Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.

• К 70'Летию Мурманска • ijVШ ОI f O I i n i U 1927 ГОД. 7 НОЯБРЯ. Вступила в строй первая очередь М урманской тралбазы. Рыболовные траулеры совершили за год 175 рейсов и выловили 175,3 ты­ сячи центнеров рыбы. Большую часть улоза составляла треска [64 процен­ та). Преимущества базирования трало­ вого флота в М урманске были доказа­ ны на практике. 1928 ГОД. Вся рыбная промышленность М урман­ ска состояла из тралбазы, судоверфи, механической мастерской и электро­ станции, которые обслуживали всего 500 рабочих. 1929 ГОД Введены в строй угольная база и первая очередь посолочного завода. МАЙ. В ответ на призыв партии в тралфлоте началось социалистическое соревнование за повышение производи­ тельности труда. Созданы первые удар­ ные бригады в Мурманском рыбном порту. 23—25 ИЮНЯ. Мурманск посетил Максим Горький. 1930 ГОД МАЙ. Ill Мурманская окружная пар­ тийная конференция утвердила план развития рыбной промышленности Мурмана. Весь жилфонд Мурманска составлял 87 тысяч квадратных метров. 1931 ГОД СЕНТЯБРЬ. Открыт морской рыбный техникум (ныне ордена «Знак Почета» М урманское мореходное училище). ДЕКАБРЬ. Пущен в строй холодиль­ ник тралбазы. 1932 ГОД ЯНВАРЬ. В М урманск прибыл пер­ вый траулер 1РТ-58 «Спартак») отечест­ венной постройки. 27 ЯНВАРЯ. Принято постановление Совета Народных Комиссаров СССР о перспективах развития Мурманска, в котором особое внимание уделено тралфлоту. НОЯБРЬ. Открыт Дворец культуры имени С. М. Кирова. 1933 ГОД Траловый флот имел 60 траулеров, которые добыли за год 750 тысяч центнеров рыбы. 1934 ГОД 30 МАРТА. Состоялся первый Празд­ ник Севера. 14 АПРЕЛЯ. Вышел в свет первый номер газеты «Тралфлот» (ныне еж е­ недельник обкома КПСС «Рыбный Мур- ман»|. ОСЕНЬ. В М урманске появился пер­ вый автобусный маршрут. 1935 ГОД ЯНВАРЬ. По инициативе коммунистов тралового флота среди рыбаков нача­ лось движение «тридцатитысячников». Экипажи передовых судов брали обя­ зательство выловить за год не менее 30 тысяч центнеров рыбы. НОЯБРЬ. Первые стахановские рей­ сы РТ-29 «Киров» и РТ-72 «Ленинград». За год строителями Мурманска сда­ но около 20 тысяч квадратных мет­ ров жилья. ~ 1936 ГОД 11 ЯНВАРЯ. Начался стахановский рейс РТ-10 «Лебедка». Рыбаки во гла­ ве с капитаном Н. Е. Скорняковым до­ были за 18 суток 3470 центнеров ры­ бы, выполнив четыре плановых задания. 26 ИЮЛЯ. 18 траулеров справились с планом года. ДЕКАБРЬ. За успехи в освоении Ба­ ренцева м оря группа рыбаков тралфло- та отмечена правительственными награ­ дами. В М урманске шло интенсивное стро­ ительство. Возводились каменные ж и ­ лые дома, рыбокоптильный завод, сто­ ловая для судоремонтников, хлебоза­ вод. Были сданы в эксплуатацию две школы, семь двухэтажных деревянных жилых зданий. Е сть у городов свое начало, З а я в л я ю это от души, М у рм а н с к начинается с причал о в — Ма л е н ь ки х п ричал о в и больших. Причалы... Вам так много доверено . Причалы . Вы — л а д они земли. К вам щекою ш ерш а вою прикасаются бережно Продолжение г о р о д а — корабли . Ясными полярными ночами И к о г д а метель гудит во тьму, Приходите чаще на причалы. Будто бы к н а ч а л у своему. Из песни «Причалы». Музыка А. ЛЯПИНА. Слова В. СЕМЕНОВА. ПОРТ: ОТДЕРЕВЯННЫХСВАЙДО ЖЕЛЕЗОБЕТОНА Н Е Т ФЛОТА без порта приписки.- 11 Наш Мурманский рыбный порт родился, развивался, набирался сил как тралбаза — береговая опора тралового флота. Его становлению и росту способствовал важный шаг — перевод траулеров из Архангельска в Мурманск, где есть все условия для круглогодичного промысла. Мне неоднократно доводилось пи­ сать и рассказывать о порте, в кото­ ром долгие годы работал, но каждый раз в памяти или по документам воссоздается какая-то- новая деталь, событие далеких двадцатых — три­ дцатых годов. Главный элемент порта — причал. Сейчас они в основном из стали и бетона. А ведь были и сплошь де­ ревянные. Как-то обнаружилась схе­ ма забивки первых свай (нумерован­ ных) первого причала. Документ да­ тирован 1926 годом. Пройдем от этого рубежа вдоль причальной ли­ нии первого района порта. Сейчас здесь просторно, а в тридцатые и значительно позже на причалах сто­ яли двухэтажные деревянные строе­ ния. На вторых этажах — кабинеты отделов управлений флота и порта, на первых — приемные цехи рыбо­ комбината. Рыба сюда поступала из трюмов траулеров через специаль­ ные перегружатели — стеллинги, а затем на тачках и тележках — к по- сольным чанам и на другие виды обработки. Молодым морякам и пор­ товикам все это трудно представить — сегодня они видят капитальные здания заводов рыбокомбината и мощные портальные краны на широ­ ких причалах, раскинувшихся вдоль залива на несколько километров, сеть подъездных п 5 7тей железной до­ роги, у которой даже станция с та­ ким «нашенским» названием появи­ лась — «Новорыбная». Все это, конечно, произошло не по мановению волшебной палочки. Страна Советов заботилась о раз­ витии бывших «окраин», отпускались немалые по тем временам средства на строительство растущего Мурман­ ска, в том числе — и порта. Но ре­ шающим фактором в освоении бо­ гатств Севера были люди. История предприятия сохранила некоторые имена двадцатых — тридцатых годов. Это землекоп А. И. Кипчатов, ар­ тельщики плотницких бригад Н. Д.- Самков, А. А. Кудрявцев, ученики .плотников В. М. Кузнецов, Ф. В. Ти- гарев и многие другие строители порта. Порт строился, а его люди рабо­ тали ударными темпами, по-стаханов­ ски. Здесь публикуется снимок, сде­ ланный как бы на стыке старого и нового: мощная строительная техни­ ка готовит фундаменты для прича­ лов на месте отслуживших свой век, видны еще и стеллинги. Пройдет не­ много времени — очертания порта примут современный вид. Как само­ стоятельное предприятие порт ве­ дет отсчет своей истории от 3 ию­ ня 1934 года. Предприятие, на зна­ мени которого — орден Ленина. Выс­ шую награду Родины портовики за­ служили своим самоотверженным трудом и стойкостью в годы военных испытаний. Но это тема другого раз­ говора. А. ХРАПОВИЦКИЙ, ветеран войны и труда. Ф ото П. БЫСТРОУМОВА. Анкета 1. Чем был и остается в вашей судь­ бе М урманск город, рожденный О ктябрем ! 2. Какой период вашей жизни наи­ более тесно связан с историей разви­ тия столицы советского Заполярья! Капитан-директор БАТ «Маршал Ере­ менко» М урманского тралового флота, делегат XXVII съезда КПСС Николай Иванович ГУЦКАЛОВ: « П у т е в к а в ж и з н ь » 1. В моей судьбе этот город занима­ ет особое место. Здесь я вырос от сол­ дата, поступив учиться в М урманское высшее инженерное м орское училище после службы в армии, до флотского командира. Здесь я стал коммунистом. И все мое становление как граждани­ на Страны Советов неразрывно связа­ но с развитием Мурманска. Я органи­ чески слит с ним воедино. И не ра- 3. Кого из своих друзей, товарищей по работе вы хотели бы вспомнить в год 70-летия Мурманска! 4. Каким вы видите будущее города- героя Мурманска! ди громких слов скажу: М урманск — моя судьба, MOjf жизнь. 2. Это середина 60-х годов, период учебы в МВИМУ, когда на моих гла­ зах рос и хорОшел город. Жилстрой, северные кварталы из деревянных пре­ вратились в современные микрорайо­ ны. Драматический театр, плаватель­ ный бассейн, новые кинотеатры, универ­ самы, мощное жилищное строитель­ ство изменили облик Мурманска — крупного промышленного и культурного центра. 3. Прежде всего хочется вспомнить тех, кто дал мне путевку в жизнь. Это преподаватели и руководители МВИМУ Е. И. Портнов, В. Е. Ольховский, К. В. Логинов, С. М. Ельчанинов, Ю. В. Ши- шло, Б. П. Долматов. Мое трудовое ста­ новление проходило под началом П. Е. Ивайловского и Г. А. Кайгородова. Без них не было бы меня как специа­ листа и гражданина. 4. Я вижу М урманск не только вы­ сокоиндустриальным городом (нефтедо­ бывающая, рыбоперерабатывающая промышленность, развитый морской флот), но и крупнейшим культурным центром Заполярья. В этом смысле наш город только начинает заявлять о се­ бе. Председатель профсоюзного комите­ та совета ветеранов М урманского тра­ лового флота, в годы войны радистка РТ-1 «Акула» Ольга Петровка ГЕН- СТЕЛЬ : «Как крылья чайки» 1. Это город моего детства и юности. Затем была учеба ‘в семилетней и ве­ черней школах, курсы радиооператоров при «Мурманрыбе», работа в М урман­ ском траловом флоте с 1940 по 1973 18 апреля 1986 года 6 МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz