Рыбный Мурман. 1985 г. Январь.

• ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • ------------------ Практика судовождения В е ж л и в ы е т р а у л е р ы Августовской ночью СРТ-м «Бирск» тралил в Баренцевом мо­ ре. После полуночи вахтенный штурман обнаружил в миле по Курсу огни встречного траулера. Им оказался РТ «Анива». Не желая сходить с промысловой глубины, капитан «Бирска» приказал от­ вернуть 10 градусов влево. На «Аниве», в свою очередь, поверну­ ли вправо, обозначая намерение разойтись левыми бортами. В результате этих маневров курсы сходящихся судов из параллель­ ных превратились в пересекаю­ щиеся. Вскоре после того, как траулеры разошлись, произошло их сцепление тралами, и во вре­ мя выборки СРТ-м «Бирск» намо­ тал на винт собственный траловый мешок. Причиной сцепления был опас­ ный маневр судоводителей «Бир­ ска» — отворот влево, который они имели право выполнить толь­ ко после согласования с РТ «Анива». Вероятность сцеплений увели­ чивается при ограниченной ви­ димости и большой скученности траулеров. Для безопасного веде­ ния промысла в этих условиях важно грамотно и в полной ме­ ре эксплуатировать РЛС и УКВ- станции, полезно знать специ­ альные выражения на англий­ ском язы ке и учитывать осо­ бенности используемого пром- вооружения. Судоводители долж­ ны всегда представлять то рас­ стояние, на котором движутся траловые доски кан своего трау­ лера, так и встречного судна. Любо-дорого наблюдать, как ра­ ботают в группе некоторые трау­ леры. Их судоводители своевре­ менно уступают дорогу при рас­ хождениях, никогда не вступают в споры и пререкания по радио­ телефону, не стремятся извлечь выгоду лишь для себя. С ними легко достичь обоюдной догово­ ренности, и, что интересно, на таких траулерах, как правило, ра­ ботают продуктивнее, чем на тех, которыми управляют забияки и грубияны. А. ДМИТРИЕВ, наш внешт, корр. Фельетон Похищение по-иноплаиетянсни.. Что ни говорите, а рань­ ше плавать было легче. Ухо­ дят в море, скажем, кара­ веллы Колумба или шлюпы Беллинсгаузена. Распроща­ лись моряки с родственни­ ками, женами и невестами, получили последние напут­ ствия от своего начальства — и в путь. Скрылись па­ руса за горизонтом, ника­ кой тебе связи с берегом. Основная забота — нести вахту, на досуге потягивать ром да высматривать по курсу острова, а то и це­ лые континенты неоткрытые. Жизнь текла спокойно. А в наше время? Не ус­ пела утихнуть суета от­ плытия, а уже надо выхо­ дить в эфир, докладывать в установленные адреса, где находится судно да каково его состояние. И так — каждые 4 часа. Ну когда же, скажите на милость, отды­ хать? И невольно завидуешь мо­ рякам тех времен, когда не родился еще ни Маркони, ни Попов, когда человечест­ во не подозревало о сущест­ вовании радиоволн. Хотя, если вспомнить, как заканчи­ вались в прошлом некото­ рые экспедиции, зависть не­ сколько поутихнет. Ведь ес­ ли, бывало, корабль вместо Цейлона оказывался на Га­ вайских островах, об этом знали только сами моряки. Ну и, само собой разумеет­ ся, если иные суда попада­ ли на рифы атоллов Тихого или Индийского океана или сталкивались с айсбергом у берегов Антарктиды, помо­ щи им ждать было неотку­ да. Не существовали в те времена спасательные служ­ бы, не было н самой воз­ можности обратиться за помощью. Сейчас же за местонахож­ дением каждого судна уста­ новлен жесткий контроль. Цель его — прийти на по­ мощь, как только это по­ требуется. Огромную заботу о сохра­ нении человеческих жизней на море проявляет наше го­ сударство. Уже работают спутники, которые, получив сигнал бедствия, немедлен­ но передают его на назем­ ные станции, и спасательные суда тотчас отправляются на помощь. И тем не менее в послед­ них числах октября прошло­ го года произошел случай, достойный удивления (прав­ да, не только удивления, но об этом позже). ПСТ «Ветлуга» Архан­ гельского тралового флота вышел в рейс. Начальник радиостанции Петр Никола­ евич Кривошапко, собрав ос­ татки сил после береговых перегрузок, отправил на бе­ рег первое сообщение. А потом получилось, как в известном стихотворении: «Ищут пожарные, ищет ми­ лиция...» Служба наблюдения за флотом буквально сбилась с ног, разыскивая пропавший траулер. Ведь цунами 6 наших краях не бывает, за­ гадочных исчезновений су­ дов, как в Бермудском тре­ угольнике, не зарегистриро­ вано... Инопланетяне, что ли, похитили ПСТ? Из службы наблюдения доложили в ВРПО «Севры- ба»: «ЧП, траулер исчез». Оттуда в адрес штаба промрайона полетела сроч­ ная радиограмма: немедлен­ но организовать поиск суд­ на. Нескольким траулерам было приказано прекратить промысел рыбы и методично обследовать участки моря, где мог бы терпеть бедствие траулер «Ветлуга». Ведь на нем 42 человека! На вторые сутки пропажа нашлась. Как выяснилось, никуда траулер пропадать не собирался, инопланетяне ни­ какого интереса к нему не проявили, он спокойно сле­ довал на промысел, и жизнь здесь шла своим чередом. Даже начальник радиостан­ ции, принимая от старпома радиограммы для передачи на берег, проставлял на них требуемые данные: номер, количество слов и т. д. Од­ нако дальше этого дело не шло, ни одна из радиограмм в эфир не попала. Истинные причины такого отношения к своим обязан­ ностям П. Н. Кривошапко установить не удалось. Объ­ яснения начальника радио­ станции насчет неисправно­ сти радиоаппаратуры при­ знаны несостоятельными, огромную усталость П. Н. Кривошапко тоже никто не подтвердил. Зато уверенно можно ска­ зать, что флоту нанесен немалый ущерб. Ведь для выяснения обстоятельств пропажи траулер был ото­ зван в порт. Он потерял при этом не одни сутки промыс­ лового времени, да еще сколько экипажей не выпу­ скали продукцию, пока иска­ ли пропажу. К сожалению, ни администрация, ни проф­ ком флота не дали принци­ пиальной оценки случивше­ муся, не предъявили винов­ нику счет за простои судов. А жаль! Правда, совсем безнака­ занным Петр Николаевич не остался. «Севгосрыбфлотин- спекция» решила, что надо закрыть ему доступ в ра­ диорубку на год. Хотелось, чтобы эта исто­ рия послужила уроком и другим морякам. Времена Колумба ушли безвозврат­ но! В. ПАВЛОВ, наш внешт. корр. Рисунки Е. КО БЗЕВОИ . Не повторять чужих ошибок Авария. Это слово у мно­ гих читателей, а особенно у моряков, ассоциируется с большими конструктивными разрушениями судов, серьез­ ными повреждениями глав­ ных силовых установок, судо­ вых устройств. А как следст­ вие — большие материаль­ ные затраты, непроизводи­ тельные простои судов и не­ плановые работы судоре­ монтных предприятий. Следует сразу оговорить­ ся, что в прошлом году на­ блюдалась тенденция к сни­ жению аварийности и ее по­ следствий. Так, аварий стало на две меньше, простой су­ дов по этой причине снизил­ ся более чем на 300 судо- суток, или более чем в три раза. Технические убытки уменьшились более чем на полмиллиона рублей, или поч­ ти в шесть раз, а убытки от простоя снизились почти на 800 тысяч рублей. В прошлом году сократи­ лось число аварий техничес­ кого характера, зато несколь­ ко возросло количество на­ вигационных. На 20 процентов меньше было и аварийных происшествий. Девять аварий случилось по вине экипажей (64 про­ цента). Они дали наибольший простой и немалые техниче­ ские убытки, поэтому остано­ вимся на них несколько под­ робнее. ...С конца июня и до сере­ дины октября прошлого года БМРТ «Мурманск» Мурманско­ го тралового флота был в ре­ монте. Тогда рабочие завода «Севремавтоматика» среди прочих работ производили и наладку станции сигнализации рабочих параметров главного двигателя. К сожалению, ре­ монт был произведен некаче­ ственно, а судовые специали­ сты, ответственные за техн!Г> По вине и без вины экипажа ческое состояние станции, не произвели проверку ее. Через две недели после вы­ хода траулера в рейс, когда судно следовало полным хо­ дом, вахтенный, 4-й механик Е. Л. Каллиопин, обнаружил, что питательный паровой на­ сос котла не работает, а уро­ вень воды в котле падает. Он начал устранять неисправ­ ность. Однако вскоре покинул пост управления и оставил ра­ боту главного двигателя без контроля. А за это время остановился масляный электронасос, масло перестало поступать в работа­ ющий на полном ходу двига­ тель. Но сигнал о резном па­ дении давления масла не про­ звучал, так как станция сиг­ нализации была неисправна. Возвратившись, 4-й механик увидел, что главный двигатель работает без масла. После ос­ тановки главного двигателя и осмотра его было обнаружено, что подплавлены рамовые и мотылевые подшипники колен­ чатого вала, плюс задир рамо- вой шейки. В итоге рейс пришлось прервать и на буксире воз­ вращаться в порт, А случи­ лось все это потому, что работники завода «Севрем­ автоматика» П. П. Курников, В. П. Солобоев и Н. М. Слу- женко недобросовестно вы­ полнили ремонтные работы, а специалисты судомеханиче­ ской службы траулера, стар­ ший механик А. С. Иващен­ ко, второй механик С. В. Смы­ слов, электромеханик А. Н. Власов и 4-й механик Е. Л. Каллиопин, не выполнили тре­ бований правил технической эксплуатации дизелей и пра­ вил судоремонта. Другой пример. На БМРТ «Михаил Квасников» объеди­ нения «Мурманрыбпром» про­ изошли подплавка подшипни­ ков и задир мотылевой шей­ ки № 1 коленчатого вала главного двигателя. Старший механик Н. И. Махиборода решил устранить неисправ­ ность своими силами и доло­ жил об этом главному инже­ неру флота Н. А. Реэниченко. Естественно, ремонт произ- водился «на глазок», и через три дня произошел рецидив. Узнав об этом, главный ин­ женер дал указание взять на борт флагманского механика Д. Ф. Тартакоаского и при его участии продолжить ремонт коленвала. Однако и эта по­ пытка обернулась неудачей. Только тогда стармех убе­ дился в бесплодности само- ремонтных работ. К этому же убеждению пришло и техни­ ческое руководство флота, правда, с некоторым запозда­ нием. А в итоге более 4-х месяцев судно было не у дел. И ведь что интересно, ана­ логичная авария на этом траулере была в 1983 году. Еще тогда в заключении по­ сле аварии отмечался пло­ хой контроль механико-судо­ вой службы флота за техни­ ческим состоянием судов, там же были даны рекомен­ дации техническому руковод­ ству, как исправить создав­ шееся положение. Теперь яс­ но, что все рекомендации и предостережения остались на бумаге. Такая ошибочная по­ зиция технического руковод­ ства объединения — рекомен­ довать судовым механикам исправлять серьезные повре­ ждения коленчатых валов своими силами без соответ­ ствующей оснастки и инстру­ мента — приводит к боль­ шим материальным потерям (общие убытки по БМРТ «Ми­ хаил Квасников» составили болев полумиллиона рублей) и наносят ущерб и флоту, и «Севрыбе» в целом. А вот в повреждении ре­ дуктора главного двигателя На БМРТ «Павел Панин» в октябре прошлого года вро­ де и нет виновных. Но следу­ ет отметить, что аналогичные повреждения были на БМРТ «Александр Борисов», «Семен Лапшенков», «Сергей Макаре­ вич». Сейчас работники ЦПКТБ занимаются исследованием причин повреждений редук­ торов, но пока каких-либо дей­ ственных мер по их преду­ преждению не найдено. Ви­ димо, руководителям флотов, эксплуатирующих суда типа «Иван Бочков», а также ВРПО «Севрыба» следует проявить большую настойчивость в ре­ шении проблемы надежности работы этих механизмов. Ни для кого не секрет, что чем лучше судно подготовле­ но к рейсу, чем грамотнее там специалисты, тем меньше вероятности ЧП на нем. Но, несмотря на то, что перед выходом в рейс на каждом судне представители служб подписывают «контрольную карточку», удостоверяющую готовность судна к рейсу, за истекший год портнадзором и инспекцией по различным причинам было задержано 34 судна, то есть вдвое боль­ ше, чем в 1983 году. В том числе из-за различных неис­ правностей корпуса, механиз­ мов, штурманского оборудова­ ния — 36 процентов, из-за не­ трезвого состояния некото­ рых членов экипажа, в том числе и комсостава , — 27 процентов. Не на должной высоте подготовка комсостава. Не­ редко такие специалисты, проходя согласование в инс­ пекции, показывают слабые знания. В 1984 году двадцать во­ семь командиров лишены дипломов, из них 24 — за пьянство на судах. Наши инспекторы и флаг­ манские специалисты в море выявляют на судах еще мно­ го недостатков в организа­ ции штурманской службы, в техническом состоянии судов. И, как правило, реакция бе­ реговых служб на эти недо­ статки бывает односторонней: «Случай разобран, виновные наказаны». Но ведь этого мало. Надо анализировать недостатки и стремиться их устранить на тех судах, где они обнаружены, и не допу­ стить подобного на других, помня, что все эти недостатки являются предпосылками ава­ рий и аварийных происшест­ вий. В. ГЕРЦАК, старший морской инспек­ тор «Севгосрыбфлотинспек- ции». 25 января 1905 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz