Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.
• Партийная жизнь • л . КОММУНИСТЫ! БУДЬТЕ В АВАНГАРДЕ БОРЬБЫ ЗА ВЫ ПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ XXVII СЪЕЗДА КПСС! ЛИЧНЫМ ПРИ МЕРОМ УТВЕРЖДАЙТЕ ЧИСТЫЙ И ЧЕСТНЫЙ ОБЛИК ПАР ТИЙЦА! Из Призывов Ц К КПСС к 1-Мая 1986 года. ' - I ШШШКШ Ё К г В ПАРТКОМЕ ТРАЛОВОГО ФЛОТА состоялась встреча р уко в о дителей учебы системы м арксистско-ленинского образо вания. Пропагандисты обсудили свои задачи по пропаганде ре ш ений XXVII съезда КПСС, по мобилизации каж д ого труж ен и на на осущ ествление планов эконом ического развития, нам еченны х О сновными направлениями. Они обсудили обращение м урм ан чан — делегатов партийного форума к трудящ им ся области наме тить личны е трудовые рубеж и на 1986 год и 12-ю пя ти ле тку. Своими впечатлениями о работе XXVII съезда КПСС, о путя х ускорения социально-эконом ического развития поделился деле гат съезда, пропагандист ш колы м арксизм а-ленинизма БАТ «Маршал Еременко» Н. И. Гуцкалов. Много интересны х предло ж ений по улучш ению политической и эконом ической учебы пр о звучало в вы ступлениях пропагандистов: А. В. Ртищева — за местителя начальника управления тралового флота, В. Т. Н и ки тина — первого пом ощ ника кап итана ППР «Навигатор», В. Г. Во ронина — первого пом ощ ника кап итана БМРТ «Всполох», В. Н. Половцева — первого пом ощ ника напитана ремонтно-под менной номанды, Д. К. М ельникова — инж енера отдела труда и зарплаты управления флота, О. С. Боянуса — заместителя на чальника службы эксплуатации. Встречу пропагандистов вел заместитель секретаря партнома тралового флота Н. И. Ж уравлев (на снимне). Ф ото В. КОНОНОВА. ФЛОТСКИЕ КОМИССАРЫ* IT ЕРВЫИ ПОМОЩНИК капитана — колорит ная и многоплановая фигу ра. Его обязанности,, а тем более действия невозможно до мелочей отразить в уста ве или инструкции. Но образ лучших политработников флота мы всегда отождест вляем с легендарными комис сарами времен гражданской и Великой Отечественной войн. И, наверное, помполи- та имел в виду поэт, воспев комиссара военных лет: «Был приказом он, песней, советом, принесенным бойцу письме цом. Выл начальником он при этом, был товарищем и отцом». Огромный смысл заложен в этих простых, но удиви тельно емких и точных сло вах поэта. Действительно, 5 > первый помощник капитана должен быть для членов эки пажа высоко авторитетным и глубоко уважаемым коман диром. Он," как талантливый педагог или врач, должен открывать души людей, рас полагать к себе, уметь дать полезный совет. Высоки роль и ответст венность первого помощника капитана в многогранной деятельности экипажа. Он организует партийно-полити ческую ”работу, сочетает в себе единство двух ^ начал: командира и партработника. Первый помощник — заме ститель капитана и предста витель парткома, вышестоя щих местных партийных органов. В практической работе его функции как' парт работника всегда преоблада ют над функциями адмшш- >> стратора. Партийность зани- ^ мает в нем доминирующую роль. Институт первых помощ ников капитанов был учреж ден на основании постанов ления ЦК ВКП(б) «О полит отделах водного транспорта» от 19 апреля 1934 года (Справочник партийного ра ботника. Вып. 9, 1935, с. 157 — 158). До 1957 года они находились в номенкла туре ЦК КПСС. При Мини стерствах морского флота и рыбного хозяйства СССР бы ли созданы политические уп равления, при пароходствах и флотах работали политотде лы, которые направляли ра боту первых помощников ка питанов. В 1957 году политуп равления и политотделы были упразднены. С этого времени первые помощники вошли в номенклатуру обко мов партии. Сегодня только на флотах ВРПО «Сеерыба» работает 477 первых помощников ка питанов. Это солидный кор пус политработников флота. За годы XI пятилетки су щественно улучшился его ка чественный состав: 325 пер вых помощников имеют выс шее образование, более по ловины из них — высшее и среднее специальное от раслевое образование, рабо тают в этой должности свы ше 5 лет. Разумно сочетает ся принцип преемственности опытных п молодых кадров. Из 477 — 126 первых помощ- подборе, воспитании и рас становке кадров первых по мощников капитанов еще много. Из всех проблем самой острой, на наш взгляд, явля ется проблема подбора пер вых помощников капитанов. Возникает вопрос: первый помощник капитана — это должность или призвание? Скорее всего, это должность по призванию. Любая про фессия, любая работа, а тем- более партийная, требует призвания. Не может быть способного токаря, одарен ного судоводителя, знамени того врача, талантливого ху дожника без призвания. Точ но так же нельзя стать на- ков капитанов из числа спе циалистов флота с высшим образованием, проявивших способности и желание к пар тийной работе. Бесспорно, такие курсы дают основа тельную теоретическую под готовку и некоторые практи ческие навыки выпускникам для самостоятельной партий но-политической работы. Од нако эта форма подготовки пока далека от совершенст ва. В ней прослеживается целый комплекс нерешенных вопросов. Во-первых, срок подготов ки политработников флота на базе высшего образования не является оптимальным и вызывает сомнение по ново- «Был п р и к а з о м он, п е с н е й , с о в е т о м . . . » ников капитанов в возрасте до 35 лет. Это огромные достижения в подготовке кадров политработников, ес ли учесть, что еще 10 лет назад не все первые помощ ники имели даже среднее образование. Но жизнь не стоит на ме сте. Она предъявляет все новые, более высокие требо вания к подбору и подготов ке партийных кадров. «Ру ководитель, тесно связанный с массами, идейно убежден ный, ' инициативно мысля щий. — говорил на XXVII съезде КПСС М. С. Горба чев, — такой человек ну жен сегодня во главе каж дой партийной организации». И таких людей — настоя щих флотских комиссаров из числа политработников — у нас немало. Но есть и такие, которые из-за отсутствия специальных идейно-теорети ческих знаний, практическо го опыта работают недоста точно эффективно. Бывает, что кое-кто случайно оказал ся в этой должности: к рабо те относится формально, по своему образу мыслей и дей ствиям не имеет ничего об щего с партийно-полнтиче- ской работой и наносит ог ромный идейно-нравственный ущерб институту первых по мощников капитанов. Одним словом, проблем, недостатков и, нерешенных вопросов в стоящим политработником без призвания и осознанной необходимости вндеть себя в этом качестве. Партийная работа — это не только наука, но и ис кусство. Она требует знаний, постоянного вдохновения, творческого поиска и дерза ния. И только тот может с честью выполнить эти не легкие задачи, кто решил по святить себя партийной ра боте не ради мнимой славы или «легкой работы», а ра ди призвания. И здесь во весь рост встает задача под готовки первых помощников капитанов. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕ МЯ в Минрыбхозе и Мннморфлоте СССР суще ствуют две формы подготов ки первых помощников капи танов судов: курсы первых помощников (основная фор ма) и зональные высшие партийные школы при ЦК КПСС. Но, на наш взгляд, ни одна из этих форм в пол ном объеме не решает про блему подготовки кадров по литработников флота в све те решений XXVII съезда КПСС. На годичных (9-месяч ных курсах), которые рабо тают при высших морских училищах на каждом бассей не страны, осуществляется подготовка первых помощни ду того, что за год можно подготовить хорошего спе циалиста, а тем более полит работника. Думается, он дол жен быть увеличен до двух лет, т. е. быть таким же, как в Высшей партийной школе. Во-вторых, с 1983 года действующие курсы пре следуют двоякую цель: с од ной стороны — подготовку первых помощников капита нов судов, с другой — поли тическую подготовку старше го командного состава — -резерва на выдвижение. Как видно, цели эти не однознач ны. Следовательно, затраты времени и средств для до стижения их несоразмерны, неадекватны. Скажем, по литическую подготовку ре зерва на выдвижение мож но было бы осуществлять па 4-, 5-месячных курсах, В-третьих, непродуманно большое количество слушате лей, которые ежегодно на правляются на курсы, — 50 человек. Это ставит руковод ство и партийные комитеты флотов в затруднительное положение. И подчас приво дит к формальному подходу к подбору кандидатур и ис пользованию выпуск-ников курсов в должности первых помощников капитанов су дов. Все эти вопросы требу ют незамедлительного И практического решения. В заочных высших пар тийных школах, как прави ло, учится незначительный контингент первых помощ ников капитанов. Кроме то го, в программах школ не учитывается специфика пар тийно-политической работы на судах флота рыбной про мышленности. Исторические решения XXVII съезда КПСС по ка чественному преобразованию нашего общества, коренной перестройке партийной рабо ты, предстоящая реоргани зация высшей школы вы д в и гают настоятельную необхо димость создания при одном из высших морских училищ нашей отрасли факультета политработников с пятигоднч- ным сроком обучения. По нашему мнению, на таком факультете могли бы обу чаться коммунисты — пар тийные активисты судов но рекомендации партийных ко митетов. По окончании учи лища они должны получать диплом с двойной специаль ностью: политработник — инженер. Такой подход будет в полной мере соответство вать ленинским принципам подбора, подготовки и вос питания кадров политработ ников флота. Новые реальности совре менной жизни, коренная перестройка партийной ра боты требуют изменения со ответствующей главы Уста ва слуя{бы и положения о первом помощнике капитана в плане конкретизации его функциональных обязанно стей. Сейчас они изложены недостаточно полно и конк ретно. Настало время дать бо- ' лее точное название инсти туту политработнков флота.- Первый помощник капитана — понятие абстрактное и не отвечает характеру его р а боты. При учреждении этого института в 1934 году ему было дано название «по мощник капитана по полит части». Сокращенное назва ние «помполит» до сих пор живет на флоте. На наш взгляд, наиболее целесооб разным и обоснованным на званием института политра ботников флота может быть — заместитель капитана по политической работе. В. Ш АШ КОВ, кандидат исторических на ук, и. о. доцента кафедры истории КПСС и научного коммунизма МВИМУ им. Ленинского комсомола. РЫБНЫЙМУРМАН 2S апреля 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz