Рыбный Мурман. 1986 г. Август.
Политический рисунок На политическом рисунке из газеты «Пиплз дейли уорлд» рабо чий, олицетворяющий народные массы, требует от политикана из конгресса: «Настройтесь на другую волну!» В руках он держит петиции с лозунгами: «Не выделять средства никарагуанским контрас!», «Запретить ядерные испытания!», «Предоставить рабо ту и жилье!» Фотохроника ТАСС. Там, где бывают наши моряки БУЭНОС-АЙРЕС Буэнос-Айрес является веду щим морским портом Арген тины и одним из крупнейших в Латинской Америке. Через него осуществляется значи тельная доля внешней торгов ли страны (по стоимости 85 процентов импорта и 40 про центов экспорта): вывозятся мясо, шерсть, зерно и другие сельскохозяйственные продук ты; ввозятся глазным образом сырье — уголь, железная р у да, промышленные товары и оборудование. Высокая кон центрация внешнеторговой деятельности Буэнос-Айреса вызывает серьезные трудности в работе порта. Устье Ла-Пла ты, в котором расположен порт, для подхода современ ных океанских судов оказалось мелким. Кроме того, река еж е годно выносит огромное коли чество ила. В конце XIX в. бы ли прорыты каналы, которые требую т очистных работ. Это обходится Аргентине в огром ную сумму, поэтому порт Буэнос-Айрес является одним из самых дорогих в мире. Население Большого Буэнос- Айреса насчитывает 12 млн. человек. Из них 3 млн. живет в центре, остальные — в при городах столицы. Буэнос-Ай- рес занимает центральное ме сто в политической, экономи ческой и культурной жизни страны. Здесь находятся два университета — католический и государственный, 40 театров, из которых наиболее известен оперный «Колон», около 200 кинотеатров, много стадионов и паркоз. В центральных кварталах, расположенных ближе к пор ту, сосредоточены банки, мага зины, размещены правитель ственные учреждения и пре зидентский дворец. И если центр города поражает своим великолепием, сочетанием пышного барокко с элемента ми классицизма и чертами со временной архитектуры, то окраины Буэнос-Айреса — это кварталы нищеты. Долгое правление военных привело страну на грань эко номической катастрофы. С о гласно официальным данным, в стране насчитывается, около 2 млн. безработных, и это при часелении 30 млн. чело век! В одной только провин ции Буэнос-Айрес 1,8 млн. д е тей страдают от недоедания. Если в 1970 г. бедность была уделом около 10 процентоз аргентинцев, то сейчас ниже черты бедности проживает 30 процентов населения. Начиная с 1928 г., Аргентина занимала 10-е место в мире по доходам на душу населения, в настоя щее время — 50-е. В порту Буэнос-Айрес слож ная идеологическая обстанов ка. С 1976 по 1983 г. у власти находилась военная хунта, ко торая возвела антикоммунизм и антисоветизм в ранг госу дарственной политики. Боль шинство аргентинцев имеют искаженное представление о нашей стране, мало знают о второй мировой войне. Часто нашим морякам аргентинская молодежь задает такие вопро сы : «Почему у вас нет хлеба и мяса? Почему в вашей стра не нельзя переезжать без раз решения в другой город или поехать к родным?» Когда им разъясняют, что все это не правда, верят с трудом . Ц е лое поколение аргентинцев выросло в условиях отсутствия правдивой информации о С о ветском Союзе. В порту действуют реакцион ные организации, такие, как ультраправая «Аргентинский антикоммунистический альянс («Три А»), которая печально известна террористическими актами и политическими убий ствами. В последнее время в Буэнос-Айресе активизирова лась церковь Муна, основу ко торой составляет воинствую щий антикоммунизм. В Буэнос-Айресе прожива ет большое количество эми грантов из России, многие из которых выехали еще до революции. Большинство из них лояльно относятся к совет ским морякам, интересуются жизнью Советского Союза. Но есть в Буэнос-Айресе ряд эмигрантских антисоветских ор ганизаций, люто ненавидящих советский строй, занимающих ся провокациями, направлен ными на подрыв дружествен ных отношений Аргентины с СССР. Порт Буэнос-Айрес — место резких контрастов, где рос кошь и великолепие соседст вуют с нищетой, бесправие с порядком, друзья нашей стра ны с врагами, ложь и клевета с правдой. И когда ты по падешь туда, моряк, не забудь об этом. С. ГРИГОРЯН, ст. инженер ВИПК. («Маяк» № 22). Интервью по вашей просьбе В. Высоцкий, поэт го, никем еще не написанных дился. Ну а что касается идо- При Союзе писателей СССР создана комиссия по литератур ному наследию ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКО ГО , которую возглавил поэт РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ . Корреспондент еж енедель ника «Аргументы и факты» В. Волков попросил его ответить на несколько вопросов, касающихся творческой индивидуальности артиста и поэта. КОРР. Роберт Иванович, обычно председателями литко- миссии становятся близкие друзья умершего. Относите ли вы себя к их числу! РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Нет, хо тя мы познакомились в пору студенческой юности, когда от ношения между людьми скла дываю тся очень легко. Он учился в школе-студии МХАТа, я в Литинституте, и на совмест ных вечерах мы часто оказы вались рядом. Внутренне мы хорошо понимали друг д р у га, но открыто об этом не говорили. Товарищей у Высоцкого бы ло много. Он притягивал лю дей как магнит. Но настора живает, что сейчас объявилось слишком много «лучших д р у зей» поэта, особенно на Запа де, чьи сомнительные ин тервью снабжаются грубыми антисоветскими комментария ми, где Высоцкий предстает как «диссидент» в «тоталитар ном» советском обществе. КОРР. Пропагандистская шу миха вокруг имени Высоцкого была и при жизни, когда он приезжал к жене Марине Вла ди в Париж, много с ней пу тешествовал по странам Запа да. На его имени, популярно сти хотели, видимо, сыграть многие! РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Он очень точно оценивал ситуа цию и различал людей. И ког да некоторые зарубежные про вокаторы пробовали его «на излом», то Высоцкий, остава ясь самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в обиду он на давал никому. Помню, как в октябре 1977 года группа советских поэтов приехала в Париж для участия в большом вечере поэзии. Компания подобралась доста точно солидная: Константин С и монов, Евгений Евтушенко, Ол- жас Сулейменов, Булат О куд жава, Виталий Коротич, Марк Сергеев, Размик Давоян. Был в нашей группе и Владимир Высоцкий. Устроители вечера явно сэкономили на рекламе. Точнее, она отсутствовала на прочь! И, конечно же, нам говорили: «Стихи? В Париже? Абсурд! Вот увидите, никто ■не придет». Мы увидели — пришли 2,5 тысячи человек. Высоцкий выступал послед ним. Но это его выступление нельзя было назвать точкой в конце долгого и язно удаз- шегося вечера. Потому что это была не точка, а ярост ный и мощный восклицатель ный знак! КОРР. В чем, на ваш взгляд, феномен его популярности! РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Высоц кий писал очень личностные песни. Абсолютно свои. Мож но сказать, что они от него неотрывны. И как от автора, и как от исполнителя. Навер ное, поэтому и не удаются по пытки других пезцов, кото рые стараются спеть «что-ни будь и3 репертуара Высоцко го». Песня была не только про должением его жизни. В ней продолжалось его сердцебие ние, грохотал пульс, выявляя характер, распахивалась душа. КОРР. Но вспомним, что первые отклики на песни В. Высоцкого были весьма серди тыми. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Чтобы объективно подойти к тем песням, обязательно нужно учитывать своеобразное мод ное поветрие 50—60-х годоз. Мой товарищ Евгений Евту шенко, с которым я входил в литературу, сказал о нем так: «Интеллигенция поет блатные песни». Очевидно, эта незесе- лая образность шла еще от военного нашего поколения, когда во всех дворах звучали «мурки» и «гоп со смыком». Песни Высоцкого чем-то по хожи на роли. Роли из никем не поставленных и, более то- пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра. Но ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня и немедленно. Он торопился жить, он примерял на себя одежды , характеры и судьЬы других людей — смешных и серьезных, практичных и бес шабашных, реальных и выду манных. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзо к и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и под держивал. Настоящий герой песен В. Высоцкого — это, конечно, он сам: сильный, надежный чело век б е3 тени фальши. Само отдача ег0 была поразительна. «Рвусь из сил и и3 всех сухо жилий...» — пел он. Так и жил. Его талант по природе был народен. Один из главных признаков этого — особая черта его сатиры, которая за ключается в том, что отрица ние пороков связано с твер дой верой в способности че ловека подняться, воспрянуть из самых, казалось бы, безна дежных жизненных ситуаций. Умение смеяться над самы ми уродливыми явлениями быта, смеяться, а не ужасать ся бессильно, — в этом проя вились его смелость, граждан ская позиция. КОРР. Обидно, но вокруг имени Высоцкого порой со* здается атмосфера идолопо клонства, которую он сам всегда осуждал. В нашей пе чати сообщалось, что на Ва- ганькозском кладбище моги лы, соседствующие с могилой Высоцкого, затаптываются «по читателями» его таланта. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Это не правда, я лично проверял этот «сигнал», но он не подтвер- лопоклонства, то оно, как пра вило, исходит от тех, кто при отборе «культурной пищи» привык исходить исключитель но из соображений моды. В конечном счете за таким от ношением скрывается узость взглядов, агрессивное неве жество, демонстративно не признающее ничего, кроме (в данном случае) Высоцкого. КОРР. Как будет строиться работа литкомиссии, каковы ее планы! РОЖДЕСТВЕНСКИЙ . И до комиссии выходили пластинки с песнями В. Высоцкого, был напечатан двумя изданиями сборник стихов «Нерв». В мае фирма «Мелодия» выпустила двойной альбом его военных песен «Сыновья уходят в бой». Будут и другие пластинки. В театре На Таганке, где Влади мир Семенович играл долгие годы, ставится спектакль, по священный его памяти. В издательстве «Советский писатель» выйдет сборник его стихов. Кстати, двухтомник сти хов Высоцкого, вышедший на Западе, был сделан его «дру зьями» наспех. В нем много стихов, к которым поэт не имел никакого отношения, со держится несметное количе ство ошибок, опечаток. Сейчас на Центральном те левидении закончена переда ча, посвященная Высоцкому. Из имеющихся пленок кино документалисты хотят создать о нем фильм. КОРР. Помогла ли работа литкомиссии Марина Влади! РОЖДЕСТВЕНСКИЙ . Да, она передала нам богатый архив поэта, который сейчас анали зируется, систематизируется. Мы очень благодарны ей за этот благородный шаг и по мощь. («Аргументы и факты» М 29) Р Е Д К О Л Л Е Г И Я ВЫ П У С К А «П А Р А Л Л Е Л Е Й »: Л . А. Шебеко (редактор), В . Я. Андреев, А. Г , Зиканов, С. С. Лазарев, Ю. К. Шолохов. 8 августа 1986 года 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz