Рыбный Мурман. 1986 г. Апрель.

Партийная жизнь • ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Г РАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ оконча- ния партийного форума на очередном заседании сове­ та по экономическому образо­ ванию был рассмотрен воп­ рос — о задачах по пропаган­ де и глубокому изучению д о ­ кументов XXVII съезда КПСС. Совет утвердил график посе­ щения занятий, состоялся кон­ кретный разговор об обновле­ нии наглядной агитации каби­ нета по экономическому об­ разованию, об оказании про­ пагандистам школ конкретной экономики, коммунистического труда необходимой методиче­ ской помощи. Был решен воп­ рос и об организации смот­ ра-конкурса на лучший рефе­ рат по материалам XXVII съезда КПСС. О б этом созет проинформировал капитанов, первых помощников, пропаган­ дистов. В радиограммах, ра­ зосланных на суда, даны тре­ бования к рефератам и под­ черкнуто, что наибольшую цен­ ность будут иметь разработки Изучая материалы съезда проблем . интенсификации про­ изводства, укрепления дисцип­ лины, экономики. В настоящее время во всех школах конкретной экономи­ ки, коммунистического труда изучаются материалы XXVII съезда КПСС- Глубокому ос­ воению этих исторических до­ кументов помогло участие пропагандистов экономическо­ го образования в работе флот­ ского, районного, городского семинаров. Кроме того, 29 пропагандистов получили ме­ тодическую помощь непосред­ ственно в кабинете по эко­ номическому образованию. С хорошим деловым настро­ ем прошло занятие в школе коммунистического труда вы­ числительного центра. С лек­ цией «Современный мир: ос­ новные тенденции и противо­ речия» выступила начальник ВЦ М. А. Красикова. Затем слушатели получили конкрет­ ные практические задания по изучению первого раздела Политического доклада, по подготовке выступлений в кол­ лективе. Недавно с промысла вер­ нулся экмпаж имени XXVII съезда ППР «Ковдор», воз­ главляемый капитаном-дирек- тором, пропагандистом ш ко­ лы конкретной экономики В. И. Черняевым. В ходе изу­ чения предсъездовских д оку­ ментов и материалов партий­ ного форума моряки разрабо­ тали и внедрили 20 рацпред­ ложений. Наибольшую актив­ ность здесь проявил слуша­ тель школы конкретной эко­ номики, электромеханик В. А. Ригина. На втором занятии — «Уско­ рение социально-экономичес­ кого развития страны — стра­ тегический курс» — слушатели выступали с рефератами. Так, третий помощник капитана А. М. Пахареа разработал воп­ рос «Курсом интенсификации». Свое выступление он увязал с обращением мурманчан — де­ легатов съезда КПСС «Каждо­ му труж енику — личный ру­ беж». Немало интересных предло­ жений высказали на занятиях третий помощник капитана A. М. Пахарев, рефмашинист B. С. Зотов, матросы Н. М. Михайлов, Г. Ф . Петренко. Зна­ чительную помощь экипажу оказала реализация их пред­ ложений: установка дополни­ тельных транспортеров на пра­ вый борт, совместная и раз­ дельная схема работы транс­ портеров. Использование их в практической работе позволи­ ло увеличить показатели по выпуску пищевой рыбной про­ дукции. Глубокое изучение материа­ лов партийного съезда будет способствовать обогащению содержания учебы, изысканию резервов повышения эффек­ тивности производства, выпол­ нению планов и социалистиче­ ских обязательстз года. А. ШАБУНИН, зав. общественным кабине­ том по экономическому о б ­ разованию тралового фло­ та, первый помощник капи­ тана. МНЕНИЕ КОММУНИСТА в( to МНОГИХ ВЫСТУП­ ЛЕНИЯХ на форуме коммунистов страны красной ннтыо прошла тема нового взгляда на свое рабочее ме­ сто, на трудовой коллектив, на свою роль в его жизни. Различные аспекты повсе­ дневных забот волнуют се­ годня тружеников всех от­ раслей промышленности, не оставляют они равнодушны­ ми наблюдателями и нас. моряков рыбопромыслового флота. Следуя ленинским заве­ там организации социали­ стического соревнования, партия сосредоточивает се­ годня внимание на изучении и распространении опыта победителей в борьбе за пол­ ное использование интенсив­ ных факторов экономическо­ го роста, резервов, эконо­ мию во всем, улучшение ка­ чества, достижение наивыс­ ших конечных результатов при наименьших затратах. Значение соревнования труд­ но переоценить. Обратимся к нашей базе промыслового флота и посмотрим, как ре­ шается здесь этот животре­ пещущий вопрос. В течение нескольких лет я являлся членом профсоюзного коми­ тета базы и с постановкой дела знаком не понаслышке и,-кроме того, могу судить и как рядовой участник сорев­ нования. Все без исключения эки­ пажи судов нашей базы по истечении очередного кален­ дарного года включаются в соревнование с новыми со­ циалистическими обязатель­ ствами, взвесив свои возмож^ пости, вскрыв собственные резервы и реально оценив силы. Не бросая слов на ветер, наши рыбаки стремят­ ся трудиться с полной отда­ чей. Но экипажи в течение года меняются, причем неод­ нократно. Например, за два года эксплуатации нашего судна лишь одному мне уда­ лось отработать их бессмен­ но, команда же обновлялась минимум четыре раза. И это, видимо, пока неизбежно. Но вот заканчивается год, подводятся итоги соревнова­ ния, выявляются победите­ л и — три места по каждому типу судов. В течение года и к праздникам, ежемесячно и поквартально также подво­ дились итоги, назывались и награждались победители, издавались соответствующие приказы. Освещение сорев­ нования, гласность его и распространение передового опыта к тому и свелось. И остались в неведении моря­ ки, даже экнпажей-победите- лей. как удалось им этого добиться, что сделано их предшественниками, чем мо­ гут они поделиться с дру­ гими, если их спросят, и таким образом. А как же те остальные, побежденные? Они вообще не имеют пред­ ставления о проделанной ра­ боте: сколько выловлено за год рыбы (цифры последнего рейса, естественно, в памяти еще свежи), каков процент выполнения нового задания и социалистического обяза­ тельства, сколько удалось ных решении вы там не уви­ дите! Но можно учитывать их. считать внедренными и авторов всячески поощрять, а вся эта творческая работа сведется к «изобретательст­ ву велосипеда» другими, по­ ка заполненные бланки «за­ явлений на рацпредложение» не выпорхнут из той толстой папки, пока не отряхнут с нее кабинетную пыль и не распространят информацию с описанием новшеств на всех судах. Не могу судить о регуляр­ ности использования новинок в сфере судоремонта. Но труда. Сущность наказания, по" меткому определению А. С. Макаренко, в пережи­ вании человеком своей ошиб­ ки, переживании вины перед коллективом. Если же педа­ гогический замысел того и другого игнорируется. то воспитательное содержание используемых мер выхола­ щивается, они становятся су­ губо формальными, казенны­ ми процедурами. Поговорим сначала о по­ ощрениях. Арсенал их. к со­ жалению. невелик. Это гра­ моты, благодарности, фото­ графии на Доске почета, — С Т О И Т за победой? сэкономить, кто вышел по­ бедителем в парном сорев- новаинн, как выполнены другие показатели? Даже у старших специа­ листов судовых служб нет таких данных, и они судят о своей работе так — не ли­ шен рейсовой премии, зна­ чит, в нормы уложился. Хо­ рошо, если капитан в тече­ ние года не менялся, что, по-моему, вообще редкость, и. имея данные планового отдела по рейсам, система­ тизировал и довел их до све­ дения экипажа. Конечно, можно обвинить и судовые общественные организации, но (вспомните!) , экипажи-то меняются постоянно и со­ хранить даже костяк удает­ ся далеко не всегда. Г ОРЕВНОВАНИЕ В СФЕРЕ технического творчества является одним из важных средств дальней­ шего развития знаний, прак­ тических навыков, формиро­ вания самых высоких ка­ честв личности, активизации ее трудовой и общественно- политической деятельности. Рационализаторы Мурман­ ской базы иромфлота Арх- рыбакколхозсоюза не раз за последние годы выходили по­ бедителями в соревновании творческих бригад ВОИР ВРПО «Севрыба» и вполне заслуженно. Достаточно про­ смотреть солидную папку с оформленным и предложе- ниями — кайих только инте­ ресных мыслей и орнгииаль- скажу с уверенностью, что все мои (и в соавторстве) двадцать пять предложений осуществлены только на тех судах, где я работал. То же вам скажут и другие авто­ ры. А жаль. О потерянном эффекте от возможного вне­ дрения предложений даже горько говорить. Причем не только о внушительных циф­ рах экономического эффек­ та, но и о моральной сторо­ не дела. Думается, что давно на­ зрела необходимость работу но оказанию помощи рацио­ нализаторам в оформлении и внедрении предложений возложить на специально введенного в штат промбазы уполномоченного по рацио­ нализаторской работе и но­ вой технике. Кстати, хочу напомнить и работникам от­ дела кадров, что авторский гонорар является мерой по­ ощрительной и должен фик­ сироваться в трудовой книж­ ке и личной карточке авто­ ра предложения наравне с другими благодарностями и награждениями. В РАЗВИТИИ СОЦСО­ РЕВНОВАНИЯ ни в коем случае не умаляется, а выдвигается наряду с други­ ми н методы стимулирования труда и нравственного пове­ дения в трудовых коллекти­ вах. Известно. что умело применяемое поощрение вы­ зывает у работника эмоцио­ нальный подъем, энтузиазм, удовлетворение от своего но и они применяются не­ умело. Сошлюсь па примеры из жизни нашего экипажа. В период выхода из ремон­ та в воскресный день меха­ ники больше суток не ухо­ дили из машинного отделе­ ния. до тех пор. пока не выполнили срочную п ответ-, ственную работу.” Начальник механико-судовой службы. довольный отношением к де­ лу и качеством работы спе­ циалистов, бросил, как бы невзначай: «Молодцы! Ваш труд обязательно будет от­ мечен». Сказал — и забыл, а люди-то помнят и считают себя обойденными внимани­ ем. тем более после обеща­ ния. Забегая вперед, скажу, что вскоре за незначительное упущение тот же начальник строго наказал тех же меха­ ников, «протащив» их в при­ казе по флоту. Или вот при проведении смотра-конкурса на звание лучшего командпра-воспита- теля было предусмотрено награждение победителей По­ четной грамотой и денежной премией. Материальное по- ощренне-то выдали сразу по­ сле подведения итогов, а вот про грамоты как-то забыли, хотя от чистых бланков шкаф, наверное, ломится. Поощрение, как правило, применяется по отношению к передовикам, активистам, добившимся заметных дости­ жений в сравнении с обыч­ ными средними показателя­ ми. Конечно. "поощрять та­ ких работников необходимо. Только при этом нужно кон­ кретно выделять самое по­ казательное и существенное в их деятельности, а не про­ сто хвалить за хорошую ра­ боту вообще. Ведь успехи и методы Должны обязательно становиться достоянием и других — у хороших дел всегда есть зачинатели, а значит, должны быть и по- следователи. Но нельзя оставлять без внимания и основную часть коллектива, тех людей, успехи которых пока остаются скромными. В текучке повседневных за­ бот, на мой взгляд, надо ча­ ще задумываться, о том, что добросовестное выполнение работником должностной ин­ струкции и поручаемых за­ даний тоже заслуживает вни­ мания н поощрения, а не только одобрительного по­ хлопывания по плечу. Сухие ’ строчки обяза­ тельств и отчетных докумен­ тов не должны заслонять со­ бой главного — Человека. Только справедливое, бе­ режное и заслуженное отно­ шение к нему позволит ста­ билизировать судовые эки­ пажи, численный и качест­ венный состав работников промысловых судов, повысить эффективность их труда. ВОЗМОЖНО, что выска- 1занные мною сообра­ жения местами излишне эмо­ циональны, порой весьма субъективны, но они, уверяю, отражают истинное положе­ ние и продиктованы лишь стремлением повысить уро­ вень организации и проведе­ ния социалистического со­ ревнования. Давайте еще раз перечитаем строки По­ литического доклада XXVII съезду КПСС: «Первый год пятилетки — год ударного труда, испытаний делом каж­ дого руководителя и трудо­ вого коллектива. Мы обяза­ ны выдержать это испыта­ ние. вовлечь в производство все резервы экономики, ук­ репить основу дальнейших преобразований. Решающее условие достижения постав­ ленной цели — трудолюбие и талант советских людей. Дело за умелой организаци­ ей. точным направлением этой великой силы». Пере­ читаем и задумаемся... И. ЗЕНОВ, старший механик СРТМК «Ромб» М урманской м еж ­ колхозной базы промы сло­ вого флота Архрыбаккол- хоэсоюза, секретарь суд о­ вой партийной организа­ ции. В ' С ! 1 апреля 1986 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz