Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.

9 Человек и экономика НЕ ХОЧУ БЫТЬ Проблема адаптации молодого спе­ циалиста на производстве в последнее время особенно волнует и психологов, и руководителей предприятий. Ведь от того, приживется новичок в коллективе или нет, зависит, как он будет рабо­ тать в дальнейшем, как можно разви­ вать его творческий потенциал. Станет он мастером своего дела или превра­ тится в эдакого современного Ионыча ’ — равнодушного, опустившегося, ле­ нивого ремесленника... Предлагаем читателям дневник мо­ лодого специалиста, чтобы взглянуть на проблему как бы изнутри, глазами са­ мого новичка. АРХИВИСТ-ЭЛЕКТРИК 1983 год. Еду на практику в М урманский м ор­ ской рыбный порт. Месяц. Как это ма­ ло для того, чтобы все успеть. Сегод­ ня ночь сидел, составлял график ра­ бот. Запланировал обязательно сделать настройку релейной защиты, посмот­ реть маслохозяйство, разделать ка­ бель. Если успею — в технической документации покопаюсь. ★ * * Убита неделя на оформление доку­ ментов. Пока дали жилье, пока устро­ или. А о работе лучше не вспоминать. Послали рыть траншею. Я отказался. Показал начальнику свой график. Он сказал: «Посмотрим...» и направил меня в архив. С глаз долой. * ★ ★ Месяц прошел в архиве. * * * Сегодня собрались у Анатолия и де­ лились впечатлениями о прошедшей практике. Над моими архивными бде­ ниями друж но смеялись. Анатолию повезло: он как раз работал по на­ правлению своей курсовой «Релейная защита». Маринка весь месяц просиде­ ла в КБ. Говорит, пыль с телефона сме­ тала. Оказывается, все в жизни не так, как нас учили в институте. В нашем обучении много отвлеченного. Разве не пример тому лабораторные работы «Методы сетевого планирования»? То, что нам предлагают, не связано с дея­ тельностью электрика-эксплуатацион- ника. Анатолий мне сказал на это, что на­ до меньше ждать от кого-то, а боль­ ше искать самому. «Да, — ответил он, — есть недочеты. Но ты заполняй ва­ куум информации сам. Иначе на про­ изводстве получится так же: будешь ждать чьих-то решений вместо того чтобы принимать .их самому». Тут уж все, кто был, вступили в спор. Скоро мы будем специалистами, пока­ жем, на что годны. Чего-чего, а ждать у моря погоды не будем... Инженер — это звучит гордо. Хотя в последние годы само понятие это нивелировалось. Инженеры занимают такие посты, на которых бы без стра­ ха справились вчерашние десятиклас­ сники. Мы — будущие инженеры-элек­ трики. Тут все-таки без специальной подготовки не обойтись, и поэтому, думаю, затраты на нас окажутся не пустыми. Дел много. Вот, например, у меня мечта: рассчитать с наибольшей эффективностью освещенность порта. Поступлю на работу — займусь. ПЕРЕКВАЛИФИЦИРУЮСЬ В РЕМОНТНИКИ 1984 год. Я теперь молодой специалист. Нас таких восемнадцать человек набралось. Из них я один — по электроснабжению. Остальные — стивидоры. Защитился на «отлично». Тема диплома: «Расчет электроснабжения рыбного порта». Но места в службе не нашлось. «Сплавили» в депо электропогрузчиков. Занимаю должность старшего инженера-элек- трика. Все, что проходил в аузе, при­ шлось выкинуть из головы и переква­ лифицироваться в механика по ремон­ ту электропогрузчиков: проводить тех­ осмотр, капитальный ремонт, выдавать машины докерам. * * * Самое главное — план. Нет останов­ ки работ по вине погрузчиков — и ладно. А то, что последние на износе, работают на открытом месте (а это — ухабы на дорогах, резкая перемена климата), что нет запасных частей и оборудования — на все это должного внимания не хватает. Нет перспективы во взгляде на обслуживание погрузчи­ ков. Получается, что мы сознательно гробим технику ради сегодняшнего бла­ гополучия. Пока ничего не получается. Схлопотал два выговора. Раньше их давали заместителю начальника райо­ на по., эксплуатации, теперь — мне. * * * Пытался сделать маркировку на ка­ бельных линиях в распредщитах, но не довел до конца: отвлекаюсь на текучку. Получил еще одно замечание от на­ чальства: «Следи за погрузчиками луч­ ше». У кор справедливый. В моем рас­ поряжении — штат электриков вдвое меньший, чем надо, и мы по текущ е­ му ремонту не успеваем ничего. А тут — инициатива. Хотел еще сделать ка­ бельные наконечники, но не получи­ лось. А спросить не у кого. Вот что значит: сижу не на своем месте. Гру­ стно, конечно: мечтал об одном, а де­ лаю совсем другое. И главное: не по специальности. Какой от меня толк? Анатолий пишет, что доволен работой. И Маринка тоже. Только каждый по- своему: он — действительно работает, а она, похоже, пыль продолжает сти­ рать с телефонов. * * * Как руководить коллективом? Как спрашивать с рабочего, если он не обе­ спечен элементарными инструментами и оборудованием? В ход идут окрик, нажим, приказ. Больше противопоста­ вить нечего. Не скажешь ж е ему: «Не знаю на чем, не знаю чем, но рабо­ тай». Лучше пошуметь, чтобы не бы­ ло желания возражать в ответ. А воз­ разить есть что: зарядное депо исполь­ зуется всеми службами района. Для погрузчиков места мало. Подъемника нет, Основное орудие производства: ключ и молоток. Как тридцать лет назад. * * * Понемногу осваиваюсь. Хотя никто не подсказывает, как оформлять снаб­ женческую документацию,, как пра­ вильно руководить. Все сводят советы к тому, что с институтским образова­ нием сам до всего дойдешь. В общем, ИОНЫЧЕМ! через три месяца разобрался. Соби­ раю кое-какую литературу по ремон­ ту погрузчиков. МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ И НЕ СБЫВАЮТСЯ... 1985 год. Радостное событие: меня перевели в энергохозяйство порта. Работаю на щите управления. Называюсь — смен­ ный. инженер. Дежурная группа под­ ключает ток к судам, следит за распре­ делением энергии между предприятия­ ми, находящимися в порту. Последних много, и плохо, что каждый живет обособленно, ведомственно, старается выполнить свою задачу без учета влия­ ния на соседа. В вечерние часы, на­ пример, на консервном заводе энерге­ тическая нагрузка падает, но на какую продолжительность, оператор не зна­ ет. Дежурный этого завода, если и зна­ ет, то не сообщает. Хотя, если разо­ браться: ну и что, если дежурный опе­ ратор сообщит о снижении нагрузки диспетчеру энергосистемы? Деньги-то уже заплачены за заявленный макси­ мум. Зачем экономить? ★ ★ * Работа трехсменная. Смотрю на при­ боры — нет ли неполадок. Вот и все. Вечер. Д еж урю у щита. Делать нечего. Скоро у нас будет заседать совет моло­ дых специалистов. Год отработал — а не знал, что он у нас действовал. Про­ читал только что объявление об от­ четно-выборном собрании. Сегодня получил рапорт диспетчера порта на лишение премии береговых электриков. За халатное отношение к труду. Начал разбираться. Выясни­ лось, что электромонтера не было на причале во время швартовки судна по той причине, что... судна не было. М он­ тер ждал, ждал, да и ушел. Диспетчер о прибытии траулера сообщил в 11 ча­ сов дня. По идее, надо подключать су­ да к сети. Но... Это хорошо еще, что корабль к 12 часам появится. Не бу­ дешь ж е столько времени стоять и ждать на морозе. Вот рабочий и ушел. Если бы в ином порту судно во­ время не подогнали, то флот запла­ тил бы хорошенький штраф. А у нас все можно. Я сказал об этом. Мне посоветовали держать свое мнение при себе. * * А Выбрали заместителем председателя совета молодых специалистов. Навер­ ное, потому, что часто выступал на со­ браниях. Мол, сам попробуй, порабо­ тай. Попробуем. Для начала, решил со­ ставить план развития энергохозяйст­ ва порта — мы бы сделали все, что в наших силах. Пошел в техотдел, попро­ сил показать генеральный план раз­ вития порта на XII пятилетку. Чтобы, ис­ ходя из этого, наметить 'кое-что. Но мне отказали. Потом начальник порта сказал: «Мы не имеем права этот план на руки выдавать». Но мне его даже не показали. Мы решили: соберем молодежь и руководителей порта, откровенно по­ говорим, какая помощь от нас требу­ ется. На собрание пришла только по­ ловина молодых специалистов, а из руководителей — только начальник порта, его заместитель по кадрам и главный инженер. Хотя все остальные начальники подразделений были пре­ дупреждены. Перенесли встречу на неопределенное время. * * * Нашу инициативу спустили на тормо­ зах. Переключаю тумблеры. С. МАКЕДОНОВ. инженер-электрик морского рыбного порта. .......................... Интервью с психологом Руковдители под ...прицелом Группа социологии и психологии объединения «Мурман­ ская судоверфь» завершила работу по изучению функцио­ нальных связей внутри предприятия. Какие результаты бы­ ли получены? На этот вопрос отвечает нашему корреспон­ денту старший психолог М. А. МАРКИН: — Мы провели массово­ экспертный опрос, в котором руководители среднего зве­ на сами дали оценку эффек­ тивности действия” связей между подразделениями на головном предприятии. Ма­ териалы легли в основу под­ готовки и проведения дело­ вых игр, в которых будут участвовать те же самые ру­ ководители. •Сами данные явились определенным отра­ жением «узких» мест в ор­ ганизации управления про­ изводством. И с этой точки зрения они были оценены высшим руководством, как очень информативные. Корр. — Какие темы ждут дальнейших разрабо­ ток? М. А. Маркин: — Основная задача — работа с резервом на выдвижение. Мы беседу­ ем с будущими руководите­ лями, рекомендуем или не рекомендуем их на продви­ жение по служебной лестни­ це. А та]; как «выдвиженцы» большей частью молодые специалисты (или в недале­ ком прошлом — молодые специалисты), мы решили провести исследование имен­ но этой категории служащих. Пока закончен первый этап — подготовлены анкеты, различные сводки и отчеты. Уже начался сбор информа­ ции и обработка ее. Но глав­ ная работа — впереди. Принципы управления— в русском фольклоре Что посеешь, то и пожнешь. — Роль технической подго­ товки. Лежачего не бьют. — Необ­ ходимость помощи нерента­ бельным предприятиям. Цыплят по осени считают. —Ориентация на конечные ре­ зультаты. Один в поле не воин. — Бригадная форма организации. Сухая ложка рот дерет. — Необходимость материально­ го стимулирования. Назвался груздем — поле­ зай в кузов. — Ответственность руководителей за порученное дело. Что с воза упало — то про­ пало. — Рациональная орга­ низация хранения грузов в пу­ ти. ЖУРНАЛ «ЭКО». Интервью с психологом — Себе надо верить Пять дней длился семинар плавсостава и консультацион­ ной группы психологов тралового флота. Обсуждалось вне­ дрение новых форм организации н управления производ­ ством, получивших на флоте большое распространение. За­ дача семинара — выявить те проблемы, которые возникают у командного состава в ходе организации труда на судне. Наш корреспондент нзял интервью у старшего психолога В. В. ГАВРИЧЕНКОВА: Корр: — Жизнь и работа в море, условия, существу­ ющие в длительном рейсе, накладывают на производст­ венные отношения определен­ ный отпечаток. Как отража­ ется это на способности ко­ мандиров принимать пра­ вильные решения? В. В. Гавриченков; — Об­ надеживающим можно счи­ тать то, что многие пробле­ мы командиры производства решают сразу, не дожидаясь, когда это сделают выше­ стоящие инстанции. И в то же время — для этого есть единственное препятствие, которое, кстати, мешает мно­ гим, — это неверие в соб­ ственные возможности. Мог­ ла бы помочь организация сообществ капитанов, меха­ ников, технологов на уров­ не неформальной структуры. Что-то типа клуба капита­ нов или клуба механиков... Корр: — Какова дальней­ шая судьба результатов и выводов, полученных на се­ минаре? В. В. Гавриченков: — Пос­ ле соответствующей обра­ ботки они будут направлены на обсуждение руководителей флота. 4 апреля 1986 года Ш1ШШШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz