Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.

Бытоскоп Механик ППР «Павлово» М урманского тралового флота Михаил Викторович Лашаев сейчас в отпуске. Он пришел с сыном Антоном в мага зин «Юный техник», чтобы подобрать материал для домашних поделок. Увы, >то сделать не так-то просто — выбор материалов мал... Интервью по поводу М АГАЗИН «ЮНЫЙ ТЕХНИК» хорошо знают мурманча­ не, н не только юные. В одном из его отделов можно купить различные отходы производства и. приложив руки, сделать очень нужные для дома вещи. Причем будут эти вешалки, полки или тапочки... такими, каких нет больше ни у кого. Пластик и алюминиевые рейки, куски линолеума и гобелена, разноцветные лоскутки тканей и обрезки олень­ их и моржовых шкур... — выбирай все, что нужно. Только все ли? Такой вопрос мы задали посетителям магазина «Юный техник». На п р и л а в о к или на свалку? — Много слышала об этом магазине от знакомых, но сама приехала сюда впер­ вые. Все-таки далековато — живем мы на окраине Пер­ вомайского района. — ска­ зала Тамара Алексеевна Лысенко, медсестра област­ ного тубдиспансера. — По­ ка сделала одну покупку — вот эти кусочки оленьего ме­ ха, который нужен нам как дополнение для оформления работ, — увлекаемся чекан­ кой. Хорошо, конечно, если было можно найти здесь ку­ ски латуни, жести для ченан- ки и моделирования, кото­ рым увлекается сын. А ма­ газин такой очень нужен. — Обычно выбор поболь­ ше в конце месяца, — вклю­ чается в разговор Гайнанов из тралового флота. — А по­ скольку я нечасто бываю на берегу, то не всегда могу купить необходимое. Напри­ мер, никак не найду уголь­ ники разного размера. И еще, есть мебельные фабри­ ки у нас. Просто не верит­ ся, что не бывает там ника­ ких отходов — ни реек, ни полированной доски. Они ведь очень нужны каждому, кто любит сделать что-то для дома своими руками. — Обычно здесь хороший выбор пластика, — говорит еще один покупатель, так­ сист Павел Анатольевич Пет­ рик, — я, например, вы­ брал нужный, буду делать антресоль в квартире. При­ ехал из 310-го микрорайона. Согласен, что магазин нуж­ ный и хороший, но едут сю­ да люди со всего нашего не такого уж маленького горо­ да. Хорошо хотя бы самое необходимое для домашних мастерских продавать в хоз­ магах по месту жительства. — А этот пусть будет как бы основным, побогаче, — добавляет подошедшая мо­ лодая женщина. — Только вот товарищи купили пла­ стик, сделают, что надо. А мне, например, нужен кусо­ чек определенного размера, значит, придется кого-то про­ сить отрезать. Почему бы не иметь здесь человека, мо­ жет, рабочего по совмести­ тельству, с доплатой, кото­ рый мог бы помочь в этом покупателю: отрезать по указанным им размерам тот же пластик, латунь, жесть?.. — Здесь хороший выбор кусков ткани. Только руки приложить — такой наряд получится, всем на зависть, — делится впечатлением за­ всегдатай «Юного техника» Анна Даниловна Корякина. — Вот подыскиваю что-ни­ будь, скоро ведь лето. Шью платья, сарафаны, сумки для себя и детей — очень деше­ во и красиво получается. Только жаль, что никакой фурнитуры здесь не бывает. И последнее интервью да­ ют работники магазина «Юный техник» — замести­ тель заведующего Антонина Михайловна Убург и стар­ ший продавец Екатерина Николаевна Долихина: — Да, ассортимент наш бедноват. Хронически не хватает металлических угол­ ков, очень редко бывает по­ ролон кусочками побольше, а об отходах мебельного производства и говорить не­ чего. Неважно у нас со снабжением. Удалось, прав­ да, наладить связи с иного­ родними поставщиками. По­ лучаем трубки из Подоль­ ска, металл и пластик — из Ленинграда, радиодетали — нз Харькова, Риги, Брян­ ска. Из местных же пред­ приятий поставляют нам то­ вар совхоз «Северная звез­ да» (отходы меха), тарный комбинат (жесть), Кольская мебельная фабрика (гобе­ лен, поролон), Мурманская швейная фабрика (лоскут мерный и весовой, пользую­ щийся большим спросом). А вот с мурманскими мебель­ щиками, с объединением «Мурманская судоверфь» ни­ как не подружимся. Не хо­ тят они с нами сотрудничать, то ссылаясь на безотход- ность своего производства, а то попросту заявляя, как при нашем визите на судоверфь в прошлом году, что им про­ ще сжечь отходы, чем по­ ставлять нам. Уже десятый год существует наш договор с мебельным комбинатом, а обрезки древесины, которые так ждут наши покупатели, почти не поступают. «Коль­ ский сувенир» по договору обязался поставлять нам от­ ходы замши, велюра, мехов. Завезли. Раза три. И на этом все, а покупатели спра­ шивают, особенно школьни­ ки из различных кружков. Думаю, что дело тут не только в доходах от прода­ жи наших товаров. Не по- государствеиному это, уни­ чтожать то, что еще может принести пользу. Нельзя не согласиться с этим мнением. Тем более что вновь подошедшие по­ купатели склоняются над большими корзинами и на­ ходят или не находят то, что им Н У Ж Н О . Ю. КРАСЬКО. Вопрос — ответ АЛЛО , РЕДАКЦИЯ? «•В магазинах Мурманска ча­ сто можно купить пластмассе, вые бочки из-под сельди. Можно ли использовать их для засолки овощей? А. РЗАЕВ». И эти бочки использовать можно — Конечно, можно. Толь­ ко предварительно их надо хорошо вымыть с содой, ош­ парить и проветрить — ведь запах соленой рыбы очень стоек. “ ...........и» I Iи« ни ттттнггтая П о Л у Ч в Н ОТВвТ «Чтобы был доволен рыбак» Под таким заголовком в «Рыбном Мурмане» 28 февраля были опубликозаны итоги рейда по качеству обслуживания рыбаков в столовой и буфетах ДМО . Редакция получила ответ за подписью заместителя директора хозрасчетной конторы обще­ ственного питания облрыболовпотребсоюза В. Н. Петуховой: «Выступление газеты ббсуж- дено в коллективе предприя­ тия и аппарата конторы. За недовес продукции и обсчет покупателей буфетчик «Шаш­ лычной» ДМО А, С. Погасян переведен в грузчики на дза месяца. За нарушение правил тор­ говли, отпуск неполновесной продукции поварам Н. Н. Губ­ киной объявлен строгий вы­ говор, В. М. Кузнецовой — вы­ говор, Т. И. Гриневой — заме­ чание. Они лишены премиаль­ ных за фезраль. Совместно с администраци­ ей ДМО по улице Шмидта, 43 в буфете установлены двух- конфорочная плита для подо­ грева кулинарных изделий и дополнительный термостат для чая, произведен профилакти­ ческий ремонт термостатов и торговых прилавков... ОТ РЕДАКЦИИ. Действитель­ но, в буфете старого ДМО ста­ ло гораздо чище и ую тнее, по­ явились наборы специй. Неко­ торое время после публикации работники буфета требовали от посетителей сним ать верх­ нюю одежду, но недолго. Остав­ ляет желать лучш его и пред­ лагаемый ассортимент. Правда, несколько раз появлялись в продаже молоко и яблоки. 16 апреля торговали даже свеж и­ ми огурцам и. Только почему- то целиком , а не в виде аппе­ титного салата, которы й с удо­ вольствием взяли бы многие. Мясные ж е изделия чаще все­ го из ком иссионного мяса. К прим еру, обы чны й студень стоит 36 нопеек за 100 грам ­ мов. Хочется надеяться, что улучш ение внешнего вида б у ­ фета — только первый шаг и улучш ению его работы. В ходе рейда были вы сказа­ ны кри ти че ски е замечания в адрес столовой при ресторане «Меридиан». П о-прежнему в обеденные часы сваливаю т по­ сетители пальто и ш убы на столы и стулья. Немелочи жизни И протянули подачку П' 1 РИЕМНЫЙ ПУНКТ стекло­ посуды № 33 горпищ етор- га. Выставляю на прилавок бу­ ты л ки . Все, та к сказать, ле­ гальные, допущ енны е к у ч а ­ стию в сдаче. Только одна ч у ­ жая затесалась. Не с теми «плечиками». О пы тны й глаз приемщ ицы м гновенно опреде­ ляет «наруш ительницу»: — Такие не приним аем . Нет тары . Пытаю сь напом нить о пра­ вилах, в которы х черным по белому сообщается о том, что отсутствие тары не является основанием для отказа в при­ еме, посуды. В ответ — многоречивое не­ годование. Пытаю сь сослаться на один из последних докум ентов — пр ика з М инистерства торговли РСФСР № 249 от 19 сентября 1984 года. В нем та кж е совер­ шенно однозначно указано пр и ­ ним ать ВСЕ виды стеклотары , В НЕОГРАНИЧЕННОМ КОЛИЧЕ­ СТВЕ, в течение ВСЕГО време­ ни работы прием ны х пунктов. — Тебе ж русски м язы ком сказано: нет тары . Все люди ка к люди, а этот про приказы , про правила... Пошевеливайся, не задерживай очередь. А очередь только того и ждала, чтобы поставить на место нахала, посягнувш его на традиционны е устои м урм ан­ ской приемо-сдачи. И спы тан­ ный прием — обращение к публике. Его умело прим еня­ ют не тольно в торговле, но и во м ногих д р уги х местах, где образуется очередь и где недобросовестные люди со­ здают м атериальную или иную незаконную вы году для себя. Метод действует безотказно. — З а кон ни к ка ко й вы искал­ ся, свои порядки наводит, — вскричал один. — Разуй глаза, — вторил другой, — см отри, накая по­ суда выставлена на витрине. И не лезь с чем не положено. Третий, исхитри вш и йся суб­ ботним утром изрядно подно­ вить старые д рож ж и , ринулся распахивать грудь: _ Держите меня. Иначе я за себя не ручаю сь. Его заботливо поддержали. Чтобы не упал. — Да ведь прав товарищ , — робко всплеснулся четвертый голос и см олк м гновенно, сме­ тенны й девятым валом распа­ ливш ихся эмоций. Победную т о ч ку поставила приемщ ица: — Возьми свои двадцать ко ­ пеек, — бросила она монету величавым ж естом . Будто по­ д ачку. Будто из своего карм а­ на. Будто вы сш ую милость оказала. Все выш есказанное — не ф антазия автора. Картина на­ рисована с натуры . О мы тарствах мурм анчан при сдаче стеклотары у ж е на­ коплено жалоб и писем не на одну кн и гу . И писать их пр и ­ шлось бы язы ком Ш експира. Я зы ком трагедии. А толку? По крайней мере, от нуля только чуть сдвинулись. И неизвестно еще в к а ку ю сторону, посколь- ну после того, к а к магазины стеклотару приним ать не ста­ ли, проблема обострилась. Меры будто бы и приним а­ ю тся, но напом инаю т д виж е­ ние белки в колесе. И, сдается, поощряем это бесцельное дви­ ж ение мы сами. Сами ф орми­ руем агрессивно-наступатель­ ную психологию работников прилавка. Не приходит ж е в голову парикм ахеру отказаться обслу­ ж ивать клиента из-за неиме­ ния, скаж ем , нож н иц или ма­ ш и н ки . И водитель автобуса не козы ря ет неприсутствием бензина. А в прием ны х п у н к ­ тах отсутствие тары — ко ­ зы рь. Перед которым мы, сдат­ чики, безоговорочно пасуем. И потому незачем вышестоящим торговым и снабж енческим о р ­ ганизациям приклады вать м ак­ сим ум усилий, чтобы эту та­ ру обеспечить. Достаточно ми­ нимума. Вылился на б ум агу еще один к р и к душ и о набившей оско­ мину проблеме. Очередная (какая уж е по счету) коррес­ понденция будет направлена директору горпищ еторга тов. П. С. Пехову, заведующ ему от­ делом торговли М урм анского горисполком а тов. М. М. А хм а­ дову. Заведующ ую пунктом N° 33, по-видимому, пож урят, побью т м ягкой подуш кой, со­ общат редакции о пр ин я ты х ме­ рах. А неофициально, в поряд­ ке совета, пореком ендую т: «Не связы вайтесь вы с этими га ­ зетчикам и». На том и дело кончится. А тары — не прибавится. Пока не прим ут меры сами сдатчики. Те самые, первый голос, второй и третий, ко то ­ рые так реш ительно бросились на защ иту безответственности. По простодуш ию своему, мо­ ж ет быть, и не понимающ ие, что только их, только наша с вами снисходительность поро­ дила ситуацию ш иворот-навы ­ ворот: предприятию , специали­ зирующ ем уся на заготовке стеклотары , она к а к бы и не нуж на. К а к бы мы ее силком навязываем и ка к бы, п р и н и ­ мая ее, нам оказы ваю т честь. И, точно милосты ню , возвра­ щ аю т залоговую цену. Кстати, довольно вы сокую . Нетребовательность позволи­ ла совершенно безнаказанно, мало того, с кр и кл и вы м со­ знанием своей правоты д и кто ­ вать свои, доморощенные, у с ­ ловия, диаметрально расходя­ щиеся с приказам и отраслево­ го м инистерства. Кстати, если приказы издаю тся, то нто-то должен контролировать их вы ­ полнение... В. ПЕТРОВ. 25 апреля 1986 года 8 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz