадрилья прилете­ ла в предназначенную ей бухту благополучно. И нача­ лась здесь нелегкая работа крылатого комиссара. В конце июля сорок пер­ вого года фашисты вышли к реке Западная Лица. Ч а­ сти 14-й армии вели тяже­ лые бон. Комиссар Николай Бушихин и летчик старший лейтенант Владимир Хры- пов часто летали на развед­ ку переднего края и в тыл врага. Путь' туда и к губе Большая Западная Лица проходил над Кольским и Мотовским заливами. На этом участке полета развед­ чиков подстерегало много опасностей. В небе рыскали фашистские истребители, с берегов били зенитки и пу­ леметы. Велась также разведка горла Белого моря. Особое внимание морские разведчи­ ки уделяли фиордам Норве­ гии, где базировались кораб­ ли фашистской Германии. 26 октября сорок первого года Н. П. Бушихин получил приказ уничтожить миномет­ ные батареи на высоте 314,9. Эта высота господствовала над правым берегом реки Большая Западная Лица. И фашисты основательно на ней укрепились. Наши вой­ ска пытались штурмом за­ хватить высоту, но безуспеш­ но. Видимость в тот день была плохой. Часто налета­ ли снежные заряды. Само­ леты эскадрильи взлетели и направились на северо-за­ пад. Вот под крыльями за­ петляла дорога Мурманск— Титовка. Полетели вдоль нее. Когда показалась За­ падная Лица, Николай Бу­ шихин повернул вправо, на северо-восток. — Вижу высоту, — про­ изнес он. скочила. Началась тряска. Мо­ тор работал на средних обо­ ротах. Но до аэродрома было недалеко. Бушихин перевалил через Кольсний залив и сра­ зу же пошел на посадку. В полку ему сообщили печаль­ ную а е с ть .' Возвращаясь из разведывательного полета, при вынужденной посадке между Териберкой и мысом Гаври- ловским погиб военком полка Алексей Иванович Блинов. Это была не первая потеря для летчиков. Личный состав ча­ сто вспоминал погибших: бес­ страшного командира 3-й эскадрильи капитана Владими­ ра Ивановича Бойко и его эни- паж, атакованных шестеркой «мессершмиттов». Н АСТУПИЛ 1942 год. Н о ни полярная ночь, ни частая пурга, ни налеты немецких бомбардировщиков не смогли приостановить по­ леты морских разведчиков учивался летать на дальнем бомбардировщике. 12 сен­ тября 1942 года он с удив­ лением выслушал приказ дивизионного комиссара о новом назначении. Его на­ значили военным комиссаром 1-го гвардейского минно-тор. педного авиаполка Красно­ знаменного Балтийского флота. 1ГОМАНДИР ЧАСТИ “ подполковник Николай Васильевич Челноков встре­ тил нового комиссара радуш­ но. На груди Челнокова сверкала Золотая Звезда Героя Советского Союза. Не думал Николай Бушихин, что ему придется служить с таким мастером штурмового удара. Из истории авиации КСФ КРЫЛАТЫЙ КОМИССАР 17 августа — День Воздушного флота СССР, Это праздник воинов-авиатороа, твор­ цов и созидателей авиационной техники, летчиков-спортсменов Д О С А А Ф . Высокие боевые качества советских летчиков ярко проявились в сражениях под Москвой, Ленинградом и Сталинградом, на Кубани и Курской дуге, в Заполярье. За 4 года войны наши летчики совершили около 3125 тыс. боевых самолетовылетов, нанесли противнику большой урон в живой силе и технике. В воздушных боях и на аэродро­ мах они уничтожили 57 тыс. вражеских самолетов. В эти дни мы отмечаем и 50-летие военно-воздушных сил Краснознаменного С е ­ верного флота. — Да, это она. — ото­ звался штурман Иван Заха- ренков. На высоте 314,9 три вер­ шины — этим она отлича­ лась от других сопок. М ор­ ские разведчики' легли на боевой курс. Но фашисты обнаружили их. С высоты засверкали вспышки. Огнен­ ные трассы понеслись к ма­ шинам летчиков. Гидроса­ молет «МБР-2» — не пики­ ровщик и не штурмовик. Поэтому Николай Бушихин мог вести свой разведчик только по прямой, чтобы по­ пасть в минометную бата­ рею. Внезапно снаряд уда­ рил в правую плоскость са­ молета. Мотор начал рабо­ тать с перебоями. Стрелка тахометра поползла влево. Гидросамолет стал завали­ ваться на правое крыло, но Бушихин удержал его на боевом курсе. В ы со та 314,9 появилась пе­ ред самым носом. Николай Павлович резко потянул руль вы соты на себя. Иван Заха- ренков наж ал на кн оп ку бом­ босбрасы вателя. М ашина под­ Северного флота. Комиссар Николай Бушихин по-преж­ нему много летал. Летать и искать врага над бушующим морем — это стало его дол­ гом и боевым девизом. На груди его блестел орден Красного Знамени. Заслу­ женную награду ему вручи­ ли в ноябре 1941 года. П артийно-политическую ра­ боту приходилось Н. П. Буши- хи н у проводить в свободное от полетов время. Дело это было трудным и о тветствен ­ ным . Ч асто заним ался с а ги та ­ торами и кандидатам и в члены пар тии . Читал доклады о меж­ дународном положении и свод* ки Совинформбюро, организо­ вал акти в из числа ком анди­ ров. Л етчики, ш турм аны и стрелки делились со своим во­ енкомом и горестями и радо­ стям и . Нелегко было Николаю Павловичу р асстав аться с до­ рогими ему людьми, когда он получил приказ убы ть на Краснознам енный Балти йски й ф лот. В суровом небе Запо­ лярья он принял первый бой с ф аш и стам и . Здесь он поте­ рял многих боевых товари ­ щей. Все лето второго военного года Бушихин учился на по­ литических курсах и пере­ Н ачались тренировочные по­ леты на дальнем бомбардиров­ щ ике. Вначале днем, а потом и в ночное время. Первую по­ стан о вку м агн и тны х мин в проливе Бьеркезунд Николай Павлович провел успеш но. Ноч­ ной полет на Хельсинки такж е был удачным . После этого ко­ мандир полка разреш ил ко­ миссару «свободную охоту» за иораблями противника. День ото дня росло летное м астер­ ство кры латого военкома. Л ет­ чики минно-торпедного полка успеш но выполняли боевые задания командования. 8 января сорок третьего года Бушихин в составе группы дальних бомбарди­ ровщиков вылетел на пере­ хват фашистского конвоя. Воздушная разведка донес­ ла, что конвой движется западнее острова Саарема на север, к берегам Швеции. Видимость была хорошей. Сначала летели на запад, а потом повернули на юго-за­ пад. Корабли врага появились внезапно. Два транспорта шли под охраной ш ести боевых кораблей. Николай Б уш и хи н повернул свой бомбардиров­ щ ик на головной тр ансп ор т. Ш турм ан А лександр Глядеев подавал команды. Вражеские эенитни вели сильный огонь, но комиссар полка точно вы­ держивал боевой курс. Совсем рядом с кабиной разорвался зенитный снаряд. Осколки его ударили по фюзеляжу. После сброса бомб Н. П. Бушихин повернул влево и набрал высоту. Он видел, как на корме головного тран­ спорта поднялся столб чер­ ного дыма. С востока неожи­ данно показались торпедо­ носцы полка. Удар их был точным: головной транспорт разломился, а концевой стал тонуть. Ф евраль сорок тр етьего го­ да. Долж ность комиссара в Красной Армии бы ла упраздне­ на. Б уш и хи н у присвоили зва­ ние майора и назначили зам е­ стителем командира полка по политической части. Но летчи- ни по-прежнему назы вали его комиссаром. Однажды ночью он полу­ чил приказ уничтожить ко­ рабли врага в порту Либава. Морские разведчики сумели сфотографировать три тран­ спорта, эскадренный мино­ носец и корабли охранения. Нужно было спешить. Утром корабли могли покинуть ба­ зу. До Либавы полета около двух часов. Путь лежал над территорией, занятой гитле­ ровцами. А сам порт был хорошо укреплен врагом.. Разведчики засекли четы­ ре зенитные батареи и аэро­ дром истребителей-перехват­ чиков. Дальние бомбарди­ ровщики взяли курс на Ли- баву. Ведущий — майор Ни­ колай Бушихин. Набрали высоту шесть тысяч метров. При подходе к порту само­ леты снизились до тысячи метров. Штурман Александр Глядеев точно вывел само­ лет на цель. Сначала враг не выдавал себя. Но как только бомбар­ дировщики сбросили освети­ тельные бомбы, ожили бере- говые зенитные батареи и корабельная артиллерия. В небе шарили вражеские' про­ жекторы, На рейде торговой гавани выделялись транспор­ ты. Бушихин направил бом­ бардировщик на торговую гавань. Ослепительные раз­ рывы выросли перед само­ летом. Луч прожектора ос­ ветил кабину. Из левого мо­ тора ударило пламя. Николай Павлович выдерж и­ вал нурс. В хвосте самолета раздался сильны й взры в. К а­ бину заволокло дымом. На подлете к тр анспор ту А лек­ сандр Глядеев наж ал на кноп­ к у бомбосбрасывателя. Майор Буш и хи н сделал разворот ма­ ш ины в сторону моря. Левый мотор он вы клю чил, но пламя продолжало распр о стр ан яться. Бомбардировщик бы стро терял вы соту. Р ади ст Иван Рудаков и стрелок Виктор А лексеев на запрос не отвечали. Ш турм ан Глядеев тоже молчал. Самым большим желани­ ем замполита Вушихина в это время было как можно дальше уйти от берега, что­ бы не попасть в руки нена­ вистного врага. Он хотел погибнуть в холодных водах седой Балтики. Удар был сильным. Самолет резко взбурлил воду и исчез, ув­ лекая за собой бесстрашного североморца, крылатого ко­ миссара Николая Павловича Бушихина и его экипаж. А. КРИВЕН старший научный сотруд­ ник музея Краснознаменно­ го Северного флота. НА СНИМ КЕ из фондов м у­ зея КС Ф — Н. П. Б уш и хи н у своего самолета *3а лен и­ низм ». Фоторепродукция А. РАУБЕ. 15 августа 1986 года 8 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz