Рыбный Мурман. 1986 г. Август.

Решения XXVII съезда КПСС-1 жизнь! ф Ход истории, общественного прогресса все настоятельнее требует налаживания конструктивного, созидательного вза­ имодействия государств и народов в масштабах всей плане­ ты. Не только требует, но и создает для этого необходимые предпосылки — политические, социальные, материальные. Из Политического доклада Центрального Ко­ митета КПСС X XV II съезду Коммунистиче­ ской партии Советского Союза. Актуальное интервью Далее. Здесь же, на стендах, находятся детали оборудовв- ния, которые имеются на скла­ де. Естественно, конструктору не надо звонить, бегать, узна­ вать: что можно заложить в тот или иной проект. — Нан используются совре- приятий. Е* качество -» до­ вольно высокое, а ассортимент разнообразен. К примеру, фир­ ма «Хафеста» изготавливает 50 видов консервов и пресер­ вов, а колбасный фарш из морепродуктов поставляется даже в такую рыбную страну, — Сергей Васильевич, нено­ ва была цель поездни? — Нам предстояло ознако­ миться с организацией произ­ водства и конструкторских ра­ бот на рыбопромышленных фирмах, а также выяснить воз­ можность двустороннего со­ трудничества по разработке и изготовлению оборудования < фирмой «Рудольф Баадер». — Где вам довелось побы­ вать? — На ведущих зазодах Ф РГ по созданию .технологиче­ ского оборудования, а также рыбообрабатывающих пред­ приятиях, в частности «Ру­ дольф Баадер», «Атмос», «Лю­ бек», заводе деликатесов фир­ мы «Хафеста», производящем консервы и пресервы; пред- приятиях фирм «Фридрихе Гамбург», «Ш тефен», изготов­ ляющих копченую продукцию; нас ознакомили также с дела­ ми фирмы «Нордзее», кото­ рая занимается производством филе и мороженой рыбы. Эти предприятия расположены в городах Любек, Гамбург, Бре­ мен. — Поделитесь, пож алуйста, впечатлениями о характер е их производства. — Меня, как руководителя объединения, занимающегося разработкой, производством нового технологического обо­ рудования, интересовало: че­ му можно поучиться, в чем отличие от нашего ведения хозяйства, и, разумеется, отсе­ яв плевела от зерен, взять на вооружение все лучшее. Тех­ нологический процесс четок, в нем практически отсутствуют сбои; металлорежущее обору- дование, станки современны, На взаимовыгодной основе Недавно ■ Федеративной Республике Германии побывали предста­ вители Министерства рыбного хозяйства СССР — директор производ­ ственно-технического объединения «Севтехрыбпром» С. В. Крутов и главный конструктор «Техрыбпрома» (ВРПО «Запрыба») В. Ф. Марков. Наш корреспондент встретился с С. В. КРУТОВЫМ и попросил от­ ветить на ряд вопросов. как правило, с программным управлением, дающие высо­ кую отдачу. Мы прошли по всему технологическому циклу — от заготовки, детали, до го­ товой машины, испытательно­ го стенда. Все оборудование испытывается под нагрузкой, на рыбе. Как правило, присут­ ствует представитель заказчи­ ка, которого здесь же и обу­ чают в течение трех-шести дней приемам работы с выда­ чей соответствующего удосто­ верения. Подобная система подготовки специалистов суще­ ствовала и у нас, теперь по­ чему-то незаслуженно забыта. Будем ее возрождать. — С ущ ествую т ли принци­ пиальны е отли тия между ор­ ганизацией ко н стр укто р ских работ в Ф Р Г и в «Севтехрыб- проме»? — Нет. Идентичность нали­ цо. Тем не менее, нам есть че­ му поучиться. Я имею в виду вот что: у них в конструктор­ ских отделах на стендах де­ монстрируется эволюция со­ здания машин, наглядно виден сам ход творчества, создания оборудования. Это впечатляет. менные научные достижения в технике? — Широко. Имею в виду прежде всего «новые системы управления, особенно с при­ менением микропроцессоров при изготовлении коптильных печей, бланширователей, авто­ клавов, стерилизаторов. Компьютеризация позволяет вести работы и по комплекс­ ным механизированным лини­ ям. С этой целью фирма «Нордзее» создала в Бремен- хафене свой филиал. Данное «направление работы представ­ ляет несомненный интерес. — Кроме сказанного, какой еще, на ваш взгляд, опыт можно применить у нас? — Фирмы Ф РГ широко- ис­ пользуют кооперацию. Тесные связи с другими специализи­ рованными предприятиями, на­ пример по литью заготозок, изготовлению пластмассовых изделий, позволяют им значи­ тельно ускорить процесс «рож­ дения» оборудования. Или взять пластмассовую тару. Дав­ но пора ее использозать вме­ сто деревянной. Теперь о са­ мой рыбной продукции пред- как Швеция. И в то же время мае порази­ ло: на фоне автоматизации многие операции — транспор- тировка, перегрузочные рабо­ ты — не механизированы. За­ падные немцы считают, что з а ­ ниматься этим делом нецеле­ сообразно, так как в стране более 4 миллионов безработ­ ных. — Промышленнини Ф Р Г пред­ ставляю т себе, чем заним аю тся наши предприятия рыбной от­ расли, какую вы п ускаю т про­ дукцию , степень оснащ енности заводов, комбинатов? — Да. И в этой связи про­ являют большой интерес к нам, зная достижения коллек­ тивов Северного бассейна в различных областях. На чем зиждется данная заинтересо­ ванность? Приведу лишь один пример. Мы довольно далеко ушли, занимаясь автоматизиро­ ванной загрузкой, раскладкой, нанизкой рыбы. В то же вре­ мя наряду с современными коптильными печами у них на производстве.... горят костры — так происходит копчение рыбы, как и сто лет назад. — Может ли ста ть резуль­ татом вашей поездни заключе­ ние договоров на взаимовыгод­ ной основа? — Это вполне реально. Ре­ альны и * ближайше* время совместны* работы по многим направлениям. Какими они ви­ дятся? То, что наши идеи кон­ курентоспособны, подтверж­ дается здоровым любопытст­ вом к ним. Поэтому мы мо­ жем делать проектные рабо­ ты (разумеется, запатентовав их), а в Ф РГ будут изготавли­ вать машины в металле. — Сергей Васильевич, на X съезде ПОРП М. С. Горбачев говорил о рациональном ис­ пользовании эиономических связей с Западом, недопущении зависимости от капиталистов. — В дан-ном случае как вы­ года, так и зави-имость будут взаимны. И если вдруг (как, к сожалению, это «е раз быва­ ло) в Ф РГ прервут наши кон­ такты, то партнеры и3 Запад­ ной Германии понесут значи­ тельный материальный урон. К тому 'же у нас намеча­ ется в 1988 году строитель­ ство машиностроительного завода по выпуску новой тех­ ники, через год оно должно завершиться. Мощность пред­ приятия — на 5 миллионов рублей в год машинострои­ тельной продукции. Не толь­ ко ожидаем ввода нового объ- екта, но и думаем расширить существующую производствен­ ную базу за счет установки дополнительных станков, орга­ низации второй рабочей сме­ ны. Так что мы вскоре будем иметь в своей структуре все необходимые звенья: конст­ рукторов, технологов, произ­ водственников, эксплуатацион­ ников. И ни в коей мере не станем зависимы. Уверен, со­ трудничество специалистов СССР и Ф РГ должно принести обеим странам выгоду не толь­ ко экономическую, но и поли­ тическую. От этого выиграет дело мира, дело взаимного доверия и безопасности. ускорения ОБНОВЛЕНИЕ да, абсолютно другого эконо­ мического анализа деятельно­ сти, отличных от промыслово­ го судна показателей. Может, времени не хватило на толко­ вую подготовку в рейс? Да нет. Почти год шло переобо­ р у д о в а н и е судна. Кто же не ■М?умел перестроиться? Отдел кадров. Вопрос но­ мер один — подготовка лю­ дей к необычной работе. По­ шли в море матросы. А нуж­ ны были специалисты другой профессии, более современ­ ной, — операторы. Линия тр е­ бует чистоты, каждые 20 ча­ сов — санитарная обработка. И _ Культуры. Да, большой культуры. Чего уж там, умы­ ваться надо было чище. Кто, Где должен был научить лю­ дей — как себя вести на ли­ нии? Только в учебно-курсо- вом комбинате. Не удосужи­ лись подумать об этом в от­ деле кадров. А что из этого вышло? Несколько дней «гна­ ла» линия брак. Точнее, не­ обученные, привыкшие рабо­ тать по-старому моряки. Да и что, собственно говоря, было ^ЙО^них взять? Большинство во­ обще вышло в первый рейс. А как комплектовалась коман­ да? Не попал «а визированный рейс — послали на БМРТ «Николай Закоркин», как в ш трафбат. Отдел научной организации труда, заработной платы и уп­ равления производством. В этом первом рейсе моряки «а линии зарабатывали при­ мерно по 6 рублей в день. Начислили им за 40 дней 500 рублей. Мало. На обычных промысловых судах того же проекта В-408 они получили бы по 700 рублей. Разница ощутимая. И немудрено, что побежали с «плохого парохо­ да». А кто же будет осваивать новое дело? И еще. Восемь че­ ловек в смене у японцев. Хватит и пяти, сказали в от­ деле. Да разве растащишь человека на две точки одно­ временно? Планово-экономический от­ дел. Он «спустил» судну та­ кие же показатели, как и р я­ довому промысловику, то есть основное — добыча. Но выло­ вить более 80 тонн в сутки нельзя, так как морозильные мощности ограничены до 3 тонн, и туда больше не впих­ нешь. А подобные траулеры даю т до 120 тонн вылова и 20 тонн мороженой. Но на бер е­ гу всех под гребенку: «Поче­ му не даете вылов?» — шли грозные радиограммы на БМРТ «Николай Закоркин». Нервы надо иметь железные, чтобы читать их. Сейчас «Николай Закоркин» после короткой стоянки в пор­ ту снова в море. А такая же фаршевая линия теперь ста­ вится на БМРТ «Иван Зимаков», Но нелегко идет реконструк­ ция. Траулер переживает те ж е проблемы, что и в свое время «Николай Закоркин». К примеру, в будущем рейсе планируется убыток в сумме более миллиона. Когда же оборудование окупится? Пора и об этом подумать. Понятно, что чем быстрее отладится новое, тем быстрее и выше будет отдача. А для этого нужно быстрее пере­ оборудовать, быстрее и каче­ ственнее выпускать модерни­ зированные суда в море. По­ ка ж е... Пока неоправданно долго модернизируется «Иван Зимаков»... — Юрий Иванович, долго еще будем сто ять? — прервал спорщиков -Трошанин. — В от, почитай, дали теле­ грамм у. Вольдемар Александрович взглянул на те к ст: «М инистер­ ство рыбного хо зяй ства С С С Р , Кудрявцеву Н. П. На БМ РТ «Иван Зимаков» объединения «Мурманрыбпром» устан о вле­ на технологическая линия производства ф арш а п утассу японской ф ирмы «Ниппон Суй- сан». Судовладелец зареклами- ровал часть деталей, узлов, ко­ торые фирма гарантировала доставить покупателю для обеспечения нормальной про­ изводственной деятельности судна. По имеемым сведениям , оборудование поступило в Мо­ скв у, находится в аэропорту Ш ереметьево с июня м есяца, в то время, когда судовладе­ лец с нетерпением ож идает данное оборудование, чтобы не сорвать работу судн а. Про­ сим вас обязать о тветствен н ы х специалистов срочно организо­ вать пересы лку указанного гр уза в город М урм анск. Зам е­ сти тел ь начальника ВРПО «Севрыба» Пашин В. Н ». — Н у, и ногда же оно по­ ступ и т? — Сейчас позвоню в Москву. А лл о , Михаил Васильеви ч, дол­ го еще наш нонтейнер будет в Ш ереметьеве. Что? О тправляе­ те? Когда? 18 ию ля, по ж елез­ ной дороге? Тан мы через ме­ сяц , не раньш е получим . А судно должно вот-вот отходить. Ничем нельзя помочь, гово­ риш ь? Ну-ну. — Б арыш н и ков, начальник отдела внеш них поставон «Рыб- снаба», — нладя тр у б к у, пояс­ нил Ю. И. Белов. — Со своей фирмой резину тя н е т. Вот тан «перестроились». — Ладно, тогда я — на суд­ но, — поднялся Трош анин. — Там дел много. Мы шли с ним по причалам, и он размыш лял: — Перемены... Людей надо вначале поменять, место рас­ чистить, потом строить здание. Так в целом в «Мурманрыб- проме» и произошло, да, вид­ но, не до конца. Все какие-то палки а колесах оказызаю тся. Один — не хочет, другой — красиво говорит, третий — только обещает. Кстати, знаете, как встретили нас после пер­ вого рейса в конце апреля? Никак. Никто. Пошумели перед отходом . А когда вернулись, оркестра не было. Да суть не в нем — в той помощи, кото­ рая сейчас требуется. Наш до­ морощенный пережиток — от­ рапортовать, а там хоть потоп — надо с корнем выдерги­ вать. Давно бы ушли в мора, если бы не привычка по по­ воду и бе3 него бить в ладо­ ши. Перелом бы прошел очень быстро. А вообще, — тут Вольдемар Александрович усм ехнулся, — мы далеко убе­ жали от тралфлота в новой технологии. Они еще там рас­ качиваются, мы же, посмотри­ те, два В-408 уже переобо­ рудовали под фарш . Да, есть трудности, но пережизем. Главное — начали по-новому работать. А возьмем БМРТ «Град». Решили на нем выпу­ скать консервы из баренцезо- морской креветки. «Севтех­ рыбпром» разработал обору­ дование по отделению мяса от панциря, и оно пошло. Да еще как! Потом изготовили еще одну машину с еще боль­ шей производительностью. Она скоро будет установлена на «Граде», и на днях траулер идет в море. А знаете, какое качество у этих консервов? Их вкус намного приятней креветочных консервов, кото­ рые изготавливает рыбоком­ бинат. Производительность на­ шей линии — до шести тысяч тонн за 20 часов работы. Так что проблемы сбыта крезетки «е будет. А БМРТ «Туман-2»? В начале 1987 года выйдет по­ сле реконструкции. Он станет вырабатывать пасту «Океан» (где, на каком пароходе ее делают? нигде), мясо из кри­ ля. Сейчас рыбофабрика пе­ ределывается под современ­ ную технологию . Я знаю: об­ новимся скоро. Только бы по­ мех поменьше.., Ш ироко шагает Вольдемар Александрович. И уверенно. А мне вдруг на память при­ шли строки поэта: «Надо жить километрами, не погонными метрами». А . ВИЛОв. 51 [15 августа 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz