Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.
Ключевая проблема Д ЛЯ НАЧАЛА дазайте раз беремся: кто мы, М ур манское мореходное училище, есть. То, что кузница кадров, резерв флотов — это понят но. Ну а статус этой «кузни цы»? К какой категории под разделений общества мы отно симся? В вопросах финансиро вания и материально-техниче ского развития, увы, к соц культбыту. «Увы» потому, что это не только принято, ио и узако нено. Рискуя пойти вразрез с общепринятыми установками, все же скажу: это неверно по самой своей сути. В нынешнее острое время, когда нашим государством взят курс не ускорение научно-технического прогресса, отраслевые учеб ные заведения типа нашего М М У необходимо считать на чалом производства. И имен но с этих позиций подходить к планам набора, к учебным программам и в целом к вопросу подготовки команд ных кадров среднего звена. Известно, сколь большое значение в решении задач, поставленных • перед страной партийным съездом, отводит ся человеческому фактору. Задачи рыбной отрасли во многом предстоит решать на шим сегодняшним и будущим выпускникам. Стало быть, на до поднимать на новый, бо лее высокий уровень подго товку морских специалистов. Для этого уже не годятся ста рые мерки, нужны новые —1 ззвешенйые и смелые реше ния. Смелые, я подчеркиваю. И непременно — взвешенные, исходящие из трезвой и объ ективной оценки сегодняшних реальностей. А реальности такозы. Во-первых. Как я уже гово рил, отраслевое учебное за ведение должно быть нача лом производства. Именно от производства, непосредствен ного, если можно так выра зиться, потребителя наших кадров, должен идти конкрет ный заказ на конкретного спе циалиста. Да-да, я имею в ви ду серьезное планирование кадрового процесса. Иначе производство окажется (и ока зывается) исключенным из работы по подготовке специа листов для себя же. Сейчас наши флота стоят далеко в стороне от той столбовой до роги, по которой идет выра ботка требований к кадрам, для этих флотов предназна ченных. Мы не имеем сколь- нибудь обоснованных квалифи кационных требований приме нительно к разнообразным морским- специальностям. А это ведет и к качественной, н к количественной диспропор ции в подготовке кадров. Ес ли ж е учесть сопутствующие этому материальные и соци' альные издержки, то важность затронутой проблемы станет еще очевиднее. Что я имею в виду? Каж дый год на наш Северный бас сейн приходят в среднем 100 инженеров-судоводителей (по сле высших мореходных учи лищ) и столько ж е техникоз- судоводителей (после средних мореходных училищ типа на шего ММУ). Все эти 200 моло дых специалистов начинают свою деятельность с долж но сти четвертого помощника ка питана и параллельно продви гаются до вторых помощни ков. На сегодня это единст венно возможный путь, д руго го нет. Ни одной ступени на этой должностной лестнице пропустить нельзя, вне зави симости от образования. Л о гично ли это? Правильно ли? На одни и те же должности ставят и инженеров, и техни ков, а ведь экономические и социальные аспекты их подго товки далеко не равны. Конеч но же, надо остановиться на чем-то одном. На чем же? М ожет, вообще прекратить подготовку техников-судоводи- телей и выпускать лишь инже неров? Но многолетний опыт пока зывает, что техники-судоводи тели не только полностью от вечают должностным требова ниям 4—2-х помощников ка питана, но и вполне успешно справляются с этими обязан ностями. Более того, на ма лотоннажных судах наши вы пускники нередко поднимают ся до капитанов. Так, спраши вается, целесообразно ли го товить и использовать инжене ра там, где хорошо справля ется техник? Еще один аспект этой ж е проблемы. Инженеры-судово дители на флотах приживают ся раза • в три хуже, чем тех ники. Для наглядности: сейчас в бассейне насчитывается 3374 судоводителя. Из них лишь 967 человек имеют выс- ниться просто некуда. Лишь жалких полтора процента занимают в общем ряду предметы узкой специали зации. То есть за четыре го да обучения будущий штур ман, радист, механик занима ется ими ...50 часов, Смешно? Грустно... Надо бы этому от дать четверть всего учебного времени или, как минимум, 20 процентов. Из наших программ впол не и безболезненно м о ж но исключить то, что необхО- димо по данной специально сти лишь на высшей долж но стной ступени. До этой сту пени все равно расти и расти, так что пока дорастешь, поне воле забудешь то, чему тебя учили лет этак ...надцать назад Й чем ты ни разу еще на практике не пользовался. И наоборот. Учебными пла нами совершенно не преду сматривается обучение тому, с чем выпускнику ' придется Ж и з н ь о б я з ы в а ет к смелости те есть по конкретным заяв кам на конкретных специали стов с перечнем тех знаний, умений, навыков, какими он должен обладать. Квалификационные характе ристики должен делать флот, ком у же, как не ему, знать собственные нужды? А уж под эти заявки мы будем подго нять учебные программы и планы, практики. Пример. Сейчас мы готовим радиотехников и радиоопера торов одновременно, не зная, кто именно понадобится фло там. Но! Радиооператора м ож но выучить за год, и он будет отлично стучать на ключе. На подготовку ж е радиотехни ка требуется четыре года. Он пришел на флот (один в двух лицах) и стал работать радио оператором. Год, два, десять. Смысл? Не вижу. А выход есть. Техников надо готовить в ПТУ, а из них — ужа опе раторов. То есть соблюдать - Ю. Б. ПРУТКОВ, НАЧАЛЬНИК МУРМАНСКОГО МОРЕХОДНОГО УЧИЛИЩА шее образование. Причем ? это число входят и работники береговых предприятий, аппа ратов управления. Большинст во из этих 967 человек полу чили высшее образование на базе среднего специального. Остальные 2407 судоводителей работают на флотах после средних мореходных училищ. Половина инженеров-судо водителей — 460 человек — капитаны и старшие по мощники, так и долж но быть. Среди младшего штурманско го состава 1300 техников и лишь 500 инженеров. Это — сегодня. (Напомню: приходит на флота и тех, и других по сто человек.) Такова первая реальность, и не считаться с ней — нельзя. Реальность вторая. Произ водная от первой. Поскольку выпускники (скажем, те же судоводители) высших и сред них учебных заведений изна чально готовятся для одних и тех ж е должностей, то, естест венно, учебные планы и про граммы у них очень близки. Единственное (можно ли его считать столь существенным?) отличие — в расширенном для вуза курсе высшей мате матики. Что ж е касается спе циальной практической подго товки, то есть обучения про фессии, то здесь различия усмотреть практически невоз можно. Даже сам по -себе взятый этот факт, конечно же, не способствует повышению пре стижа инженерного труда, но и это — не главное. Глазное в том, что учебные планы обе их мореходок перегружены настолько, что нет никакой возможности для оперативной перестройки учебного процес са в интересах производства. Более того, мы не можем да ж е обеспечить стыковку ква лификационных характеристик с теми обязанностями, кото рые выпускник будет выпол нять по приходе на флот. В нынешние учебные пла ны у нас в ММ У с предмета ми узкой специализации вкли* столкнуться на судне а пер вые месяцы работы. Да-да, я имею в виду штурманское бу маготворчество, без которогй пока не сделаешь ни шагу. Вот и получается, что 4—2-е помощники капитанов работа ют и за секретарей, и за дело производителей, и за машини стку. Они должны уметь ве сти судовую документацию, общаться С портовыми вла стями, органами снабжения. Должны... А откуда, спрашива ется? Приходится учиться. А это получается не у всех оди наково. Один за пару месяцев может освоиться, а другом у и года мало. Параллелизм в подготовке штурманов в высших и сред них учебных заведениях ведет к неоправданному распылению материальных средств, слож ной техники (все это приходит ся дублировать), вызывает трудности в организации плав- практик. Сразу оговорюсь: считать, что совершенствование учеб ных планов способно принци пиально изменить положение дел, было бы ошибкой. П ро граммы нужно изменять прин ципиально, базируясь на ква лификационные характеристи ки, составленные с учетом раз вития всей рыбной . отрасли. О чем я? Да о том, что еще только приступая к работе, мы должны определять к о нечный результат. Еще одно. Считаю, что пла нировать подготовку специа листов по профессиям мы должны, исходя из перспек тивной потребности флотов. Вот сейчас флотам не н уж ны промрыбаки. Значит, лучше взять вместо них две лишних группы механиков, до кото рых у флотов острая нужда. Но м Ь| этого сделать не м о жем . Во-первых нет их в пла не набора, а во-вторых, не знаем истинных потреб ностей производства на пер спективу даже пяти лет. Потому и говорю я о необхо димости работы по квалифи кационным характеристикам, умную преемственность. М о ж но сказать и иначе: планиро вать рост специалистов. Имен но об этом я и хотел бы по говорить на примере третьей реальности. Становление настоящего ка питана — руководителя, о р ганизатора, специалиста, вос питателя — процесс длитель ный и сложный. Капитана на до растить, воспитывать, учить. Не просто отбирать из пер спективных старпомов, а имен но растить. И этот процесс должен быть управляемым и начинаться с профессиональ ной ориентации школьников. При нынешней системе комплектования мореходных училищ не приходится серь езно говорить о подборе кур сантов п о профессиональной пригодности. Даже сам этот термин в лексиконе училищ отсутствует. Ошибки ж е про являются позже, чаще во время плавпрактик, когда ку р сант «вдруг» понимает, что м оре ему не по силам. Но курсант, даже поняв, боится признаться в этом, а над ад министрацией уже довлеет план выпуска... Что здесь мож но сделать? Думается, лучшим выходом было бы создание специаль ной профилированной школы на базе обычной средней. Су ществуют ж е школы матема тические, спортивные... А там, где есть высшие и среднее учебные заведения, просто не обходимы такие школы, где с самого раннего возраста ве лась бы подготовка будущего моряка. Заботу о таких ш ко лах должен взять на себя Минрыбхоз СССР. Уверен, затраты окупятся сторицей. После м орской школы, пожа луйста, либо в ПТУ, либо в училище типа нашего. А вот подготовка инжене ров-судоводителей, то есть будущих капитаноз, должна вестись только из числа тех ников, успешно достигших должности второго помощника капитана путем их целазого направления на учебу в выс шие училища. Почему? Да п о тому что заведомо ясно, что капитанами из сотен выпу скаемых сейчас будут лишь десятки. Так к чему тран жирить средства, распылять ресурсы? Мне кажется, что комплектование судоводитель ских факультетов вузов вы пускниками средней ш ко лы надо прекратить, что бы не копить балласт, оседаю щий на берегу. Хорошо было бы, если бы будущих капита нов подбирал из техников флот, направлял их на учебу (jj вуз, оплачивая за счет пред приятия стипендию, Соответст вующую служебному положе нию работника. Сроки подготовки инжене ров, учебные планы и про граммы в этом случае д олж ны принципиально отличаться от нынешних, учитывать тех- никумовскую подготовку, пол ностью с ней стыковаться и, главное, ориентироваться на конкретные нужды производст ва. То есть процесс обучения в вузе должен быть поднят на качественно новую ступень, здесь обязаны готовить не просто специалиста, а р уково дителя с широким политиче ским, экономическим и про фессиональным кругозором . Такая преемственность а процессе обучения сейчас не обходима. Чтобы она стала реальностью, нужны смелые организационные решения. Ка кие? Возможны варианты. Но даже при многообразии их ясно одно: необходимы р у ко водство, контроль и ответст венность за деятельностью всей системы. Нужна концент рация материально-технических средств. Думается, все эти функции мог бы взять на се бя региональный центр подго товки или что-то в этом роде. Создание подобных центров сняло бы многие проблемы: позволило бы рациональнее использовать учебно-лабора торную базу, избавило бы от разночтений в обучении и воспитании курсантов, способ ствовало бы усилению роли средней специальной школы во внедрении достижений на учно-технического прогресса. Появилась бы возможность успешно решать такие острыэ социальные вд^росы, как ста бильность командных кадров, обеспечение их жильем. И еще один вопрос, на мой взгляд, заслуживающий серь езного обсуждения. Это — специализация учебных заве дений. Если наши предлож е ния по специальной подготов ке капитанов только из луч ших техников будут приняты, непременно встанет другой вопрос. Одни мы просто не сможем вдоволь насытить МВИМУ лучшими техниками. Для выполнения плана набора придется брать выпускников из той же Архангельской м о реходки. Есть ли смысл? Может-, удобнее и надежнее было бы разделить все учили ща системы Минрыбхоза по специализациям? Нам, скажем, готовить судо водителей и судомехаников- радиотехников, а Архангель ске, соответственно, электро механиков, промрыбаков и т. Д. , Что это дает? Концентрацию усилий, более эффективное использование крайне д ор о го стоящей техники. Соответственно специализа ции училищ мож но будет на бирать и готовить штат высо коквалифицированных педаго гов. По-моему, это — выход. Пусть не лучший, не единст венный, надо думать вместе. Думать и делать. Не откла дывая. Пора, наконец, от со трясения воздуха призывами о перестройке высшей и сред ней специальной школы пе рейти к конкретным делам и начать эту перестройку. К этому обязывает жизнь. РЫБНЫЙМУРМАН 4 апреля 1986 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz