Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.

• Решения XXVII съезда КПСС~ё жизнь! • НА ПРОИЗВОДСТВЕ ХОЗМ-ТЫ! -Прения заочное рабочее собрание За дефицитом-на свалку Прошлым летом я обнаружил, на свалке металлолома более трех километров нового кабеля. Он называется кабель и по­ чему-то, через дефис, связи и является на флоте остродефицит­ ным материалом. Обратился к одному, к другому: «Не мы, — говорят, — на свалку его определили». Так и не нашлось ви­ новного. Наши специалисты, проведав позже про кабель, по­ просту обменяли его на полтонны металлолома. По весу. С того давнего факта бесхозяйственности тянется ниточка к клубочку недоразумений, напутанных вокруг этого кабеля. Почему стало возможным такое, что дефицитнейшая продук­ ция, которую мы с трудом вымаливаем у нефтяников, газо­ добытчиков, заказываем за границей, вдруг оказывается в от­ ходах? Да потому, что нет хозяина. Нет строгого учета. Крите­ рий потребности кабеля — капитанское «надо». И «потолочная» цифра — тридцать метров кабеля на сто тонн улова. И то, и другое — неподвластно экономическому расчету. Капитан скло­ нен брать «про запас». Но чтобы взять, надо списать, сдать не склад. И потому на вполне работоспособной бухте кабеля мо­ жет появиться бирка с надписью «в утиль». А на складе тоже специалистов нет. Так и прокладывается прямая стежка на свал­ ку. И после вылова ста тонн рыбы, надо полагать, кабель не испаряется. В путанице недоразумений мы прошли только по одному сле­ ду. Возьмемся еще за одну ниточку. В семидесятых годах на промысловых судах начали устанав­ ливать приборы, которые позволяют контролировать парамет­ ры рыболовного трала. Схема проста. На трале закрепляется антенна-вибратор и от нее по кабелю-связи сигналы поступают на регистрирующий прибор, который находится в промысло­ вой рубке. Что представляет из себя кабель? Это стальной трос с изоляцией, в середине которого находится проводник элек­ трического тока. Так вот, если есть проводник, да еще и тот стальной канат пишется не иначе, как кабель-связи, то и должен, якобы, кон­ тролироваться связистами. Это совсем не безобидное обстоя­ тельство таит в себе огромные издержки. К примеру, в январе суда тралфлота передислоцировались в другой район промысла, где большие глубины и рыба у са­ мого дна. И моряки остались с «носом», потому что не хвати­ ло этого самого кабеля-связи. О громные убытки. Не сосчитать их и в случае небрежного обращения, бесхозяйственного хра­ нения троса. Согласно приказу МРХ СССР, инструкций, трос должен со­ храняться и эксплуатироваться службой добычи. Это логично. Так, например, заведено у калининградских рыбаков. И в «Мур- манрыбпроме». И в Архангельске. В службе добычи есть спе­ циалисты, которые могли бы не только правильно хранить, но и контролировать расходование. Но в тралфлоте все наоборот. И за эксплуатацию, и за хранение отвечает радиоспециалист. А где он может хранить тросы, весящие не одну тонну? В тесной радиорубке? И что может сделать, если вдруг по­ требуется перемотать ту ж е бухту с канатом, если в наличии у него только такой «мощный механизм», как отвертка? Всту­ пают в противоречие с действительностью и техника безопасно­ сти, и элементарная логика. Мало того: по инерции в ведении радионавигатора оказались и всякие электрощиты, и какие-то машинные агрегаты, и лебед­ ка, на которую наматывается тот кабель-связи. И канифас-бло­ ки, через которые проходит трос. Часто приходилось наблю­ дать, когда радиоспециалист брал ведерко с кистью и шел ту самую лебедку красить. Или приваривал к канифас-блоку приспособление, препятствующее соскальзыванию троса. А все потому, что внутри него — проводничок. Не в упрек механи­ ческой службе будь сказано. Такие странные дела: те, кто по долгу службы обязаны за­ ниматься тросами, самоустранились от исполнения министер­ ского приказа, перевалив нелегкие обязанности на одного чело­ века. Надо сказать, что в основном он управляется с несвой­ ственным делсм. Как правило, трос всегда смазан, зачехлен. Но какой ценой расплачиваемся за это? Если бы радионавига­ тор занимался только своим делом, то и рыбы больше было бы. Это ж е естественно. Но порочная практика на тралфлоте продолжается. Если иметь в виду все обязанности, которые выполняет радиоспе­ циалист, то правильнее его было бы назвать так: электрорадио- механический тралмейстер. Такой широкий профиль отнюдь не способствует эффективному использованию рыбопоисковых при­ боров. Пусть пироги печет пирожник. ^ ОСТРОВОЙ, радиомонтажник тралового флота. БЕСХОЗНЫЙ ОБЪЕКТ Моя бригада возводит кана­ лизационно-насосную станцию очистных сооружений в мор­ ском рыбном порту. Уже пять лет. Станция не первая в на­ шей строительной практике. Но такой волокиты я не пом­ ню. В 1980 году забетониро­ вали колодец, начали откачи­ вать' воду, а колодец... стал опускаться вниз. Надо сказать, что эта исто­ рия происходит всегда при та­ ких работах. И всегда, сколь­ ко я помню, мы тут же укреп­ ляем днище. Но в этот раз почему-то работы не велись. Руководители нашего треста « Мурманскпромстрой» чего-то ждали. Несколько лет. В про­ шлом году вновь мы встрети­ лись со старой знакомой. Только начали весной работы — сняли у нас кран, сказали что новый кинотеатр срочно надо сдавать... А потом и нас перекинули на другой объект, кстати, тоже на пусковой: хле­ бозавод достраивали. Лишь осенью вернулись в порт. Закипела работа. За полтора месяца укрепили « па­ дающий)> колодец. И сделали все, без новых выдумок, все точь-в-точь как и на предыду­ щих канализационных станци­ ях. Я что хочу сказать: если бы нас не снимали с объекта, если б не «дергали», мы бы давно очистные порту сдали. Сейчас работы продолжаются, но как? На прошлой неделе три дня простояли из-за от­ сутствия бетона, неделю иска­ ли нужную трубу (спасибо, порт помог), не хватает до­ сок... В. АЛЕКСЕЙКОВ, бригадир СМУ-1 треста «Мурманскпромстрой». ------- После слова —дело Под одну крышу В прениях прош лого рабоче­ го собрания прозвучало вы­ ступление газорезчика ко р п ус ­ но-котельного цеха М урманской судоверфи Н. Ерофеева. «Гене­ ральны й директор судоверфи, — говорил газорезчик, — обе­ щал: к а к только доковы й цех переедет в новое здание, ста­ рое помещение отдадут нам». Прошло время, помещение пустует, а котельщ ики по- преж нем у трудятся в стеснен­ ны х условиях. Информацию по поводу это­ го вы ступления дает генераль­ ны й директор объединения «М урм анская судоверфь» Б. Д. ИВАНОВ: «По-видимому, мое выступ­ ление на партийном собрании в корпусно-котельном цехе бы­ ло воспринято несколько упро­ щенно. Речь шла о серьёзной реконструкции. Замысел та­ кой: под одной крышей объе­ динить старый доковый цех, ныне действующий корпусно­ котельный, главный склад и пространство между ними. Главный склад предваритель­ но тоже будет перестроен. С торцов реконструируемых зданий будут сделаны при­ стройки, которые выровняют весь комплекс в одну линию. С северной стороны будут со­ оружены поликлиника и быто­ вые помещения, с южной — четырех-пятиэтажное здание цеха по ремонту автоматики. Часть проектной документации уже изготовлена. СОБРАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ На нашем заочном рабочем собрании уж е вы ступили 10 че­ ловек. Подняты важ ны е вопросы повыш ения качества прод ук­ ции, взаимоотнош ений между см еж н ика м и , хозяй ского, береж­ ного отнош ения к государственном у добру. Это говорит об а к­ тивной позиции авторов, об их стремлении навести настоящий порядок на производстве. Ждем ваш их новы х писем. Собрание продолжается. 'Молодая смена Степень зрелости В М урманском СПТУ-12 про­ шел областной конкурс про­ фессионального мастерства молодых токарей. Задание было сложное: выточить сту­ пицу к настольно-сверлильно­ му станку. Это работа треть­ его разряда, на ее изготовле­ ние требуется два с полови­ ной часа. И тем не менее ребята в основном хорошо справились с делом, показали твердые теоретические знания. Победителями стали Юрий Николаев и Виктор Кошкин (СПТУ-12), третье место поде­ лили Сергей Поваров, тоже представитель нашего учили­ ща, и юный токарь из Апати­ тов Сергей Смольянинов. В. ЛОНСКИЙ, и. о. старшего мастера СПТУ-12. Репортаж с промысла 1 Неуместные аплодисменты Еще не были отданы швар­ товы, а на ТР «Иван Шиш­ кин» моряки заняли свои рабочие места. Им предстоя­ ло взять в море груз от плавбазы «Профессор Бара­ нов». Настроились и... пере­ куривали, пока коллеги рас­ печатают трюм, хотя на ‘плавбазе прекрасно знали время подхода транспорта. Постарались нагнать упу­ щенное время вахты стар­ ших матросов М. П. Бара­ нова и А. А. Безлера с тран­ спортного судна. Между друзьями - соперниками, ве- iepaHaMH судна, по-боевому разгорелось социалистиче­ ское соревнование. Их кол­ лективы достигли рекордной обработки — 47 тонн за че­ тыре часа — и сумели на полсуток раньше срока за­ кончить перегрузку. Можно аплодировать? Ведь конечный результат оказал­ ся высоким. — Да, все прошло нор­ мально, — считает капитан- директор плавбазы «Профес­ сор Баранов» В. А. Родин. — Правда, в самом начале, была небольшая задержка, но она естественна. К тому же не забывайте, у нас на­ пряженная производственная программа: в сутки изготав- ливаем по 20 тысяч физи­ ческих банок пресервов. — Вот-вот, это стало чуть ли не системой: свой план гонят, а до нас им дела нет, — считает А. А. Безлер, — так было и в марте, когда с этой плавбазы мы пере­ гружали до смешного мало — за четыре часа 16 тонн. — Интересы флота их, видимо, не тревожат, — под­ держивает своего товарища матрос В. И. Сороковиков. — Говорим: надо работать по-новому, значит, интенсив­ но, без раскачки. Когда же на плавбазе перестроятся? Вопрос не лишен основа­ ний. И это касается не толь­ ко организации производст­ ва, но и качества труда. От­ дельные бочки с соленой рыбопродукцией, выработан­ ной на плавбазе, не отвеча­ ли ГОСТу, были деформиро­ ваны, с небрежной маркиров­ кой. Пришлось их вернуть на переделку. И на это ушло время. Так что оптимизм капитана Родина лишен ос­ нований. А. ВИЛОВ,<$ наш спец. корр. Баренцево море. Проблемы т р и года По Таллину носился штор­ мовой ветер. Он, посвистывая, подметал и без того чистые улицы, срывал с прохожих шляпы, леденил лица и руки. На пирсах Балтийского су­ доремонтного завода ветер прямо-таки бесновался. Мы с начальником бю ро производ­ ственного отдела завода Алек­ сандром Ивановичем Щ ерба­ ковым шли, согнувшись, и ве­ ли разговор, пытаясь перекри­ чать вой стихии. Александр Иванович сетовал на то, что трудно стало на заводе: кадров не хватает. Работа тяжелая, а заработки такие м ож но найти в других местах. «Вот уйдут на пенсию ветера­ ны, золотые руки, кто заме­ нит их?» Мы зашли в громадный цех. М ожет, от его величины, мо­ жет, от слов моего спутника, но мне действительно цех по­ казался безлюдным. Два-три человека в одном углу, один посередине, небольшая группа рабочих в конце цеха — ма­ ловато. * * * ...БМРТ «Гольфстрим» вы­ годно выделялся среди дру­ гих судов: свежеокрашенный, он выглядел совсем новым. Скоро в рейс. Поднялись на палубу, и сра­ зу впечатление изменилось: еще много неубранного ж е ­ леза, каких-то труб, деталей. В каюте старшего механика Владимира Степановича Пет­ рова тоже было далеко до обычного «морского» порядка, хотя до выхода в море оста­ вались считанные дни. Мы только что начали раз­ говор, когда пришел в каюту капитан-директор Николай Кон­ стантинович Горошко. О И вот что я услышала. «Гольфстрим» стоит здесь три года. Все это долгое вре­ мя ремонт шел эпизодически, где-то, что-то, чуть-чуть. Рья­ но взялись за дело лишь в последние три месяца. Разумеется, траулер не отапливался. Регистровое снаб­ жение из-за этого серьезно пострадало. Надо бы сдать его на склад, но такового нет, а есть крытая площадка. Но ведь не оставишь без при­ смотра ценное оборудование. Но самая серьезная пробле­ ма — кадры. Известно, что на ремонтирующиеся суда люди вообще идут неохотно. Тем более не горят желанием «си­ деть» в ремонте за предела­ ми М урманской области, ведь теряются «полярки», сокраща­ ется отпуск, да и разлука с домом, семьей никого не при­ влекает. Кроме того, шум, скрежет, грохот, запах свар- 1 апреля 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz