Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.

• Партийная жизнь • л . КОММУНИСТЫ! БУДЬТЕ В АВАНГАРДЕ БОРЬБЫ ЗА ВЫ­ ПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ XXVII СЪЕЗДА КПСС! ЛИЧНЫМ ПРИ­ МЕРОМ УТВЕРЖДАЙТЕ ЧИСТЫЙ И ЧЕСТНЫЙ ОБЛИК ПАР­ ТИЙЦА! Из Призывов Ц К КПСС к 1-Мая 1986 года. ' - I ШШШКШ Ё К г В ПАРТКОМЕ ТРАЛОВОГО ФЛОТА состоялась встреча р уко в о ­ дителей учебы системы м арксистско-ленинского образо­ вания. Пропагандисты обсудили свои задачи по пропаганде ре­ ш ений XXVII съезда КПСС, по мобилизации каж д ого труж ен и на на осущ ествление планов эконом ического развития, нам еченны х О сновными направлениями. Они обсудили обращение м урм ан­ чан — делегатов партийного форума к трудящ им ся области наме­ тить личны е трудовые рубеж и на 1986 год и 12-ю пя ти ле тку. Своими впечатлениями о работе XXVII съезда КПСС, о путя х ускорения социально-эконом ического развития поделился деле­ гат съезда, пропагандист ш колы м арксизм а-ленинизма БАТ «Маршал Еременко» Н. И. Гуцкалов. Много интересны х предло­ ж ений по улучш ению политической и эконом ической учебы пр о­ звучало в вы ступлениях пропагандистов: А. В. Ртищева — за­ местителя начальника управления тралового флота, В. Т. Н и ки ­ тина — первого пом ощ ника кап итана ППР «Навигатор», В. Г. Во­ ронина — первого пом ощ ника кап итана БМРТ «Всполох», В. Н. Половцева — первого пом ощ ника напитана ремонтно-под­ менной номанды, Д. К. М ельникова — инж енера отдела труда и зарплаты управления флота, О. С. Боянуса — заместителя на­ чальника службы эксплуатации. Встречу пропагандистов вел заместитель секретаря партнома тралового флота Н. И. Ж уравлев (на снимне). Ф ото В. КОНОНОВА. ФЛОТСКИЕ КОМИССАРЫ* IT ЕРВЫИ ПОМОЩНИК капитана — колорит­ ная и многоплановая фигу­ ра. Его обязанности,, а тем более действия невозможно до мелочей отразить в уста­ ве или инструкции. Но образ лучших политработников флота мы всегда отождест­ вляем с легендарными комис­ сарами времен гражданской и Великой Отечественной войн. И, наверное, помполи- та имел в виду поэт, воспев комиссара военных лет: «Был приказом он, песней, советом, принесенным бойцу письме­ цом. Выл начальником он при этом, был товарищем и отцом». Огромный смысл заложен в этих простых, но удиви­ тельно емких и точных сло­ вах поэта. Действительно, 5 > первый помощник капитана должен быть для членов эки­ пажа высоко авторитетным и глубоко уважаемым коман­ диром. Он," как талантливый педагог или врач, должен открывать души людей, рас­ полагать к себе, уметь дать полезный совет. Высоки роль и ответст­ венность первого помощника капитана в многогранной деятельности экипажа. Он организует партийно-полити­ ческую ”работу, сочетает в себе единство двух ^ начал: командира и партработника. Первый помощник — заме­ ститель капитана и предста­ витель парткома, вышестоя­ щих местных партийных органов. В практической работе его функции как' парт­ работника всегда преоблада­ ют над функциями адмшш- >> стратора. Партийность зани- ^ мает в нем доминирующую роль. Институт первых помощ­ ников капитанов был учреж­ ден на основании постанов­ ления ЦК ВКП(б) «О полит­ отделах водного транспорта» от 19 апреля 1934 года (Справочник партийного ра­ ботника. Вып. 9, 1935, с. 157 — 158). До 1957 года они находились в номенкла­ туре ЦК КПСС. При Мини­ стерствах морского флота и рыбного хозяйства СССР бы­ ли созданы политические уп­ равления, при пароходствах и флотах работали политотде­ лы, которые направляли ра­ боту первых помощников ка­ питанов. В 1957 году политуп­ равления и политотделы были упразднены. С этого времени первые помощники вошли в номенклатуру обко­ мов партии. Сегодня только на флотах ВРПО «Сеерыба» работает 477 первых помощников ка­ питанов. Это солидный кор­ пус политработников флота. За годы XI пятилетки су­ щественно улучшился его ка­ чественный состав: 325 пер­ вых помощников имеют выс­ шее образование, более по­ ловины из них — высшее и среднее специальное от­ раслевое образование, рабо­ тают в этой должности свы­ ше 5 лет. Разумно сочетает­ ся принцип преемственности опытных п молодых кадров. Из 477 — 126 первых помощ- подборе, воспитании и рас­ становке кадров первых по­ мощников капитанов еще много. Из всех проблем самой острой, на наш взгляд, явля­ ется проблема подбора пер­ вых помощников капитанов. Возникает вопрос: первый помощник капитана — это должность или призвание? Скорее всего, это должность по призванию. Любая про­ фессия, любая работа, а тем- более партийная, требует призвания. Не может быть способного токаря, одарен­ ного судоводителя, знамени­ того врача, талантливого ху­ дожника без призвания. Точ­ но так же нельзя стать на- ков капитанов из числа спе­ циалистов флота с высшим образованием, проявивших способности и желание к пар­ тийной работе. Бесспорно, такие курсы дают основа­ тельную теоретическую под­ готовку и некоторые практи­ ческие навыки выпускникам для самостоятельной партий­ но-политической работы. Од­ нако эта форма подготовки пока далека от совершенст­ ва. В ней прослеживается целый комплекс нерешенных вопросов. Во-первых, срок подготов­ ки политработников флота на базе высшего образования не является оптимальным и вызывает сомнение по ново- «Был п р и к а з о м он, п е с н е й , с о в е т о м . . . » ников капитанов в возрасте до 35 лет. Это огромные достижения в подготовке кадров политработников, ес­ ли учесть, что еще 10 лет назад не все первые помощ­ ники имели даже среднее образование. Но жизнь не стоит на ме­ сте. Она предъявляет все новые, более высокие требо­ вания к подбору и подготов­ ке партийных кадров. «Ру­ ководитель, тесно связанный с массами, идейно убежден­ ный, ' инициативно мысля­ щий. — говорил на XXVII съезде КПСС М. С. Горба­ чев, — такой человек ну­ жен сегодня во главе каж­ дой партийной организации». И таких людей — настоя­ щих флотских комиссаров из числа политработников — у нас немало. Но есть и такие, которые из-за отсутствия специальных идейно-теорети­ ческих знаний, практическо­ го опыта работают недоста­ точно эффективно. Бывает, что кое-кто случайно оказал­ ся в этой должности: к рабо­ те относится формально, по своему образу мыслей и дей­ ствиям не имеет ничего об­ щего с партийно-полнтиче- ской работой и наносит ог­ ромный идейно-нравственный ущерб институту первых по­ мощников капитанов. Одним словом, проблем, недостатков и, нерешенных вопросов в стоящим политработником без призвания и осознанной необходимости вндеть себя в этом качестве. Партийная работа — это не только наука, но и ис­ кусство. Она требует знаний, постоянного вдохновения, творческого поиска и дерза­ ния. И только тот может с честью выполнить эти не­ легкие задачи, кто решил по­ святить себя партийной ра­ боте не ради мнимой славы или «легкой работы», а ра­ ди призвания. И здесь во весь рост встает задача под­ готовки первых помощников капитанов. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕ­ МЯ в Минрыбхозе и Мннморфлоте СССР суще­ ствуют две формы подготов­ ки первых помощников капи­ танов судов: курсы первых помощников (основная фор­ ма) и зональные высшие партийные школы при ЦК КПСС. Но, на наш взгляд, ни одна из этих форм в пол­ ном объеме не решает про­ блему подготовки кадров по­ литработников флота в све­ те решений XXVII съезда КПСС. На годичных (9-месяч­ ных курсах), которые рабо­ тают при высших морских училищах на каждом бассей­ не страны, осуществляется подготовка первых помощни­ ду того, что за год можно подготовить хорошего спе­ циалиста, а тем более полит­ работника. Думается, он дол­ жен быть увеличен до двух лет, т. е. быть таким же, как в Высшей партийной школе. Во-вторых, с 1983 года действующие курсы пре­ следуют двоякую цель: с од­ ной стороны — подготовку первых помощников капита­ нов судов, с другой — поли­ тическую подготовку старше­ го командного состава — -резерва на выдвижение. Как видно, цели эти не однознач­ ны. Следовательно, затраты времени и средств для до­ стижения их несоразмерны, неадекватны. Скажем, по­ литическую подготовку ре­ зерва на выдвижение мож­ но было бы осуществлять па 4-, 5-месячных курсах, В-третьих, непродуманно большое количество слушате­ лей, которые ежегодно на­ правляются на курсы, — 50 человек. Это ставит руковод­ ство и партийные комитеты флотов в затруднительное положение. И подчас приво­ дит к формальному подходу к подбору кандидатур и ис­ пользованию выпуск-ников курсов в должности первых помощников капитанов су­ дов. Все эти вопросы требу­ ют незамедлительного И практического решения. В заочных высших пар­ тийных школах, как прави­ ло, учится незначительный контингент первых помощ­ ников капитанов. Кроме то­ го, в программах школ не учитывается специфика пар­ тийно-политической работы на судах флота рыбной про­ мышленности. Исторические решения XXVII съезда КПСС по ка­ чественному преобразованию нашего общества, коренной перестройке партийной рабо­ ты, предстоящая реоргани­ зация высшей школы вы д в и ­ гают настоятельную необхо­ димость создания при одном из высших морских училищ нашей отрасли факультета политработников с пятигоднч- ным сроком обучения. По нашему мнению, на таком факультете могли бы обу­ чаться коммунисты — пар­ тийные активисты судов но рекомендации партийных ко­ митетов. По окончании учи­ лища они должны получать диплом с двойной специаль­ ностью: политработник — инженер. Такой подход будет в полной мере соответство­ вать ленинским принципам подбора, подготовки и вос­ питания кадров политработ­ ников флота. Новые реальности совре­ менной жизни, коренная перестройка партийной ра­ боты требуют изменения со­ ответствующей главы Уста­ ва слуя{бы и положения о первом помощнике капитана в плане конкретизации его функциональных обязанно­ стей. Сейчас они изложены недостаточно полно и конк­ ретно. Настало время дать бо- ' лее точное название инсти­ туту политработнков флота.- Первый помощник капитана — понятие абстрактное и не отвечает характеру его р а­ боты. При учреждении этого института в 1934 году ему было дано название «по­ мощник капитана по полит­ части». Сокращенное назва­ ние «помполит» до сих пор живет на флоте. На наш взгляд, наиболее целесооб­ разным и обоснованным на­ званием института политра­ ботников флота может быть — заместитель капитана по политической работе. В. Ш АШ КОВ, кандидат исторических на­ ук, и. о. доцента кафедры истории КПСС и научного коммунизма МВИМУ им. Ленинского комсомола. РЫБНЫЙМУРМАН 2S апреля 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz