Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.
с •Решения XXVII съезда КПСС~в жизнь!9 Работать по-новому Ответ из Минрыбхоза СССР « Г ! ОЧЕМУ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ ВЫПЛАТА 13-Й ЗАРПЛАТЫ за “ 1984 год? Разве мы не заслужили вознаграждения?» — с такими устными и письменными жалобами обращаются рыба ки тралфлота. На самом деле, флот находится в нелегком финансовом по ложении. Достаточно сказать, что на предприятии допущено опережение темпов роста зарплаты над производительностью труда. И в результате Госбанк зарезервировал около шести миллионов рублей фонда материального поощрения. Отсюда и обоснованные недовольства тружеников. Санкции справедливые, ведь флот больше «съедал», чем производил. Но как это могло случиться? И ищет ли руководство управ ления выход из создавшегося положения? На эти вопросы ре дакция попросила ответить заместителя начальника флота Ю. А. ЗИНЬКОВА и главного бухгалтера А. В. АГЕЕВА. 1 А. В. Агеев: — Перерасход фонда зарплаты в прошлом году произошел из-за того, что ряд судов пришлось пе ревести на повременную опла ту труда. Причина — слабая промобстановка в дальних районах. Впервые за 10 дней на промысле трески сложи лась отличная рыбалка. Нор мы и расценки ж е явно уста рели. Но мы не смогли их вовремя пересмотреть. Есте ственно, зарплата опережала производительность. Далее, топливо. Сотни судо-суток бы ли потеряны из-за его отсут ствия. А выплачено около 500 тысяч рублей зарплаты. Не могу не сказать и о том, что нас заставляют направлять лю дей на овощебазы и прочив предприятия, оказывать им по мощь, зачастую за счет фло та. Теперь о задержках оплаты. В отличие от других флотов у нас большая часть расчетов по зарплате ведется вручную. ЦПКТБ шесть (!) лет разраба тывало для нас программу рас чета зарплаты, за которую мы заплатили немалые деньги. Но она несовершенна, к то му же эксплуатируется д о вольно слабо, так как на вы числительном центре ЦПКТБ не хватает машинного време ни. Вместе с тем, наряду с объективными причинами бы ли допущены серьезные про махи. По результатам работы в первом квартале 1986 года флот добился экономии по Д е н ь г и любят с ч е т фонду зарплаты около 400 тысяч рублей. Ю. А. Зиньков: — Тяжелое финансовое положение сло жилось по результатам рабо ты флота в 1985 году в силу ряда как объективных, так и субъективных причин. Только из-за ожидания топлива про стои составили 558 судо-суток, ожидание вы грузки 221 судо- сутки, ожидание причала 75 судо-суток. Потребность в ли мите на ремонт судов флота обеспечена только на 60,6 про цента, а это потери промысло вого времени в результате низкого технического состоя ния судов. В результате изме нения промысловой обстанов ки в дальних районах экипажи работали на нерентабельной сардине, вместо запланиро ванной ставриды, скумбрии. Вместе с тем большая доля потерь приходится на наши промахи, неоперативность. Сни жено направление сырца на пищевые цели на 3,2 процен та, снижена сортность на 0,6 процента. Себестоимость то варной продукции превысила план более чем на 3 миллиона рублей. Штрафы за недопо ставку продукции составили более 1 миллиона рублей. С начала 1986 года флот ра ботает р новы х условиях хо зяйствования. Деятельность те перь оценивается по выполне нию плана поставок, прибыли, в ы п уску пищ евой продукции первого сорта. То есть по тем показателям , с которым и у нас было много проблем в прошлом году. С этой целью проведен тщ ательны й анализ хозяйственно-ф инансовой дея тельности флота в 1985 году. На основании анализа и ре шения балансовой ком иссии ВРПО «Севрыба» разработаны кон кретны е м ероприятия, на правленные на устранение не достатков и повышение эффек тивности производства. По результатам работы за первый квартал 1986 года флот выполнил план по стои мости товарной продукции на 102,3 процента, производи тельности труда — 102,5, стои мости товарной с учетом по ставок — 99,9, получено бо лее 3 миллионов рублей сверх плановой прибыли, обеспече но нормативное соотношение между приростом производи тельности труда и приростом средней зарплаты. Однако М урманская област ная контора Госбанка не раз решает флоту выплату фонда материального поощрения, на стаивает на полном погаше нии долга по резервированию, допущенного по результатам прошлого года. Такая поста новка вопроса не вытекает из действующих нормативных до кументов. Надеемся, что банк сможет решить эту проблему и многотысячный коллектив флота не будет лишен одного из важных экономических ры чагов по повышению эффек тивности производства в но вых условиях хозяйствования. «КПД изобретения» РАССМОТРЕВ статью т. И. Гоникмана «КПД изобретения» * |«РМ» № 7 от 14 февраля 19S6 г.), считаем необходимым согласиться с мнением автора о недопустимости использова ния в качестве критерия деятельности тех или иных подразде лений количество подаваемых заявок на предполагаемые изо бретения. В отрасли, начиная с 1979 года, действуют Условия со циалистического соревнования коллективов, предприятий, про изводственных объединений... за достижение лучших показате лей по рационализаторской, изобретательской и патентно-ли- цензионной работе, утвержденные постановлением Коллегии министерства N9 31 от 24.11.78. В соответствии с этими усло виями основными критериями оценки деятельности являются: количество законченных работ (тем) с созданием или исполь зованием изобретений, количество полученных положительных решений, количество внедренных изобретений, количество по данных заявок, т. е. используется комплекс показателей для оценки деятельности организаций. Решен вопрос тематической направленности творчества. В практике Минрыбхоза существует обязательная разработка тем ников на пятилетку по рационализации и изобретательству на всех бассейнах отрасли. Темники отражают насущные задачи, стоящие перед коллективами, направляют их творческие уси лия на решение проблемных вопросов. Что касается вопроса внедрения биметаллической втулки для различных типов двигателей, то в системе отрасли (на Канда лакшском ОМЗ) закончено изготовление универсальной цен тробежной машины для литья крупногабаритных втулок. Испы тания машины намечены на конец апреля с. г. Изготовлена опыт ная партия в количестве 19 штук втулок для дизелей Д -SO, ко торая в настоящее время проходит испытания. Для серийного изготовления втулок среднего типоразмера необходимы доза торы ж ид кого металла 3-х видов, к проектированию которых в мае 1986 года приступает СКТБ института проблем литья АН УССР. М. ПИЛЕЦКИЙ, начальник Управления науки, техни ки и АСУ. ------ По законам морского товарищества Продолжаем промысел Экипаж траулера «Лихула» Архангельского рыбакколхозсою - за сердечно благодарит экипаж плавбазы «Рига» управления «Севрыбхолодфлот» за помощь. У нас вышла из строя ответ ственная деталь промыслового механизма. За дело взялся то карь плавбазы «Рига» Анатолий Владимирович Рядченко. Всю ночь, не смыкая глаз, он готовил и устанавливал эту деталь. Наш экипаж смог продолжить работу на промысле. По поручению экипажа руководитель отряда судов Архангельского рыбакколхозсоюза КИРИЛ ЛОВ. 14-ти ОТ ШТАМПА К ШТАМПУ нет вагонов? Мы предъявим сан кц и ю за их недопоставку. Там отвечают: мы несем ответ ственность только за те ваго ны , что подаются на наш у территорию . Нам «Севрыбсбыт» их не поставил. «Севрыбсбыт» утверждает, что вагоны в порт поданы. Стали разбираться дальше: стоят вагоны. На, та к сказать, пограничной террито рии. Кто виноват? Не обойтись без детективов. Считаю, что, если договором <^Не заним аться серьезно, его еще глубж е засосет трясина формализма. Нынче у нас и желания не было участвовать в таком бумаж ном соревнова нии. По данным планово-эконо мической службы «Севрыбы», в первом квартале по сравне нию с четвертым больше вы пущ ено пищевой и товарной пр од укции, чуть ли не на 7 процентов выше производи тельность труда. Конечно, для глубокого анализа этого сравнения не достаточно. И то, что резуль таты труда в первом кварта ле оказались выше, — тоже еще не говорит о договоре, как о пятом колесе в телеге. Но информация для раз мышления есть. Можно дополнить ее мно гочисленными фактами, сви детельствующими о том, что на стыке интересов все без исключения друзья по со ревнованию становятся не примиримыми соперниками. «Контрагентами», — как . Метко заметил начальник тралового флота Л. В. Ев графов. — Рыбный порт сэконо мил нам 20 судо-суток, — развил он свою мысль, — а тралфлотовские суда тем не менее нерационально про стояли в порту 567 судо-су ток. Портовики свои обяза тельства выполнили, а нам почему-то от этого нисколь ко не легче. М ожно вспом нить о том, к а к 20 суток вместо 20 часов про должались после ремонта ш вартовны е испы тания БАТ «Петр Сгибнев». Или о потерях промыслового времени в по иска х транспортны х реф риж е раторов. Или о выросшей проблеме с бочкотарой. Можно привести сотни пр и меров того, ногда договор, заклю чаемы й для взаимной помощи, не срабатывает. Но исправно срабатываю т собст венные, иногда сию м инутны е интересы. И напрашивается резон ный вопрос. Кому такое со* ревнование нужно? И в еже недельнике, и в «Полярной правде» неоднократно гово рилось о том, что нужно искать новые, более дейст венные формы соревнования смежников. Предлагалось до полнить моральные стимулы материальными, ввести взаи моувязывающий показатель («Рыбный Мурман» 24 фев раля 1984 года), учитывать валовое время, нормативную обработку судов в порту и т. д. («Рыбный Мурман» 22 июня 1984 года). Решать специалистам, де ло прессы — обнажить нерв проблемы. Немаловажно еще вот что. Снизился уровень руководст ва штабом соревнования. С ни зился в буквальном смысле. Раньше действия см еж ников координировал штаб, создан ный при горком е КПСС, теперь он действует под флагом «Сев- рыбы». А она — такой же уча стн и к содружества, ка к, с ка ж ем , ПИНРО, отделение желез ной дороги. Но что было бы, если бы в спорте арбитром во встрече ком анд был бы один из игроков этих же колл екти вов? Еженедельник каждый год публиковал _ обязательства смежников. Нынче пришлось уйти от этой традиции: слиш ком поздно заключен до говор, треть года позади. Впрочем, у кого сохранил ся текст предыдущих лет, могут смело' им пользовать ся: изменений немного. В этом году, как уже было ска зано, прибавилось несколько качественных показателей. Й то полшага вперед. Раньше й на такую смелость участ ники соревнования не реша лись. Разве что сменят в штампованных фразах циф- РУ-ДРУГУЮ. Скажем, в прошлом году Мурманская судоверфь обя залась обеспечить сокраще ние 350 судо-суток стояноч ного времени в ремонте, в этом году — 300. Так ска зать. прогресс под знаком «ускорения» и «обновле ния». Но перещеголяли всех ж елез нодорож ники. На заре сорев нования см еж ников они вклю чили в договор три п у н кта из д олж ностны х и н стр укц и й , и ночую т эти пун кты из года в год с точностью до запятой. Чтобы совсем упр остить про цедуру составления договора, осталось изготовить ш тамп с единожды и навечно вы резан ными буквам и: «Обеспечить своевременную перевозку... Не д опускать случаев... Р егулярно участвовать...» Совсем к а к у Полыхаева из незабвенных «Двенадцати стульев». Подобный подход к сорев нованию смежников — не просто формализм. Это — формализм, замешанный на неуважении к партнерам. Формализм настолько въелся в поры соревнования смежников, что стал трудно заметным. Он уже чисто инерционно проникает в де ла и бумаги участников и организаторов содружества. Бумага подписывается и забывается до следующего года. А взаимоотношения смежников регулируются другими документами. Про изводственными планами.' Планами поставок. Хозяйст венными договорами. Доку ментами, имеющими юриди ческую силу, предусматри' вающими реальную, жесткую ответственность конкретных людей за неисполнитель ность. В прошлом году, по данным старш его арбитра «Сезрыбы» /I. Л. Ш амш урина, арбитраж рассмотрел 35 споров, во зн и к ш и х в процессе подписания хозяйственны х договоров. Спо ров ж а р ки х , с убедительным и доводами и обоснованием ка ж - Й ой цифры. При подписании оговора четы рнадцати спо ров не было. Никогда. Собрались в малом зале «Севрыбы». Прошли за стол, покрытый красным сукном, поставили 3—4 подписи. Сверкали блицы фотоаппа ратов. Все было как надо. Только ручка протекала. Устарела, наверное. Под стать формам соревнования смежников. В Челябинске создали м еж отраслевую бригаду обувщ и ков и продавцов. Объединили усилия, фонды зарплаты , ма териальны х поощ рений. Воз н икла зависим ость оплаты т р у да от спроса на пр о д укц ию . Качество обуви стало не у с т у пать лучш им заруб еж ны м об разцам. Было все четко пр о думано, и договор о сотруд н и честве заработал так, нан на до. Такая продум анность с учетом ко н кр е тн ы х условий н уж н а и нам. Есть интересное предло жение моряков. Скажем, флоты оценивают работу су доремонтников, судоверфь — деятельность судовладель цев и т. д. Премия зависит от этой оценки. Еще один путь к тому, чтобы уйти от заштампованности соревнова ния смежников, Не единст венный. Нужно только ду мать, В. МИЛЮТИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz