Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.
тая Решения XXVII съезда КП С С -6 жизнь! НА ПРОИЗВОДСТВЕ ХОЗЯИН-ТЫ! заочное рабочее собрание Независимо от должности При выпуске соленой продукции у нас терялось около двух тонн сырья в сутки только из-за того, что два транспор тера двигались с разными скоростями. Наш комсорг и член совета смены Сергей Приходюк попросил электриков: «Сде лайте что-нибудь». А они: «Кабеля нет». Мы говорили И помощнику капитана по производству И. И. Белоусову, й на собраниях поднимали этот вопрос. Безрезультатно. Когда видишь подобное равнодушие людей к делу, душа болит, руки опускаются. А как заинтересовать каждого мо ряка (именно каждого, независимо от должности) в хозяй ском отношении к производству? Вот, по-моему, один из важнейших вопросов сегодняшнего дня. Ведь и матрос мо жет пнуть ногой использованную коробку, а может, выров няв смятый краешек, уложить в нее продукцию. Или: на клониться за упавшей на палубу рыбиной, а может кинуть ее в отходы, на муку. Главное в этих и тысячах других слу чаев понимать, что копейка рубль бережет, что любая мелочь отражается на выполнении рейсового задания. К сожалению, примеров бесхозяйственности немало. И не всегда сами моряки виноваты в ней. Вот, скажем, кон чились у нас этикетки для пресервов. Заранее, конечно, да вали заявку, но вовремя их не доставили. Пришлось банки складывать в трюм без этикеток. Потом, когда привезли снабжение, принялись вынимать банки наверх, пропускать их через этикетировочную машину и снова — в трюм. «Мар тышкин труд» отнял неделю, то есть примерно 200 тысяч банок пресервов. Хозяйское ли это отношение к делу, в дан ном случае береговых служб? А вот еще одно непонятное распоряжение с берега. На чался шторм, и нам сказали, что будем разгружаться в бух те на транспортный рефрижератор. Только было начали вы грузку — новый приказ: выйти в море вместе с ТР. Вышли ночью, а утром — снова шторм. «Отвязали» транспорт. Пять дней штормовались. Когда утихло, стали подходить к нам промысловые суда. А куда принимать продукцию? Мы же не успели выгрузиться на ТР. В результате вместо возможных 150— 200 тонн брали тонн по сорок. Промысло вики в обиде, а что мы можем сделать? А сколько времени (и продукций!) теряется из-за того, что рыбообрабатывающие машины стоят на фабрике молча ливыми памятниками своим изготовителям. Их шесть из двенадцати установленных. Зато кипит ручной труд! Поста вили нам в прошлом году великолепную машину, которая «выдает» совершенно готовую тушку, например, ставриды. Вскоре она встала. Наладили. Чуть-чуть поработала, и вот уже почти год возим ее в качестве «мебели». За нее во- семь(!) матросов ловко орудуют шкерочными ножами. Бес хозяйственность? Конечно. Есть и еще один аспект этой же проблемы: заинтересо ванность моряка в повышении производительности труда, в хозяйском отношении к делу самым тесным образом свя зана с оплатой его работы. К примеру, нормо-часы за об работку рыбы шкерочными ножами нам идут «машинные», поскольку машина-то стоит рядом. Любой моряк подтвердит: оплата труда экипажей требует совершенствования. И все чаще на судах слышны разговоры о необходимости внедрения хозрасчета. Мы, конечно, знаем, что бригадная форма организации труда является его начальной формой. Но как она применяется на судах? Все свелось к КТУ. Кто- то теперь получает побольше, кто-то поменьше — из одно го кармана в другой перекладываем деньги. Только и всего, да еще и настроение людям портим, поскольку этот самый КТУ, как говорят моряки, стал просто дубинкой в руках на чальства. А субъективная оценка одного человека другим нередко «отбивает» руки моряку, обижает его. В итоге сни жается производительность труда, а, значит, меньше выпу скается продукции. Не по-хозяйски! Где же, спрашивается, та демократия, тот коллективный разум, направленные на улучшение производства. все то, что лежит в основе бригадного метода организации и сти мулирования труда? Кому нужен этот КТУ? Да, мы успешно справились с рейсовым заданием практи чески по всем показателям. Немножко не дотянули до пла на по выпуску готовой продукции — 0,3 процента, но по пищевой выполнение составило 111,5 процента. Только обидно: насколько выше были бы наши результаты, если бы каждый моряк и каждый работник береговых служб незави симо от должности болел за общее дело, да не на словах, а практически стремился сделать Есе для выполнения экипажем рейсового задания. В. ВЕРГУЛЯЦКИЙ, матрос плавбазы «Полярная звезда». Прения ======== КОЛЛЕКТИВ, ВОСПИТ/Ш РУКОВОДИТЕЛЯ И в центральной, и в местной прессе немало гово рится о халатности, о бес хозяйственности иных руко водителей. И что же? Кри тикуемого пожурят, может быть, накажут. А дела в трудовых коллективах зача стую не идут лучше. У изворотливого, а не делово го руководителя есть алиби на все случаи жизни, защи щающее его личную выгоду, благополучие, но не процве тание и успех коллектива. Предлагаю, опираясь на закон «О трудовых коллек тивах и повышении их роли В управлении предприятия ми, учреждениями, органи зациями», ввести на руково дителей бригад, участков, цехов характеристику-анкету. Она должна состоять из ря да вопросов. Таких, напри мер: «Часто ли создавались авральные ситуации при вы полнении плана?», «Всегда ли качество продукции было на должном уровне?», «Остава лись ли незафиксированными нарушения правил техники безопасности?», «Своевремен но ли внедрялись новшест ва?» Такое анкетирование по может выявить руководите ля, при котором коллектив не надо будет «подгонять» при казами, взысканиями и т. п. Перечень вопросов анкеты необходимо обсудить в тру довом коллективе. Анкету раздавать каждому члену коллектива. Заполнение тай ное, без подписи, ответы ко роткие: «да», «нет». Опу скать их в специальные ящи ки или урны. Подсчет отве тов производится представи телями партийной, профсо юзной, комсомольской ор ганизаций. По результатам анкетирования проводится профсоюзное собрание, про токол направляется в выше стоящую инстанцию. Данные ан!>.ет позволят дать объективную оценку деятельности руководителей. Таким образом, отпадет на добность в частых профес сиональных проверках и ат тестациях. Анкетирование должност ных лиц трудовым коллекти вом будет являться беском промиссной проверкой на пригодность к руководству. В. КОРДЮКОВ, механик наладчик. После слова —дело Ныне воз-не там Ш естой год ведется строи тельство канализационно - на сосной станции в рыбном пор ту. Об этом с горечью говорил на предыдущем заочном ра бочем собрании бригадир СМУ-1 треста «М урм анскпром строй» В. А лексейков. Выступление называлось «Бесхозный объ ект». Да, з а такой срок м ожно бы и еще одну Эйфелеву башню соорудить. Но, будем наде яться. долгострою приходит ко нец. Сдвинулся воз. Так счи тает начальник производст венного отдела СМУ-1 В. Зе- ленко. «Заканчиваем подземную часть работ, — говорит он. — В мае передадим объект суб подрядчикам . В третьем кв а р тале канализационно-насосная станция в ном плексе со всеми и нж енерны м и сетями будет сдана в эксплуатацию ». 20 апреля • СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ! СТРАНА ЖДЕТ QT ВАС РЕ ВОЛЮЦИОННЫХ ОТКРЫТИИ И ИЗОБРЕТЕЙЙЙ й ТЕХНИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ. ПОВЫШАЙТЕ ЭФФЕК ТИВНОСТЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, ЭНЕРГИЧНЕЕ ПРИБЛИЖАИТЕ ИХ К НУЖДАМ ПРО ИЗВОДСТВА! ИЗ ПРИЗЫВОВ Ц К КПСС к 1 Мая 1986 года. В мини-интервью, предло ж енном руководителям про ектных научных и научно-про изводственных учреждений ры бацкого города, два вопроса: 1. Что, на ваш взгляд, наибо лее ценного вы предложили рыбакам в 1985 году! 3. Над чем работаете сейчас! Как вы помогаете рыбакам? ПИНРО Т р е с к а е сть и б у д е т Пожалуй, наиболее цен ной из всех наших разработок можно считать комплексную программу по охране молоди тресковых пород рыб, над ко торой, кстати, мы работали три года. Определили районы наибо лее плотной концентрации м о лоди, критерии допустимого прилова. Наверное, все мурманчане заметили «возвращение» тре ски на прилавки магазинов. Зто как раз та самая рыба, которую, попросту говоря, не загубили во младенчестве. Реализация нашей програм мы намного повысила эффек тивность тралового промысла. А главное — есть уверенность а завтрашнем дне. Ведь мо лодь, которую мы оберегаем сегодня, превратится потом в хорошую, полноценную рыбу. Сейчас мы приступили к разработке экологической м о дели системы Баренцева мо« ря. Перспективы огромные. С помощью этой модели мы сможем «задать» морю опре деленные биологические усло вия и посмотреть, как это от разится на его обитателях. Ка чество прогнозов повысится. В. ШЛЕЙНИИ, заместитель директор# ПИНРО по научной работе. Севтехрыбпром . . .И н о в а я т а р а В прошлом году наши кон структоры наконец-то ре шили проблему, над которой «бьются» ученые различных бассейнов вот уже около пят надцати лет. Это сушка водо рослей. Дело в том, что добы ча ламинарии — дело сезон ное. С июня по сентябрь. А у нас, сами знаете, какое лето. В августе заморозки начина ются. Короче, открытым спо собом не высушишь. Хрониче ски Архангельский водорослей вый комбинат недополучал сырье. Т РЕТЬЯ, несколько не ожиданная волна мой вы прошла в Баренцевом море. Уловы радуют. Уве ренно выполняются планы по выпуску пищевой, техниче ской продукции. Хорошо идут дела у ры- баков-колхозников. Правда, смущает погода, море штор мит. Именно поэтому суда колхозного флота вместе с плавбазами «Северодвинск» и «Рига» отошли ближе к побережью под прикрытие белоснежных сопок, сдают продукцию в тихих гаванях. Не так все благополучно у рыбаков гослова. Хотя у них практически нет пустых заметов, берут из морских недр дары моря, как гово рится, по потребности, и тем не менее дрейфуют по не скольку суток, ожидая сво ей очереди к плавбазам. Это обстоятельство мы попроси ли прокомментировать А. Р. Сойкиса, капитана-флагмана судов управления «Севрыб- холодфлот», который. про быв три месяца на промыс ле, на днях передал свои пол номочия А. Ф. Леванову. — Вначале о том, к че му вообще не были готовы, — о путине. Прогнозы ска зали: мойвы не будет, что привело к некоторой расхо- ложенности. Отсутствовал даже план мероприятий, ко торый раньше составлялся ежегодно. Суда были на- Наш специальный 1. Кто строены на облов сельди, за били трюмы бочками. Кста ти, неужели в «Севрыбе» некому проверить их каче ство? Не хочу пока никого конкретно обвинять, но ви новники подобной халатно сти должны быть строго наказаны, чтобы впредь не допускали этого. Зимой сильно штормило, положение усугублялось тем. что промысел велся в открс^ той части моря, и все-таки приемотранспортный и пе рерабатывающий флот, про мысловики не сидели сложа руки, старались справляться с трудностями. Но вот в на чале марта появились сме шанные уловы мойвы и сель ди. Вроде бы нет ничего страшного — на то есть сортировочные машины, од нако они не могли отделить один вид рыбы от другого. Пришлось этим заниматься вручную. Ясно, темпы обра ботки” продукции заметно снизились. Вскоре произошло раз деление косяков. Казалось бы. пора рассредоточить флот, на что «Севрыба» не пошла. И вот тогда БМРТ и кошельковисты, работая в одном — двух квадратах, стали мешать друг ДРУГУ- Терялось промвооружение, 18 апреля 1986 года 4 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz