Рыбный Мурман. 1986 г. Август.
Решения XXVII съезда КПСС-1 жизнь! ф Ход истории, общественного прогресса все настоятельнее требует налаживания конструктивного, созидательного вза имодействия государств и народов в масштабах всей плане ты. Не только требует, но и создает для этого необходимые предпосылки — политические, социальные, материальные. Из Политического доклада Центрального Ко митета КПСС X XV II съезду Коммунистиче ской партии Советского Союза. Актуальное интервью Далее. Здесь же, на стендах, находятся детали оборудовв- ния, которые имеются на скла де. Естественно, конструктору не надо звонить, бегать, узна вать: что можно заложить в тот или иной проект. — Нан используются совре- приятий. Е* качество -» до вольно высокое, а ассортимент разнообразен. К примеру, фир ма «Хафеста» изготавливает 50 видов консервов и пресер вов, а колбасный фарш из морепродуктов поставляется даже в такую рыбную страну, — Сергей Васильевич, нено ва была цель поездни? — Нам предстояло ознако миться с организацией произ водства и конструкторских ра бот на рыбопромышленных фирмах, а также выяснить воз можность двустороннего со трудничества по разработке и изготовлению оборудования < фирмой «Рудольф Баадер». — Где вам довелось побы вать? — На ведущих зазодах Ф РГ по созданию .технологиче ского оборудования, а также рыбообрабатывающих пред приятиях, в частности «Ру дольф Баадер», «Атмос», «Лю бек», заводе деликатесов фир мы «Хафеста», производящем консервы и пресервы; пред- приятиях фирм «Фридрихе Гамбург», «Ш тефен», изготов ляющих копченую продукцию; нас ознакомили также с дела ми фирмы «Нордзее», кото рая занимается производством филе и мороженой рыбы. Эти предприятия расположены в городах Любек, Гамбург, Бре мен. — Поделитесь, пож алуйста, впечатлениями о характер е их производства. — Меня, как руководителя объединения, занимающегося разработкой, производством нового технологического обо рудования, интересовало: че му можно поучиться, в чем отличие от нашего ведения хозяйства, и, разумеется, отсе яв плевела от зерен, взять на вооружение все лучшее. Тех нологический процесс четок, в нем практически отсутствуют сбои; металлорежущее обору- дование, станки современны, На взаимовыгодной основе Недавно ■ Федеративной Республике Германии побывали предста вители Министерства рыбного хозяйства СССР — директор производ ственно-технического объединения «Севтехрыбпром» С. В. Крутов и главный конструктор «Техрыбпрома» (ВРПО «Запрыба») В. Ф. Марков. Наш корреспондент встретился с С. В. КРУТОВЫМ и попросил от ветить на ряд вопросов. как правило, с программным управлением, дающие высо кую отдачу. Мы прошли по всему технологическому циклу — от заготовки, детали, до го товой машины, испытательно го стенда. Все оборудование испытывается под нагрузкой, на рыбе. Как правило, присут ствует представитель заказчи ка, которого здесь же и обу чают в течение трех-шести дней приемам работы с выда чей соответствующего удосто верения. Подобная система подготовки специалистов суще ствовала и у нас, теперь по чему-то незаслуженно забыта. Будем ее возрождать. — С ущ ествую т ли принци пиальны е отли тия между ор ганизацией ко н стр укто р ских работ в Ф Р Г и в «Севтехрыб- проме»? — Нет. Идентичность нали цо. Тем не менее, нам есть че му поучиться. Я имею в виду вот что: у них в конструктор ских отделах на стендах де монстрируется эволюция со здания машин, наглядно виден сам ход творчества, создания оборудования. Это впечатляет. менные научные достижения в технике? — Широко. Имею в виду прежде всего «новые системы управления, особенно с при менением микропроцессоров при изготовлении коптильных печей, бланширователей, авто клавов, стерилизаторов. Компьютеризация позволяет вести работы и по комплекс ным механизированным лини ям. С этой целью фирма «Нордзее» создала в Бремен- хафене свой филиал. Данное «направление работы представ ляет несомненный интерес. — Кроме сказанного, какой еще, на ваш взгляд, опыт можно применить у нас? — Фирмы Ф РГ широко- ис пользуют кооперацию. Тесные связи с другими специализи рованными предприятиями, на пример по литью заготозок, изготовлению пластмассовых изделий, позволяют им значи тельно ускорить процесс «рож дения» оборудования. Или взять пластмассовую тару. Дав но пора ее использозать вме сто деревянной. Теперь о са мой рыбной продукции пред- как Швеция. И в то же время мае порази ло: на фоне автоматизации многие операции — транспор- тировка, перегрузочные рабо ты — не механизированы. За падные немцы считают, что з а ниматься этим делом нецеле сообразно, так как в стране более 4 миллионов безработ ных. — Промышленнини Ф Р Г пред ставляю т себе, чем заним аю тся наши предприятия рыбной от расли, какую вы п ускаю т про дукцию , степень оснащ енности заводов, комбинатов? — Да. И в этой связи про являют большой интерес к нам, зная достижения коллек тивов Северного бассейна в различных областях. На чем зиждется данная заинтересо ванность? Приведу лишь один пример. Мы довольно далеко ушли, занимаясь автоматизиро ванной загрузкой, раскладкой, нанизкой рыбы. В то же вре мя наряду с современными коптильными печами у них на производстве.... горят костры — так происходит копчение рыбы, как и сто лет назад. — Может ли ста ть резуль татом вашей поездни заключе ние договоров на взаимовыгод ной основа? — Это вполне реально. Ре альны и * ближайше* время совместны* работы по многим направлениям. Какими они ви дятся? То, что наши идеи кон курентоспособны, подтверж дается здоровым любопытст вом к ним. Поэтому мы мо жем делать проектные рабо ты (разумеется, запатентовав их), а в Ф РГ будут изготавли вать машины в металле. — Сергей Васильевич, на X съезде ПОРП М. С. Горбачев говорил о рациональном ис пользовании эиономических связей с Западом, недопущении зависимости от капиталистов. — В дан-ном случае как вы года, так и зави-имость будут взаимны. И если вдруг (как, к сожалению, это «е раз быва ло) в Ф РГ прервут наши кон такты, то партнеры и3 Запад ной Германии понесут значи тельный материальный урон. К тому 'же у нас намеча ется в 1988 году строитель ство машиностроительного завода по выпуску новой тех ники, через год оно должно завершиться. Мощность пред приятия — на 5 миллионов рублей в год машинострои тельной продукции. Не толь ко ожидаем ввода нового объ- екта, но и думаем расширить существующую производствен ную базу за счет установки дополнительных станков, орга низации второй рабочей сме ны. Так что мы вскоре будем иметь в своей структуре все необходимые звенья: конст рукторов, технологов, произ водственников, эксплуатацион ников. И ни в коей мере не станем зависимы. Уверен, со трудничество специалистов СССР и Ф РГ должно принести обеим странам выгоду не толь ко экономическую, но и поли тическую. От этого выиграет дело мира, дело взаимного доверия и безопасности. ускорения ОБНОВЛЕНИЕ да, абсолютно другого эконо мического анализа деятельно сти, отличных от промыслово го судна показателей. Может, времени не хватило на толко вую подготовку в рейс? Да нет. Почти год шло переобо р у д о в а н и е судна. Кто же не ■М?умел перестроиться? Отдел кадров. Вопрос но мер один — подготовка лю дей к необычной работе. По шли в море матросы. А нуж ны были специалисты другой профессии, более современ ной, — операторы. Линия тр е бует чистоты, каждые 20 ча сов — санитарная обработка. И _ Культуры. Да, большой культуры. Чего уж там, умы ваться надо было чище. Кто, Где должен был научить лю дей — как себя вести на ли нии? Только в учебно-курсо- вом комбинате. Не удосужи лись подумать об этом в от деле кадров. А что из этого вышло? Несколько дней «гна ла» линия брак. Точнее, не обученные, привыкшие рабо тать по-старому моряки. Да и что, собственно говоря, было ^ЙО^них взять? Большинство во обще вышло в первый рейс. А как комплектовалась коман да? Не попал «а визированный рейс — послали на БМРТ «Николай Закоркин», как в ш трафбат. Отдел научной организации труда, заработной платы и уп равления производством. В этом первом рейсе моряки «а линии зарабатывали при мерно по 6 рублей в день. Начислили им за 40 дней 500 рублей. Мало. На обычных промысловых судах того же проекта В-408 они получили бы по 700 рублей. Разница ощутимая. И немудрено, что побежали с «плохого парохо да». А кто же будет осваивать новое дело? И еще. Восемь че ловек в смене у японцев. Хватит и пяти, сказали в от деле. Да разве растащишь человека на две точки одно временно? Планово-экономический от дел. Он «спустил» судну та кие же показатели, как и р я довому промысловику, то есть основное — добыча. Но выло вить более 80 тонн в сутки нельзя, так как морозильные мощности ограничены до 3 тонн, и туда больше не впих нешь. А подобные траулеры даю т до 120 тонн вылова и 20 тонн мороженой. Но на бер е гу всех под гребенку: «Поче му не даете вылов?» — шли грозные радиограммы на БМРТ «Николай Закоркин». Нервы надо иметь железные, чтобы читать их. Сейчас «Николай Закоркин» после короткой стоянки в пор ту снова в море. А такая же фаршевая линия теперь ста вится на БМРТ «Иван Зимаков», Но нелегко идет реконструк ция. Траулер переживает те ж е проблемы, что и в свое время «Николай Закоркин». К примеру, в будущем рейсе планируется убыток в сумме более миллиона. Когда же оборудование окупится? Пора и об этом подумать. Понятно, что чем быстрее отладится новое, тем быстрее и выше будет отдача. А для этого нужно быстрее пере оборудовать, быстрее и каче ственнее выпускать модерни зированные суда в море. По ка ж е... Пока неоправданно долго модернизируется «Иван Зимаков»... — Юрий Иванович, долго еще будем сто ять? — прервал спорщиков -Трошанин. — В от, почитай, дали теле грамм у. Вольдемар Александрович взглянул на те к ст: «М инистер ство рыбного хо зяй ства С С С Р , Кудрявцеву Н. П. На БМ РТ «Иван Зимаков» объединения «Мурманрыбпром» устан о вле на технологическая линия производства ф арш а п утассу японской ф ирмы «Ниппон Суй- сан». Судовладелец зареклами- ровал часть деталей, узлов, ко торые фирма гарантировала доставить покупателю для обеспечения нормальной про изводственной деятельности судна. По имеемым сведениям , оборудование поступило в Мо скв у, находится в аэропорту Ш ереметьево с июня м есяца, в то время, когда судовладе лец с нетерпением ож идает данное оборудование, чтобы не сорвать работу судн а. Про сим вас обязать о тветствен н ы х специалистов срочно организо вать пересы лку указанного гр уза в город М урм анск. Зам е сти тел ь начальника ВРПО «Севрыба» Пашин В. Н ». — Н у, и ногда же оно по ступ и т? — Сейчас позвоню в Москву. А лл о , Михаил Васильеви ч, дол го еще наш нонтейнер будет в Ш ереметьеве. Что? О тправляе те? Когда? 18 ию ля, по ж елез ной дороге? Тан мы через ме сяц , не раньш е получим . А судно должно вот-вот отходить. Ничем нельзя помочь, гово риш ь? Ну-ну. — Б арыш н и ков, начальник отдела внеш них поставон «Рыб- снаба», — нладя тр у б к у, пояс нил Ю. И. Белов. — Со своей фирмой резину тя н е т. Вот тан «перестроились». — Ладно, тогда я — на суд но, — поднялся Трош анин. — Там дел много. Мы шли с ним по причалам, и он размыш лял: — Перемены... Людей надо вначале поменять, место рас чистить, потом строить здание. Так в целом в «Мурманрыб- проме» и произошло, да, вид но, не до конца. Все какие-то палки а колесах оказызаю тся. Один — не хочет, другой — красиво говорит, третий — только обещает. Кстати, знаете, как встретили нас после пер вого рейса в конце апреля? Никак. Никто. Пошумели перед отходом . А когда вернулись, оркестра не было. Да суть не в нем — в той помощи, кото рая сейчас требуется. Наш до морощенный пережиток — от рапортовать, а там хоть потоп — надо с корнем выдерги вать. Давно бы ушли в мора, если бы не привычка по по воду и бе3 него бить в ладо ши. Перелом бы прошел очень быстро. А вообще, — тут Вольдемар Александрович усм ехнулся, — мы далеко убе жали от тралфлота в новой технологии. Они еще там рас качиваются, мы же, посмотри те, два В-408 уже переобо рудовали под фарш . Да, есть трудности, но пережизем. Главное — начали по-новому работать. А возьмем БМРТ «Град». Решили на нем выпу скать консервы из баренцезо- морской креветки. «Севтех рыбпром» разработал обору дование по отделению мяса от панциря, и оно пошло. Да еще как! Потом изготовили еще одну машину с еще боль шей производительностью. Она скоро будет установлена на «Граде», и на днях траулер идет в море. А знаете, какое качество у этих консервов? Их вкус намного приятней креветочных консервов, кото рые изготавливает рыбоком бинат. Производительность на шей линии — до шести тысяч тонн за 20 часов работы. Так что проблемы сбыта крезетки «е будет. А БМРТ «Туман-2»? В начале 1987 года выйдет по сле реконструкции. Он станет вырабатывать пасту «Океан» (где, на каком пароходе ее делают? нигде), мясо из кри ля. Сейчас рыбофабрика пе ределывается под современ ную технологию . Я знаю: об новимся скоро. Только бы по мех поменьше.., Ш ироко шагает Вольдемар Александрович. И уверенно. А мне вдруг на память при шли строки поэта: «Надо жить километрами, не погонными метрами». А . ВИЛОв. 51 [15 августа 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz