Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.
• Ветераны • Х ОРОШАЯ традиция ро дилась £> 1982 году в объединении «Мурманрыб- пром», преобразованном из управления «Мурмансельдь», здесь установили призы имени знатных работников флота, отдавших предприя тию многие годы жизни.. Призы присуждаются луч шим флотским специалистам и целым судовым службам, Добившимся высоких показа телей в соревновании по профессиям, В числе этих трудовых наград есть и приз имени старейшего механика Константина Павловича Максимова. Приз присужда ется лучшим машинным командам. Зная много лет этого опытнейшего специалиста и человека с интересной би ографией, хочу рассказать о нем читателям еженедель ника «Рыбный Мурман». ПОДИЛСЯ К. П. Макси- * мов в Ленинградской области (Петербургской гу бернии) в семье крестьян,- В 16 лет он — прессовщик на льноперерабатывающем предприятии, затем — сле сарь на фарфоровом заводе. С морем Константина Павло вича породнила срочная сл у ж ба в рядах Р ККФ , куда он был призван в 1928 году. Моло дому м оряку повезло — слу ж и ть довелось на линкоре «П ариж ская Коммуна». Воз рождающ ийся флот нашей Ро дины — Красны й флот де монстрировал свои боевые возм ож ности по защите завое ваний О ктября. Примером это му м ож ет сл уж и ть переход ли нко ра «П ариж ская К ом м у на» с Балтики на Черное мо ре. Это был и экзам ен для эки па ж а линкора. В Бискай ском заливе корабль попал в сильнейш ий ш торм, во время которого огромным и волнами с палубы смыло запасы угля. Необузданная стихия не ис пугала, л восхитила Констан тина Павловича — он решил связать свою судьбу с морем. После окончания срочной службы К. П. М аксим ов приез ж ает в М урм анск, чтобы и на «граж данке» с морем не рас ставаться. Первым судном, на котором он начал свою мор с ку ю сл уж б у на Мурмане, был «Персей». На нем м оряк про работал пять лет: кочегаром, маш инистом , м ехаником . При вязанность к одному месту работы, постоянство отмечали всю дальнейш ую трудовую деятельность Константина Пав ловича. Чтобы понять, к а к сложно и трудно было плавать на ста ром, деревянном «Персее», не безы нтересно вспом нить исто рию этого своеобразного суд на. С первых дней Советской власти была разработана широкая программа научно промысловых исследований Баренцева моря. 10 марта 1921 года Председатель Сов наркома В. И. Ленин под писал Декрет об организа ции Плавучего морского ин ститута (Плавморнпна). Но для проведения экспедицион ных исследований Плавмор- нину нужны были суда — плавучие лаборатории* В на чале работы для этого вре менно арендовались различ ные суда, включая и ледо кол «Малыгин». Но инсти туту необходимо было по стоянное судно. Для решения зтой проблемы в 1922 году Плавморнину был передан деревянный корпус зверобойного судна, начатого строительством сибирским про мыш ленником по фамилии М огучий. Недостроенное судно находилось в одном из р у ка вов дельты Северной Двины . Н иканого оборудования для не го, конечно, не было. Но вы ход нашли: паровую м аш ину мощ ностью 350 л. с. сняли с затонувш его буксира, рулевую м аш и н ку и турбодинам о — со списанного миноносца, паро вой котел, насосы — с броне носца «Чесма»... Силовая установка «Персея» в таком «ком плекте» требова ла, м ож но сказать, героиче с ки х усилий маш инной ком ан ды, чтобы судно имело ход, просто ж и ло. Однако, несмот ря на это, Константин Павло вич добросовестно и долго тр у дился на «Персее», обеспечи вая бесперебойную и безава р и й ную работу механизм ов в сло ж ны х экспед ици онны х пла ваниях, даже с заходом во дьды, п о ско л ь ку судно имело ледовую обш ивку. Совсем не случайно имя К. П. Максимова — в чис ле немногих механиков — вошло в историю ПИНРО.; Надо отметить, что с «лег кой руки» «Персея» в после военные годы у Полярного института появился ряд эк спедиционных судов: «Сева стополь», «Тунец», «Пер- сей-Ш» и т. д. (Персей-1» по гиб в начале Великой Оте чественной войны в бухте Эйна полуострова Рыбачий от вражеских бомб). После окончания учебно курсового комбината и по лучения диплома механика- дизелиста Константин Пав лович снова направляется на экспедиционное судно «Ис следователь». И здесь ус пешно работает. Началась война. Признан ный по состоянию здоровья непригодным к военной служ бе, Константин Павлович на- вания их в должности стар ших механиков. И все это в страшной тесноте, так как административного здания управление еще не имело. Нужно сказать, что и сред ние рыболовные траулеры первых выпусков, в основу которых при строительстве положили проект промысло вого судна-логгера для при брежного лова в Балтийском море, были не совсем при способлены для промысла в условиях Северной Атланти ки. Многое, с учетом специ фики промысла, приходи лось доделывать и переде лывать. И здесь опять боль шую роль сыграли опыт и знание условии промысла, накопленные Константином Павловичем при плавании на промысловых и экспедици онных судах. Он многое сде лал для совершенствования поступающей техники. Обла дая особой творческой жил кой, но проявляя исключн- ствне ответственности не может быть ничем компенси ровано — ни высоким 'об разованием, ни бурной дея тельностью, ни обширными знаниями, ничем другим...- Судьба «не выписала» на долю Константина Павлови ча большого образования (он учился только в учебно-кур совом комбинате, который полушутя - полусерьезно на зывали «рыбацкой академи ей», в свое время решив шей проблему командных кадров для рыбной промыш ленности Севера). УКК дал много замечательных спе циалистов, в том числе и не скольких Героев Социалисти ческого Труда). К. П. М аксим ов прошел свои «университеты » в Баренцевом море, плавая на деревянном экспедиционном судне «Пер сей», собранном и построенном буквально из утиля. Это была отличнейш ая ж изненная ш ко ла, способная воспитать боль ш и х энтузиастов рыбохозяй ственной науки и пр а кти ки . правляется военкоматом в «Морзверрыбпром» для пла вания на деревянных судах- комбайнах «Осетр» и «Ось миног». Эти и другие.суда в составе военизированного дивизиона занимались тран спортиров кой грузов для фронта. Экипажи их неред ко в сложнейших условиях фронтового Баренцева моря и е г о . прифронтовой зоны делали большое дело, вне сли свой вклад в разгром гитлеровской Германии. С первых дней организа ции «Мурмансельди» (1950 год) К. 11. Максимов — на чальник технического отде ла и главный механик. Сюда он перешел в составе моря ков группы промысловых судов «Морзверрыбпрома», на базе которого и созда вался новый — сельдяной; флот. Здесь Константин Пав лович на руководящих судо- механичеекпх должностях проработал около 18 лет. Создание «Мурмансельди» сопровождалось многими трудностями. Главная из них — обеспечение нового флота кадрами механнков- днзелнетов, В то время это была довольно дефицитная морская специальность — в рыбной промышленности су да в основном эксплуатиро вались паровые. Мореходные училищ а продол ж али готовить только м ехани ков - паровиков, хотя в миро вом судостроении отдавалось предпочтение двигателям вну треннего сгорания. М урманское высшее мореходное училищ е, где предполагалась подготовка м ехаников - универсалов, де лало только первые шаги. Выручили «Мурмансельдь» демобилизованные военные мо ря ки, имевшие стаж службы на кораблях с двигателями внутреннего сгорания. С тарш и нам было разрешено заним ать долж ности м ехаников на сред них рыболовны х траулерах. Но те хн и ка и для них оказа лась нсвой, непривы чной. Н уж но было ее изучить, осво ить. И вот этот очень сло ж ный и ответственный труд по подготовке кадроз м ехаников для СРТ лег на плечи К. П. М аксимова. В то время техническая служба флота напоминала собой своеобразный учебный комбинат — непрерывно шли занятия по изучению . инструкций и наставлений по эксплуатации судовых меха низмов СРТ, проводилась ат тестация по проверке зна ний, чтобы из общей массы выбрать наиболее опытных специалистов для использо тельпуто скромность (это его отличительная черта харак тера), специалист не наби рал на свой счет количест ва рационализаторских пред ложений. А, видя слабые, узкие места, советовал ме ханикам подумать над их совершенствованием и потом оформить это должным об разом. Константин Павлович Мак симов и его ближайшие по мощники — групповые меха ники вполне справились с этими первыми основными задачами организации рабо ты судов. Флот, как говорится, за работал, хотя это и далось нелегко. Было очень слож но, трудно, но и интересно... Можно только удивляться, ка к этот уж е немолодой, до вольно грузны й, не совсем здоровый человек с самого раннего утра был на промы с ловых судах или в цехах су доремонтных предприятий. Он постоянно что-то разъяснял, советовал, давал указания, со гласовывал. Его авторитет сре ди плавсостава, работников управления флота и см еж ны х предприятий был очень вы сок, непререкаем. К мнению Константина Павловича всегда прислуш ивались, пользовались его советами к а к м еханики, так и работники судоремонт ны х предприятий. Своим без заветным и самоотверженным трудом за м ногие годы он снискал всеобщее уваж ение. Несмотря на большую за грузку и нервное напряже ние, К. П. Максимов был всегда ровен в отношениях со своими подчиненными, никогда не повышал голоса в самых сложных ситуациях. Отличительными чертами его характера были также такие важные качества, как твердость и последователь ность в решениях, а также обязательность в делах, осу ществление которых зависе ло от него. Исключительно исполнительный и трудолю бивый специалист работал от зари до зари, как этого иногда требовали обстоя тельства промысла, не счи таясь со своим личным вре менем, отдыхом и здоровьем. В основе всего этого ле жало высокое чувство ответ ственности за порученное дело. Это важнейшее каче ство, которым в наше время должен обладать любой ра ботник, особенно находящий ся на командном посту. Это начало всех начал. Отсут- Будучи судовым механи ком до глубины своей души, Константин Павлович хоро шо понимал особенности эк сплуатации судовых .механиз мов, придавая особое значе ние двум важнейшим фак торам этого дела: своевре менному проведению про филактических осмотров и ремонтов отдельных узлов и деталей и обеспеченности флота сменно - запасными частями. Собственно, это главное, на чем сейчас стро ятся все прогрессивные си стемы непрерывного техни ческого обслуживания, на шедшие широкое примене ние на всех флотах. Помню, как Ленинградский институт «Гипрорыбфлот» выполнял договорную с «Мурман- сельдыо» работу по опреде лению нзносов основных де талей движения дизелей СРТ, составляя номенклатуру и техническую документацию для организации производ ства запасных частей на предприятиях Минрыбхоза СССР и других ведомств. Константин Павлович, пони мая большую значимость этого мероприятия, не жа лел труда и личного време ни. принимая все возможные и невозможные меры для качественного проведения ис пытаний как в промысловых условиях, так и на лабора торных стендах. К сож алению , эта та к хоро шо начатая важная работа, призванная привести в систе му обеспечение промы словы х флотов запасны ми частями по ряду причин (даже на СРТ, не говоря уж е о более к р у п ны х промы словы х судах) так и не получила своего логиче ского заверш ения. И, пож алуй, очень напрасно... Сейчас за это рассчиты ваем ся в полной мере, ощ ущ ая недооценку это го важ нейш его ком понента тех нической эксплуатации совре менного промы слового флота. А ведь в результате про ведения первого этапа этой работы стало возможным значительно увеличить мо торесурс дизелей завода имени Карла Либкнехта («Буккау-Вольф»), что спо собствовало увеличению межремонтных периодов СРТ. Константин Павлович был рачительным хозяином и учил этому других. Придавая исключительное значение обе спечению флота запасными частями, он вместе с инже нером Н. Г. Елизаровым ор ганизовал образцовое хране ние, учет и распределение по судам запасных частей. Судовые механики воспи тывались ими в духе береж ного отношения к деталям топливной аппаратуры — сердца двигателя, которым не было цены. Трудовая деятельность К. П. Максимова в рыбной промышленности Севера по лучила заслуженную, высо кую оценку — он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени. Константин Павлович — не член партии, но по свое му характеру глубоко граж данственный человек комму нистического склада, чело век большой житейской муд рости. Отдавая дань старым тра дициям флота, администра ция и профсоюзный комитет в свое время поступили очень верно, установив при подведении итогов социали стического соревнования по профессиям приз имени К. П. Максимова, подчеркнув этим его огромный трудо вой вклад в дело организа ции, становления флота и воспитания его кадров, на базе которого развилось и выросло теперешнее славное объединение «Мурмаирыб- пром». Константин Павлович является эталоном механика, человека и гражданина для подрастающего поколения специалистов. За последние три года пер вые места, призы имени К. П. Максимова были при суждены ряду лучших кол лективов, среди которых в 1982 году были машинные команды БМРТ-2639 «Ио- вокуйбышевск» (старший механик О. В. Кувыкнп), БМРТ-0020 «В. Стрельцов» (старший механик В. И. Панченко). И в первом по лугодии 1983 года завоева ли этот приз специалисты БМРТ-0020. В 1984 году приз завоева ли машинные команды сей нера-траулера «Богучар» (старший механик А. И. Ялаш) if БМРТ-0018 «Л. Иванов» (старший механик В. В. Жаринов), в 1985 го ду — ВМРТ-0021 «В. Бро- дюк» (старший механик В. Д. Гришанович) и БМРТ- 0019 «Д. Покрамович» (стар ший механик М. С. Меньши ков). С пециалисты м аш инны х ко манд названны х судов полно стью выполнили условия это го вида соревнования: обеспе чили безаварийную работу ме ханизм ов, систем и устройств за счет вы сокой кул ьтуры тех нической эксплуатации и от личного качества ремонта своими силами, значительно превы сив плановые норм ати вы при соблюдении правил технини безопасности и про изводственной санитарии, до бились эконом ии горю че-см а зочны х материалов, активно участвовали в рационализа торской и изобретательской работе, внедрении новой тех н ики , обеспечили вы сокую лич ную дисциплинированность. Условия на соискание при за имени знатного механика флота К. П. Максимова до вольно сложны и высоко требовательны, но вполне доступны всем машинным командам судов. Конечно, ес ли они представляют собою спаянный, монолитный кол лектив, способный решать любые поставленные задачи. Установление приза име ни К. П. Максимова — боль шая для него честь. Но долги старшему поколению за их большой трудовой и ратный вклад следует пла тить искренним уважением, добротой и постоянным че ловеческим вниманием и в повседневной жизни. Так учит нас партия. Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбном промыш ленности Севера. 25 апреля 138 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz