Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.

• Ветераны • Х ОРОШАЯ традиция ро­ дилась £> 1982 году в объединении «Мурманрыб- пром», преобразованном из управления «Мурмансельдь», здесь установили призы имени знатных работников флота, отдавших предприя­ тию многие годы жизни.. Призы присуждаются луч­ шим флотским специалистам и целым судовым службам, Добившимся высоких показа­ телей в соревновании по профессиям, В числе этих трудовых наград есть и приз имени старейшего механика Константина Павловича Максимова. Приз присужда­ ется лучшим машинным командам. Зная много лет этого опытнейшего специалиста и человека с интересной би­ ографией, хочу рассказать о нем читателям еженедель­ ника «Рыбный Мурман». ПОДИЛСЯ К. П. Макси- * мов в Ленинградской области (Петербургской гу­ бернии) в семье крестьян,- В 16 лет он — прессовщик на льноперерабатывающем предприятии, затем — сле­ сарь на фарфоровом заводе. С морем Константина Павло­ вича породнила срочная сл у ж ­ ба в рядах Р ККФ , куда он был призван в 1928 году. Моло­ дому м оряку повезло — слу­ ж и ть довелось на линкоре «П ариж ская Коммуна». Воз­ рождающ ийся флот нашей Ро­ дины — Красны й флот де­ монстрировал свои боевые возм ож ности по защите завое­ ваний О ктября. Примером это­ му м ож ет сл уж и ть переход ли нко ра «П ариж ская К ом м у­ на» с Балтики на Черное мо­ ре. Это был и экзам ен для эки па ж а линкора. В Бискай­ ском заливе корабль попал в сильнейш ий ш торм, во время которого огромным и волнами с палубы смыло запасы угля. Необузданная стихия не ис­ пугала, л восхитила Констан­ тина Павловича — он решил связать свою судьбу с морем. После окончания срочной службы К. П. М аксим ов приез­ ж ает в М урм анск, чтобы и на «граж данке» с морем не рас­ ставаться. Первым судном, на котором он начал свою мор­ с ку ю сл уж б у на Мурмане, был «Персей». На нем м оряк про­ работал пять лет: кочегаром, маш инистом , м ехаником . При­ вязанность к одному месту работы, постоянство отмечали всю дальнейш ую трудовую деятельность Константина Пав­ ловича. Чтобы понять, к а к сложно и трудно было плавать на ста­ ром, деревянном «Персее», не­ безы нтересно вспом нить исто­ рию этого своеобразного суд­ на. С первых дней Советской власти была разработана широкая программа научно­ промысловых исследований Баренцева моря. 10 марта 1921 года Председатель Сов­ наркома В. И. Ленин под­ писал Декрет об организа­ ции Плавучего морского ин­ ститута (Плавморнпна). Но для проведения экспедицион­ ных исследований Плавмор- нину нужны были суда — плавучие лаборатории* В на­ чале работы для этого вре­ менно арендовались различ­ ные суда, включая и ледо­ кол «Малыгин». Но инсти­ туту необходимо было по­ стоянное судно. Для решения зтой проблемы в 1922 году Плавморнину был передан деревянный корпус зверобойного судна, начатого строительством сибирским про­ мыш ленником по фамилии М огучий. Недостроенное судно находилось в одном из р у ка ­ вов дельты Северной Двины . Н иканого оборудования для не­ го, конечно, не было. Но вы­ ход нашли: паровую м аш ину мощ ностью 350 л. с. сняли с затонувш его буксира, рулевую м аш и н ку и турбодинам о — со списанного миноносца, паро­ вой котел, насосы — с броне­ носца «Чесма»... Силовая установка «Персея» в таком «ком плекте» требова­ ла, м ож но сказать, героиче­ с ки х усилий маш инной ком ан­ ды, чтобы судно имело ход, просто ж и ло. Однако, несмот­ ря на это, Константин Павло­ вич добросовестно и долго тр у ­ дился на «Персее», обеспечи­ вая бесперебойную и безава­ р и й ную работу механизм ов в сло ж ны х экспед ици онны х пла­ ваниях, даже с заходом во дьды, п о ско л ь ку судно имело ледовую обш ивку. Совсем не случайно имя К. П. Максимова — в чис­ ле немногих механиков — вошло в историю ПИНРО.; Надо отметить, что с «лег­ кой руки» «Персея» в после­ военные годы у Полярного института появился ряд эк­ спедиционных судов: «Сева­ стополь», «Тунец», «Пер- сей-Ш» и т. д. (Персей-1» по­ гиб в начале Великой Оте­ чественной войны в бухте Эйна полуострова Рыбачий от вражеских бомб). После окончания учебно­ курсового комбината и по­ лучения диплома механика- дизелиста Константин Пав­ лович снова направляется на экспедиционное судно «Ис­ следователь». И здесь ус­ пешно работает. Началась война. Признан­ ный по состоянию здоровья непригодным к военной служ­ бе, Константин Павлович на- вания их в должности стар­ ших механиков. И все это в страшной тесноте, так как административного здания управление еще не имело. Нужно сказать, что и сред­ ние рыболовные траулеры первых выпусков, в основу которых при строительстве положили проект промысло­ вого судна-логгера для при­ брежного лова в Балтийском море, были не совсем при­ способлены для промысла в условиях Северной Атланти­ ки. Многое, с учетом специ­ фики промысла, приходи­ лось доделывать и переде­ лывать. И здесь опять боль­ шую роль сыграли опыт и знание условии промысла, накопленные Константином Павловичем при плавании на промысловых и экспедици­ онных судах. Он многое сде­ лал для совершенствования поступающей техники. Обла­ дая особой творческой жил­ кой, но проявляя исключн- ствне ответственности не может быть ничем компенси­ ровано — ни высоким 'об­ разованием, ни бурной дея­ тельностью, ни обширными знаниями, ничем другим...- Судьба «не выписала» на долю Константина Павлови­ ча большого образования (он учился только в учебно-кур­ совом комбинате, который полушутя - полусерьезно на­ зывали «рыбацкой академи­ ей», в свое время решив­ шей проблему командных кадров для рыбной промыш­ ленности Севера). УКК дал много замечательных спе­ циалистов, в том числе и не­ скольких Героев Социалисти­ ческого Труда). К. П. М аксим ов прошел свои «университеты » в Баренцевом море, плавая на деревянном экспедиционном судне «Пер­ сей», собранном и построенном буквально из утиля. Это была отличнейш ая ж изненная ш ко ­ ла, способная воспитать боль­ ш и х энтузиастов рыбохозяй­ ственной науки и пр а кти ки . правляется военкоматом в «Морзверрыбпром» для пла­ вания на деревянных судах- комбайнах «Осетр» и «Ось­ миног». Эти и другие.суда в составе военизированного дивизиона занимались тран­ спортиров кой грузов для фронта. Экипажи их неред­ ко в сложнейших условиях фронтового Баренцева моря и е г о . прифронтовой зоны делали большое дело, вне­ сли свой вклад в разгром гитлеровской Германии. С первых дней организа­ ции «Мурмансельди» (1950 год) К. 11. Максимов — на­ чальник технического отде­ ла и главный механик. Сюда он перешел в составе моря­ ков группы промысловых судов «Морзверрыбпрома», на базе которого и созда­ вался новый — сельдяной; флот. Здесь Константин Пав­ лович на руководящих судо- механичеекпх должностях проработал около 18 лет. Создание «Мурмансельди» сопровождалось многими трудностями. Главная из них — обеспечение нового флота кадрами механнков- днзелнетов, В то время это была довольно дефицитная морская специальность — в рыбной промышленности су­ да в основном эксплуатиро­ вались паровые. Мореходные училищ а продол­ ж али готовить только м ехани­ ков - паровиков, хотя в миро­ вом судостроении отдавалось предпочтение двигателям вну­ треннего сгорания. М урманское высшее мореходное училищ е, где предполагалась подготовка м ехаников - универсалов, де­ лало только первые шаги. Выручили «Мурмансельдь» демобилизованные военные мо­ ря ки, имевшие стаж службы на кораблях с двигателями внутреннего сгорания. С тарш и­ нам было разрешено заним ать долж ности м ехаников на сред­ них рыболовны х траулерах. Но те хн и ка и для них оказа­ лась нсвой, непривы чной. Н уж но было ее изучить, осво­ ить. И вот этот очень сло ж ­ ный и ответственный труд по подготовке кадроз м ехаников для СРТ лег на плечи К. П. М аксимова. В то время техническая служба флота напоминала собой своеобразный учебный комбинат — непрерывно шли занятия по изучению . инструкций и наставлений по эксплуатации судовых меха­ низмов СРТ, проводилась ат­ тестация по проверке зна­ ний, чтобы из общей массы выбрать наиболее опытных специалистов для использо­ тельпуто скромность (это его отличительная черта харак­ тера), специалист не наби­ рал на свой счет количест­ ва рационализаторских пред­ ложений. А, видя слабые, узкие места, советовал ме­ ханикам подумать над их совершенствованием и потом оформить это должным об­ разом. Константин Павлович Мак­ симов и его ближайшие по­ мощники — групповые меха­ ники вполне справились с этими первыми основными задачами организации рабо­ ты судов. Флот, как говорится, за­ работал, хотя это и далось нелегко. Было очень слож­ но, трудно, но и интересно... Можно только удивляться, ка к этот уж е немолодой, до­ вольно грузны й, не совсем здоровый человек с самого раннего утра был на промы с­ ловых судах или в цехах су­ доремонтных предприятий. Он постоянно что-то разъяснял, советовал, давал указания, со­ гласовывал. Его авторитет сре­ ди плавсостава, работников управления флота и см еж ны х предприятий был очень вы­ сок, непререкаем. К мнению Константина Павловича всегда прислуш ивались, пользовались его советами к а к м еханики, так и работники судоремонт­ ны х предприятий. Своим без­ заветным и самоотверженным трудом за м ногие годы он снискал всеобщее уваж ение. Несмотря на большую за­ грузку и нервное напряже­ ние, К. П. Максимов был всегда ровен в отношениях со своими подчиненными, никогда не повышал голоса в самых сложных ситуациях. Отличительными чертами его характера были также такие важные качества, как твердость и последователь­ ность в решениях, а также обязательность в делах, осу­ ществление которых зависе­ ло от него. Исключительно исполнительный и трудолю­ бивый специалист работал от зари до зари, как этого иногда требовали обстоя­ тельства промысла, не счи­ таясь со своим личным вре­ менем, отдыхом и здоровьем. В основе всего этого ле­ жало высокое чувство ответ­ ственности за порученное дело. Это важнейшее каче­ ство, которым в наше время должен обладать любой ра­ ботник, особенно находящий­ ся на командном посту. Это начало всех начал. Отсут- Будучи судовым механи­ ком до глубины своей души, Константин Павлович хоро­ шо понимал особенности эк­ сплуатации судовых .механиз­ мов, придавая особое значе­ ние двум важнейшим фак­ торам этого дела: своевре­ менному проведению про­ филактических осмотров и ремонтов отдельных узлов и деталей и обеспеченности флота сменно - запасными частями. Собственно, это главное, на чем сейчас стро­ ятся все прогрессивные си­ стемы непрерывного техни­ ческого обслуживания, на­ шедшие широкое примене­ ние на всех флотах. Помню, как Ленинградский институт «Гипрорыбфлот» выполнял договорную с «Мурман- сельдыо» работу по опреде­ лению нзносов основных де­ талей движения дизелей СРТ, составляя номенклатуру и техническую документацию для организации производ­ ства запасных частей на предприятиях Минрыбхоза СССР и других ведомств. Константин Павлович, пони­ мая большую значимость этого мероприятия, не жа­ лел труда и личного време­ ни. принимая все возможные и невозможные меры для качественного проведения ис­ пытаний как в промысловых условиях, так и на лабора­ торных стендах. К сож алению , эта та к хоро­ шо начатая важная работа, призванная привести в систе­ му обеспечение промы словы х флотов запасны ми частями по ряду причин (даже на СРТ, не говоря уж е о более к р у п ­ ны х промы словы х судах) так и не получила своего логиче­ ского заверш ения. И, пож алуй, очень напрасно... Сейчас за это рассчиты ваем ся в полной мере, ощ ущ ая недооценку это­ го важ нейш его ком понента тех­ нической эксплуатации совре­ менного промы слового флота. А ведь в результате про­ ведения первого этапа этой работы стало возможным значительно увеличить мо­ торесурс дизелей завода имени Карла Либкнехта («Буккау-Вольф»), что спо­ собствовало увеличению межремонтных периодов СРТ. Константин Павлович был рачительным хозяином и учил этому других. Придавая исключительное значение обе­ спечению флота запасными частями, он вместе с инже­ нером Н. Г. Елизаровым ор­ ганизовал образцовое хране­ ние, учет и распределение по судам запасных частей. Судовые механики воспи­ тывались ими в духе береж­ ного отношения к деталям топливной аппаратуры — сердца двигателя, которым не было цены. Трудовая деятельность К. П. Максимова в рыбной промышленности Севера по­ лучила заслуженную, высо­ кую оценку — он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени. Константин Павлович — не член партии, но по свое­ му характеру глубоко граж­ данственный человек комму­ нистического склада, чело­ век большой житейской муд­ рости. Отдавая дань старым тра­ дициям флота, администра­ ция и профсоюзный комитет в свое время поступили очень верно, установив при подведении итогов социали­ стического соревнования по профессиям приз имени К. П. Максимова, подчеркнув этим его огромный трудо­ вой вклад в дело организа­ ции, становления флота и воспитания его кадров, на базе которого развилось и выросло теперешнее славное объединение «Мурмаирыб- пром». Константин Павлович является эталоном механика, человека и гражданина для подрастающего поколения специалистов. За последние три года пер­ вые места, призы имени К. П. Максимова были при­ суждены ряду лучших кол­ лективов, среди которых в 1982 году были машинные команды БМРТ-2639 «Ио- вокуйбышевск» (старший механик О. В. Кувыкнп), БМРТ-0020 «В. Стрельцов» (старший механик В. И. Панченко). И в первом по­ лугодии 1983 года завоева­ ли этот приз специалисты БМРТ-0020. В 1984 году приз завоева­ ли машинные команды сей­ нера-траулера «Богучар» (старший механик А. И. Ялаш) if БМРТ-0018 «Л. Иванов» (старший механик В. В. Жаринов), в 1985 го­ ду — ВМРТ-0021 «В. Бро- дюк» (старший механик В. Д. Гришанович) и БМРТ- 0019 «Д. Покрамович» (стар­ ший механик М. С. Меньши­ ков). С пециалисты м аш инны х ко ­ манд названны х судов полно­ стью выполнили условия это­ го вида соревнования: обеспе­ чили безаварийную работу ме­ ханизм ов, систем и устройств за счет вы сокой кул ьтуры тех­ нической эксплуатации и от­ личного качества ремонта своими силами, значительно превы сив плановые норм ати­ вы при соблюдении правил технини безопасности и про­ изводственной санитарии, до­ бились эконом ии горю че-см а­ зочны х материалов, активно участвовали в рационализа­ торской и изобретательской работе, внедрении новой тех­ н ики , обеспечили вы сокую лич­ ную дисциплинированность. Условия на соискание при­ за имени знатного механика флота К. П. Максимова до­ вольно сложны и высоко­ требовательны, но вполне доступны всем машинным командам судов. Конечно, ес­ ли они представляют собою спаянный, монолитный кол­ лектив, способный решать любые поставленные задачи. Установление приза име­ ни К. П. Максимова — боль­ шая для него честь. Но долги старшему поколению за их большой трудовой и ратный вклад следует пла­ тить искренним уважением, добротой и постоянным че­ ловеческим вниманием и в повседневной жизни. Так учит нас партия. Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбном промыш ­ ленности Севера. 25 апреля 138 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz