Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.

Решения XXVII съезда КПСС -в жизнь! * fc , Правофланговые 1Пришли ответы Хорошо по­ работали в ми­ нувшем рейсе моряки СРТ «Котоярви» Ар­ хангельска г о рыбакколх о з- союза. Задание пятимесяч н о - го рейса вы­ полнено на 130 Процентов. Сре. ди передовых членов экипажа — матросы С. Р. Закиров, Н. Ф. Понома­ рев, И. М. Ива­ нов, которых вы видите на снимке. Фото В. Ко­ нецкого. — ■■■■ Информация для новаторов Конкурс закончен— конкурс продолжается Месяц назад закончился э к ­ спресс-кон курс на лучшее гр у ­ зозахватное приспособление для полиэтиленовы х бочек. Компетентная ком иссия ото­ брала из 52 заявок семь пред­ лож ений. По одному из них был изготовлен эксперим ен­ тальный экзем пляр... На испы таниях все с зам и­ ранием сердца смотрели, к а к обжимающ ее устройство дер­ ж и т бочку. И когда, казалось, все прош ло удачно, бочка «по­ ползла» вниз. Те условия для грузозахватны х приспособле­ ний, которы е были предъяв­ лены к рацпредложениям , ока­ зались верны лиш ь для холод­ ного времени года. Весной и летом, при плюсовой темпера­ туре, обжимающ ее устройство для полиэтиленовой тары не­ пригодно: бочка прогибается... И все-таки те 300 рублей, ко ­ торы е выделены для поощре­ ния участников кон курса, пой­ дут по назначению . За ори­ гинальность ко н стр укц и и по­ ощрены рационализаторы: В. М. Алимов, Ю. И. Терентьев, Т. Н. Ш ары гина, А. Н. Мылов, А. В. Ш ульгин, И. Л. Ж енжер, Н. В. Содовская и другие. Бюро по рационализации и изобретательству ры бного пор­ та вновь обратилось ко всем новаторам: разработать грузо­ захватны е приспособления с поддерж ивающ им устройством. Итак, изобретатели, слово за вами. М. НИКОНОРЕНКОВ, главный технолог рыбного порта. С. СВЕТЛОВА, наш корр. «Парадоксы условной экономии» Так назывался материал, опубликованный в пятом номере еженедельника. Речь шла 9 том, что из-за отсутствия необходимых методических документов и технически обоснованных норма­ тивов в объединении «Мурманская судоверфь» не выплачивается премия за экономию материй* лов. Редакция получила ответ из Мини­ стерства рыбного хозяйства СССР. Внимательно ознакомившись с вопросами, поднятыми в статье, сообщаем, что клайпед­ ское отделение ЦКТИС разработало д оку­ менты «Типовая инструкция по учету эконо­ мии материальных ресурсов на судоремонт­ ных предприятиях Минрыбхоза СССР» и «Ти­ повое положение о материальном стимулиро­ вании за экономию материальных и топлив- но - энергетических ресурсов», в которых учтены специфические особенности судоре­ монтного производства. Проекты документов согласованы со всеми заинтересованными ор­ ганизациями, в том числе с ВРПО «Севрыба». После утверждения в министерстве указан­ ные типовые документы будут разосланы всем заинтересованным предприятиям и ор­ ганизациям отрасли. Г. МЕЩЕРЯКОВ, начальник управления эксплу­ атации флота и портов. Пришел ответ из ВРПО «Севрыба». Действительно, основным препятствием для стимулирования работников М урманской су­ доверфи за экономию материальных ресур­ сов является отсутствие нормативов на вы­ пуск продукции в судоремонте. Практически невозможно установить техни­ чески обоснованную норму на ремонт суд­ на, его отдельную конструкцию или узел, так как все зависит от технического состоя­ ния конкретного объекта. И, как правильно отмечено в статье, потребность в материалах определяется по результатам дефектации. После чего составляется материальная ве­ домость, служащая основанием для отпуска материалов на объект. Однако отсутствие норм на отдельные объекты ремонта не является препятствием для разработки технически обоснованных норм на виды судоремонтных рябот, из ко ­ торых в конечном итоге будут складываться обоснованные расходы материалов на суд­ но. В настоящее время такие нормы суще­ ствуют на предприятии почти на все виды работ. Отсутствующие нормативы заинтере­ сованные службы судоверфи могут разра­ ботать самостоятельно. Организовать премирование за фактиче­ скую экономию материалов, по нашему мне­ нию, в судоремонте возможно. Но для этого предприятию необходимо разработать нор­ мы на виды судоремонтных работ, утвердить их в установленном порядке и обеспечить четкий контроль за внутризаводским движе­ нием материала. При этом за отчетный пе­ риод взять срок ремонта судна, от начала до закрытия заказа. На эти и на ряд других недостатков было обращено внимание М урманской судоверфи на заседании бассейновой комиссии. С. ШЕВЧЕНКО, начальник отдела судоремон­ та и технической эксплуатации флота. Мы попросили заместителя началь­ ника отдела судоремонта и техниче­ ской эксплуатации флота ВРПО «Сев- рыба» В. А. ХИЖНЯКОВА более по­ пулярно разъяснить суть предложений ВРПО. — Дело в том, что весь судоремонт со­ стоит из работ. Виды работ четко опреде­ лены в специальном справочнике. Например: ремонт насоса. М ож ет производиться три типа ремонта. Текущий, средний и капиталь­ ный. В каждом из трех случаев в справочни­ ке предусматриваются все работы, какие на­ до выполнить. (Собрать, разобрать насос, заточить вал и т. д.) Так вот. Для каждой из указанных работ в том же справочнике определено, сколько надо материала. Это и есть те слмые технически обоснованные нормы на виды работ. Вот из них-то и бу­ дет в итоге складываться технически обосно­ ванный расход материалов на судно. А зная, сколько надо потратить, мы уже можем точ­ но определить, есть экономия или нет. судоремонта — ЗА ТРИ МЕСЯЦА? ки и краски вряд ли кому п о ­ кажутся заманчивыми атри­ бутами бытия. Причем на суд­ не холодно, моряки спасают­ ся отопительными приборами, за которые пожарные по го­ ловке не гладят. Помыться — надо ехать в город. Туалет на берегу. В гостиницах жить — дорого, да и в какой гостини­ це будут держать годами? С недавнего времени уда­ ю с ь частично решить эту проблему, стали на ремонти­ рующихся судах работать эстонские специалисты. Однако всеобщего удоволь­ ствия не наблюдается. Причи­ на — отношение людей к де­ лу. Есть среди эстонских спе­ циалистов такие, о которых мурманчане говорят чуть ли не с нежностью: рефмеханик Щеголихин, электромеханик Наст, начальник радиостанции Пушечников и ряд других. Но есть и те, для кого «день прошел и слава богу». Правда, доля местного ря­ дового состава сравнительно невелика, все-таки большин­ ство — мурманчане. Но кто? Чаще всего «штрафники», поэ­ том у дисциплина на ремонти­ рующихся судах оставляет ж е ­ лать лучшего. Более того: от­ дел кадров флота посылает людей на 2—3 месяца, потом приезжают другие. Какое уж там качество работы! На «Гольфстриме» за три года сменились 13 старпомов и 10 капитанов! Только ведь кадровая про­ блема втугую завязана со сроками ремонта. Почему-то мы считаем вполне нормаль­ ным явлением то, что суда стоят годами. А почему они должны стоять годами? Да, мала судоремонтная база — это понятно. Да, порой не­ легко найти необходимое обо­ рудование — тоже ясно. Не­ понятно другое: когда специа­ листы ВРПО корректирую т ремонтную ведомость, со­ ставленную на судне, они вы­ брасывают все, что не «впи­ сывается» в лимит. Хотя ве­ ликолепно знают, что во вре­ мя ремонта все это «вылезет» обязательно. А, «вылезая», оно так «растягивает удоволь­ ствие», так удорожает ре­ монт и столько тащит за со­ бой сложных проблем! На­ пример, планировали на «Гольфстриме» заменить 4,5 метра палубы — «вылезло» 160 метров. Конечно, судно старое, и все-все предвидеть невозможно. Скажем, такой случай: вздулся линолеум в каюте старпома, подняли его, а там... палубы нет, истлел металл. Ясно, что непредви­ денные, неучтенные в ремонт­ ной ведомости работы неиз­ бежны. Речь о другом, о том, чтобы не вычеркивать вероят­ ное — очевидное. И еще. Непонятно, чем же все-таки руководствуются д о ­ говаривающиеся стороны — заказчик-завод — обуславли­ вая многолетнее стояние суд­ на у стенки, опять же заве­ домо зная, что фактический ремонт займет несколько ме­ сяцев. * ★ ★ Об этих проблемах мы го­ ворили с главным инженером Балтийского судоремонтного завода Сергеем Федоровичем Кондратенко. Вкратце его речь выглядела так: — У нас ремонтируются су­ да семи флотов, причем ко­ личество их вдвое больше, чем планируется программой Министерства рыбного хозяй­ ства СССР. Хочу подчеркнуть, что практически на всех судах требуется большой объем мо­ дернизации. В частности, уста­ новка ПЗМ означает монтаж двухсот единиц разнообразной арматуры. Такой объем ре­ монта не делает ни один за­ вод в стране. Тем не менее мы можем гордиться высоким качеством работ. У нас прак­ тически не бывает реклама­ ций, хотя и не хватает рабо­ чих рук. А все названные ва­ ми проблемы должен ре­ шать флот. Единственное мо­ гу добавить: «Гольфстрим» стоял три года только пото­ му, что долгое время не бы­ ло дизелей. В 1984 году ста­ ли поступать дизели — дело сразу ускорилось. Ну и, на­ конец, сверхдлительная эк­ сплуатация без ремонта и «преклонный» возраст судов естественно удлиняют и удо­ рожаю т сам ремонт. ...Из кабинета главного ин­ женера вместе с представите­ лем М урманского тралового флота Павлом Алексеевичем Михайловым мы отправились на второе мурманское судно — БМРТ «Березники». В каю ­ те старшего помощника ка­ питана Валдиса Яновича Ва­ силевского было многолюдно моряки и члены приемной ко ­ миссии тралфлота говорили мне о трудностях и неудоб­ ствах ремонтного периода. Хвалили Балтийский завод за качество работ, за то, что здесь, как нигде, производят «фундаментальный» ремонт, скажем, замену всех пяти ди­ зелей разом. Отмечали забо­ ту флота: каждый член эки­ пажа получает 2 рубля 10 копеек в сутки на питание плюс рубль — «квартирные», к тому ж е и северный коэф ­ фициент сохраняется. Расска­ зывали, что помогают завод- чанам саморемонтом. Претензии к заводу выска­ зали следующие. Судоремонт­ ники обычно выбирают рабо­ ты, на которых не «застря­ нешь», и делают их в первую очередь. Не берут в ремонт системы автоматики и сигнали­ зации. Не спешат заводчане осваивать новые методы ре­ монта, в частности, речь идет об отдельных узлах и меха­ низмах. Конечно, куда проще заменить всю агрегатную си­ стему: вырезал борт, вынул старое, установил новое. Про­ ще, если не задумываться об экономии средств флота. ...Проблем много. Есть «гло­ бальные», есть мелкие, легко решаемые. Главные, на мой взгляд, три. Во-первых, решение вопро­ сов быта моряков во время ремонта судов. Нужна гости­ ница на территории завода или рядом со столовой и прочими необходимыми чело­ веку удобствами. Во-вторых, надо решать проблему посто­ янства ремонтного экипажа, чтобы было с кого спросить и с кого потребовать. Разу­ меется, будет гостиница (а речь о ее строительстве идет давно, да межведомственные барьеры тормозят дело], во­ прос кадров не станет столь острым. И, наконец, думается, ремонтная ведомость должна включать в себя все: и оче­ видное, и вероятное. То ве­ роятное, которое для грамот­ ных специалистов уж е сегод­ ня — очевидное. И. БЕРЕЗЮК, наш спец. корр. Мурманск — Таллин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz