Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.

тая Решения XXVII съезда КП С С -6 жизнь! НА ПРОИЗВОДСТВЕ ХОЗЯИН-ТЫ! заочное рабочее собрание Независимо от должности При выпуске соленой продукции у нас терялось около двух тонн сырья в сутки только из-за того, что два транспор­ тера двигались с разными скоростями. Наш комсорг и член совета смены Сергей Приходюк попросил электриков: «Сде­ лайте что-нибудь». А они: «Кабеля нет». Мы говорили И помощнику капитана по производству И. И. Белоусову, й на собраниях поднимали этот вопрос. Безрезультатно. Когда видишь подобное равнодушие людей к делу, душа болит, руки опускаются. А как заинтересовать каждого мо­ ряка (именно каждого, независимо от должности) в хозяй­ ском отношении к производству? Вот, по-моему, один из важнейших вопросов сегодняшнего дня. Ведь и матрос мо­ жет пнуть ногой использованную коробку, а может, выров­ няв смятый краешек, уложить в нее продукцию. Или: на­ клониться за упавшей на палубу рыбиной, а может кинуть ее в отходы, на муку. Главное в этих и тысячах других слу­ чаев понимать, что копейка рубль бережет, что любая мелочь отражается на выполнении рейсового задания. К сожалению, примеров бесхозяйственности немало. И не всегда сами моряки виноваты в ней. Вот, скажем, кон­ чились у нас этикетки для пресервов. Заранее, конечно, да­ вали заявку, но вовремя их не доставили. Пришлось банки складывать в трюм без этикеток. Потом, когда привезли снабжение, принялись вынимать банки наверх, пропускать их через этикетировочную машину и снова — в трюм. «Мар­ тышкин труд» отнял неделю, то есть примерно 200 тысяч банок пресервов. Хозяйское ли это отношение к делу, в дан­ ном случае береговых служб? А вот еще одно непонятное распоряжение с берега. На­ чался шторм, и нам сказали, что будем разгружаться в бух­ те на транспортный рефрижератор. Только было начали вы­ грузку — новый приказ: выйти в море вместе с ТР. Вышли ночью, а утром — снова шторм. «Отвязали» транспорт. Пять дней штормовались. Когда утихло, стали подходить к нам промысловые суда. А куда принимать продукцию? Мы же не успели выгрузиться на ТР. В результате вместо возможных 150— 200 тонн брали тонн по сорок. Промысло­ вики в обиде, а что мы можем сделать? А сколько времени (и продукций!) теряется из-за того, что рыбообрабатывающие машины стоят на фабрике молча­ ливыми памятниками своим изготовителям. Их шесть из двенадцати установленных. Зато кипит ручной труд! Поста­ вили нам в прошлом году великолепную машину, которая «выдает» совершенно готовую тушку, например, ставриды. Вскоре она встала. Наладили. Чуть-чуть поработала, и вот уже почти год возим ее в качестве «мебели». За нее во- семь(!) матросов ловко орудуют шкерочными ножами. Бес­ хозяйственность? Конечно. Есть и еще один аспект этой же проблемы: заинтересо­ ванность моряка в повышении производительности труда, в хозяйском отношении к делу самым тесным образом свя­ зана с оплатой его работы. К примеру, нормо-часы за об­ работку рыбы шкерочными ножами нам идут «машинные», поскольку машина-то стоит рядом. Любой моряк подтвердит: оплата труда экипажей требует совершенствования. И все чаще на судах слышны разговоры о необходимости внедрения хозрасчета. Мы, конечно, знаем, что бригадная форма организации труда является его начальной формой. Но как она применяется на судах? Все свелось к КТУ. Кто- то теперь получает побольше, кто-то поменьше — из одно­ го кармана в другой перекладываем деньги. Только и всего, да еще и настроение людям портим, поскольку этот самый КТУ, как говорят моряки, стал просто дубинкой в руках на­ чальства. А субъективная оценка одного человека другим нередко «отбивает» руки моряку, обижает его. В итоге сни­ жается производительность труда, а, значит, меньше выпу­ скается продукции. Не по-хозяйски! Где же, спрашивается, та демократия, тот коллективный разум, направленные на улучшение производства. все то, что лежит в основе бригадного метода организации и сти­ мулирования труда? Кому нужен этот КТУ? Да, мы успешно справились с рейсовым заданием практи­ чески по всем показателям. Немножко не дотянули до пла­ на по выпуску готовой продукции — 0,3 процента, но по пищевой выполнение составило 111,5 процента. Только обидно: насколько выше были бы наши результаты, если бы каждый моряк и каждый работник береговых служб незави­ симо от должности болел за общее дело, да не на словах, а практически стремился сделать Есе для выполнения экипажем рейсового задания. В. ВЕРГУЛЯЦКИЙ, матрос плавбазы «Полярная звезда». Прения ======== КОЛЛЕКТИВ, ВОСПИТ/Ш РУКОВОДИТЕЛЯ И в центральной, и в местной прессе немало гово­ рится о халатности, о бес­ хозяйственности иных руко­ водителей. И что же? Кри­ тикуемого пожурят, может быть, накажут. А дела в трудовых коллективах зача­ стую не идут лучше. У изворотливого, а не делово­ го руководителя есть алиби на все случаи жизни, защи­ щающее его личную выгоду, благополучие, но не процве­ тание и успех коллектива. Предлагаю, опираясь на закон «О трудовых коллек­ тивах и повышении их роли В управлении предприятия­ ми, учреждениями, органи­ зациями», ввести на руково­ дителей бригад, участков, цехов характеристику-анкету. Она должна состоять из ря­ да вопросов. Таких, напри­ мер: «Часто ли создавались авральные ситуации при вы­ полнении плана?», «Всегда ли качество продукции было на должном уровне?», «Остава­ лись ли незафиксированными нарушения правил техники безопасности?», «Своевремен­ но ли внедрялись новшест­ ва?» Такое анкетирование по­ может выявить руководите­ ля, при котором коллектив не надо будет «подгонять» при­ казами, взысканиями и т. п. Перечень вопросов анкеты необходимо обсудить в тру­ довом коллективе. Анкету раздавать каждому члену коллектива. Заполнение тай­ ное, без подписи, ответы ко­ роткие: «да», «нет». Опу­ скать их в специальные ящи­ ки или урны. Подсчет отве­ тов производится представи­ телями партийной, профсо­ юзной, комсомольской ор­ ганизаций. По результатам анкетирования проводится профсоюзное собрание, про­ токол направляется в выше­ стоящую инстанцию. Данные ан!>.ет позволят дать объективную оценку деятельности руководителей. Таким образом, отпадет на­ добность в частых профес­ сиональных проверках и ат­ тестациях. Анкетирование должност­ ных лиц трудовым коллекти­ вом будет являться беском­ промиссной проверкой на пригодность к руководству. В. КОРДЮКОВ, механик наладчик. После слова —дело Ныне воз-не там Ш естой год ведется строи­ тельство канализационно - на­ сосной станции в рыбном пор­ ту. Об этом с горечью говорил на предыдущем заочном ра­ бочем собрании бригадир СМУ-1 треста «М урм анскпром строй» В. А лексейков. Выступление называлось «Бесхозный объ­ ект». Да, з а такой срок м ожно бы и еще одну Эйфелеву башню соорудить. Но, будем наде­ яться. долгострою приходит ко ­ нец. Сдвинулся воз. Так счи ­ тает начальник производст­ венного отдела СМУ-1 В. Зе- ленко. «Заканчиваем подземную часть работ, — говорит он. — В мае передадим объект суб­ подрядчикам . В третьем кв а р ­ тале канализационно-насосная станция в ном плексе со всеми и нж енерны м и сетями будет сдана в эксплуатацию ». 20 апреля • СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ! СТРАНА ЖДЕТ QT ВАС РЕ­ ВОЛЮЦИОННЫХ ОТКРЫТИИ И ИЗОБРЕТЕЙЙЙ й ТЕХНИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ. ПОВЫШАЙТЕ ЭФФЕК­ ТИВНОСТЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, ЭНЕРГИЧНЕЕ ПРИБЛИЖАИТЕ ИХ К НУЖДАМ ПРО­ ИЗВОДСТВА! ИЗ ПРИЗЫВОВ Ц К КПСС к 1 Мая 1986 года. В мини-интервью, предло­ ж енном руководителям про­ ектных научных и научно-про­ изводственных учреждений ры ­ бацкого города, два вопроса: 1. Что, на ваш взгляд, наибо­ лее ценного вы предложили рыбакам в 1985 году! 3. Над чем работаете сейчас! Как вы помогаете рыбакам? ПИНРО Т р е с к а е сть и б у д е т Пожалуй, наиболее цен­ ной из всех наших разработок можно считать комплексную программу по охране молоди тресковых пород рыб, над ко­ торой, кстати, мы работали три года. Определили районы наибо­ лее плотной концентрации м о­ лоди, критерии допустимого прилова. Наверное, все мурманчане заметили «возвращение» тре­ ски на прилавки магазинов. Зто как раз та самая рыба, которую, попросту говоря, не загубили во младенчестве. Реализация нашей програм­ мы намного повысила эффек­ тивность тралового промысла. А главное — есть уверенность а завтрашнем дне. Ведь мо­ лодь, которую мы оберегаем сегодня, превратится потом в хорошую, полноценную рыбу. Сейчас мы приступили к разработке экологической м о ­ дели системы Баренцева мо« ря. Перспективы огромные. С помощью этой модели мы сможем «задать» морю опре­ деленные биологические усло­ вия и посмотреть, как это от­ разится на его обитателях. Ка­ чество прогнозов повысится. В. ШЛЕЙНИИ, заместитель директор# ПИНРО по научной работе. Севтехрыбпром . . .И н о в а я т а р а В прошлом году наши кон­ структоры наконец-то ре­ шили проблему, над которой «бьются» ученые различных бассейнов вот уже около пят­ надцати лет. Это сушка водо­ рослей. Дело в том, что добы ­ ча ламинарии — дело сезон­ ное. С июня по сентябрь. А у нас, сами знаете, какое лето. В августе заморозки начина­ ются. Короче, открытым спо­ собом не высушишь. Хрониче­ ски Архангельский водорослей вый комбинат недополучал сырье. Т РЕТЬЯ, несколько не­ ожиданная волна мой­ вы прошла в Баренцевом море. Уловы радуют. Уве­ ренно выполняются планы по выпуску пищевой, техниче­ ской продукции. Хорошо идут дела у ры- баков-колхозников. Правда, смущает погода, море штор­ мит. Именно поэтому суда колхозного флота вместе с плавбазами «Северодвинск» и «Рига» отошли ближе к побережью под прикрытие белоснежных сопок, сдают продукцию в тихих гаванях. Не так все благополучно у рыбаков гослова. Хотя у них практически нет пустых заметов, берут из морских недр дары моря, как гово­ рится, по потребности, и тем не менее дрейфуют по не­ скольку суток, ожидая сво­ ей очереди к плавбазам. Это обстоятельство мы попроси­ ли прокомментировать А. Р. Сойкиса, капитана-флагмана судов управления «Севрыб- холодфлот», который. про­ быв три месяца на промыс­ ле, на днях передал свои пол­ номочия А. Ф. Леванову. — Вначале о том, к че­ му вообще не были готовы, — о путине. Прогнозы ска­ зали: мойвы не будет, что привело к некоторой расхо- ложенности. Отсутствовал даже план мероприятий, ко­ торый раньше составлялся ежегодно. Суда были на- Наш специальный 1. Кто строены на облов сельди, за­ били трюмы бочками. Кста­ ти, неужели в «Севрыбе» некому проверить их каче­ ство? Не хочу пока никого конкретно обвинять, но ви­ новники подобной халатно­ сти должны быть строго наказаны, чтобы впредь не допускали этого. Зимой сильно штормило, положение усугублялось тем. что промысел велся в открс^ той части моря, и все-таки приемотранспортный и пе­ рерабатывающий флот, про­ мысловики не сидели сложа руки, старались справляться с трудностями. Но вот в на­ чале марта появились сме­ шанные уловы мойвы и сель­ ди. Вроде бы нет ничего страшного — на то есть сортировочные машины, од­ нако они не могли отделить один вид рыбы от другого. Пришлось этим заниматься вручную. Ясно, темпы обра­ ботки” продукции заметно снизились. Вскоре произошло раз­ деление косяков. Казалось бы. пора рассредоточить флот, на что «Севрыба» не пошла. И вот тогда БМРТ и кошельковисты, работая в одном — двух квадратах, стали мешать друг ДРУГУ- Терялось промвооружение, 18 апреля 1986 года 4 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz