Рыбный Мурман. 1986 г. Август.

Политический рисунок На политическом рисунке из газеты «Пиплз дейли уорлд» рабо­ чий, олицетворяющий народные массы, требует от политикана из конгресса: «Настройтесь на другую волну!» В руках он держит петиции с лозунгами: «Не выделять средства никарагуанским контрас!», «Запретить ядерные испытания!», «Предоставить рабо­ ту и жилье!» Фотохроника ТАСС. Там, где бывают наши моряки БУЭНОС-АЙРЕС Буэнос-Айрес является веду­ щим морским портом Арген­ тины и одним из крупнейших в Латинской Америке. Через него осуществляется значи­ тельная доля внешней торгов­ ли страны (по стоимости 85 процентов импорта и 40 про­ центов экспорта): вывозятся мясо, шерсть, зерно и другие сельскохозяйственные продук­ ты; ввозятся глазным образом сырье — уголь, железная р у­ да, промышленные товары и оборудование. Высокая кон­ центрация внешнеторговой деятельности Буэнос-Айреса вызывает серьезные трудности в работе порта. Устье Ла-Пла­ ты, в котором расположен порт, для подхода современ­ ных океанских судов оказалось мелким. Кроме того, река еж е­ годно выносит огромное коли­ чество ила. В конце XIX в. бы­ ли прорыты каналы, которые требую т очистных работ. Это обходится Аргентине в огром­ ную сумму, поэтому порт Буэнос-Айрес является одним из самых дорогих в мире. Население Большого Буэнос- Айреса насчитывает 12 млн. человек. Из них 3 млн. живет в центре, остальные — в при­ городах столицы. Буэнос-Ай- рес занимает центральное ме­ сто в политической, экономи­ ческой и культурной жизни страны. Здесь находятся два университета — католический и государственный, 40 театров, из которых наиболее известен оперный «Колон», около 200 кинотеатров, много стадионов и паркоз. В центральных кварталах, расположенных ближе к пор­ ту, сосредоточены банки, мага­ зины, размещены правитель­ ственные учреждения и пре­ зидентский дворец. И если центр города поражает своим великолепием, сочетанием пышного барокко с элемента­ ми классицизма и чертами со­ временной архитектуры, то окраины Буэнос-Айреса — это кварталы нищеты. Долгое правление военных привело страну на грань эко­ номической катастрофы. С о­ гласно официальным данным, в стране насчитывается, около 2 млн. безработных, и это при часелении 30 млн. чело­ век! В одной только провин­ ции Буэнос-Айрес 1,8 млн. д е ­ тей страдают от недоедания. Если в 1970 г. бедность была уделом около 10 процентоз аргентинцев, то сейчас ниже черты бедности проживает 30 процентов населения. Начиная с 1928 г., Аргентина занимала 10-е место в мире по доходам на душу населения, в настоя­ щее время — 50-е. В порту Буэнос-Айрес слож ­ ная идеологическая обстанов­ ка. С 1976 по 1983 г. у власти находилась военная хунта, ко­ торая возвела антикоммунизм и антисоветизм в ранг госу­ дарственной политики. Боль­ шинство аргентинцев имеют искаженное представление о нашей стране, мало знают о второй мировой войне. Часто нашим морякам аргентинская молодежь задает такие вопро­ сы : «Почему у вас нет хлеба и мяса? Почему в вашей стра­ не нельзя переезжать без раз­ решения в другой город или поехать к родным?» Когда им разъясняют, что все это не­ правда, верят с трудом . Ц е­ лое поколение аргентинцев выросло в условиях отсутствия правдивой информации о С о ­ ветском Союзе. В порту действуют реакцион­ ные организации, такие, как ультраправая «Аргентинский антикоммунистический альянс («Три А»), которая печально известна террористическими актами и политическими убий­ ствами. В последнее время в Буэнос-Айресе активизирова­ лась церковь Муна, основу ко­ торой составляет воинствую­ щий антикоммунизм. В Буэнос-Айресе прожива­ ет большое количество эми­ грантов из России, многие из которых выехали еще до революции. Большинство из них лояльно относятся к совет­ ским морякам, интересуются жизнью Советского Союза. Но есть в Буэнос-Айресе ряд эмигрантских антисоветских ор­ ганизаций, люто ненавидящих советский строй, занимающих­ ся провокациями, направлен­ ными на подрыв дружествен­ ных отношений Аргентины с СССР. Порт Буэнос-Айрес — место резких контрастов, где рос­ кошь и великолепие соседст­ вуют с нищетой, бесправие с порядком, друзья нашей стра­ ны с врагами, ложь и клевета с правдой. И когда ты по­ падешь туда, моряк, не забудь об этом. С. ГРИГОРЯН, ст. инженер ВИПК. («Маяк» № 22). Интервью по вашей просьбе В. Высоцкий, поэт го, никем еще не написанных дился. Ну а что касается идо- При Союзе писателей СССР создана комиссия по литератур­ ному наследию ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКО ГО , которую возглавил поэт РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ . Корреспондент еж енедель­ ника «Аргументы и факты» В. Волков попросил его ответить на несколько вопросов, касающихся творческой индивидуальности артиста и поэта. КОРР. Роберт Иванович, обычно председателями литко- миссии становятся близкие друзья умершего. Относите ли вы себя к их числу! РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Нет, хо­ тя мы познакомились в пору студенческой юности, когда от­ ношения между людьми скла­ дываю тся очень легко. Он учился в школе-студии МХАТа, я в Литинституте, и на совмест­ ных вечерах мы часто оказы ­ вались рядом. Внутренне мы хорошо понимали друг д р у­ га, но открыто об этом не говорили. Товарищей у Высоцкого бы­ ло много. Он притягивал лю ­ дей как магнит. Но настора­ живает, что сейчас объявилось слишком много «лучших д р у­ зей» поэта, особенно на Запа­ де, чьи сомнительные ин­ тервью снабжаются грубыми антисоветскими комментария­ ми, где Высоцкий предстает как «диссидент» в «тоталитар­ ном» советском обществе. КОРР. Пропагандистская шу­ миха вокруг имени Высоцкого была и при жизни, когда он приезжал к жене Марине Вла­ ди в Париж, много с ней пу­ тешествовал по странам Запа­ да. На его имени, популярно­ сти хотели, видимо, сыграть многие! РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Он очень точно оценивал ситуа­ цию и различал людей. И ког­ да некоторые зарубежные про­ вокаторы пробовали его «на излом», то Высоцкий, остава­ ясь самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в обиду он на давал никому. Помню, как в октябре 1977 года группа советских поэтов приехала в Париж для участия в большом вечере поэзии. Компания подобралась доста­ точно солидная: Константин С и ­ монов, Евгений Евтушенко, Ол- жас Сулейменов, Булат О куд ­ жава, Виталий Коротич, Марк Сергеев, Размик Давоян. Был в нашей группе и Владимир Высоцкий. Устроители вечера явно сэкономили на рекламе. Точнее, она отсутствовала на­ прочь! И, конечно же, нам говорили: «Стихи? В Париже? Абсурд! Вот увидите, никто ■не придет». Мы увидели — пришли 2,5 тысячи человек. Высоцкий выступал послед­ ним. Но это его выступление нельзя было назвать точкой в конце долгого и язно удаз- шегося вечера. Потому что это была не точка, а ярост­ ный и мощный восклицатель­ ный знак! КОРР. В чем, на ваш взгляд, феномен его популярности! РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Высоц­ кий писал очень личностные песни. Абсолютно свои. Мож ­ но сказать, что они от него неотрывны. И как от автора, и как от исполнителя. Навер­ ное, поэтому и не удаются по­ пытки других пезцов, кото­ рые стараются спеть «что-ни­ будь и3 репертуара Высоцко­ го». Песня была не только про­ должением его жизни. В ней продолжалось его сердцебие­ ние, грохотал пульс, выявляя характер, распахивалась душа. КОРР. Но вспомним, что первые отклики на песни В. Высоцкого были весьма серди­ тыми. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Чтобы объективно подойти к тем песням, обязательно нужно учитывать своеобразное мод­ ное поветрие 50—60-х годоз. Мой товарищ Евгений Евту­ шенко, с которым я входил в литературу, сказал о нем так: «Интеллигенция поет блатные песни». Очевидно, эта незесе- лая образность шла еще от военного нашего поколения, когда во всех дворах звучали «мурки» и «гоп со смыком». Песни Высоцкого чем-то по­ хожи на роли. Роли из никем не поставленных и, более то- пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра. Но ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня и немедленно. Он торопился жить, он примерял на себя одежды , характеры и судьЬы других людей — смешных и серьезных, практичных и бес­ шабашных, реальных и выду­ манных. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзо к и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и под­ держивал. Настоящий герой песен В. Высоцкого — это, конечно, он сам: сильный, надежный чело­ век б е3 тени фальши. Само­ отдача ег0 была поразительна. «Рвусь из сил и и3 всех сухо­ жилий...» — пел он. Так и жил. Его талант по природе был народен. Один из главных признаков этого — особая черта его сатиры, которая за­ ключается в том, что отрица­ ние пороков связано с твер­ дой верой в способности че­ ловека подняться, воспрянуть из самых, казалось бы, безна­ дежных жизненных ситуаций. Умение смеяться над самы­ ми уродливыми явлениями быта, смеяться, а не ужасать­ ся бессильно, — в этом проя­ вились его смелость, граждан­ ская позиция. КОРР. Обидно, но вокруг имени Высоцкого порой со* здается атмосфера идолопо­ клонства, которую он сам всегда осуждал. В нашей пе­ чати сообщалось, что на Ва- ганькозском кладбище моги­ лы, соседствующие с могилой Высоцкого, затаптываются «по­ читателями» его таланта. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Это не­ правда, я лично проверял этот «сигнал», но он не подтвер- лопоклонства, то оно, как пра­ вило, исходит от тех, кто при отборе «культурной пищи» привык исходить исключитель­ но из соображений моды. В конечном счете за таким от­ ношением скрывается узость взглядов, агрессивное неве­ жество, демонстративно не признающее ничего, кроме (в данном случае) Высоцкого. КОРР. Как будет строиться работа литкомиссии, каковы ее планы! РОЖДЕСТВЕНСКИЙ . И до комиссии выходили пластинки с песнями В. Высоцкого, был напечатан двумя изданиями сборник стихов «Нерв». В мае фирма «Мелодия» выпустила двойной альбом его военных песен «Сыновья уходят в бой». Будут и другие пластинки. В театре На Таганке, где Влади­ мир Семенович играл долгие годы, ставится спектакль, по­ священный его памяти. В издательстве «Советский писатель» выйдет сборник его стихов. Кстати, двухтомник сти­ хов Высоцкого, вышедший на Западе, был сделан его «дру­ зьями» наспех. В нем много стихов, к которым поэт не имел никакого отношения, со­ держится несметное количе­ ство ошибок, опечаток. Сейчас на Центральном те ­ левидении закончена переда­ ча, посвященная Высоцкому. Из имеющихся пленок кино­ документалисты хотят создать о нем фильм. КОРР. Помогла ли работа литкомиссии Марина Влади! РОЖДЕСТВЕНСКИЙ . Да, она передала нам богатый архив поэта, который сейчас анали­ зируется, систематизируется. Мы очень благодарны ей за этот благородный шаг и по­ мощь. («Аргументы и факты» М 29) Р Е Д К О Л Л Е Г И Я ВЫ П У С К А «П А Р А Л Л Е Л Е Й »: Л . А. Шебеко (редактор), В . Я. Андреев, А. Г , Зиканов, С. С. Лазарев, Ю. К. Шолохов. 8 августа 1986 года 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz