Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.
9 Человек и экономика НЕ ХОЧУ БЫТЬ Проблема адаптации молодого спе циалиста на производстве в последнее время особенно волнует и психологов, и руководителей предприятий. Ведь от того, приживется новичок в коллективе или нет, зависит, как он будет рабо тать в дальнейшем, как можно разви вать его творческий потенциал. Станет он мастером своего дела или превра тится в эдакого современного Ионыча ’ — равнодушного, опустившегося, ле нивого ремесленника... Предлагаем читателям дневник мо лодого специалиста, чтобы взглянуть на проблему как бы изнутри, глазами са мого новичка. АРХИВИСТ-ЭЛЕКТРИК 1983 год. Еду на практику в М урманский м ор ской рыбный порт. Месяц. Как это ма ло для того, чтобы все успеть. Сегод ня ночь сидел, составлял график ра бот. Запланировал обязательно сделать настройку релейной защиты, посмот реть маслохозяйство, разделать ка бель. Если успею — в технической документации покопаюсь. ★ * * Убита неделя на оформление доку ментов. Пока дали жилье, пока устро или. А о работе лучше не вспоминать. Послали рыть траншею. Я отказался. Показал начальнику свой график. Он сказал: «Посмотрим...» и направил меня в архив. С глаз долой. * ★ ★ Месяц прошел в архиве. * * * Сегодня собрались у Анатолия и де лились впечатлениями о прошедшей практике. Над моими архивными бде ниями друж но смеялись. Анатолию повезло: он как раз работал по на правлению своей курсовой «Релейная защита». Маринка весь месяц просиде ла в КБ. Говорит, пыль с телефона сме тала. Оказывается, все в жизни не так, как нас учили в институте. В нашем обучении много отвлеченного. Разве не пример тому лабораторные работы «Методы сетевого планирования»? То, что нам предлагают, не связано с дея тельностью электрика-эксплуатацион- ника. Анатолий мне сказал на это, что на до меньше ждать от кого-то, а боль ше искать самому. «Да, — ответил он, — есть недочеты. Но ты заполняй ва куум информации сам. Иначе на про изводстве получится так же: будешь ждать чьих-то решений вместо того чтобы принимать .их самому». Тут уж все, кто был, вступили в спор. Скоро мы будем специалистами, пока жем, на что годны. Чего-чего, а ждать у моря погоды не будем... Инженер — это звучит гордо. Хотя в последние годы само понятие это нивелировалось. Инженеры занимают такие посты, на которых бы без стра ха справились вчерашние десятиклас сники. Мы — будущие инженеры-элек трики. Тут все-таки без специальной подготовки не обойтись, и поэтому, думаю, затраты на нас окажутся не пустыми. Дел много. Вот, например, у меня мечта: рассчитать с наибольшей эффективностью освещенность порта. Поступлю на работу — займусь. ПЕРЕКВАЛИФИЦИРУЮСЬ В РЕМОНТНИКИ 1984 год. Я теперь молодой специалист. Нас таких восемнадцать человек набралось. Из них я один — по электроснабжению. Остальные — стивидоры. Защитился на «отлично». Тема диплома: «Расчет электроснабжения рыбного порта». Но места в службе не нашлось. «Сплавили» в депо электропогрузчиков. Занимаю должность старшего инженера-элек- трика. Все, что проходил в аузе, при шлось выкинуть из головы и переква лифицироваться в механика по ремон ту электропогрузчиков: проводить тех осмотр, капитальный ремонт, выдавать машины докерам. * * * Самое главное — план. Нет останов ки работ по вине погрузчиков — и ладно. А то, что последние на износе, работают на открытом месте (а это — ухабы на дорогах, резкая перемена климата), что нет запасных частей и оборудования — на все это должного внимания не хватает. Нет перспективы во взгляде на обслуживание погрузчи ков. Получается, что мы сознательно гробим технику ради сегодняшнего бла гополучия. Пока ничего не получается. Схлопотал два выговора. Раньше их давали заместителю начальника райо на по., эксплуатации, теперь — мне. * * * Пытался сделать маркировку на ка бельных линиях в распредщитах, но не довел до конца: отвлекаюсь на текучку. Получил еще одно замечание от на чальства: «Следи за погрузчиками луч ше». У кор справедливый. В моем рас поряжении — штат электриков вдвое меньший, чем надо, и мы по текущ е му ремонту не успеваем ничего. А тут — инициатива. Хотел еще сделать ка бельные наконечники, но не получи лось. А спросить не у кого. Вот что значит: сижу не на своем месте. Гру стно, конечно: мечтал об одном, а де лаю совсем другое. И главное: не по специальности. Какой от меня толк? Анатолий пишет, что доволен работой. И Маринка тоже. Только каждый по- своему: он — действительно работает, а она, похоже, пыль продолжает сти рать с телефонов. * * * Как руководить коллективом? Как спрашивать с рабочего, если он не обе спечен элементарными инструментами и оборудованием? В ход идут окрик, нажим, приказ. Больше противопоста вить нечего. Не скажешь ж е ему: «Не знаю на чем, не знаю чем, но рабо тай». Лучше пошуметь, чтобы не бы ло желания возражать в ответ. А воз разить есть что: зарядное депо исполь зуется всеми службами района. Для погрузчиков места мало. Подъемника нет, Основное орудие производства: ключ и молоток. Как тридцать лет назад. * * * Понемногу осваиваюсь. Хотя никто не подсказывает, как оформлять снаб женческую документацию,, как пра вильно руководить. Все сводят советы к тому, что с институтским образова нием сам до всего дойдешь. В общем, ИОНЫЧЕМ! через три месяца разобрался. Соби раю кое-какую литературу по ремон ту погрузчиков. МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ И НЕ СБЫВАЮТСЯ... 1985 год. Радостное событие: меня перевели в энергохозяйство порта. Работаю на щите управления. Называюсь — смен ный. инженер. Дежурная группа под ключает ток к судам, следит за распре делением энергии между предприятия ми, находящимися в порту. Последних много, и плохо, что каждый живет обособленно, ведомственно, старается выполнить свою задачу без учета влия ния на соседа. В вечерние часы, на пример, на консервном заводе энерге тическая нагрузка падает, но на какую продолжительность, оператор не зна ет. Дежурный этого завода, если и зна ет, то не сообщает. Хотя, если разо браться: ну и что, если дежурный опе ратор сообщит о снижении нагрузки диспетчеру энергосистемы? Деньги-то уже заплачены за заявленный макси мум. Зачем экономить? ★ ★ * Работа трехсменная. Смотрю на при боры — нет ли неполадок. Вот и все. Вечер. Д еж урю у щита. Делать нечего. Скоро у нас будет заседать совет моло дых специалистов. Год отработал — а не знал, что он у нас действовал. Про читал только что объявление об от четно-выборном собрании. Сегодня получил рапорт диспетчера порта на лишение премии береговых электриков. За халатное отношение к труду. Начал разбираться. Выясни лось, что электромонтера не было на причале во время швартовки судна по той причине, что... судна не было. М он тер ждал, ждал, да и ушел. Диспетчер о прибытии траулера сообщил в 11 ча сов дня. По идее, надо подключать су да к сети. Но... Это хорошо еще, что корабль к 12 часам появится. Не бу дешь ж е столько времени стоять и ждать на морозе. Вот рабочий и ушел. Если бы в ином порту судно во время не подогнали, то флот запла тил бы хорошенький штраф. А у нас все можно. Я сказал об этом. Мне посоветовали держать свое мнение при себе. * * А Выбрали заместителем председателя совета молодых специалистов. Навер ное, потому, что часто выступал на со браниях. Мол, сам попробуй, порабо тай. Попробуем. Для начала, решил со ставить план развития энергохозяйст ва порта — мы бы сделали все, что в наших силах. Пошел в техотдел, попро сил показать генеральный план раз вития порта на XII пятилетку. Чтобы, ис ходя из этого, наметить 'кое-что. Но мне отказали. Потом начальник порта сказал: «Мы не имеем права этот план на руки выдавать». Но мне его даже не показали. Мы решили: соберем молодежь и руководителей порта, откровенно по говорим, какая помощь от нас требу ется. На собрание пришла только по ловина молодых специалистов, а из руководителей — только начальник порта, его заместитель по кадрам и главный инженер. Хотя все остальные начальники подразделений были пре дупреждены. Перенесли встречу на неопределенное время. * * * Нашу инициативу спустили на тормо зах. Переключаю тумблеры. С. МАКЕДОНОВ. инженер-электрик морского рыбного порта. .......................... Интервью с психологом Руковдители под ...прицелом Группа социологии и психологии объединения «Мурман ская судоверфь» завершила работу по изучению функцио нальных связей внутри предприятия. Какие результаты бы ли получены? На этот вопрос отвечает нашему корреспон денту старший психолог М. А. МАРКИН: — Мы провели массово экспертный опрос, в котором руководители среднего зве на сами дали оценку эффек тивности действия” связей между подразделениями на головном предприятии. Ма териалы легли в основу под готовки и проведения дело вых игр, в которых будут участвовать те же самые ру ководители. •Сами данные явились определенным отра жением «узких» мест в ор ганизации управления про изводством. И с этой точки зрения они были оценены высшим руководством, как очень информативные. Корр. — Какие темы ждут дальнейших разрабо ток? М. А. Маркин: — Основная задача — работа с резервом на выдвижение. Мы беседу ем с будущими руководите лями, рекомендуем или не рекомендуем их на продви жение по служебной лестни це. А та]; как «выдвиженцы» большей частью молодые специалисты (или в недале ком прошлом — молодые специалисты), мы решили провести исследование имен но этой категории служащих. Пока закончен первый этап — подготовлены анкеты, различные сводки и отчеты. Уже начался сбор информа ции и обработка ее. Но глав ная работа — впереди. Принципы управления— в русском фольклоре Что посеешь, то и пожнешь. — Роль технической подго товки. Лежачего не бьют. — Необ ходимость помощи нерента бельным предприятиям. Цыплят по осени считают. —Ориентация на конечные ре зультаты. Один в поле не воин. — Бригадная форма организации. Сухая ложка рот дерет. — Необходимость материально го стимулирования. Назвался груздем — поле зай в кузов. — Ответственность руководителей за порученное дело. Что с воза упало — то про пало. — Рациональная орга низация хранения грузов в пу ти. ЖУРНАЛ «ЭКО». Интервью с психологом — Себе надо верить Пять дней длился семинар плавсостава и консультацион ной группы психологов тралового флота. Обсуждалось вне дрение новых форм организации н управления производ ством, получивших на флоте большое распространение. За дача семинара — выявить те проблемы, которые возникают у командного состава в ходе организации труда на судне. Наш корреспондент нзял интервью у старшего психолога В. В. ГАВРИЧЕНКОВА: Корр: — Жизнь и работа в море, условия, существу ющие в длительном рейсе, накладывают на производст венные отношения определен ный отпечаток. Как отража ется это на способности ко мандиров принимать пра вильные решения? В. В. Гавриченков; — Об надеживающим можно счи тать то, что многие пробле мы командиры производства решают сразу, не дожидаясь, когда это сделают выше стоящие инстанции. И в то же время — для этого есть единственное препятствие, которое, кстати, мешает мно гим, — это неверие в соб ственные возможности. Мог ла бы помочь организация сообществ капитанов, меха ников, технологов на уров не неформальной структуры. Что-то типа клуба капита нов или клуба механиков... Корр: — Какова дальней шая судьба результатов и выводов, полученных на се минаре? В. В. Гавриченков: — Пос ле соответствующей обра ботки они будут направлены на обсуждение руководителей флота. 4 апреля 1986 года Ш1ШШШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz