Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.

с •Решения XXVII съезда КПСС~в жизнь!9 Работать по-новому Ответ из Минрыбхоза СССР « Г ! ОЧЕМУ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ ВЫПЛАТА 13-Й ЗАРПЛАТЫ за “ 1984 год? Разве мы не заслужили вознаграждения?» — с такими устными и письменными жалобами обращаются рыба­ ки тралфлота. На самом деле, флот находится в нелегком финансовом по­ ложении. Достаточно сказать, что на предприятии допущено опережение темпов роста зарплаты над производительностью труда. И в результате Госбанк зарезервировал около шести миллионов рублей фонда материального поощрения. Отсюда и обоснованные недовольства тружеников. Санкции справедливые, ведь флот больше «съедал», чем производил. Но как это могло случиться? И ищет ли руководство управ­ ления выход из создавшегося положения? На эти вопросы ре­ дакция попросила ответить заместителя начальника флота Ю. А. ЗИНЬКОВА и главного бухгалтера А. В. АГЕЕВА. 1 А. В. Агеев: — Перерасход фонда зарплаты в прошлом году произошел из-за того, что ряд судов пришлось пе­ ревести на повременную опла­ ту труда. Причина — слабая промобстановка в дальних районах. Впервые за 10 дней на промысле трески сложи­ лась отличная рыбалка. Нор­ мы и расценки ж е явно уста­ рели. Но мы не смогли их вовремя пересмотреть. Есте­ ственно, зарплата опережала производительность. Далее, топливо. Сотни судо-суток бы­ ли потеряны из-за его отсут­ ствия. А выплачено около 500 тысяч рублей зарплаты. Не могу не сказать и о том, что нас заставляют направлять лю ­ дей на овощебазы и прочив предприятия, оказывать им по­ мощь, зачастую за счет фло­ та. Теперь о задержках оплаты. В отличие от других флотов у нас большая часть расчетов по зарплате ведется вручную. ЦПКТБ шесть (!) лет разраба­ тывало для нас программу рас­ чета зарплаты, за которую мы заплатили немалые деньги. Но она несовершенна, к то­ му же эксплуатируется д о ­ вольно слабо, так как на вы­ числительном центре ЦПКТБ не хватает машинного време­ ни. Вместе с тем, наряду с объективными причинами бы­ ли допущены серьезные про­ махи. По результатам работы в первом квартале 1986 года флот добился экономии по Д е н ь г и любят с ч е т фонду зарплаты около 400 тысяч рублей. Ю. А. Зиньков: — Тяжелое финансовое положение сло­ жилось по результатам рабо­ ты флота в 1985 году в силу ряда как объективных, так и субъективных причин. Только из-за ожидания топлива про­ стои составили 558 судо-суток, ожидание вы грузки 221 судо- сутки, ожидание причала 75 судо-суток. Потребность в ли­ мите на ремонт судов флота обеспечена только на 60,6 про­ цента, а это потери промысло­ вого времени в результате низкого технического состоя­ ния судов. В результате изме­ нения промысловой обстанов­ ки в дальних районах экипажи работали на нерентабельной сардине, вместо запланиро­ ванной ставриды, скумбрии. Вместе с тем большая доля потерь приходится на наши промахи, неоперативность. Сни­ жено направление сырца на пищевые цели на 3,2 процен­ та, снижена сортность на 0,6 процента. Себестоимость то­ варной продукции превысила план более чем на 3 миллиона рублей. Штрафы за недопо­ ставку продукции составили более 1 миллиона рублей. С начала 1986 года флот ра­ ботает р новы х условиях хо ­ зяйствования. Деятельность те­ перь оценивается по выполне­ нию плана поставок, прибыли, в ы п уску пищ евой продукции первого сорта. То есть по тем показателям , с которым и у нас было много проблем в прошлом году. С этой целью проведен тщ ательны й анализ хозяйственно-ф инансовой дея­ тельности флота в 1985 году. На основании анализа и ре­ шения балансовой ком иссии ВРПО «Севрыба» разработаны кон кретны е м ероприятия, на­ правленные на устранение не­ достатков и повышение эффек­ тивности производства. По результатам работы за первый квартал 1986 года флот выполнил план по стои­ мости товарной продукции на 102,3 процента, производи­ тельности труда — 102,5, стои­ мости товарной с учетом по­ ставок — 99,9, получено бо­ лее 3 миллионов рублей сверх­ плановой прибыли, обеспече­ но нормативное соотношение между приростом производи­ тельности труда и приростом средней зарплаты. Однако М урманская област­ ная контора Госбанка не раз­ решает флоту выплату фонда материального поощрения, на­ стаивает на полном погаше­ нии долга по резервированию, допущенного по результатам прошлого года. Такая поста­ новка вопроса не вытекает из действующих нормативных до­ кументов. Надеемся, что банк сможет решить эту проблему и многотысячный коллектив флота не будет лишен одного из важных экономических ры ­ чагов по повышению эффек­ тивности производства в но­ вых условиях хозяйствования. «КПД изобретения» РАССМОТРЕВ статью т. И. Гоникмана «КПД изобретения» * |«РМ» № 7 от 14 февраля 19S6 г.), считаем необходимым согласиться с мнением автора о недопустимости использова­ ния в качестве критерия деятельности тех или иных подразде­ лений количество подаваемых заявок на предполагаемые изо­ бретения. В отрасли, начиная с 1979 года, действуют Условия со­ циалистического соревнования коллективов, предприятий, про­ изводственных объединений... за достижение лучших показате­ лей по рационализаторской, изобретательской и патентно-ли- цензионной работе, утвержденные постановлением Коллегии министерства N9 31 от 24.11.78. В соответствии с этими усло­ виями основными критериями оценки деятельности являются: количество законченных работ (тем) с созданием или исполь­ зованием изобретений, количество полученных положительных решений, количество внедренных изобретений, количество по­ данных заявок, т. е. используется комплекс показателей для оценки деятельности организаций. Решен вопрос тематической направленности творчества. В практике Минрыбхоза существует обязательная разработка тем ­ ников на пятилетку по рационализации и изобретательству на всех бассейнах отрасли. Темники отражают насущные задачи, стоящие перед коллективами, направляют их творческие уси­ лия на решение проблемных вопросов. Что касается вопроса внедрения биметаллической втулки для различных типов двигателей, то в системе отрасли (на Канда­ лакшском ОМЗ) закончено изготовление универсальной цен­ тробежной машины для литья крупногабаритных втулок. Испы­ тания машины намечены на конец апреля с. г. Изготовлена опыт­ ная партия в количестве 19 штук втулок для дизелей Д -SO, ко ­ торая в настоящее время проходит испытания. Для серийного изготовления втулок среднего типоразмера необходимы доза­ торы ж ид кого металла 3-х видов, к проектированию которых в мае 1986 года приступает СКТБ института проблем литья АН УССР. М. ПИЛЕЦКИЙ, начальник Управления науки, техни­ ки и АСУ. ------ По законам морского товарищества Продолжаем промысел Экипаж траулера «Лихула» Архангельского рыбакколхозсою - за сердечно благодарит экипаж плавбазы «Рига» управления «Севрыбхолодфлот» за помощь. У нас вышла из строя ответ­ ственная деталь промыслового механизма. За дело взялся то­ карь плавбазы «Рига» Анатолий Владимирович Рядченко. Всю ночь, не смыкая глаз, он готовил и устанавливал эту деталь. Наш экипаж смог продолжить работу на промысле. По поручению экипажа руководитель отряда судов Архангельского рыбакколхозсоюза КИРИЛ­ ЛОВ. 14-ти ОТ ШТАМПА К ШТАМПУ нет вагонов? Мы предъявим сан кц и ю за их недопоставку. Там отвечают: мы несем ответ­ ственность только за те ваго­ ны , что подаются на наш у территорию . Нам «Севрыбсбыт» их не поставил. «Севрыбсбыт» утверждает, что вагоны в порт поданы. Стали разбираться дальше: стоят вагоны. На, та к сказать, пограничной террито­ рии. Кто виноват? Не обойтись без детективов. Считаю, что, если договором <^Не заним аться серьезно, его еще глубж е засосет трясина формализма. Нынче у нас и желания не было участвовать в таком бумаж ном соревнова­ нии. По данным планово-эконо­ мической службы «Севрыбы», в первом квартале по сравне­ нию с четвертым больше вы­ пущ ено пищевой и товарной пр од укции, чуть ли не на 7 процентов выше производи­ тельность труда. Конечно, для глубокого анализа этого сравнения не­ достаточно. И то, что резуль­ таты труда в первом кварта­ ле оказались выше, — тоже еще не говорит о договоре, как о пятом колесе в телеге. Но информация для раз­ мышления есть. Можно дополнить ее мно­ гочисленными фактами, сви­ детельствующими о том, что на стыке интересов все без исключения друзья по со­ ревнованию становятся не­ примиримыми соперниками. «Контрагентами», — как . Метко заметил начальник тралового флота Л. В. Ев­ графов. — Рыбный порт сэконо­ мил нам 20 судо-суток, — развил он свою мысль, — а тралфлотовские суда тем не менее нерационально про­ стояли в порту 567 судо-су­ ток. Портовики свои обяза­ тельства выполнили, а нам почему-то от этого нисколь­ ко не легче. М ожно вспом нить о том, к а к 20 суток вместо 20 часов про­ должались после ремонта ш вартовны е испы тания БАТ «Петр Сгибнев». Или о потерях промыслового времени в по­ иска х транспортны х реф риж е­ раторов. Или о выросшей проблеме с бочкотарой. Можно привести сотни пр и ­ меров того, ногда договор, заклю чаемы й для взаимной помощи, не срабатывает. Но исправно срабатываю т собст­ венные, иногда сию м инутны е интересы. И напрашивается резон­ ный вопрос. Кому такое со* ревнование нужно? И в еже­ недельнике, и в «Полярной правде» неоднократно гово­ рилось о том, что нужно искать новые, более дейст­ венные формы соревнования смежников. Предлагалось до­ полнить моральные стимулы материальными, ввести взаи­ моувязывающий показатель («Рыбный Мурман» 24 фев­ раля 1984 года), учитывать валовое время, нормативную обработку судов в порту и т. д. («Рыбный Мурман» 22 июня 1984 года). Решать специалистам, де­ ло прессы — обнажить нерв проблемы. Немаловажно еще вот что. Снизился уровень руководст­ ва штабом соревнования. С ни­ зился в буквальном смысле. Раньше действия см еж ников координировал штаб, создан­ ный при горком е КПСС, теперь он действует под флагом «Сев- рыбы». А она — такой же уча­ стн и к содружества, ка к, с ка ­ ж ем , ПИНРО, отделение желез­ ной дороги. Но что было бы, если бы в спорте арбитром во встрече ком анд был бы один из игроков этих же колл екти ­ вов? Еженедельник каждый год публиковал _ обязательства смежников. Нынче пришлось уйти от этой традиции: слиш­ ком поздно заключен до­ говор, треть года позади. Впрочем, у кого сохранил­ ся текст предыдущих лет, могут смело' им пользовать­ ся: изменений немного. В этом году, как уже было ска­ зано, прибавилось несколько качественных показателей. Й то полшага вперед. Раньше й на такую смелость участ­ ники соревнования не реша­ лись. Разве что сменят в штампованных фразах циф- РУ-ДРУГУЮ. Скажем, в прошлом году Мурманская судоверфь обя­ залась обеспечить сокраще­ ние 350 судо-суток стояноч­ ного времени в ремонте, в этом году — 300. Так ска­ зать. прогресс под знаком «ускорения» и «обновле­ ния». Но перещеголяли всех ж елез­ нодорож ники. На заре сорев­ нования см еж ников они вклю ­ чили в договор три п у н кта из д олж ностны х и н стр укц и й , и ночую т эти пун кты из года в год с точностью до запятой. Чтобы совсем упр остить про­ цедуру составления договора, осталось изготовить ш тамп с единожды и навечно вы резан­ ными буквам и: «Обеспечить своевременную перевозку... Не д опускать случаев... Р егулярно участвовать...» Совсем к а к у Полыхаева из незабвенных «Двенадцати стульев». Подобный подход к сорев­ нованию смежников — не просто формализм. Это — формализм, замешанный на неуважении к партнерам. Формализм настолько въелся в поры соревнования смежников, что стал трудно­ заметным. Он уже чисто инерционно проникает в де­ ла и бумаги участников и организаторов содружества. Бумага подписывается и забывается до следующего года. А взаимоотношения смежников регулируются другими документами. Про­ изводственными планами.' Планами поставок. Хозяйст­ венными договорами. Доку­ ментами, имеющими юриди­ ческую силу, предусматри' вающими реальную, жесткую ответственность конкретных людей за неисполнитель­ ность. В прошлом году, по данным старш его арбитра «Сезрыбы» /I. Л. Ш амш урина, арбитраж рассмотрел 35 споров, во зн и к­ ш и х в процессе подписания хозяйственны х договоров. Спо­ ров ж а р ки х , с убедительным и доводами и обоснованием ка ж - Й ой цифры. При подписании оговора четы рнадцати спо­ ров не было. Никогда. Собрались в малом зале «Севрыбы». Прошли за стол, покрытый красным сукном, поставили 3—4 подписи. Сверкали блицы фотоаппа­ ратов. Все было как надо. Только ручка протекала. Устарела, наверное. Под стать формам соревнования смежников. В Челябинске создали м еж ­ отраслевую бригаду обувщ и­ ков и продавцов. Объединили усилия, фонды зарплаты , ма­ териальны х поощ рений. Воз­ н икла зависим ость оплаты т р у ­ да от спроса на пр о д укц ию . Качество обуви стало не у с т у ­ пать лучш им заруб еж ны м об­ разцам. Было все четко пр о­ думано, и договор о сотруд н и ­ честве заработал так, нан на­ до. Такая продум анность с учетом ко н кр е тн ы х условий н уж н а и нам. Есть интересное предло­ жение моряков. Скажем, флоты оценивают работу су­ доремонтников, судоверфь — деятельность судовладель­ цев и т. д. Премия зависит от этой оценки. Еще один путь к тому, чтобы уйти от заштампованности соревнова­ ния смежников, Не единст­ венный. Нужно только ду­ мать, В. МИЛЮТИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz