Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.
ГЫ ЛИ ВРЕМЕНА, рассказывают старые моряки, когда старпомы и ка п и т а н ы собирали команду по пивным да по оврагам. Просыпался в этих случаях человек и долго, тупо вглядывался в иллюминатор, недоумевая, с чего это вдруг море плещется за стеклом? Во времена не столь отдаленные, скажем, в 50-е—60-е годы, случалось, траулеры стояли сутками, выжидая, когда же капитан или матросы проспят ся и придут-таки на отходящее судно. А ныне? По мнению капитанов портнадзора (а именно они дают «добро» экипажу на выход в рейс), с дисциплиной почти все в порядке. Но вот об этом «почти» мы Ьегодня и поговорим. Готовы в рейс? К АТЕР «ЧАЙКА», прибежав на южный рейд, легонько покачи вался на волне возле ПСТ «Кинеш- ма»: капитан траулера пригласил портнадзор на 11 часов. Однако что-то не видно встречаю щих, даже трапа нет. Катер возму щенно завыл. На траулере ни малей шей реакции. Долго стояли мы, изум ленные, прислушиваясь к тишине на «Кннешме». — Вот вам первый признак от сутствия порядка на судне, — заме нил кто-то из членов комиссии. Наконец,нас увидели, спустили па радный трап. Правда, от парадного (настоящего) он явно отличается: ле- ерного ограждения нет, и мы подни маемся, замирая от страха: малей шее неосторожное движение, и «осве жающая» купель залива обеспечена. Шагнули на палубу. Стоп. К прыж кам через барьеры мы не готовились, а как иначе преодолеть нагроможде ния бочек? «Не успели мы убрать бочки с маслом», — пояснил стар ший помощник капитана Н. А. Чуда- ев. — Зачем ж е тогда комиссию вы зывали? — поинтересовался капитан портнадзора В. А. Ильин. Старпом промолчал. С трудом про тиснувшись между бочек, мы про шли к капитану траулера. Не 'будем подробно оассказы вать, ка к производилась проверка готовности э ки паж а к рейсу. Перечислим лиш ь те за мечания, которы е нашли отражение в докум ентах ком иссии. В рейсовом задании почему-то не от ведено время для проведения учебны х тревог. Вина — службы эксплуатации М урм анского тралового флота. Словно бы н икто не догадывается, насколько важ ны тревоги, сколь велика ответст венность капитана за то, чтобы к а ж дый моряк знал и умел бороться за ж и вучесть судна. Но чему удивляться: сме нилось более трети эки па ж а , а пятеро ком андиров были назначены на траулер меньше чем за сутки до отхода. Хотя все знаю т, что ком плектация команды заканчивается за двое суток. Второй пом ощ ник капитана В. А. Лу- шичев не имел понятия, почему осад ка кормы «Кинешмы » не соответствует полож енным цифрам. Далее вы ясняется, что не выполнены требования санитарной инспекции. Затем наступает Заминка из-за лам пы дневной сигнализации. Вахтенному пом ощ нику вклю чи ть ее не удалось, и за ремонт взялся электром еханик Н. Ф. А ки н и н . Потом узнали мы, что на судне не хватает одного анемометра (прибора для определения скорости ветра). Вслед за тем начальник радиостан ции Н. И. Ш и н ка р у к по требованию ко миссии вклю чил радиопеленгатор и стал определять пеленг на радиом аяк. Наз ванная специалистом цифра оказалась неверной: прибор в нерабочем состоя нии. В итоге траулер простоял около семи часов. А мы говорим об эф фективной работе! Ведь за эти впу стую потраченные часы можно было бы выловить немало рыбы, изгото вить десятки центнеров продукции. Так что не только вино бывает ви ной простоев судов... Да, конечно, такие случаи не ча сты. Большинство экипажей стара тельно готовится к отходу. А, ска жем, в «Севрыбхолодфлоте» моряки практически не имеют замечаний. Мы были на отходе ТР «Александр Иванов», смотрели, как четко работа ет команда по сигналам тревог, виде ли грамотное оформление судовых документов. На плавбазе «Полярная звезда», правда, были замечания, но мелкие, несущественные, поэтому и мы там были недолго. Т О ИСКРИСТЫЕ латиноамериканские ритмы, то мягкая мелодия вальса — на сцене «Серпантин». С искусством ансам бля эстрадного танца хорошо знакомы мур манчане. Новая встреча с танцорами порадова ла зрителей в прошедшее воскресенье. «Сер пантин» выступил во Дворце культуры и тех ники имени С. М. Кирова с отчетным кон цертом. Учащиеся школ и профтехучилищ города, работники рыбного порта — участники ансамбля, люди, увлеченные музыкой и тан цем, с удовольствием выступают во Дворце и в трудовых коллективах в свободное от ос новных занятий время. Ф ото В. КОРЕЦКОГО. -— А к а к вообще на бассейне обстоит дело со своевременным отходом судов? — спросили мы у старш его корабельно го инж енера портнадзора Леонида Да выдовича Соловьева. Он показал д о ку менты: — В прошлом году приш лось задер ж а ть 11 судов только из-за нетрезвого состояния членов эки па ж а . Причем в трех случаях пьяны м и были капитаны , в двух — старш ие м ехан и ки. Общий простой составил восемь судо-суток. В этом году пока только одно суд но простояло около трех часов, пока нашли замену нетрезвому электрора дионавигатору. Большей частью за держиваем суда нз-за плохой подго товки экипажей к рейсу. Например, 8 апреля БМРТ «Олентуй» объеди нения «Мурманрыбпром» простоял почти девять часов, поскольку недо ставало спасательного плота и кисло родного баллона. Через пять дней за держан был СТР «Союз-9»: не рабо тала радиолокационная станцця. Очень часты простои при оформле нии отходов из-за того, что моряки плохо знают обязанности но тревогам. Причем часто они и сами... не вино ваты в этом. Ведь как рассуждают иные капитаны: «Вызову-ка я комис сию часов на 5—6 утра, в 9 часов у портнадзора кончается смена, поэ тому комиссия будет спешить и про верит не все и не очень дотошно». Но когда моряка после напряженно го дня перед отходом будят среди ночи, он не сразу может понять, че го от него хотят. Не случайно в ВРПО «Севрыба» был издан приказ № 350, в котором говорится, что не надо вызывать портнадзор с 23-х до 8 часов, дабы дать морякам возмож ность отдохнуть. Конечно, они дол жны знать обязанности по тревогам назубок, и все же люди есть люди... Так что же увидели мы в резуль тате рейда? Разную подготовку эки пажей судов в разных флотах. Это, тан сказать, первая информация к размышлению. Вторая — различное отношение береговых служб к этой самой подготовке. Третья, думается, в том, что резкое снижение количе ства пьяных на отходе — сам по се бе факт отрадный — требует ныне сведения этого количества к пулю. Участники рейде: В. МИКОЛЮК, ин женер ЦПКТБ, член группы народно го контроля, В. ИЛЬИН, А. ВАРГА НОВ, Н. ПОДГОРНЫЙ — капитаны портнадзора, И. БЕРЕЗЮК, наш ко р респондент. Нарушителям —заслон у ж ТАК РВАЛСЯ мо- J торист транспортного рефрижератора «Иван Шиш кин» Н. И. Агафонов на род ное судно! Да как назло не сговорчивые работники охра ны порта на проходной по пались. Никак не хотели по нять, что рвется морская душа в рейс, кстати, и до отхода-то всего десять ми нут оставалось. Подумаешь, под хмельком рыбак эка грузового района И. О. Хок- конен под влиянием алко гольных паров решил с ши ком подъехать к столовой, а поскольку «Мерседеса» ря дом не оказалось — сел за руль трактора. Не останови ли лихача даже закрытые шлагбаумы. Он проскочил перед самым поездом, чудом миновав беды. Вот только избежать наказания Хокко- нену не удалось. За управ- оставлять на берегу свою «ненаглядную» некоторым выпивохам, и они стараются любыми путями прихватить ее с собой. Не слишком ори гинальный способ придумал для этого токарь БМРТ-0566 «Ленрыбпрома» комсомо лец М. В. Занканов. Сум ку с семью бутылками «Стре лецкой» он просунул в ды ру забора, а сам прошел че рез пятую проходную судо- «Б е с п о п у т а л » невидаль, силы-то при нем. Наверное, в доказательство силушки богатырской он да же оконные стекла выбил и бежать пытался. В итоге не на свой рефрижератор попал моторист, а в медвытрезви тель. Не одинок-, к сожалению, Агафонов, в своих похмель ных страданиях. Все никак не могут смириться е объяв ленной «зеленому змию» борьбой некоторые его по клонники. 11 марта в 9 ча сов утра на проходной посто выми милиционерами был за держан в изрядном подпитии грузчик СРЗ-1 объединения «Мурманская судоверфь» В. Г. Харитонов. 19 марта портовый рабочий первого ление транспортом в нетрез вом состоянии он оштрафо ван госавтонпспекцией на 100 рублен. Дороговато обо шлась ему «прогулка». «Трезвый как стеклыш ко», по его собственному утверждению, матрос БМРТ «Подмосковье» Ар хангельского тралового фло та С. П. Дроздецкий 10 мар та пытался пройти через центральную проходную, об виняя охрану в предвзято сти. Пришлось везти его в больницу, где и была уста новлена у «трезвого как стеклышко» легкая степень опьянения, н это через пол тора часа после задержа ния... Очень не хочется порой верфи н забрал ее, но... был взят с поличным. «На стойку» нес на. судно, что бы вечером пойти в гости и распить. Я сознаю, что по ступил нехорошо. Обещаю, что впредь подобного не по вторится. Прошу убедитель но меня простить». Не прав да ли, хочется поверить за блудшему. Но не спешите. 26 марта Занканов снова за держан на проходной с бу тылкой водки за поясом брюк. На этот раз, как он пояснил, уже не для вечер него визита, а для... протир ки коллектора. Три бутылки водки пы тался пронести 6 марта на «Териберку» матрос Архан гельского тралового флота И. Р. Старовойтов. Его за держали и доставили в ми лицию, где он клятвенно за верял, что бес, дескать, по путал, но больше он ни-ии... Клятвы хватило на четыре дня. И снова вмешался вез десущий «бес», на сей раз он подбил Старовойтова за править тремя бутылками вина обычную медицинскую грелку. В милицин, куда опять попал незадачливый конспиратор, о первом «под виге», он, конечно же, про молчал и в очередном покая нии написал: «Вино нес на день рождения, такое со мной случилось впервые». Более десяти лет работа ет портовым рабочим перво го грузового района рыбного порта В. А. Машихин. Рабо ту знает, материально обес печен. Казалось бы, пример во всем молодым должен по казывать. Но вот какой при мер показал он 24 марта. В часы пик пронес в порт спиртное. Когда закончилась вторая смена, в раздевалке устроил пьянку, а после ре шил и домой прихватить го стинец — пару банок тре сковой печени. Был задер жан и отправлен в вытрезви, тель. Потом он объяснял, что бригадир на их «банке те» не присутствовал, а что в раздевалке делается, ни кто не контролирует. Может, это-то и есть ос новная причина стремлений отдельных людей в чем бы то ни стало обойти закон, сохранить свои привычки. М. КУДРЯВЦЕВ, начальник отдела милиции по охране М урманского морского рыбного порта. ОТ РЕДАКЦИИ. М ногие наде- ю тся на свою безнаказанность. Тот ж е Х окконен был ош тра фован ГАИ, а на предприятии ограничились пока обсуж дени ем его пр о ступка на собра нии смены. На ком иссии по борьбе с пьянством первого грузового района порта соби раю тся вести с ним разговор. Только в управлении «Сев- рыбхолодфлот» нам сообщили, что меры к А гаф онову пр ин я ты (напом ним , что его задер ж али 24 марта). Товарищ еский суд флота оштрафовал его на 50 рублей. Кроме того, он на год лишен визы и пред уп режден, что после первого ж е наруш ения будет с флота уво лен. А вот с матросом С таровой товым разговор по ка не полу чился. Правда, по говорить с ним пы тались. Во время п р и хода «Териберки» в М урм ан ский порт «по зеленой» на судно приш ел зам еститель с е к ретаря партком а А р ха н ге л ь ско го тралового флота А. Н. По пов, пригласили туда и авто ра этого вы ступления, М. И. Кудрявцева. Но беседу они провели с эки па ж е м , потому что Старовойтов на эту встре чу просто не явился. Тут, к а к говорится, и требовательность, и дисциплина налицо. Думаем, что после вы ступле ния газеты меры будут п р и няты и к С таровойтову, и к другим наруш ителям . 25 апреля 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz